Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Твори добро ибо ты человек! Методическая разработка (2 класс) на тему: Твори добро, ибо ты - человек

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» городского округа Саранск

Классный час

на тему:

«Твори добро, ибо ты человек»

Составитель: Смирнова Е.А.

кл. руководитель 8В

Саранск

2018 г.

Тема: «Твори добро, ибо ты человек»

Цели:

воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям;

прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Оборудование: презентация, песня «А годы летят..», словарь Ожегова,видио песни Р.Паулса и басни Л.Толстого, карточки с заданиями, цветные полоски, стенд с фотографиями дедушек и бабушек.

Эпиграф: « Облегчи седому путь, помоги хоть малость.
Сам поймешь когда-нибудь, что такое старость
». Насир Хосров

Ход занятия:

1.Эмоциональный настрой

Звучит песня «А годы летят…» Слова: Долматовский Е., Музыка: Фрадкин М.

2. Девиз.Тема.

Б

Маша

Саша

Карина

ерегите старых людей…
1 ученик: Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
2 ученик: За спиной у них - гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости - ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
3 ученик: Но у старости - силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!

(Л. Татьяничева)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы наверняка успели понять, о чем будем говорить на занятии. Сегодня наш классный час посвящается пожилым людям. Тема выбрана не просто так.
1 октября празднуется Международный день пожилых людей.

Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни в префектуре Хёго. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. Позднее стали считать выражение "День престарелых" не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.

В 1982 году в Вене, столице Австрии, прошла Первая Всемирная ассамблея, которая затронула проблему старения населения. Представители разных стран рассказывали о жизни людей престарелых и делились друг с другом опытом. Это стало важным вопросом для правительств стран, ведь социальное и экономическое положение людей почтенного возраста играет важную роль в развитии любого государства, независимо от его местоположения. Проблему обеспечения ветеранам жизни достойной старости нужно было решать. Организация Объединенных Наций, конечно же, не могла не поддержать решение ассамблеи, вследствие чего Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года было установлено: 1 октября - День пожилого человека. В нашу страну праздник пришел позднее, и отмечается с 1992 года. Этот праздник проделал большой путь от местных мероприятий до международного дня.
Официальное признание Дня пожилых людей стало свидетельством ценности старших членов общества, признанием их заслуг перед государством и народом.
Сейчас регулярно в октябре мы отдаем честь тем, кто всего себя посвятил стране, народу, кто отдал силы, здоровье и молодость за счастье, благополучие потомков. Тяжелые испытания легли на их долю.
Часто в современном обществе мы сталкиваемся с отсутствием должного уважения, ущемлением прав и даже унижением людей старшего возраста. Государство не может их защитить в полной мере. Поэтому второе название данного праздника - день добра и уважения.
Пенсионеры, особенно одинокие, требуют большого внимания и заботы. Им необходимо наше участие, помощь, поддержка.

Маша: Вспомним, что современные старики - это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

Карина: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?

Саша: Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода - вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот. Стоимость обеда в столовой высчитывали из зарплаты». Но эти люди были счастливы, потому что во многих городах не было ничего подобного.

Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?

Учитель: Мы должны уважать прошлое наших дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. Но как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость? Посмотрим в словарь С.И.Ожегова «Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма ».

- Ребята, скажите, какие изменения происходят с человеком с возрастом? ( ухудшение здоровья , умственных способностей, затуханием функций организма).

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б нас!

3.Басня «Старый дед и внучок»

Учитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье? Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу с дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Как ответил на жестокость родителей сын?

Почему заплакали отец с матерью?

Как надо относиться к старым и слабым?

В чем особенно нуждаются пожилые люди?

Я знаю: вы любите своих бабушек и дедушек. Но бывает,что позволяете себе неуважительно относиться к ним, можете перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забываете поблагодарить, позволяете себе кричать на них, капризничать.

Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками! Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

4.Рассказ учеников о своих бабушках и дедушках

Учитель : Наш класс подготовил фотовыставку о жизни своих дедушек и бабушек, об их героическом и трудовом прошлом, а Макаров Василий расскажет о своем дедушке участнике ВОВ. 5.Решение проблемных ситуаций в группах

Учитель: С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи. Давайте мы с вами решим как вам поступить в проблемных ситуациях.

Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:

Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. А как бы поступили вы.

Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:

Возьми сама, я смотрю мультфильм. А как бы вы поступили.

Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал:

Старуха, а правил дорожного движения не знает! Как бы вы поступили.

Ученики читают стихотворение «Не обижайте стариков».

Не обижайте стариков.

Пусть эта истина банальна,

Их молодость прошла уже,

А старость - это постоянно.

Они за прожитую жизнь

Порой не очень сыто ели,

Работали и день, и ночь,

Хотели все стране помочь,

А отдавали ей здоровье.

Не обижайте стариков.

Не будьте к ним вы равнодушны.

Ведь им не очень много нужно.

Помыть полы, помочь рублём,

А может просто их послушать.

Поговорить, попить чайку

И расцветут тогда их души.

Не обижайте стариков.

Они обидчивы, как дети.

Ребячьи слёзы пустяки

Их тут же дети забывают

Но если плачут старики,

Как гвозди в душу забивают.

Не обижайте стариков.

И не гневите Бога.

Ведь к старости мы все придём,

У нас одна у всех дорога

Рефлексия.

8.Технология «Незаконченное предложение»

Пусть каждый из вас продолжит предложение: Я сегодня понял что…

Учитель : Я очень надеюсь и верю, что наш классный час помог вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой. Они заслужили наше почтение и уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими.

Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

Источники:

Конспект занятия
«Твори добро, ибо ты ­ Человек»
Подготовила и провела учитель математики МБОУ «Киятская СОШ
буинского муниципального района РТ»
Цель:1) воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать
близких людей (мать, отца, бабушку, дедушку).
2) привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени
информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и
социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости
изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:
1) Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества,
воспитания молодёжи;
2)
Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности,
милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Оборудование: мультмедийный проектор, презентация Power Point, видеосюжет «О
старости»
Ход проведения
Учитель:
Сегодня наше занятие называется: «Твори добро, ибо ты ­ человек» он. Людей, на долю
которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить.
Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким
людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.
В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это ­
люди пожилого возраста. В России проживает несколько миллионов одиноких людей.
По данным института геронтологии Россия ­ страна долгожителей. Но вместе с тем обидно
и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам.
Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все
возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и
благополучии.
Люди старшего поколения ­ опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и
бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это ­
история каждой семьи, история нашего народа.
Такова их судьба ­ остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами,
болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто­нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не
замечаем их ­ сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово
толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он
занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит,
склонив голову.
Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от
меня, кричат, ненавидят, обзывают». И таких примеров­множество. Возникает вопрос: что
это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость ­ упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи
горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки.
Но часто так и остается без этого.
Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...
Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость»,
видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.
Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они ­ дети военных
лет. На их долю выпали голод, война, разруха.
Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о
тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы?
(Дети отвечают).
Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и
преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе
появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи,
шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из
всех работ является уход за внуками.
Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались
непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.
К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их
далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в
интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их
глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те
приедут хотя бы навестить их.
Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами,
кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова.
По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к
своим стареньким родителям.
Слово учителя.
... Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они
далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем
постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что
одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а
прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень
болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и
сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно
умирать».
Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...
­ Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость
их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.
Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в
полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они
попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.
Творческая работа «Пожилые и молодые».
Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем
молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет,
научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе
слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или
просто пожилым людям на улице.
Слово учителя.
Старость... Как незаметно она приходит. Кто­то оказывает ей сопротивление, не
соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не
могу... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял,
здоровье, которое не ценил».
Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей.
Предлагаю вашему вниманию легенду
«Старость и Молодость».
Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со
всякими бедствиями она легко справится и совсем­совсем никого не боится. Но однажды
вцепилась в нее Болезнь.
­ Чего тебе от меня надо? ­ Спрашивает у нее Молодость.
­ Здоровья немножко и силы, ­ говорит Болезнь.
­ Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!
Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не
давать ей здоровье по кусочкам».
­ Какое твое дело, ­ резанула Молодость в ответ, ­ как хочу, так и живу, что хочу, то и
делаю!
Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала
дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами
к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.
Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»
После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала
присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей
спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость ­
от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».
Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).
Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость
могла...» или «старость ­ не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее
нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным
благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой
воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут
твои родные ­ дети, внуки. А если их нет?
Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг
лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...
Ученик.
«Письмо к матери» С.Есенин
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень
точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.

«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там
старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда
сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому,
состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их
родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками,
четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно
ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт
узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери
серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет
каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже
клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где
нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о
чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие
собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто –
напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая
дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на
груботёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу,
по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно
ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка
проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего
лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и
хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с
большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной
энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька,
нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий
возражения окрик:
­ Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня
день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не
отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то
просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то,
дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость.
Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор»,
она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела
старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как
услышала радостный голос:
­ Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо
побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил
седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти
лет.
­Проходите, пожалуйста, садитесь, ­ сказал он, вставая со своего места, я – хозяин
этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И
положила перед директором на стол:
­ Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака
носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал
тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз,
спросил:
­Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
­Как это кем? Дочерью, конечно.
­Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
­ Да, ­ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
­ Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
­ Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы
думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
« ­ Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд
на женщину, ­ только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете
свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
­ Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
­ Да, да, ­ поддержала её мать, ­ я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по
свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
­ Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается.
Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...
­ Сейчас мне всё стало понятно, ­ сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с
места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного
подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл
вплотную к старушке и спросил напрямую:
­ Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?
­ Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом.
После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того
самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к
вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».
Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её
собственная дочь?
(Организуется беседа)
Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда
ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это
потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств
и неприятностей.
Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и
повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется
кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной
коляске, покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том,
что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они
слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи
частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала
одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить
моё состояние можете».
Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить.
У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу,
полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения
проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь
организм – идёт необратимый процесс его разрушения.
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к
пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его
пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества,
которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей
стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те
заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься
о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве
своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это
произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая
жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро
пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости.
Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда
каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша

старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть
снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», ­ гласит
русская пословица.
С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат
для оповещения о какой­либо беде ­ пожаре, вражеском нашествии т.д. Сегодня колокола
бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас
настоящими людьми.
Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот
час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в
сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А
мы можем хоть на чуть­чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами­просьбой:
«Молодость, загляни в глаза старости»
Затем репетиция к концерту.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ,
ПОСЕТИТЬ ПОЖИЛЫХ И ОКАЗАТЬ

«МОУ Путятинская СОШ»

Подготовил:

Учитель нач. классов

Трофимкина Т.С.

с. Путятино, 2017 г.

«Твори добро, ибо ты - Человек»

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).

Ход проведения классного часа

Учитель:

Сегодня наш классный час называется: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожилых людей. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к бедственному положению этой категории людей, Организация Объединенных Наций объявила 1 ОКТЯБРЯ в 1999 году Международным днем пожилых граждан. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним.

Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.

Сейчас Щербакова Альбина расскажет нам стихотворение, которое называется «Бабушкины годы».

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!

Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Слово учителя.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Учитель : Что вы думаете о сложившейся ситуации в рассказе про бабушку Катю? (Рассуждения детей).

Ефимов Глеб, стихотворение «Говорите добрые слова …»

Ученик:

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Рассказ учеников про своих бабушек и дедушек с использованием презентации, на которой будут представлены фотографии.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Слово учителя.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду.

«Старость и Молодость».

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Рисование портрета.

А вы помните, как выглядят ваши бабушки и дедушки? (ответы детей). Давайте нарисуем портреты бабушек и дедушек и подарим их им.

Учитель:

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости!»


МБОУ « ЛИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Т. ГРИШИНА»

Классный руководитель: Муравьёва Г.А .

2012 год

Классный час: "Твори добро"

Цели: воспитывать у школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты; формировать ценностные гуманистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Оборудование: плакат: « От добра, добра не ищут», презентация «Твори добро», цветы, рисунки, выставка книг.

Фонограммы:

  • Песня «Твори добро» в исполнении Шуры
  • Медленная грозная музыка.

3. Цитата на доске: « Цветы, как люди, на добро щедры, и щедро нежность людям отдавая, они цветут, сердца отогревая, как маленькие теплые костры». (К. Жанэ)

4.Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – это корни,

Добрые мысли – это цветы,

Добрые – плоды.

Форма: литературно-музыкальная композиция

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня «Твори добро» в исполнении Шуры. Выходит педагог и ученик.

Ученик:

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти

вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Учитель: Если в человеке есть чуткость, доброта, понимание, доброжелательность и милосердие, он как человек состоялся.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Ученик: Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остается один.

Ученик:

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя.

(Татьяничева Л.)

К ученику подходит ученица. Педагог сидит за столом.

Ученица: Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, беззащитным и нуждающимся, к животным, к родному краю.

Конечно, мы еще не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

Учитель: Вспомните, ребята, когда произошли страшные теракты в Москве и Беслане, вся страна помогала пострадавшим людям.

Звучит медленная грозная музыка.

Выходит ученик с цветами. Подходит ко всем, кто на сцене, и даёт им по одному цветку.

Выходит ученик.

Ученик:

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны –

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети

Рубим сук на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жильё.

Человек, полюби человека!

Только в этом спасенье твоё!

Ученик:

Если кому-то поможет

Твоя доброта, и улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живешь ты не зря.

Учитель : Нельзя причинять страдания даже самому маленькому живому существу. Вот муравей тащит в несколько раз больше себя соломинку, вот пролетела бабочка, полезла по листку гусеница. А вот порхает крыльями стрекоза. И все это - наша природа.

  • Вот послушайте сказку.

« Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. бабочка тоже любовалась красотой цветка и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда – то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв лепестки, воскликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое - что сказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелку, но все было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: « О, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек.»

  • Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик?

Ученик: Бабочка была очень добрая.

Ученица: Зато очень нехорошим оказался Цветок. Он – обманщик, злой и корыстный.

Ученик: А мальчик тоже недобрый. Он не думал ни о природе, ни о Бабочке.

Учитель: Ребята, вот вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?

Ученик : Когда человек очень хорошо относится к другим.

Ученица: Добрый человек обо всех заботится и никого не обижает.

Ученик: Добрый – значит вежливый, заботливый, не жадный.

Учитель : Мне нравятся ваши ответы.

  • А можем ли мы с вами все время чувствовать чужую боль и уметь помочь, не раздумывая, не рассчитывая получить что – то взамен?

Ученик:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро – творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родиться.

Добро, сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

(Низами Г.)

Учитель: Давайте с вами отправимся в лес. Природа нас всегда встречает радушно. Хорошо любоваться всей прелестью, которую нам дарят цветы и деревья, насекомые и капли росы.

Природа велика, но и беззащитна. Легко сорвать цветок, сломать ветку, наступить на муравейник, бросить мусор уходя. Ничего, природа стерпит, она же сказать ничего не может.

А мы должны думать о последствиях каждого своего поступка. Разве можно сказать: « Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо». А если он мучает животных и портит природу? Разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?

Ребята: Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

Ученик:

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник не конфета,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель: Странные вещи происходят. С одной стороны, в нашей жизни стремительно развивается прогресс, а с другой, до сих пор происходят в нашей жизни дикие поступки, как в пещерное время.

Выходит ученик с поникшей головой.

Ученик:

Я предал пса,

Что был ко мне привязан,

Как добрый человек

И друг большой.

Я подарил его,

Как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по – волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,-

Я тоже был с разлукою знаком,-

И вот он у меня под боком дышит

И руку лижет вязким языком.

Ну что тут скажешь? – Рабская натура!

Ну хоть бы раз в отместку или сдуру

Меня по-зверски яро укусил!

Учитель: Собаке за верность и преданность ставят памятники. Может, людям есть чему поучиться у этих животных.

  • Ребята, как вы думаете, есть ли цена жестокости?

Ребята: Нет.

Учитель: И да, и нет. В рублях и долларах её, конечно, оценить нельзя. Но вот…

  • Группа подростков ночами угоняли лошадей из совхоза. Мальчишки мчались на них по полям и лугам, а потом взмыленных лошадей бросали. Нередко коней загоняли насмерть. Рабочая лошадь, не привычная к скачкам, не выдерживала, от бешеного кросса у нее могло разорваться сердце. Вот вам и цена за жестокость. Порой жизнь и здоровье.

Как мы с вами знаем, есть чувства добрые, а есть, к сожалению, злые.

А сейчас распределим добрые чувства и злые (на листочках написаны слова, ребята берут и записывают по очереди в две колонки)

Все это мы запишем на доске. Можно начинать.

Добрые чувства.

Любовь. Уверенность.

Дружба. Защищенность.

Доверие. Забота.

Симпатия. Наслаждение.

Радость. Счастье.

Внимание. Понимание.

Злые чувства.

Безразличие. Досада.

Равнодушие. Недоверие.

Непонимание. Антипатия.

Тревожность. Вражда.

Горе. Ненависть.

Страдание. Злоба и т.д.

Учитель: Да. Мы можем назвать много положительных качеств человека. И все же на первое место мы ставим доброту. Соберем букет из слов, в которых есть слово ДОБРО (добросердечный, доброжелательный, добропорядочный, добросовестный, добронравный, добродушный, добролюбивый, добронамеренный, добродеятельный)

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнем, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от него, его сердца.

Качества, про которые мы с вами говорили, не врожденные, их нужно воспитывать.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

  • Ребята, что хотел этим стихотворением сказать Расул Гамзатов?

Ученица: Надо дорожить друзьями, уметь любить родных и заботиться о них: маме, папе, сестренке или братишке, бабушке и дедушке. Они так нуждаются в вашем сочувствии, добросердечном отношении и внимательном слове.

Ученик: Я знаю одно стихотворение. Разрешите, расскажу?

Две руки - как это мало!

Десять рук имел бы я-

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки

Ненароком я взглянул .

У нее же их не десять,

А всего лишь две руки –

Шьют, стирают, тесто месят.

Начиняют пирожки…

Вяжут кофту, чинят брюки,

Варят кашу и компот…

Все в морщинках руки эти

От бесчисленных забот.

«Дай- ка, бабушка, тебе я

По хозяйству помогу!»

«Вот увидишь – я смогу…»

Так она и просияла,

Удивленья не тая!

И украдкой наблюдала,

Как вовсю старался я.

Хоть устал, удержался стойко,

И подумалось мне вдруг:

«Десять рук – зачем их столько?

Мне вполне хватает двух».

Учитель: « Против всего можно устоять, но не против доброты»,- говорил мыслитель Жан Жак Руссо.

Пословицы: (называют дети )

● Спеши делать добро.

● Добрые дела красят человека.

● Без добрых дел нет доброго имени.

● Жизнь дана на добрые дела.

● Злой не верит, что есть добрые люди.

● Добро век не забудется.

● Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

● От добра добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

● Доброе слово – половина счастья.

● При солнышке тепло, при матушке добро.

● Доброе слово и кошке приятно.

● Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

● Худо тому, кто добра не делает никому.

● Не ищи красоты – ищи доброты.

● Доброе дело дороже богатства.

● Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Учитель: Вы дети нового поколения, но живёте в обществе людей, в котором проявление доброты необходимая часть. Я предлагаю создать закон доброты в нашем классе. Закон будет содержать 3 статьи.

ЗАКОН ДОБРА.

Ст1. общение.

Запрещается./оскорблять, присваивать клички и прозвища, отвечать злом на зло, завидовать, сплетничать, лицемерить (льстить),

Можно – быть вежливым, оптимистом, уметь держать слово, давать конструктивную критику, уметь признавать свои ошибки, уметь давать полезные советы, включать чувство юмора.

Ст.2. соревнования, игры.

Запрещается /выражать агрессию и злость, поддерживать в озорстве и хулиганстве.

Можно – поддерживать дружеские отношения, во время остановить игру, обсудить результаты уметь уступать друг другу, доверять друг другу, нести ответственность за друга

Ст.3.творчество, уроки.

Запрещается – высмеивать недостатки, оскорблять в ходе работы, пользоваться чужим трудом, требовать к себе повышенного внимания, восхваляться, быть неряшливым

Можно – быть приветливым, внимательно слушать коллегу, советоваться, обсуждать, вносить свои предложения, быть трудолюбивым и аккуратным, уметь оказать помощь, поддержать в хорошем деле.

ДОБРОТА – ЭТО ТО, ЧТО МОЖЕТ УСЛЫШАТЬ ГЛУХОЙ И УВИДЕТЬ СЛЕПОЙ.

Марк Твен.

Ученик:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас состраданье,

Пока живем, мечтаем, буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

Домашнее задание нашего классного часа будет таким: за неделю сделать неменее по 3-и добрых дела .

И в заключение нашего классного часа я вам дарю стихотворение. Запомните его.

Лучами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

Звучит музыка, все поют.

Песня «Если добрый ты» (сл. А.Байта)

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это – хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними – веселей,

А когда наоборот – скучно!


МБОУ « Баскаковская средняя школа».

Классный час в 3 классе на тему:

«Твори добро, ибо ты – человек».

Провела: Ковалевская Н.Ю.

Дата проведения: 19.09.16.

2016-2017 учебный год

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).

Оборудование: аудиозапись песни Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей», Игорь Саруханов «Дорогие мои старики», Витас «Родительский дом», звон колоколов.

Сегодня наш классный час называется: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожилых людей. Людей, на долю которых легли тяжелые испытания, людей, которых сегодня государство может защитить. Им нужны наши поддержка и помощь. А мы поговорим о том, как живется одиноким людям, о добре, которое так необходимо каждому из нас.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к бедственному положению этой категории людей, Организация Объединенных Наций объявила 1 ОКТЯБРЯ в 1999 году Международным днем пожилых граждан. Люди старшего поколения - опытные, мудрые, добрые. Сегодня для вас просто дедушки и бабушки. Но сядьте и поговорите с ними, и вам откроются страницы их жизни. А это - история каждой семьи, история нашего народа.

Такова их судьба - остаться в четырех стенах один на один со своими проблемами, болезнями. Знали бы вы, как они ждут, чтобы кто-нибудь из нас пришел к ним. Мы часто не замечаем их - сгорбленных, сморщенных. Они всегда рядом. В автобусе молодой неистово толкает дедушку, который хочет сесть на краешке скамейки. Как оказалось, это место он занял для своего товарища, который должен зайти в автобус. И дедушка неловко отходит, склонив голову.

Старая бабушка горько сетует на свою судьбу: «Имею детей и внуков, а они отреклись от меня, кричат​​, ненавидят, обзывают». И таких примеров-множество. Возникает вопрос: что это? Невоспитанность? Дефицит совести? А, может, мы думаем, что старость обойдет нас?

Нет! Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку. Старость еще более требует внимания, любви, заботы и ласки. Но часто так и остается без этого.

Кого она заставляет попрошайничать, кого спасаться от голода и холода...

Ежедневно мы видим печальные глаза тех, кого в одно целое объединило слово «старость», видим безнадежность, отчаяние. Такие люди часто одиноки.

Учитель. Нелегкой была жизнь наших дедушек и бабушек. Почти все они - дети военных лет. На их долю выпали голод, война, разруха.

Бабушкины годы

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!

Учитель. Мы много знаем о жизни футболистов, космонавтов, актеров. А что мы знаем о тех, кто с нами рядом, близких и родных нам людей, чьим продолжением являемся мы? (Дети отвечают).

Бабушка... Она воплощает в себе доброту и ласку, трудолюбие и мудрость, щедрость и преданность. Присмотритесь, как расправляются плечи ваших бабушек, когда на дворе появляетесь вы, их внуки. Бабушка, как неутомимая пчелка, готовит еду для всей семьи, шьет, вышивает, вяжет носки. Но разве перечислишь все ее работу? А ответственной из всех работ является уход за внуками.

Дедушка... Старейшина, глава рода. Посеребренные сединой деды издавна пользовались непревзойденным авторитетом, которые все знали и могли дать дельный совет.

К сожалению, дети, есть еще бабушки и дедушки, проживающие одиноко. Дети и внуки их далеко, редко навещают пожилых. А часто бывает, что отдают своих пожилых родителей в интернаты для пожилых людей. В интернатах хорошо: они ухоженные, не голодные. Но их глаза полны грусти и печали. Они всегда ждут своих детей, внуков. Надеются, что те приедут хотя бы навестить их.

Звучит аудиозапись песни Витаса «Родительский дом».

Одиночество... Оно существует за равнодушие и жестокость тех, кто живет рядом с нами, кто должен присмотреть за своими родными. Одинокая старость... Какие ужасные слова. По разным причинам судьба разбросала детей далеко от дома. И не всегда они спешат к своим стареньким родителям.

Слово учителя.

Жила в одной деревне бабушка Катя. Было у нее двое сыновей и дочь. Разъехались они далеко, живут своей жизнью, растят детей, работают. А бабушка Катя тем временем постарела, начала болеть. Пишет детям письма, чтобы приехали, забрали ее, потому что одной тяжело вести хозяйство. А детям все некогда. Дочь Мария получила письмо утром, а прочитала только вечером. Раньше не нашла времени. А мама Катя пишет, что очень болеет, что зиму, наверное, не переживет. Хочет хотя бы перед смертью увидеть дочь и сыновей. «Дорогие мои, приезжайте хотя бы на день. Я вас увижу и тогда смогу спокойно умирать».

Так и не дождалась старушка своих детей, когда была живой...

Звучит аудиозапись песни Игоря Саруханова «Дорогие мои старики».

Дети, не забывайте своих дедушек и бабушек, матерей и отцов. Да не померкнет радость их жизни на склоне лет и будьте к ним добрыми.

Говорите добрые слова,

Не скупитесь на улыбки ближним,

Увядают люди, как трава,

Уходя безвременно из жизни.

Не ищите правильный момент,

Позвонить кому-то в спешке буден,

Может завтра будет абонент,

Навсегда печально недоступен.

Не копите ворох добрых чувств,

Чтобы их потом писать в некролог.

Каждый, кто нам дорог, знает пусть,

Каждый день, как сильно он нам дорог.

Увядают люди, как трава...

Как бы из вчера минуту занять?

Рассказать все добрые слова,

И создать еще при жизни память.

Учитель: Знали бы вы, сколько стариков живет сегодня в нищете, сколько людей живут в полуразрушенных лачугах или вообще даже не имеют крыши над головой. Они попрошайничают и рады хотя бы кусочку черствого хлеба.

Творческая работа «Пожилые и молодые».

Сейчас я вам предлагаю подумать, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодожены могут помочь старым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.

Затем учащиеся должны сказать, чем они могут помочь своим бабушкам и дедушкам или просто пожилым людям на улице.

Слово учителя.

Старость... Как незаметно она приходит. Кто-то оказывает ей сопротивление, не соглашается, бунтует... Другой в печальной покорности начинает уже отступать: «Не могу... Если бы мне вернулись молодость, я бы берег себя, энергию, которую зря потерял, здоровье, которое не ценил».

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. Предлагаю вашему вниманию легенду

«Старость и Молодость».

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Пожалуйста, как Вы поняли эту легенду? (дети отвечают).

Учитель: Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход. Но она все же неожиданно подкрадывается, и ты уже с печальным благоразумием понимаешь, что все лучшее уже было, все в прошлом. А с тобой воспоминания и болезни, одиночество и немощность. Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет...

Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы... Но почему старые радуются, когда отсюда их забирают, чем просто на глазах вянут, услышав новость, что их отправляют в дом престарелых?

«Письмо к матери» С.Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня Сосо Павлиошвили «Помолимся за родителей».

С давних времен колокола, кроме богослужения, повсеместно использовались как набат для оповещения о какой-либо беде - пожаре, вражеском нашествии т.д. (Звонят колокола - звучит аудиозапись.) Сегодня колокола бьют тревогу, призывая нас к милосердию, доброте. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Всем нам нелегко в сегодняшнее трудное время, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гурьевская каша: рецепт Рецепт приготовления гурьевской каши
Закуски к шашлыку - оригинальные идеи приготовления быстрых блюд для пикника
Блины на кефире вкусные тонкие и нежные