Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Прп. Илия Муромский. Илья Муромец — былинный герой и православный святой

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛИЯ ПЕЧЁРСКИЙ

Илья Муромец

Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи.



Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

Специалисты по останкам установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе - искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»:
Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-ле, ног».
По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей.
Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: забодевание, видимо, ограничивало подвижность. Ростом был 177 см.


Скульптурный портрет Илии Печёрского

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
После чудесного исцеления он переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.
Взяв родительское благословение, -
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град (стольным градом был в это время Владимир) -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира (?),
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -
Заложиться - поступить на службу.

Илья много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Возможно, что Илья поступил на службу не киевскому князю Владимиру Мономаху (Великий князь киевский: 1113 - 1125 гг.), который умер в 1125 году, а владимирскому князю Андрею Боголюбскому (1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский, 1169 - 1174 гг. - князь Владимирский).

Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно - на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. См. Герб Москвы .

8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом овладели Киевом. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Город был разгромлен и сожжён. Учавствовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
Вполне возможно, что и Илья Муромец, исцелившись, принимал участие в этом походе, после чего остался в Киеве.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182 гг.).

Скончался Илья около 1188 года в возрасте 45 лет.
С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что тот жил с 1143 по 1203 гг.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII в. вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с 1169 по 1181 гг. поменялось восемнадцать князей!

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря.
Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси - Софии. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Позже прах его перенесли в Ближние пещеры Киево-Печёрской лавры, где он находится и сейчас. Хотя по данным комиссии 1990 г. по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Был причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец - Илия Печерский .

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память по церковному календарю - 1 января по н.с.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.


Мощи Илии Печерского


Киево-Печёрская лавра

«Надгробный» комплекс Ильи Муромца создан в муромском Спасо-Преображенском монастыре.


Трапезная церковь Покрова Богородицы в Спасо-Преображенском монастыре

В трапезной церкви Покрова Богородицы в гробнице под сенью находится резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С. А. Субботиным при консультации С. А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.



Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря


Спасо-Преображенский собор в Муроме

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.


Храм во имя преподобного Ильи Муромца при Главном штабе ракетных войск

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».


Орден преподобного Илии Муромца

«Былинный камень» у въезда в Муром

У въезда в город поставлен «Былинный камень» с изображением Ильи Муромца (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Прообразом его стал сувенир, изготовленный в подарок члену президиума ЦК КПСС Д. Ф. Устинову.


Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова был поставлен в 1999 г. в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой - крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен - здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.


«Грифон» - фрагмент памятника Илье Муромцу

Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе местного музея. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.


В.M. Васнецов. Три богатыря.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Образ небесного воина

До рубежа XVII-XVIII вв. икон Ильи практически нет. Исключением является гравюра к изданию Киево-Печерского патерика 1661 г., не вошедшая в него. Илья изображен на фоне входа в Антониевы пещеры. Он стоит с воздетыми руками, полуобнаженный, с непокрытой головой. На плечах - плащ пустынника. А по иконописным подлинникам (правилам, предписывающим, как писать святых) XVIII в. его полагалось изображать иначе:
«Надседъ, брада Феодосиева, разсохами. Власы с ушей на плечах. Клобукъ чернъ. Риза преподобн. Исподь вохра».
Так Илья предстает на ряде гравюр XVII-XIX вв. с киево-печерскими святыми.
Образцом для всех последующих является гравюра на меди Иосифа Гошемского. Здесь Муромец подобен другим преподобным «дванадесяти муровщикам Киево-Печерским». Известны схожие иконы и складни XVIII-XIX вв.
Образ Ильи Муромца размещен над гробницей с мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Владимирские князья.
Алеша Попович.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Все знают о былинном русском богатыре Илии Муромском, а уж после выхода одноименного мультфильма не остается сомнения, что о нем знаем каждый ребенок. Хочу подчеркнуть, что для православного человека, особенного работающего с детьми, тот мультфильм стал самым большим миссионерским открытием. Ведь на его основе у нас есть реальная возможность рассказать о великом святом войне Илии Муромском память которого мы празднуем в начале года.

Илия Муромец — 1 января православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, известным, как Илья Муромец, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья Муромец посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха . Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре . В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илья Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илья Муромец был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси - Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи - фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях.

По методу реконструкции антрополога М.М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илья Муромец Печерский и былинный богатырь Илия - одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» - это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие - чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илья Муромец на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илья Муромец в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илья Муромец попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри - не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин , Иван - купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный из русских богатырей - крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Илья Муромец - крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », « », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином », «Святогор и Илья Муромец », «Илья Муромец и разбойники », «Илья Муромец на Соколе-корабле », «Илья Муромец и сын » и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

КАК ОДИН БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ ЗАЩИЩАЛ РУССКУЮ ЗЕМЛЮ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ ПОДРЯД

1 января Православная церковь отмечает день памяти преподобного Ильи Печерского, ставшего прообразом былинного героя Ильи Муромца. Как искали и где нашли следы силача-монаха, которого почитают как защитника русской земли - публикация Елены Горбачевой на портале «Русская планета».

ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНДАРНОГО БОГАТЫРЯ

Историки пытались отыскать следы легендарного богатыря в летописях, географических названиях, сказках других народов и сказаниях заморских путешественников. Память об Илье Муромце как о реальном историческом персонаже переросла его время и прошла через несколько веков, собрав воедино представления народа об идеальном защитнике русской земли.

В прототипы былинного героя исследователи записывали самых разных персонажей: начиная от летописного богатыря Рогдая, воина Олега Моравского и заканчивая самозванцем Ильей (Илейкой) Коровиным, который объявил себя Петром I и был впоследствии казнен. Долгое время было принято считать, что Илья из города Мурома - обобщенный образ, в основе которого нет конкретного исторического персонажа.

Первым местом поиска его следов стали летописи. Богатырь Илья Муромец в самых ранних исторических документах - Никоновской и Лаврентьевской летописях - не упоминается. При этом собратья Ильи Муромца по ратным подвигам - Алеша Попович и Добрыня Никитич - в летописных текстах есть. Возможно, это связано с тем, что оба богатыря были к тому моменту более известными, чем Илья Муромец. Добрыня сделал неплохую карьеру в княжеской дружине, а Алеша Попович, помимо прочего, был из семьи священника. Да и в самих былинах Добрыня Никитич и Алеша Попович поначалу называют Илью Муромца «мужиком» и «никому не известной деревенщиной».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты городка Орши Филона Чернобыльского. Он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель и о других богатырях, которых так не хватает в это нелегкое время.

Истории об Илье Муромце встречаются не только на Руси, но и у европейских народов. В древнегерманском эпосе он фигурирует как Илья Русский, могучий и непобедимый воин. В скандинавских сагах Илья превратился в Илиаса. Заморские этнографы, приезжавшие на Русь, также собирали истории, известные каждому русскому мальчишке. Польский купец родом из Львова Мартин Грюневег после возвращения из Киева в 1584 году писал о том, что видел могилу легендарного богатыря. Эрих Лассота фон Штеблау, австрийский путешественник и дипломат, также упоминал в 1594 году об исполине Илье Моровлине и его могиле. Эти свидетельства указали историкам наиболее вероятное место захоронения богатыря.

МОНАХ

Один из монахов лавры, Афанасий Кальнофойский, издал в 1638 году жития святых угодников обители. В их числе есть и Илья Муромец, или Илья Печерский, который, по свидетельству монаха, жил за 450 лет до того времени. Именно с этим реальным историческим персонажем, как считают многие исследователи, и связан образ легендарного богатыря. Не случайно во всех былинах Илья Муромец предстает защитником народа русского и православной веры. Например, деньги, отнятые у разбойников, он отдавал на строительство храмов.

Илия Печерский (Илья Муромец). Фото: vladimirobl.ru

Считается, что Илья принял монашество ближе к концу жизни, после воинских подвигов в дружине князя Владимира Красное Солнышко (также былинного персонажа, имевшего, правда, более определенный исторический прототип - Владимира Крестителя). Однако церковные предания переносят время жизни Ильи Муромца с XI века на XII.

Житие Ильи никто из последующих церковных историков не составил - возможно, это произошло потому, что за время монашества Илья не успел совершить особенных подвигов веры, так как принял постриг незадолго до кончины. Впрочем, былины о народном герое, бережно передававшиеся из уст в уста, сумели сохранить куда больше подробностей о его жизни, чем многие письменные источники. В советские годы Илью Муромца всеми силами старались «дехристианизировать». Так, например, в дореволюционных изданиях былин Илья встал на ноги после встречи с Христом и апостолами, позже превратившихся в безымянных старцев - калик. Однако именно в советское время была поставлена окончательная точка в поисках исторического прототипа Ильи Муромца.

Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтверждают: монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж - по всей видимости, один и тот же человек.

Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке, его возраст - 40–55 лет - вполне соответствует былинному описанию. Самый большой сюрприз ожидал ученых при исследовании скелетно-мышечной системы. Были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей.

«Илья Муромец в немощи», художник Андрей Клименко

Тело монаха также несло на себе следы многочисленных битв, а умер он от обширной раны в сердце. Возможно, это произошло во время набега половцев на Киево-Печерскую лавру.

ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ

Крупный специалист по фольклору Владимир Пропп писал:

«Былины об Илье Муромце являются отражением всех пройденных русским народом эпох: вытеснения язычества христианством, борьбы с татарами, несправедливости и жадности со стороны бояр и великого князя (царя) возникшего централизованного государства, Смутного времени и народных восстаний… Мы не сможем угадать всех исторических героев и антигероев, чьи деяния подтолкнули народ к созданию былин, всех, кто стал прототипом персонажей произведений об „эпическом времени“ русского народа».

Воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья - Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) - Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века - Илья Мурович или Илья Муровец .

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» По данным некоторых историков Российской империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск , Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским .

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15-ти из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  15. Илья Муромец и Соловей Разбойник

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам , латышам , чувашам , якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея , которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским .

Исторический прототип

Мощи Ильи Печерского

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский .

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января . Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры . Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний "Стимэкс" и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри », под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье ».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова .
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа » есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

Преподобный Илья Муромский,
Киево-Печерский чудотворец

(Память его празднуется месяца сентября в 28/11-й день и месяца декабря в 19/1-й)

Восемь веков назад в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная Церковь празднует в самом начале года, 1 января н. с. В народе этот святой и до сей поры более известен как великий русский богатырь Илия Муромец. Он стал насельником монастыря уже в глубокой старости, увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда и нигде не искал: ни на бранном поле, ни тем более в стенах монастыря. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они велики, если мощи его через много лет обнаружились нетленными, и Православная Церковь причислила его к лику святых.

Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII в.) пишет: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре.-Лаг.) и ту… видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображена (изображала. - Авт.) крестное знамение» (12, с. 861). Это был не сказочный великан, но очень крупный и сильный человек. Глубоко символично, что левая его рука свидетельствует о служении воина, а правая-о молитвенном подвиге монаха.

Любимый герой русского эпоса и в своей тревожной жизни воина обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем мы находим свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, величавом спокойствии и мире душевном. Много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили сказы о русских богатырях, особенно о самом чтимом из них, Илие Муромце, и самый тщательный анализ убеждает нас, что образ его во всех былинах и их вариантах остается неизменным. Главные свойства духовного облика Илии, делающие его столь отличным от других богатырей, любовно сохранены народом.

Надо сказать, что в русских былинах каждый богатырь имеет свой живой образ, свое лицо, со своими, только ему присущими достоинствами, но и все недостатки отмечаются с прямодушной простотой. И все это пронесено через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. Отличается горделивой осанкой и буйным духом Дунай Иванович. Щеголь и волокита богатырь Чурила Пленкович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца.

Древнерусский эпос, исторические народные песни, былины - необыкновенно ценный исторический документ. «Древнерусская литература , - говорит Д. С. Лихачев, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного «. Древность и неподдельность русских былин ни в ком не вызывает сомнений. Последующие времена наложили на них свой отпечаток, но он легко обнаруживается и снимается. Так, здесь встречаются анахронизмы - татары вместо печенегов или половцев, перенос события, случившегося при Владимире Мономахе, во времена святого Владимира равноапостольного и т. д. Но характеры, дух и основа жизни Руси первых двух веков христианства переданы средствами народной поэзии и сохранены удивительно точно. Подтверждение тому мы имеем и в наших летописях. В былинах нам предстает наша древняя история, отраженная в зеркале народной души. Это отражение необыкновенно образно, наполнено многочисленными символами, но несете себе живой дух бытия наших предков.

По мнению подлинного знатока русской народной поэзии К. С. Аксакова, «... в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец… Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину «.

Преподобный Илия, как известно, родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям-его дядя, по былинам-племянник. Илия Муромец-единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила-и духовная, и телесная.

Необыкновенно важный и многое объясняющий в его жизни факт, что от рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И, видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе ставших легендарными, но существовавших реально русских богатырей. Их молодой силе и мощи, постоянно волнующейся, бушующей страстями, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, пользующийся непререкаемым авторитетом, по своей превосходящей всех силе духовной всех объединяющий и примиряющий предводитель. «Под славным городом под Киевом… стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша». Эти слова запечатлел в своей известной картине Васнецов.

Избранность Илии Муромца явлена нам очевидно. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и… встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии. По вере вашей да будет вам. Господь ничего не творит насильственно. Требовались свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности, по требованию «калик перехожих», попытаться встать.

Илия встает и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам»,- говорят они. Он выпивает. «Что ты в себе слышишь?» - «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». - «Принеси еще ведро». Илия приносит. «Выпей и это ведро», - говорят ему старцы. - «Что в себе слышишь теперь?» - «Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья,-я бы повернул землю». - «Это много, - говорят ему. - Принеси третье ведро». Илья приносит третье ведро. «Выпей», - говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», - говорят старцы и уходят.

Почему поставлены пределы силе богатырской? Есть и на это ответе древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, которого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой «силы чисто внешней, материальной, ненужной и бесполезной даже и тому, кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается уже к стихии, как сила воды, ветра… И еще более выигрывает богатырь Илия Муромец, величайшая человеческая сила, соединенная с силой духа».

Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы.

Его христианское воспитание видно уже в том, как он собирается на богатырские подвиги. Он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. По всему видно, что отец и мать тоже понимают высокое назначение своего сына. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской. И во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему от Бога силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости. Илия отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илия драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу «в сыр-кряковистый дуб», отчего дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал им свою силу, и они с поклоном пропустили его.

Соловей-Разбойник, которого затем полонил Илия, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.

Даже перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим, скорее всего половецким. Калином-царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И здесь, и в каждом деянии русского святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.

Во многих русских былинах богатырские подвиги берут начало за пиршественным столом великого князя Владимира. И Илия, прибыв в Киев, попадает на этот пир. Князь предлагал каждому прибывшему на пир богатырю садиться, где он сам хочет, не по сословному признаку. Богатырь молится Спасову образу, кланяется князю с княгинею и на все четыре стороны, то есть воздает всем также равную честь.

Как равного встречают здесь крестьянского сына Илию Муромца, и воздают ему честь не по сословию, а по делам, когда выясняется, что он очистил «прямоезжую дорогу» на Киев, и зовут его на свой веселый, во всех былинах и в летописях отмеченный какой-то постоянной праздничностью княжеский пир. В этом видны еще и остатки язычества, но только во внешней форме, внутренне весь этот пир и мир уже пронизан христианством, стоит на христианской основе, и собравшиеся вокруг князя богатыри-не только удалые добрые молодцы, любящие повеселиться, но и защитники веры христианской, защитники земли Русской от врагов.

«Эти пиры, эта жизнь имеет и всерусское значение: видим здесь собранную всю Русскую землю, собранную в единое целое христианскою верою, около великого князя Владимира, просветителя земли Русской. Радость, проникнувшая жизнь после возрождения Христовым учением, является как праздник, как постоянный братский пир».

Здесь интересно отметить, что народная память как бы слила воедино двух великих князей - святого равноапостольного Владимира и Владимира Мономаха. И это произошло не столько по сходству имен, сколько по сходству деяний этих двух поистине великих князей, отдавших свою жизнь делу укрепления, объединения и просвещения Руси, явивших всему народу истинно христианский образ жизни и образ правления государством.

Богатырь Илия Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125) (не к равноапостольному Владимиру, как изображается в былинах). Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже в быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире. Сам Илия явно христианин не второго и даже не третьего поколения. За столом уже сидит Владыка Черниговский, и в Ростове Великом стоит собор, где давно служит старый отец сидящего здесь же Алеши Поповича. Как известно, христианство в Ростово-Суздальских землях привилось далеко не сразу, встретило мощный отпор язычества.

Так как домонашеская жизнь преподобного Илии Муромца будет тесно связана с деяниями и временем Владимира Мономаха, скажем о нем несколько подробнее. Благородный образ этого великого князя, христианский строй души видны в его известном «Поучении». Здесь все - неподдельная искренность и любовь.

«Дети мои или иной кто, слушая сию грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь… Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его проглотить, кровь его пролить скорей. Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою… Больного навестите, покойника проводите… не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

Илия Муромец, обращаясь к Владимиру Мономаху, называет его «ласковый князь». В этих словах дышит искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.

К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец.

Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был святой Илия Муромец, борьба с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. «Не рыцарей силы и меча, но труженика воина, ратая-ратника формировало общее дело - защита Родины… В борьбе за независимость Родины выковывалось и общенародное самосознание, запечатленное в понятиях своего времени: «Не в силе Богг а в правде» (Ипатьепская летопись). Эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков.

Эта внешняя война не мешала внутреннему развитию Русского государства. Русский народ под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строил монастыри и храмы, крепости и посады, пахал землю и растил детей, слагал величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа. В те времена он сложил и эти прекрасные поэтические строки: «Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота-океян-море, Широко раздолье по всей земли!».

«В этих словах, - пишет К. С. Аксаков, - ставит себе размеры русский человек, - и какие размеры!».

И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси. С любовной памятью хранил имена и деяния своих защитников-богатырей. Особенно большое значение приобрели сохраненные народной памятью подвиги богатырей в тяжелые годы монголо-татарского ига - «Память о победах прошлого становилась живым, реальным двигателем внутренней жизни народа. Патриотическое слово нравственно вооружало народ. Русской землей все более овладевала идея единения».

Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага (вспомним, что за столом у князя Владимира были представлены не только разные сословия, но и разные города: Ростов Великий, Галич, Рязань, Великий Новгород, Муром, Киев и др.) дало почувствовать себя славянским племенам единым народом, сделало единую христианскую основу государства незыблемой, создало то, что называют единым духом народа, то есть национальность.

Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского. По былинам, он не имеет поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, всегда остается монахом-подвижником. Его нигде не называют «удалым». Спокойная, величавая мощь Илии где-то над удалью и суетой. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его изумляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.
Вот встречает он в поле Збут-королевича, родственника «того короля Задонского». Королевич пустился вскачь на старого богатыря, выстрелил ему в грудь из тугого лука, попал, но никак этим не повредил. А благодушный Илия богатыря, пустившего ему в грудь стрелу: «Не бьет палицей тяжкою, Не вымает из налушна тугой лук, Из колчана колену стрелу, Не стреляет он Збута Бориса-королевича». Он только схватил его «в белые руки» и бросил выше дерева «стоячева», потом подхватил его, положил на землю и стал спрашивать его «дядину-вотчину». Надо было высоко оценить это великодушие Илии, чтобы в таких подробностях донести рассказы о нем до нашего времени. Изумился благородству духа своего супротивника и Збут-королевич: «Кабы я у тебя на груди сидел, я спорол бы тебе, старому, белую грудь». И это было бы естественным поступком для любого витязя или рыцаря того лихого времени и на Западе, и на Востоке.

«Поезжай,--говорит Илия Муромец Збуту,-поезжай, Збут Борис-королевич, млад ты, ко своей сударыне-матушке. Кабы ты попал на наших русских богатырей, не отпусти-ли бы они тебя живого от Киева».

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, под­визался монахом в Киево-Печерском монастыре и ушел в затвор. Отошел Илия Муромец в Царство Небесное на 45-м году жизни в 1188 г. К лику святых причислен в 1643 г., а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстие.

…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

Святые мощи Илии Муромского почивают в Ближних пещерах обители. Научное исследование этих нетленных мощей доказательно убеждает: воину-монаху было около сорока – сорока пяти лет; ростом он был 177 сантиметров (то есть, по тогдашним меркам, намного выше среднего роста древнерусского человека); в области сердца и на руке сохранились следы ранений, продолговатые, как от копья; строение искривлённого позвоночника с ущемлением нервов спинного мозга подтверждает, что Илия до тридцати трёх лет мог страдать именно той болезнью, о которой сказано в былинах (то есть был «обезножен», страдал параличом ног, потому и не мог подняться с печи, пока не был исцелён каликами перехожими – древними целителями, хранителями секретов народного врачевания).

Сохранилось документальное упоминание конца XVI в. о том, что гробница Илии Муромца ранее находилась в Софийском соборе Киева, но уже тогда была разрушена.
Согласно преданиям, а также предположениям краеведов, установлено место, где была изба Карачаровского богатыря. И по сей день здесь, в крестьянском доме № 279 по улице Приокской живут потомки Илии Муромца по фамилии Гущины. Илья Муромец получил прозвание Гущин потому, что его изба стояла в гуще дубравы над Окою. О могучих морёных дубах в густых лесах над Окой упоминают былины и предания об Илье Муромце: богатырь-крестьянин выкорчёвывал эти огромные дубы, освобождая землю Карачаровскую под пашню, и бросал деревья в Оку, из-за чего река изменила своё старое русло. Позже Ока проторила себе свой былой путь, названный Старица-Студенец, вдоль берега, поросшего густым дубовым лесом. Из уст в уста передавали карачаровцы рассказ о трёх внесённых в гору дубах, поднятых рыбаками из Оки или же вырванных с корнем самим Ильёй Муромцем. Эти деревья были положены в основание Ильинской церкви, сгоревшей в конце XVIII в. В книге В.И. Даля «Были и небыли казака Владимира Луганского» (издания 1838 г.) воспроизведён рисунок часовни пророка Илии у села Карачарова.
Сегодня при входе в Муромский историко-художественный музей можно видеть срез выловленного из Оки неохватного дуба, но уже времён Иоанна Грозного.

В 1998 г. возведён и освящён новый храм с престолом во славу преподобного Илии Муромского. В 1999 г., 2 августа, когда Православная Церковь чтит память пророка Илии, на праздновании Дня города, в Окском парке, на территории древнего Муромского кремля, был открыт памятник преподобному Илие Муромскому и воину-богатырю работы известного скульптура Вячеслава Клыкова.
Древний град Муром был пограничной крепостью на востоке Руси. Именно поэтому в былинах и назван Муром родиной богатыря Илии Муромца, который в дозоре на пограничной заставе оберегал свою землю от разбойничьих набегов (так что и образ Соловья Разбойника в былинах имеет под собой историческую почву).

К образу Ильи Муромца в своём творчестве обращались Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.И. Даль, И. Никитин, А.К. Толстой, латышский поэт Я. Райнис, белорусский поэт Язеп Пуща, который долго жил в Муромском крае, был директором средней школы в селе Чаадаево. Величественную «Богатырскую симфонию» создал композитор Бородин, вдохновлённый образом Илии Муромца. Симфония «Илья Муромец» принадлежит и композитору Глиэру. В опере Серова «Илья Муромец» партию богатыря исполнял великий русский бас Ф. Шаляпин. Именем Илии Муромца был назван первый русский самолёт. Построенный в годы Великой Отечественной войны муромскими паровозостроителями бронепоезд «Илья Муромец» завершил боевой путь на подступах к Берлину. Памятник героическому бронепоезду установлен на Владимирском шоссе. А при въезде в Муром со стороны Владимира, «на Муромской дорожке», где и сегодня возносятся к небу, как в песне, «три сосны», в год 1110-летия города установлен былинный камень, на котором высечен силуэт богатыря Илии и слова из летописи: «В лето 862 первые поселенцы в Муроме мурома…».

Высок и светел нравственный облик преподобного Илии, но и по-отечески близок сердцу каждого человека. Вот уже 800 лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и всеобъемлющем добродушии являются неотъемлемым звеном в воспитании все новых и новых поколений. В рассказах о нем, так мудро и образно переданных в народных былинах, они получают первые уроки мужества и благородства, любви к своему Отечеству и народу. Похоже, что и ныне святой Илия бессменно несет свой подвиг. «Что ясный сокол в перелет летит. Как белый кречет перепархивает. Мчится на коне старый богатырь Илья Муромец».

Сколько чистой народной любви в этих словах. И, несомненно, эта любовь будет воспитывать и будущие поколения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гороскоп работы и финансов
Человеческие экскременты
К чему снится кольцо - толкование сна