Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исследовательская работа фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Учит справедливости, добру, правде

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Цели: Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность литературного произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки.

Личностные УУД

    Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

    Постановка и сохранение учебной задачи.

    Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

    Воспитание критического мышления.

Познавательные УУД

    Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

    Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

    Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

    Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II . Актуализация опорных знаний

1.Дыхательно - артикуляционную гимнастику

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! з-з-з

Упр «Толстячок», «Качели», «Часики»

2.Речевая разминка

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Выразительно и спокойно

3.Вводная беседа

Над каким произведением работаем?

Какое полное название сказки?

4. Блиц опрос биография А.С.Пушкина

В каком году родился Пушкин? (6 юня 1799г)

Как звали родителей? (Сергей Львович и Надежда Осиповна Ганнибал)

Сколько было детей? (трое,Ольга,Александр, Лев)

Кто занимался воспитанием? (бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна)

В каком году умер?(1837Г)

От чего умер поэт? (был застрелен на дуэли)

III . Мотивация учебной деятельности

Посмотрите на экран кого вы знаете?

Почему портеры этих великих людей у нас на уроке?

Сформулируйте тему урока.

IV .Сообщение темы урока

Сегодня мы раскроем как связана сказка с этими великими людьми.

V . Изучение нового материала

1.Работа по произведению

Скажите кто вдохновлял поэта к написанию сказок?

Сколько сказок написал Пушкин? Назовите?

А вы знаете историю написания этой сказки?

(выступление ученика)

Можно ли восхищаться текстом, который вы только что прочитали? Конечно, нет!
Но почему, как вы думаете?
Это только набросок, черновик. До того момента, когда сказка зазвучит словами Пушкина, потребуется много работы. Каждое слово в поэзии Пушкина, будто жемчужина. В этом проявляется его гениальность.

Давайте докажем, что сказка

2.Характеристика героев сказки

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.

Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?

Дайте этим героям характеристику

Словарная работа: зависть, злоба, коварство.

3.Беседа по содержанию выборочное чтение

Давайте вспомним о чем сказка.

Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

Кого родила царица? Найдите и прочитайте.

Какая беда случилась с царицей и ее сыном?

Что решились сделать завистливые люди? Найдите и прочитайте

Как освободились из бочки царица с царевичем? Найдите и прочитайте

Что увидел царевич на море?

Кто напал на лебедь?

Что сделал царевич?

Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение? Найдите и прочитайте.

Какой фрагмент сказки вам понравился? Прочитайте.

Сказка сопровождается иллюстрациями. Прочитайте кто художник.

VI . Физкультминутка

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки в перед.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,- Надо чаще приседать. (Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

4. Проект «Биография Билибина»

5.Работа с книгой

Давайте найдем строчки которые описывают эти рисунки.

6.Проект «Биография Н.А. Римского Корсака»

Ребята. А вы знаете что такое опера?

Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как?

7. Работа над музыкальными произведениями

Послушайте отрывок «Полёт шмеля».

Можно ли слушая музыку представить, как летит шмель?

Какая это музыка?

Гудящая, шмелиная, жужжащая.

Какое чувство рождает?

Ликование, радость.

Какие три чуда были у Гвидона?

8.Работа с книгой

Ученики читают отрывки.

А теперь прослушайте музыку Римского-Корсакова об этих чудесах.

Прослушивание музыки.

Каков её характер?

Простодушие, народность (о белке); торжественность, надёжность (о 33-х богатырях); лиричность, нежность, поэтичность (о Царевне-Лебеди).

Что вы представили, когда слушали музыку?

Какую песенку поёт белочка?

Поменялась ли музыка? Какая она?

Вам понравилось?

VII . Итог урока

Подведем итог нашего урока и вернемся к портретам

Так каким художественными средствами они пользуются?

Поэт А.с. Пушкин – словом, художники Билибин и Врубель – красками, композитор Римский Корсак – музыкой.

Что связывает этих великих людей?

VIII . Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Закончите любую фразу:

Я сегодня научился …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Мне понравилось…

IX .Домашнее задание:

Сочините сказку с чудесными превращениями, со сбывшейся мечтой.

Сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Вконтакте

Одноклассники

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев .

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация . Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том , что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном - выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая - ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара , так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде - о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне - сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер , царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

наталья кибенева
Конспект занятия по приобщению дошкольников к словесному творчеству по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А . С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане… » .

Задачи :

Образовательные :

Формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;

Активизировать речь детей : учить понятно для окружающих высказывать свои мысли ;

Обогащать словарный запас детей , знакомя их с особенностями выразительных средств языка А. С. Пушкина .

Формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу.

Развивающие :

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Способствовать развитию мелкой моторики;

Развивать интерес к аппликации;

Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к сказкам А . С. Пушкина ; к творческой деятельности ;

Способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;

Продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;

Воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, воспитание аккуратности.

Ход занятия.

В-ль : Добрый день! Ребята, рассаживайтесь на стульчики. Мы с вами читали сказки великого русского поэта (появляется слайд или показать портрет А. С. Пушкина ) . Узнали вы его?

Д : Александр Сергеевич Пушкин .

В-ль : Александр Сергеевич Пушкин жил в те времена , когда еще даже наших бабушек и дедушек не было на свете. Он сочинил очень много сказок . Их знают и любят взрослые и дети. Александр Сергеевич родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил . Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки . Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах. Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать. Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты,Сашенька, не спишь?» - спросили его. Он ответил : «Сочиняю стихи» .

В-ль : Ребята, какие сказки А . С. Пушкина вы помните ?

Дети : «Сказка о рыбаке и рыбке »

«Сказка о золотом петушке »

«Сказка о царе Салтане »

В-ль : Сегодня мы с вами отправимся в сказку о царе Салтане . Ребята, а почему это сказка ?

Дети :Здесь много волшебства.

В-ль : Какие чудеса вы можете вспомнить из этой сказки ?

Дети : Царевна-лебедь , царевич превращается в комара, 33 богатыря выходят из воды…

Игра «Собери картинку»

В-ль : Расскажите, пожалуйста, что изображено на вашей картине. Попробуйте вспомнить слова из сказки .

Ребенок 1 : …

За морем царевна есть ,

Что не можно глаз отвесть :

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает,будто пава.

А как речь –то говорит,

Словно реченька журчит .

В-ль : А сейчас давайте послушаем отрывок из оперы Римского- Корсакова «Царевна- Лебедь » . Какие чувства, желания вызывает у вас эта музыка?

Ребенок 2 : Мне хочется превратиться в такую же красивую девицу.

Ребенок 3 : Мне хочется станцевать прекрасный танец. И т. д.

В-ль : В музыке мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку.

Теперь обратимся к другой иллюстрации. Что на картине изображено, расскажите.

Ребенок 1 :

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутяться на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В-ль : Ребята, как богатыри выходят из моря?

Дети : Грозно, величаво, торжественно, гордо, решительно и т. д.

В-ль : Прослушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «33 богатыря» .

Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

В-ль : Да. Сначала мы слышим голос трубы, он нас оповещает, что идут богатыри, музыка передает, как бурлит море, как приближаются богатыри. Она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море – музыка станет тише.

Ребята, какое ещё волшебство есть в сказке , о котором мы не говорили.

Дети : Белочка.

В-ль : Правильно. Встречайте белочку из сказки .

(входит белочка – девочка из подготовительной группы - с золотыми орешками (грецкие орехи,обернутые в фольгу)

Белочка : Здравствуйте, ребята! Я приплыла со славного острова царя Гвидона и хочу с вами поиграть!

Физкультминутка «Кто самый внимательный»

Дети встают в круг. Белочка встает в середине круга и раздает орешки. Орешки кладут у своего места на пол. Под музыку «Во саду ли в огороде» дети бегут по кругу, белочка танцует в середине и прячет по 1-2 ореха. При остановке музыки дети хватают орехи, а кому не досталось,выбывает из игры.

В-ль : Молодцы! Хорошо поиграли. Спасибо, белочка! Оставайся с нами.

Давайте рассмотрим иллюстрацию белочки к сказке художника … А кто расскажет слова из сказки про белочку ?

Ребенок : Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

В-ль : Теперь давайте посмотрим какой вы видите белочку из сказки Пушкина ? Садитесь за столы, будем делать аппликацию.

Белочка : Ребята, а кому из вас нужна помощь?

Аппликация.

Ребята, вам нужно из представленных геометрических фигур вырезать и составить силуэт белочки. Из чего мы сделаем туловище белочки?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : Из какой геометрической фигуры будем делать голову?

Дети : Из квадрата.

В-ль : Из каких фигур вырежем лапки?

Дети : Из маленьких прямоугольников.

В-ль : Из чего мы вырежем хвост?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : С помощью какой фигуры мы сделаем мордочку?

Дети : Из одного маленького квадрата.

В-ль : А уши из какой фигуры?

Дети : Маленький квадрат поделим пополам.

В-ль : Теперь соберем вырезанные детали в единое целое : туловище расположить толстым концом вниз, сверху- голова, сбоку- хвост, передняя лапа- сверху, вторая лапа- внизу. Наклеиваем. Оформляем мордочку (рисуем глазки, носик, В лапы можно дать платочек или орешек.

Расскажите о своей белочке.

Ответы детей.

В-ль : Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии ?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

Тема знакомства дошкольников с шедеврами мировой классической музыки актуальна во все времена. Поэтому возникла идея создания проекта по.

Зимним холодным вечером с детьми подготовительной группы "Дельфинчики" проводили за чтением СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ.

Нам с ребятами очень нравится изготавливать поделки из пластилина, с недавних пор мы познакомились с новой техникой- пластилинографией.

    Учитель:
    - А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

    Викторина

    (33 года).

    2. О ком написан отрывок?

    «Что и жить в такой тревоге?
    Вот он с просьбой о подмоге
    Обратился к мудрецу,
    Звездочету и скопцу».

    «Испугался бесёнок и к деду
    Пошёл рассказать про такую беседу.
    Черти стали в кружок,
    Делать нечего - собрали полный оброк…»


    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки».

    О ком идёт речь? Из какой сказки?

    Учитель: исследовательскую работу.

    Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
    - Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

    Любимая нянюшка - Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки

    . Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На чёрный путь;
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…

    Учитель:
    Мы с вами говорили о русских народных сказках.

    Что характерно для них?

    Троекратные повторы на доске

    Какие повторы встречаются в народных сказках?
    Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

Учитель:

Устойчивые выражения на доске

Что такое устойчивые выражения?

  • Близко ли, далёко ли
  • Долго ли коротко
  • Я там пил, мёд пиво пил

Зачем использовались в сказках устойчивые выражения?

Учитель:

Устойчивые эпитеты на доске

Ответьте, что такое эпитеты?

Эпитеты -

Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

  • Терем высокий
  • Сети шелковы
  • Буйна голова
  • Земля сыра

Учитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царицаУчитель: (троекратные повторы у Пушкина)
- Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
- А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?
- Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель: эпитеты. (Да)
- Приведите примеры.

Учитель:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель:

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: (Ответы детей)
- Почему?
- Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
Князь Гвидон гостеприимный .)

А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь - царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь - главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Чему учит нас сказка?

6. Итог урока

К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод:
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка - повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина - прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака?.

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

9. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин»

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

    Обучающая : познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил Яковлевич Маршак).

    Развивающая : развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)

    Воспитательная : воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: Книга «Русские народные сказки», Сказки русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок А.С. Пушкина

Подготовительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными моментами жизни поэта; конкурсы рисунков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)

3. Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.

Прочитайте

На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

4. Постановка цели урока

– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.

5. Основная часть урока

Учитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.

Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы

Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре Псковской губернии, недалеко от Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)

К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)

– Давайте перечислим их.

Дети:

    1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»

    1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

    1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»

    1834 г. «Сказка о золотом петушке».

Учитель: Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Викторина

1. Сколько лет жил старик со своею старухой? (33 года).

2. О ком написан отрывок?

«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка о Золотом петушке»)

3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

(Балду. Из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

4. Послушайте отрывок и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из какой сказки? (Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях)

6. Что грызла белочка под высокой елью? И в какой сказке это происходило? (Золотой орех в «Сказке о царе Салтане)

7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? (Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» превращается в комара, муху, шмеля)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках, ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

(Портрет появляется на доске)

– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные повторы на доске

– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.

    «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

    «Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется

    Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните

Устойчивые выражения на доске

– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются во многих сказках)

    Близко ли, далёко ли

    Долго ли коротко

    Я там пил, мёд пиво пил

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

    И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше запомнить текст сказки)

Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты

Устойчивые эпитеты на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

    Терем высокий

    Сети шелковы

    Буйна голова

    Земля сыра

Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица

– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица». Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона чудеса)
– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное чтение)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

    Наступает срок родин

    В гневе начал он чудесить

    Глядь по верх текучих вод

    Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

    Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.

    Начал чудесить – разозлился, разгневался

    Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»

– Приведите свои примеры простонародных выражений:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный .)

– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка – повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:

    Чему нас учит князь Гвидон?

    Чему нас учит царевна Лебедь?

Или выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже перечисленных:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Викторина для младших школьников по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную познавательную игру – викторину по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе, в летнем лагере; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 8 - 10 лет.
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию сказки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;

Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») - сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

1 тур «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)
ЦАРЬ САЛТАН - добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.


ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ - прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.


КНЯЗЬ ГВИДОН - сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.


Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану - оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.


2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)


2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)


3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)


4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)


5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)


3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в ….


Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … -
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….


В синем небе звезды …,
В синем море волны …;
Туча по небу …,
Бочка по морю ….


4 тур «Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».


Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»


Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.


5 тур « Кто больше»
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,
Там вы научитесь дружить, любить и верить!

(Багрова Е.В.)
Источники: библиотечный фонд: Интернет ресурсы.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики