Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пилот пауэрс когда сбит. Прерванный полет гарри пауэрса

Ни Советский Союз, ни Россия с Соединёнными Штатами не воевали. Однако в Центральном музее Вооружённых сил в Москве вот уже более полувека выставлены обломки уничтоженного советскими военными американского военного самолёта.

Горячий эпизод «холодной войны» произошёл 1 мая 1960 года, когда весь советский народ отмечал праздник Международной солидарности трудящихся.

Но для советских сил ПВО, высшего военного командования и членов Политбюро день этот выдался по-настоящему жарким.

В 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР на высоте 20 км в воздушное пространство вторгся самолёт-разведчик U-2.

Этот «гость» советским военным был уже хорошо знаком, ибо визиты без приглашения он и его «собратья» совершали с июля 1956 года.

U-2, чудо американской техники, был напичкан разведывательной аппаратурой и специально создан для шпионских миссий на территории СССР. Самолёт компании «Локхид» летал на высотах свыше 20 километров и считался практически неуязвимым и несбиваемым.

Эмоциональный и импульсивный советский лидер Никита Хрущёв приходил в ярость после каждого сообщения о новом визите U-2. Все протесты советской стороны Соединённые Штаты объясняли «распространённой в СССР шпиономанией».

И действительно, как доказать национальную принадлежность самолёта, до которого не могут дотянуться средства ПВО?

Охота на «неуязвимого»

А самолёты-разведчики продолжали путешествовать над Советским Союзом, поставляя в Вашингтон информацию о военном и промышленном потенциале СССР.

Вот и 1 мая 1960 года U-2, поднявшись с базы в пакистанском Пешаваре, собирался пролететь по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск, после чего приземлиться на базе Буде в Норвегии.

Как и в предыдущих случаях, с советских аэродромов поднимались самолёты-перехватчики, которые никак не могли достать нарушителя.

По маршруту следования U-2 нашли только один советский самолёт, который способен был догнать нарушителя на 20-километровой высоте — Су-9, находившийся на аэродроме близ Свердловска. Однако самолёт этот перегонялся с авиазавода, не имел вооружения, а пилот его не имел костюма для полётов на подобных высотах.

Тем не менее, военное командование выдвинуло план — лётчик на Су-9 настигает U-2 и идёт на таран.

В этих условиях у советского пилота не оставалось ни шанса на выживание. Лётчик Игорь Ментюков , которому была уготована участь камикадзе, имел право отказаться — в конце концов, дело происходило не в военное время. Однако пилот, попросив только позаботиться о его семье (жена Игоря в этот момент ждала ребёнка), отправился в погоню.

К сожалению или к счастью, но точно навести Су-9 на цель не удалось. Истратив топливо, самолёт вернулся на аэродром.

Но уверенность в собственной неуязвимости лишила американцев осторожности. U-2 пролетал в зоне действия новейшего зенитно-ракетного комплекса С-75 «Двина». У этого комплекса была серьёзная слабость — небольшая дальность поражения, не превышавшая 30 километров.

Но в 8:50 утра разведчик оказался в зоне поражения «Двины», входившей в состав 2-го зенитного ракетного дивизиона под командованием майора Михаила Воронова .

В 8:53 U-2 был сбит. Но несовершенство техники не позволило сразу определить, что цель поражена. В результате был произведён второй залп, который пришёлся по одному из советских истребителей, преследовавших нарушителя. Так погиб советский лётчик Сергей Сафронов .

Откровения парня из Кентукки

В это время пилот нарушителя благополучно приземлился в деревне Косулино Свердловской области, где колхозники собирались отмечать Первомай. Поначалу пилота приняли за своего, но тот произнёс фразу на непонятном языке, и это насторожило местных.

Фотография Пауэрса в СССР. Фото: Commons.wikimedia.org

Лётчика доставили в контору местного совхоза, предварительно отобрав найденные у него пистолет и нож. Впрочем, неизвестный вёл себя мирно, не сопротивлялся и предпочитал молчать.

По звонку колхозников прибыли военные, которые и отправили живой «трофей» в Москву.

30-летний американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс хранил молчание лишь до тех пор, пока не оказался в руках официальных лиц. Дальше он стал говорить охотно и откровенно.

Сын шахтёра из штата Кентукки после окончания колледжа подался в армию, где после окончания школы ВВС готовился к участию в Корейской войне. Однако на фронт Пауэрс не попал по причине аппендицита, после чего вместо Кореи служил на различных базах ВВС США.

Там его, опытного пилота, и завербовало ЦРУ. Пауэрс честно признался, что пошёл в пилоты-разведчики из-за денег. Вместо 700 долларов, которые он получал в ВВС, он стал получать 2500 долларов. За такой оклад можно было и рискнуть.

Хотя в подразделении «10-10», осуществлявшем полеты над территорией СССР, были убеждены, что риск минимален — U-2-то неуязвим. Ошибочность этой теории Пауэрс понял, только раскачиваясь под куполом парашюта над Уралом.

Играть в героя, умирающего за Америку, Пауэрс не захотел. Оказавшись на земле, пилот не стал ни палить в местных жителей из пистолета, ни пытаться подкупить их при помощи советских денег, которыми его предусмотрительно снабдили. Более того, при обыске он выдал отравленную иглу, которая была спрятана в воротнике его лётного костюма. Игла с ядом кураре предназначалась для пилота, дабы он «не угодил в лапы КГБ».

Вот вы и попались, господин Эйзенхауэр!

Никита Хрущёв ликовал — в его руках оказались не только обломки американского самолёта-разведчика, но и пилот, который честно признаётся в своей шпионской деятельности.

Американская сторона после исчезновения самолёта запустила заранее заготовленную легенду — рейсосуществлялся НАСА в научных целях и пропал над территорией Турции из-за технических проблем.

Никита Хрущёв в своём официальном выступлении объявил — над СССР сбит американский самолёт-шпион. Но при этом о том, что лётчик жив, ничего говорить не стал.

Для этой ситуации у ЦРУ тоже был заготовлен ход. В западных СМИ началась кампания на тему того, что помешанные на шпиономании русские уничтожили самолёт НАСА и погубили мирного учёного.

34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. Фото: Commons.wikimedia.org

С заявлением такого содержания выступил и президент США Дуайт Эйзенхауэр.

И здесь настал час триумфа Хрущёва — миру предъявили живого пилота Пауэрса, который журналистам всего мира поведал, кто он, откуда и что за «метеорологические исследования» американцы вот уже четыре года проводят над территорией СССР.

Это была даже не пощёчина. Такого унижения Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны, не испытывал за всю свою жизнь.

У Эйзенхауэра была репутация честного человека, и он не раз спрашивал у руководства ЦРУ — а что будет, если русские нас поймают? В ЦРУ, как ни удивительно, полагались на то, что такого никогда не произойдёт.

И теперь, по милости разведчиков, репутация Эйзенхауэра была разрушена в один момент.

Президент США сорвался — в очередной речи он не стал приносить извинений, а пообещал продолжить разведывательную деятельность против СССР.

Посмертная награда

В этом проявилась сущность Америки, которая многие десятилетия существует в убеждении, что ей можно больше, чем другим. В Вашингтоне полагали, что имеют право окружить СССР военными базами и отправлять самолёты-разведчики в воздушное пространство Советского Союза. А вот когда разведчика сбивают, да ещё тыкают им в нос — это оскорбление Соединённых Штатов, нарушение мирового порядка и международных норм!

Никита Сергеевич Хрущёв, убедившись, что Эйзенхауэр извиняться не собирается, высказал в адрес США немало тёплых слов, и наметившееся было потепление в отношениях двух стран сменилось новым охлаждением. Было сорвана встреча в верхах.

Что касается самого Гэри Пауэрса, то его судили показательным судом, приговорив к 10 годам лишения свободы за шпионаж, и отправили отбывать наказание в знаменитый «Владимирский централ».

Отсидел он полтора года, а затем был обменян на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель ).

Возвращение Пауэрса на Родину не было триумфальным — многие открыто бросали ему обвинения в предательстве. Пауэрс, завязав со шпионской деятельностью, продолжал работать пилотом.

1 августа 1977 года вертолёт агентства радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе, который пилотировал Пауэрс, работал на съёмке лесных пожаров. При возвращении на базу произошёл отказ техники, и вертолёт разбился. Эксперты, расследовавшие аварию, установили, что у Пауэрса был шанс спастись, однако он принял решение увести падающий вертолёт от площадки, где играли дети.

О Пауэрсе вспомнили в начале XXI века, когда на его родственников обрушился целый поток посмертных медалей. В 2012 году его наградили третьей по значимости американской наградой — «Серебряной Звездой» — за то, что Пауэрс «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Как все было на самом деле, в США успели позабыть, а «Серебряная Звезда», которой Пауэрс был награждён посмертно, — это тоже эксплуатация в целях пропаганды, только теперь уже современной американской.

Программа разведывательных полётов U-2 над территорией СССР была свёрнута. С появлением спутников-шпионов необходимость в ней резко уменьшилась.

А Соединённые Штаты история с самолётом-разведчиком, сбитым 1 мая 1960 года над Уралом, ничему не научила.

Принцип «Нам можно то, что нельзя другим» по прежнему определяет американскую политику на мировой арене.

КАК СБИЛИ ПАУЭРСА

Дополнение к истории самолета-разведчика U-2

С большим интересом я познакомился со статьей от 30.04.03 в «Отечественных записках» (газеты «Советская Россия»). Писатель Клара Скопина приводит многие подробности этого события сорокалетней давности.

Целый ряд фактов мне был известен ранее, но они «грешили» неточностями. А некоторые не были известны, поэтому представить картину этого боя в деталях не удавалось. Статья Скопиной позволяет сделать это с достаточной ясностью, поскольку целый ряд фактов известен из воспоминаний самого Френсиса Пауэрса, из анализа воздушной обстановки на основе знаний технических особенностей систем ПВО и самолета-разведчика U-2.

Пауэрс стартовал с секретной базы в Пакистане (а не с базы Инжирлик в Турции, как заявляли американцы, о чем указано в статье Скопиной, - вот почему, в частности, его засекли над Афганистаном - он шел оттуда). Конечно, он не был обычным «военным летчиком», а потому и «военнопленным», каким его старались представить американцы. Это был разведчик, тщательно подготовленный во всех отношениях, подготовленный и на случай пленения. Если во время войны всех пилотов на авианосцах инструктировали по правилам поведения в плену, то что же говорить о кадровом разведчике, выполняющем особо секретную миссию! В то же время Пауэрса наверняка не посвятили и в некоторые секреты полета, просто чтобы он их не выдал. Взлет Пауэрса был немного задержан из-за того, что ждали личного приказа президента США Эйзенхауэра! Вопрос о его посылке решался на самом высоком уровне, самыми «высокопоставленными» и, надо сказать, «высокоподставленными» лицами (советники и советчики Эйзенхауэра его здорово «подставили»). Здесь все было покрыто тайной и плотной завесой лжи, которая преподносилась, как правда. Поэтому многим вещам, прежде всего показаниям Пауэрса, не стоит особенно верить. Например, гонорар его за эти полеты скорее всего был существенно больше, чем он заявлял (якобы 2500 долларов). Кое-что в показаниях он просто мог «наплести для вида», чтобы показать, что готов к сотрудничеству, и скрыть за этой ложью значимые факты (ему были даны четкие указания врать по тем фактам и деталям, которые не поддаются проверке, и правдиво сообщать второстепенные факты, скрывая за ними главные)... Но и следователи - не дураки, они допрашивают с изуверской дотошностью и неверием, и им скоро становится понятно, где «липа», где «пустышка», а где «интересная вещь»... Пауэрсу пришлось «раскошелиться»: пойманный с поличным, как шпион-нарушитель международного права, он вынужден был дать ответы на вопросы, которые ему задали. Вот о чем его не спросили, он, конечно, скромно умолчал.

Конечно, хозяева Пауэрса во многих вещах «прокололись», многого не предусмотрели. В частности, переоценили возможности Пауэрса покончить жизнь самоубийством в случае неудачи. Они рассчитывали на безнаказанность полета самолета на большой высоте с большой скоростью. А скорость в 700-750 км/час была значительной - километр самолет пролетал за 5 секунд. Такая скорость позволяла за 2-4 минуты пройти зону поражения тех же зенитно-ракетных дивизионов (ЗРДН) 75-го комплекса (конструктора Грушина, система управления Расплетина) с учетом высоты и направления полета. Времени зенитчикам отводилось очень мало. И то, что U-2 дошел до Свердловска, объяснялось не только отсутствием сплошной защиты ПВО («точечной защитой» наших объектов), но и неготовностью некоторых дивизионов к стрельбе перед праздником. Ведь Пауэрс здорово рисковал: его послали пролететь над очень важными объектами, часть из которых уже была защищена ЗРДН.

Самолет U-2 имел предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабженный специальным высотным турбореактивным двигателем. Даже боковые колесики на концах крыльев отбрасывались после взлета. Кабина пилота и его скафандр были приспособлены для полета на большой высоте. Полезной нагрузкой, весьма ограниченной по массе и объему, являлась аппаратура для разведывательной аэрофотосъемки и радиоразведки систем радиолокации.

После взлета и набора высоты Пауэрс включил автопилот, который повел самолет по заданному курсу. Сам Пауэрс занялся наблюдениями и записями в бортовом журнале, следя за курсом самолета и временами подправляя его. Следил за работой и управлял разведывательной аппаратурой. В полете случились неполадки с автопилотом: самолет два раза терял устойчивость по тангажу, задирал нос и проваливался из-за срывов воздушного потока. Пилот вручную выправлял его. Видимо, в системе автопилота наблюдался временной уход гироскопов системы стабилизации. На основе фактов этих неполадок позже американцы и утверждали, что самолет был сбит на высоте не 20-22 км, а существенно меньше (то ли 12, то ли 4 км по разным «их» версиям). В какой-то момент полета Пауэрс вдруг заметил ниже себя самолет-истребитель, идущий несколько иным курсом с большой скоростью: тот быстро проскочил мимо и скрылся вдали. Пауэрс четко осознал: его обнаружили и пытаются сбить! Позже он напишет, что именно этот увиденный им самолет заставил его очень глубоко прочувствовать тот факт, насколько враждебно относятся к нему люди там, внизу, на земле. С глубокой тревогой и чувством опасности ощутить то, что они пытаются всеми силами сбить его. Сейчас с достаточным основанием можно утверждать, что увиденный Пауэрсом самолет был истребителем Су-9 Игоря Ментюкова. Первый таранный удар дал промах.

Кратко история событий, изложенная в статье Скопиной, выглядит так. Самолет-разведчик U-2 взлетел, имея задание пройти над рядом стратегических объектов СССР, включая ракетный полигон Тюратама (то, что обычно называют «космодром Байконур»), и собрать разведывательную информацию путем аэрофотосъемки и радиоразведки. Уже до пересечения границы самолет, идущий на высоте более 20 км со скоростью более 700 км/час, был обнаружен радиолокаторами дальнего оповещения, и вскоре из Москвы, от министра обороны, командующего ВВС и штаба ПВО поступил приказ немедленно его уничтожить любыми средствами. Но какими?

Высотный потолок истребителей тогда не позволял достичь им 20-22 тыс. метров. На перехват был послан летчик Игорь Ментюков на самолете Су-9, еще не снабженном «штатным» вооружением и аппаратурой летчика для полета на большой высоте. Ментюкову дали приказ таранить U-2, понимая, что спастись ему после тарана на такой высоте не удастся... Ментюков разошелся с Пауэрсом на близких курсах - он проскочил ниже U-2 на большой скорости, не заметив противника, а для возврата, набора высоты и повторной атаки ему уже не хватило горючего...

При входе в зону ПВО Свердловска самолет-разведчик был атакован и сбит первой ракетой ЗРДН № 2 майора Воронова, а две другие ракеты «не пошли»:

«... Оператор Фельдблюм нажал три кнопки. До этой минуты все шло, как надо. Но дальше началось что-то непонятное. Комиссия объяснит: «Чуть-чуть подзадержались с пуском ракеты, растерялись, самолет проскочил, и ракета пошла не навстречу самолету, а вслед, в хвост. Но две следующие ракеты не пошли...» (Из статьи Скопиной, фрагмент «Главное событие»).

Почему так случилось, уточняется ниже. Пауэрсу с большим трудом удалось покинуть подбитый самолет, когда тот снизился по высоте (называется 4,5 км) и превратился, по сути, в уязвимую мишень. Потерявший и скорость, и высоту, он попал в зону поражения соседнего ЗРДН № 3 капитана Шелудько. Этот дивизион добил его двумя-тремя ракетами так, что по воздуху закружился целый рой осколков и от самолета, и от разорвавшихся ракет. Следующим залпом 3-го дивизиона был сбит самолет МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова, а другому самолету командира звена Бориса Айвазяна удалось резким маневром уйти из опасной зоны.

Это звено истребителей наземные службы ВВС наводили на U-2 без взаимодействия с дивизионами ПВО. Зенитчики не распознали в этом звене «своих» по двум причинам: на самолете Айвазяна «кубик» автоответчика «свой-чужой» был отключен по настойчивому приказу с земли, а на «кубике» самолета Сафронова не был сменен код, причем оба они летели с неправильным кодом... Технические неисправности вместе с несогласованностью, ошибками наземных служб ВВС и ПВО и трагическое стечение обстоятельств этого боя привели к гибели Сергея Сафронова на МиГе-19 Бориса Айвазяна (волею обстоятельств они перед взлетом поменялись самолетами).

После попадания двух ракет в U-2 рой осколков, кружащихся по воздуху, был увиден на экране локаторов наведения, как зона засветки. Примерно такая же, как и при постановке пассивных помех путем сбрасывания кип металлической фольги или ваты для создания пассивных помех радарам. Звено истребителей внезапно «вывалилось» из этой зоны в виде возникшей точки-цели на экранах станции наведения ракет и подверглось следующей атаке ЗРДН № 3 капитана Шелудько.

Таково описание боя, данное в статье Клары Скопиной. По рассказам зенитчиков в 70-е годы, я сам ранее считал, что первой ракетой U-2 был подбит, вторая его добила, а в МиГ-19 попала третья ракета залпа дивизиона Воронова. Но картина оказалась сложнее: ракета дивизиона Воронова подбила, затем две ракеты дивизиона Шелудько добили U-2, и (по свидетельству генерал-полковника Михайлова) был дан второй (по общему счету третий) залп дивизиона Шелудько уже по звену Айвазян - Сафронов... Второй и особенно третий залпы оказались лишними. В чем-то перестарались, а в чем-то «недотянули». Момент был трудный, стечение обстоятельств - тяжелым, все очень торопились.

Картина боя, описанная Скопиной, может быть уточнена и дополнена. Схематично эта картина изображена в вертикальной плоскости на рисунке (см. 6-ю стр.). Эта схема может «грешить» масштабами изображенных расстояний, но сути дела это не меняет. На ней следует обратить внимание прежде всего на положение зон поражения ЗРДН - только при входе в такую зону самолет можно сбить ракетой с вероятностью немногим более 50%. По целому ряду технических причин это значение увеличить очень трудно. Но вот залп из трех ракет позволяет поднять его до 80-90%. Вот почему стреляют не одной, а двумя-тремя ракетами? Но почему две ракеты дивизиона Воронова «не пошли», а первая пошла сзади, в хвост самолета? Ответ на этот и по ходу изложения еще на ряд вопросов следующий.

Внешняя граница зоны поражения ЗРДН представляет собой немного «приплюснутую» полусферу с центром-позицией дивизиона. На схеме эти границы изображены в виде дуг окружности. Имеется и внутренняя граница: вблизи дивизиона, на разгонном участке ракета неуправляема, автопилот ее только стабилизирует на первоначальном направлении выстрела. Ракета начинает управляемый полет после сброса стартового ускорителя (Су на схеме). При попадании в зону поражения цель идет по «хорде» зоны поражения (ЗП), длина и положение которой зависят от курсовых углов встречи цели, - угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в вертикальной плоскости и угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в горизонтальной плоскости. Чем больше эти углы, тем меньше длина хорды, тем меньше времени отводится зенитчикам, тем труднее попасть. В данном случае угол был велик из-за большой высоты полета, а то, что угол тоже не был мал - свидетельствует скорее всего другой факт. А именно то, что U-2 на выходе из зоны ЗРДН № 2 попал в зону ЗРДН № 3. Время нахождения на «хорде ЗП» зависит еще и от скорости самолета: чем больше скорость, тем это время меньше.

Чтобы попасть в самолет, выстрел первой ракетой производится не в момент вхождения его в зону поражения, а при входе в зону упреждения, заранее. Так, чтобы ракета встретила самолет в начале «хорды ЗП». А последующие ракеты, стартующие за первой с интервалом в несколько секунд, тоже успели встретить самолет на «хорде». Положение зоны упреждения зависит от скорости самолета. То, что, по свидетельству, ракетчики Воронова «немного замешкались», говорит о том, что первый выстрел по U-2 был произведен, когда он успел пройти часть зоны упреждения (или даже когда он вышел на «хорду»). В результате вторая и третья ракеты уже не успели перехватить U-2: тот успел миновать короткий отрезок «хорды» и вышел из зоны поражения. Эти ракеты или не были пущены, или промахнулись - это уже не имеет значения. Но первая ракета успела. Успела, хотя полет ее был существенно замедлен из-за набора огромной высоты. Ее тормозило не только сопротивление воздуха, но и сила тяготения. Стартовый ускоритель придал ей скорость артиллерийского снаряда, а маршевый двигатель с существенно меньшей силой тяги в условиях резкого набора высоты мог только некоторое время поддержать эту скорость, но не увеличить ее. Ракете потребовалось несколько десятков секунд, чтобы «выжать» высоту более 20 км, - за это время самолет прошел значительное расстояние. Траектория ракеты изогнулась, выпущенная навстречу самолету, она теперь подходила к нему сзади и сбоку. Большой изгиб объяснялся еще и принятым тогда методом наведения «трех точек», по которому ЗРДН, ракета и цель находились на одной прямой. Изгиб траектории тоже удлинил путь и время полета - ракета прошла более 30 км за время 30-60 сек. За это время самолет миновал зону упреждения и значительную часть хорды в зоне поражения.

Ракета не была рассчитана на прямое попадание в самолет - такой вариант маловероятен, она «работала» по-другому. За несколько секунд до встречи она стала посылать сигналы своего бортового локатора-радиовзрывателя, нащупывая цель. Отраженные от цели, эти сигналы принимались приемником радиовзрывателя. И когда эти сигналы на расстоянии всего 20-30 метров от цели стали очень сильными, сработал исполнительный механизм, подорвавший боевую часть ракеты. Фонтан огня направленного взрыва, ударная волна и рой стальных осколков настигли U-2, сломали заднее оперенье, повредили двигатель и вывели из строя управление. Самолет стал беспомощно падать, как лист, быстро теряя высоту и скорость.

Пауэрс покинул обреченный U-2, когда тот потерял большую часть высоты: на большой высоте любой пилот погиб бы от вскипания крови при очень малом давлении воздуха. Надо отдать ему должное, он сумел вывернуться из очень трудной ситуации. Он еще не понял, что случилось. Но, уже качаясь на парашюте, он видел, как его поврежденный самолет-мишень был поражен следующими ракетами. Расстрелять его уже было нетрудно.

Дальнейшее ясно: по «вывалившемуся» из роя осколков самолета и ракет звену Айвазян - Сафронов был дан третий ракетный залп. Надо же было истребителям «высунуться» в тот самый момент, когда зенитчики ракетным кулаком крушили самолет-разведчик изо всех сил...

Очень жаль Сафронова! Он принадлежал к звездному поколению ровесников Гагарина, который уже готовился к своему полету. У всех этих летчиков судьбы сложились по-разному, но у многих, как у Гагарина, весьма тяжело. Многие, как и Гагарин, разбились в расцвете лет из-за технических неисправностей и ошибок.

В данном случае допущенные ошибки были достаточно очевидны: технические «проколы» с кодами ответчиков, слабое взаимодействие родов войск, которое всегда является показателем недостаточной выучки. И просто недостаточное понимание особенностей новой техники и тактики воздушного боя - в этом новый боевой опыт всегда дается не без потерь, не без труда. Причем не только военным, но и всем, кто трудится над этой новой техникой. Тем «теоретикам» и политикам, которые над ней не работают, понять это бывает слишком сложно. Они пребывают в «сладком» заблуждении, что все и всегда должно работать «нормально» - и люди, и техника...

А американцам долгое время подробности боя, видимо, были неизвестны: ведь сам Пауэрс многого не знал. Его вернуть из плена старались, в частности, и для того, чтобы узнать, как все произошло. Но он смог рассказать только то, что видел: желтое пламя и удар по самолету сзади, а позже вид с парашюта на взрывающиеся ракеты сверху, у подбитого самолета...

Отдельные второстепенные утверждения, данные в статье Скопиной, правда, вызывают сомнения. Например, то, что Пауэрс не катапультировался потому, что его сдвинуло в кабине и при выбросе могло оторвать ноги? Но такие самолеты-разведчики облегчают максимально для повышения дальности полета и установки дополнительной аппаратуры для разведки. Пауэрс писал, что при отработках самолета с него снимали все, что возможно. Катапульта - лишний вес, она не нужна для таких самолетов или нужна только для их боевых модификаций... Я серьезно подозреваю, что катапульты на U-2 просто не было... Тем более что те, кто посылал Пауэрса в полет, не слишком-то были заинтересованы в его спасении при неудаче...

В статье говорится, что Хрущев подбросил Эйзенхауэру «соломинку», предлагая откреститься от ответственности за полет, обвинив во всем Аллена Даллеса. Думаю, что такой ход со стороны Хрущева был сделан более для того, чтобы доказать всем официально, что сам Эйзенхауэр дал указание совершить полет. Что указание поступило «с самого верха», от президента США. В случае, если бы Эйзенхауэр свалил вину на директора ЦРУ, он бы попал в очень тяжелое положение «у себя дома». Всем бы стало ясно, что он лжет не только «потенциальным противникам», но и своим гражданам. Американские политиканы могли простить Эйзенхауэру ложь Хрущеву «во имя своих национальных интересов», но вот откровенную ложь своим, внутри США, - этого бы они не простили. На такой шаг Эйзенхауэр не пошел - такой поступок был бы и глупым, и аморальным. Он взял ответственность за международный инцидент и ложь ЦРУ на себя - так, как и было на самом деле. Раз попался, оставалось честно признаться! Далось ему это, конечно, нелегко (жена потом вспоминала, что при встрече в аэропорту, увидев слезы в его глазах, сама разрыдалась вместе с дочерью). По-человечески ему, наверно, хотелось извиниться перед Хрущевым, но и здесь подняться до такого поступка он не смог. Он знал, что «свои» ему этого не простят, как слабость перед лицом противника. А потому сохранил «внешнюю политическую твердость» даже при «плохой игре». А со своими советниками и советчиками он, думаю, тихо разобрался, не вынося сор из избы. Я уверен, что всем «сестрам отвесил по серьгам», но без лишнего шума.

Почему-то в этой связи вспоминается случай, шокировавший президента Кеннеди. Когда он спросил, сколько дивизий имеет Пентагон для защиты собственно территории США, военные ему ответили: «Две дивизии». Конечно, две американские дивизии - это не две наши, это 80 тыс. человек. Но все равно для защиты такой территории этого слишком мало. Кеннеди вдруг ясно увидел, что в чем-то США к большой войне явно не готовы. В результате все советники президента были уволены («о чем они думали, чем они занимались?.. одни дураки вокруг», - видимо, примерно такие вопросы и эмоции возникли у Кеннеди). И он набрал новых, более умных и дальновидных...

О гибели Сафронова Эйзенхауэр не знал (по крайней мере сразу): наше руководство скрыло этот факт (чтобы американцы не узнали, насколько «четко» взаимодействовали наши ПВО и ВВС). До такого смелого признания Хрущев подняться не сумел. Можно только догадываться, как бы повел себя Эйзенхауэр, если бы это стало известно официально. На него бы тогда пало обвинение, как на «первого», а потому и главного виновника кровопролития. Ведь он, боевой генерал Второй мировой войны, не мог не понимать, что такой полет U-2 является военной провокацией, способной вызвать и огонь, и жертвы...

Ошибки же - политические, военные, технические, разведывательные - были для Эйзенхауэра налицо. Выводы были сделаны. Больше самолеты над СССР не летали, упор был сделан на спутниковые системы разведки. Но вот над другими странами американцы U-2 использовали. В первую очередь против Кубы. И информация, добытая, вообще говоря, незаконным путем в чужом воздушном пространстве, была использована и послужила толчком для кубинского ракетного кризиса. А уничтожение ракетой очередного U-2 над Кубой привело к резкому обострению этого кризиса...

Полет Пауэрса и кубинский ракетный кризис - два события, разделенные примерно двумя годами, в которые уместилось очень многое. В них - первые полеты в космос, явившиеся мирными проявлениями нарождающейся ракетно-ядерной мощи двух великих сверхдержав... Сейчас ясно, что это время характеризуется и как время пика «холодной войны», время самого острого политического и военного противостояния после войны в Корее, которое едва не привело к третьей мировой войне. Что, какие соображения руководили тогда политиками, чем объяснялись все эти потуги разведки (в частности, и полет Пауэрса), строжайшие режимы секретности, дикие международные скандалы, откровенное «бряцание оружием» и истерики в средствах массовой информации?

Какие подсознательные мотивы и реальные факторы двигали политическое мышление того времени? Ответ на это частично дает следующая статья цикла («Острая вершина «холодной войны»).

Евгений БУЯНОВ.
Санкт-Петербург.

В марте 1946 года британский государственный деятель Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, в которой он высказал опасения насчет растущего контроля со стороны СССР в европейских государствах и открыто назвал Советский Союз причиной международных трудностей. Вместе с тем Черчилль подчеркнул, что «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы».

Опасность коммунизма, по словам , росла везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве».

Также он сказал, что «в большом числе стран, далеких от границ России, во всем мире созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Речь Черчилля стала условной точкой отсчета «холодной войны» между СССР и США.

С приходом к власти в СССР Никиты Хрущева в отношениях между странами наметилось определенное потепление. Однако последующие события не только не улучшили обстановку, но и едва не привели к ядерной войне. Одним из таких событий стало уничтожение советскими войсками американского самолета-разведчика Lockheed U-2 под Свердловском.

Самолеты U-2 занимались фотосъемкой секретных объектов на территории СССР. Полеты осуществлялись и над другими социалистическими странами. Основной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

Полеты начались в 1956 году. Вскоре советские средства ПВО обнаружили вторжение американских самолетов в воздушное пространство СССР. Советское правительство потребовало от США прекратить разведывательные полеты, но уже в 1957 году они снова возобновились.

30-летний Фрэнсис Гэри Пауэрс входил в группу летчиков, отобранных для выполнения полетов. С 1956 года он систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

AP Фотографии летчика сбитого U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса на выставке в ЦПКиО имени Горького в Москве, май 1960 года

Целью была фотосъемка военных и промышленных объектов Советского Союза, включая полигон «Байконур» и центр разработки ядерного оружия «Арзамас-16», а также запись сигналов советских радиолокационных станций.

Самолет вылетел с военно-воздушной базы в пакистанском городе Пешавар, должен был пройти над Афганистаном и СССР по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Кандалакша — Мурманск и сесть в Норвегии.

Самолет пересек границу воздушного пространства СССР в 5:35. Его сразу засекли войска ПВО, но перехватить самолет им удалось не сразу. Пауэрс уже миновал Тюратам (ныне — Байконур), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а военные не могли с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования еще почти нигде не были установлены.

Очевидцы, находившиеся тогда на командном пункте ПВО, вспоминали, что звонки от Хрущева и министра обороны маршала СССР Родиона Малиновского следовали один за другим. «Позор! Страна обеспечила ПВО всем необходимым, а вы дозвуковой самолет сбить не можете!» — кричал .

«Если бы я мог стать ракетой — сам полетел бы и сбил этого проклятого нарушителя!», — отвечал главнокомандующий ПВО СССР Сергей Бирюзов.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9. Однако он был без ракет — самолет просто перегоняли с завода к месту службы. Пилот, капитан Игорь Ментюков, был без высотно-компенсирующего костюма. Тем не менее самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант отдал приказ: «Уничтожить цель, таранить». Но перехват выполнить так и не получилось. Истратив топливо, самолет вернулся на аэродром.

Уверенность в собственной неуязвимости лишила Пауэрса осторожности. Маршрут самолета пролегал в зоне действия новейшего зенитно-ракетного комплекса «Двина». Его дальность поражения не превышала 30 км, но в 8:50 Пауэрс оказался в зоне поражения «Двины».

В 8:53 по самолету было выпущено семь ракет. Взрывом одной из них оторвало хвостовую часть самолета.

«Я посмотрел вверх, огляделся и увидел, что все залито оранжевым светом, — вспоминал впоследствии Пауэрс. — Не знаю, было ли это отражением взрыва в фонаре кабины самолета, или же все небо было таким. Но помню, как сказал себе: «Боже, похоже, что все кончено».

При взрыве у самолета оторвало крыло. Ручка управления перестала действовать, самолет стал быстро падать, войдя в неуправляемый штопор.

Сын Пауэрса потом вспоминал рассказы отца: «Он решает катапультироваться — ведь именно к этому готовят всех пилотов. Но тут он понимает, что при этом ему отрежет ноги, потому что в кабине U-2 очень тесно и летчик сидит в очень неудобной позе. Для катапультирования надо занять строго определенное положение».

В панике Пауэрс попытался принять необходимую позу, но это оказалось невозможным. Тогда Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом. Он приземлился на поле у деревни Косулино, где его сразу окружили местные жители.

Обломки упавшего U-2 были разбросаны на большой площади, но потом почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Сам Пауэрс был задержан и позже предстал перед судом.

Когда об инциденте стало известно в США, президент Эйзенхауэр пытался доказать, что Пауэрс просто заблудился, выполняя задание метеорологов.

«Самолет U-2 выполнял полет на метеоразведку, совершив взлет с авиабазы Адана, Турция. Основная задача — изучение процессов турбулентности. Находясь над юго-восточной частью территории Турции, пилот доложил о неполадках с кислородной системой. Последнее сообщение было получено в 7.00 на аварийной частоте. U-2 в назначенное время в Адане не приземлился и считается потерпевшим аварию. В настоящее время в районе озера Ван проводится поисково-спасательная операция», — гласило обнародованное 3 мая сообщение.

Однако 7 мая Хрущев официально объявил, что пилот сбитого самолета-шпиона — жив, взят в плен и дает показания компетентным органам. На пресс-конференции 11 мая Эйзенхауэр уже не смог уклониться от открытого признания факта проведения шпионских полетов в воздушном пространстве СССР. Также он признался, что полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР являются одним из элементов системы сбора информации о Советском Союзе и проводятся планомерно в течение ряда лет.

Судебные слушания проходили 17—19 августа 1960 года в Колонном зале Дома Союзов.

В обвинительном заключении, в частности, отмечалось, что «Пауэрс был снабжен специальной булавкой с сильнейшим ядом из группы кураре. Эта булавка была ему дана, как заявил Пауэрс, для того, чтобы в случае применения к нему пыток покончить жизнь самоубийством».

Кроме булавки с ядом были обнаружены «бесшумный пистолет с патронами, финский нож, надувная резиновая лодка, комплект топографических карт европейской части СССР и прилегающих к ней стран, средства для разведения костров, сигнализационные шашки, электрический фонарь, компасы, пила, рыболовные снасти и другие предметы и вещи, а также советские деньги в сумме 7500 рублей и ценности (золотые монеты, кольца, наручные часы), которые, как показал Пауэрс, были вручены ему полковником Шелтоном при посадке в самолет и предназначались для подкупа советских людей в случае вынужденной посадки на территории СССР».

Все это снаряжение было изъято у Пауэрса при его задержании.

Пауэрс сотрудничал со следствием и подробно отвечал на задаваемые ему в ходе судебного заседания вопросы. В последнем слове он заявил: «Я обращаюсь к суду с просьбой судить меня не как врага, а как человека, который не является личным врагом русских людей, человека, который никогда еще не представал перед судом ни по каким обвинениям и который глубоко осознал свою вину, сожалеет о ней и глубоко раскаивается».

Суд приговорил Пауэрса к лишению свободы на десять лет, с отбыванием первых трех лет в тюрьме. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал.

Впрочем, в заключении Пауэрс провел всего 21 месяц, и 10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинке его обменяли на известного советского разведчика (настоящее имя — Уильям Фишер), арестованного и осужденного в США в сентябре 1957 года. Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля и американского адвоката Джеймса Донована.

В США Пауэрсу были не слишком рады. Ему предъявили обвинения в том, что он не выполнил своих обязанностей как пилот и не активировал систему самоликвидации аэрофотоаппарата и отснятой пленки, а также в том что он не совершил самоубийство. Впрочем, вскоре обвинения были сняты, а сам Пауэрс продолжил работать в военной авиации.

Американский лётчик, в 1950-е годы выполнял разведывательные миссии. Сбит над СССР в 1960 году, что привело к кризису в советско-американских отношениях.


Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее - сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.

С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80 После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолётов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.

После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.

После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлик, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10-10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

События 1 мая 1960 года

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Самолёт U-2 нарушил государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса U-2 крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате случайно был сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов , погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.


Пауэрс после поражения U-2 зенитной ракетой выпрыгнул с парашютом и по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино. По инструкции Пауэрс должен был воспользоваться катапультируемым креслом системы аварийного покидания самолёта, однако не сделал этого, и на большой высоте, в условиях беспорядочного падения машины выпрыгнул с парашютом. При изучении обломков самолёта U-2 было обнаружено наличие в системе катапультирования взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

11 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

Память

В Окружном доме офицеров Свердловска долгое время находилась небольшая экспозиция, посвященная сбитию Пауэрса: обломки обшивки самолета, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, макет ракеты, сбившей самолёт-нарушитель.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США первоначально Пауэрса обвиняли в том, что он не смог уничтожить разведывательное оборудование своего самолёта или в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана. Однако военное дознание сняло с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком-испытателем. Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны).

КАК СБИЛИ ПАУЭРСА

Первого мая 1960 года над территорией СССР был сбит самолет-шпион У-2. Это событие получило огромный резонанс во всем мире, стало одной из вех истории «холодной войны». Однако тридцать лет тайной был тот факт, что после уничтожения У-2 ракетчики сбили советский истребитель МИГ-19. Об этом трагическом событии и других малоизвестных подробностях случившегося рассказывает полковник запаса Михаил Воронов, ракетный дивизион которого сбил У-2.

«Первого мая в 5.30 американский самолет-шпион «Локхид» У-2, взлетевший с аэродрома Пешавар в Пакистане, пересек границу СССР. Его тридцатилетний пилот Френсис Г. Пауэрс должен был пересечь страну от Памира до Кольского полуострова, фотографируя военные и промышленные объекты.

Осенью наш дивизион получил новый зенитный ракетный комплекс. До февраля 1960 года им командовал подполковник Шишов, но потом его откомандировали учиться на длительный срок. На меня, в то время майора, было возложено исполнение его обязанностей.

Накануне 1-го мая 1960 года мы сменились с боевого дежурства. Я отпустил нескольких офицеров домой к семьям.

Утро выдалось теплым и солнечным. Я вышел из домика, начал чистить сапоги, собравшись пойти в казарму и поздравить солдат с праздником. Вдруг сирена и крик дневального:

– Тревога!

Побежал прямо на позицию. Была мысль, что в праздничный день просто решили устроить проверку. Но вот добежали, включили всю аппаратуру. Докладываю, что дивизион к бою готов. Командир части сообщает в ответ, что самолет-нарушитель идет в сторону Урала. Быть готовым к его уничтожению, если войдет в зону.

Самолет был еще далеко, в районе Аральского моря. Я попросил разрешения накормить солдат. Он дал десять минут. Только сели за стол – опять сигнал тревоги. Причем команда: «Аппаратуру в боевой режим!». Это очень редкая команда, подается она в исключительных случаях. Значит – дело крайне серьезное. Все сосредоточились, подобрались.

Я, признаюсь, здорово волновался: что за самолет? Что у него на борту? Может, атомная бомба?

Во время второй мировой войны, когда я командовал батареей, приходилось сбивать немецкие самолеты. Но они тогда летали на высоте не выше 10 километров. Этот же шел аж на 20-тысячной высоте. Да и пуск по боевой, а не по учебной цели предстоял впервые.

Сделав съемку объекта на берегу озера Иртыш, Пауэрс начал огибать Свердловск.

Праздничный день был выбран для разведывательного полета, по-видимому, не случайно. Его организаторы рассчитывали на то, что ракетчикам потребуется много времени на согласование своих действий с Москвой. А Москва в это время была занята военным парадом на Красной площади.

– Есть цель! – докладывает сержант Ягушкин.

Идет подготовка к пуску ракеты. И вдруг самолет, пройдя Челябинск и не дойдя до зоны нашего дивизиона, развернулся вправо и начал удаляться на восток. Я уже подумал: «Все, ушел от нас». Но через некоторое время он снова повернул и стал приближаться с юго-востока. И вот цель в зоне дивизиона. Командую: «Пуск!»

Офицер наведения старший лейтенант Эдуард Фельдблюм замешкался – видно возник какой-то психологический барьер. Я ему еще раз: «Да пуск же, мать твою!…» и ракета пошла к цели. А промедли старший лейтенант еще немного, самолет вышел бы из зоны поражения.

Первая ракета пошла навстречу цели. Вторая и третья – отказ. Сработала автоматика: самолет был уже вне нашей досягаемости. Они, однако, и не понадобились. Первая ракета достигла У-2 и разорвалась в задней его полусфере. Это произошло в 8.53 по московскому времени.

В Москве на Красной площади Никита Хрущев приветствовал с Мавзолея Ленина праздничную демонстрацию. Он уже знал о полете Пауэрса и приказал сбить его. Но только когда маршал Бирюзов, Главнокомандующий войсками ПВО, поднялся на Мавзолей и сообщил, что нарушитель сбит первой же ракетой, у премьера отлегло от сердца.

В то же время Борис Ельцин, в то время студент Уральского политехнического института, шел в колонне демонстрантов по главной площади Свердловска и увидел, как многие, высоко в небе яркое пятнышко. Это был взрыв ракеты, прервавший полет У-2.

С оценкой результатов стрельбы произошла ошибка. Мы хорошо наблюдали на экране сближение отметки от нашей ракеты и от самолета-нарушителя, но, когда они сошлись, экран оказался забит отметками от обломков. Фельдблюм принял их за помехи. Я продублировал его доклад на КП.

Через десять минут мы поняли, что Пауэрс все же сбит, – я вышел из кабины и увидел высоко в небе парашют. Доложил и об этом, а на КП не верят: противник, говорят, продолжает полет. Дело в том, что подразделение радиотехнических войск, которое вело цель, исчезновение ее на экранах посчитало временным и продолжало выдавать прокладку курса – фиктивную.

Капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафонов прибыли в свердловский аэропорт Кольцово в 7.35 по боевой тревоге, однако поднялись на своих МИГ-19 на перехват цели только через час с лишним. Вскоре после этого Айвазян заметал взрыв самолета Пауэрса, но принял его за самоликвидацию ракеты.

Зенитно-ракетный дивизион майора Шугаева, один из соседей Воронова, обнаружил истребители и послал запрос «я свой». Они молчали: летчики при взлете почему-то не включили автоответчики. Миги были приняты за вражескую цель, по ним пустили ракеты.

Борис Айвазян заметил в небе странное облачко и резко спикировал. Это спасло ему жизнь. Погиб старший лейтенант Сергей Сафонов, которому не исполнилось и тридцати лет.

Пауэрс летел на высоте 20 километров, а потолок МИГ-19 был на 2-3 тысячи метров меньше. Трагический вылет Сергея Сафонова был ненужной подстраховкой.

Мог быть и еще Один трагический вылет. В аэропорту Кольцове случайно оказался и еще один самолет-перегонщик Су-9 без всякого вооружения. Командиру самолета приказали перехватить самолет-нарушитель и таранить. Это был приказ на верную, смерть, но пока заправляли перегонщика – в небе все решилось.

Как уже упоминалось, ракета разорвалась в задней полусфере, и это спасло жизнь Пауэрса. Вместе с самолетом он падал 11 тысяч метров, а потом вручную открыл фонарь и выбросился с парашютом.

Позже, при осмотре обломков самолета, под сиденьем летчика обнаружили 200 килограммов взрывчатки.

Стоило ему нажать на катапульту, как произошел бы взрыв. Пауэрс знал об этом и потому не катапультировался. (Американцы имеют на это свою точку зрения: взрывчатка под сиденьем не была связана с катапультой, а относилась к механизму ликвидации самолета. Пауэрс не привел его в действие, так как предполагал, что в этом случае произойдет не только ликвидация самолета, но и его самого.)

Когда Пауэрс почти спустился на парашюте, его увидели двое жителей села Кокулино Кужакин и Асабин, которые ехали на совхозном «Москвиче». Подъехали, стали спрашивать, что случилось. Парашютист молчал. Тут Асабин, бывший моряк, догадался, в чем дело и обезоружил Пауэрса. Его отвезли в совхозную, контору и там обнаружили у него несколько золотых часов, цепочек, колец. Много было иностранной валюты и советских рублей.

Вскоре Пауэрс был доставлен в Свердловск, а затем в Москву.

19 августа 1960 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила гражданина США Френсиса Г. Пауэрса к 10 годам лишения свободы. Но уже 10 февраля 1962 года на мосту Глинкер-Брюкке, соединявшем Западный Берлин с Восточным, Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящая фамилия – Фишер).

После обмена и возвращения в США в отношении Пауэрса было начато расследование, но комиссия оправдала его. В августе 1977 года Френсис Пауэре погиб в вертолетной катастрофе около Лос-Анджелеса.

Сразу же после инцидента НАСА передала заявление для печати по поводу исчезновения самолета У-2, предназначавшегося для изучения атмосферы. Причем американцы сообщили, что исчез он над территорией Турции, в районе озера Ван.

Через четыре дня, пятого мая, Хрущев, выступая на сессии Верховного Совета СССР, вскользь упомянул об инциденте. При этом он намеренно умолчал о том, что Пауэре жив и пленен. Госдепартамент поспешил заявить, что полет был исключительно мирным и летчик попросту сбился с курса.

О том, что это явная ложь, миру стало известно в последний день сессии, когда Хрущев сообщил, что он намеренно воздержался от упоминания того, что пилот жив и что имеются обломки самолета. «Мы поступили так потому, что, сообщи мы все, как было, американцы придумали бы иное объяснение».

Неудачный полет Пауэрса обернулся для США большим скандалом, едва не приведшим к отставке шефа ЦРУ Аллена Даллеса. Самолет У-2, неплохая по тем временам машина, приобрел среди американских пилотов дурную славу. Некий шутник из ВВС США даже подметил, что У-2 (Ю-ту) звучит по английски неотличимо от фразы «тебя тоже».

Седьмого мая во всех газетах появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении отличившихся военных. Я получил орден Красного Знамени.

Первым в списке награжденных стояло имя старшего лейтенанта Сафонова, однако пометки «посмертно» не было. Видимо, только что избранный Председателем Президиума Верховного Совета Леонид Брежнев не хотел, чтобы за первым документом, подписанным им в новом качестве, стояла столь трагичная судьба. И правда была скрыта на тридцать лет.

По воле рока жена Сергея Сафонова вышла замуж за Бориса Айвазяна.

Дивизионом я продолжал командовать до декабря 1961 года. В марте следующего года меня перевели в вышестоящий штаб, присвоив звание подполковника. В штабе проработал пять лет и уволился в запас по состоянию здоровья.

В 1978 году, в запасе, получил звание полковника. Проживаю в городе Туапсе. Тот Первомай вспоминаю часто и, видимо, никогда не забуду».

А теперь, чтобы поставить все точки над «и», послушаем другого участника инцидента с американским шпионом – Игоря Ментюкова.

После суда над Френсисом Гарри Пауэрсом, бывшим пилотом ВВС США и наемным летчиком ЦРУ, в одной из советских газет появилась любопытная заметка. В ней сообщалось, что, вернувшись в США, отец Пауэрса повторил журналистам слова, произнесенные сыном: «Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолет, я его видел своими глазами…»

В комментарии редакции говорилось, что отец летчика сделал это заявление, вероятно, под нажимом американских спецслужб. А летчик самолета, которого Пауэрм «видел своими глазами» ждал вызова в суд. Но в суд не попал – в угоду политической конъюнктуре. И, верный данному слову, летчик Игорь Ментюков молчал более тридцати лет.

О чем тридцать лет молчал советский летчик-ас?

Игорь Андреевич подписки о неразглашении не давал, просто обещал молчать. Слову офицера верили. В последние годы нужды в молчании, как выяснилось, нет.

Родился Игорь в 1932 году в Новознаменке, что на Тамбовщине. В 1946 году переехал в Тамбов, окончил железнодорожный техникум, затем поступил в Черниговскую «летку», был переведен во Фрунзе и после окончания Фрунзенского училища в 1954 году попал в Савостлейку Горьковской области. Служил хорошо, правда, в академию не поступил, а так – все шло без запинки.

Так что же произошло тогда, весной шестидесятого?

В публикации того времени, рассказывает Игорь, говорится о единичных пролетах над территорией СССР американских самолетов-разведчиков. Это не так. Увы, воздушное пространство над страной было в 1960 году как дырявый кафтан, и летали американцы как хотели – вдоль и поперек.

Например, знаменитый самолет-радведчик У-2 9-го апреля совершенно безнаказанно прошелся над нашей территорией от Норвегии до Ирана. Отснял Капустин Яр, Байконур, еще один ракетный полигон. Сколько наших ракет пустили бесполезно в ясное небо – тайна сия велика есть. После этого Хрущев неистовствовал: «Всех разгоню, головы поотрываю! Не дай Бог, если это повторится!»

Командование ПВО решило более основательно подготовиться к возможному повторению разведывательных полетов американцев. И шестерых летчиков – в их числе был и я – капитан, командир звена, в короткий срок переучили, пересадили на новейшие сверхзвуковые высотные сверхдальние истребители-перехватчики Су-9. Их тогда называли Т-3.

Так, за несколько дней до этого мы с покойным ныне Колей Сушко перегнали пару Су-9 из-под Рязани, с завода, далеко на север, за Мурманск, к норвежской границе. Пять дней там просидели на боевом дежурстве, а потом – домой, в Савостлейку.

Спрашиваем Игоря Ментюкова:

– Как же вы оказались первого мая в Новосибирске? Ведь очередного нарушения границы воздушного пространства ждали на западе?

– Совершенно верно. Именно на западе, в белорусский город Барановичи, я и должен был перегнать новенький Су-9 из Сибири. Перегнать и приступить к боевому дежурству. Принял я самолет «нулевой», как принято теперь говорить. Но, естественно, без боекомплекта – четырех ракет «воздух-вода». И вечером, в канун Первомая, приземлился на промежуточном аэродроме под Свердловском. Надо было дозаправиться, подождать тихоходный самолет-транспортник, который летел вслед за мной с техсоставом и оборудованием.

А утром будит меня дежурный, и я мчусь по срочному вызову на аэродром. Там меня уже ждут на телефоне из Новосибирска. А в трубке приказ: «Готовность номер 1».

Я бросаюсь к Су-9, занимаю место в кабине, и на связь со мной выходит командующий Свердловской воздушной армией генерал Вовк. Он сообщает приказ «Дракона» – уничтожить любой ценой реальную высотную, цель. «Дракон» передал – таранить. А «Дракон» – это был позывной главкома авиации ПВО страны генерала, а впоследствии маршала авиации Савицкого.

– И Евгений Яковлевич дал такой жесткий приказ?

– Да, Савицкий знал, что я без боекомплекта. А при таране шансов выжить не было.

– О чем подумалось тогда? Или и не думалось вовсе, действовали как автомат?

– Почему же, еще как думалось! Я имел право отказаться: не война же в конце концов, чтобы под танки без оружия бросаться. Но ведь я не знал, с чем он летит. А вдруг – с бомбой? Одна моя жизнь или сотни тысяч?

– И вы решили…

– Решил и сказал: «Наводите. Единственная просьба – позаботьтесь о жене и матери».

Жена в то время ребенка ждала. Мне ответили: «Все будет сделано». А дальше было уже не до лирики. Дальше – пошло-поехало.

– Вы были первым летчиком, попытавшимся достать Пауэрса?

– Почему?… Двое коллег, находящихся на боевом дежурстве, на Су-9 тоже пробовали это сделать, но один набрал 15 «с хвостиком» километров высоты, другой – на километр больше. Завалились и ушли.

– Как же вам-то удалось?

– Ну, я еще на МИГ-19 когда летал, стремился к «потолку». Несколько раз 17 километров 300 метров набирал, а американские разведчики ходили на высоте 19 тысяч метров. Что тут сделаешь? Стрелять бесполезно. Правда, помню, один раз наш летчик – Филюшкин – не выдержал, заругался и пальнул из всех трех пушек. Естественно, без толку, от отчаяния: движки встали, поехал вниз. А я еще курсантом помнил: чтобы набрать «потолок», нужно держать максимальную скорость или около нее. А у Су-9 скоростные возможности были невиданные по тем временам, да и я налегке – без ракет. Плюс температурный режим был подходящим. Поэтому я туда и поднялся, на 20 километров.

– И стали сближаться?

– Да. Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. Одним словом, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Шарю глазами – его не вижу. Сближение вдет ни много, ни мало – 550 метров в теку иду! И я проскочил чуть выше него.

– Что же случилось?

– Сам Пауэре в ходе следствия и на суде говорил, что услышал хлопок и впереди него полетело оранжевое пламя. Хлопок такой, наверное, вы сами не раз слышали – при полетах сверхзвуковых самолетов. Когда стекла в окнах дрожат. А пламя – это он выхлопное сопло моего движка увидел. Словом, самолет Пауэрса попал в спутную струю моего самолета. В ней потоки воздуха стегают со скоростью 180 метров в секунду, плюс крутящий момент – вот его и стало крутить, крылья обломились.

– Выходит – и таранить его не пришлось? Хватило конверсионного следа от вашего «Сухого»?

– Это все дело случая. Тем не менее он начал падать.

– А как же доклад Хрущева о том, что Пауэрс сбит ракетой?

– Да если бы в его «У-2» попала ракета, на землю щепки бы рухнули. А летчик живым бы не остался, погиб бы вместе с самолетом. Взрыва не было, только все скрежетало, когда распадался на части его У-2.

– Так почему же нам всем много лет говорили, что Пауэрс сбит доблестными ракетчиками?

– Все до банального просто. Ситуация очень удачно укладывалась в хрущевскую завиральную идею, что при наличии ракет авиация не нужна или нужна для парадов и почетных эскортов.

С другой стороны – убедить врагов, что теперь воздушные границы страны наглухо закрыты от любого посягательства. Поэтому сам факт, что Пауэрс приземлился в зоне действия дивизиона капитана М. Воронова, истолковали в пользу теории Никиты Сергеевича.

А тогда сам Воронов не знал, как доложить. Колхозники приняли Пауэрса за космонавта, привезли его к ракетчикам, а те-то знали, что не сбивали.

Полчаса Воронов держал «паузу», это известный факт, и только тогда доложили. Но когда специалисты поняли, что ракетчики ни при чем, никто, естественно, не осмелился доложить правду Хрущеву. Так родилась легенда о «сбитом ракетчиками» Пауэрсе.

– Позвольте, но если Воронов полчаса не докладывал о «космонавте», то целых полчаса считалось, Что цель не уничтожена?

– Да, и по мне активно работали с земли, как по чужому!

– В суматохе все забыли о том, что надо сменить код «свой-чужой», потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько. Приходилось маневрировать, уходить от ракет. Их по мне не одну выпустили. Еще три – по летчикам Айвазяну и Сафонову, которые на самолетах МИГ-19 летели сбивать неприятеля, в том число и меня. – Да. Я ведь со старым кодом был для земли чужим. Они, кстати, тоже оказались чужими! И Сергея Сафонова сбили… Я видел этот момент, видел позже остатки его машины – щелки! Представляете, что было бы с самолетом Пауэрса – уничтожь его ракета. А он упал «большими кусочками»: крылышки, фюзеляж…

– Мне сказали: завтра приедет за тобой машина, будешь разговаривать с Савицким. И в полвосьмого утра я уже разговаривал по телефону с Евгением Яковлевичем.

– Савицкий-то понимал, что не ракетчики сбили Пауэрса?

– Да все всё понимали. Мы были профессионалы. Просто это была сделка с совестью. А Савицкий спросил, как здоровье, как самочувствие.

– Почему такой вопрос здоровому человеку, летчику?

– Я летел на высоту в два десятка километров чуть ли не в чем мать родила, – без гермошлема, без высотно-компенсирующего костюма. Но хоть и ломили косточки, ответил, что все хорошо. И тут Савицкий сказал фразу которая является ответом на вопрос – все ли он понимал. Он сказал следующее: «Спасибо, без тебя бы он ушел!» Потом меня отправили в Белоруссию. Был разговор с Москвой, после которого я ждал вызова на допрос. Пауэрса как раз в это время допрашивали. Но следствию я не понадобился – чтобы не опорочить наши ракетные войска. Ждал вызова на суд – не дождался. Получил в награду наручные часы «Сатурн» и приказ помалкивать. И только тридцать с лишним лет спустя проявились публикации – в журнале «Авиация и космонавтика», в газетах «Красная звезда». «Совершенно секретно». Но авторы там допустили, мягко говоря, много неточностей, не поговорив со мной. Моя дальнейшая судьба сложилась нормально. По закону парности случаев, будучи комэском на Су-11, оказался личным инструктором маршала Савицкого. Того самого, чей приказ обрекал меня, в сущности, на верную гибель, если бы не случай. Но я обиды на него никогда не держал – мы люди военные. Службу закончил подполковником, штурманом полка, а был и замом, и начбоем полка.


Андрей Адерехин. «Комсомолец Кубани».

Николай Никулин. «Труд».


Из рассказов ракетчика и летчика читателям дано право самим осознать истину. Мнение автора книги – наградить Игоря Ментюкова высшей правительственной наградой. Он совершил подвиг!


| |
Включайся в дискуссию
Читайте также
Кальмары в сметанном соусе Как готовить кальмары со сметаной
Как сделать холодец рецепт
Сабджи с адыгейским сыром баклажан