Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лондон готовит «Аяксы» для засад на «Армату. Боевая машина "Аякс" как надежда британской армии. Разговор Варианты SCOUT SV

Боевая машина "Аякс" как надежда британской армии Главная машина в семействе, собственно "Аякс". Единственный из всех с башней, в которой стоит 40-мм пушка. Стабилизированная 40-мм пушка это хорошо конечно, можно обидеть все что угодно кроме танка, но есть вопросы - масса то 40 тонн. Непонятно с ПТУРом и активной защитой. То есть лезть в бой все же страшновато. Зато что есть - якобы много супер-сенсоров. Экипаж 3 человека плюс возможен десант в виде еще одного гражданина. При отсутствии ПТУРа в башне это может быть доброволец с шайтан-трубой. В общих чертах понятно - мы имеем бронированную разведывательную машину а-ля БРМ-3К «Рысь». Но начинаются вопросы - а зачем их маленькой британской армии аж 245 штук (в том числе 198 базовых "разведывательно-ударных", 23 наводчиков и 24 разведчиков - очевидно отличаются набором оборудования). Напомню, что ОБТ "Челленджер 2" у них меньше. Да что ОБТ - "Уорриоров" то четыре с половиной сотни базовых вроде. "Арес". Бронетранспортер. Пулемет в дистанционно управляемой установке (и далее аналогичный). Казалось бы все просто - гусеничный тяжелый бронетранспортер. Но - два человека экипажа и всего 4 десантника. Назначение якобы состоит в том, чтобы доставлять надежно группы "специалистов". Но это же даже не пол-отделения! Напомню, что экипаж "Рыси" состоит тоже из 6 человек, но при этом она еще и стреляет и в разведку может. Их планируется закупить 93 (59 базовых и 34 "Formation Reconnaissance Overwatch", опять отличие в оборудовании). Полезность этого устройства вообще вызывает серьезные сомнения. Вот если "Аякс" бы вез четверых человек, то к нему не было бы вопросов. Да и если у сорокатонного "бтр" с четыремя десантниками была бы пушка то и к ней бы не было. "Аполлон". Бронированная эвакуационная машина. Экипаж 4 человека. С ней в общем все понятно, разве что жаль - танк она явно не потянет. Планируют закупить 50 штук. Но вопрос будет ниже: "Атлас". Ремонтная машина. То есть классическую БРЭМ составляют они вдвоем. 38 машин. Вопрос - а что очень нужна тыловая по сути машина на практически танковом шасси? "Аргус". Инженерно-разведывательная машина. 51 штука. Учитывая, что она вроде должна уметь еще в разминирование, что хорошо, к ней нет вопросов. "Афина". Обычная командная машина. 6 человек экипажа. 112 штук. .... А что надо так много? Напомню, что Британская армия это очень сильно не китайская по численности. Вот собственно надежда сухопутной армии Великобритании. Не танк, не БТР, не БМП. При этом тяжелый: нет в то, что на свои 40 тонн на него навешали брони я верю, но днище что-то совсем не минозащищенное. Не модно-с. И вот на этой странной штуке формируется две "ударные" бригады (вообще вопрос насколько "на них" - около пяти тысяч человек надо как то возить, небось на "Уорриорах"). Танков этим бригадам вряд ли дадут? так что "ударять" придется бронированными разведывательными машинам. Декларируемая перенасыщенность разведывательными средствами это хорошо конечно, вызывает мысли о том, что ударной силой бригад должна стать наводимая авиация и артиллерия (особенно приятно наверно в асимметричных войнах туземцев бомбить-с), но нельзя же делать бригады корректировщиков авиаударов и артогня? Нет, покупали бы их полсотни (базовых) то не было бы вопросов. Но столько то зачем? Что правда нужна сотня командных машин? По одной на два танка и четыре БМП в армии?) Ремонтная машина на танковой базе отдельно от эвакуационной? Не понимаю я чего-то, нужен мозговой штурм, зачем по сути специализированную машину (возможно хорошую даже) покупают как основную и что они будут с ней делать.

Фото: BBC.com

Великобритания в последнее время зачастила с военными учениями, направленными на подавление мифической «российской агрессии», где военнослужащие королевских сил нещадно разносят советскую технику 50-60-х годов. Подобные эпатажные шоу никак не влияют на обороноспособность страны, которая намерена конкурировать с ведущими военными державами. Для этого необходимо серьезно тормошить военную копилку государства, что, к слову, британцы и сделали, разработав ни много ни мало, а достойный ответ всей современной российской бронетехнике. По крайней мере, об этом заявляют военные королевских сил.

Как пишет газета «Известия» со ссылкой на британские СМИ, для «отражения российской агрессии» Великобритания намерена создать две высокомобильные «ударные бригады», призванные противостоять новейшим российским танкам «Армата» и боевым машинам на платформе «Курганец». Основной «ударной» силой этих подразделений выступят танки «Ajax» и другие машины этой платформы. Первая бригада, согласно планам военного ведомства, будет создана не позднее 2020-го года.

Итак, что же такое «Ajax» и действительно ли он способен уничтожить российскую современную бронетехнику. Скорее нет, чем да. При этом вместо слова «уничтожить» правильнее применить глагол «потягаться», да и то с одним большим «но» – обидеть «Армату» британскому чуду техники не удастся практически ни при каких раскладах.

«Ajax», позиционирующийся самими британскими военными как легкий танк, весит 38 тонн. Основным вооружением служит 40-миллиметровая автоматическая пушка. И на этом можно остановиться, учитывая, что речь идет об оружии, называемом «адекватным ответом» российским новейшим танкам. Таким образом, «Ajax» представляет собой скорее БРМ, БМП – да все что угодно, но не танк. Флагман платформы «Армата» разнесет британскую технику в щепки, да и Т-15 бронемашине «Ajax» едва ли станет целью по зубам.

По большому счету, британцы создали нечто напоминающее машину на платформе «Курганец», но обладающую большим весом, и при этом ни разу не дотягивающую до «Арматы». А военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио «Sputnik» охарактеризовал эту технику куда проще. «Ajax – это не пойми что», – сказал он.

«В частности, называть “Ajax” легким танком с его 40-миллиметровой пушкой – это слишком большой размах. Если посмотреть на практические параметры этой машины, то, конечно, их с параметрами легкого танка не сравнить. Я даже не сравниваю с "Арматой", потому что с ней вообще сравнивать нечего. Достаточно сказать, что российский легкий танк "Спрут-СД" 2С25 – десантируемый, плавающий и вооружен пушкой калибром 125 мм. Вот это, я понимаю, легкий танк! А “Ajax” – это не пойми что. Весит этот танк 38 тонн, и понятно, что такой "утюг" плавать не может. И они еще собираются перебрасывать эти танки в течение нескольких часов в любую точку Европы. Да это смешно! Это освоение средств, не более того. Они на него полагаются, потому что у них лучше ничего нет. Во-вторых, уже оформляется заказ на 600 машин. Их надо рекламировать. Вот они на бумаге, на диване и по телевизору "воюют", представляя, что это "лучшая" машина», – пояснил эксперт.

Наверное, единственное, что роднит британские машины с российскими, так это универсальность самой платформы. Так, помимо основного ударного танка «Ajax», королевские силы получат еще пять типов машин, построенных на данной базе. Рассмотрим все.


Непосредственно, флагман семейства «Ajax»


Бронетранспотртер «Ares»


Бронированная эвакуационная машина «Apollo»


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Atlas»


Инженерно-разведывательная машина «Argus»


И, наконец, командно-штабная машина «Afina»

С остальными машинами семейства все более-менее ясно, вот только на какой черт британцам сами «Ajax», число которых будет превышать половину от общего числа. Создать танк, который в итоге не сможет противостоять практически ни одному из современных оппонентов – это действительно сильно.

Намерения Великобритании сформировать две сверхмобильные ударные бригады, которые должны «отражать российскую агрессию». Смысл этого намерения заключается в том, что перспективной русской бронетехнике, которую представляют танк Т-14 «Армата» и боевые машины на гусеничной платформе «Курганец», должны противостоять также перспективные боевые машины на платформе «Аякс».

Каждая из сверхмобильных бригад будет состоять из двух бронированных разведывательных полков, укомплектованных боевыми машинами «Аякс». Как заявил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон , в 2017 году начнется выработка концепции «ударных бригад» и применения на поле боя машин семейства «Аякс». А первая бригада будет сформирована к 2020 году. Согласно публикациям британского военного ведомства, созданные высокомобильные бригады можно будет перебрасывать за несколько часов в любой район Восточной Европы — от Румынии до Прибалтики, — чтобы остановить возможное вторжение российских войск.

Стратегия на стремительное развертывание бронетанковых бригад — это, конечно, очень современно и эффективно. Однако серьезный вопрос заключается вот в чем: а не слабоваты ли будут британские силы против «российских агрессоров». Поскольку среди нескольких машин, запланированных на базе шасси «Аякс», нет ни одной, которую можно было бы даже с большой натяжкой назвать танком. И даже машина, которую англичане назвали БТР, по своей сути, бронетранспортером не является.

В семейство боевых машин «Аякс» входят почти 200 разведывательно-ударных машин, 23 машины наведения и целеуказания. Также Министерство обороны Великобритании предполагает закупить у компании-производителя General Dynamics UK 93 бронетранспортера «Арес», 50 эвакуационных машин «Аполлон», 38 ремонтных «Атлас», 51 инженерно-разведывательную машину «Аргус», 112 командных машин «Афина».

Самой «сердитой», несомненно, является разведывательно-ударная «Аякс». Однако огневая мощь у нее невелика. Пушка калибра 40 мм и пулемет калибра 7,62 мм в обитаемой башне, в которой располагаются два члена экипажа. Пушка, естественно, гиростабилизированная. И при этом использует так называемые «телескопические снаряды», в которых проблема сокращения длины патрона решается за счет полного утопления снаряда в металлической гильзе. Такие боеприпасы имеют бОльшую начальную скорость.

Но даже такие ухищрения не позволяют «Аяксу» приблизиться по огневой моще не только к Т-14 «Армата», но к любым другим российским или натовским танкам. Какие-то шансы на успех могут появиться лишь в случае стрельбы из люка башни из ПТРК. Но это были бы слишком эксцентричные действия экипажа.

Броня «Аякса», хоть она и комбинированная, не просто оставляет желать лучшего, а абсолютно несостоятельна при столкновении с российской бронетехникой. Толщина лобовой брони обеспечивает защиту от поражения бронебойным подкалиберным снарядом калибра 30 мм, с бортов машина защищена от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. При этом калибр пушки у «Арматы» — 125 мм. Что же касается «Курганца», то семейство этих машин относится к тому же классу средней гусеничной бронетехники, что и «Аякс». И у БТР, и у БМП на базе «Курганца» пушка калибра 30 мм. Но при этом есть и стационарно установленные пусковые установки ПТУР «Корнет». И в этом случае результаты дуэли предсказуемы. Да и живучесть «Курганца» выше за счет использования активной защиты брони «Афганит».

Необходимо сказать о логике построения линеек боевых машин «Аякс» и «Курганец». У нас она вполне традиционная — БТР, БМП, САУ с гаубицей калибра 125 мм.

У англичан логика настолько оригинальная, что ее непросто понять. Самая непонятная машина — бронетранспортер «Арес», предназначенный для «надежной доставки группы специалистов». Он вооружен лишь одним пулеметом. И способен «доставлять» лишь двоих членов экипажа и четверых десантников. По комплекту это напоминает обычное такси, перемещающееся по полю боя.

Не вполне понятно также обилие командных машин «Афина» (112 штук). Поскольку главных боевых машин — разведывательно-ударных «Аякс» и БТР «Арес» — будет закуплено три сотни, то одна «Афина» будет руководить действиями трех боевых машин. Если же учесть, что экипаж машины составляют 6 человек, то в сверхманевренной ударной бригаде будет небольшой перевес по численности командиров.

Однако некоторые эксперты способны разглядеть логику в создании семейства боевых машин «Аякс». Она в высшей степени оригинальна. Большое количество разведывательно-ударных машин необходимо для того, чтобы не самим уничтожать бронетехнику противника (читай — «российского агрессора»), а давать целеуказание собственной артиллерии и штурмовой авиации, направляя их на чужие танки, БТР, МБП и другие объекты.

Именно для этого машины «Аякс» буквально напичканы различной разведывательной аппаратурой, позволяющей наблюдать обстановку на большом расстоянии. При этом «Аяксам» нет большой необходимости ввязываться в серьезные танковые сражения, достаточно корректировать огонь издалека. Все это верно лишь теоретически. При столкновении с Т-14 «Армата» тактика отсиживания на безопасном расстоянии не работает. На Т-14 установлена мощная РЛС с активной фазированной антенной решеткой, обнаруживающая неприятельские наземные и воздушные цели на расстоянии в 100 км. При этом в автоматическом режиме отслеживаются 65 целей. Не менее эффективны системы обзора телевизионного, инфракрасного и ультрафиолетового каналов. А дальность стрельбы из гладкоствольной пушки превышает 30 км.

Однако заводить две бригады корректировщиков огня, это явный перебор. Но если есть лишние деньги, то почему бы их не потратить с изыском? Ведь в армии Великобритании стоят на вооружении три с половиной сотни основных боевых танков «Челленджер-2». И бригады боевых «средневесов» «Аякс» были бы им неплохим подспорьем.

Но, как сообщают британские СМИ, сверхмобильные ударные бригады должны заменить сотню ОБТ «Челленджер-2». То есть после реорганизации бронетанковых сил Великобритании расклад получится приблизительно таким: две сотни «Аяксов» с пушками калибра 40 мм и непригодной для полноформатного боя броней и две сотни «Челленджеров-2» с пушкой калибра 120 мм и достаточно эффективной броней, имеющей динамическую защиту. Пятьдесят на пятьдесят.

Британские генералы твердо уверены в правоте данной реорганизации бронетанковых войск. Поскольку действуют они строго «по науке». В начале 90-х годов был проведен анализ действий двух полков «Челленджеров» в Югославии и в Ираке. В результате была разработана программа FRES (Future Rapid Effective System — «Перспективная система быстрого эффекта»). Согласно сформированной концепции, предполагалось повысить мобильность бронетанковых частей, даже если для этого придется снизить их огневую мощь и защищенность от боеприпасов противника. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск. Причем суммарный потенциал — «Аяксы», как и другие боевые машины этого семейства, должны оптимально вписаться в сетецентрический сценарий ведения войн за счет использования аппаратуры связи нового поколения.

Эту программу притормаживали. Даже закрыли. Но вскоре к ней вернулись опять. И вот сейчас она приближается к завершению первого этапа.

При этом быстрые перемещения бронетехники нового типа в условиях боя должны сочетаться с быстрым ее развертыванием при помощи доставки на самолете Boeing C-17 Globemaster III. Имея грузоподъемность в 78 тонн, он способен транспортировать пару 37-тонных «Аяксов». Правда, этих самолетов в ВВС Великобритании всего лишь 8, придется докупать у американцев.

В заключение необходимо сказать, что при внимательном исследовании вопроса оказалось, что британские генералы отнюдь не глупцы. У них нет ни малейшего желания встречать в чистом поле российскую мощную «Армату» лоб в лоб заведомо более слабыми «Аяксами». Все ими задуманное несколько хитрее.

Впрочем, и на Уралвагонзаводе работают тоже не простачки. «Армата» на поле боя также будет действовать как сетевая единица.

В настоящее время министерство обороны Великобритании готовится к началу эксплуатации большого количества перспективной бронетехники, построенной в рамках нового проекта. На данный момент основу техники британских сухопутных войск составляют машины семейства CVR(T), создававшиеся еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Ввиду морального и физического устаревания такая техника более не может полноценно решать поставленные задачи в условиях современных конфликтов. Как следствие, официальный Лондон принял решение о замене имеющихся бронемашин. Результатом текущих работ должно стать принятие на вооружение нескольких типов техники семейства Scout SV, недавно получившего новое название Ajax.

Необходимо отметить, что Великобритания достаточно давно собралась модернизировать парк бронетехники. Понимание необходимости его обновления появилось еще в восьмидесятых годах. Позже концепции обновления сухопутных войск менялись и корректировались, но новая техника пока не дошла до войск. После войны за Фолькленды и «Бури в пустыне» были сформированы первые требования к перспективной технике. С учетом опыта участия в югославской операции НАТО британские военные изменили требования. Текущая программа в современном виде стартовала именно в конце девяностых годов.

Прототип машины Ajax, представленный в 2015 году. Фото Defence-blog.com

Непосредственным предшественником проекта Scout SV стала программа FRES (Future Rapid Effective System – «Перспективная система быстрого эффекта»). В рамках этой программы планировалось создать семейство современной бронетехники различных классов для вооружения мотопехоты, разведчиков и т.д. Предполагалось, что сухопутные войска получат возможность быстрого развертывания на театре военных действий, в том числе на удаленном. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск.

В качестве основы для перспективной техники программы FRES рассматривались несколько разработок зарубежных компаний. Так, в середине двухтысячных годов к программе присоединилась компания General Dynamics European Land Systems со своим предложением. Работы по программе FRES продолжались до конца прошлого десятилетия. Вскоре после выдачи обновленных требований к технике, состоявшейся в конце 2008 года, было принято решение коренным образом изменить программу. По результатам очередного этапа работ стартовала разработка нового проекта, который к настоящему времени стал основой программы обновления материальной части.

Еще во время существования программы FRES европейские компании-разработчики вооружений и техники предложили несколько существующих проектов, которые при необходимости можно было бы доработать. Так, BAE Systems включилась в программу с проектом CV90, а европейское отделение General Dynamics предложило британцам свою новую бронемашину ASCOD 2. В течение некоторого времени заказчик изучал документацию по предложениям и принимал решение.


Трехмерное изображение "Аякса". Рисунок General Dynamics UK

В 2010 году был оглашен выбор: перспективную бронетехнику решили строить на основе существующего проекта ASCOD 2. Компания BAE Systems предприняла попытку опротестовать решение военных и «продавить» свой проект, однако она не увенчалась успехом. После оглашения выбора был подписан контракт стоимостью 500 млн фунтов стерлингов, в соответствии с которым компания General Dynamics должна была доработать существующий проект ASCOD 2 в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также построить и испытать несколько машин-прототипов.

Проект ASCOD 2, измененный в соответствии с требованиями вооруженных сил Великобритании, получил новое название – Scout Specialist Vehicle или Scout SV. Использование в качестве основы для Scout SV готового проекта позволило ускорить работы по адаптации к требованиям. Проектные работы завершились к концу 2012 года. Через несколько месяцев завершились предварительные испытания с использованием демонстрационного прототипа. После этого стартовало строительство нескольких опытных машин с различным оборудованием, за которым последовали их испытания.

Главной задачей проекта Scout SV является создание и массовое строительство бронетехники нескольких типов, предназначенной для решения различных задач. Производство этой техники позволит заменить устаревшие имеющиеся машины, что должно благотворно сказаться на боеспособности армии. Кроме того, ожидаются некоторые преимущества, прямо связанные с высокой степенью унификации всей новой техники.


Бронемашина Ares. Рисунок General Dynamics UK

Изначально в рамках проекта Scout SV планировалось закупить более 1000 бронемашин в нескольких конфигурациях. Согласно первоначальным планам, поставки следовало осуществлять в два этапа: Block 1 и Block 2. В первый контракт (Block 1) предполагалось включить разведывательно-ударные бронемашины, бронетранспортеры, а также ремонтно-эвакуационную технику. По второму контракту предлагалось строить командно-штабные, санитарные и разведывательные машины. Также не исключалась возможность появления третьей серии, Block 3, в которую должна была войти модификация Scout SV с крупнокалиберным артиллерийским орудием.

В начале осени 2014 года министерство обороны Великобритании скорректировало свои планы. В связи с определенными трудностями было решено полностью отказаться от Block 3. Кроме того, отмечалось, что точные планы на «блок-2» пока отсутствуют. Таким образом, актуальными остались только планы на первую серию. При этом, однако, Block 1 претерпел определенные изменения. Часть машин, которые планировалось строить в рамках второй серии, перенесли в первую.

В начале сентября 2014 года было объявлено о подписании контракта на строительство серийных машин семейства Scout SV. Согласно запланированному соглашению, компания General Dynamics должна будет поставить 589 единиц бронетехники общей стоимостью 3,5 млрд фунтов стерлингов. Предполагается, что войска получат машины девяти модификаций, построенных на основе трех различных базовых образцов. Базовые машины семейства максимально унифицированы, но в их конструкции присутствуют определенные различия, связанные с поставленными задачами. Конкретные модификации, в свою очередь, будут отличаться составом специального оборудования.


Прототип "Ареса". Фото Wikimedia Commons

Изначально перспективные бронемашины носили простые названия в виде аббревиатур, но в сентябре 2015 года им присвоили собственные имена. Всю технику семейства назвали в честь древнегреческих божеств и героев. Так, базовая машина с пушечной башней получила название Ajax. Это же название теперь предлагается использовать и для обозначения всего семейства, которое ранее называлось Scout SV.

Таким образом, на данный момент семейство Ajax и планы на его поставку выглядят следующим образом. Предложены три базовые машины: Ajax с пушечным вооружением, бронетранспортер PMRS (Protected Mobility Recce Support) и специальный вариант PMRS для выполнения дополнительных задач. Бронемашины семейства «Аякс» будут построены в количестве 245 единиц. 198 будут выполнены в разведывательно-ударной конфигурации. Также планируется строительство 23 машин управления огнем и 24 разведывательных с аппаратурой для наблюдения.

Существующий заказ подразумевает строительство 256 боевых машин серии PRMS: 59 бронетранспортеров Ares, 112 машин управления Athena, а также 34 разведывательные машины Ares и 51 машины инженерной разведки Argus. На базе платформы PRMS также предлагается построить 88 специальных вспомогательных машин. Войска должны получить 50 ремонтных машин типа Apollo и 38 эвакуационных Atlas.


Прототип машины Ares на выставке. Фото General Dynamics UK

В соответствии с существующими планами, первые серийные машины семейства Ajax будут переданы войскам в 2017 году. Выполнение первого заказа завершится в середине следующего десятилетия. Летом этого года Минобороны Великобритании сообщило о планах по развертыванию производства. Ранее предполагалось, что сборка требуемой техники будет осуществляться заводом компании General Dynamics в Испании, однако теперь решено перенести его на британские предприятия. В дополнение к существующему предприятию General Dynamics UK планируется приобрести еще один завод. За поставку электронных систем будет отвечать британское отделение компании Thales.

Разработкой проекта Scout SV/Ajax занималось английское отделение компании General Dynamics European Land Systems. В качестве основы для него был взят проект ASCOD 2, восходящий к более раннему ASCOD совместной австрийско-испанской разработке. Несколько сотен машин базового семейства ASCOD в настоящее время эксплуатируются Австрией и Испанией. Теперь доработанные варианты этой техники должны поступить на вооружение британской армии.

Являясь непосредственным развитием проекта ASCOD 2, Ajax наследует основные особенности его концепции, а также использует часть готовых агрегатов. Фактически «британское влияние» заключается в составе вооружения, бортового оборудования и некоторых иных узлов и агрегатов, связанных с решением поставленных задач. Также именно по желанию британских военных на базе существующего проекта были разработаны несколько машин различного назначения.


"Арес" на трассе полигона. Фото General Dynamics UK

Основным элементом проекта Ajax является универсальное гусеничное шасси с набором бронезащиты, на котором могут монтироваться различные боевые модули, специальное оборудование и т.д. Такое шасси представляет собой самоходную машину с классической для современной бронетехники компоновкой. В передней части корпуса располагается силовая установка с трансмиссией. В небольшом отсеке слева от нее находится отделение управления. Средняя и кормовая части корпуса отдаются под боевое и десантное отделение или специальное оборудование.

Силовая установка должна основываться на дизельном двигателе MTU немецкого производства мощностью порядка 600 л.с. С двигателем предлагается соединить автоматическую трансмиссию Renk 256B, аналогичную использованной на ASCOD/ASCOD 2. Гусеничная ходовая часть без изменений заимствуется из базового проекта. Она имеет по семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Предполагается, что использование силовой установки и ходовой части, аналогичных примененным в базовом проекте, позволит сохранить подвижность техники на прежнем уровне. Таким образом, максимальная скорость будет достигать 65-70 км/ч, а машина сохранит возможность преодолевать различные препятствия. Возможность плавания, как и ранее, не предусматривается.

Корпус предлагается оснащать комбинированной броней, обеспечивающей всеракурсную защиту от стрелкового . Кроме того, как и предшественники, Ajax/Scout SV получат набор дополнительных навесных модулей бронирования, обеспечивающих защиту от малокалиберных артиллерийских снарядов. Еще одним дополнительным средством защиты должны стать дымовые гранатометы с возможностью применения осколочных боеприпасов.


Командно-штабная машина Athena. Рисунок General Dynamics UK

Внутри корпуса планируется размещать места для двух или трех членов экипажа и нескольких десантников или других специалистов. Также предусматриваются места для установки боевых модулей разных типов, в том числе оснащенных дистанционным управлением. Все машины семейства должны получить унифицированные элементы электронного оборудования. Аппаратуру предлагается строить по открытой архитектуре и оснащать набором необходимых элементов. Предполагается, что машины смогут собирать данные с различных средств наблюдения и датчиков, хранить ее, а также передавать другим экипажам или командному пункту.

Все машины нового семейства будут иметь нормальную боевую массу на уровне 35-38 т. За счет использования дополнительного оборудования этот параметр может быть увеличен до 40-42 т.

Набор специального оборудования и вооружения будет зависеть от типа перспективной машины. Так, в варианте Ajax предлагается использовать двухместную башню с пушечным вооружением, разрабатываемую британским отделением компании Lockheed Martin. В новой башне планируется установить перспективное автоматическое орудие калибра 40 мм с телескопическим боеприпасом. Также башня получит современную систему управления огнем, прицельное оборудование, аппаратуру для ведения наблюдения и разведки и т.д. 245 машин «Аякс» будут строиться в трех конфигурациях, отличающихся друг от друга составом аппаратуры наблюдения и связи.


Разведывательно-инженерная машина Argus. Рисунок General Dynamics UK

Машины линейки PMRS/Ares предлагаются в качестве бронетранспортеров и иной техники со специальным оборудованием. От базового «Аякса» они отличаются отсутствием пушечной башни и иным составом оборудования. На крыше «Ареса», «Афины» и т.д. планируется устанавливать пулеметный боевой модуль с дистанционным управлением. Характерной чертой машины Ares является малый объем кормового десантного отделения: в нем располагаются лишь четыре места для бойцов с вооружением. По имеющимся данным, такая конфигурация бронемашины не является бронетранспортером в полном смысле слова и предназначается для доставки к месту выполнения задач небольших групп «специалистов» с необходимым оружием или вооружением. В частности, «Арес» будет использоваться для перевозки расчетов противотанковых ракетных комплексов.

Машины на базе PMRS будут отличаться друг от друга составом экипажа, электроники и т.д. К примеру, командно-штабная «Афина» получит экипаж из шести человек: водителя, командира и четырех специалистов, отвечающих за связь и управление. Эта линейка должна будет решать задачи поиска целей, обработки данных и, при необходимости, самостоятельно бороться с некоторыми целями, используя встроенное или переносное вооружение.

Любопытной особенностью проекта Scout SV/Ajax является подход к созданию ремонтных машин. Вместо единой БРЭМ проект подразумевает использование отдельных ремонтной и эвакуационной машин. Первая должна нести набор инструментов для обслуживания поврежденной техники, а вторая получит кран, системы вытаскивания и буксировки, а также иное оборудование для работы с поврежденной техникой на поле боя.


Ремонтная машина Apollo. Рисунок General Dynamics UK

К настоящему времени компания General Dynamics построила и испытала несколько опытных машин семейства Ajax. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера PMRS/Ares. Осенью 2015 года был показан опытный «Аякс» в конфигурации боевой машины с пушечным вооружением. В ближайшее время должны появиться несколько новых прототипов прочей техники семейства, успешное завершение испытаний которых позволит приступить к серийному строительству.

Сейчас занятые в проекте Ajax/Scout SV компании готовятся к началу серийного производства новой техники. Первые образцы машин, вероятно, будут построены на испанских предприятиях, после чего строительство развернется в Великобритании. По некоторым данным, британские предприятия возьмут на себя 80% сборочных работ, остальные 20% будут выполняться компаниями-субподрядчиками из других стран.

Строительство первой партии серийных бронемашин семейства «Аякс» должно начаться в следующем году. Это позволит передать первую партию заказчику в течение 2017 года. За несколько лет компания General Dynamics должна выйти на максимальные темпы производства, что позволит к середине следующего десятилетия построить 589 бронемашин. Поставки бронетехники новых моделей позволят заменить устаревшие машины семейства CVR(T) с заметным ростом боеспособности подразделений. Следует отметить, текущие планы по перевооружению имеют некоторые любопытные особенности, такие как непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа) и необычно малое количество десантников у Ares. Тем не менее, британские военные заказали именно такую технику, которая, по-видимому, полностью соответствует предъявляемым требованиям.

В настоящее время семейство бронетехники Ajax является главной надеждой сухопутных войск Великобритании. За следующие десять лет планируется поставить почти шесть сотен новых машин, которые придут на смену устаревшей технике. В дальнейшем возможен новый заказ подобной техники. Насколько удачным окажется планируемое обновление парка бронетехники – покажет время. В полной мере «Аяксы» смогут показать себя лишь к концу текущего десятилетия.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://military-today.com/
http://armyrecognition.com/
http://defence-blog.com/
http://thinkdefence.co.uk/
http://generaldynamics.uk.com/

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери