Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Волков: отчет Константинополя по истории УПЦ вызывает сочувственные улыбки. Иерей Александр Волков: у России есть всё для духовного развития

Священномученики Александр Волков и Дмитрий Чистосердов

В ян-ва-ре 1919 го-да, на вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по рас-по-ря-же-нию вла-стей Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны в Нарве бы-ли рас-стре-ля-ны два свя-щен-ни-ка: про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов и иерей Алек-сандр Вол-ков. Оба пас-ты-ря, пле-чом к пле-чу при-няв-шие свою смерть, вме-сте нес-ли свою служ-бу, име-ли сход-ные ве-хи в сво-их био-гра-фи-ях. Они слу-жи-ли в со-сед-них хра-мах го-ро-да Нар-вы на иван-го-род-ской сто-роне. Отец Алек-сандр — в Успен-ской церк-ви в кре-по-сти, а отец Ди-мит-рий — в Зна-мен-ской церк-ви у Пе-тер-бург-ско-го трак-та.
Иерей Алек-сандр Вол-ков ро-дил-ся в Нарве в 1873 го-ду, в се-мье свя-щен-ни-ка. Отец его, Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков, был про-то-и-е-ре-ем и на-сто-я-те-лем Нарв-ской Иван-го-род-ской Успен-ской церк-ви. По-чти пол-ве-ка (47 лет) про-слу-жил он в при-хо-де Успен-ской церк-ви. Ав-тор некро-ло-га пи-сал об от-це Пав-лине: «он поль-зо-вал-ся ред-кой лю-бо-вью при-хо-жан, сре-ди ко-то-рых бы-ли не толь-ко жи-те-ли Нар-вы, но и окрест-ных де-ре-вень». Вы-рас-тив сы-на, иван-го-род-ский на-сто-я-тель от-дал его в Санкт-Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию, ко-то-рую Алек-сандр окон-чил в 1893 го-ду по пер-во-му раз-ря-ду.
По окон-ча-нии кур-са се-ми-на-рии два-дца-ти-лет-ний Алек-сандр Вол-ков был на-прав-лен учи-те-лем в Мер-рекюль-скую цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Мер-рекюль — дач-ная мест-ность в окрест-но-стях из-вест-но-го лет-не-го ку-рор-та Усть-На-ро-вы, ле-жа-ще-го на бе-ре-гу Фин-ско-го за-ли-ва. Нарв-ское взмо-рье поль-зо-ва-лось по-пуляр-но-стью у на-рви-тян и пе-тер-бурж-цев, и в 1890-х го-дах здесь был воз-ве-ден де-ре-вян-ный храм во имя Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, слу-жив-ший пре-иму-ще-ствен-но в лет-нее вре-мя при-ез-жав-шим сю-да дач-ни-кам.
Через три го-да мо-ло-дой учи-тель по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Алек-сан-дро-Нев-ское Ду-хов-ное учи-ли-ще, в ко-то-ром ему пред-сто-ит тру-дить-ся на про-тя-же-нии 10 лет, вплоть до сво-е-го отъ-ез-да в Нарву. Здесь он сме-нил несколь-ко долж-но-стей, и эта раз-но-сто-рон-няя де-я-тель-ность бы-ла его даль-ней-шей под-го-тов-кой к пас-тыр-ско-му слу-же-нию. В учи-ли-ще он ис-пол-нял обя-зан-но-сти над-зи-ра-те-ля за вос-пи-тан-ни-ка-ми, пре-по-да-ва-те-ля рус-ско-го язы-ка и свя-щен-ной ис-то-рии, а так-же обя-зан-но-сти эко-но-ма. 6 но-яб-ря 1901 го-да епи-скоп Гдов-ский Кон-стан-тин (Булы-чев) ру-ко-по-ло-жил Алек-сандра Вол-ко-ва в сан диа-ко-на.
Со-слу-жив-цы по учи-ли-щу от-ме-ча-ют, что во всех долж-но-стях диа-кон Алек-сандр Пав-ли-но-вич Вол-ков от-ли-чал-ся ак-ку-рат-но-стью, усер-ди-ем, тру-до-лю-би-ем и ста-ра-тель-но-стью, де-я-тель-ность его все-гда со-про-вож-да-лась успе-ха-ми. В 1904 го-ду за усерд-ную служ-бу был на-граж-ден ор-де-ном свя-той Ан-ны III сте-пе-ни.
6 но-яб-ря 1904 го-да отец Алек-сандр был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка прео-свя-щен-ным Ки-рил-лом (Смир-но-вым), епи-ско-пом Гдов-ским, ви-ка-ри-ем Санкт-Пе-тер-бург-ско-го мит-ро-по-ли-та.
три го-да отец Алек-сандр слу-жит в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Он пре-по-да-ет в Алек-сан-дро-Нев-ском Ду-хов-ном учи-ли-ще и слу-жит свя-щен-ни-ком в церк-ви пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го при Гро-мов-ском при-юте.
В 1907 го-ду про-изо-шли се-рьез-ные пе-ре-ме-ны в жиз-ни от-ца Алек-сандра. 27 сен-тяб-ря в воз-расте 71 го-да уво-лил-ся на по-кой его отец, про-то-и-е-рей Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков. В свя-зи с ухо-дом за штат сво-е-го от-ца иерей Алек-сандр в 1907 го-ду был опре-де-лен на ва-кан-сию к Успен-ской Нарв-ской Иван-го-род-ской церк-ви. Этот храм был по-стро-ен в 1507-1509 го-дах, несколь-ко раз пе-ре-стра-и-вал-ся, но в на-сто-я-щее вре-мя вос-ста-нов-лен в пер-во-на-чаль-ном ви-де. Ко-гда-то эта цер-ковь яв-ля-лась ча-стью так на-зы-ва-е-мо-го Боль-шо-го Бо-яр-ше-го го-ро-да, раз-ме-щав-ше-го-ся за креп-ки-ми сте-на-ми Иван-го-род-ской кре-по-сти. В по-сле-пет-ров-ское вре-мя она пре-вра-ти-лась в при-ход-ской храм Нар-вы. Бо-лее пол-сто-ле-тия — 59 лет — свя-щен-ни-че-ский род Вол-ко-вых со-вер-шал свое слу-же-ние Бо-гу и лю-дям в од-ном из древ-ней-ших при-хо-дов Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии.
Сво-бод-ное от слу-же-ния вре-мя иван-го-род-ский на-сто-я-тель по-свя-щал пре-по-да-ва-нию За-ко-на Бо-жия. В те го-ды пас-ты-ри не огра-ни-чи-ва-ли свою де-я-тель-ность от-прав-ле-ни-ем бо-го-слу-же-ния и тре-бо-ис-пол-не-ни-ем. Боль-шая часть вре-ме-ни ухо-ди-ла на ка-те-хи-зи-че-ское и мис-си-о-нер-ское слу-же-ние Церк-ви. По-это-му на-вы-ки, по-лу-чен-ные в Ду-хов-ном учи-ли-ще, весь-ма при-го-ди-лись от-цу Алек-сан-дру на но-вом ме-сте слу-же-ния. В Нарве в на-ча-ле два-дца-то-го сто-ле-тия не бы-ло недо-стат-ка в учеб-ных за-ве-де-ни-ях. Несмот-ря на су-ще-ство-ва-ние несколь-ких при-хо-дов в го-ро-де и на нема-лое ко-ли-че-ство пас-ты-рей-пе-да-го-гов, отец Алек-сандр со-сто-ял за-ко-но-учи-те-лем сра-зу трех учеб-ных за-ве-де-ний: он пре-по-да-вал в Пер-вом жен-ском нарв-ском учи-ли-ще, в шко-ле при нарв-ском До-ме тру-до-лю-бия и в нарв-ской Ком-мер-че-ской шко-ле. Та-ким об-ра-зом, учи-тель-ская де-я-тель-ность от-ца Алек-сандра име-ла ши-ро-кий диа-па-зон и охва-ты-ва-ла де-тей са-мых раз-лич-ных сло-ев на-се-ле-ния го-ро-да Нар-вы.
Та-кой же — ис-пол-нен-ной тру-дов на бла-го Церк-ви — бы-ла жизнь и дру-го-го нарв-ско-го пас-ты-ря от-ца Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва , слу-жив-ше-го по со-сед-ству с от-цом Алек-сан-дром Вол-ко-вым. Слу-жил он в при-хо-де Зна-мен-ско-го Иван-го-род-ско-го хра-ма, вы-стро-ен-но-го в 1750 го-ду и имев-ше-го три при-де-ла: ико-ны Бо-го-ма-те-ри "Зна-ме-ние", св. про-ро-ка Илии и Кре-сто-воз-дви-жен-ский. Про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был уро-жен-цем Санкт-Пе-тер-бург-ской гу-бер-нии, ро-дил-ся он 14 ок-тяб-ря 1861 го-да в се-мье диа-ко-на. Окон-чив Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию по пер-во-му раз-ря-ду в 1882 го-ду, вы-пуск-ник Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов, как и отец Алек-сандр, пер-вое вре-мя тру-дил-ся в Алек-сан-дро-Нев-ском учи-ли-ще в ка-че-стве ком-нат-но-го над-зи-ра-те-ля. В 1889 го-ду 3 фев-ра-ля он был опре-де-лен и ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к Зна-мен-ской церк-ви Иван-го-ро-да, в ко-то-рой он про-слу-жил на-сто-я-те-лем 30 лет, вплоть до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Отец Ди-мит-рий за-ни-мал мно-гие ру-ко-во-дя-щие по-сты в цер-ков-ной жиз-ни епар-хии. Он яв-лял-ся бла-го-чин-ным од-новре-мен-но двух окру-гов: церк-вей го-ро-да Нар-вы и 1 окру-га Ям-бург-ско-го уез-да. По-ми-мо это-го про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был пред-се-да-те-лем Ям-бург-ско-го от-де-ле-ния епар-хи-аль-но-го учи-лищ-но-го со-ве-та и уезд-ным над-зи-ра-те-лем цер-ков-но-при-ход-ских школ. Несмот-ря на за-гру-жен-ность, он не остав-лял и школь-но-го де-ла, пре-по-да-вая За-кон Бо-жий в трех шко-лах: в шко-ле при сво-ем при-хо-де, в Нарв-ском муж-ском учи-ли-ще и в Нарв-ском при-юте П. Ор-ло-ва. Об ува-же-нии окру-жа-ю-щих к от-цу Ди-мит-рию мож-но су-дить по про-чув-ство-ван-но-му сло-ву, про-из-не-сен-но-му про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Ко-чу-ро-вым в день два-дца-ти-пя-ти-ле-тия слу-же-ния от-ца Ди-мит-рия, в ко-то-ром отец Иоанн оха-рак-те-ри-зо-вал юби-ля-ра как рев-ност-но-го, неуто-ми-мо-го пас-ты-ря Церк-ви и на-са-ди-те-ля про-све-ще-ния сре-ди на-се-ле-ния При-на-ров-ско-го края. Ав-то-ри-тет его был столь ве-лик, что да-же в 1917 го-ду, ко-гда на-се-ле-ние и мно-гие при-хо-жане бы-ли ре-во-лю-ци-о-ни-зи-ро-ва-ны и ко-гда ду-хо-вен-ство вез-де от-стра-ня-лось от управ-ле-ния при-хо-да-ми и брат-ства-ми, он на об-щем со-бра-нии при-хо-дов го-ро-да был из-бран чле-ном со-ве-та нарв-ско-го от-де-ле-ния Брат-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ни один свя-щен-ник Нар-вы и Иван-го-ро-да, за ис-клю-че-ни-ем про-то-и-е-рея Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва, не во-шел в со-став со-ве-та Брат-ства.
Ок-тябрь-ский пе-ре-во-рот 1917 го-да со вре-ме-нем дал знать о се-бе и в Нарве. В но-яб-ре немец-кая во-ен-ная власть, утвер-див-ша-я-ся в Эст-лян-дии в хо-де Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, сме-ни-лась дик-та-ту-рой боль-ше-ви-ков. Со-вер-шив на-силь-ствен-ный за-хват вла-сти и объ-явив Эс-то-нию Тру-до-вой Ком-му-ной, пред-ста-ви-те-ли но-во-го ре-жи-ма пер-вым де-лом взя-лись за очи-ще-ние стра-ны от "ре-ли-ги-оз-но-го дур-ма-на". 10 де-каб-ря 1918 го-да Со-вет Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны из-дал де-крет о вы-се-ле-нии из стра-ны всех лиц ду-хов-но-го зва-ния, как рас-про-стра-ни-те-лей лож-но-го уче-ния. Через два дня вы-шло но-вое по-ста-нов-ле-ние, за-пре-щав-шее со-вер-ше-ние бо-го-слу-же-ний. А 30 де-каб-ря Управ-ле-ние внут-рен-них дел пе-ре-да-ло все куль-то-вые зда-ния в рас-по-ря-же-ние мест-ных ис-пол-ни-тель-ных ко-ми-те-тов. Фак-ти-че-ски эти де-кре-ты пре-сле-до-ва-ли цель пол-но-го уни-что-же-ния Церк-ви в пре-де-лах Эс-то-нии. На ос-но-ва-нии этих ука-зов все нарв-ское ду-хо-вен-ство бы-ло аре-сто-ва-но. Свя-щен-ни-кам бы-ло вы-да-но пред-пи-са-ние — по-ки-нуть стра-ну в те-че-ние 24 ча-сов. Не бы-ли де-пор-ти-ро-ва-ны толь-ко трое из них: отец Алек-сандр Вол-ков, отец Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов — они бы-ли рас-стре-ля-ны — и отец Вла-ди-мир Бе-жа-ниц-кий, свя-щен-ник Нарв-ской Крен-гольм-ской Вос-кре-сен-ской церк-ви, ко-то-ро-го под-верг-ли из-де-ва-тель-ствам.
Ни-ка-ко-го рас-сле-до-ва-ния по де-лам вы-сы-ла-е-мых и рас-стре-ли-ва-е-мых не про-во-ди-лось, спис-ки со-став-ля-лись за-ра-нее. Бы-ло до-ста-точ-но ре-зо-лю-ции пред-се-да-те-ля нарв-ской ко-мис-сии по борь-бе с контр-ре-во-лю-ци-ей Ос-ка-ра Эл-ле-ка для то-го, чтобы че-ло-век был рас-стре-лян.
Иерей Алек-сандр Вол-ков и про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов бы-ли рас-стре-ля-ны как чер-но-со-тен-цы, хо-тя в по-ли-ти-че-ской де-я-тель-но-сти они за-ме-ша-ны не бы-ли. Но как пас-ты-ри они, ве-ро-ят-но, не мог-ли не го-во-рить пастве о сво-их взгля-дах и убеж-де-ни-ях в то тра-ги-че-ское вре-мя. Толь-ко за это — за ис-крен-ность и пас-тыр-ское пря-мо-ду-шие, за вер-ность взрас-тив-шей их Ро-дине и Церк-ви — они бы-ли при-го-во-ре-ны к рас-стре-лу. На вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, 8 ян-ва-ря 1919 го-да их вы-ве-ли за пре-де-лы го-ро-да и пре-да-ли му-че-ни-че-ской смер-ти.

