Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боевая машина "аякс" как надежда британской армии. Лондон готовит «Аяксы» для засад на «Армату Бронемашины аякс

General Dynamics UK, британское подразделение компании General Dynamics, победила в британском тендере на гусеничные бронированные машины SCOUT SV. В качестве базы для предложения была выбрана платформа БМП ASCOD, доработанной под требования программы и названной ASCOD SV.

Специализированная машина SCOUT SV (Specialist Vehicle) является новой ступенью в возможностях бронетехники, поставляемой британской армии.

Программа SCOUT SV включает в себя несколько вариантов исполнения, которые разработаны на высоко адаптируемой общей базовой платформе с высокими характеристиками, обеспечивающей максимальную унификацию в мобильности, электронной архитектуре и живучести, что обеспечивает британскую армию семейством платформ мирового класса.

Каждый вариант платформы SCOUT SV имеет широкие возможности, в том числе акустические датчики, систему предупреждения о лазерном облучении, система информировании о ситуационном окружении, электронную систему противодействия, систему маркировки маршрута, передовую электронную архитектуру и мощный источник питания.

Семейство машин SCOUT SV создано с запасом для роста. Силовая установка рассчитана на перемещение массы до 42 тонн, машина имеет масштабируемую и открытую электронную архитектуру и модульную систему бронирования с огромным потенциалом противостояния будущим угрозами, и на протяжении всей жизни платформы технологии постоянно могут обновляться.

SCOUT SV должен заменить устаревший CVR(T) в армии Великобритании до 2020 года, для чего с General Dynamics UK 3 сентября 2014 года был заключен контракт на 3,5 млрд фунтов стерлингов, чтобы поставить 589 платформ SCOUT SV для британской армии.

История

Корнями программа Ajax уходит в 80-е годы XX века, когда в рамках ряда программ, включая перспективное семейство легких бронированных машин FFLAV (Future Family of Light Armoured Vehicles), тактическую боевую разведывательную машину TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и многоцелевую бронированную машину MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle), пытались найти замену семейству боевых разведывательных гусеничных машин CVR(T).

В начале 2000-х годов, по программе FRES (Future Rapid Effects System - перспективная система быстрого реагирования), британская армия рассчитывала получить машины двух классов: гусеничную разведывательную «специальную машину» FRES SV (Specialist Vehicle) на замену CVR(T); и колесную «машину общего назначения» FRES UV (Utility Vehicle) с целью замены ряда устаревших систем, включая бронетранспортер Saxon, FV432 и некоторые машины семейства CVR(T). Как и ее предшественники, FRES не была свободна от проблем, и в 2009 году требование по FRES UV было отложено после успешного выбора компании General Dynamics UK в качестве первого предпочтительного заявителя. Было принято решение, что закупаемое согласно неотложным оперативным требованиям вооружение для операции в Афганистане, включая платформы Ridgeback и Mastiff, заполнит собой недостающие возможности платформы FRES UV. Это позволило вновь приступить к этой программе, а впоследствии было объявлено, что FRES SV будет закуплена по единой программе СВР (common base platform - общая базовая платформа).

Этот вариант программы FRES SV был масштабнее программы создания семейства Ajax, по которой планировалось приобрести от 1200 до 1300 машин в 16 вариантах. Но и в ней не хватало некоторых типов машин, включая противотанковый минный заградитель, машину ПТУР, машину наземного наблюдения (включая наземный радар), медицинский пункт и санитарную машину, а также артиллерийскую установку со 120-мм гладкоствольной пушкой. Хотя некоторые из этих вариантов до сих пор приобретаются в рамках других проектов, включая защищенную санитарную машину и мостоукладчик по программе ABSV (Armoured Battlefield Support Vehicles - бронемашины боевого обеспечения), некоторые из важнейших платформ, например самоходная артиллерийская установка и мобильный комплекс ПТУР, так и не были включены в планы по замене техники.

Одновременно с FRES была начата американская программа Перспективные боевые системы FCS (Future Combat Systems), которая продолжалась с 2003 по 2009 год, ею предполагалась модернизация всего наземного парка американской армии. FCS была закрыта в апреле 2009 года. Компонент программы по аналогу боевой машины пехоты был позже запущен в виде программы Наземная боевая машина GCV (Ground Combat Vehicle), однако она также не была доведена до успешного конца и, несмотря на то, что двум разработчикам были выданы контракты на технологические образцы общей стоимостью свыше 889,6 миллиона долларов, программа был закрыта в 2015 году в соответствии с бюджетным запросом, в котором были определены бюджетные сокращения.

После победы в тендере компании General Dynamics Land Systems UK (GDLS-UK) и заключения с нею в сентябре 2014 года контракта на 589 машин, ряд субподрядов, привлеченных к проекту пытались оспорить это решение.

К выполнению работ были привлечены ряд компания. Примерами могут служить контракты:

  • на 130 миллионов фунтов стерлингов, выданный компании Rheinmetall на производство корпусов башен TSWM (Turret Structure and Weapons Mount);
  • на 125 миллионов фунтов компании Thales на прицельные системы и вспомогательное оборудование, включая основной прицел ORION, видеокамеры системы ситуационной осведомленности, прицелы стрелка-наводчика и стабилизированный дневной/ночной прицел наводчика DNGS-T3 Stabilised Day/Night Gunnery Sight
  • на 27 миллионов фунтов компании Meggitt на системы обработки боеприпасов
  • на более 200 миллионов фунтов по другим контрактам, включая компании Curtiss-Wright, Esterline, GKN Aerospace, Kent periscopes, Kongsberg, Marshall Aerospace and Defence, Over Oxley Group, Raytheon, Saab, Smiths Detection, ViaSat, Vitavox, Williams Fl и XPI Simulation

Прогресс программы

  • Программа SCOUT SV прошла свой первый важный этап, Предварительный обзор конструкции (PDR), в декабре 2012 года. Во время PDR прошло предварительное проектирование семейства машин SCOUT SV и рассмотрены вопросы, связанные с общими системами семейства, риски и возможности для дальнейшего планирования Проекта
  • Критический обзор общей конструкции базовой платформы (CDR) был завершен в конце 2013 года
  • Критический обзор конструкции базовой платформы (CDR) варианта исполнения Машины защищенной мобильной разведывательной поддержки PMRS был завершен в июне 2014 года
  • CDR для всех вариантов будет происходить в течение 2014 и 2015 годов
  • Макет для испытаний мобильности (MTR) - предшественник опытного образца SV - был поставлен после обширной серии испытаний. Они включали в себя испытания (начались в июне 2012 года) холодной погодой и оперативно-тактические (О&T) испытания, а также проверку мобильности и ускоренное испытание жизненного цикла (ALT). Это оказывает существенное влияние на разработку шасси и снижению рисков, связанных с силовой установкой
  • Первый опытный образец в варианте PMRS был представлен на выставке DVD 2014
  • Компания General Dynamics UK 3 сентября 2014 года подписала контракт на 3,5 млрд фунтов стерлингов, чтобы поставить 589 платформ SCOUT SV платформы для британской армии
  • В 2016 году завершились предварительные испытания вариантов Ajax и Ares, включая ходовые, испытания плавом и боевые стрельбы. Начались предварительные испытания остальных вариантов Ajax, за которыми также последуют расширенные испытания. После боевых стрельб в составе экипажа, намеченных на 2017, все варианты Ajax должны пройти дальнейшие ходовые испытания в условиях холодной погоды, испытания силовой установки и оценку систем оптической видовой разведки, сбора информации и целеуказания
  • Серийное производство начнется на заводе компании General Dynamics European Land Systems Santa Barbara Sistemas в Испании, где будут собраны первые 100 машин. Оставшиеся 489 машин будут собраны на недавно открывшемся сборочном производстве компании GDLS-UK в британском городе Мертир-Тидвил. Это производство заработает на полную мощность во второй половине 2017 года, а производство машин продлится до 2024 года.
  • Первый батальон, оснащенный машинами Ajax, должен быть сформирован в середине 2019 года

Варианты SCOUT SV

Машина SCOUT SV имеет несколько конструктивных исполнений, каждое из которых в свою очередь имеет варианты по назначению. Всего по программе заказано 589 машин, из которых:

245 машин Ajax с башней:

  • 198 Разведывательных и Ударных (Ajax)
  • 23 Совместного управления огнем (Ajax)
  • 24 Наземного наблюдения (Ajax)

256 машин в варианте Защищенных машин мобильной разведывательной поддержки PMRS (Protected Mobility Recce Support):

  • 59 Бронетранспортеров (Арес)
  • 112 Управления и командования (Athena)
  • 34 Построения разведывательного наблюдения (Ares)
  • 51 Инженерной Разведки (Argus)

88 машин в Инженерном варианте на основе PMRS

  • 38 Машина восстановления (Apollo)
  • 50 Машин ремонта (Apollo)

Вариант Ajax будет ядром развертывания разведки британской армии с возможностями наблюдения, целеуказания и разведки (ISTAR). Основная роль Ajax - это предоставление точной и своевременной информации для поддержки принятия решений на всех уровнях. Она объединяет ряд передовые технологий, которые обеспечивают оптимальную живучесть, летальность и гибкость платформы ISTAR. Основной панорамный прицел выполнен с использованием передовых технологий визуализации, является всепогодным, позволяет Ajax найти, захватить и навестись на цель на гораздо большем расстоянии, чем сегодняшние традиционные прицелы, которые находятся на вооружении Министерства обороны Великобритании. Сложная, аккуратно упакованная Электронная Архитектура делает машину первой полностью оцифрованной сухопутной платформой, в которую можно установить как существующие, так и перспективные коммуникационные продукты, поддерживающие открытую систему стандарта ISTAR. Улучшенные модульные технологии повышения живучести дают уверенность, что машина выживет при воздействии как существующих, так и будущих угроз. Летальность обеспечивается 40мм пушкой, интегрированной в революционную башню. При необходимости по желанию заказчика вместо основного панорамного прицела может быть установлен стабилизированный боевой модуль с дистанционным управлением.

Машина Athena базируется на варианте Ares. Она будет выполнять функции оперативного управления для подразделений, оснащенных машинами семейства Ajax. Экипаж машины составит пять человек: командир и механик-водитель и три оператора, штабной офицер и два связиста. Кроме специализированного комплекта оперативного управления в машине установлена система управления БЛА Watch keeper. Ares по существу является бронетранспортером без дополнительного оборудования или систем вооружения. Экипаж машины два человека плюс четыре десантника, она вооружена боевым модулем с дистанционным управлением.

Еще три варианта предназначены для боевой и инженерной поддержки, это Argus, Apollo и Atlas; ранее они были известны под обозначениями Protected Mobility Reconnaissance Support - Engineering Reconnaissance; Protected Mobility Reconnaissance Support - Engineering Repair; и Protected Mobility Reconnaissance Support - Engineering Recovery, соответственно. Платформа инженерной разведки Argus позволяет саперным подразделениям проводить оценку, маркировку и другие инженерные работы, находясь под защитой брони. Не выходя из машины можно замерять рвы траншеи и уклоны, обозначать проходы и уничтожать взрывоопасные предметы. Бронированная ремонтная машина Apollo должна совместно работать с вариантом Atlas для проведения полноценных ремонтно-эвакуационных операций. Она может буксировать другие машины серии Ajax, а также специальный высокомобильный трейлер, используемый для перевозки компонентов для ремонта машин в полевых условиях. Крановая установка может поднять силовой блок машины Ajax, а также имеет менее распространенную способность вытаскивать собственный силовой блок из моторно-трансмиссионного отделения. Atlas - это, по сути, базовый вариант семейства Ajax с установленным стандартным оборудованием эвакуационной машины, включая две лебедки и анкерный якорь.

Вооружение

На разведывательно-ударный вариант машины Ajax установлена двухместная башня разработки Lockheed Martin UK. В производстве башен и систем вооружения участвуют и другие субпподрядчики, среди которых СТА International (CTAI), Curtiss-Wright, Esterline, Kongsberg, Meggitt, Moog, Rheinmetall, Thales и Ultra Electronics.

Немецкая компания Rheinmetall отвечает за производство базового стального корпуса башни, орудийной установки и интеграцию вооружения. Конструкция башни базируется на модульной башенной системе Lance Modular Turret System (MTS).

Компания СТАI отвечает за основное вооружение башни - 40-мм систему вооружения с телескопическими боеприпасами CTAS.

Meggitt Defense Systems изготавливает систему обработки боеприпасов.

Производством приводов башни, горизонтального и вертикального наведения TDSS (Turret Drive Servo System) занимается Curtiss-Wright.

Помимо основной 40-мм пушки башня имеет на вооружении спаренный 7,62-мм пулемет L94A1 компании Heckler & Koch, четыре пакета по четыре пусковых установки дымовых гранат компании Thales и боевой модуль с дистанционным управлением Protector от компании Kongsberg, вооруженный 7,62-мм пулеметом FN MAG.

Системы прицеливания и наведения включают в себя дисплеи членов экипажа от компании Esterline, дисплей водителя и блок обработки видеоинформации. Компания Thales поставляет две прицельных системы и систему локальной ситуационной осведомленности. Обмен данными между системами корпуса и башни, а также энергоснабжение систем башни осуществляется через вращающееся контактное устройство производства компании Moog.

Дополнительное оборудование

Среди устанавливаемых дополнительных устройств можно отметить системы внутренней и внешней связи; систему управления энергией и данными CIDS (Core Infrastructure Distribution System) от Williams F1, датчик обнаружения отравляющих веществ и метеорологический датчик.

Конструкция и защита башни

Башня производства Rheinmetall имеет цельносварную конструкцию из броневой стали. На нее может навешиваться накладная броня, состоящая из разнесенных наклонных листов броневой стали. При необходимости на поверхность этих внешних листов при помощи фиксаторов может крепиться дополнительная композиционная/керамическая броня, что еще больше повышает уровень бронирования. Между базовой и лобовой броней в левой передней части башни размещена система подачи боеприпасов. Также между базовой и лобовой броней, но с правой стороны, расположены привод вертикального наведения, пружинный компенсатор и труба выброса гильз. Последняя заканчивается подпружиненной бронированной крышкой, которая расположена вверху за пусковыми установками и откидывается для выброса гильзы.

Броневая защита оригинальной башни ASCOD соответствовала Уровню 4 по STANAG (защита от бронебойно-зажигательной пули В32 14,5x114 мм) по лобовой дуге 60° и Уровню 3 (защита от бронебойных пуль 7,62x51 и 7,62x54R с упрочненным сердечником и сердечником из карбида вольфрама) с остальных направлений Уровни бронирования лобовой проекции и бортов могут быть повышены за счет дополнительных панелей до Уровня 6 (30-мм полнокалиберный бронебойный снаряд или бронебойные подкалиберные и/или бронебойные подкалиберные оперенные снаряды).

В качестве навесной брони могут быть добавлены либо блоки динамической защиты (ДЗ), либо элементы невзрывной динамической защиты NERA. В модулях NERA используется комбинация веществ, заключенных между пластинами, которые реагируют при воздействии на них кумулятивной струи, образуя мгновенное вздутие за счет резкого увеличения собственного объема. Это вздутие выбрасывает стальные пластины навстречу кумулятивной струе, как и при действии обычных элементов ДЗ. Однако, при этом не образуются осколки конструкции модуля, как это происходит при детонации взрывяатых веществ ДЗ. Модули NERA обеспечивают защиту от кумулятивных боеголовок, но они недостаточно эффективны при защите от бронебойных оперенных подкалиберных снарядов.

Рассматривается возможность установки в башню варианта комплекса оптико-электронного подавления, входящего в состав системы защиты MUSS (Multifunctional Self-Protection System) компании Airbus Defence and Space, но информации о принятом решении нет. MUSS повышает уровень защиты за счет подавления инфракрасной системы наведения ракет, постановки аэрозольной завесы и работы комплекса активной защиты. Возможность установки активной защиты на Ajax, как часть программы MEDUSA, оценивается компанией QinetiQ по контракту с британской Лабораторией оборонной науки и технологии, который был заключен в июле 2016 года.

Великобритания в последнее время зачастила с военными учениями, направленными на подавление мифической «российской агрессии», где военнослужащие королевских сил нещадно разносят советскую технику 50-60-х годов. Подобные эпатажные шоу никак не влияют на обороноспособность страны, которая намерена конкурировать с ведущими военными державами. Для этого необходимо серьезно тормошить военную копилку государства, что, к слову, британцы и сделали, разработав ни много ни мало, а достойный ответ всей современной российской бронетехнике. По крайней мере, об этом заявляют военные королевских сил.

Как пишет газета «Известия» со ссылкой на британские СМИ, для «отражения российской агрессии» Великобритания намерена создать две высокомобильные «ударные бригады», призванные противостоять новейшим российским танкам «Армата» и боевым машинам на платформе «Курганец». Основной «ударной» силой этих подразделений выступят танки «Ajax» и другие машины этой платформы. Первая бригада, согласно планам ведомства, будет создана не позднее 2020-го года.

Итак, что же такое «Ajax» и действительно ли он способен уничтожить российскую современную бронетехнику. Скорее нет, чем да. При этом вместо слова «уничтожить» правильнее применить глагол «потягаться», да и то с одним большим «но» – обидеть «Армату» британскому чуду техники не удастся практически ни при каких раскладах.

«Ajax», позиционирующийся самими британскими военными как легкий танк, весит 38 тонн. Основным вооружением служит 40-миллиметровая автоматическая пушка. И на этом можно остановиться, учитывая, что речь идет об оружии, называемом «адекватным ответом» российским новейшим танкам. Таким образом, «Ajax» представляет собой скорее БРМ, БМП – да все что угодно, но не танк. Флагман платформы «Армата» разнесет британскую технику в щепки, да и Т-15 бронемашине «Ajax» едва ли станет целью по зубам.

По большому счету, британцы создали нечто напоминающее машину на платформе «Курганец», но обладающую большим весом, и при этом ни разу не дотягивающую до «Арматы». А военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио «Sputnik» охарактеризовал эту технику куда проще. «Ajax – это не пойми что», – сказал он.

«В частности, называть "Ajax” легким танком с его 40-миллиметровой пушкой – это слишком большой размах. Если посмотреть на практические параметры этой машины, то, конечно, их с параметрами легкого танка не сравнить. Я даже не сравниваю с "Арматой", потому что с ней вообще сравнивать нечего. Достаточно сказать, что российский легкий танк "Спрут-СД" 2С25 – десантируемый, плавающий и вооружен пушкой калибром 125 мм. Вот это, я понимаю, легкий танк! А "Ajax” – это не пойми что. Весит этот танк 38 тонн, и понятно, что такой "утюг" плавать не может. И они еще собираются перебрасывать эти танки в течение нескольких часов в любую точку Европы. Да это смешно! Это освоение средств, не более того. Они на него полагаются, потому что у них лучше ничего нет. Во-вторых, уже оформляется заказ на 600 машин. Их надо рекламировать. Вот они на бумаге, на диване и по телевизору "воюют", представляя, что это "лучшая" машина», – пояснил эксперт.

Наверное, единственное, что роднит британские машины с российскими, так это универсальность самой платформы. Так, помимо основного ударного танка «Ajax», королевские силы получат еще пять типов машин, построенных на данной базе. Рассмотрим все.


Непосредственно, флагман семейства «Ajax»


Бронетранспотртер «Ares»


Бронированная эвакуационная машина «Apollo»


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Atlas»

В настоящее время министерство обороны Великобритании готовится к началу эксплуатации большого количества перспективной бронетехники, построенной в рамках нового проекта. На данный момент основу техники британских сухопутных войск составляют машины семейства CVR(T), создававшиеся еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Ввиду морального и физического устаревания такая техника более не может полноценно решать поставленные задачи в условиях современных конфликтов. Как следствие, официальный Лондон принял решение о замене имеющихся бронемашин. Результатом текущих работ должно стать принятие на вооружение нескольких типов техники семейства Scout SV, недавно получившего новое название Ajax.

Необходимо отметить, что Великобритания достаточно давно собралась модернизировать парк бронетехники. Понимание необходимости его обновления появилось еще в восьмидесятых годах. Позже концепции обновления сухопутных войск менялись и корректировались, но новая техника пока не дошла до войск. После войны за Фолькленды и «Бури в пустыне» были сформированы первые требования к перспективной технике. С учетом опыта участия в югославской операции НАТО британские военные изменили требования. Текущая программа в современном виде стартовала именно в конце девяностых годов.

Прототип машины Ajax, представленный в 2015 году. Фото Defence-blog.com

Непосредственным предшественником проекта Scout SV стала программа FRES (Future Rapid Effective System – «Перспективная система быстрого эффекта»). В рамках этой программы планировалось создать семейство современной бронетехники различных классов для вооружения мотопехоты, разведчиков и т.д. Предполагалось, что сухопутные войска получат возможность быстрого развертывания на театре военных действий, в том числе на удаленном. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск.

В качестве основы для перспективной техники программы FRES рассматривались несколько разработок зарубежных компаний. Так, в середине двухтысячных годов к программе присоединилась компания General Dynamics European Land Systems со своим предложением. Работы по программе FRES продолжались до конца прошлого десятилетия. Вскоре после выдачи обновленных требований к технике, состоявшейся в конце 2008 года, было принято решение коренным образом изменить программу. По результатам очередного этапа работ стартовала разработка нового проекта, который к настоящему времени стал основой программы обновления материальной части.

Еще во время существования программы FRES европейские компании-разработчики вооружений и техники предложили несколько существующих проектов, которые при необходимости можно было бы доработать. Так, BAE Systems включилась в программу с проектом CV90, а европейское отделение General Dynamics предложило британцам свою новую бронемашину ASCOD 2. В течение некоторого времени заказчик изучал документацию по предложениям и принимал решение.


Трехмерное изображение "Аякса". Рисунок General Dynamics UK

В 2010 году был оглашен выбор: перспективную бронетехнику решили строить на основе существующего проекта ASCOD 2. Компания BAE Systems предприняла попытку опротестовать решение военных и «продавить» свой проект, однако она не увенчалась успехом. После оглашения выбора был подписан контракт стоимостью 500 млн фунтов стерлингов, в соответствии с которым компания General Dynamics должна была доработать существующий проект ASCOD 2 в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также построить и испытать несколько машин-прототипов.

Проект ASCOD 2, измененный в соответствии с требованиями вооруженных сил Великобритании, получил новое название – Scout Specialist Vehicle или Scout SV. Использование в качестве основы для Scout SV готового проекта позволило ускорить работы по адаптации к требованиям. Проектные работы завершились к концу 2012 года. Через несколько месяцев завершились предварительные испытания с использованием демонстрационного прототипа. После этого стартовало строительство нескольких опытных машин с различным оборудованием, за которым последовали их испытания.

Главной задачей проекта Scout SV является создание и массовое строительство бронетехники нескольких типов, предназначенной для решения различных задач. Производство этой техники позволит заменить устаревшие имеющиеся машины, что должно благотворно сказаться на боеспособности армии. Кроме того, ожидаются некоторые преимущества, прямо связанные с высокой степенью унификации всей новой техники.


Бронемашина Ares. Рисунок General Dynamics UK

Изначально в рамках проекта Scout SV планировалось закупить более 1000 бронемашин в нескольких конфигурациях. Согласно первоначальным планам, поставки следовало осуществлять в два этапа: Block 1 и Block 2. В первый контракт (Block 1) предполагалось включить разведывательно-ударные бронемашины, бронетранспортеры, а также ремонтно-эвакуационную технику. По второму контракту предлагалось строить командно-штабные, санитарные и разведывательные машины. Также не исключалась возможность появления третьей серии, Block 3, в которую должна была войти модификация Scout SV с крупнокалиберным артиллерийским орудием.

В начале осени 2014 года министерство обороны Великобритании скорректировало свои планы. В связи с определенными трудностями было решено полностью отказаться от Block 3. Кроме того, отмечалось, что точные планы на «блок-2» пока отсутствуют. Таким образом, актуальными остались только планы на первую серию. При этом, однако, Block 1 претерпел определенные изменения. Часть машин, которые планировалось строить в рамках второй серии, перенесли в первую.

В начале сентября 2014 года было объявлено о подписании контракта на строительство серийных машин семейства Scout SV. Согласно запланированному соглашению, компания General Dynamics должна будет поставить 589 единиц бронетехники общей стоимостью 3,5 млрд фунтов стерлингов. Предполагается, что войска получат машины девяти модификаций, построенных на основе трех различных базовых образцов. Базовые машины семейства максимально унифицированы, но в их конструкции присутствуют определенные различия, связанные с поставленными задачами. Конкретные модификации, в свою очередь, будут отличаться составом специального оборудования.


Прототип "Ареса". Фото Wikimedia Commons

Изначально перспективные бронемашины носили простые названия в виде аббревиатур, но в сентябре 2015 года им присвоили собственные имена. Всю технику семейства назвали в честь древнегреческих божеств и героев. Так, базовая машина с пушечной башней получила название Ajax. Это же название теперь предлагается использовать и для обозначения всего семейства, которое ранее называлось Scout SV.

Таким образом, на данный момент семейство Ajax и планы на его поставку выглядят следующим образом. Предложены три базовые машины: Ajax с пушечным вооружением, бронетранспортер PMRS (Protected Mobility Recce Support) и специальный вариант PMRS для выполнения дополнительных задач. Бронемашины семейства «Аякс» будут построены в количестве 245 единиц. 198 будут выполнены в разведывательно-ударной конфигурации. Также планируется строительство 23 машин управления огнем и 24 разведывательных с аппаратурой для наблюдения.

Существующий заказ подразумевает строительство 256 боевых машин серии PRMS: 59 бронетранспортеров Ares, 112 машин управления Athena, а также 34 разведывательные машины Ares и 51 машины инженерной разведки Argus. На базе платформы PRMS также предлагается построить 88 специальных вспомогательных машин. Войска должны получить 50 ремонтных машин типа Apollo и 38 эвакуационных Atlas.


Прототип машины Ares на выставке. Фото General Dynamics UK

В соответствии с существующими планами, первые серийные машины семейства Ajax будут переданы войскам в 2017 году. Выполнение первого заказа завершится в середине следующего десятилетия. Летом этого года Минобороны Великобритании сообщило о планах по развертыванию производства. Ранее предполагалось, что сборка требуемой техники будет осуществляться заводом компании General Dynamics в Испании, однако теперь решено перенести его на британские предприятия. В дополнение к существующему предприятию General Dynamics UK планируется приобрести еще один завод. За поставку электронных систем будет отвечать британское отделение компании Thales.

Разработкой проекта Scout SV/Ajax занималось английское отделение компании General Dynamics European Land Systems. В качестве основы для него был взят проект ASCOD 2, восходящий к более раннему ASCOD совместной австрийско-испанской разработке. Несколько сотен машин базового семейства ASCOD в настоящее время эксплуатируются Австрией и Испанией. Теперь доработанные варианты этой техники должны поступить на вооружение британской армии.

Являясь непосредственным развитием проекта ASCOD 2, Ajax наследует основные особенности его концепции, а также использует часть готовых агрегатов. Фактически «британское влияние» заключается в составе вооружения, бортового оборудования и некоторых иных узлов и агрегатов, связанных с решением поставленных задач. Также именно по желанию британских военных на базе существующего проекта были разработаны несколько машин различного назначения.


"Арес" на трассе полигона. Фото General Dynamics UK

Основным элементом проекта Ajax является универсальное гусеничное шасси с набором бронезащиты, на котором могут монтироваться различные боевые модули, специальное оборудование и т.д. Такое шасси представляет собой самоходную машину с классической для современной бронетехники компоновкой. В передней части корпуса располагается силовая установка с трансмиссией. В небольшом отсеке слева от нее находится отделение управления. Средняя и кормовая части корпуса отдаются под боевое и десантное отделение или специальное оборудование.

Силовая установка должна основываться на дизельном двигателе MTU немецкого производства мощностью порядка 600 л.с. С двигателем предлагается соединить автоматическую трансмиссию Renk 256B, аналогичную использованной на ASCOD/ASCOD 2. Гусеничная ходовая часть без изменений заимствуется из базового проекта. Она имеет по семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Предполагается, что использование силовой установки и ходовой части, аналогичных примененным в базовом проекте, позволит сохранить подвижность техники на прежнем уровне. Таким образом, максимальная скорость будет достигать 65-70 км/ч, а машина сохранит возможность преодолевать различные препятствия. Возможность плавания, как и ранее, не предусматривается.

Корпус предлагается оснащать комбинированной броней, обеспечивающей всеракурсную защиту от стрелкового . Кроме того, как и предшественники, Ajax/Scout SV получат набор дополнительных навесных модулей бронирования, обеспечивающих защиту от малокалиберных артиллерийских снарядов. Еще одним дополнительным средством защиты должны стать дымовые гранатометы с возможностью применения осколочных боеприпасов.


Командно-штабная машина Athena. Рисунок General Dynamics UK

Внутри корпуса планируется размещать места для двух или трех членов экипажа и нескольких десантников или других специалистов. Также предусматриваются места для установки боевых модулей разных типов, в том числе оснащенных дистанционным управлением. Все машины семейства должны получить унифицированные элементы электронного оборудования. Аппаратуру предлагается строить по открытой архитектуре и оснащать набором необходимых элементов. Предполагается, что машины смогут собирать данные с различных средств наблюдения и датчиков, хранить ее, а также передавать другим экипажам или командному пункту.

Все машины нового семейства будут иметь нормальную боевую массу на уровне 35-38 т. За счет использования дополнительного оборудования этот параметр может быть увеличен до 40-42 т.

Набор специального оборудования и вооружения будет зависеть от типа перспективной машины. Так, в варианте Ajax предлагается использовать двухместную башню с пушечным вооружением, разрабатываемую британским отделением компании Lockheed Martin. В новой башне планируется установить перспективное автоматическое орудие калибра 40 мм с телескопическим боеприпасом. Также башня получит современную систему управления огнем, прицельное оборудование, аппаратуру для ведения наблюдения и разведки и т.д. 245 машин «Аякс» будут строиться в трех конфигурациях, отличающихся друг от друга составом аппаратуры наблюдения и связи.


Разведывательно-инженерная машина Argus. Рисунок General Dynamics UK

Машины линейки PMRS/Ares предлагаются в качестве бронетранспортеров и иной техники со специальным оборудованием. От базового «Аякса» они отличаются отсутствием пушечной башни и иным составом оборудования. На крыше «Ареса», «Афины» и т.д. планируется устанавливать пулеметный боевой модуль с дистанционным управлением. Характерной чертой машины Ares является малый объем кормового десантного отделения: в нем располагаются лишь четыре места для бойцов с вооружением. По имеющимся данным, такая конфигурация бронемашины не является бронетранспортером в полном смысле слова и предназначается для доставки к месту выполнения задач небольших групп «специалистов» с необходимым оружием или вооружением. В частности, «Арес» будет использоваться для перевозки расчетов противотанковых ракетных комплексов.

Машины на базе PMRS будут отличаться друг от друга составом экипажа, электроники и т.д. К примеру, командно-штабная «Афина» получит экипаж из шести человек: водителя, командира и четырех специалистов, отвечающих за связь и управление. Эта линейка должна будет решать задачи поиска целей, обработки данных и, при необходимости, самостоятельно бороться с некоторыми целями, используя встроенное или переносное вооружение.

Любопытной особенностью проекта Scout SV/Ajax является подход к созданию ремонтных машин. Вместо единой БРЭМ проект подразумевает использование отдельных ремонтной и эвакуационной машин. Первая должна нести набор инструментов для обслуживания поврежденной техники, а вторая получит кран, системы вытаскивания и буксировки, а также иное оборудование для работы с поврежденной техникой на поле боя.


Ремонтная машина Apollo. Рисунок General Dynamics UK

К настоящему времени компания General Dynamics построила и испытала несколько опытных машин семейства Ajax. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера PMRS/Ares. Осенью 2015 года был показан опытный «Аякс» в конфигурации боевой машины с пушечным вооружением. В ближайшее время должны появиться несколько новых прототипов прочей техники семейства, успешное завершение испытаний которых позволит приступить к серийному строительству.

Сейчас занятые в проекте Ajax/Scout SV компании готовятся к началу серийного производства новой техники. Первые образцы машин, вероятно, будут построены на испанских предприятиях, после чего строительство развернется в Великобритании. По некоторым данным, британские предприятия возьмут на себя 80% сборочных работ, остальные 20% будут выполняться компаниями-субподрядчиками из других стран.

Строительство первой партии серийных бронемашин семейства «Аякс» должно начаться в следующем году. Это позволит передать первую партию заказчику в течение 2017 года. За несколько лет компания General Dynamics должна выйти на максимальные темпы производства, что позволит к середине следующего десятилетия построить 589 бронемашин. Поставки бронетехники новых моделей позволят заменить устаревшие машины семейства CVR(T) с заметным ростом боеспособности подразделений. Следует отметить, текущие планы по перевооружению имеют некоторые любопытные особенности, такие как непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа) и необычно малое количество десантников у Ares. Тем не менее, британские военные заказали именно такую технику, которая, по-видимому, полностью соответствует предъявляемым требованиям.

В настоящее время семейство бронетехники Ajax является главной надеждой сухопутных войск Великобритании. За следующие десять лет планируется поставить почти шесть сотен новых машин, которые придут на смену устаревшей технике. В дальнейшем возможен новый заказ подобной техники. Насколько удачным окажется планируемое обновление парка бронетехники – покажет время. В полной мере «Аяксы» смогут показать себя лишь к концу текущего десятилетия.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://military-today.com/
http://armyrecognition.com/
http://defence-blog.com/
http://thinkdefence.co.uk/
http://generaldynamics.uk.com/

Статьи для РСМД я упомянул о том, что хотел бы обсудить весьма заинтересовавший меня момент.
А именно семейство боевых бронемашин "Аякс" (ранее более известное как Scout SV, переименовали их недавно).

Дело в том, что я, ввиду своих скромных (еще скромнее, чем в других областях) познаний в сухопутке, их как бы сказать точнее... "не понимаю". Вот Т-15 - понимаю. Бронеамфибии КМП США по программе ACV - понимаю, иронизирую, но понимаю. Даже ныне закрытую БМП для Армии США весом за 80 тонн - понимаю. А "Аякса" - нет.
Счас постараюсь немного рассказать с картинками для тех, кто знает еще меньше меня о семействе.
Особо приглашаются к дискассу ak_12 , pfc_joker , ilya_kramnik (не придет небось), да и даже может сам bmpd навестит?)

Итак семейство "Аякс". Любим и жалуем.

Главная машина в семействе, собственно "Аякс".
Единственный из всех с башней, в которой стоит 40-мм пушка. Стабилизированная 40-мм пушка это хорошо конечно, можно обидеть все что угодно кроме танка, но есть вопросы - масса то 40 тонн. Непонятно с ПТУРом и активной защитой. То есть лезть в бой все же страшновато. Зато что есть - якобы много супер-сенсоров.
Экипаж 3 человека плюс возможен десант в виде еще одного гражданина. При отсутствии ПТУРа в башне это может быть доброволец с шайтан-трубой.

В общих чертах понятно - мы имеем бронированную разведывательную машину а-ля БРМ-3К «Рысь». Но начинаются вопросы - а зачем их маленькой британской армии аж 245 штук (в том числе 198 базовых "разведывательно-ударных", 23 наводчиков и 24 разведчиков - очевидно отличаются набором оборудования). Напомню, что ОБТ "Челленджер 2" у них меньше. Да что ОБТ - "Уорриоров" то четыре с половиной сотни базовых вроде.

"Арес". Бронетранспортер. Пулемет в дистанционно управляемой установке (и далее аналогичный).

Казалось бы все просто - гусеничный тяжелый бронетранспортер. Но - два человека экипажа и всего 4 десантника.
Назначение якобы состоит в том, чтобы доставлять надежно группы "специалистов". Но это же даже не пол-отделения!
Напомню, что экипаж "Рыси" состоит тоже из 6 человек, но при этом она еще и стреляет и в разведку может.
Их планируется закупить 93 (59 базовых и 34 "Formation Reconnaissance Overwatch", опять отличие в оборудовании).

Полезность этого устройства вообще вызывает серьезные сомнения. Вот если "Аякс" бы вез четверых человек, то к нему не было бы вопросов. Да и если у сорокатонного "бтр" с четыремя десантниками была бы пушка то и к ней бы не было.

"Аполлон". Бронированная эвакуационная машина.

Экипаж 4 человека. С ней в общем все понятно, разве что жаль - танк она явно не потянет. Планируют закупить 50 штук.
Но вопрос будет ниже:

"Атлас". Ремонтная машина. То есть классическую БРЭМ составляют они вдвоем. 38 машин.
Вопрос - а что очень нужна тыловая по сути машина на практически танковом шасси?

"Аргус". Инженерно-разведывательная машина.
51 штука. Учитывая, что она вроде должна уметь еще в разминирование, что хорошо, к ней нет вопросов.

"Афина". Обычная командная машина. 6 человек экипажа.
112 штук.
....
А что надо так много? Напомню, что Британская армия это очень сильно не китайская по численности.

Вот собственно надежда сухопутной армии Великобритании. Не танк, не БТР, не БМП. При этом тяжелый: нет в то, что на свои 40 тонн на него навешали брони я верю, но днище

что-то совсем не минозащищенное. Не модно-с.

И вот на этой странной штуке формируется две "ударные" бригады (вообще вопрос насколько "на них" - около пяти тысяч человек надо как то возить, небось на "Уорриорах"). Танков этим бригадам вряд ли дадут? так что "ударять" придется бронированными разведывательными машинам. Деклалируемая перенасыщенность разведывательными средствами это хорошо конечно, вызывает мысли о том, что ударной силой бригад должна стать наводимая авиация и артиллерия (особенно приятно наверно в ассимметричных войнах туземцев бомбить-с), но нельзя же делать бригады корректировщиков авиаударов и артогня?
Нет, покупали бы их полсотни (базовых) то не было бы вопросов. Но столько то зачем? Что правда нужна сотня командных машин? По одной на два танка и четыре БМП в армии?) Ремонтная машина на танковой базе отдельно от эвакуационной?

Не понимаю я чего-то, нужен мозговой штурм, зачем по сути специализированную машину (возможно хорошую даже) покупают как основную и что они будут с ней делать.

Боевая машина "Аякс" как надежда британской армии Главная машина в семействе, собственно "Аякс". Единственный из всех с башней, в которой стоит 40-мм пушка. Стабилизированная 40-мм пушка это хорошо конечно, можно обидеть все что угодно кроме танка, но есть вопросы - масса то 40 тонн. Непонятно с ПТУРом и активной защитой. То есть лезть в бой все же страшновато. Зато что есть - якобы много супер-сенсоров. Экипаж 3 человека плюс возможен десант в виде еще одного гражданина. При отсутствии ПТУРа в башне это может быть доброволец с шайтан-трубой. В общих чертах понятно - мы имеем бронированную разведывательную машину а-ля БРМ-3К «Рысь». Но начинаются вопросы - а зачем их маленькой британской армии аж 245 штук (в том числе 198 базовых "разведывательно-ударных", 23 наводчиков и 24 разведчиков - очевидно отличаются набором оборудования). Напомню, что ОБТ "Челленджер 2" у них меньше. Да что ОБТ - "Уорриоров" то четыре с половиной сотни базовых вроде. "Арес". Бронетранспортер. Пулемет в дистанционно управляемой установке (и далее аналогичный). Казалось бы все просто - гусеничный тяжелый бронетранспортер. Но - два человека экипажа и всего 4 десантника. Назначение якобы состоит в том, чтобы доставлять надежно группы "специалистов". Но это же даже не пол-отделения! Напомню, что экипаж "Рыси" состоит тоже из 6 человек, но при этом она еще и стреляет и в разведку может. Их планируется закупить 93 (59 базовых и 34 "Formation Reconnaissance Overwatch", опять отличие в оборудовании). Полезность этого устройства вообще вызывает серьезные сомнения. Вот если "Аякс" бы вез четверых человек, то к нему не было бы вопросов. Да и если у сорокатонного "бтр" с четыремя десантниками была бы пушка то и к ней бы не было. "Аполлон". Бронированная эвакуационная машина. Экипаж 4 человека. С ней в общем все понятно, разве что жаль - танк она явно не потянет. Планируют закупить 50 штук. Но вопрос будет ниже: "Атлас". Ремонтная машина. То есть классическую БРЭМ составляют они вдвоем. 38 машин. Вопрос - а что очень нужна тыловая по сути машина на практически танковом шасси? "Аргус". Инженерно-разведывательная машина. 51 штука. Учитывая, что она вроде должна уметь еще в разминирование, что хорошо, к ней нет вопросов. "Афина". Обычная командная машина. 6 человек экипажа. 112 штук. .... А что надо так много? Напомню, что Британская армия это очень сильно не китайская по численности. Вот собственно надежда сухопутной армии Великобритании. Не танк, не БТР, не БМП. При этом тяжелый: нет в то, что на свои 40 тонн на него навешали брони я верю, но днище что-то совсем не минозащищенное. Не модно-с. И вот на этой странной штуке формируется две "ударные" бригады (вообще вопрос насколько "на них" - около пяти тысяч человек надо как то возить, небось на "Уорриорах"). Танков этим бригадам вряд ли дадут? так что "ударять" придется бронированными разведывательными машинам. Декларируемая перенасыщенность разведывательными средствами это хорошо конечно, вызывает мысли о том, что ударной силой бригад должна стать наводимая авиация и артиллерия (особенно приятно наверно в асимметричных войнах туземцев бомбить-с), но нельзя же делать бригады корректировщиков авиаударов и артогня? Нет, покупали бы их полсотни (базовых) то не было бы вопросов. Но столько то зачем? Что правда нужна сотня командных машин? По одной на два танка и четыре БМП в армии?) Ремонтная машина на танковой базе отдельно от эвакуационной? Не понимаю я чего-то, нужен мозговой штурм, зачем по сути специализированную машину (возможно хорошую даже) покупают как основную и что они будут с ней делать.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды