Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что обозначает выражение «Запретный плод сладок»? Что означает выражение «запретный плод сладок»

Запретный плод сладок (дорог) — ценится только то, что достается с трудом, с преодолением сопротивления, припятствий и в материальной жизни, и в духовной, и в отношениях между людьми. Появлением фразеологизм обязан восходящей к шумерскому эпосу библейской легенде о жизни в раю первых людей; искушение .

Происхождение выражения «запретный плод сладок»

Согласно Книги Бытия Бог расположил рай, или иначе, сад Эдем на востоке: «Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)» (Быт.2:10-14). В саду он поселил первых людей Адама и Еву. Бог разрешил им пользоваться всеми плодами растущих в саду деревьев, кроме плодов дерева жизни и дерева познания добра и зла. Видимо этот запрет и распылил воображение Евы, и заставил её задаться «вечным» столь разлагающим общество и вместе с тем двигающим его вперед вопросом «Почему». А тут ещё змей-искуситель, живущий в том же саду рядом с людьми, нашептал Еве мысль что, мол, если она отведает плода с дерева познания, ничего ей за то не будет, но мудростью она достанет бога. Ева послушалась змея, да ещё уговорила последовать её примеру Адама. Бог страшно разгневался. Змея он приговорил вечно ползать по земле и быть всеми презираемым, Еву — в муках рожать детей и жить в подчинении мужчине, Адама — бесконечно работать в поте лица в заботе о хлебе насущном. После чего изгнал грешников из рая.

Философ и богослов Моше бен Маймон (Рамбам) провозгласил легенду о поведении первых людей в Раю уроком того, что
- неповиновение Творцу, оборачивается против человека
- грех не может быть «мелким»
- человеку дана свобода выбора

Аналоги поговорки «запретный плод сладок»

  • Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен
  • Приедчив некраденый кусок
  • На запретный товар весь базар (кидается)

Синонимы словосочетания «запретный плод»

  • Искушение
  • Испытание
  • Соблазн
  • Прельщение
  • Вожделение

Применение выражения «запретный плод сладок» в литературе

- «Ах, Марго, — смеялся я, — тебя все- таки больше волнует не суть, а тайное соучастие!.. Запретный плод слаще… висеть на волоске — одно удовольствие, если знать, что он не оборвется» (Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)
- «Разрешение — к добру, запрет — к гибели. Какой плод сладок-то? В том и штука, что запретный, это тебе не «Краткий курс», это — Библия» (Ю. Семенов «Тайны Кутузовского проспекта»)
- «Чем яростнее фра Филиппо нападал на Катулла, тем сильнее разжигал аппетиты публики. Запретный плод, как известно слаще разрешённого, и Катулл превратился в последний писк моды в Венеции» (М. Ловрик «Венецианский бархат»)
- «О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай»
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

, Берешит , Адам , Бенцион Зильбер

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин!
Однажды мне довелось услышать, что описанную в третьей главе книги Бытия историю о древе познания следует понимать не строго буквально, а иносказательно. Говорилось, что в обиходе древних иудеев \"вкусить запретный плод\" означает сексуальную связь, а \"не знать добра и зла\" означает детский возраст, невиннность, когда человек ещё ничего не знает.
Вопрос мой таков: как понимать историю о древе познания и какой она содержит смысл?
Заранее благодарен.
Леонид Самсонов, Москва

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Леонид!

Определённо это не так. «Вкусить запретный плод» надо понимать буквально – откусить от плода определённого дерева. Вопрос другой – в чём была сущность этого нарушения, что произошло, что изменилось? Маймонида спросили: «Как это, за нарушение получить большой подарок – повысить своё знание?».

Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» объясняет это так: конечно, у Адама был выбор. Ведь человек был создан, прежде всего, ради наделения его свободой выбора. Мы даже видим, что он не выдержал испытания и откусил от запретного плода, т.е. осуществил свой выбор. Но что был за выбор? Это был выбор самой возможности совершить что-то запретное. Он сам был в другой зоне – полностью чистой и благородной. Но у него была возможность войти в зону греха, как человек может протянуть свою руку в огонь. Адам думал: как я могу выполнить желание Б-га? Вот если я войду в область запретного и у меня будет более широкий выбор, тогда я смогу выполнить Его желание.

С другой стороны, запретное, недоступное – интересно, привлекательно, любопытно. Но Адам и не представлял себе, в какую темноту он введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него самого, зло перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире, и очень трудно разобраться, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне – Змей пришёл к человеку и стал его уговаривать преступить запрет.

Сейчас зло находится внутри каждого из нас – йецер а-ра («дурное стремление»), и человек ощущает: «Мне хочется» и т.д. Страсти человека усилились, в том числе и половая, и поэтому стало нехорошо быть неодетым. До этого, когда всё было совершенно естественно, не было необходимости покрывать тело. Это очень кратко о том, что произошло с Адамом и со всем миром в результате того, что Адам вкусил от запрещённого плода Древа познания.

Ни для кого не секрет, что запрещенное и недоступное всегда привлекает, манит, кажется самым лучшим.

«Запретный плод сладок», - принято говорить в таких случаях. Это распространенное выражение известно любому школьнику, а о том, что его история уходит корнями к праотцу и праматери рода людского, догадается любой, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией.

Древняя легенда

О том, что запретный плод слаще любого из разрешенных, смекнули еще первые люди. Несмотря на строгий запрет небесного Отца и даже невзирая на грозящие кары, они не смогли удержаться от соблазна. Разумеется, древняя легенда глубже и сложнее, чем может показаться. В ней и противостояние искушению, и свобода выбора, и осознание ответственности за совершенное, и непреодолимое стремление к познанию. Эта история учит пониманию того, что грех не может быть большим или маленьким - любое нарушение заповеди Бога влечет тяжкие последствия. И каким бы ни был выбор человека, отвечать придется ему самому, свалить вину на искусителя не удастся.

Запретный плод в литературе

Образ особенного яблока нередко фигурирует в произведениях писателей и поэтов. Детская сказка о Белоснежке напоминает: прекрасный плод может таить яд. Вот так и в жизни: поддаваясь соблазну, нужно помнить об опасностях.

В произведении «Портрет Дориана Грея» Лорд Генри уверяет, что единственный способ справиться с любым искушением - это уступить, поддаться ему, вкусить запретный плод.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин вкладывает в уста своего героя слова о том, что женщине и рай не рай без искусителя и запретного плода.

Булат Окуджава в произведении «Путешествие дилетантов» тоже касается этой темы. По словам одного из героев, висение на волоске и хождение по краю некоторым приносят неописуемое удовольствие. Его герой так и говорит: «Запретный плод всегда сладок!».

Подобных примеров множество. Ведь человеческой природе на самом деле свойственно мечтать о запретном.

Примеры из жизни

А как обстоят дела с реальной жизнью? Наверняка каждый знает несколько историй, когда нестерпимо хотелось того, чего нельзя. Чем строже запрет, тем запретный плод слаще. Спросите любого аллергика, чего ему хочется больше всего, и наверняка он первую очередь упомянет о противопоказанных продуктах.

А те, кто застал времена железного занавеса, конечно, помнят о манящих заграничных товарах. Были ли они лучше отечественных? Об этом вряд ли знало так уж много людей, ведь возможность сравнить была лишь у избранных. Но даже конфетка с иностранными буквами на обертке казалась настоящим чудом. А тому счастливчику, которому довелось попробовать заморское лакомство, оно наверняка казалось слаще.

Стоит упомянуть и близкие по значению поговорки, ведь не так уж одинока в своем роде фраза «запретный плод сладок». Значение этого выражения помогут понять его родственные слова :

  • соблазн;
  • искушение;
  • прельщение.

А эти выражения употребляются не так уж часто, но в них вложен тот же смысл:

  • Некраденый кусок приедчив.
  • Воды краденые сладки, утаенный хлеб приятен.
  • На запретный товар (бросается) весь базар.

Подводя итог, стоит отметить следующее. Нельзя забывать, что запретный плод слаще, но при этом необходимо осознавать всю ответственность за сделанный выбор. Жажда приключений и познания нового может привести не только к научным открытиям, самосовершенствованию, преодолению преград и установлению новых рекордов. Есть у стремления к запретному и обратная сторона (к примеру, эксперименты с алкоголем, наркотиками, опасными развлечениями). И только от самого человека зависит, какой путь он предпочтет и каким будет его личный запретный плод.

Многим из нас знакома ситуация, когда что-либо запрещают делать или же употреблять в пищу, и от того запрещенное становится еще более желанным. Хотя, убрав такой запрет, привлекательность может исчезнуть. Предлагаем узнать значение фразеологизма «запретный плод сладок», и кто были первыми, вкусившими эти плоды, людьми.

Что такое запретный плод?

Каждому известно, что запретный плод – это фразеологизм из поговорки «Запретный плод сладок», означающий что-то желанное, доступ к чему ограничен запретом. Данное выражение связывают с известным ветхозаветным сюжетом о грехопадении первых людей Адама и Евы. В русском языке значение популярного фразеологизма основывается на оппозиции «то, чего кто-то хочет, но не может или не имеет права иметь». Первая часть представляется «желанным», «привлекательным», а вторая – «недозволенным», «недоступным».

Почему запретный плод всегда сладок?

В известном многими выражении «запретный плод всегда сладок» выделяют два важных момента. Это запретный плод, то есть такой, который человек может вкусить не тогда, когда ему этого хочется. При этом он является сладким по причине того же запрета. Возможно, если бы не было запрета, плод был бы неприятным и не таким интересным. Отсюда становится понятным, что он не является психофизиологической потребностью.

Здесь можно видеть определенную закономерность, заключающуюся в удовлетворении при нарушении каких-либо правил. Однако важно понимать, что, нарушая старые правила, человек осознанно становится творцом новых. Даже если специально он их не формирует, поступки это демонстрируют. Словари трактуют слово «искус» как испытание и проверка чьих-то качеств. В религиозном контексте понятие «искушение» принято трактовать как «испытание», которое человеку требуется пройти в качестве определенного этапа, тем самым доказав зрелость своих качеств.


Запретный плод в Библии

Нет такого человека, кто не знает, что запретный плод по Библии – это такой плод, который рос в Эдемском саду и был запрещен Богом. Однако змей-искуситель смог уговорить Еву таки попробовать его. Диавол нашептал первой женщине, что этот запретный плод Бог запрещает им с Адамом есть только потому, что они смогут стать такими же могущими, как и он сам, и им откроются многие тайны. Услышав это, Ева уговорила Адама попробовать такой желанный сочный запретный плод - яблоко. Нарушив запрет, первые люди были изгнаны Богом из рая. Помимо того, они стали смертными и отдалились от Бога.

Дерево с запретными плодами

Сейчас вопрос где найти запретный плод из Библии может и вправду звучать глупо, ведь не существует того самого описанного в Ветхом Завете Дерева познания добра и зла, на котором росли такие плоды. Согласно Библии это дерево было особенным, поскольку его наряду с Деревом жизни посреди посадил Бог. Оно олицетворяет познание, а также способно различать такие две противоположности как добро и зло.

Кто вкусил запретный плод?

Первородный грех и последовавшее страшное наказание произошло в далекие описанные Библией времена. Нередко идут споры о том, кто же первым ослушался Творца и вкусил тот самый запретный плод – Адам или Ева. В Ветхом Завете Библии рассказывается о том, что Адам вкусил запретный плод, хотя Бог ему и не разрешил это делать. Можно уверенно говорить о том, что, поступив таким образом, мужчина предал своего Творца. Возможно, мужчина и не совершил бы такой поступок, если бы Ева его не уговорила попробовать то, что им так давно запрещено делать.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…