Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое интеллигентный человек? Некоторые аспекты определения понятия «интеллигентный человек

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Обнаружил " 10 правил этикета, обязательных для интеллигентного человека". Забавный заголовок! Выходит, для неинтеллигентного человека эти правила не обязательны...

1. Цветы, которые можно подарить мужчине : хризантемы, розы, гвоздики, дельфиниумы, орхидеи, бамбук, каллы, лилии, антуриумы, гладиолусы, тюльпаны, ирисы, герберы, плюмерии, геликонии, маргариточки, подсолнухи. Не забывайте о цветовой гамме, когда дарите мужчинам цветы. Приветствуются такие цвета в цветах: фиолетовый, бордовый, белый, синий, зеленый.

Случаи, когда цветы мужчине дарить принято:
1) Фильмовая премьера;
2) Концертная премьера;
3) Издание книги;
4) Публикация статьи;
5) Серьезное открытие;
6) День Рождения;
7) Вручение какой-либо премии;
8) Спортивный рекорд.

Считается, что начальнику лучше дарить каллы зеленого или изумрудного цвета. Композицию и ее составление лучше делегировать флористам - профессионалам…

2. Рукопожатие
С женщинами не принято здороваться за руку, но если она протягивает руку первой, следует пожать ее, но не так крепко как мужчинам. Но твое рукопожатие не должно быть слабее, чем женщины или она решит, что ты слабак.

Старший по возрасту подает руку первым, учитель или наставник - ученику, начальник — подчиненному. Не стоит менять правила игры, хоть касты в нашем обществе и отсутствуют, вы можете вызвать неприятие и непонимание у окружающих.

При пожатии руки стоит смотреть в глаза и немножко улыбнуться в знак дружеского расположения. Отводить глаза или вообще смотреть в сторону при рукопожатии неуважительно. Иногда отвод глаз воспринимается как лживость и служит сигналом, что доверять такому человеку нельзя.

3. По правилам этикета тарелку с супом во время еды нужно наклонять ОТ СЕБЯ!
Некоторые источники пишут, что наклонять вообще нельзя.

4. Мужчины ВСЕГДА должны вставать, когда дама выходит из-за стола!

5. Нет ничего плохого, когда муж называет жену «зайка», а она его «зайчик».
Однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей!
Находясь не наедине, лучше называть друг друга по имени.

6. Иногда очень приятно выпить напиток через соломинку , но в таких случаях не следует высасывать его до последней капли, так как пронзительное бульканье внесет некоторый диссонанс в общую беседу.

7. Вот основные современные правила этикета в ресторане:

а) Резать большие куски на более мелкие;
б) Когда блюдо естся руками, то не нужно горбиться и вторгаться локтями в пространство соседа;
в) На горячую пищу дуть нельзя, нужно дождаться, пока она остынет;
г) Во время еды руками лучше откусывать по чуть-чуть;
д) Использовать салфетку и не облизывать пальцы;
е) Всегда промокать рот салфеткой;
ж) Никогда не вытирать рот рукой и не говорить с набитым ртом;
з) Даже если все вокруг едят руками, вполне приемлемо есть самому вилкой и ножом;
и) Никогда не стоит класть телефон на стол.

8. Жевать жевательную резинку на публике и во время беседы, считается вульгарным ! Привычка жевать жевательную резинку обличает нас именно в незнании правил приличия!

9. Верхом невоспитанности считается во время разговора отвлекаться на свои часы, мобильный телефон или записную книжку .

Даже если Вы устали и Вам скучно, не показывайте этого!

10. На лестнице:

Если на лестнице оказываются мужчина и женщина, то поднимаясь, мужчина должен оставить женщину позади себя, а спускаясь, нужно наоборот, чтобы женщина оказалась впереди. Но если лестница слишком узкая, крутая или темная, то мужчина должен идти впереди женщины.

Женщина, идя по лестнице, должна выбрать ту сторону, которая с перилами. Она может не отходить от перил, если встретит на пути мужчину, даже если это противоречит правилам правостороннего движения.

Мужчина, находясь на лестнице, должен уступать место у перил женщинам, пожилым людям и детям.
- Если мужчина поднимается по лестнице, держа женщину под руку, то подвигаться корпусом он должен ровно настолько, чтобы служить достаточной опорой женщине, но при этом не двигаться порывисто и не тянуть ее вперед, так же себя мужчина должен вести и спускаясь с женщиной по лестнице.
- Если вы встречаетесь на лестнице с человеком, несущему тяжелую ношу, то следует приостановиться или сойти на ближайшую площадку и уступить ему дорогу.

По статистике только 10% знают эти пункты .

В поисках ответа на вопрос о том, кто такой интеллигентный человек, не нужно уподобляться герою знаменитого романа, созданного дуэтом советских классиков. В романе говорится, что он нигде никогда не служил, потому что работа затруднила бы ему процесс размышления о том, каково же истинное назначение российской интеллигенции. К этой прослойке общества ночной «гурман» - любитель чужого борща и котлет - относил и себя.

Что значит быть интеллигентным человеком? Каждый период развития общества формулировал свое определение этого понятия. Выдающийся российский ученый и интеллигентный человек Сергеевич в своем письме, напечатанном в 1993 году в «Новом мире», написал, что интеллигент должен обладать интеллектуальной свободой как основной нравственной категорией, ограниченной только своей совестью и мыслью.

Если заглянуть в историю, то для второй половины XIX столетия интеллигентный человек - это простой разночинец, что получил образование и стремился выбиться в люди только за счет своих способностей да тяги к науке, к знаниям. Само его происхождение подразумевало борьбу, причем как с социальным неравенством, так и с сословным. Представителями такой интеллигенции были интеллектуальные кумиры молодежи 1860-х - Писарев, Чернышевский и Добролюбов.

Кроме «разночинского», в это же время появился интеллигентный человек «чеховского» типа, который стремился скорее к переустройству нравственному, а не к политическому. Представители этой группы создавали сеющие разумное и доброе, открывали школы и больницы для бедных, учили крестьянских детей. Поразительное соответствие этому типу находим в характере героя знаменитого произведения Флобера - проницательного доктора Ларивьера, презиравшего чины и проявляющего щедрость и радушие по отношению к бедным больным. Этот и другие такие же образы доказывают межнациональный характер подобного типа интеллигента, несколько разбавляя часто упоминаемую русскую монополию.

До революции писателем Леонидом Андреевым - другом Максима Горького - было дано определение интеллигентного человека как такового, который не мог терпеть унижения от «сильных мира сего», обладал изнуряющей обостренной совестью, и, сколь пьяным бы ни был, все равно оставался культурным и воспитанным.

Интеллигентному человеку с вышеперечисленным набором качеств жить всегда было нелегко. Но после провозглашения Советской властью ему вообще пришлось выживать. По определению выдающегося советского деятеля Луначарского, чтобы осознавать себя подлинным интеллигентом, необходимы три университетских диплома: первый - дедовский, второй - отцовский, третий - свой собственный. Однако наличие в семье трех документов об образовании ничего не гарантирует - ни развитого интеллекта, ни наличия внешней и внутренней культуры. Несостоятельно упомянутое определение и по той причине, что вряд ли после революционных расстрелов, эмиграционных волн, репрессий, ссылок и Гулага в Советской России остались даже такие формально Но это место пустовало недолго, советским интеллигентом был просто назначен тот, кто профессионально занимался не физическим, а умственным трудом.

Конечно, оставался кое-где еще в стране настоящий образованный и культурный люд, не смирившийся с властью и лелеющий в душе возвышенные чувства. Его прототипы часто встречаются на страницах произведений Федина, Толстого, Булгакова, Зощенко и других, но в среде победившего хама такие люди были обречены на вымирание.

Правда, двадцатый век (во второй своей половине) явил миру достойных и интеллигентных своих представителей, взращенных диссидентской и художественно-литературной богемной средой. Все они прошли путь духовного преобразования, опирающегося на внутреннюю свободу и лучшие отечественные образцы литературы, музыки и живописи дореволюционного и советского периода.

Приведенные в данной статье определения, конечно, не являются исчерпывающими. Ищите, пытливые читатели, пользуясь своей интеллектуальной свободой и руководствуясь мыслью и совестью.

Беседа с элементами дискуссии «Интеллигентный человек. Какой он?»

Задачи: формировать представления об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты, доказать необходимость интеллигентности во всех жизненных обстоятельствах.

Ход подготовки.

1. Предложить учащимся следующие задания: ответить на вопросы академика Д.С. Лихачева: всем ли нужно быть интеллигентными людьми, если профессии не требует этого? Можно ли считать человека интеллигентным, если ему не удалось получить образование в связи с обстоятельствами? Нужна ли интеллигентность, если она сделает человека «белой вороной» среди друзей, родных, сослуживцев, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Можно ли развивать в себе интеллигентность? Подготовить рассказ о своей встрече с интеллигентным человеком «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья» (Д.С. Лихачев).

План – конспекта беседы.

1. Что значит быть интеллигентным человеком?

Выдержки из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

«Интеллигентный человек – это тот, кто не обязательно должен много знать, помнить наизусть стихи, но зато способный воспринимать культурные ценности, способный восхищаться красотой природы, понять характер человека, войти в его положение помочь ему».

«Интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков?»

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в тысячи мелочей: в умение уважительно спорить, скромно себя вести, в умение помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками,бранью, дурными идеями.

2.Для обсуждения учащимся предлагается ситуация из статьи Н. Ваулина « Порядочность по прейскуранту» («Литературная газета»):

«Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками. Выйдя из троллейбуса,

она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры…

Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не потеряла ли она что-нибудь. Он сказал, что сумку нашла его жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.

Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал преподавателем, увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находящихся в сумме с точной их оценкой до копейки. В смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка, и он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую от общей суммы, «по государственному закону» и «по совести» так, как положено среди «порядочных интеллигентных людей».

Вопросы учащимся: 1. Можно ли считать этого человека интеллигентным и порядочным? 2. Как бы вы поступили на месте его жены, нашедшей сумку? На месте мужа?

3. О каких чертах характера мужчины можно судить по его поведению? Что можно о его воспитанности?

4. Как бы вы отреагировали на предложение мужчины заплатить ему положенную сумму?

3. После обсуждения вопросов учитель знакомит учащихся с высказываниями ученого, писателя, артиста по проблеме дискуссии.

«Слово «интеллигент» у нас по - разному понимают. Часто под ним упрощенно подразумевают человека умственного труда. Но не каждый человек умственного труда по настоящему интеллигент. Интеллигентность - не столько знание, сколько умение понимать, получать наслаждение от чтения книг, просмотра хорошего фильма, театральной постановки. Интеллигентность необходимо человеку при всех жизненных обстоятельствах» (Д.С.Лихачев).

«Иным кажется, что стоит лишь освоить новую систему манер и интересов, как сделаешься интеллигентным. Псевдоинтеллигент может быть осведомлен в культурной жизни, быть завсегдатаем какого-нибудь элитарного клуба… Они стремятся в привилегированные. Их интересует внешняя атрибутика культуры. Они живут для себя, ищут только свою пользу, и боятся, что их раскусят, поймут.

Интеллигент необязательно должен все знать и любить, но он должен быть порядочным человеком, трудолюбивым, бескорыстным и добрым, скромным. Интеллигента отличают образованность и стремление к образованности, гражданское мужество, борьба за правду, умение видеть недостатки, творческие горения» (В. Катаев).

«Кто-то считает интеллигентом человека в очках, с узким от природы лицом, для других –олицетворение интеллигентности в кожаном пиджаке, и так далее. Из классиков интеллигентом я бы назвал Чехова. Видимо потому, что Чехов для нас олицетворение какой-то гармонии человеческой, высокая духовность, тонкая душа, удивительная деликатность и чуткость, мягкость и одновременно жесткость, даже порой жестокость, но – в отношении- жестокости.

Возможно ли быть интеллигентным каждому? Нужно ли это? Что мы предпочитаем: чтобы нас окружали люди, умеющие услышать вашу боль, открыто сказать правду, даже если это сулит им одними неприятностями? Или гребущие только под себя, победострастные с одними в одной ситуации, и обливающие их же грязью, когда ситуация изменилась? Ведь бывает - человек красиво и много рассуждает, а на поверхности такая пустота, такая труха… И еще… Без образования, без культуры постоянного вбивания в себе духовного наследия быть интеллигентным невозможно» (Л.Дуров).

Литература:

1. Алешина. О вежливости, о такте, о деликатности.

2. Лихачев. Земля родная.

3. Сухомлинский. Родина в сердце.

4. Толстых, Эренгресс, Макаров. Эстетическое воспитание


Слово «интеллигенция» не раз меняло значение, от благородного до самого презрительного, что еще раз доказывает то, что язык - это живой организм. Но наступило новое время и трактовок стало еще больше, причем словари обязаны фиксировать все, чтобы угодить каждому субъективному взгляду. Одни откровенно приравнивают интеллигента к снобу, настаивая, что он является всего лишь представителем субкультуры напыщенных гордецов, другие считают интеллигенцию классом интеллектуальных производителей, которые должны занимать особое положение в обществе. Так кто такой интеллигент?

Поскольку переиначивание смысла этого понятия вошло в моду, мы сами решили предложить вам образ интеллигента. Прежде всего, нужно сказать, что она идеалистична, то есть максимально дружелюбна к человеку. Она утверждает, что каждый может быть представителем интеллигенции, вне зависимости от статуса, профессии и финансового состояния, иными словами, интеллигенция - это культурно-этическая концепция, которая в последнюю очередь опирается на материальные достижения. Вот список из десяти правил, которые ее формируют.

1) Человеколюбие

2) Ценность времени

Несмотря на альтруистичность, интеллигент понимает, что некоторые люди просто отнимают его время. Он легко рвет связи с надоедами, которые не разделяют его ценности и беспардонно навязывают свои, и никогда не спорит с человеком, если единственный смысл словесной перепалки это удовлетворение самолюбия. Самодостаточный человек знает себе цену и ему не нужно бессмысленно утверждаться перед кем-то, расплачиваясь временем. Интеллигент также строг с занятиями, которые его обворовывают. Он тщательно планирует досуг, чтобы не раскошеливаться на ерунду, которая отвлекает его от саморазвития.

3) Воспитание

Представители интеллигенции большое внимание уделяют манерам. Они тактично подсказывают людям, где они совершили ошибку, и ни в коем случае не заставляют их стыдиться. Интеллигенты умеют хранить секреты и не участвуют в распространении слухов и сплетен - им не доставляет скрытое ехидство, а если вежливый человек хочет высказаться, он сделает это деликатно, но прямолинейно.

4) Скромность

Интеллигент никогда не допустит даже косвенного намека на свой высокий статус. В компании он всего лишь работник определенной профессии, даже если он приобрел чрезмерное влияние и богатство, разговор ведет на одном языке и не вставляет в речь цитаты на иностранном, не хвалиться посещенными странами, а просто переходит к истории, будто вычитал ее из книги. Одним словом, чем меньше «Я» в разговоре, тем больше проявляется личность.

5) Образование и самообразование

Интеллигент обожает знания и обретение новых талантов. Он обязательно получает университетский диплом, хотя бы потому, что ему нравится учиться, а его досуг заполнен книгами, журналами и разнообразными статьями из интернета. Образованный интеллектуал не кичится знаниями: он никогда не разговаривает замудренными словами в приземленных компаниях, чтобы показать свое превосходство, и не укоряет человека за то, что он не читал «Доктора Живаго», к тому же, возможно, сам интеллигент не знаком с этим романом. Всего не узнаешь и не перечитаешь, но ключевые труды культуры и науки надо знать и понимать и стараться привлекать к ним внимание других.

6) Грамотная речь

Язык - это отражение культуры народа, поэтому к нему нужно относиться крайне бережно. Интеллигент консервативен по отношению к иностранным словам и предпочитает заменять их русскими аналогами, но никогда не противится уже устоявшейся традиции, то есть «хобби» с его подачи может превратиться в «увлечение», но называть фонтан водометом никто не станет. Немалое значение уделяется словарному запасу и построению предложений для красивого выражения мысли.

Что будет кричать интеллигент, когда ударит молотком по пальцу? То же, что и все люди. Воспитанный человек прекрасно знает слова народного языка, но на публике он употребляет их раз в сто лет, чтобы ругательство было настоящим впечатлением, а не мусором, постоянно подмешиваемым в речь. Если же человек должен высказать свою позицию по абсурдному вопросу или мнение об омерзительном персонаже, он воспользуется остроумием или просто промолчит.

7) Независимая точка зрения

Критичный ум не позволяет вводить себя в заблуждение. Несмотря на убеждающие уговоры, интеллигент всегда принимает решения самостоятельно. Он дотошно изучает все стороны вопроса, используя разные источники информации, а затем занимает позицию оппонента и старается ее защитить, чтобы в итоге выступить судьей и решить, кто прав - защита или обвинение. Хладнокровный и беспристрастный взгляд критики обезоруживает любую ложь, даже если она приятна - умный человек прежде всего честен сам с собой.

8) Патриотизм

Интеллигент - убежденный патриот и не менее убежденный космополитист. Весь мир его дом и все иностранцы его братья, но родина у него одна и о ней нужно заботиться. Представитель интеллектуального класса делает все, чтобы сделать жизнь отечества лучше, и никогда не причитает, что его страна хуже других. Патриоты живут в самых лучших государствах, которые сами же и создают.

9) Уважение к культуре

Несмотря на то что культуру определяет весь народ, именно интеллигенция является ее проводниками сквозь эпохи. Своим трудом ее представители сохраняют историю менталитета народа, причем не только своего, и благодаря этому формируют мировоззрение будущих поколений.

10) Состоятельность

Мыслящий человек должен уметь себя реализовывать, а для этого вовсе необязательно гнаться за гигантскими вершинами. Жизненные успехи интеллигента - это стабильный доход на любимой работе, счастливая семья, верные друзья и, конечно же, вклад в благосостояние и развитие общества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить капусту кольраби?
Основные болезни картофеля и причины его повреждения фото
Виды и разновидности грибов сыроежки: фото и описание Сыроежка строение