Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такой али ибн абу талиб. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Сиффинская битва. Хариджиты

Имам Хазрат Али,
приемник Великого Пророка

О Али! Прими наше поклонение как Самому Величайшему, Мудрейшему, полностью познавшего Чистоту и Силу Ислама. Ты - наш пример, Ты - образцовый мусульманин! Пусть враги Твои, а значит и враги Пророка, враги Аллаха лишатся славы и почета; пусть современный заблудший Ислам очнется от ига невежества и прославления лицемеров, пусть те, кто считают себя мусульманами, вернутся на тобой указанную Тропу к Истине.
Мы также славим Госпожу всех женщин Фатиму Аз-Захру, как верную супругу лучшего из людей и преданную дочь Пророка, и всегда молим Ее заступиться пред Аллахом во всех наших деяниях. Аминь.

проповедовал Ислам как религию мира и душевного покоя, которая противостоит любым несправедливости и насилию. Но в ранние времена ее распространения на пути Мухаммеда часто попадались люди, которые всячески препятствовали Ему (они даже пытались Его убить), так как в развитии культуры и религии общества они видели ущемление своих корыстных интересов, поэтому ради защиты религии приходилось вести войны. Под военным знаменем всегда рядом находился Али, и Он по праву заслужил своими боевыми подвигами имена "Лев Аллаха", "Попечитель". Али всегда находился рядом с Мухаммедом во всех Его походах, Он никого не боялся, кроме Аллаха. Однажды в битве при Бадре Он получил шестнадцать ран, но не ушел с поля боя. И в то же время Али, так же как и Мухаммеду, было чуждо насилие, Он прибегал к оружию только в исключительных случаях. Али всегда призывал к прощению, к милости, к благородатсву. Часто Он говорил:

Если вы сильнее своего врага, то простите его Милостью Аллаха, чтобы он подчинился вам.

Доминирование и тирания послужат вам плохую службу.

Лучший способ наказать злого - это похвалить благие дела доброго.

После избрания халифом в первой своей речи Али сказал:

Пока Я имею в Медине хоть одно пальмовое дерево, не позволю себе взять ничего из общего достояния. Подумайте, если Я ничего не позволяю себе взять, то как возможно, чтобы Я мог позволить подобное кому-либо из вас?

Но встал Акиль и сказал: "Ты хочешь меня приравнять с чернокожим?" Али ответил:

Садись, брат, ты перед тем чернокожим не имеешь никакого преимущества, разве что превосходство в вере или богобоязненности.

Когда Али стал халифом, то некоторые из Его последователей советовали Ему для укрепления власти поощрять управляющих на местах, т.е. наместников, распределяя им больше имущества и провизии. Но Али в ответ говорил:

Нет! Несправедливость и угнетение никогда не будут исходить от Меня. Клянусь, что если бы даже имущество мусульман было бы Моим собственным, все равно Я бы распределял его на основе равноправия, тем более, что это имущество является общей собственностью.

Али был известен также и как очень сообразительный человек. Он обладал удивительными знаниями в различных областях науки и мысли. К Нему очень часто подходили люди за советами, за решением сложных задач, или просто для познания истины мира. Часто Его даже испытывали, сможет ли Он ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу. Али постоянно всех удивлял своей сообразительностью и мудростью. Но сам Он ни к кому более не обращался за советом, кроме как к своему дяде. Мухаммед говорил:

Али - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после Меня.

Я город знаний, а Али - его врата. Всякий, кто хочет знаний должен обратиться к Али.

Однажды Мухаммед позвал с себе в дом Али, и Они надолго оставались одни. Люди все это время его ждали, и когда Али вышел, Его спросили: "Что сказал Тебе Посланник Аллаха?" Имам Али ответил:

Пророк открыл для Меня тысячи дверей знаний, каждая из которых открывает тысячу других.

Али, обращаясь в своих проповедях к людям, принявших Ислам, часто говорил:

О, люди! Спрашивайте меня до того, пока Я не покинул вас. Спрашивайте потому, что знания прошлого и будущего подле Меня.

