Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тверское восстание. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.) Какова причина восстания тверичей

В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побели Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь... и ту сгоре Щелкан и с прочими... И гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всея изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша»

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

ПОВЕСТЬ О ШЕВКАЛЕ

В год 6834 (1326). <...> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <...>

Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,
Он судьею насел
В Тверь-ту старую,
В Тверь-ту богатую.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-та безчестити,
Красны девицы позорити,
Надо всеми наругатися,
Над домами насмехатися.

Н.М. КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

ВОССТАНИЕ 1327 ГОДА И БОРЬБА МОСКВЫ И ТВЕРИ

Александр Михайлович вернулся на Русь, а вскоре произошло событие, резко изменившее соотношение сил в пользу Москвы. 15 ав-густа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюрод-ным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Это событие отражено в нескольких разнящихся между собой летописных рассказах (так называемые «Повести о Шевкале»), и в фольклорном произве-дении - «Песни о Щелкане». Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Это касается, во-первых, представления об экстраординарности миссии Чолхана, якобы имевшего целью погубить «князя великаго Алек-сандра» и «всехъ князей Рускихъ», «разорить христианство» (тверская версия), самому сесть в Твери на княжении, посадить в других русских городах татарских князей, а население обратить в мусульманскую веру (вторая версия, восходящая к своду - протографу Новгородской IV и Софийской I летописей); во-вторых, изображение восстания как регулярного сражения с татарами войска, возглавляемого князем Александром (вторая версия). Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.

Прибытие на Русь отряда Чолхана не представляло ничего необыч-ного. Сопоставление даты восстания (15 августа 1327 г.) со временем появления на Руси Александра Михайловича в качестве великого князя (не ранее зимы 1326-1327 гг., так как Дмитрий был казнен 15 сентября 1326 г.) заставляет предполагать, что Чолхан был либо тем послом, который пришел вместе с Александром для утверждения нового великого князя на столе, либо прибыл несколько позже для взимания поборов в счет уплаты за великокняжеский ярлык Александра. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в., когда Александр сел в Пскове в качестве вассала великого князя литовского Гедимина, и Псков, таким образом, вышел из-под влияния Новгорода (признававшего своим сюзереном тогдашнего великого князя владимирского Ивана Калиту, а, следо-вательно, и ордынского хана). Но не исключено, что данное известие отображает тот факт, что Александр в условиях вспыхнувшего восста-ния, поняв необратимость случившегося (и так же, как и его поддан-ные, будучи оскорблен поведением ордынцев), поддержал тверичей.

Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Узбек по-слал на Тверь зимой 1327-1328 гг. крупное войско; московский князь шел вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разоре-нию. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. По вопросу о великом княжении Узбек принял неординарное решение: оно было по-делено между двумя князьями. Ивану Калите достались Новгород и Кострома, а суздальскому князю Александру Васильевичу - Владимир и Поволжье. Очевидно, имевшие место акты неповиновения великих князей владимирских (Юрия Даниловича и Александра Михайловича) привели хана к мысли о нежелательности того резкого усиления од-ного князя, которое неизбежно происходило при получении всего великого княжения.

В 1329 г. Иван Калита двинулся походом на Псков против Алек-сандра Михайловича. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина. Здесь он княжил 6 лет.

После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду. Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова. В следующем году Иван для выполнения взятых обязательств запросил крупную сумму у Новгорода (что при-вело к конфликту с новгородцами).

Тем временем у Ивана Даниловича появилась новая забота - на политическую сцену Северо-Восточной Руси вернулся Александр Михайлович Тверской. Еще в 1335 г. он посылал из Пскова в Орду своего сына Федора (а Иван Калита в том же году думал идти походом на Псков, но не смог заручиться согласием новгородцев). На следующий год Александр сам наведался в Тверь и забрал в Псков вернувшегося от Узбека сына. Наконец, в 1337 г. Александр из Пскова приехал в Орду и повинился перед ханом: «Господине царю, аще много зло сътворих ти, во се есмь предъ тобою, готовъ семь на смерть. И отъвеща ему царь, аще тако еси сотворилъ, то имаши животъ полоучити, много бо послы слахъ, не приведоша тя. И приать пожало-вание отъ царя, въсприимъ отчину свою». Таким образом, Узбек вернул Александру тверской стол.

Под следующим, 6846 г. в Рогожском летописце и Музейском фрагменте упоминается вторая поездка Александра в Орду: «Князь Александръ Михаилович Тферьскыи поиде во Орду. На ту же зимоу прииде князь великий Александръ изъ Орды во Тферь, а съ нимъ послы силны Киндякъ и Авдулъ, бъяше въ годину осеннюю и много сътворишеться тягости християномъ». Между тем Троицкая и Симео-новская летописи говорят только об одной поездке, датируемой как раз 6846 г.: «князь Александр Михаиловичь Тферьскыи поиде въ Орду, а не укончавъ съ князем съ великимъ с Ываном съ Даниловичемъ. На ту же зиму выиде изъ Орды в Тферь князь Александръ, пожалованъ жи-вотом отъ царя, а с нимъ прииде посолъ, именемъ Киндыкъ, а другыи Авдуля». Поскольку «пожалование живота» в Рогожском летописце упоминается в известии о поездке 6845 г., следует предположить, что под 6845 и 6846 г. в этом источнике перед нами два сообщения об од-ном и том же визите…

Явно в связи с возвращением Александра из Орды, зимой 1338-1339 гг., туда отправляется Иван Калита с двумя старшими сыновьями Семеном и Иваном; третьего сына, Андрея, он направил в Новгород. В том же году «приде изъ Орды князь великий Иванъ, а въ свою отчину, пожалованъ Богомъ и царемъ». Можно полагать, что «пожалование» заключалось в подтверждении более высокого статуса Ивана по отношению к Александру.

После визита Ивана последовало резкое изменение отношения Узбека к тверскому князю: он был вызван в Орду, одновременно туда по требованию хана отправились князья Василий Давыдович Ярос-лавский и Роман Михайлович Белозерский (оба, кстати, женатые на дочерях Калиты). Первый из них, видимо, был союзником Александра Михайловича - Калита попытался (безуспешно) «переимать» его по дороге в Орду.

Вслед за ними Иван Данилович послал в Орду всех трех своих сыновей, очевидно, чтобы еще раз подчеркнуть в критической ситуа-ции свою лояльность хану. Согласно сохранившемуся в тверском летописании пространному рассказу о гибели тверских князей, судьба Александра Михайловича во время пребывания в Орде долгое время была неясна: одни татары говорили, что «княжение ти великое даетъ царь», а другие, что «оубиту ти быти». Вероятно, здесь отразилась реальная закулисная борьба группировок ордынской знати, поддержи-вавших тверского и московского князей. «Промосковская» партия пересилила, и 28 октября 1339 г. Александр Михайлович и его сын Федор были казнены. Калитовичи же были отпущены «и приидоша изъ Орды на Русь пожалованы Богомъ и царемъ». Видимо, и здесь упоминание «пожалования» - не штамп: могло иметься в виду пожало-вание Семену Нижнего Новгорода (через пять месяцев, в момент смерти Калиты, Семен находился там) или обещание передать ему великое княжение владимирское после смерти отца.

Горский А.А. Москва и Орда

Щелкановщина

Федорчукова рать

После смерти Александра Васильевича в или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими .

Федорчукова рать - последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским .

В литературе

  • Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче, довольно точно передающая события тех лет.
  • Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол».

См. также

  • Смоленское восстание (1340) - ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами

Примечания

Категории:

  • 1327 год
  • Восстания в России
  • История Твери
  • Тверское княжество
  • Сражения Золотой Орды
  • Сражения Московского княжества

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тверское восстание" в других словарях:

    ТВЕРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, великое княжество в Северо Восточной Руси (см. СЕВЕРО ВОСТОЧНАЯ РУСЬ) 13 15 веков; занимало территорию по верхнему течению реки Волги и ее притокам. Столицей Тверского княжества была Тверь (1246 1485). На территории… … Энциклопедический словарь

    Феодальное государство Северо восточной Руси 13 15 вв. Занимало территорию по верхнему течению р. Волги и её притокам. Центр Т. к. Тверь (1246 1485). В Т. к. находились города Кашин, Кснятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж. В… … Большая советская энциклопедия

Тверское восстание произошло многие века назад. Однако память о нём сохранилась и до наших дней. Многие историки до сих пор спорят по поводу итогов, целей и последствий восстания. Мятеж был широко описан в различных летописях и рассказах. Подавление мятежа стало основой для создания новой иерархии на Руси. Отныне новым политическим центром стала Москва. Также можно было наблюдать нивелирование культурных различий в обособленных землях на юге Руси.

Предпосылки

Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Чуть менее чем за 100 лет первые орды захватчиков ступили на русскую землю. До этого монголы покорили множество народов и наконец решили вторгнуться в Европу. Сами по себе монголы были относительно небольшим народом и вели кочевнический образ жизни. Поэтому основу их войска составляли солдаты из других народов и племён. С покорением современной Сибири огромную роль в иерархии империи стали играть татарские ханы.

В 1230-х годах началась подготовка к походу на Русь. Монголы выбрали крайне удачное для себя время. К началу 13 века полностью оформился Держава была сильно разобщена. Феодальные уделы - княжества - вели самостоятельную политику, нередко враждуя друг с другом. Поэтому монгольские орды решили начать планомерное вторжение. Сначала было послано несколько отрядов, основной целью которых было получение информации о жизни в Европе, особенностях местности, войсках, политической ситуации. В 1235 году монголы собрались на сборе чингизидов и приняли решение наступать. Уже через год бесчисленные орды стояли у границ Руси в степях, ожидая приказа. Осенью началось вторжение.

Падение Руси

Русские князья так и не смогли консолидироваться, чтобы дать отпор врагу. Более того, многие хотели воспользоваться бедствием соседа, чтобы укрепить власть в регионе. В итоге княжества оставались один на один с во много раз превосходившим противником. В первые годы практически полностью была разорена южная Русь. А в течение следующих пяти пали все крупные города. Ополчение и подготовленные дружины давали жестокий бой в каждой крепости, но в итоге все были разбиты. Русь попала в зависимость от Золотой Орды.

С этих пор каждый князь обязан был получать ярлык на княжение от Орды. При этом монголы участвовали практически во всех междоусобицах и важных политических событиях. Русские города обязаны были выплачивать дань. При этом всё же княжества сохранили некоторую независимость. И даже в этих условиях продолжалось жёсткое соперничество. Основными культурными и политическими центрами являлись Москва и Тверь. Тверское восстание сыграло решающую роль во взаимоотношениях между этими княжествами.

Новый князь

Тверское восстание часто связывают с князем Александром Михайловичем. В 1236 году он получает от монголов. Александр жил в Твери, в своём дворце. Однако уже следующей осенью в город прибыл Чол-хан, который решил тут и основаться.

Он выгнал великого князя из дворца и сам в нём поселился. Татары, которые были далеки от цивилизации, тут же вызвали волну негодования у местных жителей. Татарские офицеры пользовались привилегиями и вели себя надменно. Они без спроса присваивали себе чужое имущество и творили другие бесчинства. При этом возник конфликт на религиозной почве. Летописи донесли до наших дней рассказы о притеснениях христиан и зверствах.

Местное население любило князя Александра Михайловича и нередко обращалось к нему за помощью. Люди предлагали поднять мятеж против татар и изгнать их из княжества. Однако сам князь понимал бесперспективность такого решения. На помощь ордынцам неминуемо пришло бы огромное войско, и тверское восстание было бы жестоко подавлено.

Народное недовольство

Летом начали распространятся слухи о планах Чол-хана узурпировать власть в княжестве, а всех русских обратить в ислам. Более того, люди говорили, будто произойти это всё должно на великий праздник Успения, что добавляло драматичности. Эти слухи, возможно, были и неправдивыми, но являлись естественной реакцией на притеснение христиан. Именно они катализировали ненависть в народе, благодаря чему произошло Тверское восстание 1327 года. Князь изначально уговаривал народ подождать. Историки и сейчас спорят о его роли в этих событиях. Одни считают, что именно он начал организованный бунт, другие же - что он только потом присоединился к нему. В пользу последних говорит рассудительность князя, который понимал, что сопротивление без поддержки других княжеств приведёт к ещё большим бедам.

Начало восстания

К концу лета в народе все больше назревали бунтарские настроения. Со дня на день мог произойти мятеж. было 15 августа.

Татары из личной охраны Чол-хана решили присвоить лошадь местного священника. Народ вступился за него, и началась перепалка. Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан. А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках. Народный гнев выплеснулся на улицы. Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев. Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу.

Гнев народа

Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный. Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан. К вечеру народ осадил дворец и поджёг его. Сам хан и вся его свита были сожжены заживо. К утру в Твери не осталось ни одного живого ордынца. Так происходило Тверское восстание (1327). Князь понимал, что мало просто уничтожить татар. Поэтому начал подготовку к отходу из Твери.

Москва

Через короткое время вся Русь узнала, что произошло Тверское восстание (1327). Московский князь Калита увидел в этом выгоду. Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство.

Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу. За короткое время он собрал войско. Ему в помощь выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество. Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены.

Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии. Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города. Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там. Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь. А Александр бежал в Псков. Иван Калита затребовал выдачи мятежника. Действующий по указанию Москвы объявил, что отлучает псковичей от церкви. Сами жители очень любили князя. В город прибывали послы и предлагали Александру сдаться в плен. Он был готов пожертвовать собой ради спокойствия других. Однако псковичи заявили, что готовы сражаться и умереть с Александром, если понадобится.

Бегство в Литву

Понимая опасность положения и зная, какая участь постигнет Псков в случае вторжения, Александр Михайлович всё же не задерживается и здесь. Он отправляется в Литву. После долгих странствий он всё же заключает перемирие с ханом Узбеком и возвращается в Тверь. Но это не нравится Ивану Калите. Московский князь уже распространил влияние на многие земли и видел новую угрозу в Твери. Александра очень любил народ. Он часто упрекал других князей и бояр в бездействии, предлагая поднять всеобщий мятеж против хана за землю христианскую. Хотя он не имел огромной армии, слово Александра Михайловича было очень авторитетным.

Однако после череды заговоров и интриг его снова хватают татары. Через месяц князю Александру Михайловичу выносят смертный приговор. Свою участь он встретил с завидным достоинством и, как говорят летописи, "с высоко поднятой головой он пошёл навстречу своим убийцам".

Через многие годы после его смерти церковь канонизирует князя и объявит святым мучеником за веру.

Тверское восстание 1327 года: значение

Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага. Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство. Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания. И только через десятки лет Русь окончательно сбросит с себя ярмо Орды и освободится от гнёта.

Тверское восстание крайне важно в плане распределения влияния отдельных княжеств. Именно в этот момент Москва, благодаря усилиям Калиты, стала самым сильным городом и распространила влияние далеко за пределы своей земли. Это были первые предпосылки к созданию Московского царства, которое можно считать первым примером русской государственности в том виде, в котором оно существует сейчас.

Тверское восстание (1327): итоги

Несмотря на все бедствия, участие москвичей в подавлении восстания позволило принести значительное спокойствие на русскую землю. Также ордынцы были впредь более осмотрительны и уже не позволяли себе прежних бесчинств.

Тверское восстание 1327 года получило отражение во многих народных песнях и сказаниях. Также записи о нём есть и в различных летописях. Кровавые события описал известный писатель в своём романе "Великий стол".

Тверское восстание 1327 года - первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце.

Щелкановщина

Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал (Чолхан или Щелкан), двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть».

Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце - и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» - ордынских купцов. Некоторые летописи (за пределами Твери), а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы.

Федорчукова рать

Московский князь Иван Калита - давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол - поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука (христианина).

Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

Последствия

Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, который получил сам Владимир и Поволжье (видимо, Нижний Новгород иГородец). Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй».

После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими.

Федорчукова рать - последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским.

Вскоре после того, как Александр Михайлович получил ярлык на великое княжение, ханом Узбеком был послан в Тверь его двоюродный брат - баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан Дюдентевич) с татарским отрядом. Отправляя его, ордынский хан хотел поставить великого князя под свой контроль. Укрепление татаро-монгольского властвования на Руси было ответом на антитатарские восстания в русских землях 20-х годов XIV в. Он поселился в княжеством дворце, выгнав оттуда Александра. "Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание". Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Чол-хан собирался перебить князей и самому сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Притеснения, которым подвергал тверское население Чол-хан, вызвали массовое возмущение, вылившееся в крупное народное движение. Терпение тверичей было на пределе. Желая избежать осложнений, великий князь Александр приказал им не оказывать сопротивления. Но народ не смог дольше выносить притеснения Чол-хана и выжидал лишь удобное время для того, чтобы поднять восстание.

15 августа 1327 года, "ранним утром, когда собирается торг, некий дьякон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!". И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают…". Чол-хан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце - и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая "бесермен" - ордынских купцов. И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана.

Некоторые летописи (за пределами Твери) выставляют Александра инициатором восстания; но, по мнению современных историков, Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы.

Узнав об этом, московский князь Иван Калита понял, что настал его час, и устремился в Орду - чужой рукой уничтожить мятежную Тверь. Оттуда уже накатывалась грозная волна карательной экспедиции во главе с пятью темниками, а воевода у них Федорчук. К ней присоединились и московские силы. "Федорчукова рать" была самой страшной за несколько десятилетий. Войско московского князя, в которое входило до 50 тысяч татар, заняло Тверь и Кашин. Города были разорены, а население подверглось массовым казням. Восстание в Твери было буквально потоплено в крови.

"Федорчукова рать" подавляет восстание в Твери

Наученный горьким опытом своего отца и брата, князь Александр не захотел являться в Орду на расправу и, "чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел в Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове". На место тверского князя с согласия хана сел его брат Константин Михайлович. Но горек хлеб изгнанника. Вдоволь отведав его и полагая, что гнев Узбека уже утих, в 1337 г. Александр послал в Орду своего сына Фёдора, а вскоре и сам приехал туда. Он честно и открыто сказал Узбеку: "Я сделал много зла тебе, но теперь пришёл принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на всё, что Бог возвестит тебе". Такие слова понравились хану, и он сказал своему окружению: "Князь Александр смиренной мудростью избавил себя от смерти". Александр получил ярлык на тверское княжение. Но тут вмешался Иван Калита, который появился в Орде. В результате его происков Узбек вновь сменил милость на гнев и вызвал к себе Александра Михайловича. Александр долго не ехал в Сарай, а когда явился, у хана уже окончательно созрело решение казнить ослушника. В октябре 1339 г. князь Александр и его сын Фёдор были преданы мучительной казни: "разымаша их по суставом". Москва торжествовала. Чтобы усугубить унижение своих противников, Иван Калита приказал снять в Спасо-Преображенском тверском соборе главный колокол и перевезти в Москву.

После Щелкановщины золотоордынские ханы отказались от сбора дани с помощью откупщиков и баскаков. Обязанность получения дани и доставки ее в Орду перешла к Ивану Калите. Тот не упустил шанс обогатить московскую казну, что, в свою очередь, способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния самого великого князя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Чтение и огласовки в иврите
Уральская семья народов Удмуртский язык в составе уральской языковой семьи
Русско - итальянский разговорник