Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Степная зона россии. Зона степей. Степь и человек. план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы сможетеузнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

1. Введение

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. Общие сведения

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.


Рис. 2. Ростовский заповедник

3. Жители степей. Хозяйство

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.


Рис. 3. Степь

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы

Рис. 5. Стадо овец в степи

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате

4. Нарушение степей и лесостепей

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли»

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И. И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В. И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

Что такое степь

Определение 1

Степь – это безлесый природный комплекс, сформированный в условиях умеренного континентального климата, в котором преобладают травянистые формы растительности.

Многие писатели описывали красоту и бескрайность степи, ее щедрость и величие. Со степью связаны жизнь и быт целых народов. И мы не можем не уделить внимание этому природному комплексу.

Географическое положение степной зоны

Зона степей занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири, предгорья Северного Кавказа. С запада на восток степная зона тянется сплошной полосой до Алтая. При дельнейшем продвижении на восток мы встретим степные ландшафты в межгорных котловинах Южной Сибири (Кузнецкая, Минусинская, Тувинская котловины, котловины Забайкалья).

В отличии от большинства природных зон, лесостепи и степи не занимают сплошную полосу от западной окраины материка до восточной. Они появляются в южных районах умеренного пояса на некотором удалении от побережья.

Рельеф и климат степи

Именно рельеф и климат обусловили подобную особенность географического положения степи. Рельеф степной зоны представлен холмистыми равнинами на платформенных участках земной коры. В отдельных районах на поверхность выходят скальные образования фундамента платформы – тектонические щиты.

Степи хорошо прогреваются летом. Средние температуры июля составляют $+21°$С-$+25°$С. Средние температуры января снижаются с запада на восток от $-5°$С на Восточно-Европейской равнине до $-25°$С в Красноярском крае.

Количество осадков снижается с запада на восток от $ 600$ мм в год в европейской части России, до $200$ мм в центральных районах Сибири. Нарастание континентальности связано с господствующим в умеренных широтах западным переносом воздушных масс. Рельеф способствует беспрепятственному перемещению ветров во всех направлениях. Поэтому в степи часто бываю бураны, пыльные бури. Проникающий арктический воздух может приносить длительное похолодание.

Осадки выпадают преимущественно весной. Зимы, как правило, малоснежные. Летом часто случаются засухи, которые усиливаются суховеями из центрально-азиатских регионов.

Особенности почв степной зоны России

В условиях повышения температур и снижения влажности, на лессовидных суглинках сформировались черноземы – самые плодородные почвы нашей страны. Климатические условия способствуют развитию процессов гниения и накоплению гумуса в верхних слоях почвы, а обилие травянистой растительности обеспечивает поступление растительных останков для накопления гумуса. На севере зоны и на Кубани мощность гумусного горизонта может достигать $100$ см. В южных районах степной зоны сформированы южные черноземы, с мощностью гумусного слоя до $25 $ см. Еще южнее, в условиях повышения температур и дальнейшего уменьшения количества осадков, на смену черноземам приходят каштановые почвы. Они менее плодородны и нуждаются в увлажнении. Встречаются участки солончаков и засоленных почв.

Флора и фауна зоны степей

Степи – царство травянистой растительности. На севере зоны распространены разнотравно-злаковые степи , а в южных районах – типчаково-ковыльные . Типичными представителями флоры степей являются: тимофеевка луговая, мятлик, тонконог, полынь, ковыль, овсюг (дикий овес), клевер, чина луговая . В степных балках и долинах рек могут формироваться леса.

Травянистая растительность – это прекрасная кормовая база для многих видов грызунов. В степи водятся суслики, полевки, хомяки, сурки, пищухи, слепыши, полевые мыши (не путать с полевками). Они, в свою очередь, служат основной пищей для ласок, хорьков, диких котов, волков и лисиц , для хищных птиц (ястреба, луня, канюка, сов ). В долинах рек, на берегах озер обитают цапли, журавли, утки .

Замечание 1

Самая крупная птица степной зоны – дрофа .

Широко представлены птицы отряда воробьиных. Повсеместно встречаются также земноводные (жабы, лягушки ) и рептилии (ящерицы, ужи, гадюки ).

Роль степи в жизни человека

Трудно переоценить роль степи в жизни человечества. Изначально коренных жителей степных районов называли степняками. Занимались они кочевым скотоводством. Позже степи начали распахиваться. Развивалось земледелие. Это привело к коренному преобразованию всего природного комплекса. Существенно сократилась численность и видовое разнообразие диких видов растений и животных. Культивировались новые, привнесенные виды и сорта растений.

Распахивание огромных площадей в условиях сильных ветров грозит ветровой эрозией и потерей почв вообще. Огромные убытки принесли пыльные бури $1957, 1968, 1993$ годов. Частицы почвы из наших степей были занесены В Центральную Европу.

Замечание 2

Для борьбы с пыльными бурями в степях создана сеть ветрозащитных лесополос и искусственных лесомассивов. Для борьбы с засухой создана сеть оросительных каналов. Много внимания сегодня уделяется и сохранению видового разнообразия растительного и животного мира нетронутых целинных участков степи.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Особенности жизни людей в степи».

Цель урока:

  • научить делать выводы на основе имеющихся данных, анализировать, обобщать информацию;
  • расширить представления обучающихся об использовании природных богатств степной зоны, о занятии населения;
  • формировать умение определять природную зону по основным признакам;
  • развивать навык поисковой деятельности, осуществлять самоанализ;
  • развивать речь, умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать любовь к природе страны и родного края.

Задачи:

  • обобщить знания об особенностях степной зоны, растительном и животном мире, дать знания об их взаимодействии с человеком.

Оборудование:

  • презентация “Степь”;
  • интерактивная доска или мультимедийный проектор,
  • раздаточный материал для учащихся “Карточка с кроссвордом”.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Продолжаем путешествовать по природным зонам. Я, надеюсь, что этот урок у нас будет интересным и плодотворным.

(Послушайте загадку о природной зоне.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это…

(Степь)

Итак, что это за зона? Каким цветом показана степь на карте природных зон?

2. Повторение изученного.

Слайд 1 по 9 слайды. (по щелчку) Сегодня мы обобщим наши знания о жизни животных и познакомимся с особенностью жизни людей в степи.

На партах у вас лежит карточка с кроссвордом. А разгадать его нам помогут рисунки. (Одновременно идёт повторение-знания ребят о животных).

Какое ключевое слово получилось? ЖИВОТНЫЕ.

Вывод : Из-за отсутствия высокой растительности в зоне степей преобладают низкорослые животные, в основном грызуны: хомяки, суслики, мыши полевки, питающиеся зерном. Живут они в норках, прячась от хищников: волков, лисиц, ласок, степных хорьков. Так как степи покрыты травянистыми растениями, в них обитает большое количество разнообразных насекомых.

Как животные приспособились к жизни в степи?

1 Колониальность

2 Стадность

3 Маскирующая окраска

4 Жизнь в подземном ярусе

5 Использование нор других животных

6 Запасание кормов на зиму

7 Скорость

8 Острое зрение, обоняние, слух

9 Способность обходиться без питьевой воды

Животный мир сильно изменился под влиянием человека. Ещё в 19 веке исчезли дикие лошади(тарпаны),туры, зубры, косули. Олени оттеснены в лес, а сайгаки – в полупустыни. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Но нужно беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания.

3. Изучение новой темы.

Слайд 10 (по щелчку)

– Запишите число и тему урока.

– Наша страна имеет большое разнообразие природных зон – природные богатства всегда были украшением и гордостью России. Степь- основная житница России, снабжает страну пшеницей и другими сельскохозяйственными культурами. Занимается население и животноводством.

Слайд 11 (по щелчку) Население степной полосы занимается разведением коров, овец, свиней. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и представляют интерес для сельского хозяйства.

Слайд12 -13 (по щелчку)

4.Физкультминутка.

5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в изучаемой теме.

Слайд 14 (по щелчку)

Степные просторы долгое время были местом обитания племён кочевников- скотоводов. В степях Причерноморья издавна водились табуны диких лошадей – тарпанов. Здесь, видимо, лошадь и была одомашнена. Лошади и овцы стали главным условием существования кочевых племён. Скотоводство требует больших пространств, поэтому кочевники всю жизнь перемещались по своей территории по мере того, как скот поедал траву.

Слайд 15

Жили они в кибитках или ставили юрты, которые легко можно было снять и погрузить в ту же кибитку.

К сожалению, нетронутых целинных земель в степи не осталось. Скот вытаптывает и выщипывает травы. Исчезает среда обитания, и исчезают и животные. Ведётся охота на животных.

Слайд 16

В степь пришел человек. Человека давно интересовали плодородные почвы степи, растительный и животный мир.

Какие же экологические проблемы возникли в результате деятельности человека?

Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?

Слайд 17

ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ

1.Вырубка лесных полос 1.Ветры суховеи.

2.Неправильная распашка почвы. 2.Разрушение почвы,

Рост оврагов, нарушение плодородной почвы

3.Суховеи. . 3.Ветер будет выдувать

Верхний плодородный слой

Пыльные бури.

4.Смыв почвы водными 4.Нарушение почвы, смыв перегноя..

Потоками

Как помочь? Слайд 18

Ограничить распашку степей:

Ограничить выпас скота;

Бороться с браконьерством;

Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

Как повлиял человек на мир степи?

(человек возвёл поля, сады. Распахал почвы, устроил пастбища, охотится на степных животных. Во время полевых работ погибают сами птицы и их гнёзда.) С его приходом все меняется, и степь изменилась.

Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи? (ответы)

Вывод: Степи изменили свой облик. Они уже совсем не такие, какими их увидели первые поселенцы. В наше время диких степей практически не осталось, все они распаханы. На территории бывших степей человек строит населенные пункты, распахивает поля, выращивает растения, пасет скот. Но очень важно уметь сохранить оставшиеся нетронутыми степи – их уникальный растительный и животный мир. Необходимо правильно вести сельское хозяйство, чтоб не допускать чрезмерной распашки земель, перевыпаса скота, браконьерства. Чтобы сохранить редких животных, запрещается охота на них. Создаются питомники, где выращивают дроф, сайгаков, куланов. В заповедниках участки целинных степей охраняются.

И нам с вами нужно научиться беречь богатства нашей земли. Быть заботливыми хозяевами, чтоб не оскудевала почва, не исчезали растения и животные.

Любите и берегите природу страны и родного края!

6. Подведение итога урока

– Отметьте в ваших листах, как вы оцениваете свою работу на уроке. (смайлики)

Рефлексия деятельности (итог урока).

7.Обощение урока.

Давайте, вспомним, почему степь называют «житницей».(за самые плодородные почвы, земледелие)

Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи?

7. Домашнее задание : стр. 102-107 прочитать, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь №54-57

Спасибо за урок.

Литература:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 3 класс . Ч.1.- Самара: Издательство Учебная литература, 2008 .
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу Окружающий мир 3 класс.- Самара: Издательство Учебная литература, 2010.


Сейчас антропогенный ландшафт изменил облик природы и во многом микроклиматы. Той европейской степи, располагавшейся в полосе между 52 и 48° северной широты, о которой будет говориться ниже, уже нет, но в отличие от Золотой Орды, ценоз степи был детально изучен биологами, и в общих чертах предста
вить его особенности не представляет труда.

В степи в древности и средневековье не случайно жили только кочевники, но не земледельцы. Не случайно, в средневековье Великая степь до Золотой орды не была страной городов. Климат степей Евразии суров и плохо приспособлен не только для земледелия, но и для жизни людей.
Степь отличается сезонной и суточной контрастностью температур с сильным перегревом земли летом и резким остыванием зимой, большим суточным перепадом дневных и ночных температур. “Степной климат отличается от климата других ландшафтных зон прежде всего поразительным непостоянством, - пишет Вячеслав Мордкович, - Жизнь между засухой и потопом, жарой и холодом - обычное состояние экосистем степного типа. Климатические контрасты проявляются также чередованием морозных дней и оттепелей зимой, внезапным похолоданием летом или таким же неожиданным потеплением (до 30°С) рано весной в апреле, когда еще не полностью растаял снег”. Летом “холодный душ” сменяется изнуряющей жарой и засушьем. “Даже в середине лета бывают похолодания как в тундре. Среднесуточная температура воздуха в июле может вдруг опуститься с 30 до 7°С... Требуется всего 2-3 часа, чтобы температура поверхности степной почвы подскочила с 16 до 42°С. Суточная амплитуда температур воздуха в степи даже в середине лета достигает 31°С” (Судьба степей, с. 129, 140, 142).
Практически вся выпадающая атмосферная влага (80%) в степи приходится на летние месяцы, причем крайне неравномерно: в июне-июле от Молдавии до Дона - засуха. С третьей декады сентября все евразийские степи погружаются в зимнюю спячку либо из-за нехватки тепла, либо воды, либо того и другого. Иногда вся влага может выпасть одним большим летним ливнем и быстро испариться из-за жары, а во все остальное время - сушь, из-за которой в степи не растут деревья, мало сочного разнотравья и у людей пересыхает язык во рту. Растения могут использовать не более одной пятой выпадающей в степи влаги. Через каждые 3-4 года в степи повторяются сильные засухи. Не случайно земледелие кочевников сводилось к весеннему посеву и уходу от поля с возвращением к нему лишь осенью, сбору скудного урожая, если он был.
Степной климат нашего материка определяется областью высокого давления, которая тянется узким языком на запад от Сибирского антициклона, проходя по условной линии, соединяющей города Кызыл - Уральск - Саратов - Харьков - Кишинев - Секешфе-
хервар. Эта условная линия названа Большой климатической осью Евразии. Ось служит ветроразделом на материке. Зимой к северу от нее, там, где располагается зона лесостепи и леса, где в средневековье жили земледельцы, дуют теплые ветры с запада и юго-запада, несущие осадки. К югу, там, где находятся степи, полупустыни и пустыни, где преобладают сухие и холодные северо-восточные и восточные ветры, в средневековье жили только кочевники.
“Узкий язык от области высокого атмосферного давления и степи, тесно связанные с этим своеобразным климатическим явлением, вонзаются в Европу как холодный клинок. В страны мягкого климата, сочных, ярких ландшафтов и комфортного людского быта степи пропускают морозы, засухи, виды растений и животных, способных выносить суровые внешние условия, а в VII-XII вв. - армии кочевников”, - пишет Вячеслав Мордкович.
Направление ветров продиктовано движением воздушных потоков в антициклонах по часовой стрелке, из центра, где атмосферное давление высокое, к окраинадо, где оно ниже. В январе сильный перепад давления между Атлантикой и Сибирью создает мощную воздушную тягу от центра Азии к Атлантическому океану. Этот морозный “сквозняк” выбирает свой путь между возвышенностями, горами по ровным низким пространствам.
Территории к северу от Большой климатической оси Евразии получают зимой больше осадков, чем к югу от нее. Глубокий снежный покров предохраняет почву от чрезмерного промерзания. Весной здесь не просто много воды, но особенность паводка в том, что вода не сбегает сразу в реки, а постепенно просачивается в почву, увлажняя ее. К югу же от Большой климатической оси Евразии вода весной быстро испаряется, не успев просочиться в мерзлую почву. Степи получают воды не меньше, чем лесные экосистемы весной при таянии снега, а летом - от ливневых дождей. Однако период обильного увлажнения в степях быстро сменяется засухой (Судьба степей, с. 27-28, 30, 33 - 35).
Можно сказать, что жизнь в степи зависит от воды. Как четко заявил Игорь Иванов в специальном докладе на семинаре “Человек и природа - проблемы социоестественной истории”, богатство видов и интенсивность жизни степи во всей ее истории - от плейстоцена до голоцена - определялась не столько похолоданиями и потеплениями и толщиной гумусного слоя, сколько уровнем увлажненности (см. также Иванов 1997-1). Не случайно степные города Золотой Орды выросли на реках.

Биоценоз степи устроен таким образом, чтобы максимально сохранить влагу и фитомассу в засушливые периоды. О структуре почв, жизнедеятельности растений и животных в этом направлении Станислав Мордкович и Сергей Баландин пишут следующее.
Мордкович: “Типичный профиль зрелого чернозема выглядит следующим образом. С поверхности лежит трех-, четырехсантиметровый слой степного войлока. Его основу образуют отмершие, но еще не успевшие разложиться, надземные части степных растений... Под степным войлоком располагается дернина - горизонт толщиной 3-7 см, густо пронизанный живыми и мертвыми корнями... Она очень плотная и упругая, как батут. Даже очень сильному землекопу трудно пробить ее лопатой. При распашке дерновой горизонт полностью уничтожается... Ниже дерновины следует собственно гумусовый горизонт черного цвета мощностью от 35 до 130 см.”
Баландин: “Умеренное вмешательство человека, будь то выпас скота или выкашивание с целью заготовки сена, приводит к процветанию растительных сообществ”. Степной войлок (litter) снижает испарение и улучшает водный режим верхних горизонтов почвы. “Степной войлок угнетает развитие дерновидных злаков, и в то же время способствует поселению и росту злаков корневищных. В условиях ослабленной конкуренции со стороны дерновидных злаков появляется возможность для развития кустарников и даже некоторых древесных пород. Кроме того, степной войлок задерживает семена плодоносящих растений, которые буквально “зависают” в его толще и, не достигнув почвы, погибают... В естественных условиях накоплению мощного слоя подстилки препятствует съедание части растений многочисленными животными фитофагами и случайные степные пожары, вызываемые ударами молний. ... Подстилка все время нарушается, разбиваемая копытами. При этом у семян многих растений появляется возможность проникнуть в почву; некоторые из них просто втаптываются в землю, что существенно облегчает их прорастание... До заселения человеком евразийских степей в них паслись стада сайгаков и диких лошадей - тарпанов... Кроме того, свою лепту вносили грызуны, а также некоторые насекомые”.
Мордкович: “Непрерывные кочевки - необходимое условие выживания крупного животного в ландшафте степного типа... Прерии и степи не могут быть полностью съедены копытными,
благодаря их непрерывным перемещениям. На ходу травоядные не успевают съесть всю траву сразу, а скусывают лишь верхушки растений...
Кочевки происходят не хаотично, а в соответствии с основными векторами экологических условий в степной ландшафтной зоне, т.е. с севера на юг и обратно, или же в направлении с запада на восток. Зимой обильные снегопады на севере степной зоны делают недоступной сухую траву (ветошь), которой питаются в это время года копытные. Поэтому они вынуждены перемещаться к югу, где сухая трава, стоящая на корню, доступнее. Летом засуха вынуждает травоядных, а вслед за ними хищников, откочевывать в северные или западные регионы степной зоны.:.
Стадный образ жизни облегчает добычу корма, особенно в зимнее время, когда стадо идет колонной, впереди находятся самые сильные самцы, которые своими крепкими копытами разбивают снежный наст. Из этих копанок молодые члены стада легко достают травяную ветошь... Если бы копытные при огромной плотности их населения были равномерно распределены по всему пространству степи или прерии, они съели бы всю надземную массу растений за несколько дней, не давая ей возможности отрастать” (Судьба степей, с. 43, 75-76, 87-88, 90).
Но копытные не распределялись равномерно по всему пространству степи, этому в естественных условиях мешали хищники. Они вынуждали стада непрерывно двигаться, они заставляли располагаться сильным самцам по периферии стада, чтобы защищать молодняк, самок и слабых особей. Они регулировали численность млекопитающих, осуществляя естественный отбор.
До человека степь находилась в состоянии устойчивого гомеостазиса. Как образно пишет Сергей Баландин, “Степь, как хороший туркменский ковер, нуждается, чтобы ее потоптали” (Судьба степей, с. 76). Чем больше копытные топчут степь, тем больше на ней травы. Но топтать степь можно не беспредельно, хотя рекреационные возможности степного биома поразительно велики: “поверхность степи, утрамбованная скотом до состояния, напоминающего асфальтовое покрытие, уже через три года после снятия пастбищной нагрузки восстанавливает исходную форму...” (Судьба степей, с. 134).
Появление человека сделало степной гомеостазис менее устойчивым по ряду причин. Степные города создавались на пустом месте. Люди, их заселившие, не знали, как вести себя в степи, не
знали, что навыки, выработанные предками в других природных условиях, могут оказать на новом месте плохую услугу. Зачастую не знали новую степь и кочевники. Она казалась им несравнимо более богатой их прежних родных мест, но они не знали границ ее возможностей, за которыми следует экологический кризис или локальная экологическая катастрофа.
Границы эти определены прежде всего общей универсальной закономерностью: физическая масса домашнего скота при полностью антропогенном ландшафте или суммарная масса домашних и диких животных при не полностью антропогенном не может превышать массу диких копытных, которые здесь были до человека. Кроме того, для сохранения экологического равновесия биоценоза степи большое значение имеет соотношение отдельных видов животных в общем их количестве. Время от времени, как это было в Рын-песках в XIX в. или сегодняшней Монголии, скотоводы попадают в экологический “капкан” превышения удельного веса овец и коз в общем поголовье.
Человек защитил от хищников самых слабых копытных - овец. А овцы оказывают самое сильное давление на землю, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Овца, в отличие от крупных копытных, двигается медленно и топчет землю основательно. В овечьих загонах, в отличие от коровьих, не увидишь и травинки. Давление маленьких овечьих копытец на единицу площади в четыре раза превышает давление гусениц среднего танка (Судьба степей, с. 164). Если крупные копытные лишь обкусывают траву, то овца, по народному бурятскому выражению, - “стрижет”.
В современной Бурятии сокращение поголовья овец сразу отозвалось снижением темпов деградации почв (Панарин, с. 100). Как свидетельствует исследование экологической катастрофы в Волго- Уральском междуречье в XIX-XX вв., осуществленное Игорем Ивановым, там кризисные явления были спровоцированы резким увеличением поголовья скота (с 200 тыс. до 5 млн. голов), в котором 77% составляли овцы (Иванов 1995, с. 181). В Прикаспии степь сохраняется при плотности менее 0,7 овцы на гектар, при более одной пустыня (Мирошниченко, с. 40). Для Калмыкии принято такое соотношение: при населении 300 тыс. человек, 1 млн. овец (69%),
200 тысяч лошадей (13,8%), 200 тысяч коров (13,8%), 50 тысяч верблюдов (3,4 %) (Виноградов и др., с. 103).
Экологическая катастрофа в Прикаспии ясно показывает, что традиционное скотоводство не гарантировано от кризисов, хотя чаще всего до кризиса дело не доходит. Другое дело, если степь обрастает городами, притягивающими кочевников со своими стадами. Здесь возможно то же явление, что и на водопоях, вблизи которых уже ничего не растет.
Иными словами, даже средневековая урбанизация чревата нарушением по крайней мере локального экологического равновесия в степях. Однако само существование Золотой Орды - с учетом ее границ, особенностей климатических поясов, неразвитости средневековой инфраструктуры объективно требовало локального сосредоточения в степях - географическом центре государства, не только административного и экономического управления, но скота и промышленности, что ложилось дополнительным бременем на биоценоз степи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сколько варить спаржу: правила приготовления продукта Простые и вкусные рецепты
Как разделать тушку курицы – пошаговая инструкция с фото
Простой и очень вкусный салат из кальмаров от а до я