Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Цветовая маркировка проводов. Цветовые схемы и палитры. Их значение и применение в веб-дизайне

Тот кто хоть раз имел дело с проводами и электрикой обратил внимание, что проводники всегда имеют различный цвет изоляции. Сделано это не просто так. Цвета проводов в электрике призваны сделать проще распознавание фазы, нулевого провода и заземления. Все они имеют определенную окраску и при работе легко различаются. О том, каков цвет проводов фаза, ноль, земля и пойдет речь дальше.

Как окрашиваются провода фазы

При работе с проводкой наибольшую опасность представляют фазные провода. Прикосновение к фазе, при определенных обстоятельствах, может стать летальным, потому, наверное, для них выбраны яркие цвета. Вообще, цвета проводов в электрике позволяют быстрее определить которые из пучка проводов наиболее опасны и работать с ними очень аккуратно.

Чаще всего фазные проводники бывают красного или черного цвета, но встречается и другая окраска: коричневый, сиреневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, белый, серый. Вот во все эти цвета может быть окрашены фазы. С ними проще будет разобраться, если исключить нулевой провод и землю.

На схемах фазные провода обозначаются латинской (английской) буквой L. При наличии нескольких фаз, к букве добавляют численное обозначение: L1, L2, L3 для трехфазной сети 380 В. В другой версии первая фаза обозначается буквой A, вторая — B, третья — C.

Цвет провода заземления

По современным стандартам, проводник заземления имеет желто-зеленый цвет. Выглядит это обычно как желтая изоляция с одной или двумя продольными ярко-зелеными полосами. Но встречаются также окраска из поперечных желто-зеленых полос.

В некоторых случаях, в кабеле могут быть только желтые или ярко-зеленые проводники. В таком случае «земля» имеет именно такой цвет. Такими же цветами она отображается на схемах — чаще ярко-зеленым, но может быть и желтым. Подписывается на схемах или на аппаратуре «земля» латинскими (английскими) буквами PE . Так же маркируются и контакты, к которым «земляной» провод надо подключать.

Иногда профессионалы называют заземляющий провод «нулевой защитный», но не путайте. Это именно земляной, а защитный он потому, что снижает риск поражения током.

Какого цвета нулевой провод

Ноль или нейтраль имеет синий или голубой цвет, иногда — синий с белой полосой. Другие цвета в электрике для обозначения нуля не используются. Таким он будет в любом кабеле: трехжильном, пятижильном или с большим количеством проводников.

Синим цветом обычно рисуют «ноль» на схемах, а подписывают латинской буквой N. Специалисты называют его рабочим нулем, так как он, в отличие от заземления, участвует в образовании цепи электропитания. При прочтении схемы его часто определяют как «минус», в то время как фаза считается «плюсом».

Как проверить правильность маркировки и расключения

Цвета проводов в электрике призваны ускорить идентификацию проводников, но полагаться только на цвета опасно — их могли подключить неправильно. Потому, перед началом работ, стоит удостовериться в том, правильно ли вы определили их принадлежность.

Берем мультиметр и/или индикаторную отвертку. С отверткой работать просто: при прикосновении к фазе загорается светодиод, вмонтированный в корпус. Так что определить фазные проводники будет легко. Если кабель двухжильный, проблем нет — второй проводник это ноль. Но если провод трехжильный, понадобиться мультиметр или тестер — с их помощью определим какой из оставшихся двух фазный, какой — нулевой.

На приборе переключатель выставляем так, чтобы выбранной была шакала более 220 В. Затем берем два щупа, держим их за пластиковые ручки, аккуратно дотрагиваемся металлическим стержнем одного щупа к найденному фазному проводу, вторым — к предполагаемому нулю. На экране должно высветиться 220 В или текущее напряжение. По факту оно может быть значительно ниже — это наши реалии.

Если высветилось 220 В или чуть больше — это ноль, а другой провод — предположительно «земля». Если значение меньше, продолжаем проверку. Одним щупом снова прикасаемся к фазе, вторым — к предполагаемому заземлению. Если показания прибора ниже чем при первом измерении, перед вами «земля» и она должна быть зеленого цвета. Если показания оказались выше, значит где-то напутали при и перед вами «ноль». В такой ситуации есть два варианта: искать где именно неправильно подключили провода (предпочтительнее) или просто двигаться дальше, запомнив или отметив существующее положение.

Итак, запомните, что при прозвонке пары «фаза-ноль» показания мультиметра всегда выше, чем при прозвонке пары «фаза-земля».

И, в завершение, позвольте совет: при прокладке проводки и соединении проводов соединяйте всегда проводники одного цвета, не путайте их. Это может привести к плачевным результатам — в лучшем случае к выходу аппаратуры из строя, но могут быть травмы и пожары.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!

II. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам. Мармыжанская школа). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я? Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной? много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Курской области, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?
  2. Какие птички остались зимовать в вашей местности?
  3. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  4. Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг – Лебедь

Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

Итак, наш урок будет называться “Где зимуют птицы?” (Cлайд 1. Презентация)

III. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа учителя

“Какие бывают птицы” Ю. Дмитриев

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 2), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (слайд 3). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 4), а есть и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 5). Одни птицы живут только в лесу (слайд 6), другие - только в степи, третьи - там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах (слайды 7-8). А другие - только на берегу моря (слайд 9). Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена (слайд 10). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 11). Одни птицы получили свои имена за голос, другие - за цвет, третьи - за поведение (слайд 12).

2. Знакомство с перелётными птицами

Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

Я приготовила для вас плакат, на котором изображены эти птички. Давайте рассмотрим их. Как они называются?

Как называют таких птичек?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелетных птичек. Попробуем отгадать их.

Показ слайдов. Звучит пение птичек.

1. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд 13)

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд 14)

Соловей - знаменитый певец наших лесов. По имени этой птички наш Курский край получил название Соловьиный край. В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью, но нигде не было таких заливистых соловьев, как в Курской губернии. Другие соловьи выводили 6-8 трелей. А наш соловей мог напевать целых 12 трелей. В старые времена соловьи стоили очень дорого –25 рублей, а корова - только5 рублей.

Продолжаем разгадывать загадки.

3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец) (слайд 15)

4. Длинногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них Лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд 16)

5. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 17)

6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 18)

3. Работа по учебнику

Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и раскрасим красным карандашом кружочки около перелетных птичек.

IV. Физминутка

V. Работа по теме урока. Продолжение

1. Причины перелета в теплые страны

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему?

Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (слайд 19)

Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (слайд 20)

2. Прощальный концерт

Улетая на юг, курские певчие птицы нередко устраивают прощальные концерты. В солнечный осенний день вполне можно услышать концерт жаворонка над пустыми полями. Нередко возвращаются к своим домишкам скворцы и тоже издают прощальные трели. Самыми последними, когда мороз уже сковывает воду, покидают наши края лебеди.

3. Места зимовок перелетных птиц

Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

4. Работа с картой

Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли в Индию.

5. Работа в тетради с. 14.

Откройте тетрадь на с. 14 задание №2. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Лебедь просит вас отметить синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.

Как обо всем узнали ученые? Как птицы находят дорогу домой?

6. Окольцовывание птиц

А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 21), которые они одевали на лапку птице.

Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?

На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.(слайды 22-24)

Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь откроет.

VI. Физминутка

VII. Работа по теме урока. Продолжение

1. Знакомство с зимующими птицами

Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?

Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности?

Но некоторые птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

Напомните мне, как называют таких птичек?

(Работа с плакатом “Зимующие птицы”)

Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах:

Показ слайдов с пением птичек.

1. Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица). (слайд 25)

У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.

2. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (слайд 26)

Воробьизимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

3. Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири). (слайд 27)

4. Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока) (слайд 28)

5. Хожу я ловко по стволам:
Вверх и вниз, тут и там,
Как настоящий акробат.
Чищу все стволы подряд. (Поползень) (слайд 29)

2. Практическая работа

Работа по учебнику с. 16.

Отметьте синим карандашом зимующих птиц.

3. Групповая работа

Я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на две группы). Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Одной группе необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а другой – карточки “зимующих птиц”.

Перелетные птицы: зяблик, кукушка, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец.

Зимующие птицы: синица, дятел, поползень, филин, воробей, снегирь, сорока.

4. Знакомство с выставкой кормушек

Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки )

Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.

А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек)

Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

А чем вы кормите птичек?

Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.

5. Практическая работа

Работа в парах

Поспорили птицы: кому лететь на юг, а кому дома оставаться? Соберите картинку-пазл и скажите, где будет зимовать птичка.

№ 1 – синички, № 2 – лебедь, № 3 – утки, № 4 – снегири.

VIII. Итог урока

Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Здравствуй, лебедь!

Пишут тебе первоклассники из Мармыжанской средней школы. Нас зовут ……..

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс

Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”. Благодарю вас за хорошую работу (слайд 30). Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

Согласно COLOURLovers, первая цветовая палитра, существует уже более 300 лет, и была разработана Исааком Ньютоном. Хотя, другие цветовые диаграммы, существовали еще до того времени. Базовый дизайн развивался с течением времени, но концепция оставалась той же, практически любая комбинация цветов из палитры, будет сочетаться.

Основная цветовая палитра состоит из 12 цветов, которые могут быть объединены различными способами для создания разнообразных эффектов. Цвета могут дополнять друг друга, а также создавать хаос. Цвета делятся на категории теплых и прохладных. Теплые цвета, яркие и энергичные, припадают на колесе от красного до синего и до зеленого. Холодные цвета, которые варьируются от красного до оранжевого и желто-зеленого, считаются успокаивающими. Белый, черный и серый, являются нейтральными и берут на себя свойства окружающих цветов.


Расширенные цветовые схемы

Расширенные цветовые палитры построены на этом дизайне и добавляют равное количество вариантов цвета вокруг колеса. Некоторые палитры, также включают оттенки и тона каждого цвета. Оттенок - это вариант цвета, который достигается путем добавления в него белого. Тени - это затемнение каждого оттенка путем добавления черного цвета. Добавление серого к цвету, создает другой тон.

Разновидности цвета

Принцип цветовой палитры, начинается с трех основных цветов - красного, желтого и синего. Цвета равноудалены на колесе. Основные цвета являются основой для всех других, любой цвет можно сделать с помощью комбинации основных.

Вторичные цвета создаются путем смешения двух основных цветов из цветового круга. Результатами будут оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Последняя группа оттенков, третичные цвета, созданы на основе смешивания первичного и вторичного цветов. У каждого цвет есть названия из двух слов, такие как: красно-оранжевый, сине-фиолетовые или сине-зеленый.

Цветовые схемы, как правило, создаются путем выбора и объединения двух, трех или четырёх цветов в палитре. Каждая цветовая палитра может быть создана из чистого цвета, оттенка, тени или тона. Сочетайте оттенок с оттенком, тон и тоном, и так далее для лучшего цветового отображения.


Дополнительная цветовая схема

Цвета с противоположных позиций на цветовом круге, считаются дополнительными. Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и желто-оранжевый цвета дополняют друг друга.

Использование дополнительных цветов, создает высокую контрастность в ваших проектах, особенно когда для каждого используется чистый оттенок. Дополнительная цветовая гамма, отлично подходит для небольшого цветового выделение элементов, но может быть трудной в использование. Избегайте использования дополнительных гамм для больших проектов, или в качестве основы для вашего веб-сайта, также избегайте текста в дополнительных цветах.

Несколько других типов дополнительных цветовых гамм, совмещают двухцветное сопряжение с дополнительными цветами для четырех-оттеночных палитр. Расколотая дополнительная гамма, использует цвет, дополнения и два цвета рядом с ним. Двойная дополнительная гамма, использует два цвета расположенных бок о бок на колесе, и пару противоположных цветов.

Аналоговая цветовая схема


Аналоговая цветовая схема

Аналоговая цветовая схема, использует соседние цвета из цветового колеса. В результате получаются визуально приятные и успокаивающие цвета. Один из цветов, в таких цветовых схемах, используется в качестве доминирующего цвета. Выберите второй цвет для поддержки доминирующего оттенка, и третий для использования в качестве акцента.

Триадные и тетрадные цветовые схемы


Триадная цветовая схема

Триадная цветовая схема, использует три цвета на одинаковом расстоянии друг от друга, на цветовом круге. Это схема, является одной из самых популярных среди дизайнеров. Триадные цветовые схемы, создают ощущение равенства и безопасности, из-за использования различных оттенков.

У триадных цветовых схем есть тенденция, быть довольно яркими. Балансируйте цвет, выбрав доминирующий оттенок и два других триадные цвета в качестве акцентов.


Тетрадная (прямоугольная) цветовая схема

Тетрадная (или прямоугольная) цветовая схема использует комбинацию из четырёх цветов и крайне похожа на триадную, так как очень живая, и содержит один доминирующий цвет. Расположение цветов происходит от двух наборов дополнительных цветов, то есть четыре тона не одинаково расположенных вокруг цветового круга. Прямоугольная схема может использовать комбинацию красного и зеленого с красно-оранжевым и сине-зеленым. Следите за тем, как теплые и холодные цвета используются в этой схеме для создания желаемого эффекта.

Во многом, как триадная схема, тетрадная цветовая схема использует четыре цвета, но цвета распределены равномерно по цветовому кругу. Опять же, один оттенок должен быть доминирующим, а другие три акцентными.

Другие цветовые схемы

В дополнение к основным цветовым схемам, существует еще несколько других, которые широко используются.


Монохроматическая цветовая схема

Одной из самых популярных и современных цветовых схем, является монохроматическая гамма. Каждый цвет, используемый в палитре, является оттенком, тоном или тенью одного цвета.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.

Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.

Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи и .

Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.

И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к , Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

И что же сказано в этом ГОСТе?!

Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Согласно ПУЭ, п.1.1.29:

  • нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
  • cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
  • нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет

Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.

А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.


Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.

Для наглядности приведу несколько примеров.

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.

Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.

К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.

Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.

В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).

А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.

Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

Дополнение

С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

  • серый
  • коричневый
  • черный

Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.

По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.

В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.

Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.

Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):

  • коричневый цвет — положительный полюс (+)
  • серый цвет — отрицательный полюс (-)
  • синий цвет — средний проводник (М)

Внимание!!! Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.

Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:

И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:

P.S. Уважаемые коллеги, я прошу Вас при выполнении электромонтажных работ соблюдать требования по цветовой маркировке проводов и шин. Давайте уважать друг друга.

Электрический ток особо опасен для человека, к тому же он не виден. При монтаже проводки применяют провода разных цветов для безопасной и быстрой работы, буквами и цифрами обозначают сечение провода. Цветовые и символьные обозначения или, иначе говоря, маркировка прописана в стандартах, не стоит еенарушать, чтобы не подвергать свою и чужую жизни опасности.

Цветовая маркировка изоляции жил

Визуально провода отличаются друг от друга не только цветом и диаметром, но и количеством и видом жил. В зависимости от этой характеристики различают одножильные и многожильные электрические провода. Их многообразие находит свое применение в цепях переменного тока как в производственных трехфазных сетях напряжением 380В, так и в домашней однофазной сети 220В. Силовые цепи постоянного тока используют этот же стандарт электрических проводов.

Однофазная двухпроводная сеть 220В

К такой сети относится устаревший тип проводки, где в качестве жил используются алюминиевые провода в единой белой оплетке, в народе «лапша». Одна жила электрического провода – фазный проводник, вторая жила — нулевой. Однофазная двухпроводная сеть используется для обычных бытовых нужд: простых розеток и выключателей.

О том, как правильно обустроить внутридомовую электросеть, .

Проблема при монтаже одноцветной проводки заключается в затруднительном определении фазного и нулевого проводов. Наличие дополнительного измерительного оборудования поможет справиться с задачей, можно использовать мультиметр или специальную отвертку с индикатором, пробник, тестер, «прозвонку».

Проектирование однофазной двухпроводной сети разрешено ГОСТом для помещений с небольшой нагрузкой на электрическую сеть и невысокими требованиями к безопасности. В таких случаях применяют два одножильных провода или один двухжильный с жилами разных цветов.

В случае использования цельного провода одна жила имеет коричневый цвет, другая синий или голубой. Согласно общепринятой маркировке коричневая жила – это фаза, а синяя — нулевой проводник, строго не рекомендуется этот порядок нарушать. На практике встречаются фазные провода отличных от коричневого цветов: черный, серый, красный, бирюзовый, белый, розовый, оранжевый, но не синий.

Применение двух независимых одножильных проводов также требует маркировки. Можно использовать цветной по всей длине провод, например, синий — для нуля, красный — для фазы. Допустимо маркировать одинаковые по цвету провода изолентой или термоусадочными трубками разных цветов, располагая маркировку с обоих концов каждой жилы.

Применение трубки предполагает не обматывание концов, а надевание ее на провод и воздействие горячим воздухом с целью фиксации термоусадки на проводе. Для домашнего использования можно использовать любые цвета маркировочных материалов, доступные и понятные монтажнику проводки.

Однофазная трёхпроводная сеть 220В и применяемая в ней маркировка

Современные требования к монтажу электрической проводки диктуют наличие третьего провода — заземления. В этом отличие и основное преимущество однофазной трехпроводной сети.

Три электрических проводника выполняют соответствующие функции: фаза, ноль и заземление, защита от травмирования переменным током. Маркировка фазного провода остается коричневой, нулевого – синей или голубой, а провод заземления обязательно применять в оплетке желто-зеленого цвета.

Бытовая техника, соответствующая европейским стандартам безопасности, требует подключения к розеткам, имеющим заземление. Такие розетки имеют специальный контакт, к которому подводится желто-зеленый провод. Использовать этот цвет для маркировки провода фаза и ноль строго не рекомендуется, чтобы избежать возможных неприятных последствий.

Трёхфазная сеть 380В

Трехфазная сеть так же, как и однофазная, может быть с заземлением или без него. В зависимости от этого разделяют трехфазную четырехпроводную электрическую сеть напряжением 380В и трехфазную пятипроводную сеть.

Четырехпроводная сеть состоит из трех фазных проводников и одного нулевого рабочего проводника, защитный проводник заземления здесь отсутствует. В пятипроводной сети кроме трех фазных проводников и одного нулевого есть и проводник заземления.

Аналогично с двухфазной маркировкой жил, синяя или голубая жила используется для нулевого проводника, желто-зеленая – для проводника заземления. Для фазы А предусмотрен коричневый цвет, для фазы В – черный, фаза С маркируется серым цветом. Возможны исключения из правил для фазных жил, их цветовая маркировка допускает использовать другие цвета, но не синий и желто-зеленый, у которых уже имеется своя функция.

В распределении по группам однофазной нагрузки или подключении трехфазной нагрузки используются четырехжильные и пятижильные провода.

Сеть постоянного тока

Сеть постоянного тока отличается от сети переменного тока тем, что в ней присутствуют два проводника: плюс и минус. Жила плюсового проводника маркируется красным цветом, а жила минусового проводника – синим.

Практика цветового разделения проводов знакома профессионалам и любителям своего дела, активно применяется в электрике, но все же не стоит слепо доверять маркировке. Подстраховка измерительным прибором – обдуманный и взвешенный ход при монтаже электрических сетей, не стоит им пренебрегать.

Если вы электрик, нам полезно ваше мнение о статье. Напишите пожалуйста свой комментарий ниже.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test