Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто из князей крестил смолян. Родина смоленской иконы. Крещение смоленской земли

Крещение смолян

Князь Владимир в Смоленске

гостил неспроста.

Он смолян окрестил

новой верой в Христа.

Окрестил не добром,

а мечом и огнём:

– Эй, дружина,

гони их к Днепру – окунём!

Византийский священник,

склонясь над рекой,

осенял непокорных

дрожащей рукой.

И сулил нам блаженство

в загробных садах,

если жизнь проживём

в подневольных трудах.

В Днепр безжалостно сброшен,

как бездельник и лгун,

с Воскресенской горы

наш великий Перун.

Деревянный гигант

от обид обомлел.

Где же гнев его – гром

и огонь его стрел?

Мы вдоль берега мчались

и выли, скорбя:

– Выплывай, боже, выдыбай!

Мы за тебя!

Разгоняли нас копьями,

мяли бока…

Но без идолов жить

мы не можем пока.

Не настала пора -

без князей, без оков.

Мы растём ещё,

малые дети веков.

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Из книги Первые залпы войны автора Аввакумов Николай Васильевич

Крещение Я, свернувшись калачиком, спал на дне ячейки, вырытой в полный рост по всем правилам науки, которую нам преподал майор Сидоренко. На дно ячейки я постлал березовые ветки, чтобы было мягче. Спал тревожно, часто просыпался, так как духота не спадала и здесь. Вдруг

Из книги Документы жизни и деятельности И. С. Баха автора Шульце Ханс-Йоахим

Крещение 3 (II/1)Понедельник, 23 мартаСын господина Иоганна Амброзиуса Баха, хаусмана.Крёстные отцы - Себастьян Нагель, хаусман в Готе, и (с. 20) Иоганн Георг Кох, здешний княжеский лесничий. Сын наречен Йог. Себастьяном.[Запись в церковной книге. - Эйзенах,

Из книги Возвращение в небо автора Лавриненков Владимир Дмитриевич

Крещение огнем Нашу группу в составе нескольких десятков самолетов вел к аэродрому близ Ельца лидер-бомбардировщик Пе-2. Линию фронта мы не видели, но по многим признакам она была рядом. А перед самым приземлением «Мессершмитты» неожиданно атаковали лидера и передовое

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора Водопьянов Михаил Васильевич

Арктическое крещение Вот в какие края попал по доброй воле молодой лётчик Анатолий Ляпидевский.Он получил важное задание – вывезти людей с трех кораблей, зазимовавших во льдах. Для этого надо было два самолета АНТ-4 доставить сначала на пароходе из Владивостока в бухту

Из книги Загадка Христа автора Флуссер Давид

Крещение В те дни в пустыне появился Иоанн Креститель, который объявил о покаянии и крещении для прощения грехов. Именно об этом событии было сказано устами пророка Исайи (40:3): «Голос взывает: приготовьте в пустыне дорогу Господу, путь прямой в степи проложите для Бога

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Крещение 1983 (?)При всем своем атеизме, А.С.Тер-Оганян крещен, причем крестился сам и добровольно, в начале 1980-х. В первую очередь, конечно, назло советской власти, которая этого очень не одобряла, а во-вторых - так было положено среди интеллигентов (см. Клуб «ЭТО»). Вот история,

Из книги Рассказы автора Никифоров-Волгин Василий Акимович

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

КРЕЩЕНИЕ Июньское утро, полное света, птичьего щебета и запахов цветущей земли…Если взглянуть с нашего, тринадцатого, этажа вниз, то кажется, будто дом плывёт по белым волнам… – по кронам белопенных каштанов, яблонь и рябин… Так было год назад, когда об этом дне только

Из книги Неизведанными путями автора Пичугов Степан Герасимович

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ Белогвардейцы, опьяненные победой под Златоустом, начали быстро продвигаться по Западно-Уральской железной дороге на Нязепетровск.В Нязепетровске в это время находился крупный советский отряд под командованием, кажется, Зомберга; отряд имел своей

Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

Крещение Спустя полгода после смерти отца нас с Нанкой крестили. Мама была неверующей, инициатива принадлежала ее подруге тете Дусе - она и стала нашей крестной. А маме было все равно.В церкви было почти темно, и мы держались за руки. Мама куда-то делась, а может быть, и

Из книги Судьба по-русски автора Матвеев Евгений Семенович

Крещение Кто из актеров не знает, что входить в старый спектакль - дело неблагодарное и даже рискованное. Да просто - одно мучение.Итак, мой первый выход на сцену Малого театра руководство назначило в роли Незнамова в «Без вины виноватых». В той роли, в которой я много раз

Из книги Константин Великий автора Малер Аркадий Маркович

42. Крещение и преставление Как выглядел Константин? Конечно, история не оставила нам точного описания его внешности, и нужно учитывать, что все его изображения носили апологетический характер, как и со многими другими монархами своего времени. Однако справедливости ради

Из книги Воздушный витязь автора Соркин Игорь Ефремович

Боевое крещение С нетерпением ждет Крутень направление в действующую армию. Наконец, оно было получено. О молодом летчике позаботился не кто иной, как заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии великий киязь Александр Михайлович. Августейший

Из книги Записки из рукава автора Вознесенская Юлия

Крещение На другой день всех вновь прибывших повели в женский корпус и стали разводить по камерам. В коридоре корпусная начальница почему-то сразу выкрикнула меня из толпы и велела отойти в сторону. Затем она очень быстро развела остальных женщин по камерам: «Трое -

Из книги Петр Ивашутин. Жизнь отдана разведке автора Хлобустов Олег Максимович

1030-летие крещения Руси отмечают в Смоленской области. По оценкам региональной полиции, 28 июля более 3 тысяч жителей областного центра прошли крестным ходом к Владимирской набережной.

Праздничные торжества начались с божественной литургии в Свято-Успенском соборе, которую возглавил митрополит Исидор. Вместе с прихожанами её посетили глава региона Алексей Островский, председатель областной Думы Игорь Ляхов. Сегодня в главном храме Смоленска открыли мемориальную плиту, посвящённую 1030-летию крещения.

Мероприятия продолжились на Владимирской набережной: у памятника святому князю совершили молебен. Больше тысячи лет назад, в 990 году, князь Владимир лично присутствовал при крещении смолян

— Дорогие смоляне и гости города! От всей души поздравляю вас с праздником – Днём крещения Руси! 1030 лет назад святой равноапостольный князь Владимир принял поистине судьбоносное решение, избрав христианство в качестве государственной религии. Этот выбор определил дальнейшую историю всей нашей страны. Важно помнить, что достойными продолжателями дела Крестителя Руси стали Александр Невский, Дмитрий Донской и другие славные сыны России. Я очень рад, что сегодня здесь, на набережной великой реки Днепр, собралось так много православных людей. Уверен, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл радуется за Смоленщину, которую по праву считает своей землёй, своей второй родиной, — поприветствовал собравшихся губернатор Алексей Островский.

От имени депутатов областной Думы к горожанам обратился председатель регионального парламента Игорь Ляхов:

— Князь Владимир определил для нас самое главное – веру, избрал исторический путь для России. Он стал основой не только для нашей внешней политики, но и всей жизни православной Руси. Вера поддерживала несколько веков в лихолетье и в обычном быту, в выстраивании отношений согражданами.

Праздничные мероприятия на Владимирской набережной продолжились народными гуляниями.

Напомним, крещение Руси произошло в 988 году. Князь Владимир принял христианство и провозгласил его в качестве государственной религии.












«Владимир раздели землю сыном своим, и посажа их по градом,

по княжением: ...Станислава, Святославля брата, в Смоленске».

Тверская летопись

По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича.

В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: «святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето », т.е. в 1013 году . (1)

Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску.

1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)

О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер... и вси людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3)

В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался - все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом...и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской...Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». (4)

В «Историческом словаре», составленном в конце XVIII века Иваном Нехачиным, сообщается: «Станислав Владимирович, сын Владимира I Святославовича. Удел получил от родителя своего в 995 году в Смоленске». Иван Нехачин считал, что от разделения Руси на уделы «произошли в Государстве между родными ненависти, ссоры и кровавыя войны; а таковое несогласие было причиною великаго в разныя времена России разорения и опустошения». По кончине князя Станислава, последовавшей до 1015 года, исчез и удел. Вероятно, поэтому и не утвердилась в Смоленске сразу, в 995 году, епископская кафедра, а учреждена окончательно только в 1135 году при князе Романе. Составители «Истории иерархии Русской Православной Церкви» предполагают, что хотя точная дата учреждения Смоленской епархии неизвестна (не позже 1101 г.?), эта «кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» - митрополит Св. Михаил». (5)

Считается, что князь Станислав Владимирович получил Смоленск в удел около 989 года (по другим данным около 995 г.). Назаренко А.В. в примечаниях к первому тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) пишет: «По сказанию преподобного Нестора святой Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его - Ярославу, Ростов - сперва Ярославу, потом - Борису, Полоцк - Изяславу, Туров - Святополку, землю древлянскую - Святославу, Владимир Волынский - Всеволоду, Тмутаракань - Мстиславу, Муром - Глебу. Позднейшие летописи прибавляют, что Смоленск отдан Станиславу, Псков - Судиславу, Луцк - Позвизду. Эти уделы, без сомнения, розданы были не вдруг, но одним князьям - прежде, другим - после, и самые князья были тогда еще малолетни». (6)

Ермолинская летопись так сообщает об этом событии: «И потом раздели землю и грады сыном своим: старейшему, от Чехини, Вышеславу Новъград, Изяславу Полтеск, Святополку Туров, Ярославу Ростов, Вышеслав же умре, и даст Новъград Ярославу, а Борису Ростов, а Глебу Муром, Святославу Деревы, Всеволоду Володимер, Мстиславу Тмуторакань, Станиславу Смоленеск , Судиславу Пьсков». В Синодальном списке Родословной книги читаем, что в 988-990 годах князь Владимир «...повеле Святыя Церкви поставити, и крести вся люди Русские земли и святую Христианскую веру утверди. И быша у Великаго Князя у Владимера 12 сынов: 1. Князь Вышеслав. ...10. Князь Станислав ». (7)

В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «...И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав , Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав- достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, - пишет Карамзин, - не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8)

Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «...поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав , Ярослав...». (9)

В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце ». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске...» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим , и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, ...Станислава, Святославля брата, в Смоленске ». (10)

На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/ 13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий - грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11)

По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными , потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие - корсунскими , как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские...». (12)

В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «...в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13)

В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? ...Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14)

Примечания

  1. В настоящее время этот источник из фонда М.П. Погодина исследователями не обнаружен и не опубликован. // Красноперов И. Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.). Смоленский вестник. № 96. 1882. / Он же. Смоленские епархиальные ведомости. № 19. 1883. С. 787. // Погодин Михаил Петрович (11 (23).11.1800, Москва, - 8 (20).12.1875, Москва) - русский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825). В 1826-44 профессор Московского университета. Издатель журналов «Московский вестник» и «Москвитянин». Погодин собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой в 1860-е была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге. / История Отечества, с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская энциклопедия». М., 1999. С. 336. // Известен и внук Михаила Петровича - Погодин Михаил Иванович (3.10.1884, Москва - 18.08.1969, Москва), периоды жизни и деятельности которого связаны со Смоленщиной. Отец: Иван Михайлович Погодин - кандидат юридических наук, чиновник Министерства юстиции. После смерти матери унаследовал усадьбу Гнездилово, Ельнинского у., Смоленской губ. Земский деятель, этнограф, коллекционер, организатор музейного и библиотечного дела. В 1913-18 гг. - член Ельнинской уездной земской управы. С 1917 г. по 1930 г. - на разных должностях, связанных с музейной и библиотечной деятельностью, в г. Ельне и г. Смоленске. Затем работал в Москве, вплоть до выхода на пенсию в 1958 г. / Погодин Михаил Иванович. Смоленская область. Энциклопедия. Т. 1: Персоналии. Смоленск, 2001. С. 194.
  2. Осипов. И.О. Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии. Приложение XIV. Часть учебника истории. Нач. XX в. (?). С. 235-236.
  3. Начало летописи по Эрмитажному списку. / Московский летописный свод конца XV века. Рязань, 2000. С. 496.
  4. Священник Никифор Мурзакевич. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 49-50. // Никифор Адрианович Мурзакевич (2.04.1769, Смоленск - 8.03.1834, Смоленск) - священнослужитель, историк-краевед.
  5. Исторический словарь, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц. Сост. И. Нехачиным. Репринт изд. 1793. «Эврика». М., 1990. С. 47, 171. // История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет). М., 2006. С. 454.
  6. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 2. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 426.
  7. Ермолинская летопись. Русские летописи. Т. 7. Рязань, 2000. С. 30. // Там же. Приложение. Родословная книга. Синодальный список. С. 284.
  8. Рогожский Летописец. / Тверские летописи: Древнерусские тексты и переводы. Тверское областное книжно-журнальное издательство. Тверь, 1999. С. 41, 172.
  9. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. / Русские летописи. Т. 10. Рязань, 2001. С. 159. / Там же. С. 465.
  10. Андреев Н.В. Маковский Д.П. Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.). Часть I. Смоленск, 1949. С. 148. // Лаврентьевская летопись. Русские летописи. Т. 12. Рязань, 2001. С. 118. // Рогожский летописец. Тверская летопись. / Русские летописи. Т. 6. Рязань, 2000. С. 221-222.
  11. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. Иоанн-Симеон II. Издание Сретенского монастыря. М., 2003. С. 334. // Там же. С. 250. // Там же. С. 25.
  12. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1995. С. 32-33.
  13. Митрополит Иоанн (Снычев). Владимир Святой. / Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия. «Институт русской цивилизации». М., 2010. С. 200.
  14. Месяца июля в 15-й день. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом Крещении Василия. / Минея. Июль. Часть вторая. Издательский совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 202.

Иеромонах Даниил (Сычёв)

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие но противоположные по сути картины. Одна из них- светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая- кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени её духовной катастрофы. Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, русским людям необходимо понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

Знакомясь с событиями Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Святой Владимир понял, что личную государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.

Потом, став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли

По преданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святой апостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшись по Днепру, воздвиг крест на «горах Киевских» в древнерусских летописях говорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал в районе современного Новгорода, откуда затем ушел в Европу. Трудно сказать, проходил ли в своем предполагаемом путешествии святой апостол через Смоленщину. В эту эпоху (I-II вв.) на землях нашего края жили первобытные днепро-двинские племена. Предки более поздних литовцев и латышей. Вполне возможно, что проповедь святого Андрея в какой то мере коснулось и этих племен. Славяне появились на территории современной Смоленской области не ранее V века.

Язычники в отличии от христиан и последователей других мировых религий поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения территория Смоленщины был развит культ животных, коня и медведя, почитавших в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духовнопокровителей). Поклонялись кривичи и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и где совершались языческие обряды, в том числе жертва приношения. Порой круглые жертвенники сооружались прямо в домах.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов являются курганы - большие земляные насыпи, по которыми хоронили наших предков. В курганы помещали разнообразные вещи которые могли пригодится покойному в загробном мире. Не редко богатых кривичей погребали вместе с женами и слугами. Кривичи сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира. Проявляло себя язычество и в быту. Наши предки стремились украсить себя различными предметами, которые по суеверным представлениям способны охранять своего владельца от опасностей.

Первые достоверные сведения о появлении христианства в Смоленских землях относятся к 9-10 векам. История христианства в России и в нашем крае самым тесным образом связана с историей становления и развития русского государства.

Первыми проповедниками веры Христовой, по- видимому, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Одним из главным пунктов на этом пути было поселение, располагавшееся ниже по Днепру, в 12 километрах от современного областного центра, у поселка Гнездово.

Проповедниками христианства могли быть и представители славянских племен, приходившие на Смоленщину из среднего и южного поднепровья с начала 9 века. Христианами являлись и отдельные дружинники, предки шведов, норвежцев и датчан часто, бывавших в Гнездове.

Раскопки знаменитых гнездовских курганов- крупнейшего языческого кладбища Восточное Европы- принесли доказательства существования в Гнездове в конце 9- в начале 10 веков христианской общины. Об этом свидетельствует большое количество трупоположений курганах. В некоторых погребениях были найдены также нательные крестики и воск для молитвенных свечей.

В летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичей и вятичей. В 990 году князь Владимир, направляясь в поход в Новгород, заехал с митрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичи принимали участие в знаменитом Корсунском походе Владимира и, возможно, часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе- Корсуни.

После крещения на Смоленской земле разворачивается активное проповедническое и просветительское деятельность священников и княжеских слуг- дружинников. Христианизация Смоленщины проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбу вокруг утверждения новой веры, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных городах Руси.

Однако, несмотря на успехи христианской проповеди, у многих смолян (особенно в сельской местности) ещё долго сохранялись воспоминания о верованиях предков- язычников. Воспоминания эти постепенно утрачивали осознанный характер и проявляли себя в форме бытовых традиций и суеверий (например, в ношении языческих украшений или в устройстве погребальных жертвоприношений и тризн- поминаний). К концу 11 века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Точные данные о храмах Смоленщины 11 века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того Смоленск и города Смоленской земле еще не достаточно изучены археологами, а результаты проведенных исследований опубликованы далеко не полностью.

Политическая и духовная жизнь Смоленска оживляется в княжении Владимира Мономаха (с 1070 года).

Следуя заветом святого Владимира- крестителя, его потомки, княжившие на Смоленщине заботились об укреплении веры в местном населении. В смоленском княжестве строились новые храмы, развивалось христианское просвещение. Князь Владимир Мономах, в удел которого входил тогда Смоленск, приказал заложить в детинце- укрепленном административном центре города на высоком холме- первый каменный храм Успение Богородице. Мономахов собор стал первым крупным каменным храмом на Смоленской земле. В него была перенесена главная семейная реликвия Мономаха- чудотворная икона Божией Матери- Одигитрия. Впоследствии икона Одигитрии стала главной святыней земли Смоленской.


Главная святыня Польши - чудотворный образ Ченстоховской иконы Божией Матери (празднование 19 марта и 9 сентября н. ст.). История иконы полна чудесных случаев исцелений, избавлений и помощи, а также не менее чудесных случаев защиты от кощунников


Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


«Осенняя Казанская» – так издавна зовется в народе церковный день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.


Чего хорошего в официальных праздниках? Показушный пафос, громкие рапорты после вчерашних авралов; и с другой стороны -- пьянки и разгул, ограничиваемые только продолжительностью выходных, которые в последнее время угрожающе удлиняются. Церковные праздники -- совсем другое. Они -- необязательные. Поэтому свои...


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


На день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, в Успенском Псково-Печерском монастыре на престольный праздник собираются тысячи паломников. Самым ярким и красивым событием празднования становится крестный ход с иконой «Успение Божией Матери»


1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси – Боголюбскую. Это ли икона Богородицы Пирогощей, которую привезли на Русь вместе со Владимирской, был ли к ней парный образ Христа и был ли на ней изображен св. князь Андрея Боголюбский, рассказывает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА


6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС"


10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.


10 июня визит Патриарха Кирилла на Кипр продолжился паломничеством в Киккский монастырь, где хранится чудотворная Киккская икона Божией Матери, по преданию написанная святым апостолом Лукой. Киккскую обитель связывают прочные узы с Россией, ее место в истории Кипра напоминает роль Троице-Сергиевой Лавры для Руси

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики