Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подробный анализ рассказа жаба. Сочинение рассуждение-размышление на морально-этическую тему Мой некрасивый друг

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с «подарками». Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся - я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Постепенно я стал укорачивать лучинку и довольно скоро укоротил настолько, что можно было заменить ее обыкновенной спичкой. И я уже был уверен: не так далеко время, когда жаба будет брать у меня еду прямо из рук.

Но как-то я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек, ее нигде не было. Пошарил в траве - нет. И вдруг я увидел темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с "подарками". Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся - я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Постепенно я стал укорачивать лучинку и довольно скоро укоротил настолько, что можно было заменить ее обыкновенной спичкой. И я уже был уверен: не так далеко время, когда жаба будет брать у меня еду прямо из рук.

Но как-то я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек, ее нигде не было. Пошарил в траве - нет. И вдруг я увидел темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Жаба: вымыслы и действительность

Жабы и лягушки внешне похожи. Многие люди, редко встречающиеся с этими животными, даже путают их. Но если приглядеться, разницу увидеть легко. Лягушка - дневной житель, а жаба - ночной, поэтому у лягушек зрачок круглый, как у всех дневных животных, а у жабы - вертикальной формы, как у ночных.

К глазам еще надо присматриваться, а ноги видны сразу. И по ногам можно сразу четко сказать, где лягушка, где жаба. У лягушки задние ноги длинные, сильные, мускулистые, передние же гораздо меньше. У жабы задние ноги не такие сильные и не такие длинные, но зато и передние не такие уж коротенькие. От строения ног зависит и движение. Поэтому жабы двигаются медленно, лягушки быстро, жабы делают лишь коротенькие скачки, а лягушки длинные.

Если посмотреть на спокойно сидящую лягушку и жабу, то и тут бросится в глаза разница: у лягушки голова как бы немного задрана вверх и все тело приподнято. Так удобнее ловить пролетающих насекомых. Жаба не только ловит пролетающих насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как бы прижато, а голова чуть опущена.

Большинство людей к лягушкам и жабам относятся плохо. Если лягушек просто не любят ("брр, мокрая, холодная!"), то жаб еще и боятся. У жабы дурная слава. Еще в древности, проклиная кого-нибудь, желали, чтобы на проклятого человека напали саранча, вредные мухи и жабы. Жабы не случайно зачислены во вредные и опасные, ведь "это животное совершенно холодное и влажное, все отравленное, ужасное, противное и вредное. Когда животное это дразнят, оно приходит в такой гнев, что если может, то брызгает на человека своими накожными выделениями или отравляет его своим ядовитым вредным дыханием. Съеденная жаба вызывает смерть, дыхание и взгляд ее также вредны, от них человек бледнеет и обезображивается". И это говорил не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад Геснер в 1551 году в своей знаменитой "Истории животных".

И нет ничего удивительного в том, что жабы издавна привлекали внимание разных жуликов и авантюристов. Одни варили из жаб различные снадобья, которые будто бы вылечивали от всяких болезней, другие закапывали жаб в землю, чтоб был урожай, третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтоб прогнать лихорадку, четвертые изготовляли из жабы яд.

Сейчас, конечно, никто не верит, что сушеная жаба - лекарство или что взгляд ее опасен. Но в том, что жаба выделяет особую жидкость и на руках появляются бородавки, многие уверены.

Жаба действительно выделяет беловатую жидкость - у нее даже есть специальные железы на коже. Но никакого отношения к появлению бородавок эта жидкость не имеет - она вообще совершенно безвредна для человека. (Лишь попав в глаз, может вызвать неприятное ощущение.) Но эта жидкость делает мясо жабы несъедобным. И, один раз попробовав, хищник навсегда потеряет желание нападать на жаб. Это единственный способ защиты у жабы: ведь у нее нет ни острых клыков и когтей, чтоб постоять за себя, нет даже быстрых ног, чтоб убежать в случае опасности.

В лесу жаба сидит целыми днями где-нибудь под кустом или в неглубокой ямке под корнями деревьев. А едва стемнеет, выползает на охоту. И будет охотиться до утра. Сколько она за это время насекомых уничтожит, трудно сосчитать, даже если специально заняться этим: молниеносно выброшенный язык "хватает", то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Человеческий глаз не в состоянии заметить это действие, так как оно от начала и до конца продолжается /15 долю секунды.

Хорошо приспособлены для охоты и глаза жабы - она обращает внимание только на движущиеся предметы, да и то только на те, которые находятся на расстоянии не больше десяти сантиметров - на такое расстояние может "выбросить" свой язык жаба.

Жаба уничтожает мух, комаров, гусениц, слизней. И недаром еще издавна опытные огородники приносили из леса жаб и выпускали их на свои огороды. Они знали, что лучшего сторожа огородных вредителей не найти. И недаром в Англию, где очень мало жаб, их специально привозили из Франции и продавали за большие деньги, а в Париже еще сравнительно недавно существовал специальный рынок жаб!

Сейчас, когда человек научился бороться с вредителями при помощи химических препаратов, значение жаб, казалось бы, уменьшилось. Но это не совсем так: американские ученые подсчитали, что даже в тех местах, где проводится химическая обработка растений, одна жаба за лето сохраняет продуктов на 25 долларов. А сколько же пользы приносит она там, где в борьбе с вредителями человек не принимает участия?

