Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный час на тему быть человеком. Классный час "быть человеком". Исполняется песня «Улыбка»

Сущность и назначение человека
(Нравственно-этическое воспитание) (классный час в 10 классе)
Форма проведения: беседа
Цель:
дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений, о сущности и назначении человека в этом мире;
помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.
Содержание классного часа
Часть 1. Мудрые о вечном
Сегодня к нам пришли мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора,- сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых людей и попытаемся осмыслить их высказывания. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384-322гг. до н.э.)
Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского
Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарён речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен всем живым существам.
Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо Это свойство людей отличает их от других живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466-1536)-выдающийся гуманист эпохи Возрождения
Человек-это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души - как бы некоего существа и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, физик, философ.
Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть
Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!
Человек несомненно сотворён для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.
Но о чём думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, спеть песни, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются о том, что это такое: быть королём, быть человеком.
Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы -ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом -основа нравственности.
Славолюбие- самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружён уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почёт-заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания её достичь.
Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает каков он в действительности.
Роберт Оуэн (1771-1858)- великий английский мыслитель, социалист-утопист.
Ученик: Что такое человек?
Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.
Ученик: Чем отличается он от животных или известных организованных существ?
Оуэн: Тем, что он одарён умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.
Ученик: Каким образом произошёл человек?
Оуэн: Ещё неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.
Ученик: В чём состоит счастье человека?
Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.
Ученик: В чём состоит несчастье человека?
Оуэн: В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.
Людвиг Фейербах (1804-1872)-выдающийся немецкий философ 19 века
Особым назначением человек обладает лишь как существо моральное, т.е. как социальное, гражданское, политическое. Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.
Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо. Кто не знает в чём его назначение, тот и не имеет особого назначения.
Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – русский демократ-просветитель, последователь Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»
Какая цель человеческого существования? В чём состоит задача или загадка человеческой жизни? Человек существует для того, чтобы существовать, живёт для того, чтобы жить.
Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная. К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «Удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотребления их. Под хорошей жизнью разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями имеются кутёж, обжорство, пьянство, сладострастие. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным всё: подлости, мошенничества, всякие бесчестные дела, измена, предательство. и т.д. Так что если вы спросите какого-нибудь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.
Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далёкая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это?
Добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.
Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.
Николай Алексеевич Бердяев (1874-1948)-русский философ 20 века
Проблема человека есть основная проблема философии. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем гуманизирует эту среду, вносит в неё новое начало. Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть 2. «Обсуждение»
Обсудим вопросы:
1. Чем отличается человек от животного?
2. Что такое «добродетель»?
Понятие «удовольствие» в вашем представлении.
Что важнее – богатство душевное или материальное?
Каково назначение человека в вашем понимании?
Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?
какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм – это роман, из которого вычеркнуто всё лишнее М.Генин
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. М Аврелий.
жизнь слишком серьёзная штука, чтобы говорить о ней всерьёз.
Жизнь- всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.
Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.
Переделать других -очень легко, себя -намного труднее о.Уайльд
Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её. Л.Толстой
Умереть – значит присоединиться к большинству. Петроний
Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем? А.Моруа
Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем. Б.Крутнер
Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге. Э.Кроткий
(классные часы в 10-11кл стр 57-62)

Часть3. Вы живёте в согласии с самим собой?
Психологическое тестирование (анонимное)
Свернись в себя самого. Смотри внутрь себя.
Предлагаю 15 вопросов. На вопросы отвечать «ДА», «Нет», «Не знаю»
Тестовые вопросы
1 Я вполне доволен собой.
2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий
3 Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.
4 Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.
5 Кроме мелких промахов, мне нечего поставить себе в вину.
6 У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.
7. я столь хорошо знаю своё тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны внутренними конфликтами или душевным разладом.
8 Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.
9 вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.
10 Иногда я реагирую на определённые ситуации иначе, чем хотелось бы.
11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал бы больше, чем могу сейчас определить.
12 Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека
13 Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место,..), то я позволяю себе «переболеть.»
14 Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.
15 Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.
Подсчёт результатов
Ответ «ДА» на вопросы 1, 3,5,7,9,11,13 10 баллов
Ответ «Нет» на вопросы 2,4,6,8,10,12,14,15-10 баллов
Ответы «Не знаю» -5 баллов
Подсчитайте очки. Стр 64-65
Основной вывод: (66-67)
В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом. Вечно живут великие учёные, поэты, борцы за свободу и счастья человечества. Память о них вечна. Всё хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остаётся с ближними, не пропадает. Человек продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Классный час «Будь человеком -Человек».

Цель: Расширить представления о человеке

Задачи: -помочь учащимся составить представление о положительных и отрицательных качествах, задуматься о своем месте в жизни,

Способствовать формированию у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям.

-развивать умение анализировать свои внутренние качества.

Развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш,макет часов, детали часового механизма, весы, гирьки, картон, конверты,цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, аудиомагнитафон, аудиозапись.

(Дети сидят по группам)

Ход классного часа:

1. Разговор учащихся (выходят с разных сторон к доске)

Учитель. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное ?

1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека - быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни - быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

Учитель А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание _ Человек. Давайте и мы сегодня на занятие поразмышляем над вопросом – что значит быть человеком.

Чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Обведите свою ладошку.

Над каждым пальчиком ладошки надписать те качества, которыми вы обладаете пользуясь словариком качеств.(дети зачитывают свои ответы)

-Все люди разные, у каждого есть свои особенности и черты характера . Набор их достаточно сложен и делает каждого человека личностью .

2.Формулирование темы классного часа.

Вы, конечно, назвали в основном хорошие качества, но только ли положительные качества есть в человеке?

А какие еще?

Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.

3. Проблема выбора. (На столе стоят весы, в процессе беседы ученики расставляют гири на чаши весов)

Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?

Вы можете посадить дерево ? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки).

А можете его и сломать?

Можете ли вы обидеть друга ? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Защитить слабого?

Помочь решить задачу другу? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

Дать списать домашнее задание? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Порвать книгу? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Смастерить кормушку? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

От того,какой поступок совершит человек зависит и тот след , который он оставит в этом мире. На данный момент чаши весов уравновешены. Какая чаша перевесит,решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.

4. Добрые поступки.

Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки . А «Я» -маленькая частичка, подобная шестеренке в часовом механизме. Стрелки часов движутся, и вся наша жизнь - это бесконечное движение, действие.

Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.

(Ребята рассказывают о добрых поступках . В процессе беседы, учитель крепит к макету часов детали часового механизма, их столько, сколько добрых дел учащиеся назовут.)

- Что чувствовали люди, которым вы делали добро?

Что чувствовали вы сами . (Радость, счастье, восторг, умиление ) .

- Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель обращает внимание учащихся на часовой механизм, который получился в ходе беседы.

Посмотрите, какой сложный механизм у часов. Каждая шестеренка выполняет свою роль. Сложный механизм не только у часов, давайте в этом убедимся.

5. Создание коллажа.

Задумывались ли вы,каково место каждого из нас в этом мире?

По мере взросления круг вашего общения расширяется

Кто и что вас в этом мире окружает? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения,хобби)

В этих социальных отношениях человек и проявляет свою личность, свое Я .

Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений. Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.

Учащиеся создают коллаж под песню «Ты человек » из к/ф «Приключения Электроника»

А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.

(Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина.Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).

Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми . Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания кто таков - человек и каково его место в этом мире.

Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.

Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!

Что значит быть человеком?

-Это других уважать,

Это значит слово

- делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

умный

честный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

добрый

отходчивый

щедрый, великодушный

изобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

весёлый

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

Форма проведения : беседа с элементами драматизации.

Цель:

Дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений о сущности и назначении человека в этом мире;

Помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.

Подготовка

Подобрать группу учащихся, которые представят философские воззрения разных эпох по данной теме.

Помочь ребятам в поисках дополнительной литературы и работе по выделению главных и существенных моментов в трудах различных авторов.

Подобрать портреты ученых-философов для демонстрации их через эпидиаскоп.

В связи с тем, что вопросы теста затрагивают некоторые моменты душевного состояния ребят, деликатнее подготовить и провести анонимное тестирование, а результаты обсудить индивидуально с психологом.

Часть первая.

«Мудрые о вечном»

Учитель : Ребята, к нам пришли в гости мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора, — сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых мужей и попытаемся осмыслить их высказывания, преломив через время столетий. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского

Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо... Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Выдающийся гуманист, эпохи Возрождения

Человек — это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души (anima) — как бы некоего божества (numen) и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623—1662)

Французский математик, физик и философ

Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть.

Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!

Человек несомненно сотворен для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.

Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются над тем, что это такое: быть королем, быть человеком.

Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.

Славолюбие — самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почет — заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания ее достичь.

Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Роберт Оуэн (1771—1858)

Великий английский мыслитель, социалист-утопист

Ученик: Что такое человек?

Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Ученик : Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Оуэн: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.

Ученик : Каким образом произошел человек?

Оуэн: Еще неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе... Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.

Ученик : В чем состоит счастье человека?

Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.

Ученик : В чем состоит несчастье человека?

Оуэн : В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Людвиг Фейербах (1804—1872)

Выдающийся немецкий философ XIX в.

Особым: назначением человек обладает лишь как существо моральное, т. е. как социальное, гражданское, политическое.

Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.

Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо.

Часто приходится слышать о том, что мы не знаем, какое человек имеет назначение. Кто рассуждает так, тот переносит свою собственную неопределенность на других людей.

Кто не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения.

Максим Алексеевич Антонович (1835—1918)

Русский демократ-просветитель, последователь Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»

Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

Над этим вопросом трудилось много мудрых умов и много почтенных голов.

Самый естественный и ничем не опровержимый ответ на приведенный вопрос тот, что человек существует для того, чтобы существовать, живет для того, чтобы жить.

Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная.

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошей жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т.п. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным все: подлости, мошенничества, всякого рода бесчестные дела, раболепство, торговля телом и душою, измена, предательство и т.д. Так что если вы спросите какого-ни- будь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.

Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это? Ужели в самом деле разумная добродетель не только не составляет естественной потребности человеческой природы, но даже не гармонирует с нею? Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.

Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, словом, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.

Источник удовольствия для честного и нравственного человека в нем самом, тогда как для бесчестного богача он вне, в случайных, преходящих обстоятельствах, а внутри он, может быть, терпит целый ад, и его мучит совесть, голос которой он не может заесть обжорством, запить пьянством и заглушить всевозможными чувственными наслаждениями.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)

Русский философ XX в.

Проблема человека есть основная проблема философии. Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя.

Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогеническое значение и означает новую стадию жизни космической.

Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть вторая, «Обсуждение»

Учитель предлагает обсудить вопросы, которые затронули в своих выступлениях философы различных эпох:

1. Чем отличается человек от животного?

2. Что такое «добродетель»?

3. Понятие «удовольствия» в вашем представлении.

4. Что важнее — богатство душевное или материальное?

5. Каково назначение человека в вашем понимании?

6. Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?

7. Какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм — это роман, из которого вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

М. Аврелий

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Не завидуй тому, кто сильней и богат. За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.

О. Хайям

Афоризмы О. Уайльда

Как это глупо — говорить о «неопытной и невежественной юности». Я с уважением слушаю суждения только тех, кто много меня моложе. Молодежь нас опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.

Жизнь — слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.

Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата.

В жизни есть только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.

В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь — простая штука, и в ней что проще, то и правильнее.

Если хочешь получить от жизни удовольствие, следует хоть в чем-то быть серьезным.

Жизнь — всего лишь дурная четверть часа, состоящая -из чудесных секунд.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Жизнь — самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох.

Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и радостей, все это кажется каким-то сном или грезой. Что такое нереальное, если не те страсти, которые когда-то жгли, точно огнем? Что такое невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил?

Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.

Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.

Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их и можно переносить. Соответственно, все то, что мир всегда воспринимал всерьез, относится к комедийной стороне жизни.

Переделать других — очень легко, себя — намного труднее.

О. Уайльд

Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла.

В. Розанов

Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия.

М. Бубер

Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет, это единственно серьезный вопрос.

Неизбежно только одно — смерть, всего остального можно избежать.

А. Камю

Сорваться — эффектнее, чем устоять,

Разбить — романтичнее, чем уберечь.

Отречься — приятнее, чем настоять,

И самая легкая вещь — умереть.

Н. Матвеева

Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.

С. Моэм

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.

В. Белинский

Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

П. Бомарше

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

Ф. Бэкон

Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.

П. Валери

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Ф. Достоевский

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это в сущности одно и то же.

Г. Лессинг

Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.

М. Эбнер-Эшенбах

Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

В. Ключевский

Я не боюсь смерти. Значит, жизнь — моя!

В, Шукшин

Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.

Первое условие бессмертия — смерть.

