Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кольцо вокруг приднестровья сжимается. Молдавский кризис: Додон отстранён от власти, возможны провокации в Приднестровье

Сегодня накаляется ситуация вокруг Приднестровской молдавской республики. Приднестровье — по-своему уникальная территория. Это единственная на всём бывшем советском пространстве земля, где русскоязычное население, брошенное Кремлём после распада Советского Союза, сумело отстоять право на своё существование силой оружия. Весной 1992 года здесь кипела настоящая война, на которую под влиянием патриотических телепередач Александра Невзорова съезжались тысячи добровольцев со всей России и Украины. Проигнорировав все приказы из Москвы, расквартированные здесь бывшие советские войска встали на защиту непризнанной русскоязычной республики, на которую обрушились банды молдавских и румынских националистов…

Рядовые граждане России и Украины, руководствуясь общеславянским единством, отстояли независимость Приднестровья. За это приднестровцы выразили им свою признательность в многочисленных письмах и обращениях. Мало того, руководство Приднестровья неоднократно обращалось к Москве с просьбой включить республику в состав России. Ведь, по сути, эта маленькая республика стала единственным форпостом интересов нашей страны в бассейне реки Дунай и северо-западного Причерноморья...

Киев-провокатор

Со времён войны 92-го года по линии разграничения между приднестровскими гвардейцами и молдавскими войсками стоят миротворческие подразделения российской армии. Больше 20 лет обстановка здесь сохранялась на редкость спокойной. Пока в соседней Украине не победил Евромайдан и не вспыхнула война на Донбассе. С этого момента украинские власти принялись нагнетать обстановку вокруг российских миротворцев Приднестровья.

Так, буквально на днях советник президента Порошенко и один из киевских пропагандистов Сергей Братчук разродился большой статьёй, в которой заявил, что «Приднестровье потенциально остаётся плацдармом для угроз Украине, прежде всего, в Одесской области... В Южной Пальмире проживают на полном кремлёвском довольствии много наёмников из ПМР, которых ФСБ РФ использует для дестабилизации обстановки в Одессе. Под видом „мирных жителей“ боевики проникают в портовый город, арендуют частные дома в пригороде Одессы, накапливают оружие, боеприпасы и взрывчатку».

Не смотря на то, что этот откровенный бред не подкрепляется ни единым фактом, Украина уже предприняла ряд активных, враждебных Приднестровью шагов.

Маленькая республика со стороны Украины фактически оказалась отрезанной от экономической, социальной и иной помощи со стороны России. А 21-го мая 2015 года Верховная рада Украины денонсировала пять соглашений с Российской Федерацией о военном сотрудничестве, в том числе и подписанный ещё в 1995 году договор о транзите через украинскую территорию российских грузов и воинских формирований, дислоцированных в приднестровско-молдавском регионе.

В МИД России уже признали, что таким образом грубо нарушено снабжение миротворческих подразделений нашей страны.

Сейчас рассматривается вопрос о полном «закрытии» украинского неба для российских самолётов, направляющихся в Приднестровье. Украинское командование даже демонстративно перебросило под Одессу батарею своих С-300 – видимо, с целью пресечения любых попыток создания «воздушного моста» для обеспечения российских миротворцев.

И всё это делается при полной поддержке молдавско-румынской стороны, которая, похоже, решила взять реванш за поражение 1992 года... В этой связи издание «Накануне ру» сообщает:

«В аэропорту Кишинёва за последнее время было отмечено несколько случаев депортации российских военнослужащих, которые летели в расположение своих частей в ПМР. В Кишинёве заявили, что не против пропускать российских солдат, но только в том случае, если об их прилёте будет сообщено не меньше, чем за месяц – в противном случае военнослужащие будут депортироваться и вноситься в „чёрный список“. Фактически, это означает, что после денонсации украинского соглашения, как минимум на месяц притормозилась ротация солдат через Кишинёв. Сообщается и о ряде других ужесточающих мер, не связанных с военной сферой».

А тут ещё с очень воинственной речью выступил украинский президент Пётр Порошенко:

«Украина будет чётко придерживаться всех обязательств, которые мы взяли на себя. Но у нас нет обязательств пропускать в Приднестровье российских военных, и мы не будем этого делать. У нас нет обязательств поддерживать или тем или иным образом содействовать российскому присутствию в Приднестровье. И мы не будем этого делать. В формате „5+2“ или другом, Украина - по моему поручению и, возможно, при моём участии - будет делать всё возможное, чтобы восстановить территориальную целостность Республики Молдова, и чтобы обеспечить нормальный уровень жизни тех, кто там проживает. Но в рамках международного права… Вы знаете, в чём ключевое отличие Приднестровья от Донецка? Оно не имеет общей границы с РФ. Там будет легче навести порядок».

В общем, Порошенко, похоже, готов затеять новую войну...

Возникает закономерный вопрос — зачем же Украина идёт в этом регионе на такое опасное обострение? Ведь Киев провалил войну на Донбассе, зачем же ему новая война?

Саакашвили прислали не случайно

Здесь возможны два варианта.

Во-первых, укро-возня вокруг Приднестровья вполне может оказаться самодеятельностью самих украинских властей. С целью выбить от нашей страны очередные уступки – от списания кредитов до получения выгодных газовых контрактов.

В принципе, такого рода шантаж – уже давно опробованная тактика Киева. Началось всё ещё задолго до Евромайдана – добиваясь тех или иных преференций от нашей страны все 23 года своей независимости Украина с переменным успехом занималась откровенным шантажом Москвы. То грозила выйти из СНГ, то нагло воровала транзитный газ, то обещала выбросить российский флот из Севастополя. А теперь, возможно, решили давить на нас с помощью Приднестровья.

Однако большинство аналитиков сегодня склоняются к другому варианту. За всеми этими провокациями вполне могут стоять американцы. В этой связи хочу напомнить предупреждение генерала Леонида Ивашова, который в интервью нашему сайту сказал, что США хотят использовать Украину для дестабилизации российского пограничья. Не получится в Донбассе, затеют вооружённые провокации в Крыму, не получится в Крыму, заварят кашу в Приднестровье.

Кстати, Киевской хунте новая война нужна не меньше, чем США. Хотя бы потому, как верно заметил один российский журналист, что: «без войны режиму Порошенко на Украине придёт конец. Все неудачи в экономике и социальной жизни сейчас списываются на войну. Именно она, как ни странно, пока оберегает Украину от социального взрыва».

Не исключено, что как раз с этим связано назначение старой и проверенной американской марионетки Михаила Саакашвили губернатором Одессы. Как пишет по этому поводу сайт ФЛБ РУ:

«Экс-президент Грузии прочно ассоциируется с войной 2008 года. Нам хотят дать понять: если вы, русские, начнёте масштабное наступление на север Донбасса или на Мариуполь, мы, устроив блокаду Приднестровья, поможем Молдавии начать наступление на Бендеры, Тирасполь и Дубоссары».

Сегодня многие аналитики считают, что решение Киева о назначении Саакашвили – это не просто очередное кадровое решение Порошенко, а чёткие действия США по «размораживанию конфликта» в Приднестровье, цель которых втягивание России в новый вооружённый конфликт...

«В Одесской области готовится масштабная провокация, которая должна стать поводом для вторжения украинских силовиков в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР).

СБУ начала вербовку маргиналов из числа молодёжи для мнимого „захвата“ города Котовска, что в 20 км от границы с непризнанным государством.

По сценарию украинских спецслужб, нанятые за деньги молодые люди должны будут изображать „террористов“ из Приднестровья и одесситов, недовольных назначением губернатором области Михаила Саакашвили.

Главное в этой спецоперации - создать „нужную“ картинку для мировых СМИ о покушении на суверенитет Украины со стороны пророссийских активистов. Масштабная пропагандистская кампания должна оправдать в глазах западной общественности агрессию украинских войск против ПМР...

СБУ предлагает молодым людям по пять-шесть тысяч гривен в день за то, чтобы они пару дней постояли на баррикадах в Котовске, городе с населением 50 тысяч человек. СБУ обещают участникам полные гарантии безопасности. Единственное условие для отсутствия претензий со стороны правоохранительных органов - не снимать балаклавы и стрелять из розданного оружия только в воздух.

Спецслужбы Украины выбирают для вербовки преимущественно безработных спортсменов. Понятно, что для них пять тысяч гривен в день - огромная сумма. Хотя вряд ли кто будет платить эти деньги. В случае реализации сценария молодых людей, скорее всего, просто уничтожат. И не исключено, что при них найдут документы российского ГРУ или ВДВ.

Возможно, в Котовске провокаторами будет провозглашено создание „Одесской народной республики“, что позволит в области провести масштабные репрессии. Но главное, что будет повод напасть на Приднестровье и втянуть Россию в военный конфликт».

Мы слишком долго отступали...

Как Россия может отреагировать на румыно-украинскую агрессию против Приднестровья? Недавно, как пишет РИА Новости, руководители ряда общественных организаций ПМР передали главе республики Евгению Шевчуку обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить народ Приднестровья — общественники попросили Шевчука оказать содействие в передаче обращения главе российского государства. В этом письме руководители организаций выразили обеспокоенность населения Приднестровья ухудшением социально-экономической ситуации, вызванной блокадой со стороны Молдавии и Украины. Общественники также выразили надежду на то, что руководство России обратит особое внимание на ситуацию в Приднестровье с учётом того, что значительная часть населения республики — это граждане РФ:

«Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, с целью недопущения военных действий и размораживания молдо-приднестровского конфликта предпринять все возможные меры: дипломатические, политические и экономические, а при необходимости защитить народ Приднестровья и признать Приднестровскую Молдавскую Республику»...

К сожалению, и это стоит отметить, Россия долго относилась Приднестровью чисто потребительски. С самого начала Москва использовала приднестровскую проблему для решения своих внутриполитических неувязок, при этом нисколько не заботясь о геополитических задачах России.

Так, при Ельцине, когда русские добровольцы сражались в окопах под Бендерами и под Дубоссарами, Кремль фактически заигрывал с молдавскими фашистами, засевшими в кишинёвских коридорах власти. По государственным российским телеканалам демонстрировалась исключительно молдавская точка зрения на происходящие события. И только когда на сторону приднестровцев перешли регулярные российские воинские части, а общественное мнение России складывалось не в пользу Молдавии, Москва неохотно начала менять свою позицию. В республику вылетел генерал Александр Лебедь, вынужденный официально узаконить переход войск на приднестровскую сторону.

Но в 1995 году Лебедь разругался с Москвой, с руководством российского Министерства обороны. Одновременно генерал не поладил и с приднестровскими властями. Чтобы «утопить» взбунтовавшегося военачальника, Кремль начал собирать на него компромат, используя данные Министерства госбезопасности Приднестровья. Шеф МГБ Вадим Шевцов стал самым желанным гостем в Администрации российского президента. Приднестровцам намекали, что если не будет Лебедя, то, возможно, Россия признает их независимость и даже включит Приднестровье в рублёвую зону.

Увы, Москва обманула Тирасполь. Не успел Лебедь сойти с общероссийской политической сцены, как кремлёвские мудрецы возобновили переговоры с Молдавией о том, чтобы передать непризнанную республику в «объятия» Кишинёва, и о выводе оттуда российских войск. Поначалу это дело проворачивалось втайне. И только в 1999 году на Стамбульском саммите по безопасности и сотрудничеству в Европе президент России Ельцин громко признал Приднестровье частью Молдавии и обязался в ближайшее время вывести все наши воинские подразделения...

Путин поначалу придерживался ельцинской тактики. Здесь свою негативную роль сыграл молдавский президент Владимир Воронин, который занимал пост главы государства с 2001 по 2009 годы.

Этот человек, который ещё значился и главой местной Коммунистической партии, в течении всего своего президентства, что называется, вешал России «лапшу на уши». Обещал сделать русский язык вторым государственным, привести Молдавию в состав Союзного государства Россия-Белоруссия, максимально сблизиться с Москвой и по другим вопросам... В ответ он просил только одного — вернуть Приднестровье в состав молдавского государства.

И поначалу Россия шла ему навстречу. В том числе и через дискредитацию непризнанной республики! К примеру, в самом начале 2000-х годов по Второму российскому телеканалу прошёл ряд телепередач, в которых утверждалось, что приднестровские власти... якобы полностью погрязли в незаконных операциях по перепродаже нефтепродуктов, в спекуляции оружием и даже в наркоторговле?! Словом, из этих сюжетов складывалось впечатление, что маленький клочок земли вдоль реки Днестр является чуть ли не центром преступного мира всей Восточной Европы. Намёк был более чем прозрачен — этот «заразный очаг» следует ликвидировать, лучше — через передачу его под юрисдикцию Молдавии. Кремлёвским чиновником Дмитрием Козаком был даже разработан план восстановления территориальной целостности Молдавии путём предоставления Приднестровью особого автономного статуса.

Однако Воронин, которого в это время стали плотно опекать советники из США и НАТО, под давлением Запада отверг этот план. Мало того, молдавский президент всё чаще стал говорить об «евроинтеграции».

В 2006 году в Приднестровье прошёл референдум о независимости. Сюрпризов он не принёс. Подавляющее большинство жителей непризнанной республики – 97% принявших участие в референдуме – проголосовали за независимый статус с последующим присоединением к Российской Федерации.

«Жителей Приднестровья мы не оставим, на это нечего даже рассчитывать, — заявила тогда первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска. – Не те времена».

На самом деле никаких реальных действий Россия навстречу Приднестровью тогда не предприняла. Очевидно, что сам референдум был организован только для того, чтобы лишний раз надавить на президента Воронина с целью добиться от него выполнения обещаний по сближению с Россией. Но это уже не сработало. А в 2009 году в Молдавии к власти пришли откровенно националистические силы, откровенно враждебные России.

Только с этого момента Москва заняла однозначную позицию полной поддержки Приднестровья...

Думаю, что сегодня обратной дороги у России нет! Если случится нападение на приднестровскую землю, это станет не просто провокацией Киева и Кишинёва, это будет означать нападение на российских военнослужащих и на российских граждан — приднестровские общественники верно подчеркнули в своём обращении у Путину, что сегодня тысячи проживающих здесь людей имеют российское гражданство. России придётся действовать как в своё время в Южной Осетии. А именно — силой принудить агрессора к миру и признать независимость Приднестровья. Скажу даже больше — в случае военных действий следует добиваться не просто разгрома украинского агрессора, но и полной ликвидации Киевской хунты. Иначе эта хунта принесёт нам в будущем ещё немало проблем.

Конечно, это чревато резким усложнением международной обстановки и даже максимальным разрывом отношений с Западом. Да, пусть тем самым мы фактически поддадимся на происки США. Однако ничего иного в данной ситуации нам делать не останется — безусловная защита россиян, их интересов должна быть приоритетом над всеми политическими и иными расчётами. В противном случае Кремль потеряет доверие не только у наших внешних друзей, но и у своих граждан.

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но тем не менее - Украина и Молдова рвутся стать полноправными субъектами Евросоюза. Параллельно из Бухареста доносятся страстные речи о грядущем объединении Молдовы и Румынии по воле то ли румынского народа, то ли румынского премьера. Главный человек Приднестровья Евгений Шевчук побывал в Москве и рассказал о больших трудностях, с которыми столкнулась непризнанная республика.

Совершенно очевидно, что тёмные мировые силы выбрали Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве очередного объекта, оказавшегося в полосе геополитического противостояния с Россией. На стороне тёмных сил - правительства государств Евросоюза, пляшущие под дудку не только бюрократов из Брюсселя, но и Вашингтона. Тот же танец танцуют и политики из Молдовы и Украины. Американская музыка нравится, видимо, многим. А вот музыка российская, в отличие от советской, мало кого впечатляет.


Несчастные приднестровцы находятся фактически в экономической блокаде. Некоторые их соседи, да и значительная часть так называемого мирового сообщества объявила им бойкот. Несуществующий референдум в Косово, о котором не столь давно заявил мистер Обама из Белого дома, - это волеизъявление «косовского народа», а вот реальный референдум в Приднестровье (2006 г.), на котором за присоединение к России проголосовало более 97% избирателей, - это словно бы ничто. Видимо, потому, что за Тирасполем виднеется Москва, а Москва, как всем теперь известно, Запад разлюбила. В отличие от Кишинёва или Киева, которые Брюсселю ботинки готовы чистить.

В нынешнем политическом конфликте между Западом и Россией, обострившемся из-за ситуации на Украине, Европа и США используют все средства для дестабилизации региональной обстановки. И Приднестровье, которое и без того не похоже на сущий рай, для решения империалистических задач годится как нельзя больше.

Именно поэтому «международное сообщество» нисколько не взволновано тем, что происходит на границе Приднестровья (где украинцы окапываются и куда они же подводят тяжёлую военную технику), а также внутри непризнанной республики. Не слышно ни голосов ОБСЕ, ни ООН, ни каких-нибудь именитых «правозащитников» и борцов за права хомо сапиенс. Чревовещателей открытой мировой экономики и либеральных проповедников конкуренции тоже что-то не слыхать. Все как воды в рот набрали!

Между тем в Приднестровье сложилась кризисная ситуация. Президент ПМР даже оставил все дела и прибыл в Москву. Чтобы рассказать о том, как и чем живёт республика.

Выступая на пресс-конференции, на которой ему задавали вопросы представители крупных СМИ, товарищ Шевчук заявил, что Молдавия нарушила обязательства по Московскому меморандуму, подписывая соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

«Согласно этому меморандуму, заключённому на высшем уровне в присутствии представителей ОБСЕ, - приводит его слова , - Молдавия должна была принимать решение по согласованию с Приднестровьем».

Шевчук заявил, что соглашение об ассоциации не учитывает интересов приднестровских товаропроизводителей. «Мы заинтересованы в интеграции с Таможенным союзом и пытаемся выстраивать свои отношения в этом направлении, хотя, конечно же, готовы сотрудничать со всеми странами и рынками», - уточнил президент ПМР.

Также Приднестровью не нравится отсутствие публичности в действиях Молдавии и Румынии в сфере безопасности. Кишинёв и Бухарест недавно подписали соглашение о сотрудничестве в военной области. И положения документа, полагает Шевчук, «допускают участие румынской армии в некоторых операциях на территории Молдавии». Разумеется, у руководства Приднестровья это вызывает «вполне обоснованные опасения».

В дополнение к этому раздаются призывы о выводе российских миротворцев из региона. По мнению Шевчука, необходимо найти политическое решение урегулирования ситуации, и только затем «можно будет говорить об этом, а сейчас это только дестабилизирует обстановку».

Что касается непростой экономической ситуации ПМР, то президент отметил, что республика хотела бы увеличивать экспорт в Россию. Однако ПМР не хватает инвестиций.

«В настоящее время на долю России приходится 16% приднестровского экспорта, - сказал Шевчук. - В рамках межведомственных контактов достигнуты договоренности об увеличении поставок, объём которых за первые восемь месяцев текущего года возрос на 24%. Мы надеемся вернуться на российский рынок прежде всего с нашими высококачественными продовольственными товарами, но для переориентации потребуются дополнительные капиталовложения, связанные с изменением товарных групп, которые были бы востребованы в России».

Кризисная ситуация в экономике региона связана с решением молдавских властей. Президент напомнил, что в 2006 году Молдова изменила режим экспорта приднестровских товаров с целью перенаправления потока продукции с востока на запад. Итог для Приднестровья оказался предсказуемо печальным: торговля с Россией и странами СНГ резко сократилась, экономика Приднестровья понесла убытки (в сумме за все истекшие годы - 480 млн. долларов). Особенно этот рукотворный кризис ударил по транспортным предприятиям, осуществлявшим международные грузоперевозки. А теперь ещё и конфликт на Украине. В итоге в Приднестровье захирела приграничная торговля, упал товарооборот, сократились бюджетные поступления.

У ПМР из-за фактической блокады республики нет уже денег платить за российский газ по рыночным ценам.

«Что касается поставок газа и расчётов, хочу сказать, что из-за экономических условий, в которых находится Приднестровье, из-за политики постоянных экономических ограничений и давления на Приднестровье, у нас нет достаточных экономических ресурсов для того, чтобы в полном объёме рассчитываться за поставляемый газ по рыночным ценам», - цитирует его слова, сказанные на пресс-конференции, .

«Мы как надлежащие партнёры готовы при деблокировании приднестровской экономики перейти к программе перехода на расчёты по рыночным ценам за газ, поставляемый из России в Приднестровье. Для этого нужно всем участникам переговорного формата, не только РФ, но и Молдавии, Украине и ОБСЕ как участнику переговорного процесса, и ЕС создать для экономики не какие-то преференционные, а обычные условия для транзита наших грузов», - уточнил президент ПМР.

Если в Одесской области проводят «субботники» по рытью окопов, то в Приднестровье субботники направлены на украшение городов. Приднестровцы не роют окопов, сказал президент, а обустраивают жизнь.

Рассказал глава ПМР и о сложной политической ситуации, сложившейся вокруг евроинтересов Молдовы.

«Что касается Молдовы, то, как известно, у них сейчас политические мероприятия проводятся в рамках выборов. Очевидно, что Молдова идёт по пути всё большей интеграции с Румынией. Множество различных советников появляется в силовых министерствах в Молдове, в том числе и в министерстве обороны, и в службе безопасности информации. Сейчас уже прибывают советники министерства внутренних дел Румынии. Не знаю, что они там советуют, но в последнее время почему-то обостряются взаимодействия между Тирасполем и Кишинёвом. Как известно, возбуждаются уголовные дела против наших должностных лиц. Буквально недавно Молдова заблокировала выдачу сертификатов для наших сельхозпроизводителей, а также предпринимает ряд иных недружественных действий в отношении Приднестровья. Но мы очень надеемся, что это никак не связано с тем, что некоторые политические силы в самой Молдове придумали для себя парадигму, в рамках которой они хотят переключить внимание из проблем внутри Молдовы на проблемы обострения ситуации между Тирасполем и Кишинёвом. Надеемся, что пройдут выборы, и ситуация стабилизируется. Пока Приднестровье активно не реагирует на провокации».

Опасения Шевчука по поводу сближения Молдовы с Румынией имеют под собой основания. Напомним, румынский премьер-министр Виктор Понта 14 сентября заявил, что не позднее 2018 года может быть совершено «второе великое объединение Румынии». Понта - это человек, который решил сменить Траяна Бэсеску на посту президента. Выборы в Румынии пройдут скоро - 2 ноября.

На встрече с активом румынской Социал-демократической партии в городе Алба-Юлия г-н Понта прямо заявил, что Молдавия станет частью румынской территории.

В российском МИДе возмутились: «Из откровенных призывов кандидата на пост президента Румынии «совершить второе великое объединение к 2018 году» ясно следует, что определённые политические круги в Бухаресте по-прежнему питают аннексионистские планы в отношении соседней суверенной нейтральной страны».

Весьма, впрочем, сомнительно, чтобы подобные «аннексионистские планы» осуществились. Если румыны не прочь разжиться молдавскими территориями, то молдаване вовсе не горят желанием стать румынами. Несколько сотен тысяч граждан с румынскими паспортами - это все, кто уже «проголосовал» за «Великую Румынию». На самом деле эти люди просто ищут работу в странах Евросоюза.

Что до блокады Приднестровья, которое желает сближаться с Россией, то есть ведь свежие исторические примеры. Одним из итогов украинского кризиса явилось возвращение Крыма в Россию. Ущемление, зажатие в экономических тисках Приднестровья рано или поздно приведёт к адекватной реакции, и приднестровцы вновь поднимут вопрос о ПМР как части Российской Федерации.

Напомним, ещё в марте текущего года Верховный совет ПМР предложил Государственной думе России разработать закон, который позволил бы принять республику в состав РФ.

Приднестровский капкан для России или еще одна американская афера

Уже давно ни для кого не секрет, что проект Майдан 2.0 с самого начала преследовал единственную цель - втянуть Россию в гражданскую войну на Украине. Это позволило бы Вашингтону получить множество различных бонусов. Испугать Европу якобы агрессивной сущностью возрождающейся новой российской Империи. Вбить клин между Москвой и Пекином. Ну и повесить на шею Кремлю во всех смыслах дорогостоящую и разрушительную для государства, войну, которую невозможно выиграть силой оружия. А там, глядишь, и для проекта Болотная 2.0 условия бы сами собой сложились. Однако «коварный Путин всех переиграл и Россия на эту войну не явилась». Но победа в двух предыдущих раундах, - Крым и Донбасс, последний, впрочем, лишь по очкам, - еще не означает победы во всем матче. Партия продолжается. Разве что противник зашел с фланга. Самого дальнего и, на его взгляд, наиболее уязвимого. Совместными усилиями Украины и Молдовы объявлена блокада Приднестровья. Уж теперь то Россия никуда не денется, будет вынуждена прорубать коридор через Одесскую область? Шах и мат? На первый взгляд - похоже, но не стоит торопиться с выводами. Ибо это лишь еще одна большая американская афера.

Впрочем, весь украинский проект является ею с самого начала. Наивно думать, что аналитики Stratfor или RAND не могли заранее просчитать, чем обернется приведение к власти на Украине местных националистов, вся идейная база которых с самого начала сводилась исключительно к перманентной войне «с москалями». Расчет как раз на том и строился, что пока желто-голубые радостно скачут за печеньки и европейский выбор кружевных трусиков, опьяневшие от внезапной вседозволенности черно-красные устраивают зрелищные факельные марши и по ходу дела где-нибудь кого-нибудь бьют. С одной стороны показательно кроваво, с другой - совершенно мелко. Таким образом, задача сводилась к простой максиме: чтобы такого сделать, чтобы в реальности не сделать ничего серьезного, но при этом результат выглядел бы адом и трешем вселенского масштаба. Чтобы Россия, как бык на корриде, реагировала исключительно на голых эмоциях.

Так вот, сейчас с Приднестровьем разыгрывается абсолютно та же самая схема. В смысле - столь же пустая, но эмоционально яркая. Если вдуматься, вся истерика вокруг блокады Приднестровской Молдавской Республики, основана на единственном примитиве. Там есть официальные российские войска и официальные российские граждане, бросить которых Россия не может. Эвакуировать тоже не может. Как и не в состоянии продолжать их снабжать, так как, кроме Молдовы и Украины, крошечная ПМР ни с кем не граничит. А эти соседи объявили ей Блокаду. Следовательно, у Путина не остается иного выбора, кроме силового. Вопрос стоит лишь в форме и траектории движения российского армейского кулака. Кремль организует воздушный мост, просто подавив украинскую ПВО своими средствами радиоэлектронной борьбы или не мудрствуя лукаво устроит высадку российской морской пехоты «под Одессой» с прокладкой сухопутного коридора к Тирасполю? В любом случае, это уже не какие-то анонимные вежливые зеленые человечки, это публичное российское военное вторжение на Украину. Чего вот уже год от нас и добиваются США. При чем тут эмоции? При том, что в реальности дела обстоят очень и очень сильно не так. Если «по большому гамбургскому счету», то надобности «подымать десант» у России вообще нет. По крайней мере - сейчас. Дело в статусе находящегося в ПМР российского контингента. А еще - в местной географии и реальной политике.

На данный момент в Приднестровье находятся примерно полторы тысячи российских военных. Из них один батальон - 495 человек - имеют официальный международный миротворческий статус. Другие два батальона - Оперативная Группа Российских Войск, - хотя как бы и не признаются Молдовой, тем не менее находятся там в рамках миссии ОБСЕ и занимаются «обеспечением безопасности складов бывшей 14-й общевойсковой армии ВС СССР». А склады там знатные. Самый крупный военный арсенал в Европе. Одних лишь артиллерийских и танковых снарядов там имелось в количестве трех тысяч железнодорожных вагонов. Полтора десятка дивизионных боекомплектов! Еще танки, пушки, прочее имущество. Только легкого стрелкового вооружения - более десяти тысяч единиц. Правда, все это - дела давно минувших дней, так как практически все тяжелое вооружение от туда либо уже вывезено в Россию, либо утилизировано на месте. Кроме того, за эти годы в РФ был отправлен 31 транспорт с кондиционными боеприпасами. Большинство оставшихся ни к применению, ни к транспортировке уже непригодно. Они постепенно утилизируется на месте. Но в данном случае важно то, что за каждый транспорт и за каждую тонну утилизации ОБСЕ официально платит России деньги. Это очень серьезный момент в части обоснованности статуса находящихся там российских войск. Так что юридически мы там полностью в своем праве.

Плюс к тому, и миротворцы и ОГРВ в большинстве своем укомплектованы россиянами, проживающими опять же в ПМР. Официально проживающими. Лишь незначительная часть контрактников родом непосредственно из России. И с правительством Приднестровья ни у них, ни у Москвы, никаких трений или разногласий нет. Таким образом, российский контингент в ПМР в действительности обладает конечно не абсолютной, но достаточной автономностью, чтобы без особых проблем продержаться под этой блокадой минимум год.

Да и той блокады пока в реальности кот наплакал. Украина денонсировала соглашение с Россией о военном транзите в ПМР, а Молдова потребовала уведомлять о следовании через ее территорию за месяц. Ну еще Молдова выслала назад в Россию двоих наших контрактников, возвращавшихся к месту службы из отпуска. На этом все. Больше блокады ни в каком виде нет. Совсем.

Кстати, какой-либо серьезной военной угрозы нашим миротворцам в ПМР, ни со стороны Украины, ни со стороны Молдовы, нет тоже. Причин тому несколько. Граница между Молдовой и ПМР проходит по реке Днестр, являющейся широкой и серьезной водной преградой. Из 5,5 тыс. сухопутных войск Молдовы, собственно боевых пехотных подразделений - менее 2 тыс. Причем, единственный в молдавской армии инженерный батальон, - «Кодру», 295 чел. - , обеспечить их переправу не в состоянии. Да и вообще, ВС РМ обладают весьма ограниченными боевыми возможностями. А все четыре имеющихся через Днестр моста относительно легко блокируются со стороны Приднестровья даже малыми силами.

Разговоры о возможном румынском вмешательстве беспочвенны. Румыния - член НАТО. Молдова - нет. Ради какой-то Молдовы начинать войну с Россией, - а вторжение в Приднестровье Кремль совершенно законно будет трактовать именно так, - Североатлантический Альянс никакого желания не имеет. О чем члены НАТО неоднократно высказались совершенно однозначно.

Что касается самой Украины, то свои наступательные возможности ВСУ потеряли еще прошлым летом на Донбассе. По-максимуму Киев способен организовать лишь ракетно-артиллерийский обстрел ПМР со своей территории. Но в таком случае он полностью подставляется, как агрессор. Это в зоне АТО можно лепетать про строго самооборонительный огонь или про некую третью силу, которая первой начала, вынудив ВСУ стрелять строго в ответ. На границе с ПМР никакой АТО не ведется. Что, во-первых, дает РФ полное юридическое право на прямые ответные действия, во-вторых, объявлять официальную войну России Киев не желает сам. Если на то пошло, за год боевых действий на Донбассе возможностей нашлось бы предостаточно. Однако Украина ограничилась лишь ни к чему не обязывающим объявлением России агрессором. Да и не для того все задумывалось. Киеву, а точнее - Вашингтону, необходимо, чтобы первой боевые действия против Украины начала именно Россия. Только в этом случае возможно реализовать весь дальнейший сценарий.

Конечно, географически то Приднестровье - клочок земли длинной в четыреста и шириной, местами, менее двадцати пяти километров. Оно в одиннадцать раз меньше Московской области и самую малость больше Южной Осетии. Теоретически почти вся площадь Республики насквозь простреливается артиллерией с сопредельной территории Украины (протяженность общей границы примерно 240 км.) или Молдовы (граница почти такой же длинны). Но любые подобные поползновения автоматически означают объявление войны самой ПМР. Тем самым прибавляя нам 5 тыс. штыков приднестровских вооруженных сил. Они безусловно сильно менее эффективны, чем российские части, но точно не уступают войскам Молдовы и Украины. Плюс к тому, мобилизационный потенциал ПМР оценивается в 50 - 70 тыс. человек. Хотя прошлогодние учения показали, что всерьез они там могут призвать лишь на 2/3 этого количества, что все равно позволит развернуть армию до 30 тыс. штыков. Сюда же следует добавить численность российской диаспоры в Приднестровье составляющей 150 - 160 тыс. человек, значительная часть которых прошли службу в российской армии. Это может дать еще до 15 тыс. маршевого пополнения. В сумме получается группировка где-то в пол сотни тысяч солдат и офицеров. При полном отсутствии у них каких-либо проблем с оружием и боеприпасами.

Вот мы и пришли к самому главному. Спору нет, обстановка далека от безоблачной и шапкозакидательство тут неуместно. Но в действительности никакой критичной опасности, реально требующей броска десантников, для России не существует. Вопрос вполне успешно решается обычными спокойными политическими методами. Что, собственно, российским правительством сейчас и делается. Вся эта блокада, по сути, просто «дырка от бублика». Ее задача сводится к попытке взять на испуг. Потому нагнетается именно оголтелая истерика. Ставка сделана на союз «всепропальщиков» с «путинслильщиками». Страшилка - Россия попала в капкан, теперь или воевать или предательство российских граждан! - раздувается исключительно с целью подрыва сплоченности российского общества. Не вышло с либералами, американцы пытаются использовать в своих целях часть слишком горячих и тяготеющих к бездумному эмоциональному маханию шашкой российских патриотов. И не более того.

От исполнения обязанностей президента. Это было сделано для назначения министра обороны, которого не хочет назначать Додон. Сам он в ответ заявил о неконстуционности решения Конституционного суда и обратился за поддержкой к народу.

За новым кризисом в Кишиневе стоит олигарх Влад Плахотнюк, который скупил все ветви власти. Впрочем, все ключевые решения принимаются в посольстве США.

Валентин Филиппов : Володя, привет, рад видеть. Со стороны не понятны все тонкости законодательства Молдавии . Разве президента можно «забанить»? Ему не обязательно устраивать импичмент? Его можно на две недели отстранить? Как это происходит? Почему Игорь Додон не исполняет сейчас обязанности президента? Или исполняет, но не в полном объёме?

Владимир Букарский : Я объясняю. Тут у нас правящая клика в лице главного координатора Влада Плахотнюка и его подручных.

Владимир Георгиевич Плахотнюк подчинил себе всё. Конституционный Суд, Парламент, исполнительную власть. Судебную власть. То есть, это по сути, государство-бизнес-корпорация одного человека.

Но есть такой элемент, как народ. Как народные массы, у которых своё видение ситуации. Свои интересы. И, в отличие от Украины той же самой, тут в Молдове, народные массы не растоптаны. Что-то они представляют из себя. И подавляющее большинство народа выступает если не за союз, то за дружбу с Россией. И этот народ выбрал президентом Игоря Николаевича Додона.

Хочет Плахотнюк, не хочет, но с этим президентом ему приходится считаться. И по всем социологическим опросам проводимыми Фондом Сороса и службами Плахотнюка, у президента и у партии социалистов наиболее высокие рейтинги среди всех политических сил.

Валентин Филиппов : То есть, мы можем говорить о том, что будут парламентские выборы, и партия Додона будет иметь большинство в парламенте Молдовы?

Владимир Букарский : Да. На сегодня все шансы на это есть. В том-то и всё дело. Это самое большое, чего Плахотнюк боится, и западные кураторы - и Плахотнюка, и прозападной оппозиции (потому что, фактически, они представляют одно целое, ими всеми руководят из одного посольства).

Ведь что получилось. Если мы вспомним 2014, 15, 16 годы. Запад фактически сформировал то, о чём они мечтали долгие годы. Единое кольцо вокруг России . От Прибалтики до Грузии. И, казалось бы, майдан на Украине, переворот, смена власти. Всё, кольцо готово. Структура создана.

Но в конце 2016 года произошло непредвиденное событие. Прорвалось одно звено этого кольца. Причём, где, в Молдове, которая, всем казалась, без пяти минут Румыния.

И тут в Молдове выясняется, что большинство народа, где-то 55-60% выступают за союз с Россией. За Таможенный Союз. В Гагаузии проходит референдум. Там 95% выступают за Таможенный Союз. Я уже не говорю про Приднестровье. Это, вообще, отдельная история.

И в 2016 году проходят прямые президентские выборы, на которых побеждает человек, который открыто говорит: - Мы против евроинтеграции. Мы против НАТО. Мы против союза с Румынией. Мы за союз с Россией.

Были шесть встреч Додона с Путиным. Два раза президент Молдовы принял участие в саммите Евразийского Экономического Союза .

Я уже не говорю, что он заблокировал несколько инициатив прозападных. Начиная с объявления 9 мая Днём Европы. Заканчивая его твёрдым намерением заблокировать закон о запрете вещания российских аналитических телепередач. И его обещанием заблокировать внесения в Конституцию пункта о евроинтеграции, и его твёрдого намерения заблокировать изменение языка с молдавского на румынский.

Валентин Филиппов : Так объясни мне, с чем связана сегодняшняя ситуация?

Владимир Букарский : Я уже сказал, что у Плахотнюка есть твёрдое парламентское большинство, за счёт подкупа значительной части депутатов от других фракций. И это парламентское большинство уже распределило между собой все ветви власти. Они выдвинули министром обороны тридцатилетнего политического назначенца, который никакого отношения к оборонному ведомству не имеет.

В этом случае, они обратились в Конституционный Суд , и Конституционный Суд (в котором большинство судей, вообще, граждане Румынии , такого, я думаю, нет нигде в мире!), и они вынесли такое решение. Что в этом случае, когда президент второй раз не подписывает, его президентские полномочия временно прекращаются, чтобы спикер парламента или премьер-министр, временно исполняя обязанности президента, привели к присяге того или иного министра.

Валентин Филиппов : Какова сейчас ситуация вокруг Приднестровья? Не грозит ли нынешний кризис обострением вокруг ПМР? Мы знаем, какие психопаты у власти сейчас на Украине. И вот в Молдавии протаскивают без президента марионеточного министра обороны.

Владимир Букарский : Ты знаешь, в преддверие парламентских выборов, которые крайне невыгодны Плахотнюку, с его максимальным антирейтингом среди всех политиков Молдовы, ему выгодно под любым соусом отменить парламентские выборы. И обострение с Приднестровьем - это один из способов, через введение чрезвычайного положения , отменить эти выборы.

Либо настолько раздуть в обществе антироссийскую, антиприднестровскую, русофобскую шумиху, чтобы искусственно повысить свой рейтинг. И рейтинг прочих антироссийских сил.

Да. Такой вариант на сегодня есть.

Валентин Филиппов : Ну, молдавское общество, я надеюсь, не совсем готово для таких фортелей …или частично готово?

Владимир Букарский : Молдавское общество – мирное общество. Войны оно точно не хочет категорически. Но есть определённая группа, среди правящей элиты, которая хочет взять реванш, мечтает о реванше за унизительное поражение 1992 года.

Кроме того, выросло целое поколение, генерация молодых людей, которым начиная с ясель, детского сада , со школьной скамьи, не говоря уже об университетах, промывали мозги в таком радикальном прорумынском ключе, и это поколение сейчас выходит в сознательную жизнь, и это поколение постепенно начинает оказывать определённое влияние на политические процессы. И среди представителей этого поколения тоже достаточно сильны милитаристские и реваншистские настроения. В том числе и на счёт Приднестровья.

Но тут надо понять, что решения за политическую элиту принимаются не в Молдове, а за океаном в первую очередь. И сейчас очень много будет зависеть от того, какие там решения будут приняты. Естественно, они там за океаном учитывают и российский фактор.

Потому что Приднестровье - это, всё-таки, не Украина , не Донбасс. В Приднестровье на постоянной основе находятся российские миротворцы. Находится объединённая группировка российских войск, осуществляющая охрану военных складов. Вот с этим западным политикам приходится считаться. Это приходится учитывать.

Но определённые провокации на приднестровском направлении вполне возможны.

Валентин Филиппов : Ну, хорошо, Володя, хочу пожелать вам, чтобы здравые силы на выборах взяли в свои руки законодательную власть. А там и правительство сформировать. Но само оно всё равно в руки не дастся. Надо бороться.

Владимир Букарский : Мы делаем всё от нас зависящее, чтоб это стало явью .

Фото пресс-службы МИД ПМР

Найти ответ на этот непростой вопрос в ходе круглого стола пытались ведущие эксперты в области политики. Мультимедийный форум на тему «Международно-политическая обстановка вокруг Молдовы и Приднестровья: основные вызовы и угрозы» был организован Приднестровским госуниверситетом, руководством МИД ПМР, Институтом стран СНГ и Институтом социально-политических исследований и регионального развития. В собрании приняли участие представители органов власти, общественно-политических организаций и научно-экспертного сообщества республики. В онлайн-режиме в мероприятии участвовали депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, председатель Верховного Совета ПМР в 1991-2005 гг. Григорий Маракуца, представители академических и экспертных кругов России и Молдовы.

Работа круглого стола была построена на презентации докладов и выступлений, в рамках которых политпредставители проанализировали современную политико-экономическую обстановку в Приднестровье и Республике Молдова, затрагивались вопросы, связанные с переговорным процессом между сторонами, высказывались мнения по поводу того, что может повлиять на дальнейшую международно-политическую обстановку вокруг ПМР И РМ.

Как подчеркнул в своем выступлении депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, важность и актуальность международного круглого стола на данную тему несомненна, так как перед участниками дискуссии большое поле проблем. «Мы знаем, что после государственного переворота на Украине по сути обе стороны – Молдова и Украина – сотрудничая между собой, пытаются реализовать идею полной блокады Приднестровья и его удушения, прежде всего, экономического. С учетом провокационности действий политиков и властей этих двух государств, никто не гарантирован от того, что они ограничатся только этим. Ведь соблазн очень велик, и мы все знаем, что именно этот соблазн все время будоражит умы в Киеве. Им хочется найти точку, которой могли бы нанести ущерб Российской Федерации», – сказал он. По мнению Затулина, в этой ситуации о людях политики не думают, так как гражданский конфликт на востоке Украины продолжается. «На сегодняшний день существует достаточно фактов, говорящих о недружественной линии нынешнего руководства Республики Молдова по отношению к Российской Федерации и к Приднестровью, которое в этом случае считают уязвимой пятой России в этом регионе», – подчеркнул российский парламентарий.

Он также отметил, что на прошлой неделе в Государственной Думе было принято заявление, связанное с запретом информационно-аналитического вещания российских телеканалов на территории РМ. «Выступая по этому поводу с трибуны Госдумы, мне пришлось напомнить, что началось все в марте 2017 года с запрета госслужащим Молдовы выезжать в Россию. Такая рекомендация была дана властями республики. Затем это продолжилось депортацией и объявлением персоной нон гранта пяти российских дипломатов, что тут же повлияло на работу объединенной комиссии, так как именно этих сотрудников посольства РФ сочли нежелательными на территории Молдовы. Судя по всему, это говорит о нежелании любой работы по урегулированию прежних форматов», – считает Затулин.

Он отметил, что еще одним зловещим актом является выставление совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных пунктов на всем протяжении приднестровско-украинской границы, при этом эксперт предостерёг, что такой контроль может стать серьезным дестабилизирующим фактором. В завершении своего выступления депутат Государственной Думы РФ отметил: «Мы отмечаем сегодня обострение политической ситуации в Молдове, попытку «нахрапом» накануне предстоящих парламентских выборов сформировать основные политические тренды, направленные как против России, так и против урегулирования отношений с Приднестровьем. В этой ситуации мы не намерены бросать своих соотечественников, а поддерживаем и продолжаем развивать всестороннее сотрудничество с Приднестровьем».

Затем участники дискуссии обсудили факторы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации в Приднестровской Молдавской Республике. Эксперты отмечают, что парламентские выборы в Молдове могут оказать определенное воздействие на динамику переговорного процесса на протяжении второй половины этого года. Острая борьба за власть внутри Молдовы расценивается как фактор, оказывающий мощное давление на российско-молдавские и молдавско-приднестровские отношения.

Перспективам молдо-приднестровского урегулирования был посвящён доклад министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева. В частности, руководитель внешнеполитического ведомства подвел итоги работы в этом направлении за прошлый год и рассказал о планах практического воплощения достигнутых решений в 2018-м.

«В начале прошлого года состоялась встреча Главы приднестровского государства Вадима Красносельского и Президента Молдовы Игоря Додона, где обсуждались вопросы передвижения граждан обоих берегов Днестра, а также аспекты экономического характера. Была задача решать эти вопросы, и мы были к этому готовы. На следующую встречу президентов приднестровская сторона вышла с некоторыми предложениями. В частности, обратиться к действующему председателю ОБСЕ с призывом о проведении заседания в формате «5+2», – отметил Виталий Игнатьев. – Это важная консультативная площадка, которая должна работать регулярно, заседания должны проходить не реже пяти раз в год, и мы считаем целесообразным задействовать этот потенциал международного участия. Мы полагаем, что в той ситуации, когда партнеры, в первую очередь ОБСЕ и другие структуры, самоустраняются от участия в диалоге, это создает основание для определенных мер давления на Приднестровье и препятствует динамике».

По словам дипломата, приднестровская сторона исходила из того, что Кишинев тоже должен быть заинтересован в работе по нормализации отношений, по построению каких-то элементов доверия и улучшению жизни людей. «Вадим Николаевич предложил эту инициативу Игорю Николаевичу, тот, в свою очередь, взял паузу, чтобы подумать, и уже прошло более девяти месяцев. Те решения, которые мы предлагали молдавской стороне и озвучили в рамках работы на уровне высшего руководства сторон, к сожалению, остались «на столе»», – отметил глава внешнеполитического ведомства ПМР.

По словам главы МИД ПМР, было принято решение проводить консультации на разных уровнях, в том числе и активизировать работу экспертов, что позволило решить целый ряд проблем. Так, был решен вопрос запуска транзитного грузового сообщения с использованием моста через реку Днестр в районе сел Бычок (ПМР) и Гура Быкулуй (РМ). «Приднестровье является частью транзитного европейского коридора, и есть целесообразность использовать данный механизм для того, чтобы связывать и развивать экономику Украины, Молдовы и других государств. В этом вопросе Кишинев согласился взять на себя определенные обязательства и гарантировать неприменение данного объекта в военных целях, чего раньше не было. На сегодняшний день там возобновлено движение легковых автомобилей, в ближайшее время планируется активизировать и движение большегрузов», – пояснил дипломат.

Завершая свой доклад, Виталий Игнатьев также отметил, что в этом году приднестровская сторона планирует реализовать уже достигнутые договоренности и выработать решения по другим проблемным вопросам. Речь идет о сфере телекоммуникаций, апостилировании дипломов, землепользовании. По его словам, в первую очередь нужно сфокусироваться на решении социально-гуманитарных вопросов, которые мешают нормальному развитию и жизни людей и уходить от любых элементов давления.

Мысль о том, что работа в данном направлении должна быть продолжена, присутствующие единогласно поддержали. В резолюции общественные деятели, эксперты и политологи отметили, что Российской Федерации, иным государствам и международным организациям следует выстраивать свою политику по отношению к Приднестровью, учитывая существующие международные процедуры и волеизъявление народа ПМР, а также объективные факторы, способствующие международному признанию независимости Приднестровья.

В завершении участники круглого стола подвели итоги состоявшего мероприятия, выразив общее мнение о необходимости продолжить общение по данной теме на научно-экспертных площадках.

Ольга СТРАТИЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды