Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где зарегистрировать партию. Порядок создания политической партии. Понятие политической партии

Страсти по Исаакию.
Что происходит?

10 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о передаче Исаакиевского собора Русской Православной церкви. Собор передается в пользование и управление РПЦ, однако содержать и реставрировать здание планируется за счет бюджета. Это решение вызвало широкий общественный протест. Мы постарались разобраться в ситуации и ответить на вопрос, почему идея передать храм Русской Православной церкви вызывает столько споров.

Кто протестует?

Против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступили сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» во главе с его директором Николаем Буровым, уполномоченный по правам человека в северной столице Александр Шишлов, Союз музеев России и Санкт-Петербургский союз ученых. 25 января к ним присоединился директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В своем письме к патриарху Кириллу он написал, что этот вопрос спровоцировал конфликты в обществе и попросил РПЦ отозвать прошение.

В настоящий момент Русской Православной церкви переданы практически все храмы и иные сооружения, необходимые для возрождения полноценной религиозной жизни в России и речь сегодня идёт о считанных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества. Мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества.

- Михаил Пиотровский , директор Государственного Эрмитажа

В ответ в Епархии Санкт-Петербурга Пиотровскому посоветовали «следить за своим музеем и не устраивать там провокационные выставки».

Более 200 тысяч человек подписали петицию с требованием остановить передачу собора Церкви. Возмущенные жители Петербурга вышли на улицы. 13 января депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский и несколько его коллег по региональному парламенту провели на ступенях Исаакиевского собора встречу с горожанами, на которой присутствовало около тысячи человек. Через две недели, 28 января, уже 3 тысячи петербуржцев вышли на акцию за сохранение музея. Мероприятие снова прошло в форме встречи с депутатами, поскольку власти города не согласовали проведение митинга.

Акции протеста вызвали недовольство в партии власти. По инициативе лидера местных «единороссов» и спикера Законодательного собрания Петербурга Вячеслава Макарова депутаты попросили генпрокурора и главу МВД наказать протестующих, которые «позволили оскорбить чувства верующих и топтать веру православную». Акцию протеста Макаров назвал «омерзительной» и объяснил, что если бы все ее участники «встали бы на колени перед Исаакиевским собором и стали молиться, то разговор бы шел по-другому». Ранее другой высокопоставленный «единоросс», вице-спикер Госдумы Петр Толстой, и вовсе заявил, что против передачи собора протестуют в основном люди, «являющиеся внуками и правнуками тех, кто вышел из-за черты оседлости в семнадцатом году». Чертой оседлости в Российской империи называли территории, за пределами которых было запрещено селиться евреям.

Почему нельзя «вернуть»
храм Церкви?

Говорить о возвращении Исаакиевского собора РПЦ некорректно, потому что собор никогда ей не принадлежал. После освящения Исаакия в 1858 году управление им осуществляла ведавшая возведением храма Комиссия о построении Исаакиевского собора, получавшая средства из Государственного казначейства. С 1864 года руководство собором перешло Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, а с 1878 года – Министерству внутренних дел.

В те годы церковь уже заявляла свои претензии на владение собором. Но специальная комиссия рассудила следующим образом: «собор является крупным памятником государственного достояния, на который истрачено казною свыше двадцати трёх миллионов народных денег и сорок лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства».

В 1925 году, когда собор ненадолго оказался под руководством так называемых «обновленцев» (представителей православной церкви, горячо приветствовавших советскую власть и активно сотрудничавших с ее органами), состояние памятника было признано аварийным. Подчеркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», начальник Ленинградского отделения государственных реставрационных мастерских Александр Удаленков писал : «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения как Исаакиевский и Смольный соборы посильны только государству». Тот факт, что Церковь и сегодня планирует содержать собор на средства городского бюджета, лишь подтверждает этот вывод.

Таким образом, передача Исаакиевского собора в пользование РПЦ не может считаться реституцией (возвращением религиозным организациям их собственности и имущества, изъятых ранее советским государством) – собор на протяжении всей своей истории находился на попечении государства и рассматривался в первую очередь как памятник государственного значения, а не приходской храм.

Стоит также заметить, что руководство музея не препятствовало совершению богослужений в храме. Более 20 лет здание используется музеем и церковью совместно. В 2016 году в соборе прошло 640 богослужений. Всего в прошлом году Исаакиевский собор посетили 3,85 миллиона человек, при этом лишь 0,8% от всего количества составили прихожане. Поэтому утверждения представителей Церкви о том, что собор используется «не по назначению», выглядят весьма сомнительными.

Юридические аспекты

Здесь все выглядит совсем туманно. По закону о передаче имущества РПЦ (327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности») религиозная организация обязана подать соответствующе заявление. Все заявления в недельный срок с момента получения публикуются на сайте Комитета имущественных отношений. Заявления от РПЦ там нет.

Председатель Патриаршего совета по культуре, епископ Тихон Шевкунов подтвердил, что официальное обращение патриарха о передаче Исаакиевского собора пока не подавалось. Тем не менее, распоряжение Комитета имущественных отношений о передаче собора датировано 30 декабря 2016 года, что является грубым нарушением процедуры, установленной федеральным законом. Никакого заявления еще нет, но Смольный уже его удовлетворил.

Приняв официальное решение о передаче РПЦ Исаакиевского собора, петербургская администрация совершила одну из самых больших своих ошибок. Хотят сделать так, чтобы мы, горожане, за счет своих налогов содержали собор, а бесплатно пользоваться им, получая доходы (деликатно именуемые «пожертвованиями» и не облагаемые налогами), будет РПЦ. Чтобы у РПЦ были только права – а у нас только обязанности. Так не получится, господа.

- Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

В соответствии с законом, при передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование объекта культурного наследия, она принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия и по его сохранению, чего РПЦ делать не собирается. Глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега заявила: «патриархия ожидает, что работы по поддержанию здания Исаакиевского собора после передачи его РПЦ будут вестись за счет государственных субсидий».

Судьба музея

Исаакиевский собор – это не только памятник архитектуры, находящийся под охраной ЮНЕСКО, но и музей. Судьба работников одного из самых успешных музеев России остается под вопросом: это почти 500 человек, работающих на постоянной основе и опекающих свыше 400 тысяч экспонатов музейного фонда. На сегодняшний день ни представители властей, ни РПЦ не поясняют, что ждет сотрудников музея. Вице-губернатор Михаил Мокрецов лишь выразил надежду, что «сотрудники музея не пропадут», поскольку «умеют работать». Председатель Патриаршего совета по культуре, епископ Тихон Шевкунов пообещал создать некое «церковное агентство по организации экскурсий», которое будет отказывать в услугах «воинствующим атеистам».

В Исаакиевском соборе хранится уникальная коллекция экспонатов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Сотрудники музея выражают опасения относительно сохранности экспонатов и дальнейшей деятельности музея под руководством РПЦ.

Предполагается, что музейные фонды будут переданы в пользование РПЦ вместе с собором, и здесь возникают вопросы. Во-первых, действие федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения не распространяется на коллекции Музейного фонда РФ. На каком основании они могут быть переданы РПЦ – не понятно. Во-вторых, неизвестно, будут ли эти экспонаты доступны посетителям музея постоянно или же они будут лежать в хранилищах и будут ли соблюдены необходимые условия для сохранения ценностей?

В соответствии с законом, при передаче религиозной организации музей подлежит выселению из здания с предоставлением другого помещения, в то время как главной культурной ценностью, которую демонстрирует музей, является сам Исаакиевский собор.

Заместитель председателя партии «Яблоко» Александр Гнездилов отмечает, что в июле 2016 года президентом и парламентом незаметно для общества были приняты важные поправки в федеральный закон «О Музейном фонде». Из текста закона исключили статью 15, запрещавшую забирать музейные коллекции из государственной части Музейного фонда. Необходимо не только возвращение этой статьи в текст закона, – говорит Гнездилов – но и четко прописать, что входит в состав Музейного фонда, во многих случаях основой коллекции музея является само его здание, и Исаакиевский собор – яркий тому пример. «На эти особо ценные музейные здания должны распространяться все ограничения закона «О Музейном фонде» без позднейших искажений и недомолвок. Их нахождение в государственной собственности должно быть надежно гарантировано, что защитит общество от распрей и конфликтов, подобных нынешним вокруг Исаакиевского собора», – считает Гнездилов

Финансовый вопрос

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – один из самых посещаемых и самоокупаемых музеев в России. Музей не только не получает государственных денег на текущие расходы, но и все работы по реставрации выполняет за счет своих доходов. В прошлом году музей заработал 783 миллиона рублей. Из них он заплатил 100 миллионов рублей налогов, остальные деньги пошли на содержание и реставрацию соборов, входящих в музейный комплекс. Исаакий – часть музейного комплекса, в который также входят храм Спаса на крови, Сампсониевский и Смольный соборы. Доход приносят Исаакий и Спас на крови, полученные средства позволяют содержать Смольный и Сампсониевский соборы.

В 2015 году петербургский митрополит уже обращался в Смольный с просьбой передать собор в ведение епархии, но получил отказ. Прошение не удовлетворили именно по финансовым соображениям. Поскольку РПЦ одновременно отказывалась брать на себя обязательства по реставрации и содержанию собора, администрация Петербурга заявила, что денег на его содержание без дополнительных доходов от посещения музея в бюджете города нет. Однако в нынешнем году власти передумали.

Плату за вход Церковь обещает отменить, что лишит собор основного источника дохода. Вице-губернатор Мокрецов подтвердил, что город будет финансировать содержание и реставрацию памятника. Любопытно, что ни представители Смольного, ни представители РПЦ пока не знают даже порядок сумм, которые придется изыскать. В администрации города честно признались, что «не прорабатывали этот вопрос». Мокрецов заявил журналистам, что подобными расчетами будут заниматься позже.

Мокрецов заметил, что собор как был, так и останется в собственности города, но власти передадут его в безвозмездное пользование РПЦ. Чиновник подтвердил, что раньше доходы музея покрывали все затраты на его содержание и реставрацию (а это чуть меньше миллиарда рублей в год), а теперь городу придется его субсидировать. «Последняя реставрация Смольного собора (уже переданного церкви. - Ред.) полностью финансировалась из бюджета», - сказал Мокрецов, желая, очевидно, подчеркнуть, что с финансами у города проблем нет. Но ведь полгода назад Исаакий оставили музеем именно по экономическим соображениям. На вопрос, что же изменилось, Мокрецов уклончиво ответил: «Ситуация, обстоятельства», упомянув передачу Смольного и Сампсониевского соборов.

Вопрос, зачем разрушать экономически успешную систему музея, так и не получил внятного ответа. «Был музей, а при нем храм, а теперь будет храм, а при нем музей», - лаконично сообщили московские гости. Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, заверил, что плату за вход в собор РПЦ отменит. А это 90% дохода. Платными будут только экскурсии (подниматься на любимую горожанами и туристами колоннаду Исаакия по-прежнему будет можно). Легойда также удивился комментарию Минкульта, который якобы выступил против передачи собора церкви. «С Министерством культуры мы успешно контактируем, они в курсе», - заявил он. К слову, именно опись музейных ценностей храма составляет главную бюрократическую проблему. Часть из них музей будет вынужден из собора убрать, как, например, самый большой в мире маятник Фуко. Николай Буров уже предложил повесить его в новой строящейся башне «Газпрома». Всего же музейных ценностей в Исаакии - тысячи.

Основная задача, по словам епископа Егорьевского Тихона, - чтобы в центральной части собора шли службы, литургии, чтобы храм стал храмом в полном смысле слова. При этом во время служб туристов в собор предлагают не пускать. Когда же их пускать, если службы будут каждый день? Такое внимание к церковным обрядам противоречит цифрам: по данным музея, в 2016 году на 4 млн туристов, посетивших комплекс, пришлось всего 40 тысяч пришедших именно в храм. Это 0,1%. При этом директор музея Николай Буров в угоду церкви способствовал проведению в храме 600 служб в 2016 году.

На вопрос о том, сохранится ли вообще как учреждение ГМП «Исаакиевский собор» (без собственно Исаакия в составе) и что будет со Спасом на Крови, на который епархия еще весной готова была претендовать, вице-губернатор ответил опять же уклончиво: «Музей останется. Насчет возможной передачи Спаса на Крови никаких заявок и мыслей нет».

«МК» решил узнать у представителей Российской православной церкви и общественности Санкт-Петербурга, что они думают по поводу передачи музея РПЦ.

Всеволод ЧАПЛИН, протоиерей, член Общественной палаты РФ, публицист:

Лично я считаю, что передача Исаакиевского собора Русской православной церкви - правильное решение, странно, что этого не сделали раньше. На данный момент существующий там приход лишен возможности заниматься своей работой в полной мере. Ведь для полноценной деятельности церковной общины богослужений недостаточно. Должны быть и воскресная школа, и социальная служба, и образовательная деятельность, и работа с молодежью. После передачи храма для этого появятся помещения.

Борис ВИШНЕВСКИЙ, политолог, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

На мой взгляд, епархия заявила, что она собирается нарушать федеральный закон, согласно которому церковь берет на себя все расходы по содержанию и реставрации зданий, переданных ей государством. Более того, совершенно неясно, была ли заявка от РПЦ на передачу Исаакиевского собора, которая необходима по закону. Разговоры о том, что об этом говорили патриарх с губернатором, не имеют никакой юридической силы. Мы со сторонниками уже подготовили иск, который подадим в случае официальной передачи собора РПЦ. В данный момент церковь не занимается защитой прав верующих - если бы они делали это, то реставрировали бы полуразрушенные храмы, а не просили передать в их попечение процветающие и самодостаточные объекты. Цель в том, чтобы получать прибыль от деятельности собора, а все затраты на него переключить на государство.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

тец Леонид, вот скажите мне, до того, как было принято решение губернатора Полтавченко, насколько я понимаю, уже богослужения в Исаакиевском соборе проходили, проходили там церковные службы, я сам был в 2006 году на службе по поводу перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны. Что меняется при нынешнем новом статусе собора? И зачем, собственно, церкви нужен этот новый статус?

Калинин: Вы знаете, во-первых, еще статус не определен. Как мы видим, даже в заявлениях городских властей сказано о том, что переходный период будет длительным, потому что нужно действительно учесть те моменты, которые взбудоражили общественность. Многие считают, что почему-то музей перестанет существовать, или будут какие-то препятствия к его деятельности со стороны церкви. Я считаю, что это совершенно необоснованно, потому что, как музей, Исаакиевский собор действительно уникальный объект показа не только верующим, но и людям совершенно неверующим, иностранцам, разным гостям, принадлежащим к разным конфессиям людям. Поэтому речи такой нет, и никто этого не требует. Но храм, который строился как храм, и для того, чтобы быть храмом, он в принципе и должен им быть. Как раз год столетия революции ознаменовывает изменения сознания.

Вот вам, Константин, приходилось у кого-нибудь что-нибудь украсть? Вот если вы украли у кого-то что-то, а потом поставили у себя на полку, и бывший владелец потом приходит к вам, через десять лет и вдруг видит свою вещь. А вы говорите — а я вам не отдам, это же мое. А бывший владелец говорит, как мое, вы украли у меня это десять лет назад. А вы скажете — я уже не помню об этом.

Вот вы знаете, когда Исаакиевский собор был украден у церкви в 1917, 1918 и позже, годах, в течение десяти, по-моему, или пятнадцати лет его просто грабили. Из него вывезли больше трех тонн серебра, риз, драгоценных каких-то икон. Слава богу, что это стало музеем, мы очень благодарны музейщикам за это. Более того, у русской церкви сейчас нет никаких проблем с музейщиками.

Вот только что был сюжет у нас здесь, на Дожде, что Андроников монастырь там кто-то хочет что-то забирать. А я, например, прекрасные имею отношения с директором музея, как председатель экспертного совета, у нас в экспертном сообществе церкви и государства нет никаких средостений, мы прекрасно ладим.

Хорошо, вот вы говорите о семнадцатом годе, о краже большевиками церковного имущества, да, оно было украдено. С другой стороны, вам возразят, что учитывая особый статус, государственный статус церкви в императорской России, не вполне ясно, было ли это церковное имущество, в целом было нечто государственное.

Калинин: Безусловно, потому что церковь была частью государства.

Власти Петербурга дважды отказывали РПЦ в передаче Исаакиевского собора - сначала в 2015-м, затем в 2016 году. Но церковь продолжала настаивать, и губернатор Полтавченко внезапно сдался. Как принималось решение о передаче Исаакия, какой статус будет у собора и какие проблемы могут возникнуть с его финансированием, выяснял РБК

Исаакиевский собор (Фото: Никита Попов / РБК)

За несколько дней до наступления нового, 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пригласил в Смольный директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова. Губернатор сообщил: один из самых известных в стране соборов передается РПЦ.

Решение удивило музейщиков: до последнего момента городские власти упорно сопротивлялись попыткам церкви получить ​Исаакий. Сначала против выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, а потом в довольно жесткой форме и сам Полтавченко.

Решение передать Исаакий вызвало в городе бурю эмоций. Противники инициативы начали устраивать акции протеста, не оставшиеся в долгу сторонники — крестные ходы; а у самого Полтавченко резко упал рейтинг, поделился в беседе с РБК данными закрытых соцопросов федеральный чиновник.

«А мне нашего губернатора даже жалко. Не мог он принять это решение самостоятельно. Все решили за него», — уверен бывший чиновник Смольного.

Кто и как повлиял на Полтавченко и что предшествовало передаче Исаакия?

Приезд Варсонофия

Притязания на Исаакиевский собор Русская православная церковь впервые публично выказала в середине июля 2015 года. Тогда митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) написал губернатору Георгию Полтавченко письмо, в котором попросил передать собор церкви. Варсонофий был для города человеком новым: управляющий делами Московской патриархии и глава Мордовской митрополии, в Санкт-Петербург решением Священного синода он был переведен в марте 2014 года. Отправив митрополита в Петербург, синод временно сохранил за ним престижный статус управляющего делами.

Считается, что одновременно управлять делами церкви и такой епархией, как Санкт-Петербургская, очень сложно, поэтому и должность управделами за митрополитом оставили временно, рассказывает РБК источник в РПЦ. Но в этом статусе он пребывает уже четыре года. Это потому, что Варсонофий один из наиболее близких патриарху Кириллу людей, поясняет собеседник РБК.

Служившего в ГДР втанковых войсках Варсонофия отправили в Санкт-Петербург не случайно: была конкретная задача — получить имущество, которое церковь считает своим, добавляет близкий к администрации города источник РБК.

Первая попытка

«Своим имуществом» Санкт-Петербургская митрополия считает Исаакиевский собор, который входит в состав одноименного государственного музея. Право претендовать на получение в собственность или безвозмездное пользование федерального и муниципального имущества РПЦ получила в 2010 году, когда был принят одноименный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Но в случае с Исаакием власти Петербурга Варсонофию отказали. Команду готовить обоснование, почему собор не может быть передан РПЦ, чиновникам дали после поступления письма от митрополита, рассказывают два близких к администрации города собеседника РБК.

В ответе (есть у РБК, датирован 2 сентября 2015 года), подписанном вице-губернатором Говоруновым, который заменял тогда улетевшего в Китай Полтавченко, говорилось, что музей «Исаакиевский собор» один из самых посещаемых в городе и на его текущее содержание и реставрацию каждый год тратится до 200 млн руб. В городской бюджет он отчисляет ежегодно до 70 млн руб. В случае передачи собора в пользование епархии все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — администрацию Санкт-Петербурга. Дополнительная статья расходов, объяснял Говорунов, повлечет сокращение финансирования «других социально значимых проектов и программ», а это «в условиях сложной экономической ситуации недопустимо».

Полтавченко не горел желанием передавать Исаакий РПЦ, подтверждают два собеседника, близких к администрации Петербурга и руководству заксобрания. Во-первых, посещение собора туристами дает серьезные поступления в бюджет, во-вторых, руководство города прекрасно понимало, что общественность будет против передачи.

К тому же письмо митрополита свалилось на власти как снег на голову: Варсонофий не предупредил о намерении отправить запрос и это возмутило губернатора, рассказывают два бывших сотрудника администрации Петербурга.

У митрополита просто не было возможности посоветоваться с властями, возражает близкий к епархии источник РБК, а Полтавченко демонстративно игнорировал иерарха, хотя Варсонофий несколько раз пытался встретиться с ним.


Георгий Полтавченко и епископ Ладожский Варсонофий (Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС)

Вторая попытка

Отказ чиновников возмутил РПЦ. «Мы сказали, что церковь не может согласиться с подобным ответом, потому что в законе нет такого основания для отказа, как экономическая нецелесообразность», — говорит собеседник в епархии.

Основания для отказа передавать религиозный объект*

— Цель использования объекта, заявленная религиозной организацией, не соответствует ее деятельности или закону

— Заявление на передачу имущества подано иностранной религиозной организацией

— Есть вступившее в силу решение суда, которое предусматривает иной порядок распоряжения объектом

— Имущество находится в пользовании другой религиозной организации

* Согласно закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

Церковь пригрозила властям судом, но в итоге пошла по другому пути.

На какое-то время епархия сконцентрировалась на менее статусных храмах, которые входили в состав одного с Исаакием музея, — Смольном и Сампсониевском соборах. Тут серьезных проблем не возникло: в конце января 2016 года РПЦ получила ключи от Смольного собора, а в феврале 2017-го состоялась официальная церемония передачи Сампсониевского собора.

К вопросу передачи Исаакия епархия вернулась весной 2016 года. В конце марта Варсонофий принял решение апеллировать к федеральным властям: он направил письмо (копия есть у РБК) премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой «оказать содействие» в передаче Исаакия в пользование РПЦ.

Собор митрополит называл «исторически главным храмом Российской империи», который имеет «огромную духовную ценность» и «считается духовным символом нашего города». У церкви, заверял Варсонофий, большой опыт «создания при храмах с особым историко-культурным статусом церковных музеев и паломнических служб, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции». Средства от экскурсий епархия планировала направить на содержание и реставрацию Исаакия.

«Церковь обратилась к премьер-министру, чтобы надавить на Полтавченко, — уверен источник, близкий к администрации города. — Закон [о передаче имущества религиозного назначения] федеральный, поэтому и решили привлечь федеральный центр».

Спустя две с небольшим недели после обращения митрополита, 10 апреля 2016 года, Медведев поручил Минэкономразвития, Минкультуры и правительству Санкт-Петербурга рассмотреть обращение и «доложить согласованную позицию» (копия документа есть в распоряжении РБК).

Полтавченко не стал затягивать с ответом. В распоряжении РБК оказалось его письмо на имя главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева от 18 мая 2016 года, в котором губернатор занял жесткую позицию. «Передача соборов в безвозмездное пользование епархии приведет к фактической ликвидации одного из самых востребованных и посещаемых музеев Санкт-Петербурга», — пишет губернатор.

Заявка Варсонофия «вызвала широкое общественное обсуждение», большинство граждан высказались категорически против передачи соборов епархии, сообщил Полтавченко. Если решение передать соборы церкви будет принято, это станет «прямым нарушением установленных законом прав граждан» и «приоритета прав человека по отношению к правам религиозной организации», настаивал он.

Исаакиевский собор губернатор называл единственным музеем страны, полностью существующим за счет собственной деятельности, без дотаций из госбюджета. В случае же передачи Исаакия обязательство по финансированию его содержания, охраны и реставрации будет возложено на правительство Санкт-Петербурга, а это «в условиях дефицита городского бюджета» не обосновано, подчеркивал Полтавченко. К вопросу передачи Исаакия он предложил вернуться после того, как будут определены постоянные источники финансирования собора.

В аппарате правительства РБК подтвердили, что губернатор тогда посчитал передачу преждевременной. ​В Минэкономразвития, которое собирало Медведеву отзывы с ведомств и готовило «согласованную позицию», указывали, что вопрос о передаче собора в ведении городских властей, потому что храмы находятся в собственности Санкт-Петербурга.

Запросы Варсонофия

Вместе с письмом об Исаакии митрополит направил премьеру и два других (есть в распоряжении РБК): «оказать содействие» в передаче Спаса на Крови — последнего, четвертого храма из состава музея и части помещений бывшего Смольного монастыря, где располагаются факультеты политологии, социологии и международных отношений Санкт-Петербургского университета.

Необходимость передачи Спаса на Крови митрополит обосновывал тем, что из-за работы музея ограничены время и дни богослужений, а это мешает развивать здешний приход. Передать помещения бывшего Смольного монастыря нужно было потому, что епархии «для организации и развития полноценной деятельности» нужны «помещения небогослужебного назначения» рядом со Смольным собором, ранее переданным РПЦ.

Позиция Полтавченко касательно передачи Спаса на Крови была той же, что и по Исаакию: отдавать храм РПЦ преждевременно. В Минэкономразвития, как и в случае с Исаакием, посоветовали решать городским властям. Думать же, как распорядиться помещениями бывшего Смольного монастыря, которые находятся в федеральной собственности, Полтавченко предложил Москве. Но заявки от РПЦ в Росимущество не поступало, отмечали в Минэкономразвития.

Роль патриарха

Апелляция к Медведеву оказалась небессмысленной. После обращения Варсонофия в Московском патриархате стали всерьез обсуждать тему передачи Исаакия. Осенью 2016 года в процесс включился патриарх Кирилл и вопрос начал обсуждаться «на всех уровнях», подчеркивает собеседник РБК в церковных кругах.

Отголоски обсуждений доносились до Петербурга: «В кулуарах постоянно шли разговоры о том, что церковь не отказалась от желания получить собор и что идет поиск вариантов передачи», — рассказывает РБК один из депутатов заксобрания.

Еще в сентябре Полтавченко говорил, что Исаакий передавать не будут, вспоминает в беседе с РБК источник, близкий к городской администрации. Но в конце декабря 2016 года губернатор пригласил к себе директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова и объявил о решении передать собор в пользование РПЦ, рассказывает РБК пресс-секретарь музея Мария Морозова.

Решение о передаче Полтавченко принял после встречи с патриархом в декабре 2016 года. Других значимых событий, которые могли бы повлиять на губернатора, не было, полагает источник РБК в музейных кругах Петербурга.

Патриарх посещал город с 17 по 19 декабря, сказано на сайте Санкт-Петербургской митрополии. В его честь состоялись два приема — церковный, в Санкт-Петербургской епархии, и светский, от имени Полтавченко, в государственной резиденции К-2 на берегу Малой Невки, рассказали РБК собеседник, близкий к епархии, и чиновник городской администрации.

Публично о передаче Исаакия на приеме в резиденции не говорилось ни слова, сказал РБК чиновник, присутствовавший на светском мероприятии, и подтвердил еще один приглашенный. Но в тот же вечер состоялась приватная встреча патриарха и Полтавченко, говорят два других собеседника из городской администрации. Тогда и договорились: Исаакий передадут РПЦ.

Вскоре о принятом решении узнали СМИ. О грядущей передаче со ссылкой на собственные источники 30 декабря сообщила «Фонтанка», а после Нового года сам Полтавченко подтвердил эту информацию ТАСС . «Вопрос решен», — заявил он. Музей будет работать, а содержать собор планирует церковь, подчеркнул губернатор.


Свое отношение к передаче собора губернатор начал менять после того, как к делу подключилась патриархия: он понял, что это не просто желание митрополита Варсонофия, рассказывает источник РБК в церковных кругах.

Источник РБК в РПЦ и два собеседника, близких к Кремлю, говорят, что патриарх согласовал передачу Исаакия с президентом. Высокопоставленные чиновники администрации президента, в частности первый замглавы администрации Сергей Кириенко, о принятом решении не знали, говорит один из собеседников РБК. По его словам, согласие главы государства было получено в декабре. Однако официально подтвердить эту информацию РБК не удалось.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил РБК, что согласовывать передачу религиозных объектов «не прерогатива президента». Последняя официальная встреча Путина с главой РПЦ в 2016 году была 22 ноября: президент поздравил его с 70-летием. Патриарх 1 декабря слушал послание Путина Федеральному собранию, а 28 декабря принял участие в торжественном новогоднем приеме в Кремле, где был и Путин. ,>

Ошибка губернатора

Как о решении передать Исаакий сообщили Полтавченко и кто это сделал, неизвестно. Непосредственно с губернатором президент передачу Исаакия не обсуждал, РБК в феврале федеральный чиновник.

Несмотря на согласование, публичное заявление главы Санкт-Петербурга о передаче собора стало для всех полной неожиданностью. «Полтавченко не согласовал свое заявление ни с кем. Предполагалось, что официально о передаче Исаакия будет объявлено позже», — утверждает собеседник в церковных кругах. Когда именно планировалось объявить о передаче, он не сказал. Но патриархия хотела, чтобы эта история «до последнего не выходила в публичное пространство», утверждает источник, близкий к РПЦ.

Полтавченко, соглашаясь на передачу собора, принял решение, которое ему посоветовали принять, говорит собеседник, близкий к Кремлю. Другое дело, что губернатор должен был его грамотно представить: провести общественные слушания или организовать обращение к нему уважаемых людей города. «В общем, создать хотя бы видимость обсуждения с людьми. Но он этого не сделал», — констатирует собеседник РБК.

Против решения передать Исаакий выступили представители оппозиции и деятели культуры. В Санкт-Петербурге состоялось несколько акций протеста, в некоторых приняли участие и депутаты городского заксобрания. В состав коалиции против передачи вошли «Яблоко», «Справедливая Россия», ПАРНАС, «Открытая Россия» и Партия роста. Президент Союза музеев России и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский попросил патриарха отозвать ходатайство о передаче. Рейтинг самого Полтавченко рухнул: падение составило 5-7% в зависимости от районов города, сообщил РБК федеральный чиновник.


Патриарший собор

Исаакиевский собор после передачи Русской православной церкви будет иметь статус патриаршего, придать ему особый статус церковь хотела изначально, рассказала РБК глава юридического отдела Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега). «[Поэтому] неслучайным было участие святейшего [в процессе передачи собора]. Вполне естественно, что он обратился к губернатору, поддержав инициативу владыки Варсонофия», — рассуждает она.

О том, что патриарх Кирилл обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой передать собор церкви, говорили на пресс-конференции 12 января вице-губернатор города Михаил Мокрецов и епископ Тихон (Шевкунов). Патриарх направил письмо губернатору в декабре 2016 года, сообщили РБК в пресс-службе Полтавченко.

Соборов, имеющих статус патриарших, в России несколько, например Морской собор в Кронштадте, рассказывает Чернега. К их числу относятся еще Богоявленский (Елоховский) собор в Москве, Успенский собор в Московском Кремле, Вознесенский войсковой собор в Новочеркасске (Ростовская область) и другие.

Полномочия по управлению патриаршим собором принадлежат предстоятелю РПЦ, объяснил РБК источник в церковных кругах, хотя у такого собора есть ключарь, или настоятель, который «осуществляет текущее руководство богослужебной и иной деятельностью». В управлении патриаршими соборами участвуют и местные архиереи.

Исаакиевский собор, скорее всего, будет иметь двойное подчинение, сказал РБК настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. «Патриарх является настоятелем многих ставропигиальных [независимых от епархий] монастырей, к примеру на Соловках и Валааме. И такими же, ставропигиальными, могут быть храмы в других регионах», — подчеркнул Вигилянский.

Патриарший храм отличается от других храмов тем, что при нем нет приходского совета, пояснил РБК протодиакон Андрей Кураев​. «Взять, к примеру, храм патриарха в Геленджике. Этот храм не имеет приходской служебной нагрузки. Если патриарх приезжает, то он там служит», — рассказал он.

В вопросах финансирования патриарших храмов «никаких правил у Московского патриархата нет». «Как пожелает патриарх, так и будет. Но в целом с точки зрения финансирования не бывает так, чтобы из центрального патриаршего бюджета шли деньги на содержание какого-либо храма. Оттуда деньги могут идти только на содержание патриарших дворцов-резиденций», — сообщил Кураев.

Символичный год

Если дело о передаче собора РПЦ решено, то сроки передачи обсуждаются до сих пор.

РПЦ с самого начала рассчитывала, что Исаакиевский собор передадут ей в пользование уже в 2017 году, рассказывает источник в церковных кругах.

В 2017-м отмечается не только столетие двух революций, это еще и годовщина начала гонений на церковь, объясняет значение нынешнего года другой источник в церковных кругах. Именно в октябре 1917-го (в ноябре по новому стилю) большевики убили в Царском селе первого священника — Иоанна Кочурова. «2017-й особый для церкви, и святейший совершенно справедливо обратил на это внимание. Было бы замечательно, если бы Исаакий был передан РПЦ, конечно, при соблюдении всех условий, именно в 2017 году», — говорит собеседник РБК.

Патриарх упоминал 2017-й как символический год для передачи Исаакия на заседании Высшего церковного совета 17 февраля этого года. «Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа», — заявил предстоятель. О необходимости передать собор в 2017-м говорил Николаю Бурову и губернатор Полтавченко, рассказывает близкий к городской администрации источник РБК. Сам Буров, по его словам, предложил первый квартал 2019-го: «Это наиболее реальный срок, чтобы спокойно разобраться со всеми музейными объектами».

Формально пожелания директора музея были учтены. В конце декабря прошлого года городской комитет имущественных отношений (КИО) после встречи с ним составил план-график передачи собора церкви, рассчитывая, что процесс завершится в 2019 году. С РПЦ этот документ не согласовывали, ее представители узнали о бумаге из СМИ, сказали два источника в РПЦ. Тогда же, в конце декабря, директор подписал согласие на отказ от оперативного управления музеем, рассказал близкий к администрации города собеседник РБК​.

В РПЦ же хотели видеть собор у себя уже к Пасхе, которая в этом году выпала на 16 апреля, рассказал РБК высокопоставленный федеральный чиновник. Передача к празднованию главного православного праздника согласовывалась на уровне патриархии, подтверждает источник в церковных кругах, это было бы символично, добавляет он. Идею, говорит собеседник, поддержал и губернатор.

После возвращения Полтавченко из отпуска, 5 марта, администрация губернатора Бурова подготовиться к перевозке музейных объектов из храма до середины апреля. Экспонаты решили переместить в запасники Государственного музея истории Петербурга, а музеи — объединить. Музейщики были против, поскольку сроки нереальные, и доложили об этом в марте на одном из совещаний в городской администрации, рассказывал РБК хранитель музея «Исаакиевский собор» Домин Мансуров.

После РБК о том, что Исаакий могут передать к Пасхе, торопить руководство музея перестали, сообщили три источника в заксобрании и собеседник, близкий к городской администрации. К тому времени в последней уже начинали понимать, что не успеют организовать передачу к этому сроку, уточняет федеральный чиновник в беседе с РБК.

РПЦ продолжает рассчитывать получить собор в этом году, говорит источник РБК в церковных кругах. Власти Петербурга обсуждают передачу Исаакия к 12 июля, Дню святых Петра и Павла, рассказал РБК источник, близкий к Минкультуры, и подтвердил собеседник из РПЦ. В этот день в Петербург всегда приезжает патриарх, чтобы возглавить службу в соборе Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Передача может быть приурочена и к церковно-государственному празднику День семьи, любви и верности (День памяти святых Петра и Февронии в Русской православной церкви), который отмечается 8 июля, сказал близкий к Минкультуры источник РБК. Если летом передать не удастся, это может произойти и осенью, допускает собеседник. Затормозить процесс могут бюрократия и президентские выборы.


Пробелы с передачей

После решения отказаться от передачи к Пасхе и утечек в СМИ чиновники закрылись: музейщиков не приглашают на совещания о будущем собора, говорит источник в музее «Исаакиевский собор». Буров подтверждает, что о происходящем вокруг храма ему ничего не известно. Церковь к обсуждениям тоже не привлекают, утверждает собеседник, близкий к епархии.

Вокруг Исаакия переплелось много разных интересов: в окружении того же Полтавченко есть те, кто по-прежнему против передачи, процесс стопорится еще и поэтому, рассуждает собеседник в церковных кругах и подтверждают два близких к городским властям источника.

Против передачи собора, тем более в преддверии президентских выборов, выступают и некоторые лица в Кремле, например Сергей Кириенко, рассказывает федеральный чиновник. Протесты из-за передачи Исаакия ударили по рейтингу петербургского губернатора, и, если напряжение сохранится до выборов, это может сказаться на результатах Путина, объясняет недовольство Кириенко еще один федеральный чиновник.

«Знаете, как это бывает? Наверху тебе что-то пообещали, сказали, да, хорошо [получайте Исаакий в пользование]. А в детали не вникали. Когда же дело доходит до практики, возникают различные нюансы и процесс стопорится», — описал ситуацию источник в церковных кругах.

Таким нюансом можно назвать юридическое оформление передачи. Церковь пока не направила городским властям требуемую по закону заявку. Поскольку собор будет патриаршим, она поступит, скорее всего, от Московского патриархата, а не от местной епархии, рассказывает игуменья Ксения.

РПЦ оформила свои притяз​ания на собор лишь в письме патриарха. О том, что оно было направлено Полтавченко, говорили на пресс-конференции 12 января вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов и епископ Тихон (Шевкунов). Патриарх направил письмо губернатору в декабре 2016 года, сообщили РБК в пресс-службе Полтавченко, но представить копию или изложить его содержание отказались, сославшись на частный характер переписки. Аналогичный ответ РБК получил и от синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

В случае с Исаакием сначала должны быть описаны музейные объекты собора, а затем заключен договор на передачу в пользование церкви тех из них, которые невозможно вывезти, объясняет РБК игуменья Ксения. Таких объектов 62, уточнила она и подтвердил Буров. Договор между музеем и РПЦ должно утвердить Минкультуры. После того как он будет заключен, церковь подаст заявку на передачу ей в пользование собора. Эту процедуру — сначала музейные ценности, а потом здание — предложили чиновники: она изложена и в плане-графике КИО и РПЦ следует ему, сказала игуменья РБК.

