Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соборование в мае году расписание. Соборование: как, где, когда и для чего? Елееосвящение — великое Таинство

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.

Соборование - одно из семи Таинств Православной Церкви . Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов , а также дарующее оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором»

С уважением, священник Антоний Скрынников

МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ПРИ ОБЩЕМ СОБОРОВАНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ТАМ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ? ДЕЛО В ТОМ, ЧТО МОЙ СЫНОЧЕК (ЕМУ 2 ГОДА) НИКАК НЕ МОЖЕТ ВЫСТОЯТЬ ВСЁ СОБОРОВАНИЕ, НАМ УЖЕ ПРИХОДИЛОСЬ УХОДИТЬ РАНЬШЕ.СПАСИБО ЗАРАНЕЕ ЗА ОТВЕТ. С УВАЖЕНИЕМ ЕВГЕНИЯ

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека . Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.

Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин .

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 — 38), а крест и Евангелие — на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

ДАРЫ, ПОСЫЛАЕМЫЕ ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

- КТО ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ ПОСЛЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ И ПОЧЕМУ?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским .

Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов . Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).

«…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«…Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).

– Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

– Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.

Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (546) раз

Евангельское чтение:
Мф. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Евангельское чтение от Марка, положенное в Крестопоклонную неделю, ставит нас перед необходимостью осознать для себя важное обстоятельство, имеющее отношение к тому духовному деланию, без которого невозможно движение к Небесному Царству. Речь идёт о данной Богом человеку заповеди, требующей осознанного желания идти за Богом. Без этого желания движение к свету невозможно. Вторым важным пунктом будет отвержение себя, отвержение того мнения и восприятия земной жизни, небесного мира, духовного делания, которое складывается у нас в силу земного, человеческого понимания того, что мы называем житейской мудростью. Постепенно возрастая, человек учится искусству жизни в миру. Соделывая здесь храм своего тела, он настолько прилепляется к земному, что для небесного у него не хватает ни сил, ни времени. И когда мы доживаем до дня Крестопоклонной седмицы, то, хоть в малой степени воздерживаясь, учимся искусству жизни со Христом.

В этом стремлении человек должен быть последовательным, потому что без системности движение дальше невозможно. Перед нами открывается небесное окно, в которое Господь предлагает войти вместе с Ним. Горизонты духовной жизни только по мере внутреннего ощущения сердца становятся для нас реальными.

Как же быть? Каким образом отречься от себя самого? Как говорит Симеон Новый Богослов, каждый из нас самолюбив. А по слову святителя Игнатия Брянчанинова, каждый из нас находится в прелести, то есть в высшей степени льсти к себе. Мы добиваемся некоторых внешних побед, и нам кажется, что мы хороши. Мы получаем от Бога дары и приписываем их себе. Не преуспев в искусстве внутренней жизни, в малой степени что-то обретая, ощущаем, что уже чего-то достигли. Но ведь как только мы соприкасаемся с людьми, то явственно видим, чего мы стоим. Преподобный Авва Дорофей утверждает: «Войди в келью своего сердца, помолись там, а потом выйди и посмотри, что поднимается в тебе. Негодование, раздражение, гнев. Ты находишься в поиске объекта, на который можно излить своё раздражение и гнев, в поиске того, кого считаешь виноватым в своих недостатках. Ты ищешь кого-то виноватого, но не себя».

Перед нами очень важное обстоятельство, требующее духовного трезвения, ибо без него внутреннее делание невозможно. Как же быть? Как отказаться от того, что так дорого, так близко и срослось с нашим естеством? Стало нашей привычкой, особенностью характера, способностью, которой мы дорожим. Как писал преподобный Паисий Святогорец, едва тебя задели – ты уже готов растерзать того, кто перед тобою. Но ты сдерживаешься, потому что испытываешь страх от наказания, если совершишь преступление. Мы с вами оказываемся перед необходимостью важного выбора, потому что без понимания того, что есть духовные ориентиры, достичь спасения невозможно. Ведь есть различные задачи в этой жизни, но есть и главная цель, к которой можно вообще не подойти, потому что суета и внешние заботы настолько поражают сердце человека и его ум, что он не стремится к другому. Он порабощён состоянием, в котором находится очень давно, не замечая духовного одичания.

По святоотеческому слову, движение в нужную сторону предполагает необходимость объекта внимания, которому мы должны передать то, что Он же нам и дал. Речь идёт о Боге. Если мы не направляем свой внутренний взор в сторону Божественного глагола, если мы не погружаемся умом и сердцем в состояние доброделания, которое связано с важностью смирения, мы тратим свои силы понапрасну. Потому что перед нами есть конкретная поставленная Богом задача. Более того, Он её высказал апостолам, говоря о том, как молиться, дав молитву «Отче наш», завершающуюся призывом отвергнуться своей воли. Потому что главное духовное делание, связанное с возрастанием в вере, предполагает отвержение себя. Мы не можем подняться выше, если не отвергнем своего личного восприятия того, что происходит в этом мире.

В жизни каждого человека есть состояния, которые ему дороги и близки, и именно от них и требует отказаться Господь. Совершается это постепенно, но если мы не видим перед собою цели, если наша свободная воля направляется только в сторону того, что нам удобно, близко, дорого, то мы совершаем преступление в отношении Того, Кто дал нам эту жизнь для определённой цели. Об этой цели можно даже не задуматься, потому что в нашей жизни есть другие задачи – мы их ставим перед собой основательно и относимся к ним всерьёз. И входим в состояние родства с земным и ничтожным, и небесное начинает казаться нам далёким и пустым, своеобразным и безумным, не имеющим к нам никакого отношения. Но ведь жизнь идёт. Так или иначе, каждый из нас встанет перед смертью, перед определённым состоянием, после которого нам придётся испить чашу Божественной Правды. Страшный суд потому Страшный, что справедливый. Судить нас будет не Господь, а совесть – судить по состояниям, в которых мы находились регулярно, каждый день, пренебрегая Божьим призывом отвергнуть себя, порабощаясь постепенно и входя в рабство бесовской силе, ставшей нашим богом. Мы воспитываем в себе своеволие, сребролюбие, тщеславие и славолюбие, пустословие и скверномыслие и настолько напитались этим, что любое маленькое движение к Божественному Слову, обращённое через другого человека к нам, чтобы нас хоть немного встряхнуть, вызывает негодование. Неудобство, которое мы испытываем, вызывает ненависть, ярость и готовность причинить боль тому, кто вызывает у нас подобные чувства. Заметьте, это всё происходит по Божьей милости, чтоб мы увидели, чего стоим, ужаснулись состоянию своего внутреннего страшного, яростного, нечеловеческого, бесовского делания. Мы навыкаем и тренируемся в этом, мы каждый день понуждаем себя вставать в это положение и, находясь в нём, идём по жизни, привыкая к нему и воспитывая в этом негодовании и немирном духе своих детей.

Если посмотреть на каждый день нашей жизни, если подсчитать, сколько минут мы посвящаем духовному деланию и добромыслию и сколько отдаём состояниям ненависти, гнева, раздражения, пустословия, праздного времяпрепровождения, цифры будут страшные. Перед нами открывается перспектива, за которую человек будет судим. Ему даны годы жизни, но как он их проводит? Диавол создал другую культуру, целый мир, который человек принимает, которому он присягает. И вот уже человек принимает диавольские помыслы: «Это они виноваты! Я не могу. Я очень занят, мне тяжело, трудно, страшно относиться к духовной жизни по правде, я живу в обмане, привыкая к нему, в состоянии мягкотелости и постепенного остывания той малой веры, которую Господь дал мне, ожидая хоть малого движения в сторону благих плодов духовной жизни».

Мы читаем у апостола Павла о благости, мире, кротости, нестяжании, милосердии, но насколько мы в своей жизни являем готовность потрудиться в эту сторону? Предложение жить добродетельно порой вызывает у нас раздражение. Мы ищем причину, чтобы этого не делать, находим массу оправданий, препятствий, которые ставит лукавый диавол и которые мы привыкли принимать как само собой разумеющееся, как наши мысли. И эта калитка открывается так быстро и стремительно, что мы принимаем диавольский помысел, как свой, и действуем.

Крест предлагает человеку остановиться. Задуматься над тем, как он живёт. Осознать для себя, что завтрашнего дня может и не быть. Для каждого человека есть свой срок, который Начальник этого мира отмерил по Своим часам. Он знает, когда кого позвать, когда исполнится срок и когда закончится наша жизнь. Что мы успеем? Что принесём к Его алтарю? Мы с вами получили от Господа величайший дар: в каждого из нас Господь вдохнул бессмертную душу. Она страдает и скорбит, распинаемая нами же. И на кресте нашей жизни мы часто распинаем ближнего, но не себя, потакая своим страстям и забывая о важности движения к покаянию, предполагающего не только признание своей вины, но и готовность менять себя самого. Прямая задача в общении с людьми – понимая свою греховность, взаимодействовать с ними, служа им. Потому что без единства с людьми невозможно единство с Богом, без воспитания любви к людям невозможна любовь к Богу. Иначе это иллюзия, ложь и обман: «Если кто брата своего не любит, тот человекоубийца», – говорит нам апостол Иоанн Богослов. Есть задача, и можно попытаться её выполнить. Будет тяжело, но попытаться надо. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Таинство Соборования идет к нам с глубоких православных времен. Основная традиция данного действия заключается в том, что весь обряд проводится семью священнослужителями, именно отсюда и происходит название данного обряда. В некоторых случаях таинство совершается всего лишь одним священником, но такое происходит только в самых крайних случаях. Таинство священнодействия проводится в виде промазывания тела человека специальным маслом (елеем), поэтому у данного обряда имеется и второе наименование – елеосвящение.

Когда проводится Соборование в 2018 году? По всем основам таинство совершается в период длительности поста, но Соборование допустимо делать в течение всего года людям с тяжелыми заболеваниями.

История Соборования

Как и иные традиции православия, обряд Соборования пришел к нам с Библейских времен. Спаситель народа Христос помогал всем больным и страждущим, он исцелял их души и тела. Производилось лечение путем чтения молитв, крещения и освящения человека святой водой. Апостолы или ученики Христа также помогали людям исцеляться от страшных недугов и тяжелых болезней .

В истории православия был такой случай, когда апостол Павел путешествовал по миру и на ночь остановился в одном доме. Жителем этого жилища был больной человек, который мучился сильнейшими недугами желудка. Павел путем молитв и возложения рук на тело больного быстро исцелил этого человека.

Соборование с самых ранних времен и проводилось не путем смазывания маслом частей тела, а в виде возложения рук целителя на больное место у человека. Все действие исцеления проводилось с чтением молитв и священных песен. Немногим позже больных стали смазывать священным маслом, что и является основой Соборования. В течение 7-ми дней подряд священники приходили к больным и совершали священный обряд.

Считается, что при таинстве людям прощаются их грехи. Именно по этой причине обряд совершается в период длительности Великого поста, когда верующие отрекаются от своих страстей, грешных помыслов, а соединяются с Богом и свято действуют по его предписанным основам. В течение поста верующие активно молятся, исповедуются, проводят таинства Соборования и очищения от греховных мыслей.

Расписание Соборования в 2018 году

Когда будет Соборование в 2018 году, в это время верующему человеку позволяется очиститься от старых и давно забытых грехов . В момент проведения обряда человеку предлагается исповедаться, а совместно с промазыванием тела происходит очищение души и тела от всего плохого, что этот человек даже и вспомнить не может. Исповедоваться верующему предлагается тогда, когда он пожелает. Это может быть перед таинством или же после него. Случается так, что верующий не может рассказать о своих страшных грехах даже своему священнику, а при обряде такие грехи ему прощаются.

Сам обряд проводится с обязательным соблюдением необходимых правил. Во-первых, в момент таинства священнослужитель читает молитвы. Во-вторых, обряд проводится 7 раз, при этом молитвы читаются всегда с разными значениями. Промазывание человека маслом также совершается 7 раз. В основу таинства входит молитва об исцелении от недугов и болезней, такие слова признаны совершенными, поэтому при любом Соборовании совершенная молитва обязательно должна быть прочтена.

В некоторых книгах описано, что Соборование проводится только над умирающими или сильно больными людьми, но такое мнение ошибочное. Многие уверены, что после таинства обряда даже самый больной человек способен при помощи Божьих сил исцелиться. Это, действительно, так. Но и здоровому человеку полагается совершить такое таинство, ведь после Соборования он обретает духовное исцеление и очищение от грехов. Обряд проводят каждому верующему, кто пожелает пройти через подобное таинство.

Расписание Соборования в 2018 году создается ежегодно и записывается в . Как уже указывалось выше, таинство проводится для верующих в период длительности Великого поста, но начало его проведения положено только со второй недели после начала священного испытания. Великий пост в будущем периоде берет свое начало с 14 марта, соответственно таинство обряда можно будет совершать уже с 21 марта.

Заранее создается расписание Соборования в Москве в 2018 году. Обряд собирает всех верующих в храме Иоанна Предтечи. Таинство проводится по субботам, начиная со второй недели после Великого испытания. Все это означает, что Соборование в храме будет проводиться с 26 марта . Время проведения обряда еще может быть изменено, но на сегодняшний день в расписании указывается, что начало Соборования будет в 15 часов.

Каждый верующий человек выбирает свои основы для дальнейшей жизни, но Господь Бог позволяет выбирать всем жизненный путь без грехов и злых помыслов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Вкусные сырники для диабетиков второго типа Морковный торт для диабетиков
Какой приготовить соус к картошке: лучшие рецепты
Как заморозить йогурт: особенности, способы, рецепты и отзывы Польза йогурта для здоровья