Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. Преступность в странах содружества сокращается. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

В силу развивающегося стремления к созданию единого правового и криминологического пространства, объединению усилий в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ представляет практический и научный интерес анализ организованной преступности в странах Содружества <1>.

<1>

Совершено
преступлений
организован-
ными группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 174 282 185 102
Армения 101 56 31 22
Беларусь 534 395 308 188
Грузия 15 14 62 90
Казахстан 625 698 34 45
Кыргызстан 59 38 24 37
Молдова 2 5
Таджикистан 44 55
Узбекистан 1062 1024 873 789
Украина 3977 4682 1749 1628
Россия 30174 35026 11715 11543

Очевидно, что существенное снижение показателей организованной преступности достигнуто в Беларуси, Армении.

Однако ряд статистических позиций вызывает определенные сомнения (например, 2 организованные группы в Молдове или 14 таких групп в Грузии). Причины такому положению дел могут быть разные: порядок регистрации преступлений, конъюнктурные соображения приукрашивания статистики и т.д.

Особое место в структуре организованной преступности государств СНГ занимают убийства, при этом с учетом особенностей национального законодательства речь идет только об умышленных деяниях:

Совершено
умышленных
убийств
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
умышленные
убийства в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 7 1 30 5
Армения
Беларусь 14 5 11 8
Грузия
Казахстан 16 10 22 29
Кыргызстан 1 1 1
Молдова
Таджикистан 1 2 8
Узбекистан 17 2 30 4
Украина 34 40 57 42
Россия 244 181 339 238

Как и прежде, отмечается тенденция роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия в государствах Центральной Азии <2>. По состоянию на конец 2007 г. ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого организованными группами, такова <3>:

<2> См.: Преступность и правонарушения (2000 - 2005 гг.). С. 12 - 13, 37.
<3> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено
преступлений в
сфере НОН
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления,
связанные с НОН,
в составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 8 3 27 6
Армения 1 2
Беларусь 2 10 4 7
Грузия 1 4 2 13
Казахстан 42 46 41 27
Кыргызстан 1 5 4 12
Молдова
Таджикистан 8 19
Узбекистан 20 38 19 36
Украина 957 187
Россия 5348 7308 2454 3168

Приведенные данные подтверждают вывод российских ученых о том, что многие общеуголовные преступления интернационализируются и приобретают организованный транснациональный характер, что, в свою очередь, влечет необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с ними <4>. Об этом свидетельствуют и последние статистические сведения. В 2007 г. на территории России гражданами Узбекистана совершено 8858 преступлений (+12,8%), гражданами Азербайджана - 3886 (-21,2%), Армении - 2075 (-20,9%), Беларуси - 1883 (+9,3%), Кыргызстана - 3044 преступления (-4,3%) <5>.

<4> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. С. 23 - 24.
<5> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Только в 2007 г. по расследованным уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, изъято:

  • иностранной валюты (в эквиваленте долларов США) - 19674800;
  • поддельных денег - 7972 купюры;
  • предметов антиквариата - 65790 единиц;
  • нефти и нефтепродуктов - 52684 тыс. тонн;
  • огнестрельного оружия - 1104 единицы;
  • наркотикосодержащих растений - 49152 кг;
  • наркотических средств и психотропных веществ - 3337,6 кг.

Таким образом, сравнительная характеристика организованной преступности в государствах СНГ дает определенное представление о ее состоянии, динамике и структуре. Часть этой преступности в силу территориальной распространенности, государственной правовой принадлежности (гражданства) виновных лиц, опасности посягательства на интересы нескольких государств составляет международную преступность.

По ряду причин не дает ожидаемого эффекта международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений.

Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Нарастание масштабов организованной транснациональной преступности - только часть проблемы, решение которой невозможно без согласованных коллективных усилий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Главное достижение Содружества в этой области - создание системы взаимодействия его органов и компетентных национальных структур, призванных обеспечивать стабильность и безопасность, сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве СНГ. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов "О безопасности на транспорте", "О безопасности на воздушном транспорте", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "Об оказании помощи жертвам торговли людьми", "О противодействии экстремизму", "О милиции (полиции)", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" <6>.

<6> См.: Материалы пресс-службы Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www.cis.minsk.by.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нормотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормы права такого типа, хотя и являются рекомендательными, создают правовой ориентир для государств-участников, позволяют воспринять апробированный опыт других государств, повысить эффективность собственного законодательства и его совместимость с законодательством сопредельных стран.

сайт собрал воедино всю статистику по уровню преступности в странах мира. Данные получены из докладов Управления ООН по наркотикам и преступности на конец 2015 года. На сегодняшний день (февраль 2018 год) это самые последние данные по странам мира.

Все данные представлены как число совершенных преступлений за год в пересчете на 100.000 жителей страны, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности.

Перед изучением статистики по уровню преступности, просим Вас ознакомиться с терминологией и определениями, а также с интерпретацией данных.

Убийство

Терминология: «Умышленное убийство» определяется как умышленное противозаконное причинение смерти другому лицу.

Изнасилование

Терминология: «Изнасилование» означает половое проникновение без действительного согласия или с согласия в результате запугивания, применения силы, мошенничества, принуждения, угрозы, обмана, употребления наркотиков или алкоголя, злоупотребления властью или уязвимым положением, предоставления или получения льгот.

Грабеж

Терминология: «Грабеж» означает незаконный захват или получение имущества с применением силы или угрозы применения силы с намерением навсегда или временно удержать его от лица или организации. «Грабеж» должен включать кражу с применением насилия, грабеж ценностей или товаров в пути и другие акты грабежа, связанные с применением силы против лица. «Грабеж» должен исключать кражу без насилия (воровство), «кражу со взломом» и вымогательство.

Кража

Терминология: «Кража» означает незаконное изъятие или получение имущества с намерением навсегда удержать его у лица или организации без согласия и без применения силы, угрозы применения силы или насилия, принуждения или обмана. «Кража » исключает «кражу со взломом», «грабеж» и «кражу моторного наземного транспортного средства», которые регистрируются отдельно.

Угон

Терминология: В данном обзоре под термином «Угон» мы подразумеваем кражу транспортного средства с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части или иного действия, направленного на получения выгоды, без последующего возвращения транспортного средства собственнику. «Транспортное средство» означает все наземные транспортные средства с двигателем, включая автомобили, мотоциклы, автобусы, грузовики, строительные и сельскохозяйственные транспортные средства. В нашем рейтинге под понятием «Угон» следует исключить неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (то есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить).

Специфика терминологии для России и стран СНГ : В законодательстве России под угоном автомобиля в строгом смысле слова понимается неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. То есть угон автомобиля с целью проехаться на нём и бросить квалифицируется как угон, а угон автомобиля с целью его последующего сбыта, разбора на запасные части и т.п. рассматривается как кража.

Число полицейских

Терминология: «Число полицейских» - общая численность полицейского персонала в стране.

Определения: «полицейский персонал» означает персонал государственных учреждений по состоянию на 31 декабря 2015 года, основными функциями которого являются предупреждение, выявление и расследование преступлений и задержание предполагаемых правонарушителей. Сведения о вспомогательном персонале (секретари, делопроизводители и т. д.) следует исключить.

Интерпретация данных: При использовании данных, любое межнациональное сопоставление должно проводиться с осторожностью и с учетом различий, существующих между правовыми определениями преступлений в странах, различными методами подсчета и регистрации преступлений и различиями в доле уголовных преступлений, о которых правоохранительные органы не сообщают или умалчивают.

В статистику входят только зарегистрированные полицией преступления.

* В Ватикане на конец 2015 года общее число жителей составляло всего 842 человек, из которых 153 человека можно отнести к числу «полицейского персонала», в пересчете на теоретическое население в 100.000 жителей, количество полицейских составит 18.171 человек.


Решил проанализировать злободневную тему про преступность мигрантов (из СНГ)
Кто-то пишет, что они совершают 3% всех преступлений, а кто-то - что 20%.

Выяснил, что все правы (с небольшим округлением).

Просто дело в том, что в первом случае речь идёт о России в целом, а в втором - о Москве или Московской области.

1. Сколько процентов преступлений совершают мигранты?

Таблица идёт ниже, данные по 2012 году (с сайта Портал правовой статистики от Генеральной Прокуратуры)

Наименование Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде Число преступлений
мигрантов из СНГ
Доля преступлений, совершенных гражданами СНГ, % от раскрытых
Московская область 56 237 9 712 17,3%
г. Москва 47 240 7 892 16,7%
г. Санкт-Петербург 28 241 1 931 6,7%
Ямало-Ненецкий АО 5 217 341 6,5%
Ханты-Мансийский АО 15 004 659 4,4%
Калужская область 7 901 336 4,3%
Ленинградская область 12 691 443 3,5%
Смоленская область 10 884 353 3,2%
Российская Федерация 1 252 779 37 319 3,0%
Брянская область 12 345 3337 2,7%
... и так далее ... ... ...

Цифры получились похожие на то, что и озвучивается: данные судебной статистики Судебного департамента Верховного суда РФ свидетельствуют, что иностранцы в 2012 году составляли 3,8% всех осужденных и Каждое пятое преступление в Москве совершают выходцы из стран СНГ .
Небольшое расхождение (3,8% против 3,0% для России и 1/5 против 17% для Москвы) объясняется разницей между статистикой МВД, Следственного Комитета и судов, а также разницей между понятиями "число преступлений" и "число осужденных" - один человек может быть осужден за несколько преступлений и тому подобными вещами.
В целом картина ясная - Москва не Россия в Москве + Московской области ситуация с мигрантами кардинально отличается от среднероссийской : в России без Москвы и Московской области из 1 181 758 преступлений мигранты совершили 19 715, то есть 1,67% , а в Москве и Московской области из 105 705 преступлений - 17 604, то есть 16,65% - то есть разница в 10 раз.


2. Может быть, мигрантов в Москве просто много?

Как видно, ситуация в Москве и Московской области явно плохая.
Но возникает естественное объяснение - а может быть, в Москве и Московской области просто МНОГО мигрантов, и данный уровень показывает именно это?

Но возникает простой вопрос - а сколько в Москве мигрантов?
Ответа нет, оценки колеблются: 800 тысяч от ФМС по подтвержденным данным пограничной службы, более 2 млн от газеты Ведомости, более 3,5 млн - оценка главы ФМС Ромодановского.

Попробуем оценить сами, ориентируясь на уровень преступности.

Выдвинем Предположение 1. Уровень их преступности мигрантов соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и Московской области

В данном предположении следует, что мигранты должны составлять 17% от реального населения Московской области и 16% от реального населения Москвы.

Население Москвы - 11 979 529 человек, Московской области - 7 048 084 человек (на 01.01.2013).
Таким образом, в Предположении 1) соответствия уровню преступности получается, что в Москве 2,4 млн мигрантов (чтобы 2,4 / (2,4+11,98) было равно 16,7%) , а в Московской области - 1,5 млн (аналогично).
Если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,9 млн .

О составе мигрантов по России есть данные ФМС , корректируются каждый месяц, свежие данные .

Упорядочиваем страны СНГ по числу мигрантов, также делаем разбивку по возрастам:

Название страны Всего мигрантов Из них мужчин
в возрасте 18-59 лет
Из них мужчин
в возрасте 18-29 лет
УЗБЕКИСТАН 2 621 843 2 048 783 1 047 648
УКРАИНА 1 605 085 904 822 298 159
ТАДЖИКИСТАН 1 193 589 915 356 516 212
АЗЕРБАЙДЖАН 629 931 362 571 138 843
КАЗАХСТАН 615 190 273 552 101 212
КИРГИЗИЯ 571 716 303 019 182 801
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА 561 155 351 462 150 426
АРМЕНИЯ 492 278 292 583 106 193
БЕЛАРУСЬ 377 617 214 882 73 262
ИТОГО: 8 668 404 5 667 030 2 614 756

Примечание: из Грузии и Туркмении мигрантов и мало (28 648 и 27 240), да и в СНГ они не совсем входят, и с ними визовый режим.

Но надо учесть, что в 2012 году мигрантов было чуть меньше, чем сейчас.
Если посмотреть у них данные за 2012 год , и сравнить с текущей ситуацией , ориентируясь на строку "Находится на территории Российской Федерации ИГ и ЛБГ", то получим 10 085 /11 279 = 89,4% - то есть в 2012 году численность мигрантов из стран СНГ можно оценить в 7,75 млн (89% от 8,7 млн.)

То есть получается, что 47% преступлений, совершаемых мигрантами из стран СНГ в России, совершается в Москве и Московской области.

Таким образом, в предположении, что уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается, получится, что 47% мигрантов из стран СНГ в России как раз и находятся в Москве и Московской области .
Тогда получаем цифры 1,6 млн мигрантов в Москве (7,75 млн x 21%) и 2,0 млн мигрантов в Московской области (7,75 млн x 26%), а если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,6 млн .

Данная оценка близка в той, что была дана ранее, исходя из Предположения 1) равного уровня преступности для мигрантов и коренных жителей (2,4 млн в Москве и 1,5 млн в М.О.)
Только возникла разница в оценке числа мигрантов между Москвой и областью, что вполне объяснимо - много кто живёт в области, а работает в Москве и пр.

То есть мы получаем хорошую гипотезу : уровень преступности мигрантов объясняется тем, что в московском регионе их просто много (3,5-4,0 млн ) .

3. Молодежь.

Выше я дал разбивку мигрантов по категориям "Из них мужчин в возрасте 18-59 лет" и "Из них мужчин в возрасте 18-29 лет"
Как можно подсчитать, молодые мужчины (здесь и далее имеется в виду возраст 18-29 лет) составляют из них более 30% (2 614 756 из 8 668 404), а мужчины трудоспособного возраста - 65% (5 667 030 из 8 668 404).
Для сравнения аналогичные показатели составляют: 9,4% и 31,1% по России в целом, 8,8% и 31,6% по Москве, 9,3% и 31,8% по Московской области (источник будет ниже)

Предполагая, что в московском регионе у мигрантов такое же возрастное-половое соотношение, как и по стране в целом (а никаких оснований предполагать иное я не вижу), мы получаем, что сейчас (осень 2013го) в московском регионе: 4 089 тысяч мигрантов всего (8,66 млн *47,1%), из которых 2 673 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-59 лет, и из которых 1 233 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-29 лет.

А теперь посмотрим, сколько в данных регионах коренного населения (источник - Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2013 года , в нём раскрыть "Численность населения по полу и возрасту по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 г.", и там выбрать " г. Москва " и " Московская область "):
Москва: 3 790 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 1 050 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (суммируем возрасты в Excel-файле: 47 205 (18лет) + 47 783 (19л) + 430 414 (20-24л) + 528 266 (25-29л))
М.О: 2 240 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 660 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (аналогично: 34 343 + 38 098 + 274 043 + 313 927)

Получаем, что сейчас в московском регионе: 19 028 тысяч постоянного населения, из которых 5 913 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет, и из кото рых 1 767 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет.

Внесём это в таблицу и подсчитаем процент, который составляют мигранты от постоянного населения, а также от общего.

Наименование группы постоянное население, тыс. Мигранты из СНГ, тыс. мигранты / постоянное население, % мигранты / общее население, %
Всего 19 028 4 089 21,5 17,7
Мужчины в возрасте 18-59 лет 5 913 2 673 45,2 31,1
Мужчины в возрасте 18-29 лет 1 767 1 233 69,8 41,1

(Зеленым я выделил процент мигрантов в общем населении, чтобы показать, что он близок к Предположению 1), число 17,7 несколько выше уровня 16%-17%, так как сейчас уже конец 2013 года и мигрантов стало несколько больше, чем было в 2012ом)

Таким образом, в данном предположении мы получаем шокирующие цифры по соотношению мигрантов и постоянного населения для московского региона.
Получается, что среди мужчин трудоспособного возраста соотношение будет 4,5: 10, а для молодых мужчин (18-29 лет) 7: 10 .
То есть на 10 молодых мужчин постоянного населения приходит 7 молодых мужчин мигрантов.

Вопрос - адекватна ли тогда данная гипотеза, о которой шла речь выше, и Предположения 1 и 2?

И тут получается

4. Патовая ситуация

Или мы исходим из
Предположения 1) уровень их преступности мигрантов в Москве и области соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и области.
или из
Предположения 2) уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается

Но тогда получаем вышеуказанные шокирующие соотношения.

Или же мы предполагаем что мигрантов на самом деле в московском регионе меньше, а оценка их численности в 4 млн завышена - но тогда вышеуказанные предположения перестают быть верными.

Если скажем оценка численности мигрантов завышена в два раза и на самом деле их не 4 млн, а 2 млн - тогда мы с неизбежностью получаем, что уровень преступности в московском регионе у них в два раза выше чем у коренного населения (также получается большая разница в средней преступности между мигрантами в московском регионе и в остальной России - в три раза)
Если предположить, что численность мигрантов в московском регионе завышена в пять раз - то и уровень преступности в московском регионе у них тоже выходит в пять раз выше, чем у постоянного населения.

И никуда от этого не деться.

5. Категории преступлений.
пишут, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу", и что "преступность иностранцев отличается только в части, связанной со статусом мигранта".
Это тоже несколько сглаживает ситуацию, делая её не такой пугающей, но вызывает вопросы в плане других преступлений, совершаемых мигрантами.

Вот ещё из доклада А.Якунина :"Половина раскрытых преступлений (23736; 50,2%) совершено не жителями города. Из них на долю граждан стран ближнего и дальнего зарубежья приходится 8 тысяч (8008; -4,7%), что составляет 17% от общего числа раскрытых преступлений, в том числе 2145 - категории тяжких и особо тяжких. <...>Органами внутренних дел раскрыто 45 тысяч 57 преступлений (=АППГ - 45042), в том числе 14 тысяч 437 - тяжких и особо тяжких (+5,1%). Выявлено на 12,8% больше наркопреступлений. Раскрыто 2 тысячи 500 преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами. "
(расхождение между числом преступлений в 45 057 и 47 240 объясняется фразой оттуда же: "Расследовано 95,4% уголовных дел от числа расследованных всеми правоохранительными органами столицы.")

Получается,
А. По расследованным органами МВД делам:
мигранты (из всех стран) совершили 15% (2 145 / 14 437) тяжких и особо тяжких преступлений, и, следовательно, 19% (8 008-2 145) / (45 057-14 437) преступлений средней и небольшой тяжести
Поскольку всего количество преступлений, совершенных гражданами СНГ 7 892, а вообще иностранными гражданами и лицами без гражданства - 8 434, то есть долю СНГ 94%, то есть будет уменьшение показателей до 14% по тяжким и особо тяжких преступлениям и 18% по преступлениям средней и небольшой тяжести.

Б. По расследованным не органами МВД делам (видимо ФСБ, ФСКН, ФТС и пр.).
Это 2 183 преступления (47 240 - 45 057), из которых количество преступлений, совершенных иностранцами - 426 (8 434 - 8 008) - т.е. 19,5% .
Из них 1 181 - тяжкое и особо тяжкое преступление (2285 + 13343 - 14 437), а 1 002 (2 183 - 1 181) получается - преступления средней и небольшой тяжести.

Итак, картина по тяжким и особо тяжких преступлениям в Москве - 14% совершается мигрантами из стран СНГ.
Это меньше чем 16,7% по всем категориям, но несильно.

При этом прокурор Москвы Сергей Куденеев заявляет, что "Ими [иностранцами] в 2012 году совершено каждое шестое преступление, в том числе каждое восьмое тяжкое и каждое четвертое особо тяжкое "

Вот ещё таблица группам преступлений (данные с crimestat.ru):

Категория преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрыва-емость
Особой тяжести 7 070 2 285 32,3% ~25% Куденеев
Тяжкие 43 596 13 343 26,0% ~12,5% Куденеев
Средней тяжести 61 524 9 390 15,3% 18% (расчеты выше)
Небольшой тяжести 68 050 22 222 32,7%
Всего 180 240 47 240 26,2% 16,7%

То есть тезис, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу" сильного снижения мигрантской преступности не дает .
Даже получается, что по особо тяжким преступлениям процент выходит выше - 25% против 16,7%.

6. Типы преступлений.
Решил построить таблицу по конкретными типам преступлений.

К сожалению, данные сильно разрозненные и из разных источников.
Наиболее качественная картина по типам преступлений, совершаемыми мигрантами, есть - но это за первый квартал 2013 года.
За 2012 год - отдельные показатели из разных источников: в Москве каждое второе изнасилование и каждый третий разбой и грабеж совершают иностранные мигранты , в 2012 году иностранцами совершено каждое восьмое убийство и каждое третье изнасилование , но полной статистики нет.

Тип преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрываемость Процент преступлений, совершенных иностранцами
Убийство 447 229 51% ~12,5% Яковенко
17% Милованов (I.2013)
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 1 438 690 48% 19% Милованов (
в т.ч. со смертельным исходом 185 117 63% ???
Изнасилование и
покушение на изнасилование
249 180 72% ~33% Яковенко ,
~50% Куденеев
69% Милованов (
Насильственные действия сексуального характера 371 ??? ??? ???
Грабеж 13 277 расчетно
2 908
21,9% ~33% Куденеев
33% Милованов (
Разбой 2 880 расчетно
1 117
38,8% ~33% Куденеев
35,5% Милованов (
Кража 102 161 ??? по району
Измайлово 13%
17% Милованов (
Мошенничество 19 065 ??? по округу
ЗАО 20%
???
Наркотики 12 168 5 406 44,4% 14% Милованов (

Итог - иностранцы в Москве совершают:
17,9% от общего числа раскрытых преступлений,
~25% особо тяжких, ~12,5% тяжких,
~33% грабежей, ~33% разбоев,
от 33% до
70% изнасилований (по разным данным)

7. Сексизм и эйджизм (без национализма)

- Мигранты совершают преступления, потому что среди них много молодых необразованных бедных мужчин!
- Так в чём проблема? Давайте вместо них завозить немолодых образованных богатых женщин!
(диалог у rusanalit "a, цитирую по памяти)

Я хотел на этом завершить пост, но в процессе изучения всего этого пришла в голову простая мысль - а какая категория людей по полу и возрасту чаще совершает преступления?

Составил таблицу по раскрытым преступлениям (данные с crimestat.ru):

Наименование группы Преступлений совершено От общего числа совершенных
преступлений
Численность группы От общей численности населения Частота совершения преступлений данной группой
Мужчины в возрасте 0-17 лет 52 748 5,22% 13 788 817 9,6% 54%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 369 967 36,6% 13 409 426 9,4% 391%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 357 879 35,4% 19 923 786 13,9% 255%
Мужчины 50 лет и старше 75 975 7,5% 19 231 498 13,4% 56%
Женщины в возрасте 0-17 лет 6 513 0,6% 13 125 482 9,2% 7%
Женщины в возрасте 18-29 лет 55 433 5,5% 13 049 924 9,1% 60%
Женщины в возрасте 30-49 лет 74 328 7,4% 20 989 098 14,6% 50%
Женщины 50 лет и старше 17 894 1,8% 29 829 028 20,8% 9%
Всего 1 010 737 100% 143 347 059 100% 100%

Как можно видеть, мужчины в возрасте 18-29 лет почти в четыре раза "преступней" среднего уровня - составляя менее 10% населения, они совершают почти 37% преступлений!
Мужчины в возрасте 30-49 лет склонны к преступлениям в 2,5 раза выше среднего - 35% преступлений при численности в 14% от населения.
И это считается нормальным.

(решил для проверки получившихся данных взять какой-нибудь российский регион. Взял Кировскую область (не из-за Навального, а потому что это оказывается там самая низкая мигрантская преступность среди областей РФ - мигранты там совершают лишь 0,23% всех преступлений). Но по ней у меня данные показатели вышли выше даже, чем для России в среднем: 439% для мужчин 18-29 лет и 259% для мужчин 30-49 лет)

А теперь вспомним, что у мигрантов численность молодых мужчин составляет не 10% а 30%:

Наименование группы Узбеки-
стан
Укра-ина Таджи-кистан Азербай-джан Казах-стан Кирги-зия Мол-дова Арме-ния Бела-русь Всего %
Мужчины в возрасте 0-17 лет 4% 3% 8% 8% 9% 8% 4% 6% 4% 5%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 40% 19% 43% 22% 16% 32% 27% 22% 19% 30%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 34% 29% 30% 27% 21% 19% 29% 27% 30% 29%
Мужчины 50 лет и старше 5% 12% 4% 11% 12% 3% 8% 14% 9% 8%
Женщины в возрасте 0-17 лет 2% 3% 3% 6% 7% 6% 3% 4% 4% 4%
Женщины в возрасте 18-29 лет 5% 8% 5% 8% 9% 17% 11% 8% 13% 8%
Женщины в возрасте 30-49 лет 8% 13% 6% 11% 12% 13% 13% 10% 14% 10%
Женщины 50 лет и старше 2% 13% 1% 6% 14% 3% 5% 9% 6% 6%
Всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Какие выводы можно сделать (без национализма, только руководствуясь сексизимом и эйджизмом) ?

У меня вышло, что в среднем мигранты должны быть более склонны к совершению преступлений в 2,10 раза (кому интересен расчет = 0,05 * 0,54 + 0,30 * 3,91 + 0,29 * 2,55 + 0,08 * 0,56 + 0,04 * 0,07 + 0,08 * 0,60 +0,10 * 0,50 + 0,06 * 0,09)
И это - сугубо ввиду того, что там много молодых мужчин.

По странам:
Узбекистан - в 2,55 раза
Украина - в 1,68 раза
Таджикистан - в 2,59 раза
Азербайджан - в 1,78 раза
Казахстан - в 1,42 раза
Киргизия - в 1,96 раза
Молдова - в 2,00 раза
Армения - в 1,76 раза
Беларусь - в 1,75 раза

Таким образом, когда утверждают, что мигранты не более склонны к преступлениям, чем россияне, возникает естественный вопрос: как же это сочетается с тем, что среди них много молодых мужчин ?

Следует ожидать, при равном уровне преступности СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, что мигранты в 2,1 раза более преступны !
И это не ввиду национализма - а сугубо ввиду их половозрастного состава (то есть у россиян, если среди них специально отобрать аналогичную группу населения по полу и возрасту, также будет высокая преступность)

То есть, если мигранты реально не более склонны к преступлениям, чем россияне - то это весьма удивительно .

Решил прочитать дословно, что же там написано: "Криминологи называют несколько факторов, которые могут теоретически вызывать более высокую склонность мигрантов к преступлениям. Прежде всего это демографические характеристики. На иммиграцию чаще решаются молодые мужчины, что всегда означает больший риск преступного поведения — в подавляющем большинстве случаев первое серьезное преступление люди совершают в возрасте около 20 лет. Мужчины чаще женщин оказываются вовлечены в разные формы преступного поведения. В регрессионном анализе мы учли такие факторы, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие детей, предыдущая судимость, изолировали влияние гражданства и оценили его влияние на вероятность совершения того или иного преступления. Анализ подтвердил, что при прочих равных иностранцами и гражданами России совершается одинаковое число преступлений на сексуальной почве. Но по всем остальным преступлениям, за исключением специфически мигрантских, вероятность предстать перед судом для иностранных граждан ниже, чем для россиян. "

И я понял...

Они учли при анализе факторы пола и возраста!
То есть они выяснили, что 20-летний мигрант с начальным образованием склонен к преступлениям не более, чем 20-летний русский с начальным образованием !
А то, что среди мигрантов таких людей в процентном отношении в разы больше, чем среди россиян - это в их анализ не входило .
А все тиражируют эту новость как то, что якобы мигранты склонны к преступному поведению не больше россиян.


8. Допущения и примечания

Надо также заметить следующее:

8.1. Низкая раскрываемость преступлений в Москве.
В России за 2012 год всего зарегистрировано 2 302 168 преступлений, раскрыто преступлений 1 252 779, то есть раскрываемость 54%.

А в Москве зарегистрировано 180 240 преступлений, раскрыто преступлений 47 240, то есть раскрываемость 26% - вдвое ниже (для сравнения - в Московской области - 51%, в Санкт-Петербурге - 50%).
Может, это обусловлено проблемами в московской милиции, а может - в таком мегаполисе раскрывать преступления объективно тяжелей ("в столице раскрывается только каждая пятая кража. При этом не раскрыто 93% краж автомобилей и 80% квартирных краж") - преступникам проще скрыться и затеряться.

Но однако же, данный показатель может повлиять на оценку ситуации лишь в худшую сторону - то есть если бы раскрываемость была бы выше , то и преступлений мигрантов было бы в абсолютных числах больше , а значит, что в Москве и Московской области совершалось бы не 47% преступлений мигрантов в России, а больше.
То есть учёт этого фактора лишь усугубит картину.

Ну а вообще оценка такая: "Но учет мы ведем только по раскрытым преступлениям. В этом году раскрыли на 16% больше преступлений по сравнению с прошлым годом, а если бы раскрыли на 40% больше, то, думаю, иностранной преступности было бы под 50%", — отметил Якунин."

8.2. Неясности на crimestat.ru
А. Если просуммировать преступления мигрантов по всем регионам РФ за 2012 год, то сумма будет 34 565, что несколько меньше приведенного числа для России в целом в 37 319. Подобная разница в несколько процентов наблюдается и в 2013 году, и в прошлых годах. Видимо, есть преступления, где регион не установлен, или ещё какие-нибудь причины.
Но опять же - учёт этого фактора лишь усугубит картину - в Москве и Московской области будет не 47% преступлений мигрантов в России, а 50,9%)

Б. Сумма "Всего нераскрытых преступлений в отчетном периоде" и "Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде" меньше показателя "Всего зарегистрировано преступлений".
Расхождение примерно 2,7% по России, 4,2% по Москве, 0,2% по Московской области.
Почему - неясно.

8.3. Динамика
Оказывается, в раньше граждане СНГ совершали в Москве больше преступлений, чем сейчас:
2009 - 16 590 (19,4% от общего числа)
2010 - 11 317 (18,5%)
2011 - 8 421 (17,8%)
2012 - 7 892 (16,7%)
янв.-сен 2013 - 8 702

и в Московской области - тоже
2009 - 10 543 (18,5%)
2010 - 10 976 (18,8%)
2011 - 10 509 (17,9%)
2012 - 9 712 (17,3%)
янв.-сен 2013 - 6 674

Так что вот так.

По январю-августу 2013 зарегистрировано гражданами государств-участников СНГ совершили 27 173 преступлений, что даёт прирост 6,1% к аналогичному периоду прошлого года (http://crimestat.ru/analytics , там есть "Ежемесячный сборник (с характеристикой) за август 2013", стр. 44)


Совет глав государств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Одобрить Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (прилагается).

2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества согласовать замечания и предложения государств - участников Содружества Независимых Государств и внести Протокол к Концепции взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику
Г.Алиев

За Республику Армения
Р.Кочарян

За Республику Беларусь
А.Лукашенко

За Грузию
Э.Шеварднадзе

За Республику Казахстан
Н.Назарбаев

За Кыргызскую Республику
А.Акаев

За Российскую Федерацию
Б.Ельцин

За Республику Таджикистан
Э.Рахмонов

За Республику Узбекистан
И.Каримов

За Украину
Л.Кучма

________________
Решение не подписано Республикой Молдова, Туркменистаном.

Одобрена Решением Совета глав
государств Содружества Независимых
Государств о Концепции взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе
с преступностью
от 2 апреля 1999 года

Концепция взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью


Государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), учитывая, что:

преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противодействует проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств - участников СНГ, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав и свобод;

единое криминальное пространство на территориях государств - участников СНГ продолжает сохраняться, а наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности являются во многом схожими;

консолидируясь на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территории государств - участников СНГ для наркобизнеса, легализации преступных доходов, разграбления национальных богатств, иной криминальной экспансии;

задачи, функции, полномочия правоохранительных и других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, при некоторых различиях, в основном совпадают;

эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ,

принимают настоящую Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (далее - Концепция).

I. Общие положения

1. Целью настоящей Концепции является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью.

2. Настоящая Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие, как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция (служба), таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и другие).

3. Положения Концепции могут использоваться при разработке правовой базы сотрудничества и взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, заключении двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

II. Принципы, задачи и основные направления взаимодействия

1. Взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:

уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;

укрепления доверия между компетентными органами государств - участников СНГ;

приоритета защиты прав и свобод человека;

равноправия сторон.

2. Задачей взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе, прежде всего, с:

терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

"заказными" и серийньми убийствами;

похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

незаконным пересечением государственной границы государств - участников СНГ террористическими группами и другими преступными элементами;

незаконной миграцией;

фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;

преступлениями, связанными с незаконным производством и оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

незаконным производством и оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;

преступлениями в сфере компьютерной информации;

взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений государств - участников СНГ;

нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы государств - участников СНГ;

преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;

преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

нелегальным алкогольным, антикварным, игорным бизнесом, а также порнографией и проституцией;

любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-"гастролерами", действующими на территориях государств - участников СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи;

нелегальным автомобильным бизнесом и иными преступными посягательствами на автотранспортные средства.

3. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам - участникам СНГ. Эта угроза несет опасность:

а) в социальной сфере:

вовлечения в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего молодежи;

создания в обществе атмосферы страха, неуверенности и социальной напряженности;

возрастающего вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов, алкогольных и других напитков;

б) в экономической сфере:

глобальной криминализации экономических отношений и упрочения позиций криминального капитала;

роста теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств - участников СНГ;

снижения уровня международного доверия к усилиям государств - участников СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики;

в) в политической сфере:

вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь, лоббирования своих интересов во властных структурах, в том числе путем формирования выгодного им общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, принятия законодательных и иных нормативных актов, создающих благоприятные условия для их деятельности;

подкупа государственных служащих;

провоцирования межнациональных конфликтов и политических скандалов, физического устранения неугодных лиц.

4. Основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются:

совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

совместные следственные, оперативно-розыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ;

подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств - участников СНГ;

разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования;

изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;

согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем государств - участников СНГ;

профессиональная подготовка и переподготовка кадров государств - участников СНГ;

разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов государств - участников СНГ криминалистической техники и специальных средств.

III. Основные формы взаимодействия

1. Основными формами взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств - участников СНГ;

б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;

в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств - участников СНГ;

д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств - участников СНГ;

ж) проведение совместных научных исследований;

з) сотрудничество компетентных органов государств - участников СНГ в международных организациях;

и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

2. В целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым на договорной основе урегулировать порядок пребывания сотрудников компетентных органов одних государств на территориях других государств - участников СНГ, предоставив им право:

а) присутствия представителей компетентных органов одного государства при производстве следственных и розыскных действий, проводимых по просьбе или запросу на территории другого государства;

б) получения по направляемым запросам оперативной информации в компетентных органах государств - участников СНГ;

в) проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений и находящихся на территорий другого государства - участника СНГ, по заранее присланному запросу, полученному на него разрешению, с участием и под контролем компетентных органов государства пребывания;

г) осуществления преследования лица и его задержание с разрешения, под контролем и с участием компетентных органов государства пребывания;

д) руководителям компетентных органов приграничных территорий сопредельных государств - участников СНГ самостоятельно разрабатывать совместные мероприятия длительного характера по борьбе с преступностью с обязательным направлением необходимых документов (планов, решений, соглашений и др.) на экспертизу и утверждение в центральные ведомства соответствующих компетентных органов.

3. Также в целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым разработать систему мер, направленных на упрощение порядка пересечения границ государств - участников СНГ участниками уголовного судопроизводства, работниками компетентных органов в служебных целях, а также перемещения через эти границы вещественных доказательств по уголовным и административным делам, изъятых у преступников ценностей и других предметов, связанных с пресечением, раскрытием и расследованием преступлений.

4. Применительно к задачам и ситуациям борьбы с организованной преступностью признается необходимым на договорной основе:

создать для общего пользования специализированные банки информации: о состоянии и тенденциях преступности на территориях государств - участников СНГ; о направленности, сферах преступной деятельности, структуре, лидерах, активных участниках, транснациональных связях преступных организаций и сообществ; о преступлениях, подготавливаемых и совершаемых преступными сообществами; о физических и юридических лицах, контролируемых преступными организациями и сообществами, иным образом связанных с ними; о финансовой и имущественной базе преступных сообществ, о сферах и способах легализации преступных доходов; о коррумпированных связях преступных сообществ; о мерах, предпринимаемых преступными сообществами для обеспечения их функционирования;

обеспечить на долговременной основе проведение совместной оперативно-розыскной работы, в том числе, при необходимости, путем создания объединенных групп, в целях завоевания прочных оперативных позиций в сферах криминализированных экономических структур, наркобизнеса, нелегального оборота оружия, отмывания преступных доходов, транснациональных преступных связей среди криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников и других категорий лиц, причастных к организованной преступности, осуществления контролируемых поставок, образования легендированных предприятий, учреждений и организаций, других оперативно-розыскных мер повышенной сложности.

IV. Информационное обеспечение взаимодействия

1. Информационно-аналитическое обеспечение включает:

а) проведение совместных исследований проблем преступности, в первую очередь организованной и транснациональной преступности, изучение наиболее характерных криминальных проявлений, в том числе их специфики в приграничных районах. В этих целях предполагается функционирование Аналитического центра с привлечением к его работе заинтересованных государств - участников СНГ;

б) регулярное представление Аналитическим центром государств - участников СНГ результатов аналитической работы в Совет глав государств. Совет глав правительств, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, руководителям налоговых служб;

в) проведение совещаний, семинаров представителей информационно-аналитических служб компетентных органов для обсуждения криминогенной ситуации, ее тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес;

г) совместную разработку единых методик информационно-аналитической работы, обеспечивающих сопоставимость уголовно-статистической и иной информации;

д) разработку системы предоставления пользователям в согласованных объемах и формах информации о преступности, мерах и результатах борьбы с ней;

е) создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного использования банков информации компетентными органами государств - участников СНГ;

ж) создание узлов связи информационно-оперативного обеспечения.

2. Информационно-оперативное обеспечение предусматривает:

а) информирование о подготавливаемых или совершенных преступлениях, предусмотренных пунктами 2,3 раздела II Концепции, в тех случаях, когда они затрагивают интересы двух и более государств - участников СНГ;

б) информирование о проводимых операциях по задержанию опасных преступников и пресечению преступлений, предусмотренных разделом II Концепции, и результатах этих операций в тех случаях, когда они затрагивают интересы двух и более государств - участников СНГ;

в) прямые контакты офицеров связи и созыв в экстренном порядке совместных рабочих групп из представителей заинтересованных служб компетентных и других органов государств - участников СНГ в целях неотложного решения проблем, не терпящих отлагательства;

г) создание для общего пользования компьютерных банков данных о преступлениях, предусмотренных в пунктах 2, 3 раздела II Концепции, в том числе:

о структурах организованной и профессиональной преступности;

об обвиняемых и осужденных, проходящих по делам о межрегиональных и межгосударственных преступлениях (с дактилоскопическим учетом);

о способах совершения преступлений (применяемых при совершении межрегиональных, межгосударственных преступлений либо качественно новых);

о похищенных, находящихся в розыске ценностях, которые могут перемещаться через государственные границы;

о лицах, пропавших без вести;

о неопознанных трупах;

о лицах, скрывающихся от дознания, следствия, суда, а также совершивших побег из мест лишения свободы;

о гражданах государств - участников СНГ, гражданах других государств и лицах без гражданства, пытавшихся нарушить границу, которым на законных основаниях было отказано во въезде в одно из государств - участников СНГ;

о похищенном и изъятом оружии, боеприпасах, радиоактивных, отравляющих и взрывчатых веществах (с созданием пуле-, гильзотеки);

о физических и юридических лицах, причинивших значительный ущерб путем уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, участия в незаконном предпринимательстве, лжебанкротства и совершивших иные экономические преступления транснационального характера;

о товарных ценностях, задержанных или разыскиваемых таможенными органами;

об угнанных, похищенных транспортных средствах и номерных агрегатах, способах их легализации и маршрутах пересечения границ;

о задержанных или изъятых наркотических, радиоактивных, психотропных и сильнодействующих веществах.

Информация, содержащаяся в банках, по согласованию может также использоваться в информационно-аналитических целях.

3. Информационно-правовое обеспечение предусматривает:

а) сбор, хранение и систематизацию информации о законодательстве государств - участников СНГ и практике его применения;

б) комплексный анализ правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств - участников СНГ и их национального законодательства;

в) разработку предложений и рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств - участников СНГ;

г) сбор, хранение и систематизацию научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.

V. Материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение взаимодействия

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение взаимодействия осуществляется в порядке и на условиях, определяемых отдельными договорами о конкретных направлениях и формах сотрудничества государств - участников СНГ.

2. Обеспечение выполнения функциональных полномочий и безопасности сотрудников компетентных органов, а также потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства одного государства в случаях необходимости пребывания этих лиц на территории другого государства - участника СНГ производится, как правило, за счет средств компетентных органов государства, инициировавшего это пребывание.

Пребывание работников компетентных органов одного государства на территории другого государства в целях выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, обеспечивается за счет финансовых средств компетентных органов, направивших этих работников в государство пребывания.

3. Выполнение организационно-технических, охранных, оперативно-розыскных, следственных и иных мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, возлагается на государство пребывания.

Техническое, транспортное, жилищно-коммунальное, а также иное обеспечение, связанное с предоставлением рабочих кабинетов, помещений для содержания задержанных и арестованных, их охраной и конвоированием, безопасностью работников компетентных органов, возлагается на компетентные органы государства пребывания.

4. Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляется на основе договоров, в которых отражаются вопросы организационного и финансового обеспечения.

5. Многосторонними и двусторонними соглашениями государств - участников СНГ могут быть предусмотрены иные условия ресурсного обеспечения взаимодействия.

VI. Координация выполнения решений о взаимодействии в борьбе с преступностью, принятых в рамках СНГ

На национальном уровне государств - участников СНГ контроль за исполнением решений, принятых на основании настоящей Концепции, осуществляется их компетентными органами.

Анализ хода выполнения согласованных решений о взаимодействии государств - участников СНГ в борьбе с преступностью и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Исполнительным Секретариатом СНГ.


Текст документа сверен по:
"Содружество". Информационный вестник
Совета глав государств и
Совета глав правительств СНГ,
N 1(31), 1999 год

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно варить вкусный компот из клюквы
Пышные оладьи на воде без дрожжей - рецепт
Чайный пирог Рецепт пирога с чаем