Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Военно-воздушные силы индии. Индия делает ставку на военно-воздушные силы МиГ ошибок не прощает

Для чего Индии столько оружия. Геополитика (см. в конце страницы).

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку составляют Россия, США и КНР). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией, Великобританией, Израилем и США. Однако с США сотрудничество в военно-технической сфере проседает из-за нежелания американцев делиться с Индией своими технологиями и невозможности экспорта некоторой интересной Индии продукции военного назначения. Поэтому долгое время Дели отдавал предпочтение военно-техническому сотрудничеству с Москвой (об этом в конце страницы).

При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Нигде в мире военная техника не представляет такую "сборную солянку" из разных типов, разного производства, соседствующих рядом современных образцов и откровенно устаревших моделей, как в Индии. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

  • Центральное командование включает один армейский корпус (АК). В его составе пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время АК временно передан в состав Юго-Западного командования.
  • Северное командование включает три армейских корпуса - 14-й, 15-й, 16-й. В их составе - 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.
  • Западное командование включает три АК - 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 бригада ПВО.
  • Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования, 10-й АК, который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бригаду ПВО, бронетанковую бригаду, инженерную бригаду.
  • Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК - 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.
  • Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК - 3-й, 4-й, 33-й, по три горные дивизии в каждом.


Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, она также состоит на вооружении ВВС (ее носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие подводные лодки и надводные корабли).

Танковый парк Индии очень мощный и современный. Он включает 248 танка собственной разработки «Арджун», 1654 новейших российских Т-90, из которых 750 изготовлено по российской лицензии в последние годы и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

Другая бронетехника сухопутных войск Индии, в отличие от танков, в основном сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Индийская артиллерия также устарела большей частью. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч». На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

Армейская авиация вооружена около 300 вертолетами, почти все из них — местного производства. ВВС Индии включает Командования: Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО. В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в Индии, являются устаревшими.

Истребительная авиация составляет в своей основе новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в Индии. В строю находятся уже 272 таких самолетов. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагалось приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов. На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» проект 971). В строю находятся еще 9 российских подводные лодки проекта 877 (еще одна такая лодка сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие проекта 209/1500. Имеется 9 новейших французских ПЛ типа «Скорпен». В составе ВМС Индии есть 2 авианосца: «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант». Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские проекта 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»). В строю находятся 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (проекта 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам. В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский проекта 1241П). На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские проекта 1241Р). Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами. ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков проекта 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата». Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12). Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16. Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.

Сотрудничество с Россией

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в 2000-2014 годах Россия обеспечивала до 75 % вооружений Индии. По состоянию на 2019 г. российско-индийское военно-техническое сотрудничество все еще носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является одним из крупнейших покупателей российского оружия. Москва и Дели много лет занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг атомных подводных лодок (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в отношениях России и Индии. В ближайшее время доля Москвы на индийском рынке вооружений может сократиться с 51,8 до 33,9 % из-за стремления Дели диверсифицировать поставщиков. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья». Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это привело к разрыву контракта.


Зачем Индии столько оружия? Геополитика

Индия - идеальный союзник России. Нет никаких противоречий, наоборот, есть большие традиции сотрудничества в прошлом и сегодня. Главные противники у нас общие - исламский терроризм и диктат англосаксонского мира.

Но у Индии есть еще два врага - Китай и Пакистан. И все это, стараниями Англии, которая, уходя из колоний, всегда оставляла "угли в костре". Россия как раз старается выстраивать со всеми государствами хорошие отношения, забывая о конфликтах в прошлом. Это свойственно Российскому государству на протяжении веков. Индия же совсем не желает прощать обиды прошлого и тем более их забывать. При этом интересно, что Пекин остается крупнейшим торговым партнером Дели с товарооборотом почти $ 90 млрд. в 2017-2018 годах, что больше чем у США с Китаем.

Главный противник Индии - Пакистан, с которым имеются противоречия с момента образования двух государств в 1947 г. Второй противник - Китай. И худший сценарий для Индии - это союз Пакистана и Китая в военно-политическом сотрудничестве. Так, после февральских событий в Кашмире между Индией и Пакистаном в 2019 г., пакистанская армия получила от Китая сто ракет «воздух - воздух» SD-10A. П однебесная поддерживает с Пакистаном и тесные экономические связи, реализуя ряд совместных экономических проектов. Некоторые из них напрямую затрагивают интересы Индии. Например, Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), соединяющий территорию КНР с пакистанским портом Гвадар, проходит через Гилгит-Балтистан - спорную территорию Индии и Пакистана в Кашмире. У Дели нет никаких рычагов влияния на КПЭК.

Более того, в 2017 г. Пакистан передал компании China Overseas Port Holding в аренду участок площадью 152 гектара в торговом порту Гвадар. Для Китая это возможность организации базы для флота в Аравийском море, что разбивает индийскую мечту стать доминирующей морской державой в Индийском океане.

Если добавить к этому противоречия с Китаем в вопросах обеспечения безопасности в Афганистане, взаимное наращивание ракетного потенциала, споры вокруг ядерного статуса Индии и давние территориальные противоречия (Аксай Чин и Аруначал Прадеш), станет понятно, почему между странами больше не работают некоторые из принципов «панча шила» (мирного сосуществования).

Индия уверена, что Китай постепенно окружает страну цепочкой военных баз или объектов военной инфраструктуры, среди которых упомянутый порт в Пакистане и еще один порт на Шри-Ланке, военные объекты в Гималаях, а также железные дороги в прокитайском Непале. Активное проникновение китайцев в соседние Бангладеш и Мьянму тоже вызывает у Индии ощущение блокады.

Летом 2017 г. напряжение между странами достигло предела. В июне Китай направил военных инженеров строить шоссейную дорогу на плато Доклам - перекрестке индийско-китайско-бутанских территориальных претензий. Плато имеет для Индии стратегическое значение, поскольку открывает доступ к коридору Силигури, соединяющему основную часть территории страны с семью северо-восточными штатами. Дели даже ввел войска на территорию Бутана, в итоге «странная война» закончилась возвращением статус-кво.

БРИКС на этом фоне выглядит странным образованием, в котором Москва пытается примирить две крупнейшие по населению и экономическому потенциалу державы планеты. Дели не нужен союз с Пекином. Ведь Китай не только главный геополитический противник, но и экономический конкурент. Индии нужен союз против Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой, но Россия не согласна идти на охлаждение отношений с Китаем, ради Индии и это разумно.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 15 апреля 2019; проверки требуют.

Военно-воздушные силы Индии (хинди भारतीय वायु सेना ; Bhartiya Vāyu Senā ) - один из видов Вооружённых сил Индии . По количеству самолётов находятся на четвёртом месте среди крупнейших военно-воздушных сил мира (после США , России и Китая).

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года , а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны . В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном , а также в ряде более мелких операций и конфликтов.

На 2007 год ВВС Индии располагали более чем 1130 боевыми и 1700 вспомогательными самолётами и вертолётами . Серьёзной проблемой является высокий уровень аварийности. С начала 1970-х по начало 2000-х годов индийские ВВС ежегодно теряли в среднем 23 самолёта и вертолёта . Наибольшее число лётных происшествий приходится на советские истребители МиГ-21 индийского производства, составляющие основу авиапарка ВВС Индии и заработавшие себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов» . С 1971 по апрель 2012 года разбились 482 МиГа (более половины из 872 полученных) .

Военно-воздушные силы Индии находятся на четвертом месте в мире по численности после США, России и Китая. Датой создания ВВС Индии считается 8 октября 1932 года, когда в Русалпуре, который сейчас находится на территории Пакистана, колониальная администрация Великобритании приступила к формированию первой «национальной» авиационной эскадрильи RAF из числа местных летчиков. Эскадрилья была организована лишь через полгода – 1 апреля 1933 года.

Военно-воздушные силы Республики Индия, получившей независимость в 1947 году, были сформированы сразу после обретения суверенитета. С первых дней индийским ВВС приходилось отстаивать интересы страны в кровопролитных сражениях с Пакистаном и Китаем. С 1947 по 1971 год произошли три индо-пакистанских войны, непосредственным участником которых была авиация двух вновь созданных государств.

ВВС Индии организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.

Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации.

Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Данные о технике и вооружении ВВС Индии взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Английский язык является официальным в вооружённых силах Индии. Все воинские звания существуют только на английском и никогда не переводятся ни на один из индийских языков. Британская система воинских званий используется в Вооружённых силах Индии практически без изменений.

Главный маршал авиации ВВС Индии Бирендер Сингх Дханова назвал условия закупки Су-57 у России. Об этом он рассказал в интервью газете «Красная звезда». По словам военачальника, Нью-Дели готов вернуться к вопросу о сотрудничестве с Россией…

14.07.2019

«Штерн»: Кремль избрал тактику демпинга на авиационном рынке, чтобы оттеснить американцев Германский журнал «Штерн» решил разобраться: что же происходит с завершившим цикл испытаний и готовым к передаче в войска российским истребителем пятого поколения Су-57? Почему его судьба столь разительно отличается…

05.03.2019

Почему пакистанский перехватчик JF-17 опасен для индийских истребителей «Made in in Russia» 27 февраля во время воздушного боя между F-16 и МиГ-21, ставшего знаменитым на весь мир, с пакистанской стороны в небо над Кашмиром были подняты легкие истребители JF-17 Thunder («Гром» - авт.). «Громы»,…

03.03.2019

Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93 Результаты столкновения между истребителями ВВС Индии и Пакистана довольно неоднозначны и не поддаются точному учеты. Многое в воздушном бою 27 февраля покрыто мраком и неизвестностью благодаря стремлению…

02.03.2019

Плохая новость из Кашмира превратилась для российского самолетостроения в хорошую сенсацию Сведения о столкновении 27 февраля 2019 года между индийскими истребителями МиГ-21 «Бизон» и пакистанскими перехватчиками F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») поступают крайне противоречивые и искаженные встречными заявления. Само…

28.02.2019

В воздушном бою между индийской и пакистанской авиацией 27 февраля участвовали в общей сложности 32 самолета, сообщает телеканал NDTV. По информации его источников, ВВС Индии задействовали восемь истребителей - четыре Су-30МКИ, два модернизированных Dassault Mirage…

28.02.2019

Обмен авиаударами между Индией и Пакистаном не приведет к полноценной войне между двумя странами – ядерные державы не воюют друг с другом, в этом и есть главный смысл обладания атомной бомбой. Тем не менее нынешнее…

27.02.2019

Американцы отвернулись от Исламабада, это место займет Россия Традиционно Дели для Москвы был ближе, чем Исламабад. С Индией мы дружили, с Пакистаном были в натянутых отношениях. Джавахарлалу Неру, Махатме и Индире Ганди памятники до сих пор стоят, а вот премьера Зия-уль-Хака только недобрым словом поминали. Легко объяснимо - Пакистан…

27.02.2019

Пакистанская армия утверждает, что в среду утром сбила два индийских военных самолета, нарушивших воздушное пространство страны в спорном регионе Кашмир. «Один из самолетов упал на территории Азад Кашмира, другой — в районе линии контроля», —…

13.02.2019

Индия покупает эскадрилью российских многоцелевых истребителей Дели экстренно потребовались русские МиГ-29. Сейчас ВВС Индии ведут переговоры с Москвой о приобретении в срочном порядке 21 многоцелевого истребителя. 12 февраля об этом сообщила газета The Economic Times. По данным издания, стороны еще в прошлом…

О состоянии ВВС Индии

События последних дней приковали внимание к состоянию индийских ВВС. Отечественная публика несколько удивлена ходом очередного обострения затяжного конфликта между Индией и Пакистаном. Казалось бы, оснащенные сотнями современных самолетов ВВС Индии объективно проиграли первый раунд противостояния многолетнему противнику. Более того, вместо применения современных боевых машин, вроде поставленных из России Су-30, в первые дни обострения в бой пошли устаревшие МиГ-21 и «Мираж-2000». 27 февраля в приграничном с Пакистаном штате Кашмир были потеряны вертолет Ми-17, возможно упавший по причинам, не связанным с действиями противника, кроме того, истребитель МиГ-21-90 был сбит пакистанскими F-16. Подобный результат выглядит несколько странным на фоне технического превосходства Индии над авиацией соседа. Однако, стоит разобраться в состоянии ВВС страны более детально.

Действительно, самолетный парк Индии является, пожалуй, самым современным в регионе. На вооружении местных ВВС имеется минимум 220 истребителей Су-30МКИ, произведенных по лицензии на территории страны. Еще 50 самолетов этого типа были поставлены из России в собранном виде.

Су-30МКИ ВВС Индии

Кроме того, на вооружении индийской авиации имеются свыше 60 истребителей МиГ-29, поставленных еще из СССР. В начале 2019 стало известно о том, что индийское руководство ведет переговоры с РФ о поставке дополнительной партии истребителей МиГ-29.

Наряду с российской авиационной техникой, Индия пытается закупать современные самолеты и в западных странах. В частности, во Франции должна была быть закуплена партия из 36 истребителей «Рафаль». Однако, по сей день самолеты этого типа на вооружение индийских ВВС не поступили в следствии многочисленных скандалов, связанных с коррупционными схемами.

Помимо закупок авиационной техники за рубежом, Индия пытается наладить выпуск собственных самолетов. В частности, на вооружении местных ВВС планируется принять истребители Tejas, которые в перспективе должны заменить устаревшие МиГ-21. Длина истребителя Tejas составляет 13,2 м, размах крыла - 8,2 м, высота - 4,4 м. Пустой самолёт весит 5,5 т, его максимальная взлётная масса составляет 15,5 т. Самолёт вооружён 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23 и имеет 8 точек подвески для бомб, ракет и вспомогательного оборудования. Однако пока производство самолетов этого типа идет достаточно медленными темпами.

Истребитель Tejas

Ударная составляющая индийских ВВС представлена авиационной техникой 70-х-80-х годов. В частности, истребителей МиГ-21 насчитывается свыше 200, кроме того, на вооружении ВВС Индии имеются свыше 60 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Большое распространение в стране получили французские самолеты. Так, в состав ВВС входят свыше 100 французских истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», часть и которых выпущена в Индии по лицензии, а также около 50 многоцелевых истребителей «Мираж-2000». Именно «Миражи» нанесли удар по лагерям террористов в Кашмире 26 февраля этого года. Наличие огромного парка устаревших истребителей-бомбардировщиков приводит к высокому проценту аварийности в ВВС Индии, но об этом будет рассказано отдельно.

Индия обладает самолетами ДРЛО и радио-электронной разведки. Что существенно увеличивает потенциал ВВС страны. В частности на вооружении индийской армии состоят 3 российских самолета А-50, которые были задействованы в операции против боевиков в Кашмире 26 февраля, а также 5 машин DRDO AEW&CS бразильского производства и 3 машины радиоэлектронной разведки Gulfstream и 3 Bombardier 5000, полученные из Израиля.

Довольно мощно выглядит парк индийской военно-транспортной авиации. Индия обладает 6 самолетами-заправщиками Ил-78, которые использовались для дозаправки «Миражей-2000» в ходе ударов в Кашмире, 27 самолетами Ил-76, примерно 100 транспортными самолетами Ан-32, прошедшими модернизацию, а также 10 американскими транспортными самолетами С-17 и 5 машинами С-130 «Геркулес». В условиях горной местности военно-транспортная авиация страны способна в короткие сроки обеспечить переброску подкреплений в район конфликта воздушным путем.

ВВС Индии располагают значительным количеством учебно-тренировочных самолетов. В частности, в состав индийской авиации входят свыше 80 машин BAE Hawk Mk.132 , 75 Pilatus PC-7, свыше 150 HAL Kiran , а также 80 HAL HPT-32 Deepak. Примечательно, что машины двух последних типов являются местной разработкой. В случаи начала масштабной войны эти самолеты могут быть использованы в качестве легких штурмовиков.

BAE Hawk Mk.132 на параде

Ударных вертолетов у Индии не много. Так, вертолетов Ми-35,вполне отвечающих боевым действиям в горной местности насчитывается около 20. Однако, в состав индийской армии входят свыше 220 машин Ми-17, которые вполне могу нести неуправляемое вооружение. В частности, в ходе боевых действий против Пакистана в 1999 машины этого типа применялись в Кашмире в качестве ударных. Ми-17 неплохо показали себя в условиях высокогорья. К слову, 27 февраля по неизвестным причинам в Кашмире был потерян вертолет этого типа, вероятнее всего использовавшийся для снабжения приграничной группировки. Кроме того, на вооружении индийской армии состоят 40 легких вертолетов Aérospatiale SA 316B (HAL SA316B) , лицензию на производство которых купили у Франции, и около 120 легких машин HAL SA315B и HAL Dhruv индийской разработки. Однако, использование легких многоцелевых вертолетов в условиях высокогорья представляется сомнительным. Наряду с состоящими на вооружении машинами, Индия заключила договор о поставке свыше 20 вертолетов АН-64 «Апач» из США.

Наряду с ВВС Индии, боевой авиацией обладает и ее военно-морской флот. Так, в России были заказаны в общей сложности 45 истребителей МиГ-29К,способные решать боевые задачи различного профиля.

Казалось бы, потенциал ВВС Индии, обладающей сотнями современных боевых самолетов, а также способной как собирать авиационную технику по лицензии, так производить собственные боевые самолеты, не оставляет Пакистану никаких шансов на успех. Однако, наряду с современной авиационной техникой, в составе местных ВВС имеются сотни устаревших еще в 80-х годах самолетов. По иронии судьбы, именно эти машины, которые дислоцированы в Кашмире и столкнулись 27 февраля с пакистанскими истребителями F-16. МиГ-21 был передовым самолетом своего времени, и даже сейчас способен наносить удары по наземным целям, но в противоборстве с истребителями следующих поколений фактически не имеет шансов на успех.

Кроме наличия устаревшей техники в индийской авиации имеются серьезные проблемы с человеческим фактором. Так, высокая аварийность стала настоящим бичом местных ВВС. В течении 2018 года в авариях было потеряно не меньше 13 летательных аппаратов. Еще 5 самолетов разбились с начала нового, 2019 года. Да и само руководство ВВС страны довольно легкомысленно отнеслось к потенциалу пакистанских ВВС. Размещение устаревших МиГ-21 в зоне конфликта и отправка их в бой против истребителей F-16 Пакистана очевидно вызвана банальной недооценкой противника, которая и привела к потерям авиационной техники.

Дмитрий Валюженич для ANNA-News

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test