Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей. План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.

Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Конспект урока для 2 класса «Стрекоза и Муравей»

КЛАСС: 2 класс, МБОУ «Черемшанский лицей» Черемшанского района РТ

Учитель : Зуфарова Фандиля Тагировна

ТИП УРОКА:

урок, обучающий читательской деятельности,

проблемно-диалогический.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

- продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

- обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

- продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

- содействовать формированию интереса к искусству слова;

- содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

- содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

- развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

— развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

- развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, проблемно-диалогический.

http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»

(http://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА:

1.Этап актуализации знаний-10 минут

2.Речевая разминка-4 минуты

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

4.Этап открытия нового знания-10 минут

5. Этап применения нового знания-10 минут

6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

Эпиграф урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Ход урока.

    Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.

Литературная разминка.

Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.

А этот текст? (слайд) (Рассказ )

Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня )

2.Актуализация знаний.

Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. (Слайд)

Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)

Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)

Можете мне сказать, кто написал басни? (И.А Крылов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Михалков)

Ребята, вот этого человека звали – Эзоп. Он — первый баснописец. (слайд) Этот талантливый и умный человек был рабом. Его рассказы были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы слушать его знаменитые басни. Многие его басни перевел на русский язык И.А Крылов, Л.Н.Толстой. и они дошли до нас.

А это кто? (Л.Н.Толстой) А это? (И.А.Крылов. А с этим человеком вы ещё не знакомы.. Это Иван Иванович Хемницер. Он тоже писал басни.

Составление модели жанра басни.

А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.

Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)

А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)

Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) (Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).

Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. (Слайд.)

Соотнесение иллюстраций с названиями и моралью басен. Введение в тему.

Ребята, я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями басен и отрывками из них. Но пока я была на перемене, какой-то озорник всё взял у меня со стола и положил на ваши парты. Я теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?

(Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль. Остаётся «Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие «Стрекоза и Муравей».)

Работа над новой темой.

Ребята вы уже догадались, о ком будем сегодня читать? (Слайд)

Давайте, подготовимся к чтению. Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Игра «Доскажите словечко»

1. Без работы, хоть убей,

Жить не может …(муравей)

2. Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают … (стрекозы)

Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)

А вот они и сами пришли к нам на урок.

(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)

Стрекоза.

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!

Муравей.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.

Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».

Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)

Словарная работа.

Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.

Катит-наступает

Помертвело-опустело

Боле-больше

Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь

Удручена-сильно огорчена

Вешние дни-весенние дни

Мурава-молодая трава.

Физминутка.

Самостоятельное чтение.

(После читает один ученик.)

Концептуальная беседа по прочитанному тексту.

Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)

Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

Почему именно с ней произошло несчастье?

Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

О чём она пошла просить Муравья?

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.

Каким вы представляете Муравья? (трудолюбивый, серьёзный) слайд

Какой представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) слайд.

Характеристика героев басни.

Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.

А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

Чтение по ролям.

Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы. Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайте послушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику,

Прослушание аудиобасни.

А сейчас вы попробуйте. Кто хочет?

Чтение по ролям.

Работа с пословицами.

Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Прочитайте, пожалуйста.

— Я тоже подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.

Лето пролежишь-… и рыбку из пруда.

Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.

Труд человека кормит, тот не ест.

Пчёлка маленькая, потехе час.

Кто не работает, а лень портит.

Делу время- да и та работает.

«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»

(слайд)

Ребята, кто вам симпатичен в басне? Почему он вам симпатичен?

Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не жалко её?

Да, из-за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может быть Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Может быть ей дать шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.

И сказал Стрекозе Муравей:

«Заходи ты ко мне поскорей.

Я тебя накормлю, обогрею,

Только будь ты теперь – умнее.

Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна, что же произошло дальше. Взялась ли за ум Стрекоза или осталась такой же легкомысленной, какой была? У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один. Какой вам ближе?

(Каждый ребёнок заканчивает по- своему)

Но как только весна пришла, Но как только весна пришла

За ум взялась Стрекоза. Позабыла слова Муравья.

Построила дом красивый И как прежде в ясные дни

И живет в нём счастливо. Хороводы водила одни.

Подведение итогов.

Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне)

От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)

Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Домашнее задание.

Дома выучите пословицу. А кому трудно выучить пословицу полностью, можно половину.

Самоанализ урока литературного чтения во 2 а классе

Учитель: Зуфарова Фандиля Тагировна

Тема: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Представленный урок проводился в I триместре во 2 а классе в рамках семинара «». Урок проводился по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, ч.1.

Тип урока: урок изучения и закрепления полученных знаний.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изучаемые ранее;

продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;

развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Поставленные задачи определили подбор материала для урока: портрет писателя, иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон, запись басни Крылова «Стрекоза и Муравей» в исполнении В. Гафта, диафильм «Стрекоза и Муравей».

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей организационной задачей являлось создания условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

При организации и проведении урока я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Урок начался с психологического настроя, была проведена активная зарядка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Для эмоционального восприятия материала я использовала яркие иллюстрации по басням И. А. Крылова, просматривание диафильма «Стрекоза и Муравей», прослушивание басни в исполнении артиста.

Повторение изученного материала провела в форме игры. Ученики по морали басни вспоминали ее название, персонажей, выполняли задания с карточки (инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть). Этот вид работы способствовал подъему настроения учеников.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился.

Результаты урока говорят о том, что ученики на уроке повторили ранее полученные знания, «открыли» новое, нашли в новой басне мораль, выяснили, какое отрицательное качество высмеивается в басне, и сделали для себя выводы.

Урок литературного чтения
Тема урока: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:
-Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
-Формировать универсальные учебные действия.
- Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
- Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

    Организационный момент (психологический настрой).
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.
Всем, всем! Добрый день!
Соберите в ладошки своё тепло Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети берутся за руки).
В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.
Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).
    Постановка темы и целей.
а) Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека. НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов) Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.
б)

    - Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.
    Сначала отгадайте главных героев.
Без работы хоть убей, Жить не может … (муравей) На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза Кто же это? (стрекоза)
Оцените, пожалуйста, работу артистов. в) - Определим тему и цели урока. (И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей») - Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

-Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку
План урока
Инсценирование -Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.
        Актуализация знаний.
    Что такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)
      В басне есть нравоучение? Как оно называется? Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
-В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы. Посмотрите...
      Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
4. Работа по теме урока. а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.
    Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней. Учимся читать выразительно. Послушаем, как это делает профессиональный актёр.
Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.
б) Словарная работа У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.
Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал) В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава) лето красное - тёплое, красивое, солнечное оглянуться не успела - очень быстро до вешних дней - до весны голову вскружило - обо всём забыла помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена нужда - недостаток в необходимом
    Теперь всё понятно?
Хорошо потрудились наши ребята? Оцените, пожалуйста, их работу.
в) Выразительное чтение басни учащимися.
    Когда будем читать, обратите внимание на слова, которые помогут увидеть образ каждого героя, охарактеризовать его. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.
г) Художественный анализ произведения. -Поднимите руку кому понравилась басня. - Что можно сказать о Стрекозе? - Почему она оказалась без корма и жилья? - Какое чувство она вызывает в начале басни? - А в конце? - Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе? - Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе? - Кто из героев вам понравился и почему? - Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?
    Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с
работой!
Физминутка Нёс однажды Муравей Две травинки для дверей. На полянке под кустом Муравьишка строит дом. Лишь снежок запорошит Стрекоза к нему спешит.
    Ты, кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись. 1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев. Стрекоза Муравей (Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)
е) Групповая работа. Работа с пословицами.

    Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.
Что посеешь, то и пожнёшь. Что летом родится, то зимой пригодится. Делу - время, а потехе - час. Сделал дело - гуляй смело. Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову. Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь. Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.
5. Исследовательская работа (в группах). Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»
Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
      Чем похожи эти басни? Чем они отличаются?

6. Творческая работа

    Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали? Придумай другое окончание басни.
7. Итог урока.
      Чему был посвящён наш урок? Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.) Какие недостатки людей здесь высмеиваются? Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль? Как вы понимаете эти строки?
8. Рефлексия - «Дерево творчества»
    -За что ты можешь себя похвалить?
    -За что ты можешь похвалить одноклассников?
    -За что ты можешь похвалить учителя?
    -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

- Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?
9. Домашнее задание (по выбору).
    Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

    Проиллюстрировать произведение.

3 . Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова. Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».
      В каких словах басни заключается мораль?
10. Работа с выставкой книг.
      Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

>>Литература 2 класс >> Литература: И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Урок 20


И. А. КРЫЛОВ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Цель: учить видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Можно вначале познакомить учащихся с моралью басни, затем предложить им ответить на вопросы, а после этого прочитать басню (лучше по ролям.)


Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Стрекоза и муравей

Иван Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над басней «Стрекоза и Муравей». Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока.

1) Чтение басни учителем.

Кто, ребята, изображен на рисунке?
- Какое время года мы видим?
- Чем занят муравей, а чем стрекоза?


А на этом рисунке?
- Какое время года изображено?
- Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

2) Высказывания детей.

3) Ответы на вопросы.

1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

4) Соотнесение с пословицами.

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

5) Составление мультфильма по басне (групповая работа).

IV. Итог урока.

А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”

Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

Домашнее задание : приготовиться к инсценировке басни.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Урок литературного чтения

Тема урока:

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
-Формировать универсальные учебные действия.
- Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
- Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

    Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).

    Постановка темы и целей.

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

    Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

    Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

в)

Определим тему и цели урока.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

-Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

План урока

Инсценирование

Актуализация знаний.

Словарная работа

Чтение басни

Анализ произведения

Парная работа

Групповая работа с пословицами

Групповая исследовательская работа

Творческая работа

Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.

      1. Актуализация знаний.

    Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

    • В басне есть нравоучение?

      Как оно называется?

      Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите...

    • Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.

    Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

    Теперь всё понятно?

в) Выразительное чтение басни учащимися.

    При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

Поднимите руку кому понравилась басня.

Что можно сказать о Стрекозе?

Почему она оказалась без корма и жилья?

Какое чувство она вызывает в начале басни?

А в конце?

Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

Кто из героев вам понравился и почему?

Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

    Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

    Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

    Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

5. Исследовательская работа (в группах).

Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»

Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

    • Чем похожи эти басни?

      Чем они отличаются?

6. Творческая работа

    Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

    Придумай другое окончание басни.

7. Итог урока.

    • Чему был посвящён наш урок?

      Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

      Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

      Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

      Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия - «Дерево творчества»

    За что ты можешь себя похвалить?
    -За что ты можешь похвалить одноклассников?
    -За что ты можешь похвалить учителя?
    -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

9. Домашнее задание (по выбору).

    Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

    Проиллюстрировать произведение.

3 . Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».

    • В каких словах басни заключается мораль?

10. Работа с выставкой книг.

    • Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики