Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дом как архитектурная модель мира традиционных культур. Где живут чукчи и эскимосы? Яранга – национальное жилище народов Чукотки

У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. "Сидячие", или оседлые, имели зимнее и летнее жилища. Зимой жили в полуземлянках, тип и конструкция которых были заимствованы от эскимосов.

Наиболее подробные сведения об устройстве полуземлянок оседлых чукчей сообщает Мерк : "Снаружи юрты покрыты дерном, закруглены и возвышаются над уровнем почвы на несколько футов. Сбоку расположено четырехугольное отверстие, через которое можно войти внутрь. Вокруг входа поставлены стоймя по всей окружности землянок, кроме только места для прохода, китовые челюсти... высотой до 7 футов. Сверху они прикрыты китовыми ребрами, а поверх того -дерном. Через упомянутый вход попадаешь сперва в коридор, длиной во всю землянку, высотой около 6 футов, шириной около сажени или больше и немного углубленной по сравнению с уровнем пола землянки.

Сама землянка имеет всегда четырехугольную форму, ширина и длина ее составляет 10-14 футов, а высота 8 футов и больше. Ближе к стенам высота помещения вследствие изгиба потолка уменьшается. Землянка углублена в землю на 5 футов, а сверх того на три фута высоты уложена земляная стенка, поверх китовые челюсти, установленные по всем сторонам. На упомянутых китовых челюстях покоятся четыре отдельных одинаковых китовых челюсти, уложенные вдоль от самих входа на некотором расстоянии друг от друга и образующие потолок юрты.

Поперек них по всему потолку уложены китовые ребра. На высоте трех футов от уровня пола по четырем углам юрты прикреплено по одному ребру, которые посередине своего изгиба покоятся на подпорках, а на них вдоль всех четырех стен уложены доски. Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами взамен настила положены моржовые шкуры. Близ входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени.

Около окна имеется в потолке еще одно небольшое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предназначено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Некоторые из китовых ребер, образую¬щие крышу, окрашиваются по бокам в белый цвет и на них изображаются фигуры, как то: киты, байдары и прочее... Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок близ самой землянки" (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 15-17).

При сопоставлении этого описания с материалами археологических раскопок обнаруживается поразительное сходство с землянками пунукского времени (VII- XVII в. н.э.). Совпадает также и материал, из которого строились землянки. У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что раньше было два типа полуземлянок: валкаран ("жилище из челюстей") и клерган ("мужское жилище"). Клерган , несмотря на такое название, была просто зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище , но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты или посторонние, которых могла поселить около себя большая семья. Летние жилища оседлых чукчей в XVIII в. отличались тем, что их обитателями обычно были члены одной семьи. По замечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту приходилось несколько летних яранг. Например, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних (Этнографические материалы, 1978. С. 155). Примерно такое соотношение зимних и летних жилищ характерно для всех оседлых поселений чукчей.

Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных "кухнях" около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием.

В конце XVIII в. зимние землянки стали выходить из употребления. Позже А.Л. Лазарев отметил: "Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно " (Записки о плавании, 1950. С. 302).

В XIX в. полуподземные жилища валкаран и клегран окончательно исчезают. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Ф.П. Врангель , проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. "Оседлые чукчи живут малыми селениями , - писал он. - Хижины их делаются на шестах и китовых ребрах, обтягиваемые сверху оленьими кожами " {Врангель, 1948. С. 311-312).

Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Описания жилища чукчей-оленеводов XVIII в. свидетельствуют о том, что с развитием производства и изменением общественных отношений претерпела изменение и яранга, прежде всего ее размеры.

"В ярангах объединяются в летнее время, а также зимой, при длительных стоянках на одном месте, все связанные хотя бы дальним родством. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 5-14). Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. отдельная семья становится основной хозяйственной единицей чукотского общества; произошло, по-видимому, полное ее обособление и в быту. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение.

В книге З.П. Соколовой "Жилище народов Сибири (Опыт типологии)" дается подробное описание устройства чукотской яранги: "(яран.ы) - каркасное цилиндро-коническое нерешетчатое жилище. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами.

Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся (в стационарном жилище) на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги (три шеста, соединенные вершинами). Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов.

Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами (в виде прямоугольного ящика), отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром (жирники). Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. В холодной передней части яранги разжигают костер {Соколова, 1998. С. 75, 77).

И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

Жилище оленных чукчей.

Жилище оленных чукчей яранга шатер, круглый в основа­нии, высотой в центре от 3,5 до 4,7 м. и диаметром от 5,7 до 7 8 м. Деревянный кар­кас состоял из жердей, опирающихся на прочно стоящий на земле треножник из толстых шесток, связанных кожаным ремнем через отверстия в их верх, части. Внизу к шестам и жердям ремнями привязывали метровые двуноги и треноги, образую­щие широкий круг основания яранги и поддерживающие прикрепленные к ним концами поперечные перекладины. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части.


В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали (мехом наружу) шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвиж­ность. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы использовали новые покрытия, для лета - бывшие в употреблении в минувшем году.

Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. пастбище, жили в ярангах с легким покрытием и маленьким спальным пологом. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур.

Стойбища чукчей-оленеводов насчитывали от 2 до 10 шатров (яран`ы).Они обычно располагались один за другим в линию по степени зажиточности хозяев с востока на запад. Первой с востока ставилась яранга хозяина стойбища, последней -- бедняка.

Селения приморских чукчей состояли обычно из 2--20 (иногда и более) яранг, разбросанных на некотором расстоянии друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района.

Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы кото рых клались горизонтально перекладины; к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Остов покрывался специальными покрышками. Оленные чукчи сшивали покрышку из старых оленьих шкур со срезанной шерстью; приморские покрывали ярангу брезентом или шкурами моржа. Чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули ярангу, ее снаружи обвязывали ремнями с прикрепленными к ним большими камнями, а оленеводы приставляли к ней грузовые нарты. Яранги оленных чукчей, вследствие необходимости перекочевок, были меньше размерами и легче, чем у приморских. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин (обычно у задней стенки ее) с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном кверху. Обычно в яранге имелось 1--3, редко 4 полога. В пологе могли поместиться несколько человек. В него проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели раздевшись до пояса, а иногда и донага. Для отопления и освещения полога служил жирник--каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем из мха, плавающим в тюленьем жиру. На этом огне приморские чукчи варили пищу, подвешивая котелок на колышек или на крюк. При наличии древесного топлива в холодной части яранги раскладывали для варки пищи небольшой костер.

В яранге сидели на разостланных шкурах. Употребляли также низкие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли рога, срезанные вместе с теменной костью.

До половины XIX в. у приморских чукчей бытовал древний тип жилища - полуземлянки. Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита (отсюда ее чукотское название валкаран -- «дом из челюстей кита»), затем покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Иногда костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки или, по крайней мере, середину его устилали крупными костями; в центре помещался большой жирник, горевший круглые сутки. По всем четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2--4 (по числу семей) полога обычного типа. В результате замены полуземлянки ярангой жилищные условия приморских чукчей значительно улучшились. Но отсутствие окон, исключительная скученность в пологе, постоянная копоть от жирника, присутствие в ярангах собак и т. п. не позволяли поддерживать необходимую чистоту. В пологах чукчей-оленеводов, как правило, было чище, чем у приморских: вследствие частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год -- весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога -- одна из трудных работ чукотских женщин. Для этого имелись в специальные обивалки. Обивалка делалась из рога оленя или дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см.

Летом часть приморских чукчей в период разъездов вдоль берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из трех весел и паруса жилище наподобие шатра или ночевали под перевернутой байдарой.

У чукчей-оленеводов „не было никаких хозяйственных построек. Все лишние вещи и запас продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время ненужные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные недалеко от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от дождя.

Приморские чукчи около яранг обычно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, чтобы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное имущество приморские чукчи хранили внутри яранги.

Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и . Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера – чумах, ярангах и иглу , которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.


Чум – жилище северных оленеводов

Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев . Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.

Что же касается чума, то по сути это , которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается , служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится .

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой , перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков . Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина . Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть . Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные , хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.
Без оленя не будет яранги — это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для «строительства» — оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга — мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как «дефицит». Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.

Стойбище

Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма «Территория»

Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум — это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги

Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды «иии, раз», только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.

«Усиление» яранги, чтобы не сдуло покрышку

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Яранга в амгуэмской тундре

Третья бригада МУСХП «Чаунское»

Яранга в Янракыннотской тундре

Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство — чоттагин. Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.

Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека — это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Полог снаружи

Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

Разведение костра

Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.

Заготовка дров

Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга — это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Послеобеденное время

Вечерний досуг

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

«Закрома» яранги

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…