Церковная дипломатия устала. Так может сказать сторонний наблюдатель, оценивающий положение, которое в последние дни сложилось в мировом православии. И такой наблюдатель будет во многом прав, объем публикаций в мировых СМИ по теме Москва–Фанар–Киев подтверждает, что происходящее сейчас на церковной арене - удел не только церквей, эта тема выходит далеко за рамки межцерковных отношений.

Ситуация, которая складывается сейчас, во многом уникальна и весьма опасна для будущего восточного христианства. По сути, сейчас происходит оформление водораздела внутри православия, когда единоличные, не подкрепленные ни церковным правом, ни историческим бэкграундом решения, принимаемые Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем, создают новый формат отношений между православными разных стран и континентов.

Думаю, что большинству людей, следящих за событиями в мире, до последней недели казалось, что Церковь - это единственный институт, который остался вне политики, вне игр политтехнологов, вне всего того нечистоплотного мирового человеческого процесса, который сейчас бурлит и готов взорваться вот-вот.

Церковь всегда оставалась над схваткой политиков, над человеческими страстями, всегда пыталась найти слова для того, чтобы сбавить пыл, уговорить прислушаться, стать между противоборствующими сторонами. Миротворческая миссия Церкви всегда была ее важнейшим атрибутом в этом мире. Но, видимо, именно эта надмирность, отстраненность Церкви от вещей этого мира, тех самых политиков очень раздражала.

Я не сторонник теорий заговоров, почти все такие теории возникают от недостаточной осведомленности, а мировые процессы идут обыкновенно достаточно простыми путями. Когда эксперты или политики говорят, что «всё сложно», это означает лишь то, что они сами до конца не понимают сути вещей. И в той ситуации, которая сложилась сейчас в православии, тоже не нужно искать слишком сложные завязки.

История нам говорит о том, что Константинопольский патриархат в последнее столетие был и продолжает быть сильно зависимым от своей американской диаспоры, от своих американских епархий. Эта же история говорит нам о том, что этот патриархат, считающийся первым среди равных поместных православных церквей всего мира и потому призванный способствовать миру и согласию между церквами, на протяжении всего ХХ века, наверное, ни разу не способствовал уврачеванию практически ни одной проблемной ситуации в мировом православии. Особенно нам здесь стоит вспомнить, как Константинополь приветствовал приход советской власти, как письменно поддерживал обновленческий раскол в то время, когда законно избранный российский патриарх Тихон (Белавин) находился в тяжелейшей политической и нравственной ситуации.

Вместо того чтобы помочь страдающей младшей сестре, а именно в таких категориях семейных отношений любят рассуждать представители Фанара на переговорах и за пышными столами, старшая сестра становилась злой мачехой. Страдающая Русская церковь ждала помощи, но получала удары в спину. Но нашей Церкви за тот период нечего стыдиться, поскольку наши храмы украшают фрески и иконы сотен новых святых XX века, именно того периода, в который Константинополь оказался с другой стороны этой самой истории.

Но если историю оставить историкам, то можно увидеть, что наша церковная дипломатия за последние десятилетия никогда не позволяла себе говорить о таких неприглядных страницах жизни своей старшей сестры. Происходящее сейчас заставляет нас с сожалением вспоминать многое из наших двусторонних отношений, что может однозначно свидетельствовать о недекларируемых за столами переговоров целях Константинопольской патриархии.

А надо сказать, что на протяжении многих лет за этими самыми столами, в открытом и закрытом для прессы режимах, на многих уровнях и в любых форматах представители и лично сам предстоятель первой среди равных церквей уверенно говорили о поддержке канонического православия на Украине, убеждали в том, что эта позиция неизменна, что единственным путем преодоления раскола является путь раскаяния тех, кто в этот раскол ушел.

Но вот всё поменялось, при этом опять же настолько быстро и хитроумно, что диву даешься. Стоило патриарху Московскому обняться после братских переговоров в Стамбуле со своим Константинопольским коллегой, сказать журналистам, что всё хорошо в отношениях церквей, которым стоит совместно работать над всеми вопросами, стоящими на общей повестке дня, сесть в самолет и на пару часов быть вне зоны доступа, как тотчас высокие представители Константинопольской церкви сообщили о возможности предоставления автокефалии Украине вне контекста канонической Украинской церкви.

Через пару недель таким же странным образом на Украину направляются епископы для начала работы над созданием некой единой поместной Церкви. И опять же без малейшего уведомления не только патриарха Московского, но даже и митрополита Киевского, в любви которому так льстиво изъяснялись эти наши греческие коллеги.

Что же, скажет сторонний наблюдатель, на войне как на войне, обычные приемы, принятые в современном западном политикуме, а чего вы хотели, это всё геополитика, не знающая слов любви. Всё это так, и, возвращаясь к первоначальному рассуждению, стоит отметить, что, к нашему глубочайшему сожалению, Константинопольский патриархат стал не отстраненным зрителем и миротворцем в политическом процессе, а его деятельным участником.

Может быть, агрессивные и решительные действия и оправданы для политиков, но точно не для Церкви, которую все люди ждут не там и не в таком качестве. Это политикам приятно, когда их лица печатает на своей обложке журнал Time, а для предстоятеля христианской Церкви, пусть и имевшей почти тысячу лет назад отличное от нынешнего имперское значение, попасть туда будет всё же, на мой взгляд, довольно неловко.

Но главное отличие политика от деятеля Церкви даже не в вероломных поступках и неадекватных заявлениях, а в том, что если не всегда понятно, кто и что стоит за спинами политиков, то всегда совершенно очевидно, что за спиной предстоятеля Церкви стоит его паства, его верующий народ. И за спиной патриарха Кирилла стоит вся Русская церковь, а за спиной митрополита Онуфрия - ее неотъемлемая и совершенно при этом самостоятельная украинская часть. И именно по этой многомиллионной пастве сейчас наносится политический удар с той стороны, в которой все ожидали видеть руку православного братства.

Человек, вступающий на путь священства, соглашается с рядом ограничений, которые всегда будут присутствовать в его жизни. Об этом в эксклюзивном интервью RT рассказал пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. В беседе с корреспондентом телеканала он прокомментировал критику фильма «Матильда», подчеркнув, что церковь не должна давать оценку культурным явлениям, однако, по его мнению, кинолента может задеть за живое очень многих людей.

- Спасибо огромное, что уделили нам время. Сразу же приведём ваши слова: «Таинственная и загадочная история, в которой нет никаких тайн, загадок и проблем». Это относится к последней поездке президента Владимира Путина на Валаам. Почему она стала такой сенсационной?

Всё то, что попадает в объективы камер, к сожалению, нуждается в комментировании и объяснении. Хотя зачастую какие-то случайные кадры и секундные движения людей не заслуживают даже минимального внимания по сравнению с теми важными вещами, ради которых совершаются в том числе и такого рода поездки.

Президент приехал на Валаам с какими-то своими обстоятельствами. Разумеется, часть его программы была публичной, а часть - закрытой, непубличной. Он, как и любой человек, имеет на это право. Тем более что он приезжает на Валаам ежегодно. И, помимо открытой части, у него есть личная программа пребывания на Валааме. И любой нормальный человек может дать ему право на частную жизнь. Эта история с красной коробкой тоже была частью того, что находилось за рамками публичности. В этой коробке находилась икона, и эта икона затем, насколько я понимаю, предназначалась для личного пользования президента.

- Мы не можем узнать, что это за икона?

За подробностями стоит обращаться не ко мне, поскольку это не составляющая патриаршего пребывания на Валааме. Ещё раз повторю, что мы все должны деликатно и с пониманием подходить к каким-то составляющим непубличной жизни президента. Понятно, что степень его публичности зашкаливает. Иногда любому человеку нужно побыть одному и за пределами видимости телекамер. Давайте относиться с уважением к его частной жизни.

- Президент уделяет много внимания Валааму. А другие известные личности посещают Валаам?

Действительно, президент каждый год посещает Валаамскую обитель, здесь он останавливается на несколько дней. Это правильная, хорошая традиция, сложившаяся за последние годы. Хочется надеяться, что эта традиция будет продолжена. Впрочем, глава государства посещает и многие другие монастыри и храмы, и это является неотъемлемой составляющей его деятельности. Очень отрадно видеть, что здесь нет ненужного стеснения или неловкости. Тема, связанная с естественным присутствием православия как ключевого вероисповедания в нашей стране, очень важна.

На Валаам, конечно, прибывают многие другие паломники и простые люди. Монастырь пользуется любовью многих известных людей. Монастырь на Валааме не ищет публичной славы, и как-то неловко называть какие-то имена. Монастырь известен своим гостеприимством, и им пользуются многие наши сограждане.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Владимир Путин в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря РИА Новости © Михаил Климентьев

- Хотелось бы поговорить о списке профессий, которые несовместимы со служением священника. Почему возникла необходимость создавать этот список?

Возникла потребность кодифицировать, систематизировать всё, что содержится в различных канонах и установлениях церковных и описывает возможность или невозможность заниматься чем-либо параллельно с прямыми обязанностями священнослужителя. Например, это профессии врача и военного, которые могут быть связаны с убийством людей. Действительно, такого рода занятия несовместимы с служением священника. Также это актёрское ремесло и многие другие подобные занятия.

Сейчас это находится в стадии обсуждения. Это не то, что какие-то списки будут вывешены и прибиты на какую-то дверь. В церкви на протяжении последних семи-восьми лет идёт очень активная внутренняя дискуссия по очень широкому кругу вопросов. Существует такой орган, как Межсоборное присутствие, который включает мирян, духовенство всей русской церкви, изо всех стран. Собираясь вместе, они обсуждают и богословские, и социальные, и медийные вопросы, которые стоят на повестке дня в церкви.

Сейчас много тем, на которые мы не можем дать исчерпывающего ответа, например темы, связанных с биоэтикой, отношением церкви к экстракорпоральному оплодотворению, эвтаназии, различным вопросам, связанным с абортами. Очень много всего, на что нужно сейчас находить ответы церкви. Для этого существует Межсоборное присутствие, которое должно эти ответы формулировать. Внутрицерковный вопрос, связанный с профессиями, тоже на Межсоборном присутствии рассматривался. Почему это вызвало такой ажиотаж, не знаю, но это скорее внутренний вопрос, на который обязательно будет дан окончательный ответ.

- Главное, что дискуссия идёт, и нет какого-то эффекта закрытых дверей.

Очень важно, что церковь в этом смысле открыта для диалога, для дискуссии. Не только для своих - на прошлой неделе было заседание президиума Межсоборного присутствия, на котором патриарх отмечал, что нам важны мнения и членов церкви, и экспертного сообщества, и самого широкого круга общественности, потому что нам важно слушать и слышать, что говорят люди о церкви, о том, какой ей быть.

Конечно же, решение о том, какой быть церкви, принимает только церковная полнота во главе с патриархом и епископами. Но для того чтобы принимать какие-то решения, нужно слышать мнения и суждения различных людей.

- Вы служили в космических войсках. Может ли космонавт стать священником?

Космонавт, конечно же, сможет стать священником, если этого захочет. Пока таких прецедентов не было. Но, может быть, ещё много всего нового увидим. Я служил в космических войсках по названию, в действительности я был просто рядовым, который занимался чем-то регулярным, скафандр на себя не надевал.

Любые профессии, которые приносят что-то позитивное в человеческую жизнь, связанные с наукой, с развитием человеческого общества, в том числе и космонавтика, вполне благословляются церковью, да и другие профессии, за исключением каких-то непотребных вещей. Нет вещей скверных по своей сути для церкви. Конечно, церковь называет грех грехом, и в этом её призвание, но всё, что является частью нашего социума, благословляется и приветствуется церковью.

Институт военного капелланства существует достаточно давно. В отношении Русской православной церкви всё очень активно развивается. При нынешнем руководстве Министерства обороны складываются добрые взаимоотношения. Священники имеют право проходить свою часть службы в Вооружённых силах.

Священники-капелланы не имеют особых условий служения в воинской части, священник исполняет то же, что и обычные офицеры: ходит в камуфляже, ест в той же столовой, исполняет тренировки. Как и остальные офицеры, он осуществляет свои функции. Когда необходимо - совершает богослужение, общается с солдатами. И это самая важная составляющая служения священника в армии: общение с военнослужащими, ответы на их вопросы, разрешение их проблем. Человеку сложно, одиноко, часто тяжело находиться в армии, особенно в первое время. И вот тут священник для людей, которые сами исповедуют православие, - очень важная составляющая того, чтобы человек смог найти выход из сложных ситуаций и, наоборот, радоваться вместе с остальными тому, что происходит.

- Есть мнение, что церковь неоднозначно оценивает фильм «Матильда». Какова позиция патриархии по этому поводу?

Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.


Император Николай II в белом мундире с эполетами. Художник И.С. Галкин (1860-1915) globallookpress.com © Vladimir Boiko

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

- Можно ли провести аналогию с карикатурами на исламского пророка Мухаммеда?

То, что позволяет себе известная французская газета, является сознательным эпатированием публики. Они специально, отдавая себе в этом отчёт, разжигают неправильные чувства в людях. Надо понимать, что они также несут ответственность за то, что делают. Поразительно, что они этого не понимают и кричат о каких-то свободах и правах.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека.

Вконтакте

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…


В пасхальную ночь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит традиционное торжественное богослужение в московском Храме Христа Спасителя. О том, что значит для предстоятеля Русской Церкви главный православный праздник, как быть, если вера встречает непонимание, что можно противопоставить современному информационному потоку, а также о своем пути в храм рассказал в интервью РИА Новости руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков . Беседовал Алексей Михеев

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР, ВАМ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОДИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА ПАТРИАРШИХ СЛУЖБАХ. А ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО ВЫБИРАТЬ, КАК БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ ВСТРЕТИТЬ ПАСХУ? ЕСТЬ КАКИЕ-ТО НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ?

— По счастью, не страдаю от невозможности выбора. Да и далеко не у каждого есть такая возможность — быть рядом с предстоятелем Церкви, и это действительно очень радостно. Конечно, как и у любого православного человека, у меня есть родной храм, в котором прошла большая часть моей церковной жизни. Это место, где хочется бывать всегда, тем более на большие праздники. Но вместе с этим я понимаю, что нахожусь с Патриархом не только по работе — это часть моего служения , и я для себя не вижу альтернатив.

Пасха — это всегда очень личный праздник , с ним, конечно же, связаны какие-то детские, юношеские воспоминания: служа в алтаре, мы занимались очень тщательной подготовкой к празднику — уборкой, чисткой. Потом, как со всех сторон наполированное пасхальное яичко, приносишь Богу свою жертву — в блестящих кадилах, в отглаженных облачениях, во всем — и это создает совершенно удивительную праздничную атмосферу. Радуешься, что тоже часть своей жизни отдал этому празднику.

- КАК ВЫ, СЫН ПРОФЕССОРА МГУ, ВДРУГ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЦЕРКОВНОМУ СЛУЖЕНИЮ?

— Это как-то естественно случилось в моей жизни. Во-первых, наличие отца профессора вовсе необязательно должно мешать посещению храма. В моем случае, это даже способствовало, потому что родители воцерковились раньше меня . И именно благодаря нашей профессорской, университетской среде и я воцерковился — первым моим постоянным храмом стал храм святой Татианы при МГУ, куда я попал благодаря тому, что родители поддерживали его возращение Церкви во время противостояния со студенческим театром. А потом первый настоятель этого храма, выпускник филологического факультета, отец Максим Козлов позвал меня в алтарь, я пришел и больше из алтаря уже не выходил . В этом смысле мой путь был достаточно гладким, без каких-то больших потрясений.

- ТО ЕСТЬ БЛИЗКИЕ ВАС ПОДДЕРЖАЛИ?

— Даже вопрос не стоял. Это была первая половина 90-х, и в нашей среде все либо уже были в Церкви, либо к ней двигались — в те годы было массовое стремление людей к Христу и к Церкви.

А КАК БЫТЬ ТЕМ, КОМУ НЕ ТАК ПОВЕЗЛО? ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ, УХОДЯ В СЕМИНАРИИ И МОНАСТЫРИ, СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ БЛИЗКИХ?

— Человек, сознательно выбравший путь следования Христу, должен отдавать себе отчет в том, что этот путь не будет простым. Но бывает, что человек не по разуму начинает от своих близких в какой-то агрессивной манере защищать свою веру — это тоже неправильный путь. Наша вера может встречать определенное непонимание. Поэтому первое, что мы должны делать — это очень четко и понятно ее объяснять; и наши близкие — это наш первый рубеж . Нужно стараться быть убедительными. Мы должны о своем уповании, о своей вере, о своей надежде уметь говорить и уметь объяснять наш выбор. И помнить, что далеко не каждый готов разделить с нами наш путь.

ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ ПРЕСС-СЛУЖБУ ПАТРИАРХА. УДАЕТСЯ ЛИ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ И КАК К ЭТИМ ПРОЦЕССАМ ОТНОСИТЬСЯ?

— Сегодня люди, приходящие к вере, переступающие порог церкви, задают гораздо больше вопросов, и их вопросы и сомнения гораздо более глубокие и осмысленные, чем это было раньше. И общая задача Церкви — находить на них правильные и нужные ответы . Это очень важно.

В советское время Церкви надо было сохранить хотя бы небольшую общину, нельзя было рассчитывать на то, что к вере придут тысячи людей. В начале 90-х, когда все поменялось в нашей стране и люди валом повалили в храмы, надо было их принять, крестить, дать какие-то основные навыки, а дальше каждый плыл в том или ином стиле, кто как научился. Теперь человек приходит в храм с гораздо большим внутренним чувством. И Церковь, со своей стороны, ставит себе очень высокую планку для того, чтобы отвечать этим запросам .

Сейчас невозможно просто прийти в храм, чтобы креститься. Для этого нужно проделать большую внутреннюю работу — встретиться со священником, прочитать определенное количество литературы. Церковь сознательно не упрощает диалог, а делает все для того, чтобы человек задумался о том, зачем он в нее приходит, сама ставит перед ним какие-то вопросы, чтобы он начал на них отвечать. Человек должен глубже осознавать самого себя — в этом весь нынешний подход Церкви к современному обществу .

- ТО ЕСТЬ «РЕЛИГИОЗНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛЮДЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРОСЛА?

— Я вижу это, в том числе, по своим многочисленным друзьям, знакомым. Когда рождаются дети у друзей, у старых приятелей по двору, по школе, они звонят мне и говорят: «покрести», «стань крестным» или просто «помоги нам с чем-то». Бывает, люди знают, что я чем-то занимаюсь в Церкви, и спрашивают: «Папа у нас не может проходить все эти ваши огласительные беседы, можешь позвонить и решить как-то вопрос?» Я говорю: «Это невозможно. Я не могу позвонить священнику в ваш храм и сказать ему: отец имярек, вот есть такие-то люди, крестите их без катехизации» . Почему, спрашивают? Да потому, что это вещь, которая не измеряется теми же рулетками, которыми измеряются бюрократические процедуры. Это совсем другое. Это нужно не нам, не мне, не священнику, это вам нужно. Если нет времени сейчас, приходите через месяц, ничего страшного. И у меня было несколько таких случаев, когда потом, после некоторого недовольства — как же так можно, не помочь друзьям?— мне говорили: «Знаешь, ты прав, мы все же взяли в руки Евангелие, наконец-то прочли, ответили себе на какие-то жизненные вопросы, это было сделано не зря» .

- А БУДУЩЕЕ СВОИХ ДЕТЕЙ КАКИМ ВИДИТЕ?

Своих детей я, в первую очередь, вижу в Церкви. И в не меньшей степени — служащими на благо своему Отечеству . Вижу их сохраняющими, оберегающими нашу большую семью. Это три вещи, которые для меня принципиальны, которые мы вместе с супругой пытаемся в наших детей вложить. Их дальнейший жизненный выбор меня интересует, пожалуй, лишь с практической точки зрения — чем я должен им помочь и смогу ли. Но если один из них будет пчеловодом, другой морским офицером, а третий, не знаю, поваром — ради Бога. Не все они любят одно и то же, у всех не только таланты разные, но и их объем: кто-то более талантлив, кто-то менее, но Господь дал ему доброе сердце.

- А ЧТО ВАЖНЕЕ И ЦЕННЕЕ?

— Сложно выстраивать приоритеты — одно без другого не работает. Человеку с добрым сердцем, но пустой головой сложно устроиться в жизни, он может попасть на какие-то плохие пути от того, что кто-то будет им манипулировать. Человек с большими талантами, но без сердечной любви тоже обречен на страдания в жизни — от самого себя же. Я всегда прошу Бога, чтобы он дал детям и то, и другое и чтобы все в их жизни устраивалось правильно.

- КТО У ВАС ДОМА КРАСИТ ЯЙЦА НА ПАСХУ?

— Жена с детьми. Это многолетняя традиция.

- ДЕТИ ТОЖЕ?

— Конечно. Обычно мы красим яйца в Великий четверг, чтобы в Страстную пятницу не тратить время на какое-то земное попечение, а провести ее в храме. Поскольку я в эти дни, как правило, очень занят, всем занимается супруга. Когда вечером поздно прихожу домой, вижу детей, спящих с испачканными краской руками, вижу синие, красные и зеленые отпечатки. Вообще все, что связано с праздничной и будничной традицией, с соединением богослужебного круга с семейной жизнью — все это устраивает супруга, она создает эту правильную атмосферу в доме. Это дает детям с самого раннего возраста какой-то каркас жизни — понимание того, что жизнь не может быть вне Церкви . Это очень важно, это то, что мы пытаемся в них заложить.

Может быть, дети пока не видят какого-то глубоко смысла, сокрытого в богослужении, но они точно знают, что есть Сочельник, есть Рождество, есть Богоявление, Пасха. Знают, что папа обязательно придет с праздничной крещенской службы, и мы будем все вместе кропить дом, что раз в том году миску с водой носила Даша, то весь год все помнят, что в следующий раз это будет делать Саша. Потому что мы все по очереди это делаем и всех кропим. И собаку кропим — это всегда вызывает восторг.

- У СОБАКИ ТОЖЕ?

— У собаки тоже. И такие небольшие детали рассыпаны по году от начала до конца, и мы стараемся их поддерживать. Потому что все равно затягивает этот невероятный информационный поток, который может перемолоть все в крупный фарш, в котором вязнешь. И хочется, чтобы хоть с какой-то стороны были понятные очертания — что бы ты ни делал, чем бы ни занимался, сколько бы проблем ни встречал, должно быть место, куда ты возвращаешься и можешь вздохнуть.

- А У ВАС ВООБЩЕ ПОЛУЧАЕТСЯ КОГДА-НИБУДЬ ОТДОХНУТЬ?

— У меня есть полноценные 10 дней отдыха в году, когда я могу позволить себе куда-то уехать вдвоем с супругой. Физически не особенно отдыхаешь, но психологическую разгрузку получаешь.

Но знаете, если человек жалуется, что он света белого не видит, с утра до ночи на работе, и дети его видят только по телевизору, в этом есть некоторая доля неискренности — либо ты плохо планируешь свое время и у тебя плохо устроена твоя работа, либо есть что-то еще в жизни, что не дает тебе возможности тратить свое время на семью. Бывают ситуации, когда я начинаю работать в шесть утра и прихожу домой в час ночи. Но это случается совсем не каждый день, а если случается, значит, на следующий день я с чистым сердцем могу прийти на работу несколько позже. А в целом да, для меня отдых — это общение с семьей.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАБОТЕ — МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ПРОВОДИТ ПАСХУ ПАТРИАРХ И О ЕГО ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ ПРАЗДНИКУ?

— Как любой человек, всю жизнь проживший в Церкви, патриарх относится к Пасхе как к личному событию. Он очень глубоко этот праздник переживает , и предшествующий ему Великий пост считает очень важным, ответственным делом — начинает его большим количеством богослужений и так же ежедневно служит на Страстной седмице. В этот период он очень сосредотачивается и старается не тратить свое время на какие-то посторонние вещи, отменяет любые мероприятия, которые могут возникать. С одной стороны, это вещь показательная, с другой, я говорил — как человек, с детства находящийся в Церкви и переживающий Пасху как главное событие собственной жизни, он всегда очень радуется, уделяет всему, что с ним связано, существенное внутреннее внимание.

Есть какие-то традиции, сложившиеся за годы его патриаршего служения, например, чтение Евангелия на большом количестве языков на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Это целое действо — Евангелие по стиху прочитывается на нескольких десятках языков — даже на самых экзотических, — на которых совершается богослужение в Русской Церкви. А кроме того, Патриарх обязательно посещает социальные учреждения — в этом нет ничего оригинального, просто на Пасху и на Рождество ему это особенно приятно делать.

ПОСЛЕ ПАСХИ ОЖИДАЮТСЯ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО И ПРАВОСЛАВНОГО МИРА В ЦЕЛОМ, УЖЕ ВЫЗВАВШИЕ РЯД ВОЗРАЖЕНИЙ И НЕДОПОНИМАНИЙ. ЭТО И ПРИУРОЧЕННЫЙ К 1000-ЛЕТИЮ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ ВИЗИТ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА СВЯТУЮ ГОРУ, И ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ ЛЕТОМ НА КРИТЕ. КАК, ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕ ПРОЙДЕТ?

— Я думаю, объективных проблем нет и быть не может. Патриарх в этом году действительно собирается посетить Святую гору Афон, сам по себе факт этого посещения не может вызвать ничью отрицательную реакцию. В этом же году все православные предстоятели соберутся на острове Крит для проведения Всеправославного Собора, это очень положительный импульс для развития внутриправославных отношений, для нашего общего свидетельства всему миру о Православии.

Несомненно, на большом пути всегда есть какие-то кочки и трещины в асфальте, но они не должны мешать нам идти — просто нужно осмотрительнее ступать, тогда все эти кочки и ухабы преодолеем. На пути к Собору, конечно, возникают какие-то недоумения и вопросы со стороны нашей паствы, но священноначалие Церкви делает все для того, чтобы разрешить их именно сейчас, преодолеть все трудности, чтобы их не возникало уже в ходе самого Собора. Патриарх очень серьезно, с полным осознанием своей ответственности перед паствой, готовится к Собору.

Беседовал Алексей Михеев

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
Ленивый штрудель из лаваша с яблоками
Как приготовить желатин для холодца из курицы