Сведения, что сперва будут описаны музейные фонды и заключен утвержденный Минкультуры договор, приводил и курирующий КИО вице-губернатор Мокрецов на январской пресс-конференции. «Следующий шаг — это оформление документа, который будет являться договором на безвозмездное пользование [зданием собора]», — заключил он.

Но в марте этого года позиция чиновников изменилась: на заседании суда по иску противников передачи Исаакия в пользование РПЦ, который проходил 13 марта, они заговорили иначе. По словам представителя КИО, «заявление от религиозной организации [на передачу храма] в установленном федеральным законом порядке не было подано» и «решение не может быть принято в его отсутствие».

Подход, когда заявка на получение религиозного объекта подается в последнюю очередь, выгоден РПЦ, заявляет РБК глава отдела юридического сопровождения фирмы «ПетроЮСТ» (обслуживает организации культуры Санкт-Петербурга) Илья Елкин. Передача музейных ценностей на основании договора с Минкультуры дает РПЦ возможность утверждать, что ведомство согласовало весь процесс передачи, в том числе здания, раз уж переданы находящиеся в нем объекты: «Следовательно [церковь может утверждать], что процесс не может быть остановлен на уровне органов власти субъекта», — объясняет логику РПЦ юрист. Городские власти, продолжает он, могут использовать соглашение с Минкультуры как объяснение, что всё уже решили за них и они лишь исполняют решение вышестоящих органов.

С правовой точки зрения правильно было бы одновременно подать заявки и на здание и на музейные ценности, но в случае с Исаакием это условие не соблюдается, констатирует юрист.

Финансовый вопрос

Как будет финансироваться Исаакий, тоже пока не понятно. Церковь обещает, что будет содержать собор за свой счет. «Заверяю вас, что средства у церкви будут», — пообещал патриарх в феврале. Вход в собор станет бесплатным, но сохранится плата за экскурсионное обслуживание и осмотр города с колоннады. Этих средств хватит «на обеспечение текущих ремонтно-реставрационных работ» в объемах десяти последних лет, заверил патриарх.

Однако до сих пор не ясно, действительно ли все расходы на содержание и реставрацию собора лягут на РПЦ.


Вице-губернатор Мокрецов в январе допустил, что часть финансирования может взять на себя город. «Исаакиевский собор, — напомнил тогда он, — объект федерального значения, поэтому город обязан нести ответственность по поддержанию его в надлежащем виде». Например, реставрация Троицкого собора и буддистского храма на Приморском проспекте финансируется за счет городского бюджета, уточнил вице-губернатор.

В том же духе высказался и епископ Тихон (Шевкунов). «Что касается глобальной реставрации, то какую-то часть [финансовой ответственности] будет нести государство, какую-то — община. Но текущая реставрация и содержание лягут на плечи общины», — пообещал он. Ответственность города и церкви будет зафиксирована в специальном договоре между РПЦ и городом, говорит источник РБК в церкви. Документ призван регулировать вопросы использования храма — сохранение музея, ремонт и т.д. «Правовая возможность участия города в эксплуатации собора имеется, ведь город остается собственником Исаакия. Он же не может абсолютно дистанцироваться», — рассуждает собеседник.


Но даже если церкви удастся хотя бы частично оставить финансирование Исаакия за городом, вопрос, откуда брать деньги на содержание собора, все равно остается.

Дело в том, что епархия живет на взносы со своих приходов, рассказывает РБК настоятель одного из храмов. Сумма взносов зависит от доходности храма, поясняет собеседник. Есть приходы, которые платят сотни тысяч рублей взносов в месяц, а есть те, что платят гораздо меньше: в первую очередь прибыль зависит от того, насколько проходное место занимает храм. Основной доход, по словам священника, составляют продажа свечей, плата за молебны, панихиды, отпевания, поминовения, обряды венчания и крещения. В целом по стране отчисление епархиям колеблется от 10 до 50% от доходов храмов, ранее выяснил РБК.

Сейчас расходы Санкт-Петербургской епархии идут на содержание городской Духовной академии, епархиальной больницы и общеепархиальные нужды. После передачи Исаакия появится новая статья расходов, которую нужно будет как-то покрывать, и взносы с приходов — один из потенциальных источников средств для епархии. В результате сумма взносов после передачи Исаакия может быть увеличена, опасается собеседник РБК.​​ При этом он считает, что полноценный приход в Исаакии вряд ли сложится: храм расположен вдали от густонаселенных жилых кварталов.

Община сложится, как только появится опытный человек, который будет ее создавать, возражает другой собеседник РБК в церковных кругах: откроется воскресная школа, люди не будут лениться потратить полчаса или час на то, чтобы добраться до собора. «В храме мирового уровня не может не возникнуть общины», — считает он.

Другой вариант содержания — через специальный фонд. Такая схема управления у московского храма Христа Спасителя, поясняет источник, близкий к РПЦ. Сопредседатели фонда — патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин, а среди попечителей много статусных церковных деятелей, федеральные и столичные чиновники. Московские власти ежегодно выделяют средства на содержание храма: деньги идут на поддержание инженерных систем и на уход за территорией, сказано на сайте фонда.​

Церковь будет стараться договориться с петербургскими меценатами, чтобы они финансово поддерживали содержание Исаакия, говорит собеседник РБК, близкий к РПЦ. Но пока желающих мало, сетует он: все понимают, что это дорогое удовольствие. По планам городских властей, на одну только реставрацию собора до 2028 года планировалось потратить 3,5 млрд руб.

При участии Юлии Сапроновой, Марии Истоминой, Ирины Парфентьевой, Полины Химшиашвили

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса