Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Открытый урок на тему: "Структура Периодической системы химических элементов". Урок "периодический закон и периодическая система химических элементов" Урок по химии периодическая система менделеева

План-конспект урока химии (8 класс) по теме:
"Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Тема: Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды.

Цель: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.

Задачи: 1) образовательные:

а) повторить понятие «химический элемент», формы его существования и количественные характеристики, «амфотерность»;

б) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

в) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;

г) изучить периодический закон и закономерности периодической системы – периоды и группы;

2) развивающие:

а) развивать познавательный интерес учащихся;

б) развивать умение составлять формулы важнейших соединений и характеризовать положение химического элемента по периодической системе; Научить работать с таблицей Д.И.Менделеева

3) воспитательные:

а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;

б) сформировать понятие о периодическом законе как об основном естественном законе;

в) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.

1. Эвристическая беседа.

2. Лекционные фрагменты.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Это второй урок при изучении раздела «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: коллекция металлов и неметаллов, презентация

Словарь терминов: период, группа, периодичность, периодический закон.

Высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе:

«Посев научный взойдет для жатвы народной».

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна».

Что знать: 1) периодический закон;

2) структуру периодической системы.

Что уметь: 1) составлять формулы соединений;

2) характеризовать положение элемента в периодической системе.

2. На доске эпиграф к уроку: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение следующего большого раздела «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды». Периодический закон, сформулированный Д.И.Менделеевым, является фундаментом современной химии, путеводной звездой химии.

На уроке мы раскроем смысл периодического закона и осмыслим его закономерности. Давайте поставим перед собой конкретные задачи: «Что мы должны знать и что уметь к концу урока».

Обратите внимание на высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе и эпиграф к сегодняшнему уроку.

2. Актуализация опорных зун.

Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.

Фронтальная беседа

Что такое химический элемент? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)

В каких формах он может существовать? (в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)

На какие группы делят простые и сложные вещества?(металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

Приведите примеры существования химического элемента водорода (одиночные атомы в космосе, водород и вода).

Какие вы знаете количественные характеристики атомов? (валентность и относительная атомная масса)

Что такое валентность? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)

Что показывает атомная масса? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)

3. Изучение новой темы.

1) Опорные знания. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

Эвристическая беседа.

Определите принадлежность к металлам или неметаллам химического элемента на основе указанных свойств.

    Высшая валентность по кислороду 2. Простое вещество имеет характерный металлический блеск, проводит тепло и электрический ток, твердое, серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

    Высшая валентность по кислороду 4. Простое вещество имеет металлический блеск, жирное на ощупь, проводит тепло и электрический ток, твердое, темно-серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

    Высшая валентность по кислороду 1. Простое вещество проводит тепло и электрический ток, твердое, но легко режется ножом, имеет серебристо-белый цвет. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

    Высшая валентность по кислороду 6. Простое вещество плохо смачивается водой, желтого цвета, хрупкое, плохо проводит тепло и электричество. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

Амфотерность – это способность химических соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства, т.е. взаимодействовать и с основаниями и с кислотами.

Амфотерные соединения образуют следующие химические элементы: бериллий, алюминий, цинк.

Вопрос: простое вещество – алюминий – типичный металл. Давайте подтвердим амфотерные свойства гидроксида алюминия.

AlCl3 +3NaOH=Al(OH)3+3NaCl

Al(OH)3+ NaOH=NaAl(OH)4

Al(OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O

2) Естественные семейства элементов.

Обсуждение.

3) Предпосылки открытия периодического закона.

1)накопление фактологического материала;

2)работы предшественников Д.И.Менделеева;(слайды

3) личностные качества Д.И.Менделеева.(слайды

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.(слайды)

Периодический закон и строение атома.

1) формулировка периодического закона Д.И.Менделеева;(слайд)

2) современная формулировка закона.(слайд)

Периодическая система и строение атома.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева..

3) Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

В середине 19-го века было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Были известны способы определения атомной массы, но измеряли ее еще грубо. Для химиков это была трудная задача. Неверно были определены Ar многих элементов, но об этом тогда никто не подозревал.

Следовательно в 1868 году любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был получить такой ряд:

H Li B C N Be O F Na Mg Al Si P S Cl

1 7 11 12 14 14 16 19 23 24 27 28 31 32 35,5

Одних только фактов, которые были известны известны химикам до Менделеева, как бы их ни комбинировать не было достаточно, чтобы открыть один из величайших законов природы – периодический. Нужно было не только знать накопленный в течение многих веков химический опыт, надо было обладать гениальностью и особенно тонкой интуицией, чтобы охватить все знания и глубоко прочувствовать скрытую в них закономерность.

Но продолжая построение своей таблицы, Менделеев расположил свои карточки не совсем так.

На первой карточке были написаны название и атомный вес водорода. Вторую карточку с литием он поместил под ней. На третье место, рядом с литием он положил карточку, на которой было написано Be, 9 хотя в то время большинство химиков считали14.

И вот, что получилось у Менделеева: (слайд)

7 9 11 12 14 16 19

Na Mg Al Si P S Cl

23 24 27 28 31 32 35

Итак, в вертикальных рядах оказались сходные по свойствам элементы – семейства щелочных металлов и галогенов.

При таком расположении совершенно четко проявилась периодичность свойств элементов. В двух первых коротких периодах менделеевской таблицы правильно чередуются элементы по их атомному весу.

Коротко функции:

Систематическая;

Описательная;

предсказательная.

5) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Объяснительный рассказ.

В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Наиболее распространена короткая форма, состоящая из 7 периодов, 8 групп и 10 рядов.

Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В ней компактно представлен огромный объем химических знаний, их современная классификация и систематизация.

Система потому и называется периодической, что она представляет совокупность периодов. Каждый период содержит строго определенное число элементов, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

2 и 3 по восемь, 4 и 5 по восемнадцать – периоды близнецы.

4. Закрепление.

Самостоятельное заполнение в рабочей тетради с последующей проверкой.

    Подведение итогов.

    Эмоциональные оценки;

    Беседа: «Достигли ли мы результатов, поставленных задач?»

    Домашнее задание

    Все, что мы с вами сегодня узнали и чему научились, обязательно нам пригодится на всех последующих уроках.

Тема: Атомы химических элементов

Тип урока: Обобщающий.

Вид урока: Урок - презентация

Цели урока : Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала;

стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, мыслительные операции по систематизации знаний, умение быстро и четко формулировать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (настенная таблица, раздаточный материал на столы учащихся), схемы слайдов, компьютер, диапроектор, экран.

Пояснительная записка к уроку.

В настоящее время учителя составляют краткие конспекты к изучаемым темам или разделам. Эта работа помогает

    осмыслить большой фактический материал;

    выделить главные, существенные моменты темы;

    дать основные определения.

При обобщении темы необходимо осмыслить большое количество вопросов.

Как организовать урок, чтобы не тратить много времени на записи у доски, чтобы урок был наглядный, доступный, активизировал внимание учащихся.

С этой целью использую на уроках компьютерные презентации. Конечно много времени уходит на разработку презентации. Учителю необходимо выделить основные аспекты темы, вопросы и компактно расположить материал на слайдах. Продумать каждый шаг урока – вопросы учителя, предположить ответ ученика, появление отдельных символов на слайде (до или после ответа ученика).

Преимущества разработки уроков-презентаций в том, что отдельные слайды можно использовать при изучении каждого раздела.

ХОД УРОКА.

I . Тема урока.

Учитель начинает урок словами И. В. Гете (на экране на первом слайде)

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершит свой путь подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.

Знакомит учащихся с целью и задачами урока.

Задачи урока:

1. Закрепить понятия:

    относительная атомная масса;

    относительная молекулярная масса;

2. Систематизировать, обобщить, закрепить знания:

    о строении ПСХЭ;

    о строении атома;

    об изменении свойств элементов в периоде и группе;

    о типах химической связи;

3. Закрепить умение:

    определять координаты элемента в ПСХЭ;

    составлять схему строения атома и иона;

    выражать состав атома;

    записывать схему образования соединений с различным видом связи

Слайд – 3. Закрепить знания о структуре периодической системы химических элементов.

Учитель: Весь мир большой: жара и стужа, Найдется ль правило простое,

Планет круженье, свет зари – Что целый мир объединит?

Все то, что видим мы снаружи, Таблицу Менделеев строит,

Законом связано внутри. Природы ищет алфавит…

Е. Ефимовский

Сейчас мы с вами вспомним как выглядит большой многоквартирный дом, который построил Д. И. Менделеев. Кто живет в этом доме?

(Учитель задает вопросы. После ответов учащихся на слайде появляются символы, соответствующие правильному ответу.)

    Что такое период? Количество периодов в ПСХЭ.

    Какие бывают периоды? Почему они так называются?

    Что такое группа? Количество групп в ПСХЭ.

    Как делится каждая группа?

    Каждый химический знак в ПСХЭ обозначается своим химическим символом. Почему химические символы записаны различным цветом?

    Что взял Д. И. Менделеев за основу систематизации химических элементов?

    Что называется порядковым номером элемента?

Слайд – 4. Закрепить умение определять координаты элемента.

Учитель: Чтобы найти жильца в огромном доме необходимо знать его точный адрес.

К сожалению, на слайде дан неполный адрес. За 3 минуты определите по ПСХЭ недостающие координаты.

Работу выполняем по рядам: 1 ряд – первая строка, 2 ряд – вторая строка, 3 ряд – третья строка.

После выполнения задания ученики озвучивают ответ, символы появляются на экране. Учащиеся заполняют таблицу полностью.

Слайд – 5. Закрепить понятия относительная атомная и относительная молекулярная масса; закрепить умение вычислять значение относительной молекулярной массы.

Учитель: Жилец каждой квартиры имеет особую примету. Именно она сыграла роль при распределении квартир. Что это за примета? Укажите ее для жильца, проживающего в 1-ом подъезде на 5-ом этаже.

Ученик : примета - относительная атомная масса (определение) ;жилец – серебро;

А r (Ag) = 108 (Во время ответа ученика появляются символы слайда )

Учитель : Жильцы разных квартир очень дружны. Как правило, соседи часто собираются на корпоративные праздники, вечеринки, причем состав компании стараются не менять. (На экране формула фосфорной кислоты) . Что вы можете сказать о составе данной группы? Какая у них особая примета?

Ученик : Рассказывает о составе фосфорной кислоты, дает определение относительной молекулярной массы, объясняет, как вычислить относительную молекулярную массу данного соединения.

Слайд – 6. Закрепить знания о строении атома.

Учитель: Несколько последующих слайдов мы посвятим решению проблемы – каково внутреннее строение жильцов.

Из каких частиц они состоят? Какая координата в ПС влияет на их строение?

Ученик: Рассказывает о строении атома. (Чтобы ответ был полным и соответствовал слайду, учитель предлагает ученику план ответа)

    Что находится в центре атома?

    Как заряжено ядро?

    Какие частицы вращаются вокруг ядра?

    Какие частицы находятся в ядре?

    Чему равна величина заряда ядра?

    Как определить количество протонов в ядре?

    Как определить общее количество электронов, вращающихся вокруг ядра?

    Чему равно количество нейтронов в ядре?

Слайд – 7, 8 . Закрепить умение выражать состав атома.

Учитель : На экране при помощи различных цифр и букв представлена запись, отражающая состав атома одного из жильцов. Расшифруйте ее.

Ученик: Объясняет значение каждой цифры. Почему количество протонов и нейтронов указано в скобках?

Учитель: Вы уже очень легко ориентируетесь в большом доме - ПС. Укажите, пожалуйста, состав атома хлора, исходя из его местоположения.

(На работу дается 2-3 минуты. Затем появляется слайд, по которому ученики могут проверить свои записи).

Учитель: Сравните составы атомов? Кем они доводятся друг для друга?

Ученик: Находит общие и отличительные черты. Дает определение изотопов.

Слайд – 9 . Закрепить умение составлять и объяснять схему строения атома.

Учитель: Продолжаем изучать внутреннее строение атома. На экране указаны координаты проживания неизвестного жильца. Запишите схему его внутреннего строения. (2 мин) (Ученик, выполнивший задание первым, дает ответ. Учащиеся проверяют выполнение задания по записи на экране)

Учитель: Связана ли схема строения с координатами положения в ПС? Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы: Чему соответствует величина заряда ядра?

    Как определить количество энергетических уровней?

    Чему соответствует общее количество электронов на энергетических уровнях?

    Как вы определили количество электронов на последнем уровне?

Ученики отвечают на поставленные вопросы и дополняют схему.

Учитель: Рядом много электронов

Не живут определенно,

И уже на новый слой

Электрон восходит свой.

Число электронов от уровня к уровню возрастает. Как рассчитать наибольшее число электронов на данном уровне?

Слайд – 10 . Закрепить знания о связи строения атома с положением его в ПСХЭ.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что строение каждого атома зависти от его положения в ПС.

Соотнесите схемы строения атома и знаки химических элементов. На выполнения задания дается 3- 5 минут.

Слайд – 11. Изменение свойств атомов химических элементов в периодах.

    На экране представлены схемы строения атомов лития, бериллия, бора. Что общего между данными химическими элементами? (расположены в одном периоде)

    Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в периоде?

Слайд – 12. Изменение свойств атомов химических элементов в группах.

1. На экране представлены схемы строения атомов бора, алюминия, таллия. Что

общего между данными химическими элементами? (расположены в одной группе)

2. Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических

элементов в группе?

Слайд – 13. Образование ионов.

    Что означает запись на экране?

    Что называется ионом?

    Как называется положительный ион?

    Как называется отрицательный ион?

Слайд – 14. Схемы строения атомов и ионов.

    I вариант – записать схемы строения атома кальция и иона кальция.

    II вариант – записать схемы строения атома фосфора и иона фосфора Р 3-

    Что общего в схемах строения ионов?

    Приведите пример атома химического элемента, имеющего такое же строение.

Слайд – 15 . Виды химических связей.

    Что называется химической связью?

    Какие виды химической связи вам известны?

    Даны три элемента. Расположите элементы в порядке уменьшения электроотрицательности.

    Что называется электроотрицательностью?

    Что называется ковалентной неполярной связью?

    Назовите формулы соединений с ковалентной неполярной связью, образованные данными элементами.

    Что называется ковалентной полярной связью?

    Назовите формулы соединений с ковалентной полярной связью, образованные данными элементами.

    Что называется ионной связью?

    Назовите формулы соединений с ионной связью, образованные данными элементами.

    Что называется металлической связью?

    Назовите формулы соединений с металлической связью, образованные данными элементами.

Слайд – 16. Схема образования ковалентной неполярной связи.

Схему образования ковалентной неполярной связи рассматриваем на примере образования молекулы фтора.

Прокомментировать изображение на слайде.

Слайд – 17. Схема образования ковалентной полярной связи.

Схему образования ковалентной полярной связи рассматриваем на примере образования молекулы фтороводорода.

    Объясните механизм образования связи.

    Что общего и чем отличаются ковалентная неполярная и ковалентная полярная связи.

Слайд – 17 . Схема образования ионной связи.

Схему образования инной связи рассматриваем на примере образования фторида натрия.

Слайд – 17 . Схема образования металлической связи.


Тема: Структура периодической таблицы элементов
Задачи:
- дать понятие о структуре периодической системы, группах, периодах;
- продолжить развитие навыков и умений сопоставлять, работать самостоятельно;
- воспитывать чувство национальной гордости.
Мотивация и целеполагание:
«У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза».
Д.И. Менделеев
Изучение нового материала:
Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20. По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?
Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.
Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.
По вертикали химические элементы тоже «живут» друг под другом. Эти вертикальные ряды называются группами. В этих вертикальных группах химические элементы имеют сходные свойства. Этих групп всего 8.
Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной и побочной. Главную подгруппу еще называют группой А, в нее входят элементы малых и больших периодов. Побочную подгруппу называют еще группой В, в нее входят элементы только больших периодов.
Давайте рассмотрим главную подгруппу I группы, в нее входят Li, Na, K, Rb, Cs, Fr. Это подгруппа лития, ведь литий в ней первый. Побочная подгруппа этой группы образована Cu, Ag, Au, поэтому ее называют подгруппой меди.
Кроме короткопериодной таблицы Д.И. Менделеева, которая у вас в учебнике, есть еще и длиннопериодный вариант (см. рис. 25)
Всего в таблице 114 химических элементов и подобно тому, как 33 буквы алфавита образует множество слов, так и 114 химических элемента образует множество веществ.

Обобщение и систематизация знаний:
Что называется периодом? Сколько химических элементов включают 1, 2 и 3 периоды? Сколько элементов в больших периодах?
Что называется группой периодической системы? Что говорят буквы А и В после номера группы?
Чем отличаются большие периоды от малых?
Закрепление и контроль знаний:
Назовите элементы IVA и VIB групп.
Прямыми линиями выделите ряды, где находятся: а) элементы одного и того же периода; б) элементы одной и той же группы.
Be Al ClN O Ne
Mg P Ar P Be NaCa Li H As He S
Найдите в каждом ряду один из элементов, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов.
а) H, He, Ne, Arб) H, Li, Be, B
в) Fe, Co, Ni, Arг) F, Cl, Mn, Br
Ответы: а) H; б) H; в) Ar; г) Mn.
Выберите группы сходных элементов:
а) Na, Ca, O
б) Ne, Ar, He
в) F, Cl, Br
г) P, В, Li
Ответы: б; в.
Рефлексия и подведение итогов:
Игра «Ярче всех!».
Учащимся раздаются листочки с набором «звезд» разной величины по количеству изученных понятий и предлагается вписать то, что больше всего запомнилось, в «звезду» соответствующе величины; то, что меньше – соответственно, меньшей величины.
Затем данные листочков обрабатываются несколькими учащимися и выявляется «самая ярка звезда» этого урока, самое усвоенное понятие.
Домашнее задание:
I уровень: §5, упр. 5;
II уровень: §5, упр. 5; + доклад «Открытие периодической таблицы элементов».


Приложенные файлы

Разделы: Химия

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…”

(А.С.Пушкин)

Цели урока.

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по изученной теме. Учащиеся должны знать терминологию по теме “Периодический закон”, строение периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (ПСХЭМ) и строение атома, значение периодического закона. Уметь по электронной формуле атома определять химический символ элемента, положение его в ПСХЭМ, работать самостоятельно и коллективно, выделять главное, сравнивать, делать выводы и прогнозы.

Оборудование.

Портрет Д.И.Менделеева, электронная ПСХЭМ, карточки с заданиями, конверты с заданиями, жетоны для оценивания ответов (Подготовленные для печати карточки расположены в приложениях <Приложение1> – <Приложение4> , цитаты к домашнему заданию расположены в <Приложении5> ).

Ход урока

(1 минута)

Учитель. Добрый день, ребята и гости! Ребята, будьте внимательны и сосредоточены! Наш урок посвящен периодическому закону, ПСХЭМ и строению атома. Начнем урок.

1. Разминка. (Работаем с таблицей элементов)

(4 минуты)

  1. Какой элемент не имеет “постоянной прописки” в таблице? (Н)
  2. Какой элемент назван в честь России? (Рутений)
  3. Какой элемент “говорит”, что он, это не он. (неон)
  4. Какой элемент обречён на вечные муки?... историки (Тантал)
  5. Какой элемент настоящий гигант? (Титан)
  6. Какой элемент вращается вокруг солнца?
  7. Какой элемент назван в честь Д.И. Менделеева? (101Менделевий)

Элемент №101 был впервые получен в начале 1955 г. в Радиационной лаборатории Калифорнийского университета группой американских ученых.

Какую формулировку Периодического закона дал Д.И. Менделеев?

Как звучит современная формулировка закона?

Конечно, вклад Д.И. Менделеева в развитие химии огромный, но он работал над проблемой классификации элементов не в одиночку. И до него, и после него были сделаны открытия, позволившие раскрыть сущность закона и подтвердить те данные, которые Менделеев мог только предполагать.

2. Ученые-химики.

(на доске - портреты ученых)

  1. До сих пор используется модель атома, предложенная в 1911г. Какой ученый её предложил? (Эрнест Резерфорд, шотландец по происхождению, один из 12 детей)
  2. Ирландский ученый, предложивший назвать частицы, переносящие электричество – электронами. Греч. – “янтарь” (1891 г Джордж Джонстон Стони)
  3. Английский и французский учёный, доказавшие, что электроны отрицательно заряжены. (Джозеф Томсон и Жан Перрен)
  4. Один из них вычислил скорость электрона и его массу. (300 тыс. км/с, в 2 тыс. раз легче водорода). (Джозеф Томсон)

Вопрос классу. Что является графическим изображением периодического Закона? (Периодическая таблица Д.И. Менделеева)

3. Экспресс-экзамен.

(Учитель поочередно предлагает ученикам карточки с вопросами. Каждый ученик должен ответить один раз. За правильный ответ – жетон определенного цвета, ответ неполный – жетон другого цвета, неверный ответ – жетон-штраф).

1. Какую информацию о строении атома даёт…:

(вопрос на доске пишется тем же цветом что и карточки)

2. Как определить, пользуясь таблицей Менделеева…

(цвет вопроса тот же что и карточки)

4. Работа с электронной таблицей и у доски.

(10 минут)

Учитель. Теперь проверим на практике, как вы умеете применять свои знания.

(Задание выполняют по 2 ученика на доске, остальные в тетрадях- число, тема, № урока)

После сделанного задания ученик подходит к электронной таблице и показывает элемент, класс проверяет правильность записи на доске. На электронной таблице отображается строение атома.

  • Записать строение атома с №6 №9
  • Усложняем задание + 12)2)) …)2))5
  • И ещё сложнее – масса нейтронов = массе протонов=20. Написать строение атома.

Учитель. Итак, экзамен вы сдали, я ваши знания проверила. А теперь вы проверьте работу одного ученика (запись на доске).

1S 2 2S 2 2P 7 1S 2 2S 2 2P 6 3S

С проверкой справились. А вот с шифровкой справитесь? (учитель раздаёт на каждую парту одну шифровку – работа в парах.) Показать расшифрованный элемент на электронной таблице.

ШИФРОВКИ:

Учитель. Ребята, вы отлично справились и с этим заданием.

5. Игра “Путаница”

1. Отличаются, химического, нейтронов, элемента, изотопы, числом, одного.

(Изотопы одного химического элемента отличаются числом нейтронов..)

2.Атома, положительно, ядро, заряжено. (Ядро атома заряжено положительно.)

3. Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из.

(Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)

4. Ядра, определяется, масс, и, масса, протонов, атома, нейтронов, суммой.

(Масса ядра атома определяется суммой масс протонов и нейтронов.)

5. Равно, в, число, числу, электронов, протонов, атоме.

(Число электронов в атоме равно числу протонов.)

6. Числом, ядра, заряд, протонов, атома, определяется.

(Заряд ядра атома определяется числом протонов.)

6. Физкульт. – минутка. “Живые элементы”

Представим на минутку, что вы – это химические элементы.(раздаются карточки с химическими символами, которые дети готовили на первых уроках)

– Ну-ка, встаньте дружно в ряд - металлический отряд!

А теперь отряд постройся так, чтоб радиус разросся!

Самый сильный где металл?

Вопросы команде за партами –

Назовите особенности строения атомов металлов.

А теперь предстань пред нами неметаллов дружный ряд.

Как построиться прилично, чтобы свойства увеличились?

Самый сильный окислитель - ?

Вопросы команде за партами –

Назовите особенности строения атомов неметаллов.

7. А теперь играем в “да - нет - ку”.

(3 минуты)

(если предложение верно – пишем “+”, если неверно – “-”)

  1. Годом открытия Д.И.Менделеевым периодического закона считают 1834г. (-)
  2. Физический смысл порядкового номера химического элемента в том, что он определяет атомную массу элемента. (-)
  3. Число протонов в ядре атома равно числу электронов; (+)
  4. Металлические свойства слева направо ослабевают; (+)
  5. Принцип заполнения электронами энергетических ячеек предложил химик Паули (+)

САМОПРОВЕРКА

(2 минуты)

(ответы на доске, спрятаны за “чистым” листом)

А вот ответ на первый вопрос диктанта. На лист заранее нанести реактив – KCNS и из пульверизатора распределить хлорид железа (III), 1869 год – год открытия закона.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

(2 минуты)

- Сделайте вывод об изменении свойств элементов в пределах одного периода.

- Сделайте вывод об изменении свойств элементов в пределах одной группы.

- Как взаимосвязаны изменения свойств элементов и способность отдавать или принимать электроны?

Эта закономерность будет составлять основу нашей следующей темы – “Химическая связь”.

Домашнее задание – найти высказывания известных людей о значении Периодического закона

Выставление оценок, комментарии, оценка урока учащимися.

Ребята, спасибо за урок! Я закончу его строками из стихотворения С.Щипачева “Читая Менделеева”:

“Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится, мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай”.

Тема: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы. Самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации- формирование знаний о периодическом законе Д. И. Менделеева, на основе строения атома.

Образовательные

– раскрытие сущности периодического закона Д.И. Менделеева – как объективного закона природы, разъяснять структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строение атома и периодическим законом.

Развивающие:

Развивать умение предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ, работать с учебником, раздаточным материалом, умение работать в парах, группах, развитие речи, развитие навыков саморегулирования и метапознания, развитие критического мышления;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед собой и одноклассниками за результаты своей деятельности; формирование социально активной самостоятельной личности, стремящейся к самопознанию, самореализации, самовоспитанию.

Оборудование:

    Учебник «Химия – 8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Жексембина.

    Дидактический материал «Химия в таблицах» М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова.

    Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    Компьютер и проектор.

    Презентация к уроку.

    Раздаточный материал- информационные листы (приложение 1), листы-самооценки, (приложение 2), карточки с заданиями для групп, ватман, цветные стикеры, фломастеры.

Обучающиеся должны знать:

    Понятия «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «периоды-большие и малые», «группа, подгруппа- главная и побочная» «периодичность»;

    Периодический закон Д.И. Менделеева;

Обучающиеся должны уметь:

    Предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева;

    определять изменение свойств по периоду и по группе.

Обучающиеся приобретают навыки

Организации самостоятельной, коллективной деятельности;

Использования ИКТ;

Осуществления поиска и обработки информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие учителя. Распределение детей по группам. Выбор спикера.

2.Психологический настрой. (слайд №1)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Сообщение преподавателем темы урока. (слайд №2)

II. Стадия вызова. (10 мин.)

1.Постановка собственных целей обучения. Для организации деятельности обучающихся по целеполаганию, учитель ставит проблему. (слайд №3)

ПРОБЛЕМА:

Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже около 150 лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И сейчас Периодический закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых элементов.

2. Приём КМ «корзина идей». Ученики, опираясь на ранее полученные знания, (состав и строение атома, классификацию химических элементов) систематизировали информацию для изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Обучающие формулируют цели урока. (слайд №4)

3. Актуализация знаний «Толстые и тонкие вопросы». (слайд №5)

«Тонкие вопросы»

Что такое химический элемент?

На какие группы делятся элементы?

От каких частиц зависит заряд ядра?

От каких частиц зависит масса атома?

Какое строение имеет атом?

Найдите химический элемент, у которого округленная атомная масса равна 23, и ядро атома содержит 11 протонов.

«Толстые вопросы»

Объясните почему в ядре сосредоточена основная масса атома?

Чем можно объяснить различия между металлами и неметаллами?

Что будет, если атом магния потеряет два электрона?

В чём различие между натрием и кислородом?

III.Этап осмысления. (25 мин)

1.Получение новой информации. Использование ИКТ (презентация учителя). (слайд №7-12)

Работа в группах. (15 мин).

Обучаемые получают карточки с заданиями. Для оценивания работ, учитель, совместно с детьми разрабатывают критерии: 1) соответствие работ (презентаций групп) целям урока; 2) полнота раскрытия темы; 3) умение отвечать на вопросы; 4) аккуратность и эстетичность; 5) чёткое распределение ролей при защите; 6) культура речи – владение химическими терминами и понятиями. (слайд №6)

1 группа. Краткая история открытия периодического закона. Сведения об открытии новых химических элементах.

2.группа. Периоды-малые и большие.

3.группа. Группы, подгруппы – главные и побочные.

2.Осмысление содержания. (10 мин) Группы презентуют продукт всему классу. Отвечают на вопросы. Называют понятия, дают определения, определяют периодичность в изменении свойств по периоду и по группе. Ответы учеников проверяются по слайдам. После выступления групп, учитель просит уценить группы друг друга при помощи стикеров.(слайд №13)

3.Тест для первичного закрепления. (4 мин.) (слайд 13-16)

IV.Рефлексия. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся высказаться о том, что нового они узнали сегодня на уроке, и отметить свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния». (слайд №17)

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы. Объявление результатов формативного оценивания. Учащиеся заносят свои оценки в листы самооценивания.

V. Информация о домашнем задании. (1мин.) Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию. Учебник химии 8 класса § 37-38 упражнения 8,9 стр.169.

Приложение1.

К середине XIX в. было известно более 60 химический элементов. Естественно, что предпринимались попытки их классифицировать. Еще в 1829г. Доберейнер предложил ввести триады, т.е. сгруппировать элементы по 3 с близкими свойствами, например Cl, Br, I. Однако, Доберейнер смог найти всего 4 триады. В 1849г. Гесс предложил свою классификацию, недостатком которой было то, что он классифицировал только неметаллы.

В 1862г. Шанкуртуа предложил расположить элементы по спирали, нанесенной на цилиндр. При этом элементы со сходными свойствами располагались друг под другом, но эта попытка осталась не замеченной.

В 1864г. Лотер Мейер предложил систему элементов, которая практически соответствовала периодической системе. Заслуга Менделеева в том, что в отличии от всех своих предшественников в основу своей классификации он положил открытый им периодический закон, а периодическая система является просто удобной графической интерпретацией. В отличие от своих предшественников Менделеев не только расположил элементы в определенном порядке, но и предсказал свойства тех элементов, который к моменту открытия периодического закона были еще неизвестны. Он оставил в своей таблице пустые клетки для неоткрытых еще в то время новых химических элементов. Так 1 марта 1869г. была составлена, вначале фрагментарно, а потом и полностью, первая таблица – система элементов.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. За период 1869-1886 гг. были открыты три предсказанных элемента: галлий (П. Э. Лекок де Буабодран, Франция, 1875 г.), скандий (Л. Ф. Нильсон, Швеция, 1879 г.) и германий (К. Винклер, Германия, 1886 г.). Открытие первого из этих элементов, подтвердившее правильность прогноза великого русского ученого, вызвало у его коллег только интерес и удивление. Открытие же германия стало подлинным триумфом Периодического закона. К. Винклер писал в статье «Сообщение о германии»: «Не подлежит больше никакому сомнению, что новый элемент есть не что иное, как предсказанный Менделеевым за пятнадцать лет до этого экасилиций. Ибо едва ли может быть дано более убедительное доказательство справедливости учения о периодичности элементов, чем воплощение бывшего до сих пор гипотетическим экасилиция, и оно представляет собой поистине нечто большее, чем простое подтверждение смело выдвинутой теории, - оно означает выдающееся расширение химического поля зрения, могучий шаг в области познания».

Периоды – горизонтальные строки химических элементов.

Группы – вертикальные столбцы химических элементов.

Подгруппы – А - главные (s- и р-элементы) и В - побочные (d- и f-элементы).

Номер периода – номер внешнего энергетического уровня в электронной формуле атома элемента.

Номер группы (для большинства элементов) – общее число валентных электронов (электронов внешнего энергетического уровня, а также предпоследнего d-подуровня, если он застроен не полностью).

Число элементов в периоде – максимальная емкость соответствующего энергетического уровня:

1 период – 2 элемента (1s2)

2 период – 8 элементов (2s22p6)

3 период – 8 элементов (3s23p6)

4 период – 18 элементов (4s23d104p6)

5 период – 18 элементов (5s24d105p6)

6 период – 32 элемента (6s24f145d106p6)

7 период – не завершен

Приложение 2.

Лист самооценки_______________________________

Интеллектуальная разминка

Личный вклад в работу группы.

Ответы на вопросы

Оценка работы группы

Критерии оценивания личного вклада в работу группы.

1. Активно работал в группе.

2. Выполнял свои обязанности.

3. Соблюдал культуру общения.

Рефлексивный отчёт по уроку

«Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Урок проводился в 8 классе. Учащихся в классе -14. Все одного возраста. Дети очень активные и любознательные. На изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» отводится 14 часов. Это третий урок. Знания, полученные на данном уроке необходимы для понимания обучаемыми взаимосвязи между строением атома и положением элемента в ПСХЭ. К уроку поставлена общедидактическая цель - создать условия для получения новой учебной информации. Урок строился на самостоятельной работе учеников через использование технологии критического мышления.

Для актуализации опорных знаний использовалась интерактивная доска, таким образом, дети были вовлечены в активную работу. Параллельно шла диалоговая речь, так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока:

Познакомиться с историей открытия периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

Изучить группы химических элементов

и подгруппы-главная, и побочная;

Изучить периоды –большие и малые.

На этапе вызова, чтобы определить задание группе, я создала проблемную ситуацию. Для организации работы с текстом, для систематизации информации помог прием "Корзина идей». Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из собственного опыта и ранее полученных знаний. Так ученики перешли к осмыслению новой информации: изучить периодический закон Д.И. Менделеева, структуру периодической системы, значение периодического закона для открытия новых химических элементов.

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа. Уверена, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики при презентации своих работ свободно оперировали понятийным аппаратом. На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи.

На уроке учитывался уровень обучаемости: более сильные ученики воспользовались дополнительной литературой кабинета и использовали данные для презентации своих работ. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением химии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы.

Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Таким образом, содержание урока эффективно работало на выполнение поставленных целей. Групповая работа помогла включиться каждому в активную познавательную деятельность, и от того, что ученик узнает работая в группе, зависит то, как он будет обосновывать доказательства при защите проекта, давать четкие и полные ответы. Моя функция учителя состояла в управлении познавательной деятельностью групп учащихся.

На уроке применялся комплекс методов:

Репродуктивный – чтение текста учебника, выделение главного, консультация учителя;

Объяснительно-иллюстративный – поиск необходимой информации, обмен информацией с другими по изученному вопросу;

Частично – поисковый – выявление причинно – следственных связей, между положением химического элемента в ПС и его свойствами.

Исследовательский – презентация своих работ.

На уроке были промежуточные и конечные результаты. Промежуточные были видны после заполнения листов оценивания. Конечный результат – на этапе рефлексии. Ученики выставляли себе оценку в оценочный лист, согласно критериям. Взаимооценивание групп также осуществлялось по критериям, разработанными учениками. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучения, система контроля эффективно работали на достижение поставленных целей, о чем свидетельствует и проведенная рефлексия. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия помогла ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.

3.Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе

НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Включайся в дискуссию
Читайте также
Чтение и огласовки в иврите
Уральская семья народов Удмуртский язык в составе уральской языковой семьи
Русско - итальянский разговорник