Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда выборы государственной думы рф. История выборов в государственную думу в современной россии

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

Москва, 18.09.2016

Президент РФ В. Путин и премьер-министр РФ, председатель партии "Единая Россия" Д. Медведев в штабе победившей на выборах партии в ночь после голосования

Пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Конституционное большинство

"Единая Россия" получит в Госдуме седьмого созыва 343 мандата (76,22% мест), в соответствии с предварительными итогами выборов, сообщает ТАСС со ссылкой на ЦИК РФ. КПРФ получает 42 мандата (9,34% мест), ЛДПР - 39 мандатов (8,67% мест), "Справедливая Россия" - 23 мандата (5,11% мест). По одному мандату получают представители "Родины" и"Гражданской платформы", а также самовыдвиженец Владислав Резник, избранные по одномандатным округам. В большинстве жк округов победили единороссы или представители других парламентских партий.

После четверки парламентских партий новой Думы, на пятом месте по результатам выборов, сообщал ранее ТАСС, идут "Коммунисты России" с 2,40% голосов. Далее голоса между партиями распределились так: "Яблоко" - 1,77%, Российская партия пенсионеров за справедливость - 1,75%, "Родина" - 1,42%, Партия роста - 1,11%, "Зеленые" - 0,72%, "Парнас" - 0,68%, "Патриоты России" - 0,57%, "Гражданская платформа" - 0,22% голосов, "Гражданская сила" - 0,13% голосов.

"Единая Россия" к окончанию подсчета сильно укрепила свои позиции по сравению с полуночью. Тогда, согласно данным Exit-poll, предоставленными ВЦИОМ, Единая Россия набирала 44,5%, ЛДПР шла на втором месте (15,3%), КПРФ отставала (14,9%), Справедливая Россия имела побольше, чем впоследствии (8,1%). Явка была около 40%, но затем существенно выросла: после обработки 91,8% протоколов, явка составила 47,9%. То слова Зюганова, сказанные вскоре после начала подсчета голосов, что "две трети страны не пришли", не подтвердились.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев ночью прибыли в избирательный штаб Единой России.

"Результат для Единой России - хороший", - заявил президент России. "Можно с уверенностью заявить, что партия добилась хорошего результата - победила", - сказал Путин.

По оценкам главы ВЦИОМ Валерия Фёдорова, Единая Россия с учетом одномандатных округов может получить 300 мандатов. "У Единой России будет около 300 мандатов, может быть, даже больше. Это конституционное большинство. Кто-то хочет 66%, кто-то 75%, у всех свои критерии проблемы. Я думаю, что всё, что выше 44% (по партийным спискам. - ред), это точно очень большой успех для "Единой России". Посмотрим, подтвердятся наши прогнозы или нет, – сказал Фёдоров в эфире Лайфа.

Прогноз насчет более 300 мандатов полностью подтверждается. Данные по одномандатным округам на 9.30 утра по московскому времени были еще неполными, но уже достаточно красноречивыми. "Единая Россия" продолжала лидировать в 203 из 206 одномандатных округов, в которых выдвинула кандидатов, сообщил ТАСС.

У партии, очевидно, вновь конституционное большинство, которого не было у ЕР в предыдущей Думе. Она, напомним, избиралась только по партийным спискам (согласно законодательству 2004 года). "Кандидаты от КПРФ и "Справедливой России" побеждают в семи округах каждая, пять сохраняет за собой ЛДПР. Лидеры "Родины" Алексей Журавлев и "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов побеждают в своих округах.

На выборах были зафиксирован ряд нарушений. Наиболее существенным был признан инцидент в Ростовской бласти.

МВД подтверждает факты вброса избирательных бюллетеней на избирательных участках в Ростовской области, сообщает ТАСС.

Как заявил первый замглавы МВД России Александр Горовой, документированы факты вброса бюллетеней на избирательных участках №1958 и №1749.

Победа сильной государственности

Но, по мнению политолога Дмитрия Орлова, административная мобилизация уходит в прошлое. ЕР помогла первичная мобилизация - предварительные выборы весной, и тезис "вместе с президентом". Весьма значительным фактором в пользу "Единой России" оказалась встреча Путина с ее активом незадолго до выборов и его заявление о том, что он создавал эту партию.

Хотя о компании говорят, как о скучной, по мнению политолога, это не так благодаря содержательной борьбе в одномандатных округах, где выдвигалось много новых лиц с конкретными программами.

ЛДПР отыграла социальный запрос лучше справороссов, оттянув также голоса националистов. Традиционно в период кризисов и неувереноости эта партия улучшает свой результат, отметил Дмитрий Орлов.

Интересно посмотреть на некоторые оценки, которые сделали для «Эксперт Online» аналитики незадолго до выборов. Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России» и член федерального политсовета «партии Роста», отмечала «сильную позицию у ЛДПР»: «Большая часть населения не верит в реформы, а либерал-демократы их и не предлагают», - констатировала она. «Справедливая Россия», отметила общественный деятель, падает потому, что так и не смогла представить внятную политическую программу.

Прогноз эксперта центра «Общественная Дума» Алексея Онищенко состоял в том, что голоса на выборах в большинстве своем останутся у «Единой России», поскольку их избиратели - те люди, которые объединены идеей за стабильное и сильное государство. «Они не за виртуальную демократические лозунги, а за государственные гарантии. Не случайно на предварительных выборах за «Единую Россию» проголосовали 8, 5 миллиона человек. Это высокий показатель», - отмечал он.

Советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин высказал мнение, что реальные дела, происходящие в стране, ассоциируются с партией власти на фоне роста доверия к государственным институтам, в первую очередь, в связи с присоединением Крыма и антисанкционной политикой.

Действительно, можно констатировать, что победа ЕР, при сохранении наличии заметных социально-экономических проблем, в идеологическом плане представляет собой доминирование идеи сильного, крепкого, гарантирующего государства. У партии "не все получается", как отмечал Путин, но с этой идеей она ассоциируется прочно. Призрак ослабления и полураспада государства русский народ совершенно «не греет», хотя для части интеллектуальных элит и является манящим.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития

Ранее в 2018 г выборы в Государственную думу были назначены на 4 декабря 2019 г., но в результате прений дату, когда состоится голосование, перенесли. Выбор седьмого созыва нижней палаты Государственной думы состоится 18 сентября.

Новый ЦИК

Не только у депутатов нижней палаты истекает срок полномочий. В марте 2019 года истек срок работы членов ЦИК. 28 марта на заседании обновленной ЦИК председателем была назначена Памфилова Элла Александровна. Николай Иванович Булаев выбран в качестве заместителя председателя ЦИК, секретарь избирательной комиссии – Гришина Майя Владимировна.

Новые правила агитации на выборах 2019

Каждые выборы похожи на игру в перетягивание каната – идет жестокая борьба за каждый голос избирателя. Каждая партия ищет новые способы для привлечения большего количества голосов. В соответствии с призывом президента РФ В. В. Путина о легитимности и прозрачности выборов, были внесены новые поправки на законодательном уровне в условия агитации.

В последнем чтении было принято решение о категорическом запрете использовать изображения публичных личностей на плакатах и других агитационных материалах. Помимо этого, запрещено размещать пропагандистский материал любого формата на сооружениях, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность. Агитки также запрещено размещать вблизи 50 метров от участков голосования.

Изменения коснулись и митингов. Теперь автопробег будет приравнен к демонстрации, а палаточные городки равны пикетированию. Представители органов МВД считают, что подобные мероприятия могут спровоцировать массовые беспорядки на улицах города. Все должно происходить в рамках закона.

Закон предполагает обязательное участие всех кандидатов предвыборной гонки в теледебатах. Для СМИ введены новые правила освещения процесса голосования.

Новые правила процесса выборов 2019 г.

Что касается самого процесса выборов, то здесь произошли некоторые изменения:

  • на граждан, которые создают дестабилизирующую обстановку на избирательных участках, а также вмешиваются в работу избирательной комиссии, будет наложен штраф от 2 до 5 тыс. руб. С должностных лиц спросится в десятикратном размере;
  • фото- и видеосъемка разрешена постановлением, подписанным Президентом РФ;
  • запрещено удалять наблюдателя с избирательного участка без участия представителей судебной власти;
  • на законном основании указано точное количество наблюдателей, принадлежащих к той или иной партии.

Если с процессом проведения выборов в день голосования все более ли менее четко и ясно, то предвыборный процесс заставит понервничать кандидатов. Как уже известно, выборы в Госдуму 2019 г. вновь применят смешанную систему избрания. Как это будет происходить, расскажем более подробно.

Смешанный тип выборов подразумевает под собой равное пропорциональное соотношение депутатов, избранных от партий и депутатов, выбранных в одномандатных округах, а значит, существует риск увеличения конкурентов в нижней палате. В Государственную думу входит 450 представителей различных партий, т. е. 225 человек будут представлены от действующих партий, а вторая половина может состоять из представителей любого округа. Из этого следует, что избирателям предстоит голосование по двум бюллетеням: кандидаты от партий и представители от округа.

Одномандатные округа

Центральная избирательная комиссия разделила территорию Российской Федерации на 225 округов – будущих мандатов. По какому принципу происходила «нарезка» округов? Используя систему единой нормы представительства, количество избирателей разделили на 225 мандатов, получили порядка 480 тыс. избирателей на один мандат. Такое «размежевание» территории РФ сохранится в течение 10 лет. Учитывая заселенность территории, существуют округа с меньшим количеством избирателей, но это не помешает главному фактору новизны: каждый округ получит своего депутата.

Изюминкой определения округов стала «лепестковая» модель нарезки мандата, т. е. крупные города поделили на части, присоединив к ним сельские местности. Этот весьма спорный принцип буквально разорвал существование ранее созданных округов. Теперь кандидатам в депутаты придется «попотеть», чтобы завоевать свой голос.

Партийные списки

Возвращение некогда отмененной смешанной системы резко снизило шансы кандидатов партий пройти в Думу. Благодаря новшествам в системе избрания каждая партия может выдвинуть не более 10 человек в каждой из 35 региональных групп, не прибегая к сбору подписей. К таким партиям относится «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» и др. Однако мандаты получат далеко не все.

Кандидат «Против всех»

Главной интригой выборов 2019 в Государственную думу года станет возвращение «любимого» фаворита всех конкурентов – кандидата «Против всех». Графы «Против всех» и «Против всех партий» будут размещены в конце списка соответствующих бюллетеней. Такой кандидат способен отправить выборы по второму кругу. Это способно произойти в случае набора большего количества голосов данного кандидата в каждом округе РФ.

Кто готов стать депутатом Государственной думы? На этот вопрос можно ответить коротко: любой желающий (отсутствие судимостей и наличие справки о здоровье из психонаркологического диспансера обязательно). Но! Прежде чем выдвигать свою кандидатуру среди одномандатных округов, необходимо собрать документы, придумать предвыборную программу, при этом собрав 15 000 подписей, или же воспользоваться новым вариантом – праймериз.

Праймериз

Партия «Едина Россия» сделала громкое заявление о выдвижении кандидатов через систему праймериз. Под этим подразумевается отборочный этап выбора наиболее сильного кандидата с «яркой» предвыборной программой. Праймериз состоялся 22 мая 2019 года. Основные правила праймериз:

  • регистрация участников праймериз состоится с 15 по 21 апреля. Участником может стать любой гражданин РФ, который поддерживает идеологию партии «Единая Россия» и не состоит в какой-либо другой политической партии. Заявки принимаются только от самовыдвигающих кандидатур;
  • в адрес губернаторов прозвучал призыв не участвовать в праймериз, поскольку у них существует своя поддержка «сверху»;
  • праймериз пройдет в каждом регионе РФ. Для этого созданы региональные оргкомитеты;
  • каждый кандидат будет агитировать избирателей сделать выбор в пользу партии «Единая Россия», используя согласованные с партией агитационные материалы;
  • 22 мая состоятся выборы в пользу кандидата. Каждый избиратель может выбрать одного или несколько лидеров среди участников регионального праймериз;
  • пресловутого «дня тишины» не будет. Каждый кандидат может проводить агитационную политику вплоть до 22 мая;
  • время проведения праймериз – с 8.00 до 20.00.

Результатом такого процесса станет возможность участника, набравшего наибольшее количество голосов, получить регистрацию на выборах от партии без сбора подписей.

Еще один интересный факт о партии «Единая Россия». Единогласно принято решение не использовать изображение президента РФ в агитационном материале.

Партии-фавориты предвыборной гонки

Компании, занимающиеся опросом населения, также не скучают и всевозможными способами выявляют «любимчиков» публики. По данным 2017 г., лидером стала партия «Единая Россия». Она собрала более 59% голосов. Коммунисты набрали 9%, ну а либералы заняли место в конце списка с 9% голосов. Но вопрос «Кто победит?» всегда остается актуальным до дня голосования.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов. Партия Единая Россия в очередной раз одержала победу «за явным преимуществом», а результаты выборов продемонстрировали отсутствие какого-либо желания у простого народа менять сложившийся политический порядок. И всё же, выборная кампания 18 сентября 2016 года позволяет сделать некоторые выводы. Например, несмотря на результаты выборов, относительно низкая общая явка говорит о потере интереса к выборам, как к мероприятию, определяющему те или иные вектора развития страны.

Результаты выборов в Государственную думу: явка по регионам

Мнения экспертов по поводу количества пришедших на выборы российских граждан несколько разнятся. Одни специалисты соглашаются с пресс-секретарём Президента РФ Д.Песковым, заявившим, что 47,81% по всей стране – это показатель, который вполне достойно смотрится на фоне аналогичных европейских кампаний. Другим не даёт покоя тенденция, показывающая, что простой народ всё меньше желает тратить время на выражение своей гражданской позиции и декларирование политических взглядов.

18 сентября 2016 года участки посетило меньше половины зарегистрированных избирателей, но это не помешало ЦИК признать выборы состоявшимися (соответствующие поправки в законодательство были внесены заранее), а результаты выборов — окончательными. Интерес вызывает лишь существенная разбежка в показателях явки по регионам. Несмотря на то, что представители Единой России побеждали практически в каждом регионе, наибольшее количество голосов за них, равно как и почти вдвое большее количество проголосовавших, было зафиксировано в 13-ти субъектах: Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Мордовии, Чеченской республике, Кемеровской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Татарстане и Республике Тыва. В этих регионах средняя явка составила 81,4%, тогда как в 72 остальных – лишь 42,9%. Какие результаты выборов были получены в этих двух кардинально отличающихся между собой группах, можно увидеть в следующей таблице.

Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то эти города возглавили списки населённых пунктов с самой низкой явкой: 35,18% и 32,47% соответственно. Вместе с тем, и здесь результаты выборов показали серьёзную поддержку партии власти.

Результаты выборов в Госдуму 2016: как распределились голоса

Выборы 2016 года в Государственную думу вновь показали силу партии власти: Единая Россия не просто одержала победу, а получила конституционное большинство, которое позволит ей принимать законы, содержащие поправки в статьи Конституции РФ – высшего нормативного правового акта государства. Официальные данные говорят, что Единая Россия набрала 54,19%, что в количестве депутатских мандатов равно 343 (общее число мест в Государственной думе – 450). Итоговые цифры выборов таковы:

  • «Единая Россия» – 54,19%;
  • КПРФ – 13,34%;
  • ЛДПР – 13,15%;
  • «Справедливая Россия» – 6,22%;
  • «Коммунисты России» – 2,27%;
  • «Родина» – 2,3%;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость» – 2,0%;
  • «Яблоко» – 1,9%;
  • «Партия роста» – 1,8%;
  • «Парнас» – 1,2%;
  • «Зеленые» – 0,8%;
  • «Гражданская платформа» – 0,3%;
  • «Гражданская сила» – 0,2%.

Вслед за Единой Россией места в Государственной думе получили представители пяти партий и один самовыдвиженец:

  • «Единая Россия» – 343,
  • КПРФ – 42,
  • ЛДПР – 39,
  • «Справедливая Россия» – 23,
  • «Гражданская платформа» – 1,
  • «Родина» – 1,
  • самовыдвиженцы – 1.

Выборы в Думу 18 сентября 2016 года: фальсификация?

Председатель Центрального избирательного комитета Э.А. Памфилова охарактеризовала выборы 2016 года, как открытые и легитимные. При этом она дала понять, что любые факты фальсификаций будут рассматриваться незамедлительно, а в отношении нарушителей будут приниматься соответствующие меры. Официальные данные, которые поступили из МВД России на следующий день после выборов, гласят, что имели место два случая вброса бюллетеней в Ростовской области. Кроме того, зарегистрировано 8 жалоб, которые поступили в адрес ЦИК от наблюдателей. Мнения экспертов относительно фальсификаций выборов 2016 года традиционно разделились: часть считает, что места в Государственной думе были распределены заранее, другие – что в итоговых цифрах действительно отражена воля простого народа.

Результаты выборов в Думу 2016: что говорят наблюдатели о победе Единой России?

О том, что в 2016 году вновь победит Единая Россия, говорилось ещё в предварительных опросах, которые накануне выборов регулярно публиковал ВЦИОМ. Тогда же были названы и партии-спутники, многие годы составлявшие Единой России компанию в нижней палате парламента: КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Среди мнений экспертов и наблюдателей можно услышать самые разные объяснения сложившейся на политическом поле страны ситуации: огромный административный ресурс партии власти, отсутствие достойной альтернативы, потеря интереса к выборам большей части населения и пр. Сухие же цифры говорят о том, что за партию, получившую конституционное большинство, в 2016 году проголосовало 27,2 млн. граждан. На прошлых выборах, где Единая Россия также одержала безоговорочную победу, число её сторонников составляло 32,4 млн. человек.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Православная художественная литература
Православная художественная литература
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу