Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем различается развитие рыб и земноводных. Земноводные. Опорно-двигательная система земноводных

Рыбы и земноводные в системе биологической классификации являются классами (или парафилетическими группами), входящими в более высокую таксономическую группу – тип позвоночных (хордовых) животных. Чем отличаются земноводные от рыб биологически? Рассмотрим вопрос, используя последние данные науки.

Происхождение

На сегодняшний день установлено, что жизнь на Земле впервые возникла в океане. Долгая эволюция простейших организмов постепенно привела к усложнению их биологической организациии в конце концов к появлению рыб – позвоночных животных, чья жизнь полностью связана с водоемами. Когда растения вышли из океана на сушу, животные двинулись вслед за источниками пищи: сначала «вегетарианцы», а затем и хищники. Рыбы, постепенно видоизменяясь, стали преобразовываться в существа, более приспособленные для жизни на мелководье и прилегающих к берегу участках суши – так появились земноводные.

Отличие земноводных от рыб в первую очередь в том, что они адаптировались к дыханию вне океана. Однако тесная связь с водоемом заставила развить комбинированное дыхание: кроме легких (как у всех обитателей суши), у земноводных есть дополнительные органы дыхания – жабры, а некоторые вообще дышат с помощью кожного покрова (это называется «кожное дыхание»). Однако ряд видов имеет только легкие – например, жабы, которые живут в более сухой среде, чем большинство земноводных.

Сравнение

Таксономически (то есть в системе классификации) рыбы и земноводные являются равнозначными классами позвоночных животных. Как мы установили, земноводные произошли от рыб в процессе приспосабливания к изменившимся условиям жизни. Вместе с тем у них осталось довольно большое количество одинаковых черт строения, образа жизни и размножения. Что же у них общего?

Во-первых, это размножение, которое осуществляется с помощью метания икры. Разумеется, из этого правила есть исключения. Существуют живородящие рыбы (например, некоторые акулы) и живородящие земноводные (ряд видов жаб и саламандр). Однако размножение путем икрометания встречается и у рыб, и у земноводных значительно чаще. Живорождение – это, скорее, исключение из правил.

Во-вторых, и те и другие являются холоднокровными животными, поэтому сильно зависят от температуры окружающей среды: если для рыб среда более комфортна – ведь вода не остывает ниже нуля (у них всегда есть возможность уйти от «наступающего» льда на глубину), то у земноводных не все так хорошо. Когда температура воздуха становится слишком низкой для нормального метаболизма, они впадают в спячку. Интересно, что практически все земноводные не могут жить в соленой воде, в то время как рыбы распространены повсеместно. Это связано с особенностями кожного дыхания: через чувствительную кожу растворенная в морской воде соль «вытягивает» из организма животного влагу, которая имеет меньшую соленость, и оно гибнет от обезвоживания – такой вот парадокс! Исключением является южноамериканская жаба-ага, которая в процессе эволюции приспособилась к жизни в соленой воде.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между земноводными и рыбами. Помимо перечисленного, можно добавить, что у икромечущих земноводных в процессе размножения присутствует стадия, которой нет у рыб. Это, например, всем нам хорошо известные головастики – промежуточное звено между икринкой и взрослой лягушкой. Кстати, изучая его развитие, биологи смогли наблюдать своего рода мини-эволюцию земноводных. Головастики появляются на свет с наружными жабрами и хвостами, но без лап. Постепенно у них возникает легочное дыхание, отваливается хвост и вырастают лапы – и вскоре перед нами предстает полноценная лягушка.

Земноводные Рыбы
Классификация Класс, входящий в тип хордовых животных
Питание Растительноядные, всеядные, хищники
Размножение Икрометание, живорождение. У бесхвостых земноводных существует стадия развития между икринкой и взрослой особью – головастики Икрометание, живорождение
Образ жизни Холоднокровные животные, сильно зависят от температуры окружающей среды. При понижениименьше критической впадают в спячку. Могут жить только в пресной воде (за крайне редким исключением) Холоднокровные животные. При понижении температуры воды снижают жизненную активность, но в спячку не впадают. Разные виды рыб приспособились к существованию как в соленой, так и в пресной воде. Есть виды, которые могут жить в пресных водоемах и в море

Размножение земноводных. Земноводные - раздельнополые животные. Самцы имеют парные семенники. Сперматозоиды по мочеполовым каналам попадают в клоаку. У самок развиты крупные яичники. Созревшие в них яйцеклетки попадают в полость тела и из нее выводятся через парные яйцеводы в клоаку. Размножение земноводных (за редким исключением) происходит весной. Пробудившись от зимнего оцепенения, они скапливаются в пресных водоемах. К этому времени у самок в яичниках развивается икра, а у самцов в семенниках - семенная жидкость (рис. 233).

Бурые лягушки, например, откладывают икру на мелких, хорошо прогреваемых участках водоема. Зеленые лягушки (озерная и прудовая) откладывают икру на большей глубине, чаще всего среди водных растений. Самцы выпускают на икру семенную жидкость. Самки тритонов помещают одиночные оплодотворенные икринки на листья или стебли водных растений.

Икринки (яйца) земноводных имеют плотные прозрачные оболочки, которые предохраняют внутреннее их содержимое от механических повреждений. В воде оболочки набухают, становятся толстыми. Сами икринки имеют черный пигмент, поглощающий тепло солнечных лучей, необходимое для развития зародыша.

Развитие земноводных. Личинки вылупляются из икринок примерно через неделю (у лягушек) или через две три недели (у тритонов) после начала развития зародыша. У лягушек и других бесхвостых земноводных личинок называют головастиками. По внешнему виду и образу жизни они больше похожи на рыб, чем на своих родителей (рис. 234, 235). У них имеются наружные жабры, которые затем заменяются внутренними, органы боковой линии. Скелет личинок полностью хрящевой, имеется хорда. Сердце у них двухкамерное, и кровь течет в организме по одному кругу кровообращения.

Личинки земноводных в основном растительноядные. Они питаются водорослями, соскабливая их с камней и высших водных растений. По мере роста и развития у личинок появляются конечности, развиваются легкие. В это время они часто поднимаются к поверхности воды и заглатывают атмосферный воздух. С появлением легких в предсердии образуется перегородка, возникает малый круг кровообращения. У головастиков рассасывается хвост, изменяется форма головы, и они становятся похожими на взрослых бесхвостых особей.

От начала откладывание икры до превращения личинок во взрослых животных проходит около 2–3 месяцев.

Самки большинства земноводных откладывают много икры. Однако часть ее не оплодотворяется, часть поедается различными водными животными или высыхает при обмелении водоема. Личинки тоже гибнут от различных неблагоприятных условий, служат пищей хищникам. До взрослого состояния выживает только небольшая часть потомства.

40: Экология земноводных

Условия существования и распространение . Земноводные относятся к группе пойкилотермных (холоднокровных) животных, т. е. температура их тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды. Жизнь земноводных сильно зависит и от влажности окружающей среды.

Это определяется большой ролью в их жизни кожного дыхания, дополняющего, а иногда даже заменяющего несовершенное легочное дыхание. Голая кожа земноводных всегда влажная, поскольку диффузия кислорода может идти только через водную пленку. Влага с поверхности кожи постоянно испаряется, при этом испарение идет тем быстрее, чем меньше влажность окружающей среды. Испарение с поверхности кожи постоянно понижает температуру тела, и чем больше сухость воздуха, тем больше будет падать температура. Зависимость температуры тела от влажности воздуха в сочетании с пойкилотермностью («холоднокровностью») приводит к тому, что температура тела земноводных не только следует за температурой среды, как у рыб или пресмыкающихся, но, вследствие испарения, обычно ниже ее на 2-3° (эта разница при большей сухости воздуха может достигать 8-9°).

Большая зависимость земноводных от влажности и температуры обусловливает почти полное отсутствие их в пустынях и приполярных странах и, наоборот, быстрое увеличение числа видов по направлению к экватору и исключительное богатство их во влажных и теплых тропических лесах. Так, если на Кавказе водится 12 видов земноводных, то на огромных пространствах Средней Азии, превышающих Кавказ в 6 раз, живет только два вида - зеленая жаба и озерная лягушка. Лишь немногие виды проникают к северу до Полярного круга. Таковы травяная и остромордая лягушки и сибирский четырехпалый тритон.

Кожное дыхание у различных видов земноводных играет неодинаковую роль. Там, где дыхательная функция кожи невелика, кожа ороговевает и испарение с поверхности уменьшается, а следовательно, уменьшается и зависимость организма от влажности окружающей среды. Как правило, в связи со степенью участия кожи в дыхании стоит распределение видов по местам обитания.

К числу постоянно живущих в воде видов относятся среди наших земноводных уссурийский когтистый тритон и семиреченский тритон, у которых газообмен идет почти исключительно за счет одного кожного дыхания. Не отходят от водоемов на сколько-нибудь значительное расстояние наши зеленые лягушки, получающие более 50% необходимого для дыхания кислорода через кожу.

К сухопутным земноводным относятся почти все жабы, испаряющие с поверхности тела в два раза меньше воды, чем зеленые лягушки. Некоторые сухопутные земноводные значительную часть времени проводят, зарывшись в землю, как наша чесночница. Ряд видов живет на деревьях; примером типичной древесной формы служит квакша, водящаяся у нас в южных районах европейской части России, на Кавказе и Дальнем Востоке.

Особенность строения кожи земноводных имеет и еще одно экологическое следствие - представители этого класса не в состоянии жить в соленой воде с концентрацией, превышающей 1,0-1,5%, так как у них нарушается осмотическое равновесие.

Технологическая карта

Предмет

Окружающий мир

Класс

Программа

УМК «Гармония»

Учитель

Мокина Светлана Наиловна

Тема урока

« Развитие рыб и земноводных».

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель урока

Задачи урока

Обучающие - сформировать представления о жизненных циклах рыб и земноводных;

Развивающие
-
развивать умение прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; Воспитывающие - воспитывать экологически грамотное поведение в природе;

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Предметные:

- познакомиться с этапами развития рыб и земноводных; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Личностные УУД : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности .

Регулятивные УУД : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Формы работы

Работа в парах, индивидуальная работа

Основные понятия

Икринка, личинка, малёк, головастик.

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы

основные

Поглазова О.Т, Ворожейкина Н.Д., Шилин В.Д. Окружающий мир 3 класс ч.2.

Поглазова О.Т, Шилин В.Д. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс ч.2

дополнительные

Компьютер, телевизор, учебная презентация,

Карточки для работы в парах;

- таблички с основными понятиями темы;

Ладошки для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

Орг. момент (этап самоопределения).

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово!
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

Психологический настрой детей.

1 мин.

Актуализация знаний, мотивация учащихся.

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Открыли учебники, повторите тему урока. Развитие животных

- Проверим ваши знания. Выполним тест «Развитие животных».

Тест

1. Время появления потомства у большинства животных

А) весна Б) осень В) зима Г) лето

2. У млекопитающих детёныши

А) появляются из икринок Б) развиваются из яиц В) рождаются

Г) происходит несколько стадий превращений

3. У птиц и пресмыкающихся детёныши

А) появляются из икринок Б) развиваются из яиц В) рождаются

Г) в развитии происходит несколько стадий превращений

4.Что находится в желтке яйца

А) скорлупа

Б) питательные вещества, необходимые для его роста и развития

В) белок Г) ничего 5. Какую роль играет яичный белок?

А) в нем находятся питательные вещества, необходимые для его роста и развития Б) в белке находится зародыш.

В) никакую Г) предохраняет зародыш от ударов о стенки яйца .

Откройте дневник наблюдений и отметим погоду сегодняшнего дня.

Развитие животных.

Дети выполняют тест

5 мин.

Постановка проблемы

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки.

В воде - жива,

На суше – мертва. (рыба)

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх! (Лягушка)

- Как по-другому называют лягушек?

- Давайте вспомним, всё, что мы знаем о рыбах и о земноводных.

Но для этого составим кластер

Земноводные

Где обитают рыбы?

часть жизни в воде часть на суши

Чем покрыта их кожа?

чешуёй

кожа голая и влажная

Чем они дышат?

лёгкими и кожей

Какое приспособление есть у них для плавания?

плавники

лапы

Чем питаются?

разнообразное питание

разнообразное питание

Как ведут себя зимой?

Малоактивные. Налим-мечет икру.

Ложатся в спячку

Развитие

икринки - личинки - малек - рыба

Что мы ещё не знаем о данных представителях? Я вам дам подсказку.

- у людей – ребенок;

у лисы – (лисенок);

у кошки – (котенок);

у утки – (утенок)?;

Ребята, а кем в детстве была лягушка? А рыбка?

Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

Рыба

лягушка

Земноводные

Дети заполняют кластер

Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему урока

Тема нашего урока: “Развитие рыб и земноводных”

Какую цель мы поставим?

Какие задачи поставим урока?

Развитие и размножение рыб и земноводных”

Цель : Познакомиться с развитием рыб и земноводных. Узнать отличия в их развитии.

Задачи:

1. Наблюдать, рассматривать, анализировать, искать информацию, доказывать, работать с книгой .

Изучение нового материала .

Когда весной водоёмы освободятся ото льда, начинается нерест рыб. Самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру. Время откладки икры у рыб определяется температурой. Каждый вид рыб приспособился к икрометанию только при определенном прогреве воды

Сейчас мы с вами и узнаем, как же развивается рыба

Откройте учебник на стр.76, прочитайте про рыб

С чего же начинается развитие рыб?

Что происходит с икринкой?

И что происходит с личинкой?

Вернемся к кластеру и составим цепочку развития рыб : икринки - личинки - малек - рыба

Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов (в прудах, в тихих заводях рек, озёр и болот). Самки лягушек и жаб мечут комки икринок, очень похожих на икру рыб. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок. (Хотите послушать такой концерт?)

Прочитайте в учебнике текст на стр.77

С чего начинается развитие лягушки?

А что с ней происходит дальше?

А как головастик превращается в лягушку?

Давайте, вернемся кластеру и составим цепочку развития земноводных: икринка - личинка (головастик) - лягушка

Лягушки

Рыбы

(слайд 2)

Сначала самка откладывает икру на стебельки водорослей

Из икринок выводятся- крошечные головастики (Похожие на личинку рыб)

(слайд 3)

Из икринок выводятся – личинки-маленькие смешные существа с глазками и хвостиками.

Вскоре у головастика отрастают задние лапки.

(Слайд 4)

Малек растет, расходуя содержимое желточного мешка(запас питательных веществ)

Затем отрастают передние, и головастик становится похож на лягушку с хвостиком.

Вскоре пропадают жабры и развиваются лёгкие.

(слайд 5)

Когда запас питательных веществ в мешке полностью использован, малек начинает кормиться.

Малек питается и растет.

Через 2-3 месяца хвост исчезает, и наша квакушка становится совсем взрослой

(слайд 6)

Постепенно малек растет и превращается во взрослую рыбу.

Физминутка

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям –физкультпривет!

Работа в ТПО с.22

Открыли ТПО и выполнили задание №10

Поменяйтесь тетрадями. Поставьте плюс, если всё верно. Поднимите руки у кого всё верно.

Работа в парах

У вас на партах лежат желтые карточки.

Положите их перед собой и прочитайте внимательно.

А теперь поделимся друг с другом новыми знаниями. Что вы узнали из своих текстов?

Текст №1 .

Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия : она носит икру и мальков в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, выжидают... Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и... мальки тут же устремляются в убежище рот матери.

Текст№2

Самец колюшки строит гнездо для самки. Когда гнездо готово самец загоняет туда самку., которая откладывает туда икринки. Самки отплывают, а самец сторожит гнездо.

Текст №3

Большинство лягушек и жаб откладывают икринки в воде или поблизости от воды и оставляют их без присмотра. Некоторые откладывают мало икринок и родители о них заботятся . Суринамская пипа вынашивает икру в ячейках кожи. Примерно через 80 дней маленькие лягушки выскакивают из этих ячеек и начинают вести самостоятельную жизнь.

Текст№4

Квакша строит для икры гнездо из листьев. Головастики заползают на спину своего отца, и он переносит их в построенный водоем.

Текст№5

Забота о потомстве у земноводных, как правило, не отличается особенной теплотой и вниманием. Чаще всего, после откладки яиц родители покидают водоемы и оставляют свое будущее потомство. Жаба-повитуха названа так из-за уникального способа заботы о потомстве, проявляемой самцом. Он носит «шнуры» икры, намотанными на задние ноги. По мере развития личинок самец переносит их в воду или кладет рядом с водой.

- Молодцы. Спасибо.

Развиваются из икринок

Превращается в личинку

Она превращается в малька

Дети слушают

Развитие лягушки начинается с икринки

Через одну две недели из икринки появляется личинка лягушки - головастик

У головастика со временем появляются конечности, вскоре пропадают жабры и развиваются легкие.

Подведение итогов урока

Вернёмся к началу урока. - Какую цель мы перед собой ставили?

К какому выводу пришли?

Познакомиться с развитием рыб и земноводных. Узнать отличия в их развитии.

Рефлексия

ознакомление учащихся с развитием рыб и земноводных.

Составьте сенквейн?

1вариант – раба, 2 вариант –лягушка

Закончите предложения:

Я узнал…

Я повторил…

Мне было интересно…

Зелёная - мне было всё понятно

Жёлтая – было интересно, но не всё понятно

Красная - ничего не понятно и было не интересно

Раба.

Скользкая, гладкая.

Плавает, ныряет, играет.

Дышит в воде жабрами.

Животное.

Лягушка.

Голая, влажная.

Прыгает, квакает, плавает.

Лягушки первые наземные животные.

Земноводные.

3 мин

8

Домашняя работа

Стр. 76-77 пересказ.

чем различается развитие рыб и земноводных?

Ответы:

Отличительные признаки земноводных. По форме тела лягушка резко отличается от любой рыбы. Разница связана здесь с коренным различием в способе передвижения. Для рыбы главным органом передвижения служит ее мускулистый хвост, а плавники - играют при этом только вспомогательную роль. Напротив, у лягушки в явной связи с ее выходом на сушу мы видим конечности уже в форме передних и задних ног, имеющих в основном то же строение, что и у других наземных позвоночных, и снабженных пальцами; конечности служат для лягушки единственным органом передвижения.Другой внешней особенностью лягушки оказывается ее голая кожа - признак, очень редкий для рыб, но характерный для земноводных, которых в старину, в отличие от пресмыкающихся, называли голыми гадами. Кожа амфибий служит не только покровом тела, но и вспомогательным органом дыханияВ скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами, мы находим в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником.Особенности в строении внутренних органов связаны с переходом к дыханию атмосферным воздухом: у лягушки есть легкие в виде пары тонкостенных пузырей и двойной круг кровообращения с трехкамерным сердцем (у рыб один круг кровообращения, сердце двухкамерное, и через него протекает только венозная кровь).

Похожие вопросы

  • 1.Расставьте знаки препинания, если это нужно. 2.Графически укажите обособленное определение, определяемое слово. 3.Укажите часть речи, которой выражено обособленное определение и определяемое слово. 1.В глазах испещренных золотистыми крапинками отсвечивало солнце. 2.В одной избе я увидел решето полное огурцов. 3.В одном затылке рыжем и мокром от недавнего купанья он узнал Емельяна. 4.Мучимый этими мыслями я не мог уснуть. 5.Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. 6.Он как будто думал о нем смешном и глупом

На голове расположена пара ноздрей для дыхания. Есть глаза, они могут быть защищены веками. Есть рот. Кожа голая, увлажненная слизью. Дышать земноводные могут легкими, а также кожей. У некоторых видов есть жабры.

Температура тела этих животных зависит от температуры окружающей среды, поэтому они активны лишь в теплое время. При понижении температуры они сразу впадают в оцепенение. Встречаются в природе и ядовитые особи.

Размножаются амфибии, как и рыбы, откладывая икру. Икринки не защищены скорлупой или кожей, поэтому размножаются земноводные обычно в воде. Из икринок амфибий выходит личинка, которая внешне очень похожа на рыбу. Развитие дальше происходит в воде с превращением - метаморфозами. Метаморфоз - это глубокое преобразование строения организма, превращение. Затем будущие земноводные теряют жабры, некоторые особи - даже хвост. Потом отращивают конечности и выходят на сушу в виде взрослого животного.

Земноводные питаются исключительно подвижной живой пищей. Они уничтожают в огромном количестве насекомых и их личинок. Встречаются они повсеместно, исключая только слишком холодные или знойные зоны Земли.

Наиболее древними и дожившими до наших времен благодаря своему подземному образу жизни являются безногие земноводные. Их в природе насчитывают около 150 видов. К ним относятся все тропические и очень многие водные червяги. Эти земноводные отличаются своим необычным строением тела. У этих амфибий червеобразное цилиндрическое тело. Кожа голая, снабжена слизистыми ядовитыми железами. Есть поперечные кольца, как у дождевых червей. У животных нет конечностей и хвоста. Голова у них крепкая, маленькая, незаметно переходит в туловище. Ею червяки прокладывают во влажной земле себе подземелья. В связи с роющим образом жизни глаза оказались у них под кожей. Еду амфибии отыскивают с помощью обоняния и осязания. Поедают улиток, червей, личинок, насекомых. Ведут очень скрытый образ жизни, не любят солнечный свет. Самая известная - кольчатая червяга (рис. 2).

Рис. 2. Кольчатая червяга ()

В отличие от других амфибий, икру они откладывают на суше. Самка сворачивается вокруг кладки яиц и увлажняет ее своей слизью, высиживает.

У рыбозмея в коже имеются мелкие незаметные костные чешуйки (рис. 3).

Рис. 3. Рыбозмей ()

Центральноамериканская червяга не откладывает икру, у нее сразу рождаются живые детеныши.

Науке известно около 350 видов хвостатых земноводных. Эти животные внешне похожи на ящериц, только кожа мягкая и совершенно лишена чешуи. К хвостатым земноводным относятся тритоны, саламандры. У этих животных удлиненное веретенообразное туловище, которое незаметно переходит в длинный хвост. Изгибание хвоста вправо и влево помогает двигаться в воде. На суше амфибии передвигаются с помощью двух пар слаборазвитых конечностей. Пальцы могут иметь перепонки и лишены когтей.

Сирены имеют только передние конечности (рис. 4).

Амфибии, постоянно живущие в воде, дышат жабрами. Во рту находится язык, форма его разнообразна. Есть мелкие зубы. Многие хвостатые имеют способность при потере хвоста или ноги отрастить новую. Жевать амфибии не умеют, глотают пищу целиком. Земноводные схватывают все, что движется, и не берут вполне пригодный в пищу неподвижный корм. Питаются бесхвостые земноводные насекомыми, хватая их в движении при помощи длинного липкого языка. Хвостатые питаются червями и членистоногими.

Безногие земноводные пищу находят на ощупь или пользуются обонянием. Питаются они личинками насекомых и червями.

Сибирский углозуб - одна из немногих амфибий, которая не боится жить в условиях вечной мерзлоты (рис. 5).

Рис. 5. Сибирский углозуб ()

Самая общеизвестная хвостатая амфибия - это тритон (рис. 6). Похожи они на маленьких дракончиков. Охотиться тритоны любят ночью.

Огненная саламандра знаменита своим ярким окрасом (рис. 7). Интересно то, что форма, размер, рисунок на теле саламандр у каждой особи свой неповторимый.

Рис. 7. Саламандра ()

Аксолотль похож на взрослую личинку (рис. 8).

Рис. 8. Аксолотль ()

В природе есть самый многочисленный отряд земноводных - это бесхвостые амфибии. Их насчитывают около 3 тыс. видов. Это самый известный человеку отряд. К ним относятся жабы, лягушки, квакши, жерлянки, чесночницы. Тело у них короткое, приземистое. Голова широкая, без шеи, переходит в туловище. Хвоста нет. Кожа голая, увлажненная секретами. На голове пара подвижных глаз. С помощью зрения амфибии отыскивают добычу. Имеется пара ноздрей. Передние конечности короче задних. На них есть перепонки, которые помогают плавать. На земле амфибии прыгают, они ведут активный образ жизни. Ловить добычу им помогают мелкие зубы и клейкий язык, который складывается во рту.

Лягушка-бык - хищница (рис. 9). Она нападает даже на цыплят и поедает молодых утят. Крик ее напоминает рев быка.

Рис. 9. Лягушка-бык ()

Суринамская пипа знаменита тем, что вынашивает головастиков в ячейках на спине (рис. 10). Из них появляются уже взрослые лягушата.

Рис. 10. Суринамская пипа ()

Волосатая лягушка защищается острыми коготками, как у кошки (рис. 11).

Рис. 11. Волосатая лягушка ()

Крошечная колумбийская лягушка (рис. 12) умещается в чайной ложке, а яд ее - самый сильный из животных ядов.

Рис. 12. Колумбийская лягушка ()

Летающие лягушки ловко прыгают с деревьев, расправляя свои перепонки (рис. 13). Это помогает удерживаться им в воздухе.

Рис. 13. Летающие лягушки ()

Земноводные играют большую роль в жизни человека . Они уничтожают огромное количество насекомых, тем самым принося пользу сельскому хозяйству. Еще они употребляют в пищу насекомых, которые являются переносчиками болезней. Также земноводных используют в медицинских лабораторных исследованиях. Человек даже разводит земноводных как домашнее животное. В некоторых странах их даже употребляют в пищу.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Worldofnature.ru ().
  2. Floranimal.ru ().
  3. Zoodrug.ru ().

Домашнее задание

  1. Кто такие земноводные?
  2. Каким образом размножаются земноводные?
  3. Какие три отряда земноводных выделяют? Охарактеризуйте каждых отряд земноводных.
  4. * Подготовьте рассказ о самом необычном и интересном, на ваш взгляд, представителе класса Земноводные.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Выбираем рыбу для роллов и суши В роллы кладут сырую или соленую рыбу
Как варить компот из свежих фруктов и ягод
Борщ постный – рецепт борща по-украински Как долго варится капуста