В нашем лесу я чаще встречаю серую жабу. Но иногда встречаю и зеленую. И той и другой я всегда почтительно уступаю дорогу.

Классный час «Мой некрасивый друг» (1сл.)

Класс: 2 класс

Цель:- показать целостность природы, что в природе не бывает ничего лишнего;

Воспитывать гуманные чувства ко всему живому; экологическую культуру.

Учитель: Человек – это часть природы. Он живёт среди неё, пользуется её богатствами, восхищается её красотой. Люди всегда любили деревья, травы, цветы, птиц, насекомых, зверей. Но всех ли? Возьмём, к примеру, животных. Все ли животные любимы человеком? Всех ли любите и бережёте вы? (2сл.) Почему? Назовите своих любимцев и нелюбимцев? (Ответы детей) (3сл.)

Значит, вы не любите мышей и крыс, тараканов, червей, летучих мышей, змей, жаб, лягушек? С мышами, крысами, тараканами – понятно. Они приносят много бед здоровью и благополучию человека, когда поселяются в его доме. А остальные вами названные животные? Давайте сегодня поговорим и посмотрим, почему одних животных любят, восхищаются ими, а к другим относятся плохо, стараются их уничтожить? Справедливо ли безжалостное отношение к этим животным?(4сл . )

Загадка: Выпуча глаза сидит,

не по-русски говорит,

родилась в воде,

а живёт на земле. (Жаба) (5сл.)

Жалобы жабы (Говорят, что я, жаба, вредная, что от меня на руках бородавки. Всё это неправда. Я действительно выделяет через кожу беловатую, сильно пахнущую жидкость. Но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто таким способом я спасаюсь от врагов. Эта жидкость делает нас, жаб, несъедобными. Один раз попробовав наше мясо со слизью, хищник навсегда потеряет желание нападать на жаб. Это единственная её защита – ведь у жабы нет ни острых зубов, ни быстрых ног, чтобы убежать во время опасности.

Ученик: Зато пользу жаба приносит огромную . Недаром опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их там. Днём жаба сидит под листочком в тенёчке, а ночью выползает на охоту. И всю ночь ходит между грядками, выбрасывая свой длинный клейкий язык, хватая мух, комаров, гусениц, слизней. И сколько она вредных насекомых уничтожит – не сосчитать! Вот почему жаба наш большой друг. Ну и что, что некрасива. Друзей ведь любят не за красоту. – Так какую пользу приносит жаба? (Ответы детей)

Учитель загадывает загадку про червяка. Загадка: Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт...
Удивительный чудак,
Этот дождевой.. .
(Червяк) (6сл.) Жалобы червяка (ученик в коронке этого животного. Ох и трудно мне порой приходится. Каждый наровит наступить на меня, когда я после дождя выползаю из земли. Не надо этого делать, ведь я приношу природе пользу. Учитель: Какую пользу приносит червяк?

Ученик. Черви – самые полезные животные в мире. Они разрыхляют и размельчают сухие комья земли. С их помощью корни растений получают воздух и влагу. Черви еще и удобряют почву, проглатывая землю с всякими отходами, умершими растениями, останками насекомых и животных. Дождевые черви с удовольствием жуют свое «лакомство», а обратно выплевывают уже настоящую плодородную почву. Чем плодороднее почва, тем лучше урожай.

Учитель загадывает загадку про паука. Загадка: Этот долгорукий старичок, В уголке сплёл гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!» (7сл.)

Жалобы паука ( ученик в коронке этого животного)

И мне нелегко живётся на белом свете. Плету, плету паутину, чтобы в неё попали вредные насекомые, а многие путники берут и рвут её. И каждый старается нас уничтожить. А я приношу немалую пользу.

Ученик. Польза от пауков велика. Пауки прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит. Когда охота особенно удачна, паук крестовик ловит в сети по… пятьсот насекомых за сутки. Мухи в этом улове преобладают. А на теле одной только мухи насчитали 26 миллионов микробов! И таких страшных, от которых люди болеют различными опасными болезнями. Пауки спасают нас от этой заразы.

Какой сделаем вывод, ребята?

Вывод простой : пауков надо беречь - не давить, не рвать паутину! Каждый должен помнить: паук человеку друг!

Учитель загадывает загадку про летучую мышь.

Загадка: Не поймёшь – зверёк иль птица.
Ночью с ней не заблудиться –
Видит всё вокруг ушами!
Мышь, но сыр не ест с мышами.
(Летучая мышь ) (8сл.)

Жалобы летучей мыши ( ученик в коронке этого животного)

Много легенд и суеверий связано с нами. Уж очень у нас необычная внешность, ведём ночной образ жизни. Видим мы ночью не с помощью зрения, а с помощью слуха.

Многие боятся нас, считают вампирами. Если бы мы летали днём, то не казались бы вам такими странными и подозрительными. И люди не сочиняли бы про нас разные небылицы. Не надо бояться нас, мы приносим пользу садам и огородам!

Ученик. Эти зверьки очень полезны нашим полям и садам, так как уничтожают множество ночных насекомых - до 500 комаров за вылет!).

Одно крылатое создание за год ловит до 10 миллионов мух, мошек, комаров, москитов и ночных мотыльков. На истребление такого числа вредных насекомых пришлось бы затрачивать тонны ядохимикатов, приносящих ущерб природе и самим людям.

Учитель загадывает загадку про змею.

Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея) (9сл.) Жалобы змеи ( ученик в коронке этого животного) Все знают, что мы шипим и кусаемся. От наших укусов часто гибнут люди. Но этого можно избежать, если знать о нас больше. Шипим мы, предупреждая об опасности – не трогай нас, уйди с дороги! Ученик. В наших лесах водится один вид ядовитых змей – гадюка. Её серая или бурая окраска с волнистым узором на спине делает её незаметной среди солнечных бликов и листвы. Поэтому ни человек, ни животное не замечают её, подходят близко, а то и наступают – в результате гадюка прибегает к самозащите и кусает – ведь другой-то защиты у неё нет! Гадюка обнаруживает себя шипением. Для чего же шипит гадюка? Она предупреждает людей – дайте ей отползти или отойдите сами! И никакой беды не будет! В нашей стране запрещено истребление ядовитых змей! Они приносят пользу человеку. Гадюка, питаясь лесными и полевыми мышами, защищает людей от многих опасных болезней, которые переносят эти грызуны. Змеиный яд находит широкое применение в медицине. Созданы специальные змеепитомники, где у змей добывают яд. Это очень ценное сырье, которое используют, чтобы получить медицинские препараты от многих болезней. (10сл.) Учитель. Вы многое узнали о «некрасивых» животных. Изменилось ли ваше отношение к ним? В природе нет лишних животных. Все они полезные и нужные. Это – живая природа, значит, имеет право на жизнь! Нужно бережно относиться к природе, не забывать, что мы у неё в гостях . (11сл.)

Ребята!
Лягушек, пауков, червяков
Никогда не давите!
Никогда паутину на деревьях не рвите!

Если мимо спокойно пройдёте

Природе огромную пользу вы принесёте!

V. Приложения

  1. Введение.

С детства люблю читать сказки о «братьях наших меньших». Животные в сказках самые разные: Волк и семеро Козлят, Сивка-Бурка и Конёк-Горбунок, Серая Шейка и Курочка Ряба, Царевна-лягушка и Лягушка-путешественница. И все они напоминают разных людей. Мне стало интересно: почему положительная героиня превращается в царевну, а отрицательный персонаж становится безобразной жабой? Почему люди не любят жабу?

Я решил найти ответы на эти вопросы.

Цель исследовательской работы : обосновать необходимость судить о человеке не по внешнему виду, а чертам характера и поступкам.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

Проанализировать информацию о реальной жизни жабы;

На основе анализа легенд и поверий определить, почему в народе не любят жабу;

Выяснить, какова символика жабы у разных народов;

Подобрать тексты сказок о жабе и сопоставить их с целью выявления авторской позиции;

Через погружение в текст определить нравственную проблему текстов и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

Гипотеза исследования : если судить о животных только по внешности, то можно не заметить, что и за внешней непривлекательностыо человека может скрываться внутренняя красота.

Актуальность темы я вижу в том, что не только среди животных, но и в мире людей судят об окружающих только но внешнему виду.

Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, сбора, сравнения, систематизации информации и анализа полученных результатов.

В работе представлены результаты исследования различных источников по характеристике жабы и причин неприятия людьми этого представителя земноводных; дан сравнительный анализ текстов художественных произведений с точки зрения внешней непривлекательности и внутренней красоты героини; выявлен

метафорический смысл сказок; проведена аналогия между миром животных и миром людей и доказано, что судить о человеке нужно не по внешности, а по поступкам и чертам характера.

Методы исследования:

Теоретические (анализ и синтез);

Эмпирические (сравнение текстов);

Математические (статистическая обработка анкет).

  1. Основная часть.
  1. Жаба как она есть.

В этой части работы я изучал особенности жабы как представителя класса амфибий.

«Amphi» по-гречески - двойной, «bios» - жизнь. Из этих двух слов и слагается
название целого класса позвоночных животных амфибий, или земноводных, как
они называются на русском языке. Оба названия подчеркивают, что животные этого класса ведут двойной образ жизни, тесно связанный как с водной средой, так и с сушей.

Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнал, что жабы обитают почти во всех частях мира, кроме Арктики. Существует более 400 видов жаб [ 1 ].

Чем отличается жаба oт лягушки? У большинства настоящих жаб тело шире и площе, а кожа темнее и суше, чем у большинства лягушек. Обычно настоящие жабы покрыты бугорками, а у настоящих лягушек кожа гладкая. В отличие от большинства настоящих лягушек, большая часть настоящих жаб живет на суше. Взрослые жабы идут к воде только для размножения. У большинства лягушек зубы только на верхней челюсти. У жаб вообще нет зубов. Поэтому обе проглатывают свою добычу целиком.

Жабы меньше, чем лягушки, зависят от влаги. Этому способствует не только устойчивая к пересыханию кожа, но и способность жаб запасать воду в брюшной полости. Стоит только взять в руки испуганную жабу, как она «выстреливает» струей запасенной воды, надеясь отпугнугь врага. Ещё одна черта, выгодно отличающая жаб от лягушек, - спокойное, флегматичное поведение. В отличие от лягушек, жабы ведут малоподвижный образ жизни, если лягушки прыгают, то жабы, скорее, ползают по земле[ 8 ].

Вопреки недоброй молве, жаба - безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа - выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости.

Многие считают, что нет ничего противнее большой, серой, плоской жабы, с толстым, раздутым животом, с холодным телом. Я задумался: почему жаба так безобразна? Продолжив работу с информацией, выяснил, что жаба неспроста так безобразна с виду: ее безобразие служит ей зашитой; хорошей зашитой служит жабе и её землистый цвет, он хорошо сливается с землёй и серыми камнями, под которыми жабы охотно прячутся. Крепкие лапки с длинными, широко расставленными пальцами

служат жабе хорошей опорой для ее грузного тела. Жаба не так уж дурно приспособлена для своей ночной жизни: ее глаза отлично видят в темноте [ 8 ].

Жабы - друзья огорода. Избавиться от насекомых, не прибегая к пестицидам, можно с помощью жабы. Жаба за три месяца может съесть до 10000 вредных насекомых. Поедая массу червей и насекомых, жаба, по выражению знатока зоологии Альфреда Брема, «настоящее благословение для места, где она поселилась» [ 2 ]. Жаба питается только живой добычей: мертвой, как бы голодна она ни была, она есть не станет.

Жабы - хорошие охотники. Охотятся они ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них - язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Тем самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.

Таким образом, изучив информацию, я пришёл к выводу, что жабы - «весьма полезное семейство» [ 1 ], так как они - хранительницы равновесия в природе.

  1. Почему не любят жабу?

Познакомившись с необходимой информацией, я узнал, что характерная

особенность всех амфибий – отсутствие плотных кожных покровов, лишь у

некоторых видов кожа несколько утолщенная, ороговевшая, но и она без всякой теплой «одежки». В прошлом земноводных даже в научной классификации называли «голые гады». С первым нельзя не согласиться, действительно голые, но со вторым – нет. Кто такие гады? Энциклопедически - общее распространенное название земноводных и пресмыкающихся животных. А в народном толковании, по объяснению в толковом словаре В.И. Даля, к гадкому относится всё, что противно, крайне неприятно, что мерзко и вызывает отрицательные эмоции [ 3 ].

В самом деле, почему жаба и другие земноводные нередко называются гадами и

в наш просвещённый век? Я убеждён в том, что только по причинам незнания их

биологии, предвзятости, основанной на бытующих суевериях, и самовнушении этой гадливости.

Жабы, эти загадочные «дети ночи», за много лет сосуществования с человечеством снискали дурную славу [ 8 ]. До настоящею времени люди относятся к этим безвредным и даже очень полезным существам с незаслуженной агрессией. И причиной такого негативного отношения послужила странная внешность животных, которая и привела к появлению многих безосновательных суеверий.

  1. Легенды и суеверия о жабе.

Изучив соответствующую литературу [ 7 ], я выяснил, что именно шероховатая,

покрытая бугорками кожа жабы помогла сложиться поверью, будто от прикосновения

к ней могут появиться бородавки. «Бородавчатость» кожи жаб вообще не болезнь, а не что иное, как особенность строения кожи - это железы, выделяющие специальный секрет, который не только увлажняет кожу, но и обладает антибактериальными свойствами.

Если собрать все легенды, поверья и предрассудки о жабах и лягушках, то их можно условно разбить на 4 группы. В первой говорится о жабах, как орудиях колдовства. Во второй они - оборотни красавца царевича или царевны. Третью составляет большинство легенд, где жабы борются со змеями. В четвёртую входят рассказы о жабах и лягушках, как благородных животных. За оказанную

услугу они показывают путь, переносят через реку, дают дельный совет, помогают прекрасной девице.

Жаба издавна окутана мрачными легендами. Она была непременной составляющей магических зелий и ведьминых настоев. Первое упоминание о жабе, как относящейся к тёмным силам, было найдено в Персии в 600 году до н.э. Великий шах издал указ убивать всех увиденных жаб.

В тёмные времена инквизиции было придумано множество нелепиц и глупостей. Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб. Чаще всего в жабах видели обращенных ведьм [ 7 ].

Итак, в легендах и народных поверьях жаба - это маленькое, всеми презираемое земноводное.

  1. Символика жабы у разных народов.

Продолжив работу с дополнительными источниками информации [ 9 ], я изучил символику жабы у разных народов. Оказалось, что жаба в Китае – воплощение светлого начала и соотносится с идеей обогащения. В Египте жабы считались священными животными и изображались сидящими в лотосе.

В некоторых славянских мифах - лягушки и жабы выступают как покровители семейного очага [ 10 ].

У народа манси считается, что жабы могут служить символом супружеской любви, как целующиеся голуби. Во Вьетнаме жаба - податель дождя, она - «самому Небесному властителю родня». С жабой там связаны представления о плодородии, богатстве. По древним поверьям коми жаба когда-то была человеком, и убивать её считалось большим грехом.

В некоторых районах Франции к жабе относятся с уважением, ибо она

предупреждает человека о приближении змеи, помогает в лихорадке. Жаба человеку полбрата - ее убивать нельзя, говорят в Эстонии.

Китайцы считают, что «жаба - учитель конфуцианской премудрости». Практически во всей Южной и Северной Америке жаба и лягушка - дети воды и

символ водяного духа, помогающего возделывать маис и очищающего источник, где обитает. В Германии жабу, живущую в доме, охраняют и зовут «жаба - сокровище» [ 7 ].

Таким образом, исследовав информацию о символике жабы у разных народов, я пришёл к выводу: вопреки поверьям и предрассудкам, жаба является положительным символом. Значит, это бедное маленькое творение терпит отовсюду гонения понапрасну.

  1. Результаты анкетирования одноклассников.

Чтобы выяснить отношение к жабе, я провёл анкетирование одноклассников. В опросе приняли участие 20 учащихся 6а класса МОУ «СОШ №12» г. Воркуты (вопросы анкеты - приложение №1 ).

Анкетирование показало, что 19 человек (95%) представляют себе жабу «огромной, толстой, скользкой, мокрой, грязной, в бородавках, с большими глазами». Только 1 школьник (5%) определил жабу как «милое серое создание, на ощупь скользкое». 50% опрошенных считают жабу полезной («питается насекомыми»), остальные понимают и вред, и пользу земноводного. На 12 человек (60%) жаба производит неприятное впечатление , так как она «мерзкая, противная, скользкая».

8 учащихся (40%) объяснили свою неприязнь тем, что «она некрасивая». Двум школьникам (10%) жаба нравится («смешная, толстенькая, прикольная»). Только

1 ученик (5%) объяснил своё отношение к жабе так: «Жаба по виду некрасивая и неприятная, но она умная».

Таким образом, анкетирование показало в основном отрицательное отношение к жабе. Главная причина неприязни состоит в том, что школьники, зная о пользе жабы для окружающей природы, судят о земноводном только по внешнему виду.

  1. Жаба в художественной литературе.

Получив информацию, я задумался, почему такое различное восприятие жабы: отрицательное в представлениях людей и положительное в символике разных народов? Ответ на этот вопрос попробовал найти в произведениях художественной литературы.

  1. Подбор произведений с жабой в роли главной героини.

Как выяснилось, и в литературе за жабой тоже закрепилась дурная слава: лягушка всегда превращается в принцессу, а с жабой всё гораздо сложнее. Такое случилось не без участия, надо сказать, некоторых писателей, таких как В. Гаршин («Сказка о Жабе и розе»), Г.Х. Андерсен («Дюймовочка», «Жаба») и др.

Я решил узнать, есть ли произведения, в которых жаба является положительной героиней. Для этого подобрал сказки нескольких авторов, выявил их тему и идею, сравнил эти произведения по определённым критериям и попытался объяснить метафорический смысл сказок о животных.

Для исследования были выбраны следующие сказки: «Мой некрасивый друг» (автор Ю.Дмитриев)(текст – приложение №2), «Почему вы не любите жабу?» (автор Ф. Кривин)(текст – приложение №3 ), «Серая звёздочка» (автор Б. Заходер) (текст – приложение №4 ), так как сюжет этих произведений «реабилитирует» жабу, которой в сказках всегда отводилась незавидная роль пособника нечистой силы.

  1. Сравнительный анализ авторских сказок о жабе.

В данной части работы я изучал изображение жабы в сказках разных авторов.

Сначала выяснил тематику произведений. Сказка Юрия Дмитриева повествует о том, как герой-рассказчик подружился с жабой, а кто-то убил её, потому что она некрасивая. Сказка Феликса Кривина дает ответ на вопрос, обозначенный в заглавии: стоит только полюбить жабу, и все увидят, какая она хорошая. В сказке Бориса Заходера говорится о «хорошей и полезной» Серой Звездочке, которую любят добрые обитатели сада и которую злые называют «неуклюжей и некрасивой жабой».

Определив тематику текстов, чтобы выяснить их идеи, я попытался сопоставить сказки, используя метод сравнения. Тексты сравнивал по 7 критериям: название, жанр, внешность, поступки, черты характера главной героини, отношение к ней окружающих и позиция автора.

В сказке Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» мы видим жабу такой, какой она представляется всем («большая, грузная, тяжело дышала, как человек с отдышкой») и такой, какой её видит рассказчик («удивительные золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то доброе выражение»), но даже во всеобщем взгляде на жабу заметно сочувствие («тяжело дышала...») [ 4 ]. Феликс Кривин в сказке «Почему вы не любите жабу?» даёт описание жабы без особых эмоций («...ноги коротковаты, настоящей прыгучести нет, неуклюжа, черты не из тех, которыми приятно любоваться») и делает вывод: «Конечно, не красавица» [ 6 ]. В описании внешности главной героини сказки Бориса Заходера «Серая Звездочка» сочетается «некрасивость» («некрасивая, неуклюжая от неё пахло чесноком», бородавки) и привлекательность («совсем маленькая, напоминает звёздочку, серые лучистые глаза») [ 5 ].

Поступки жабы в сказках Б. Заходера и Ф.Кривина схожи: «...появляется только по ночам, делает полезное, доброе дело». Ю. Дмитриев показывает, скорее, не поступки, а действия жабы: «…сидела на тропинке и смотрела на меня, не пыталась удрать» [ 4 ].

В изображении Ф. Кривина героиня застенчивая, миролюбивая, ценит доброе отношение и очень стесняется своей внешности. По мнению Б. Заходера, Серая Звёздочка добрая, хорошая, «очень-очень скромная», у неё чистая совесть. Ю. Дмитриев показывает не черты характера жабы, а её чувства, ощущения («чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю») [ 4 ].

Отношение окружающих к героине Ю. Дмитриев определяет однозначно:

«некрасивая», хотя мнение рассказчика иное: «Мне она казалась очень красивой» [ 4 ].

Ф. Кривин не пишет открыто, как относятся к жабе, а задаётся вопросом: «Неужели жабу нельзя полюбить?» Отношение к Серой Звёздочке у Б. Заходера проявляется по- разному в зависимости от окружающих: положительные герои (Деревья, Кусты, Цветы) очень любили её, называли ласковыми именами, благодарили и хвалили на все лады; а отрицательные персонажи (Очень Глупый Мальчишка, Гусеницы, Слизняки) не только называют героиню «противной», «ядовитой жабой», «мерзкой вредной злючкой», «гадиной», но ещё и призывают: «Бей жабу! Бей уродину!» [ 5 ].

Позиция автора в сказках Ю. Дмитриева и Ф. Кривина явная: «Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но ст о ит ли судить по первому взгляду?» (Ю. Дмитриев) [ 4 ], «Можно любить не только за внешность... есть ведь и другие хорошие качества» (Ф. Кривин) [ 6 ].

Авторская позиция нашла отражение и в названиях произведений. Ю. Дмитриев даёт утверждение («Мой некрасивый друг»), где ключевое слово - друг, то есть тот, кого ни на какие крас о ты и богатства не променяешь. Ф. Кривин обозначил название сказки вопросом («Почему вы не любите жабу?»), ответ на который очевиден, а ключевое слово - любить, то есть испытывать сильную привязанность, желать добра, болеть за любимого сердцем [ 3 ].

В сказке Б. Заходера позиция автора скрыта, ведь писатель выражает своё мнение словами Ученого Скворца: «Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой» [ 5 ]. Судя по поступкам и качествам характера, Серая Звёздочка - красавица, потому что она добрая, хорошая, скромная и полезная. И хоть Очень Глупый Мальчишка назвал её «противной жабой», дело, говоря словами Учёного Скворца, не в названии. Ведь название - это обозначение, наименование чего-то, а имя - это то, что зовёт нас, обращает наше внимание и берёт нас с собой [ 11 ]. Имя даётся для того, чтобы отличить людей или животных друг от друга. В сказке Б. Заходера Очень Глупый Мальчик желает убить Серую Звёздочку за то, что она «жаба», то есть за некое общее родовое название . Чтобы показать неправильность, несправедливость такой логики, автор выключает слово «жаба» из системы сказочных имён. «Серая Звёздочка» - это имя. И «Бабочка Крапивница» - имя. Даже «Очень Глупый Мальчишка» - имя (так подчёркивается его единичность). А вот «жаба» - не имя. Это, образно говоря, «национальность». Потому, наверное, Борис Заходер озаглавил свою сказку по имени главной героини («Серая Звёздочка»), а не по «национальности» (родовому названию земноводного).

Результаты сравнения сказок я оформил в таблицу (сравнительная таблица приложение №5 ).

Таким образом, сопоставив сказки Ю. Дмитриева, Ф. Кривина и Б. Заходера, я понял, что каждому автору жаба действительно симпатична, более того, каждый сумел увидеть в ней красоту и не только оценить внешнюю привлекательность, но и, так сказать, заглянуть жабе в душу. Кроме того, я пришёл к выводу, что каждая сказка раскрывает перед нами мир, в котором обманчивость внешнего вида часто противоречит той пользе, которую приносит в мир скрытое в этой оболочке живое существо.

  1. Выяснение основных идей в анализируемых произведениях

Выявление авторской позиции в сравнительном анализе сказок помогло мне определить идею каждого произведения, то есть его основную мысль. Из уроков русского языка и литературы я знаю, что основная мысль текста – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан.

Сказка Феликса Кривина учит тому, что можно любить не только за внешность, потому что «…есть ведь и другие хорошие качества» [ 6 ]. Сказка Юрия Дмитриева написана ради того, чтобы мы поняли: с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но «стоит ли судить по первому взгляду?»[ 4 ]. Автор смог разглядеть в жабе красоту, и горечь звучит в вопросе: «Почему этого не видят другие?» [ 4 ].

В сказке Бориса Заходера идея выражена не так открыто, как в произведениях Ф.Кривина и Ю. Дмитриева, но содержание сказки настолько «прозрачно», что главную мысль определить несложно: за уродливой внешностью жабы скрывается скромное и полезное существо («Серая Звёздочка – добрая, хорошая… у неё чистая совесть – ведь она делает Полезное Дело!») [ 5 ]. Это настоящий друг обитателей сада, а друзей любят не за красоту.

Итак, чтобы подытожить выявление основных идей произведений, хочу привести цитату из сказки Ф.Кривина: «… от излишней застенчивости Жаба так миролюбива и так ценит доброе отношение. Это называют чувством неполноценности, но ведь это как раз настоящая полноценность: добрый характер, способный на добрые дела» [ 6 ].

Таким образом, я пришёл к выводу: все сказки написаны ради того, чтобы показать главное в образе Жабы – «добрый характер, способный на добрые дела».

  1. Определение метафорического смысла сказок о жабе.

Владея материалом об изображении жабы в художественных произведениях, я

предположил, что и в мире людей бывает подобное. Ведь перед нами сказки о животных - очень древний вид народного эпоса. И хотя в работе рассматривались авторские сказки, писатели тоже использовали образы животного мира, наделяя зверей качествами, свойственными людям, уподобляли животных человеку. В описании жаб у всех писателей меня привлекает то, что авторы сравнивают их с людьми. Читаешь о жабе, а будто видишь человека. Беря за основу научный факт из зоологии, писатели подводят под нравственное, то есть человеческое обобщение. Данная информация позволила мне осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

  1. Вывод - осмысление понятий внешней и внутренней красоты.

Все проанализированные сказки имеют много достоинств, но мне кажется, важнее всего то, что заставляет человека переживать за героиню - жабу – и отождествляться с ней. Ведь каждый ребёнок (да и взрослый тоже!) пopoй

чувствует себя существом, привыкшим к любви близких, но однажды вдруг открывающим возможность другого, неприязненного взгляда на себя: для одних ты - звёздочка, любимая Серая Звёздочка, а для других - отвратительная жаба! Это открытие всегда исполнено драматизма. И не случайно я вспомнил именно сказку «Серая Звёздочка». Ведь это произведение Бориса Заходера входит в цикл «Сказки для людей». Вот что написал в предисловии к циклу автор: «...эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И xотят, чтобы люди относились к ним хорошо... Чтобы были к ним добрее…» [ 5 ]. Я уверен, что и произведения Юрия Дмитриева и Феликса Кривина – тоже сказки для людей . Только и людям нужно быть добрее друг к другу. Не надо забывать: все мы немножко жабы!

  1. Заключение.

Природа создала много удивительного: прекрасного и безобразного. Порой за непривлекательным обликом животного не видишь его безобидности и полезности. И в мире людей нельзя судить только по внешности - она бывает обманчива: нередко за уродством скрывается прекрасная душа, а за красотой - коварство. В этом меня убедило исследование данной проблемы и на примере реальной жизни жабы, и на примере художественных текстов.

Новизна моей работы состоит в том, что подобного исследования в нашей школе не было.

Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал
можно использовать для расширения кругозора учащихся при проведении недели
литературы в школе и для учителей литературы при проведении уроков по теме

«Сказки о животных» и уроков развития речи по теме «Красота внешняя и внутренняя».

Выполнение данной работы позволило мне развить навыки работы с
дополнительной литературой, умение самостоятельно добывать необходимую
информацию, анализировать и сравнивать её.

В работе была сделана попытка не только определить нравственную проблематику сказок о жабе, но и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.

Выполняя данную работу, я убедился в том, что судить о людях нужно не по внешности, а по характеру и поступкам.

  1. Список использованных источников.
  1. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о змеях, крокодилах, черепахах, лягушках, рыбах. М., 1974
  2. Брем А. Жизнь животных. Земноводные и пресмыкающиеся. М., ЭКСМО, 2004
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., «Дрофа», 2011
  4. Дмитриев Ю. Сказка «Мой некрасивый друг».
  5. Заходер Б. Сказка «Серая Звёздочка».
  6. Кривин Ф. Сказка «Почему вы не любите жабу?».
  7. Мифы народов мира. Т. 1,2. М., 1992
  8. Ползиков В. Журнал «Аквариум», 2006, №2.
  9. Полная энциклопедия символов и знаков. Автор-составитель В.В. Арамчик. Минск, 2006
  10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
  11. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х томах, М., 1994

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты

Исследовательская работа

«Все мы немножко жабы»

Выполнил

Ульянов Александр,

Ученик 6а класса

Руководитель

Харина Лидия Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

Воркута

Висеть он может - у него есть для этого специальные присоски на нижней стороне головы. Дышать он тоже может - по бокам головы у него пушистые пучки - жабры. А вот есть головастик не может - рта у него пока нет. Рот появится лишь через несколько дней. И тогда головастик начнет потихонечку скоблить поверхность растений и потихонечку двигаться. День ото дня он становится все активнее и активнее, и как будто от этой активности у него увеличивается голова и уменьшаются жаберные пучки. Вместо них появляются жаберные щели, как у рыб. Но на рыбу головастик теперь уже совсем непохож - у него даже плавников нет, и плавает он только при помощи хвоста. А потом и жаберные щели постепенно начинают зарастать - у головастика появляются легкие. Теперь он все чаще и чаще поднимается на поверхность подышать воздухом.

Сзади, по бокам хвоста, появляются сначала едва заметные бугорки, которые с каждым днем увеличиваются. Это будущие задние ноги. Передние тоже начали расти, но их пока не видно - они скрыты под складками кожи.

Постепенно головастик становится полулягушкой. Он уже не головастик, потому что у него есть легкие и задние ноги. Но еще и не лягушка, потому что у него еще остался хвост, а ноги только две. Наконец вырастают и передние ноги. К этому времени хвостик совсем сделался маленьким, съежился, сморщился. И вот настал день, когда хвостик совсем исчез. Теперь лягушонок совершенно непохож на головастика. Зато на лягушку похож во всем.

Земля - вода - земля

Маленький лягушонок, совсем маленький, он только вчера, наверное, отбросил хвост, вылез на берег. Наверное, первый раз в жизни оставил он родной водоем. Стоп! Ты-то мне и нужен!

Лягушонок уже направился в сторону от прудика, но я поймал его. Ну-ка иди обратно! Я бросил лягушонка в воду. Он быстро заработал лапками, подплыл к берегу и взобрался на него. Чудак лягушонок: вместо того, чтоб спасаться, прятаться в воде, он опять лезет навстречу опасности - ведь я же для него, наверное, непонятное, страшное чудовище! Ну погоди же ты! И я снова скинул лягушонка в воду. На этот раз бросил подальше. А он опять повернулся и поплыл в мою сторону. Но по дороге встретилась ему какая-то щепка. Лягушонок положил на нее свои крошечные передние лапки, подтянулся, оперся грудью и уже сидит на щепке. И вид у него очень довольный. А может быть, это мне только так кажется? Не знаю, но, во всяком случае, лягушонок добился своего - вылез из воды.

Странно: весной его родители стремились поскорее добраться до воды, головастик, который превратился теперь в этого лягушонка, без воды не мог жить. А этот не желает ни минуты оставаться в воде.

Но что делать, так уж устроены лягушки. Сейчас они (это относится лишь к травяным и остромордым) уйдут от воды, а настанет время, снова начнут искать ее. Вода нужна и для того, чтоб перезимовать, и для того, чтоб отложить икру. В это время лягушки очень настойчиво и очень уверенно отыскивают воду. И может быть, тот же лягушонок, став уже взрослой лягушкой, вернется в водоем, где сам появился на свет. У лягушек такое часто бывает. Они приходят даже на те места, где когда-то были лужи, а потом исчезли.

Об этом свойстве лягушек ученые узнали сравнительно недавно. Однажды весной, во время пахоты, люди увидели на поле множество лягушек. Собственно, на на всем поле, а на том месте, где когда-то был пруд. Лягушек собрали и унесли с поля. Но через несколько дней они снова сидели на распаханной земле, как раз на том месте, где раньше был пруд.

Ученых заинтересовало такое поведение лягушек. Было проделано немало опытов, и все они подтвердили: лягушки возвращаются туда, где был водоем. Как они запоминают место? Как находят его? Людям это пока неизвестно.

Загадочным остается и то, как вообще лягушки находят пруды и лужи, к которым стремятся в определенное время года. Сначала предполагали, что лягушки очень чувствительны к влаге и даже на большом расстоянии могут почувствовать воду. Но это предположение отпало, так как путешествуют лягушки только после дождя или в сырую погоду, или весной, когда земля еще не просохла. В сухую погоду, да еще по открытым местам лягушки долго не могут двигаться: кожа их высохнет, и они неминуемо погибнут. И до сих пор еще не могут понять люди, как лягушки находят водоемы.

Почему лягушки холодные?

Лягушки всегда холодные. И всегда влажные, даже если они живут на суше. Лягушки дышат не только легкими, но и кожей. А для этого кожа должна быть свободной от какого-либо покрова. У лягушки действительно нет ни панциря, ни чешуи, ни волос. Но с другой стороны, это же очень опасно: такая кожа может высохнуть даже в тени, а уж на солнце лягушка высохла и погибла бы очень быстро. Но лягушки не гибнут. И спасает их жидкость, которую выделяют многочисленные железки, находящиеся на коже. Поэтому лягушка всегда мокрая. Поэтому она всегда и холодная: ведь влага постоянно испаряется, ну а всякое испарение с какой-либо поверхности, как известно, охлаждает эту поверхность. От испарения влаги температура лягушки делается ниже окружающего ее воздуха обычно на 2–3, иногда и на 8–9 градусов. Чем теплее воздух, тем больше испарений и тем холоднее лягушка.

Но если от высыхания лягушку спасает жидкость, выделяемая специальными железками, то что спасает ее от мух или комаров, от бесчисленных микробов, которые могут найти приют на незащищенной тонкой и нежной коже? Однако природа и тут позаботилась о лягушках - та же жидкость, которая спасает ее от высыхания, предохраняет ее и от укусов комаров и мошек. К тому же эта жидкость, как говорят ученые, содержит бактерицидные, то есть убивающие бактерии, вещества.

Свойство лягушек убивать микробы - еще одна тайна, еще одна загадка, на которую не найден ответ. Возможно, лягушки помогут людям сделать еще одно важное открытие. Ведь они уже не раз помогали ученым.

Но даже и без этого очень многим обязан человек лягушкам. Ведь лягушки - активные истребители насекомых, причем в основном насекомых, вредящих человеку.

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гурьевская каша: рецепт Рецепт приготовления гурьевской каши
Закуски к шашлыку - оригинальные идеи приготовления быстрых блюд для пикника
Блины на кефире вкусные тонкие и нежные