Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой. Экосистема леса. Виды лесных экосистем, их характеристики Устойчивость лесных экосистем

Помогите пожалуйста.Биология. и получил лучший ответ

Ответ от Дарья Губина[новичек]
1. В дуплистых деревьях гнездятся птицы, поедающие насекомых. Если их вырубить, насекомые-вредители повредят молодые деревья, растения, что приведет к постепенной гибели лесного массива.
2. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения, потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, птиц, насекомых, образуется мелколиственный или сосновый лес; под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые в последствии полностью вытеснят другие деревья.
3. Трава меньше чем дерево выделяет кислорода на м^2 земли! Трава зимой покрыта снегом, а дерево все так же продолжает выполнять свою миссию по выделению кислорода.
5Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

Экосистема леса – это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши Земли, что составляет 38 млн.км 2 . Половина этой площади занято тропическими, остальное хвойными, смешанными, лиственными и широколиственными лесами.

По своей структуре экосистема леса делится на ярусы. Высота каждого яруса и состав живых организмов в нем, находится в зависимости от видового разнообразия растений его формирующих.

Главными в экосистеме в целом и в ее пищевой цепи, очевидно, являются растения — продуценты. Остальные звенья трофической цепи — потребители и разрушители экосистемы леса, играют в ней хотя и зависимую, но важную роль. И если «деятельность» потребителей во всех видах экосистем приблизительно одинакова, то «существование и работа» разрушителей различна в каждом виде.

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Среднегодовая температура этой природной зоны от +5 0 С до – 5 0 С. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое. Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород деревьев.

Распространены они в Северной Америке и Евразии. В южном полушарии такие леса не создают единого массива. В Южной Америке и в Австралии встречаются в основном в горах.

Еще одно название хвойного леса – тайга. В ней множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Иголка, которая в этих породах заменяет лист, не опадает в зависимости от времени года. По ней легко скатывается снег. Она «укрыта» от морозов слоем смолы, а небольшая поверхность позволяет хорошо переносить холода и отдавать меньше влаги при испарении. Фотосинтез эти деревья не прекращают даже при температуре 0 0 С.

В тропиках, на определенных видах почв, могут расти сосновые леса. Они имеют свой видовой состав.

Основные виды такие: пихта, сосна, ель, тсуга и лиственница. Еще одной их отличительной чертой, кроме иголок вместо листьев, являются шишки. Наличие иголок вместо листьев еще не говорит о том, что все хвойные вечнозеленые. Есть породы деревьев, которые сезонно сбрасывают иголки.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники, которые вместе с деревьями также относятся к продуцентам. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питательной базой для следующего звена пищевой цепи – потребителей — животных.

Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, в частности, кошачьи — тигр и рысь. Водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.

«Работа» редуцентов или разрушителей в них зависит от плотности сомкнутости крон или полога. Есть леса темнохвойные и светлохвойные. Первые состоят из сортов теневыносливых деревьев, которые тесно сомкнуты, отчего плотность полога высокая. Это замедляет процессы переработки органических веществ и формирование гумуса. Почвы потому менее плодородны. В светлохвойных солнечный свет проникает к почве легче и процессы в ней идут быстрее.

Южнее хвойного располагается смешанный.

Смешанный

Экосистема смешанного леса представляет собой смешение двух экосистем, обусловленное наличием в ней лиственных и хвойных пород. Так, экосистемы дополняют и укрепляют друг друга, а образовавшаяся в результате общая становится более устойчивой. Смешанным он считается тогда, когда к одному виду деревьев примешивается другой в объеме не менее 5%. Потому неслучайно, что такие леса располагаются между хвойными с севера и широколиственными с юга. В основном они встречаются в климатических зонах с теплым летом и холодной зимой. Со среднегодовым количеством осадков до 700 мм. Почвы их произрастания – дерново-подзолистые или бурые с большим количеством перегноя.

Природная зона этих лесов – умеренного пояса: южная часть Скандинавии, Восточно-Европейская и Западно-Сибирские равнины, Карпаты, Кавказ, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. На Американском континенте – Аппалачи, регион Великих озер и Калифорния в Северной Америке, большая часть Южной Америки и Новая Зеландия.

Основными породами деревьев являются: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. На Кавказе и Дальнем Востоке добавляются бук и пихта. В горных регионах – лиственница, а в Америке – секвойя. Растения, представляющие нижние ярусы также имеют широкое видовое разнообразие.

Богатый растительный мир смешанных лесов – это продуценты и автотрофы, то есть организмы, которые синтезируют с помощью солнечной энергии кислород и органические вещества из неорганических. Они — основа любой экосистемы, и смешанные леса не являются исключением.

Следующий этап в пищевой цепи принадлежит потребителям или консументам, организмам гетеротрофным. Их общая масса на порядок меньше растительной – зеленой, что является основным правилом жизнеспособности экосистемы. К ним относят: животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомые, грибы и бактерии. Он менее разнообразен. Это: грызуны — зайцы, белки, мыши; млекопитающие — олени, лоси, волки, лисы; пернатые – сова, дятел; насекомые – клещи, комары, пауки; простейшие – бактерии.

Замыкают пищевую цепь – могильщики — разрушители или редуценты: личинки насекомых, черви, микроорганизмы.

Особенностью пищевой цепи смешанного леса является устойчивость, за счет видового взаимного дополнения и, если необходимо, замены. При снижении популяции или исчезновении какого-либо вида продуцентов, он замещается количеством особей другого. Такое правило не работает в отношении насекомых. Они являются опылителями растений, а их личинки — редуцентами. Их исчезновение приведет к затуханию экосистемы.

Смешанные лесные экосистемы сменяют широколиственные.

У широколиственного леса экосистема характеризуется видовым разнообразием растений листопадных или летне-зеленых, то есть сбрасывающих листву в осенне-зимний период. Их листья имеют широкие листовые пластины. Произрастают такие леса во влажном и умеренно влажном климате с высокой температурой. Лето продолжительное. Зима – мягкая. Почвы они предпочитают серые, подзолистые, бурые или, даже, черноземы. Ареалы распространения – Европа, Северная Америка, Восточная Азия, Новая Зеландия и юг Чили.

Основу леса и его верхние ярусы представляют: граб, липа, ясень, вяз, клен, бук, дуб и каштан. Ниже идут лещина, черемуха и бересклеты. «Первый этаж» у пролесника, сныти, зеленчука, медуницы и так далее. Все это продуценты.

Потребители – консументы, это такие млекопитающие, как: кабан, олень, лось, зубр, бобр, белка, еж, лисица, рысь, волк, тигр, скунс, енот и бурый медведь. Птицы: чиж, рябчик, соловей, синица, снегирь, глухарь, тетерев, сова, филин, аист, утка и другие. Рептилии, амфибии и рыбы также являются потребителями. Это уж, гадюка, медянка, лягушка, жаба, саламандра, сом, щука, карповые и лососевые.

Редуценты или могильщики широколиственного леса практически все те же, что и в других экосистемах – черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса также устойчива и хорошо себя регулирует. Особенностью является период, когда деревья без листы. Процесс фотосинтеза останавливается. «Главная» роль переходит к редуцентам, которые должны максимально преобразовать органические соединения в неорганические.

На экваторе лиственные меняют тропические лесные экосистемы.

У тропического леса экосистема сформировалась на основе теплого тропического, субтропического и экваториального климата. Они опоясывают Землю по экватору. Разнообразие флоры и фауны продиктовано исключительно количеством и распределением осадков по временам года. Есть леса влажного экваториального пояса и сухого тропического. Если влажность примерно одинакова в течение года, то они стоят вечнозеленые. Если нет, то зеленые только зимой.

Влажные тропические леса имеют очень разнообразную флору. Доминируют в ней деревья, которых может быть до 100 видов на га. Основные виды деревьев — это: диптерокарповые, бобовые, миртовые и пальмы. Из остальных видов растительности необходимо выделить папоротники, которые существуют на разных ярусах тропического леса. Всего таких ярусов три. Верхний достигает 55 метров в высоту, следующий до 30 и нижний до 20. Травы здесь могут достигать высоты 6 метров. Например: банан. Размывают границы ярусов такие растения, как лианы, эпифиты, бамбук, папоротник и так далее.

В сезонных листопадных лесах растут терминалии, далбергии, альбиции, бамбук, тиковое и эбеновое дерево, пальмы, лавр и сахарный тростник. Основными травами являются злаки. Иногда, для удержания влаги, растения покрыты колючками.

Видовое разнообразие потребителей тропических превосходит любые другие леса. Многие виды животных большую часть времени проводят на деревьях. Самые известные – обезьяны, белки-летяги, ленивцы. Там живут и птицы – попугаи, дятлы, туканы, колибри и много других. Пресмыкающиеся также обитают в местах максимального «скопления» пищи, то есть на деревьях. Это – хамелеоны, змеи, гекконы, ягуаны, агамы и, даже земноводные лягушки, пытаются взобраться повыше. Исключительно наземных видов животных не много, но они очень крупные. Основные их виды: слон, носорог, бегемот, буйвол, жираф. Многообразны по внешнему виду беспозвоночные – муравьи, термиты, многоножки и бабочки.

Растения второго яруса, обычно столь плотно смыкают полог, что не пропускают солнечного света. Это отрицательно сказывается на «деятельности» разрушителей. В листопадных лесах редуценты, а это в основном грибы и термиты, которые также не могут переработать такой огромный объем органической массы. Потому тропические, при столь интенсивном «производстве» кислорода – около 55,5 Гт в год, «консервируют» в своем органическом веществе до 4,6 Гт углекислого газа.

Вывод

Общая для экосистемы леса характеристика может быть такой. Все они строятся на основе доминирования растительного мира над животным. Среди растений основную роль играет один или несколько видов деревьев. В зависимости от этого системы относят с одновидовым или смешанным. Экосистема любого вида имеет ярусы. От плотности смыкания крон деревьев зависит количество солнечного света и кислорода, проникающие в его нижние ярусы. Особенно, в слои населенные редуцентами – разрушителями. А это, в свою очередь, сказывается на количестве синтезируемой ими неорганической «пищи» для самих же деревьев. Экосистемы, в которых существует дисбаланс в пользу каких-либо живых организмов, недостаточно устойчивы и могут быть повреждены и уничтожены. Самыми устойчивыми являются лесные экосистемы со смешением видов и их взаимозаменяемостью.

Видео — Лесные экосистемы

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: размножение организмов бывает половым и бесполым (без участия половых клеток).

Правильный ответ - бесполое.

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Гибридологический метод исследования используют

1. Эмбриологи

2. Селекционеры

3. Генетики

4. Экологи

5. Биохимики

Объяснение: гибридологический метод - метод получения гибридов. Используются в генетике для выяснения характеристик и наследования признака и в селекции для выведения новых пород, сортов, штаммов.

Правильный ответ - 23.

Задание 3.

В синтезе белка принимает участие молекула иРНК, фрагмент которой содержит 96 нуклеотидных остатков. Определите число нуклеотидных остатков в участке матричной цепи ДНК, которые несут информацию о первичной структуре белка.

Объяснение: при транскрипции (копировании участка ДНК - гена - на иРНК) на ДНК и иРНК в итоге получается одинаковое количество нуклеотидов, так как ген кодирует белок и иРНК должна передать эту закодированную информацию в неизменном виде.

В данном задании пренебрегают некодирующими участками ДНК - интронами, которые вырезаются из ДНК, так что иРНК меньше ДНК.

Правильный ответ - 96.

Задание 4.

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций, изображенного оорганоида клетки. Определите два признака, "выпадающие" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Упаковывает и выносит синтезированные вещества из клетки

2. Участвует в образовании лизосом

3. Обеспечивает окислительное фосфорилирование

4. Состоит из одной мембраны

5. Содержит соединенные между собой граны

Объяснение: на рисунке изображен аппарат Гольджи. Он упаковывает выносит синтезированные вещества из клетки (например, белки из рибосом поступают в аппарат Гольджи, а затем распределяются по клетке), участвуют в образовании лизосом, являются одномембранными. Они не проводят окислительное фосфорилирование (как митохондрии) и не содержат гран (как хлоропласты).

Правильный ответ - 35.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и фазами фотосинтеза.

Характеристики

А. Фотолиз воды

Б. Фиксация углекислого газа

В. Расщепление молекул АТФ

Г. Возбуждение хлорофилла квантами света

Д. Синтез глюкозы

Фазы фотосинтеза

1. Световая

2. Темновая

Объяснение: для световой фазы фотосинтеза необходим свет. Она включает: фотолиз воды, расщепление молекул АТФ, возбуждение хлорофилла квантами света. Все процессы происходят на мембране. Темновая фаза фотосинтеза света не требует. Она включает цикл Кальвина, в ходе которого происходит фиксация СО2 и синтез глюкозы.

Правильный ответ: 12112.

Задание 6.

Определите соотношение самок и самцов в потомстве, образовавшегося при скрещивании двух гетерозигот. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

Объяснение: вопрос поставлен некорректно, так как потомства не зависит от генотипа. Соотношение самок и самцов всегда будет 50:50 (то есть 1:1).

Правильный ответ - 11.

Задание 7.

Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания причин комбинативной изменчивости.

1. Случайная встреча гамет при оплодотворении

2. Спирализация хромосом

3. Репликация ДНК в интерфазе

4. Рекомбинация генов при кроссинговере

5. Независимое расхождение хромосом в мейозе

Объяснение: комбинативная изменчивость обусловливается: случайной встречей намет гамет при (различными комбинациями) оплодотворении, рекомбинации генов при кроссинговере или независимом расхождении хромосом в мейозе. Спирализация хромосом и репликация ДНК в интерфазе не являются характеристиками комбинативной изменчивости.

Правильный ответ - 23.

Задание 8.

Установите соответствие между характеристиками и стадиями формирования эмбрионов ланцетника.

Характеристики

А. Впячивание группы клеток внутрь бластулы

Б. Митоз зиготы

В. Формирование стенок первичной кишки

Г. Образование бластоцеля

Д. Образование бластомеров

Стадии эмбриогенеза

1. Однослойный зародыш

2. Двуслойный зародыш

Объяснение: бластула - однослойная стадия, значит все, что в нее входит, относится к однослойному периоду развития зародыша (митоз зиготы, образование бластомеров, образование бластоцеля). При гаструляции происходит впячивание и выпячивающиеся клетки представляют собой второй слой, то есть к двуслойному зародышу относятся характеристики: Впячивание группы клеток внутрь бластулы и формирование стенок первичной кишки.

Правильный ответ - 21211.

Задание 9.

1. Являются многолетними растениями

2. Содержат хлоропласты с хлорофиллом

3. Имеют цветки и соцветия

4. Образуют плоды с семенами

5. Представлены разнообразными жизненными формами

6. Размножаются семенами

Объяснение: покрытосеменные - самая прогрессивная группа растений. Они отличаются от всех остальных наличием цветка и плода. Также, в отличие от голосеменных они представлены разнообразными жизненными формами: травы, кустарники, деревья (голосеменные - только древесные формы). Общие признаки: многолетние растений, наличие хлоропластов с хлорофиллом, размножение семенами.

Правильный ответ - 126.

Задание 10.

Установите соответствие между животными и особенностями температуры организма.

Животные

А. Домовый воробей

Б. Прыткая ящерица

В. Обыкновенный дельфин

Г. Нильский крокодил

Д. Обыкновенный тритон

Е. Обыкновенный крот

Особенности температуры тела

1. Постоянная

2. Непостоянная

Объяснение: у птиц (домовой воробей) и млекопитающих (обыкновенный дельфин, обыкновенный крот) - постоянная температура тела (они теплокровные). У земноводных (обыкновенный тритон) и рептилий (прыткая ящерица, нильский крокодил) непостоянная температура тела (они хладнокровные).

Правильный ответ: 121221.

Задание 11.

Установите последовательность расположения систематических групп растений, начиная с самого наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Редька обыкновенная

2. Покрытосеменные

3. Крестоцветные

4. Двудольные

5. Редька

6. Эукариоты

Объяснение: располагаем систематические группы, начиная с наименьшей.

Вид Редька обыкновенная

Род Редька

Семейство Крестоцветные

Класс Двудольные

Отдел Покрытосеменные

Надцарство Эукариоты

Правильный ответ - 153426.

Задание 12.

Выберите три верных ответ из шести.

Лейкоциты - клетки крови, которые

1. Образуются в красном костном мозге

2. Способны изменять свою форму

3. Содержат ядра

4. Синтезируют гемоглобин

5. Выделяют вещества для образования тромба

6. Дозревают в нервных узлах

Объяснение: лейкоциты - белые клетки крови, они отвечают за иммунитет, могут поглощать чужеродные частицы за счет изменения формы клетки (фагоцитоз), имеют ядра, образуются в красном костном мозге. Не синтезируют гемоглобин, не участвуют в образовании тромба, не дозревают в нервных узлах.

Правильный ответ - 123.

Задание 13.

Установите соответствие между характеристиками и отделами нервной системы.

Характеристики

А. Координирует работу внутренних органов

Б. Регулирует процессы обмена веществ

В. Действует автономно, независимо от желания человека

Г. Обеспечивает произвольные движения конечностей

Д. Регулирует деятельность гладкой мускулатуры

Е. Регулирует сокращение скелетных мышц

Отделы нервной системы

1. Вегетативный

2. Соматический

Объяснение: соматическая нервная система управляет работой мышц. Вегетативная (автономная) нервная система - осуществляет контроль над работой внутренних органов, то есть вегетативная нервная система координирует работу внутренних органов, процессы обмена веществ, деятельность гладкой мускулатуры. Соматическая нервная система регулирует произвольные движения конечностей, то есть сокращение скелетных мышц.

Правильный ответ - 111212.

Задание 14.

Установите последовательность расположения структур глазного яблока, начиная с роговицы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Нейроны сетчатки

2. Стекловидное тело

3. Зрачок в пигментной оболочке

4. Светочувствительные клетки-палочки и колбочки

5. Выпуклая прозрачная часть белочной оболочки

Объяснение: рассмотрим строение глазного яблока.


Наиболее внешней структурой является выпуклая прозрачная часть оболочки, затем зрачок в пигментной оболочке, далее стекловидное тело, потом нейроны сетчатки и, наконец, светочувствительные клетки - палочки и колбочки.

Правильный ответ - 53214.

Задание 15.

Выберите из текста три предложения, которые описывают пути макроэволюции органического мира. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Объяснение: пути макроэволюции органического мира описаны в предложениях 1, 4 и 5.

Макроэволюция - это процесс формирования крупных систематических единиц. Обращаем внимание на фразы: "ароморфоз", "общая дегенерация", "повышение уровня организации", "морфофизиологический регресс".

Правильный ответ - 145.

Задание 16.

Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Медоносная пчела.

Характеристики

А. Общественный образ жизни

Б. Различие в размерах самцов и самок

В. Развитие личинок в сотах

Г. Наличие волосков на теле

Д. Питание нектаром и пыльцой цветков

Е. Глаза фасеточные

Критерии вида

1. Морфологический

2. Экологический

Объяснение: морфологический критерий описывает внешнее строение организмов, то есть различие в размерах самцов и самок, наличие волосков на теле, фасеточные глаза. Экологический критерий описывают взаимодействие вида с окружающей средой и с другими организмами: общественный образ жизни, развитие личинок в сотах.

Правильный ответ - 212121.

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести.

В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,

1. Являются продуцентами

2. Обеспечивают смену экосистем

3. Увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере

4. Извлекают органические вещества из пищи

5. Превращают органические остатки в минеральные соединения

6. Выполняют роль консументов или редуцентов

Объяснение: гетеротрофы - живые организмы, потребляющие органические вещества и превращающие их в минеральные соединения. В пищевой цепи гетеротрофы выполняют роль консументов или редуцентов. Продуценты являются автотрофами, зеленые растения при фотосинтезе выделяют кислород, увеличивая его запас в атмосфере.

Правильный ответ - 456.

Задание 18.

Установите соответствие между характеристиками и видами экосистем.

Характеристики

А. Разнообразные цепи и сети питания

Б. Большое разнообразие видов

В. Наличие монокультур

Г. Замкнутый круговорот веществ

Д. Неустойчивость во времени

Е. Необходимость в дополнительной энергии

Виды экосистем

1. Агробиоценоз

2. Биогеоценоз

Объяснение: агробиоценоз - искусственное сообщество, является неустойчивым, так как имеет ряд недостатков: наличие монокультуры, неустойчивость во времени, необходимость в дополнительной энергии.

Биогеоценоз - естественное сообщество, достаточно устойчиво, так как имеются разнообразные цепи и сети питания, большое разнообразие видов, замкнутый круговорот веществ.

Правильный ответ - 221211.

Задание 19.

Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Появление внутреннего оплодотворения

2. Возникновение полового процесса

3. Образование хорды

4. Формирование пятипалых конечностей

Объяснение: среди перечисленных признаков, самым ранним является появление полового процесса (еще у Кишечнополостных), затем внутреннее оплодотворение, появление хорды и формирование пятипалых конечностей.

Правильный ответ - 2134.

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите его фазы, набор хромосом в дочерних клетках и какие специфические клетки образуются в результате такого деления у растений.


Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов

1. Профаза, метафаза, телофаза

2. Соматическая

3. Диплоидный

4. Профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2

5. Профаза 1, метафаза 1, анафаза 1, телофаза 1

6. Гаплоидный

7. Спора

8. Первое мейотическое деление

Объяснение: на рисунке изображено второе деление мейоза, так как образуются гаплоидные клетки. У растений в ходе мейоза образуются споры, а в ходе митоза - гаметы (у животных наоборот).

Правильный ответ - А - фазы деления клетки - профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2

Б - набор хромосом в дочерних клетках - гаплоидный

В - какие специфические клетки образуются у растений - спора

Ответ - 467.

Задание 21.

Проанализируйте график "Выживание муфлона в Лондонском зоопарке". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Утверждения:

1. Исследована группа животных, состоящая из 79 особей

2. 3-4 особей приблизительно доживают до 9,5 лет

3. Родившиеся особи часто гибнут на третьем году жизни

4. Большая часть особей доживает до восьми лет

5. В исходной популяции средний возраст особей составляет один год

Объяснение: как видно по графику, наибольшее количество особей имеют возраст 1-4 года (12-48 месяцев). Всего исследовали 79 особей, но только 3-4 из них доживают до 9,5 лет (114 месяцев).

Правильный ответ - 12.

Задание 22.

От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые пересадили на другой участок плантации. Однако, плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкими, чем на материнском растении. Назовите используемый способ размножения земляники. Объясните причину появления мелких плодов.

Объяснение: в задании приведен вегетативный способ размножения. Размер плодов может варьироваться в пределах нормы реакции в зависимости от условий внешней среды. Такой тип изменчивости называется модификационной или фенотипической.

Задание 23.

Какие органы растений обозначены на рисунке цифрами - 1, 2, 3? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Объяснение: 1 - клубень, 2- луковица, 2 - корневище. Эти органы являются видоизмененными побегам. При помощи видоизмененных побегом растение может размножаться вегетативно.

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества - гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы - инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.

Объяснение: ошибки допущены в предложениях 1, 3, 6.

Предложение 1 - железы внутренней секреции выделяют гормон в кровь и не имеют протоков, железы внешней секреции выделяют секрет в проток.

Предложение 3 - не все гормоны являются белками (например, адреналин - не белок).

Предложение 6 - инсулин помогает глюкозе попасть в клетки, поэтому при его недостатке концентрация глюкозы в крови не уменьшается, а увеличивается (такое заболевание называется сахарный диабет).

Задание 25.

Класс Млекопитающие - процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырех признаков.

Объяснение: ароморфозы млекопитающих:

1. Теплокровность - независимость от температуры окружающей среды (высокий уровень обмена веществ).

2. Появление шерсти - сохранение тепла.

3. Дифференциация зубов - могут есть разную пищу.

4. Четырехкамерное сердце - полное разделение венозной и артериальной крови.

5. Сильно развитая кора больших полушарий (характерно сложное поведение).

6. Наружное ухо - звук собирается и проходит в слуховую трубу.

7. Способность вскармливать детенышей молоком и забота о потомстве.

Задание 26.

Почему широколиственный лес считают более устойчивый экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение:

1. Разнотравный луг представлен растениями только с одной жизненной формой - травянистые растения, а в широколиственном лесу есть и травы, и кустарники, и деревья (есть ярусность).

2. В широколиственном лесу более разветвленные цепи.

3. В широколиственном лесу больше разнообразие видов.

Задание 27.

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе в конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.

Объяснение: в соматических клетках содержится диплоидный набор хромосом. В клетках кончика корня в профазе набор хромосом и количество молекул ДНК - 2n4c - 56 молекул (так как произошла репликация), в конце телофазы митоза - 2n2c - 28 молекул (в дочерних клетках находятся сестринские однохроматидные хромосомы).

Задание 28.

Группа крови и резус-фактор - аутосомные рецессивные признаки.

Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: I0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю I0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены I0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля - IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У матери вторая группа и положительный резус (гетерозигота по резус-фактору), у отца третья группа крови и положительный резус (гомозигота по резус-фактору). У сына первая группа крови и положительный резус. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына. Определите, какие группы крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, их возможные генотипы и соотношение фенотипов. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: генотип матери - IAI0Rr

генотип отца - IBI0RR

генотип сына - I0I0R_

P: IAI0Rr x IBI0RR

Гаметы: IAR, I0r, IAr, I0R x IBR, I0R

Имеем следующее расщепление по 4 фенотипам и 8 генотипам.

F1: IAIBRR, IAIBRr - четвертая группа крови, положительный резус

IAI0RR, IAI0Rr - вторая группа крови, положительный резус

IBI0Rr, IBI0RR - третья группа крови, положительный резус

I0I0Rr, I0I0RR - первая группа крови, положительный резус

Соотношение фенотипов - 1:1:1:1.

Проявляется закон независимого наследования.

Вариант 7. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Гибридологический метод исследования используют

1. эмбриологи

2. селекционеры

3. генетики

4. экологи

5. биохимики

3

В синтезе белка принимает участие молекула иРНК, фрагмент которой содержит 33 нуклеотидных остатка. Определите число нуклеотидных остатков в участке матричной цепи ДНК.

4

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций, изображенного органоида клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. упаковывает и выносит синтезированные вещества из клетки

2. участвует в образовании лизосом

3. обеспечивает окислительное фосфорилирование

4. состоит из одной мембраны

5. содержит соединенные между собой граны

5

Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. фотолиз воды

Б. фиксация углекислого газа

В. расщепление молекул АТФ

Г. возбуждение хлорофилла квантами света

Д. синтез глюкозы

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

1. световая

2. темновая

6

Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с жёлтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

7

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Х-хромосома

2. монофилия

3. атавизм

5. кариотип

8

Установите соответствие между характеристикой и стадией формирования эмбриона ланцетника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. впячивание группы клеток внутрь бластулы

Б. митоз зиготы

В. формирование стенок первичной кишки

Г. образование бластоцеля

Д. образование бластомеров

СТАДИЯ ЭМБРИОГЕНЕЗА

1. однослойный зародыш

2. двуслойный зародыш

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных

1. являются многолетними растениями

3. имеют цветки и соцветия

4. образуют плоды с семенами

5. представлены разнообразными жизненными формами

6. размножаются семенами

10

Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖИВОТНОЕ

А. домовый воробей

Б. прыткая ящерица

В. обыкновенный дельфин

Г. нильский крокодил

Д. обыкновенный тритон

Е. обыкновенный крот

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

1. постоянная

2. непостоянная

11

Установите последовательность расположения систематических групп растения, начиная с самого наименьшего таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Редька обыкновенная

2. Покрытосеменные

3. Крестоцветные

4. Двудольные

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты - клетки крови, которые

1. образуются в красном костном мозге

2. способны изменять свою форму

4. синтезируют гемоглобин

5. выделяют вещества для образования тромба

6. дозревают в нервных узлах

13

Установите соответствие между примером регуляции процессов жизнедеятельности и отделом нервной системы, к которому её относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ

А. координирует работу внутренних органов

Б. регулирует процессы обмена веществ

В. действует автономно, независимо от желания человека

Г. обеспечивает произвольные движения конечностей

Д. регулирует деятельность гладкой мускулатуры

Е. регулирует сокращение скелетных мышц

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. вегетативный

2. соматический

14

Установите последовательность расположения структур глазного яблока, начиная с роговицы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. нейроны сетчатки

2. стекловидное тело

3. зрачок в пигментной оболочке

4. светочувствительные клетки-палочки и колбочки

5. выпуклая прозрачная часть белочной оболочки

15

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов

2. листовидная форма тела у печеночного сосальщика

3. развитие стрекательных клеток у гидры

4. возникновение членистых конечностей у насекомых

5. появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

6. возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

16

Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится^ каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

А. общественный образ жизни

Б. различие в размерах самцов и самок

В. развитие личинок в сотах

Г. наличие волосков на теле

Д. питание нектаром и пыльцой цветков

Е. глаза фасеточные

КРИТЕРИЙ ВИДА

1. морфологический

2. экологический

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,

1. являются продуцентами

2. обеспечивают смену экосистем

3. увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере

4. извлекают органические вещества из пищи

5. превращают органические остатки в минеральные соединения

6. выполняют роль консументов или редуцентов

18

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. разнообразные цепи и сети питания

Б. большое разнообразие видов

В. наличие монокультуры

Г. замкнутый круговорот веществ

Д. неустойчивость во времени

Е. необходимость в дополнительной энергии

ВИД ЭКОСИСТЕМЫ

1. агробиоценоз

2. биогеоценоз

19

Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. появление внутреннего оплодотворения

2. возникновение полового процесса

3. образование хорды

4. формирование пятипалых конечностей

20

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите его фазы, набор хромосом в дочерних клетках и какие специфические клетки образуются в результате такого деления у растений.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. профаза, метафаза, телофаза

2. соматическая

3. диплоидный

4. профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2

5. профаза 1, метафаза 1 ,анафаза 1, телофаза 1

6. гаплоидный

8. первое мейотическое деление

21

Проанализируйте график «Выживание муфлона в Лондонском зоопарке». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Утверждения:

1. исследована группа животных, состоящая из 79 особей

2. три-четыре особи проживают 118 месяцев

3. родившиеся особи часто гибнут на третьем году жизни

4. большая часть особей доживает до восьми лет

5. в исходной популяции средний возраст особей составляет один год

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые пересадили на другой участок плантации. Однако плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкими, чем на материнском растении. Назовите используемый способ размножения земляники. Объясните причину появления мелких плодов.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) растения были получены в результате бесполого вегетативного размножения;

2) различия растений обусловлены модификационной изменчивостью, связанной с различием условий внешней среды, в которых выращивались дочерние и материнские растения

Какие органы растения обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Показать ответ

Элементы ответа:

1) А - клубень; Б - луковица; В - корневище;

2) в этих органах запасаются питательные вещества, которые используются при вегетативном размножении;

3) изображенные органы являются видоизменёнными побегами

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества - гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы - инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить капусту кольраби?
Основные болезни картофеля и причины его повреждения фото
Виды и разновидности грибов сыроежки: фото и описание Сыроежка строение