Если у Меня было бы в руках право судейства над всеми людьми, то иудеев Я бы судил согласно их книге, христиан - согласно Евангелию, последователей псалмов Давида - из их книги, а последователей священного Корана - согласно Корану. Клянусь Аллахом, что Я лучше вас всех знаю Коран и его толкование!

Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. , ; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.

(59 лет) Место смерти
  • эль-Куфа , Праведный халифат
Место погребения
  • Мечеть Имама Али
Страна Вероисповедание ислам Отец Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб Мать Фатима бинт Асад Супруги Дети Сражения Отождествляется Шиитский взгляд на Али [d] , Суннитский взгляд на Али [d] и Али в Коране [d] События хиджра , первая фитна Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике Информация в Викиданных ?

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب ‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; 17 марта 599 - 24 января 661 ) - политический и общественный деятель ; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда , четвёртый праведный халиф ( -661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов .

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе ; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый») .

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа , его братом Шайбой (англ.) русск. и сыном Валидом ибн Мугирой (англ.) русск. от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом (англ.) русск. от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его . После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя . Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха » . При разделе трофеев , захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар , принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али .

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Халифат при Али в 661 году.

Гражданская война в Халифате

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , Кайс ибн Са"д (англ.) русск. . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Мученичество Али ибн Абу Талиба - Сопряжение: Юсеф Абдинежад - (Yousef Abdinejad)

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 годах, Али восхвалялся:

Семья и потомки

Жёны и дети

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали ), Джибриль - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима , приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али , Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  2. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  3. С. А. Токарев Мифы народов мира: энциклопедия, Том 2. Сов. энциклопедия, 1987
  4. , с. 100.
  5. , с. 79.
  6. , с. 114.
  7. , с. 40.
  8. , с. 190.
  9. , с. 39.
  10. , с. 157.
  11. , с. 248-249.
  12. , с. 18-19.

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я - город наук, то Али - ключ к этому городу» - говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной Фитны - Гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю Ислама Али вошёл как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммада. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Пророк всегда питал к Али отцовские чувства. Сам Али говорит об этом:

Первый ребенок-мусульманин

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит, что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?» Пророк ответил:

Али задумался и ответил:

Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующее утро он отправился к пророку и сказал:

Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. После разговора с племянником Абу Талиб спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил:

Тогда Абу Талиб продолжил:

Так Али стал первым ребёнком-мусульманином.

Соратник пророка

Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить пророка, Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав пророку возможность выехать в Медину.

Война с Меккой

Али был знаменосцем в Битве при Бадре. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби"а, Шайбой и Валидом ибн Мугирой с мекканской стороны и Али, Хамзой и Убайдой ибн ал-Харисом с мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он вместе с Хамзой поспешил на помощь к получившему ранение ал-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли ал-Хариса с поле боя. Первое сражение между мусульманами и курайшитами завершилось поражением последних. За героизм Али получил прозвище "Лев Аллаха" (дядя пророка - Хамза также именуется «львом Аллаха»).

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. На поединок вышли Али и Талха ибн Абу Талха. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. Сражение при Ухуде обернулось крупным поражением мусульман.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана, новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы.

Пророка Мухаммада , четвёртый праведный халиф ( -661) и первый имам в учении шиитов . Во время своего правления, Али получил титул Амир аль-Муминин (глава правоверных) .

Али стал первым ребёнком, принявшим ислам ; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я - город наук, то Али - ключ к этому городу» - говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной Фитны - Гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Мусульмане-сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Али родился на 13-й день лунного месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе . Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдаллаху, отцу пророка Мухаммеда . После смерти родителей Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Так Али стал первым ребёнком-мусульманином и вообще первым мусульманином, приняв ислам после самого Мухаммеда.

В сражениях

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. После его смерти группа ансаров собралась в квартале бану са’ида, чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Сам Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон пророка . Первоначально присутствовавшие на собрании в большинстве склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Саада ибн Убада, но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов считала родственников пророка обладателями больше прав на наследование его власти . При избрании нового главы общины сторонниками прав Али на халифат выступили сахабы Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и перс Сальман ал-Фариси, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку собравшихся. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Инициативу организации переговоров взял на себя Абд ар-Рахман ибн Ауф, отказавшись от претензий быть избранным. Всего претендентов было четверо (Али, Усман ибн Аффан , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр), поскольку один из кандидатов - Талха в это время отсутствовал в Медине. На вопрос Абд ар-Рахмана ибн Ауф к претедентам, кого бы выбрали они, если не выберут их самих, Али указал на Усмана, Усман - на Али, а остальные двое - на Усмана. После этого Абд ар-Рахман ибн Ауф собрал всех кандидатов и сказал: «Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане» . Взяв руку Али, Абд ар-Рахман ибн Ауф спросил его: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара», на что Али ответил: «О боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил» . В свою очередь Усман на этот вопрос ответил утвердительно без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман ибн Ауф возгласил: «О боже. Слушай и свидетельствуй. О боже, возлагаю то, что лежало на моей шее, на шею Усмана! » Таким образом, новым халифом был избран Усман из влиятельного рода Омейядов .

Халиф

Халифат при Али в 661

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги, он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Гражданская война в Халифате

Гражданская война (Фитна) в Халифате: регион под контролем Муавии I (красный), Амра ибн аль-Аса (синий) и имама Али (зелёный).

Однако много противников Али были также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом , двоюродным братом аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и женой пророка Аишей . Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали. Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей близ селения Сиффин.

На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Битва складывалась неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войскам, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Али давно знал, что будет убит, поскольку пророк сказал ему об этом, или он сам предчувствовал это. Ряд авторов (ибн Сакд; аль-Баладхури; аль-Мубаррад; аль-Маскуди; аль-Исфахани; ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) показали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время виновников раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амр ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абд ар-Рахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм аль-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аль-Шиджну, потерявшей при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии на его свадебный подарок, состоящий из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желали мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Гаруна аль-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Враги называла Али «Абу Турабом» («Отцом праха») . Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али . Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии» . Есть известия, что омейядский халиф Умар II , правивший в 717-720 гг., запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:

Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али - одно и то же лицо .

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют уведомлениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм, и отрывом от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 гг., Али восхвалялся:

Путь Красноречия

Семья и потомки

Жёны и дети

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад (с.а.в.) выдал за Али свою дочь Фатиму . К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был вали, Джебраил - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан , Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллу ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн трагически погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Память

  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет (перс.) русск. , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиб.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али , Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Примечания

  1. Али-заде А.А. Али ибн Абу Талиб //
  2. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 18. - ISBN 5-02-016941-2
  3. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  4. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 100. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  5. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 79. - ISBN 5-02-016941-2
  6. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 114. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  7. Большаков О.Г. История Халифата. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 1. - С. 190. - ISBN 5-02-018165-Х, 5-02-016552-2
  8. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 39.
  9. Большаков О.Г. История Халифата. Эпоха великих завоеваний. 633-656 гг. - «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 2. - С. 157. - ISBN 5-02-017376-2
  10. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 18-19.
  11. Philip K Hitti History of Syria, Including Lebanon and Palestine . - Gorgias Press LLC, 2004. - С. 431. - ISBN 1593331193 , 9781593331191
  12. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 43.
  13. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 58-59.
  14. The Encyclopaedia of Islam. - Brill, 1986. - Т. 3. - С. 887-890. - ISBN 90-04-08118-6
  15. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 88.
  16. Олег Георгиевич Большаков История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 91.
  17. ALĪ B. ABĪ ṬĀLEB . Encyclopædia Iranica . Архивировано
  18. В.В. Бартольд Сочинения. - Наука, 1966. - Т. 6. - С. 20-21.
  19. Али-заде А.А. Амр ибн аль-Ас // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .
  20. Энциклопедическій лексикон. - Санкт-Петербург, 1835. - Т. 1. - С. 515.
  21. Л.И. Климович Ислам. - Наука, 1965. - С. 273.
  22. Л.И. Климович Ислам. - Наука, 1965. - С. 122.
  23. Сказал автор
  24. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 253. - ISBN 5-02-016941-2
  25. FĀṬEMA . Encyclopædia Iranica . Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  26. Али-заде А.А. Зайнаб бинт Али // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .
Включайся в дискуссию
Читайте также
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Парижская коммуна во Франции просуществовала
Где Похоронен Данте Алигьери?