Жизнь занимает у людей слишком много времени.

Е. Лец

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному — борьбе за освобождение человечества.

Н. Островский

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Жизнь — совсем не такая простая и легкая штука, которую молено было бы изучить и постигнуть вполне по наставлениям родителей и по казенным учебникам.

Д. Писарев

Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.

Л. Толстой

Жизнь — это вопрос времени.

В. Резников

Жизнь — вещь грубая. Ты вышел в долгий путь — значит, где-нибудь и подскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «Умереть бы!» — и, стало быть, солжешь.

В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит.

Сенека

Жизнь — игрушка настолько глупая, что ее дарят только младенцам.

Б. Манвилл

Вы все хотите быть честным по отношению к жизни. Но жизнь такая свинья, она все равно вас надует.

К. Ижиковский

Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

Д.Э. Смит

Умереть — значит присоединиться к большинству.

Петпроний В моей смерти прошу винить мою жизнь.

Г. Мамкин

Завтра никогда не наступает; длится вечное сегодня. Не будущее замкнется смертью, а длящееся настоящее. Не завтра будет смерть, а когда-нибудь сегодня.

Г. Ландау

Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем?

А. Моруа

Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем.

Б. Крутнер

Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге.

Э. Кроткий

Часть третья. «Вы живете в согласии с самим собой?»

Психологическое тестирование

(анонимное)

Свернись в себя самого.

Смотри внутрь себя.

Марк Аврелий

Ребятам предлагается психологический тест из 15 вопросов. На вопросы надо отвечать «Да», «Нет», «Не знаю».

Тестовые вопросы:

1. Я вполне доволен собой.

2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.

4. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.

5. Кроме мелких промахов, мне нечего себе поставить в вину.

6. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.

7. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны моими внутренними конфликтами или душевным разладом.

8. Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.

9. Вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.

10. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотелось бы.

11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы больше, чем могу сейчас определить.

12. Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека.

13. Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место и т. д.), то я позволяю себе «переболеть».

14. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.

15. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.

Подсчет результатов

Ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5,7, 9, 11, 13 — 10 баллов.

Ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 — 10 баллов.

Ответы «Не знаю» — 5 баллов.

Подсчитайте свои очки.

100—150 баллов

Ваши ответы показывают не только, что вы живете в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и касающихся взаимоотношений с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50—99 баллов

Очевидно, вы живете не в полном согласии с самим(ой) собой. В вас много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование каких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точно оценить свои возможности и одновременно проявить больше терпимости по отношению к себе (вы человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0—49 баллов

Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном отсутствии принятия себя и согласия с самим собой. Но, несмотря ни на что, будьте другом себе. Для этого подсчитайте, сколько предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. Не мучайте себя упражнениями воображения. Начните делать то, чего желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск или мешает ваш внутренний страх.

Заключение

Учитель подводит итоги классного часа:

Благодарит ребят, которые выступали в роли философов, подчеркивая, что они не только подготовили интересные сообщения, но и искренне попытались их донести до аудитории, выбрав главные и существенные моменты данной темы;

Высказывает мысль, что полученная информация помогла многим ребятам, которые не задумывались или затруднялись поставить перед собой такие, на первый взгляд, простые, но, с другой стороны, очень глубокие философские вопросы;

Отмечает обсуждение, которое прошло активно и показало, что тема о сущности и назначении человека в этом мире вечно волновала умы человечества, что она очень актуальна и в наши дни;

Вопросы, поставленные в тесте, помогут ребятам задуматься о самом себе и объективно соотнести свои мысли и действия с окружающим миром.

Основной вывод

Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. Человек задает себе мучительные вопросы: ради чего он живет? Есть ли какой-нибудь смысл в жизни?

В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни.

Однако человеку нужны духовно-нравственные критерии жизненной позиции. Ему мало просто жить, ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».

Человек живет в обществе среди людей, близких, далеких, и именно в отношениях с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В обществе ему дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна.

Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает.

Человек как личность реализует свой творческий потенциал в своих деяниях. Он продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Открытое внеклассное мероприятие

в группе 15 ТМТ

по теме

«Быть Человеком»

Классный руководитель Одинцова Галина Николаевна

Цель . Обсудить самую важную, самую актуальную проблему всех времен и народов, проблему: что есть человек, каким он должен быть.

Задачи . - Формировать активную жизненную позицию.

Учиться аргументации, доказательности, терпимости к другой точке зрения.

Учить сердце и душу добру и человечности.

Форма. Дискуссия.

Ход занятия

1 .Вступление.

Сегодня на занятии нашем давайте будем вместе мы!

Ведь в центре обсужденья имя, которым все наречены!

Но, часто ли мы об этом задумываемся?!

2. Постановка проблемы, формулировка темы

Учитель предлагает выслушать начало песни «Светофор» В.Леонтьева

«Действительно в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в ритме бега мы видим мир, друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А,может, стоит остановиться и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… И,быть может, тем самым приблизиться к истине по поводу одной из важнейших проблем; ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Но, увы, как, порой, это нелегко –ОСТАНОВИТЬСЯ! Мы в толпе, мы в спешке!

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай - если не о боге -

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся - жалок,

остановившийся - велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,-

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

Е. Евтушенко

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ!!!

Работа с фрагментом картины «Диоген, ищущий человека»

Дискуссия: какого человека искал Диоген? (От каждой группы по одному выступающему)

Студенты говорят, что он, вероятно, искал человека хорошего, способного на добрый поступок; человека нескучного, с которым можно было бы поговорить; настоящего, человечного; какого-то своего, понятного, человека без прекрас…

Предлагается слайд, на котором вопросы внеурочной дискуссии.

3 .Основная часть

По группам предлагается дискуссия по разным ситуациям, темам:

Так что есть красота?...(Рассуждение о красоте внутренней и внешней, мнимой и реальной, которая «спасет мир»)- 1-я группа

Белорусское поверье о хорошем-плохом человеке (О себе или о другом; альтруизм и эгоизм)- 2-я группа

Жить долга, когда она полна(о смысле человеческой жизни, о месте человека в этой жизни)- 3-я группа

-Притча о борьбе двух волков (проблема выбора) (задание общее для всех групп).

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе

4.Вывод-рефлексия

Так какой же он человек. Что же значит быть человеком ( по группам кластер или синквейн )

Мне в данном случае пришли на ум следующие мысли:

Как просто и как сложно ответить на вопрос,

Определиться в этом людском мире.

И, быв твореньем Бога, не забыть,

Чтоб Человеком стать стать мало им родиться!

Слайд+ слова О.Хайяма

«Человек словно в зеркале мир многолик:

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Слайд «Можно по разному в жизни жить…»

Так что же значит быть человеком?! – КАЖДЫЙ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

Быть человеком - что это значит ?
Просто
желать , если рядом плачут ,
Быть
справедливым во всех деяньях ,
Ближнего
разделять страданья .
Быть
человеком - значить быть добрым ,
К
людям внимательным быть выше ,
В
слове вернее , в помыслах чище .
Будь
поскромнее в своих желаньях ,
Помни
хорошее в расставаньях .
Людям
дари уважение , ласку ,
А
не истерики , шок и встряску .
Не
пресмыкайся перед сильнейшим ,
Не
раболепствуй перед умнейшим .
Маленький
ты или с чинами -
Все
перед богом равны мы с вами .
Злу
же на свете нет оправданья :
Сколько
оно приносит страданья !
Злом
человек оскверняет душу -
Людям
такой человек не нужен !
Чтобы
не стал ты таким уродом ,
Бедным
, больным помогай , сиротам .
Слабых
не обижай стариков :
Сам
ведь будешь когда - то таков .
Ближних
своих не съедай речами -
Как
же в этом грешны мы с вами !
Заповеди
даны человеку ,
Чтоб
выполнять их от века до века .
Правы
, не правы Бог вас рассудит ,
И
по делам вам вашим будет .
Быть
человеком - Что это значит ?
Многим
задуматься , не иначе

Тема: Классный час-притча « Я среди людей».

Цель: развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.

1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие;

2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающим людям;

3. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся

Оформление: проектор, ноутбук, видеоролик «Река жизни», презентация, душевная мелодия, 2 нарисованных костра, слова на карточках, 4 свечи (надежда, спокойствие, вера, любовь), плакат с темой занятия, зелёные горошки, лист с изображением человечка.

Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

Звучит душевная мелодия.(1 слайд)

Доброе утро. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный классный час. Я надеюсь, что вы будете активно рассуждать, обсуждать, выдвигать свои мнения. Ровный, спокойный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепят наши отношения. И хотелось бы зажечь свечу, раз надеюсь, то свечу надежды.

Зажигается 1-я свеча надежды

Сегодня наш классный час – притча. (2 слайд)

Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение). Мы поведём серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

Попрошу подойти ко мне. Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

(3 слайд) - Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

(4 слайд) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Присаживайтесь. А теперь закрыли глаза и пофантазируем, поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля.

(5 слайд) Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.

Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

Обобщение: как на земле происходят разные природные явления, так же человек сталкивается с социальными природными явлениями среди людей.

2. Введение в тему.

Человек среди людей. Рассмотрите схему-карту (слова, поделённые на 2 сектора «я», «люди») (6 слайд)

Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир.

Может ли человек прожить один? Почему?

Кого мы видим на планете рядом с собой?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Что бы вы вложили в понятие «Я среди людей»?

(Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди).

На доске появляется схема: Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди.

Мы все друг на друга похожи?

(Чем-то похожи, но мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый стремиться стать лучше).

Мы подчеркнули, что на Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)

Обобщение: существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

Коррекционное упражнение:

В конверте даётся задание (распределить по группам и объяснить):

1 группа: 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние), 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);

2 группа: 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость), 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)

В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)

Зажигается 2-я свеча любви (обучающимся)

Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

(7 слайд) Прочитайте цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)

Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

Жертвенные костры.

Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры (на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка / (8 слайд)

Это не просто костры – это « костры жертвенности ».

Как вы думаете, почему их так назвали?

Что значит слово « жертва », «пожертвовать»? (учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)

Это значит отказаться от чего-то, принести в дар «безвозмездно!»

Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок человека ради

кого-то другого.

Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради

своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети подбирают на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).

А чем родители, близкие жертвуют для вас? (подбирают слова на пламени поступки родителей)

1 костёр – детей : друзьями, интересами, игрушкой, мечтами.

2 костёр - родителей: карьерой, желаниями, работой, свободным временем, здоровьем, жизнью.

А теперь сравните, чей костёр горит ярче?

Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)

Обобщение: Поэтому прислушиваться совету старших необходимо. Они мудрее и опытнее.

Прочитайте пословицы, объясните:

"Старое дерево, только опираясь на молодое, может жить долго".

"Пред старцами - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь,

с младшими - дружелюбное согласие".

Зажжём 3-ю свечу, чтобы вера в себя, в своих близких всегда сопровождала нас.

Зажигается 3-я свеча вера (обучающимся)

Как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе.

Как человек может познать себя? (в обществе, в сравнении с другими людьми).

Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? (Запоминать побольше веселых историй. Много читать. Смотреть познавательные программы. Научиться мастерить всякие поделки.)

Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это…(искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)

Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

Что значит воспитанный? (соблюдающий правила приличия).

Признаки воспитанного человека.

Задание: перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

(Защита проекта)

Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.

А на ваш взгляд, каким должен быть член нашего классного коллектива?

Обобщение: Т.е., воспитанный – это нравственный человек. А нравственный - это обдуманный, внутри него спокойствие. Если человек не спокоен, то он становится злобным, отчаянным. Точно также и в мире. На мирной Земле легче, счастливо живётся, также как и в мирном обществе.

Зажигается «Свеча спокойствия»

Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:

«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Объясните.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!

Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей. Жить в обществе - это значит преподнести себя, обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки. Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.

Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.

(9 слайд) Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»

Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности.

Скоро вы выйдете из стен школы. Кто-то ставит конкретные цели и будет достигать их, а кто-то будет довольствоваться «что жизнь даёт, тем и буду пользоваться». Посмотрите видеоролик-притчу «Река жизни»

Просмотр видеоролика-притчи «Река жизни» (10 слайд)

Чему учит эта притча?

Кто на ваш взгляд река? С чем сталкивается она? А как суметь выжить среди людей?

Упражнение «Закончи предложения»

Участники по карточкам заканчивают предложения:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

Я пойму, что счастлив, когда...

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Обобщение: В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по- разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.

(11 слайд)Звучит мелодия

Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить добрые отношения в коллективе. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.

Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю, чтобы внутри вас всегда горели (подойдя к свечам) свеча надежды, любви, веры, спокойствия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить капусту кольраби?
Основные болезни картофеля и причины его повреждения фото
Виды и разновидности грибов сыроежки: фото и описание Сыроежка строение