Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выход на пенсию досрочно: кто имеет право. Назначение досрочной трудовой пенсии: как отстоять свои права Право на досрочную пенсию решение суда

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И к Государственному Учреждению Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ №4 по г.Москве и Московской области о признании отказа в переводе пенсии необоснованным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании отказа в переводе пенсии необоснованным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Мотивирует требования тем, что в указанные периоды работал в НИИ импульсной техники, принимал непосредственное участие во всех этапах подготовки и Проведения испытаний ядерных зарядов на испытательных полигонах Министерства обороны СССР — ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление пенсионного фонда по г. Подольску с заявлением о переводе его с трудовой пенсии по старости на трудовую пенсию по старости по Списку №1, в связи с особыми условиями труда. Однако решением комиссии управления Пенсионного фонда по г. Подольску отказано в переводе пенсии, поскольку при осуществлении расчета было учтено лишь фактически отработанное время, его специальный стаж за указанные периоды был определен 1 год 09 месяцев 02 дня, что нарушает его права.

Истец И, представитель Кизимов Д.Ю. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик — представитель ГУ ГУ ПФ РФ №4 по г. Москве и Московской области В в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ И обратился в УПФР №4 по г. Подольску с заявлением о переводе с трудовой пенсии по старости на трудовую Пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку №1. Согласно законодательству перевод с одного вида пенсии на другой, производится с первого числа месяца следующего за тем, в котором было подано заявление о переводе, со всеми необходимыми документами. Комиссией УПФР №4 по г. Подольску в стаж для назначения досрочной трудовой Пенсии в связи с особыми условиями труда включены периоды работы в качестве, инженера, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника в НИИ импульсной Техники при испытании ядерных зарядов на испытательных полигонах Семипалатинской области И о. Новая Земля по их фактической продолжительности в календарном порядке (01 год 09 месяцев 14 дней). В результате проверки специального стажа установлено, что приказы по командировкам имеют гриф «секретно», который не снят по настоящее время и документов предоставлено не было. Была предоставлена карточка учета трудовой деятельности в которой сделана выборка из трудовых приказов для подсчета стажа по фактически отработанному времени и выявлено следующее количество дней, дающих право на получение пенсионного обеспечения, всего 1 год 09 месяцев 02 дня. Таким образом, И не отработал стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Третье лицо — ФГУП НИИ импульсной техники представитель в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года, в разделе 24 предусмотрены рабочие и специалисты, постоянно занятые на полигонах на проходке и подготовке штолен и скважин для проведения испытаний специзделий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 г. «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»» (в редакции Постановления Правительства РФ № 239 от 24.04.03 г. «О внесении изменений в п. 1 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 г.») время работ, выполнявшихся до 01.01.92 года, предусмотренных Списками № 1 и № 2 от 1986 года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками № 1, № 2 от 1991 года

В судебном заседании установлено, что истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в НИИ импульсной техники, принимал участие во всех этапах подготовки и проведения Испытаний ядерных зарядов на испытательных полигонах Министерства обороны СССР, что подтверждается записями в трудовой книжке справкой (л.д.9-22,24).

21.01.2009 года И обратился в ГУ ГУ ПФ РФ №4 по г.Москве и Московской области с заявлением о переводе с трудовой пенсии по старости на трудовую пенсию по старости по Списку №1, в связи с особыми условиями труда.

20.03.2009 года решением комиссии ГУ ГУ ПФ РФ №4 по г.Москве и Московской области И отказано в переводе с трудовой пенсии по старости на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку №1, в связи с особыми условиями труда, в связи с отсутствием требуемого льготного стажа (л.д.6).

Из справки ФГУП НИИИТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что И с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал непосредственное участие во всех этапах подготовки и проведения испытаний ядерных зарядов на испытательных полигонах Министерства обороны Семипалатинской области и о.Новая Земля. Решением комиссии по льготному пенсионному обеспечению НИИ импульсной техники был сформирован и утвержден руководством института «Список сотрудников НИИ импульсной техники из подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и под землей и в проведении ядерных взрывов в мирных целях в период с 1961-1990 г.г., с квалификацией выполненных работ в соответствии с Решением рабочего совещания Межведомственной экспертной комиссии по оценке радиационной и сейсмической безопасности при проведении подземных ядерных испытаний на полигонах Минобороны (МВЭК)». Фамилия И представлена в этом списке под номером (л.д.26-27). Работа велась при постоянной занятости полный рабочий день и полную рабочую неделю. Отпусков без сохранения содержания, простоев, курсов повышения квалификации с отрывом и частичным отрывом от работы, а также приказов по предприятию в связи с сокращением объемов производства и перехода на работу в режиме полной рабочей недели за указаний период не было. Учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФГУП НИИИТ правопреемник ГУП НИИ импульсной техники, ГУП НИИ импульсной техники правопреемник НИИ импульсной техники (л.д.25).

Согласно справке ФГУП НИИИТ от ДД.ММ.ГГГГ с 1970 года по 1997 год в структуре «Научно-исследовательского института импульсной техники» значились подразделения Л-3, НИО-2 НИО-22. Сотрудники этих подразделений принимали участие в проведении испытай ядерного оружия. И, ДД.ММ.ГГГГ рождения с марта 1970 года по ДД.ММ.ГГГГ работал в указанных подразделениях на должности инженера, научного сотрудника МНС и СНС (л.д.29).

Удовлетворяя требования истца о признании отказа в переводе пенсии необоснованным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что работа истца в указанные периоды была связана с вредными условиями труда: принимал непосредственное участие во всех этапах подготовки и проведения испытании ядерных зарядов На испытательных полигонах Министерства обороны Семипалатинской области и о.Новая Земля в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и под землей и в проведении ядерных взрывов в мирных целях; работа велась при постоянной занятости полный рабочий день и полную рабочую неделю.

Принимая во внимание, что требование истца о признании отказа в перевод пенсии необоснованным удовлетворено, суд также считает подлежащим удовлетворению требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, учитывая, что в соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» перевод с одного вида пенсии на другой, производится с первого числа месяца следующего за тем, в котором было подано заявление о переводе, со всеми документами, производит назначение пенсии c 01.02.2009 года.

Руководствуясь Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования И к Государственному Учреждению — Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ №4 по г. Москве и Московской области о признании отказа в переводе пенсии необоснованным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение — Главное Управление Пенсионного Фонда №4 по г. Москве и Московской области перевести И с трудовой пенсии по старости на трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку №1.

Обязать Государственное Учреждение — Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №4 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж работы И для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначение пенсии произвести с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования И к Государственному Учреждению — Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ №4 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 21.01.2009 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Подольский городской суд.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке , не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

19. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню , являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.

20. Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

При этом судам следует учитывать следующее:

а) исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;

б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.

Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

г) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28 пункте , исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).

Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 , и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов;

6) при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента , за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;

среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;

в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.

В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;

г) при определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии, начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы валоризации ( Федерального закона N 213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).

Суд, установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года. пункте 3 статьи 23

Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е. позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая была принята 1 ноября 2001 года ( Федерального конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").

При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.

31. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

32. Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. статьей 1109

Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги - работай, не хочешь - до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС - уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас - ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина - несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части - должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(!!!). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример - положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание - отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности - при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано - ни советом, ни документами, словом - никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит - никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь - советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь.

Практически всем известно, что человек, официально признанный , имеет право на получение , правда в течение ограниченного промежутка времени.

Но, далеко не все знают о том, что гражданин, оставшийся без постоянного места работы и практически достигший пенсионного возраста, имеет право .

Не так давно, отечественное законодательство даже не догадывалось о том, что такое безработица, но после окончания советских лет это понятие стало неотъемлемой частью жизни.

Как выяснилось, развитие рыночной экономики и, являющихся ее сутью прибыльности и рентабельности, может не только повысить благосостояние граждан, но и вызвать ряд неблагоприятных последствий, например, ликвидация организации и сокращение численного состава работников.

Потеря работы – это общепризнанный и значимый социальный риск, в случае наступления которого государство должно не только обеспечить занятость своих граждан, но и оказать социальную поддержку безработному (обеспечить его средствами к существованию).

Законодательный аспект

Каждый человек имеет право получать трудовую пенсию или государственную пенсионную выплату в соответствии со следующими Федеральными законами: № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. и № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

В случае положительного ответа пенсионный фонд снимает с человека статус безработного и назначает ему пенсию. Компенсация пенсионных выплат осуществляется Пенсионным фондом из денежных средств центра занятости, ввиду чего последний часто прекращает выдачу направлений ввиду превышения квоты. Если, по мнению гражданина, отказ не обоснован, то он может пожаловаться в Министерство труда или оспорить решение в судебном порядке.

Для оформления досрочной пенсии необходимо предоставить в территориальное отделение Пенсионного фонда следующие документы :

Отдельные случаи требуют подтверждения :

  • Нетрудоспособности других членов семьи;
  • Наличия нетрудоспособных родственников-иждивенцев;
  • Места прописки или фактического жительства на территории России;
  • Изменения личных сведений.

Прекращение выплаты досрочной пенсии

Пенсия, установленная безработному гражданину предпенсионного возраста, перестает выплачиваться при наступлении следующих условий:

  • поступление на новое место работы или возобновление иного вида деятельности;
  • достижение пенсионного возраста, установленного законодательством.

Защита прав на досрочную трудовую пенсию по старости

1. В каких случаях возможно нарушение права на досрочную трудовую пенсию по старости?

Наиболее часто пенсионные органы отказывают лицу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что:

    не подтверждается продолжительность стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости;

    возникают сложности при установлении особо­го характера работы;

    не подтверждается факт полной занятости на тех или иных видах работ;

    наименование специальности, должности в трудовой книжке не совпадает в наименованием специальности, должности, предусмот­ренным нормативными правовыми актами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости;

    невозможно установить факт работы в опреде­ленной организации.

При получении отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушенное право можно восстановить путем его обжало­вания.

Решение об отказе в назначении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости может быть обжаловано в вышестоящий ор­ган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вы­несшему соответствующее решение) или в суд.

Для того, что восстановить свое право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, следует:

    внимательно изучить основания для отка­за в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и сопоставить его с фактическими обстоятельствами дела;

    продумать, какие документы или иные источни­ки могут подтвердить вашу позицию;

    начать подготовку документов для обжалова­ния решения пенсионных органов.

2. Обжалование отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ

Решение об отказе в выплате досрочной трудовой пенсии по старости мо­жет быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вынесшему соответ­ствующее решение).

Система Пенсионного фонда РФ и его территори­альных органов имеет трехуровневую структуру:

    центральный аппарат (Исполнительная дирек­ция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

    отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

    управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Пример рассмотрения заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости:

Гражданин Иванов обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода. При отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости он может об­жаловать вынесенное решение в отделение Пенсионного фонда России по Нижегородской области.

Внимание. Обращение в пенсионные органы для обжа­лования отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не лишают гражда­нина права на судебное разрешение спора.

3. Защита права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в судебном порядке

Дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, подсудны районному суду общей юрисдикции.

Внимание. Заявление гражданина по спору, связанному с реа­лизацией им права на досрочную трудовую пенсию по старости, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного ор­гана (отказавшего в назначении пенсии или выплачиваю­щего пенсию).

При подаче искового заявления имущест­венного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимуществен­ного характера уплачивается государствен­ная пошлина.

В настоящее время согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ сумма государственной пошлины при рассмотрении заявления гражданина по спору, связанному с реа­лизацией им права на досрочную трудовую пенсию по старости, для физиче­ских лиц составляет 200 рублей.

При этом существует перечень лиц, которые осво­бождаются от ее уплаты:

    истцы-инвалиды I и II группы;

    Герои Советского Союза, Герои Россий­ской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

    истцы-пенсионеры, получающие пенсии, на­значаемые в порядке, установленном пенси­онным законодательством Российской Феде­рации, по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударствен­ным пенсионным фондам либо к федераль­ным органам исполнительной власти, осу­ществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Для обращения в суд необходимо составить заявление, в котором должны быть отражены следующие сведения:

    наименование суда, в который подается заявление;

    наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его ад­рес, если заявление подается представителем;

    наименование ответчика, его место нахож­дения;

    в чем заключается нарушение либо угроза на­рушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

    обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтвер­ждающие эти обстоятельства;

    цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых де­нежных сумм;

    перечень прилагаемых к заявлению доку­ментов.

К завлению необходимо приложить:

    копии заявления в соответствии с количест­вом ответчиков и третьих лиц;

    документ, подтверждающий уплату государ­ственной пошлины;

    доверенность или иной документ, удосто­веряющие полномочия представителя ист­ца (если истец обращается в суд через представителя);

    документы, подтверждающие обстоятельст­ва, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

    расчет взыскиваемой или оспариваемой де­нежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

4. Рассмотрение дел о защите прав на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

При непосредственном рассмотрении дел о при­знании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд учитывает все обстоятельства дела.

Процесс разрешения дела о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в суде выглядит следующим образом:

    подача заявления в суд;

    регистрация принятого заявления;

    подготовка дела к судебному разбирательству;

    предварительное судебное заседание;

    непосредственное разбирательство дела;

    вынесение решения по делу.

Стадия Содержание
подача заявле­ния в суд перед тем, как прийти в суд, необходимо ознакомиться с графиком приема исковых заявлений и режимом работы суда. При­ем искового заявления осуществляется после проверки наличия всех необходимых документов
регистрация заявления на копии заявителя следует сделать отметку о принятии заявления (отметку ставит при­нимающее лицо)
подготовка дела к судебному разбирательству судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству (указы­вает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий, а также назначает дату предварительного судебного заседания)
предваритель­ное судебное заседание предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства. Назначается дата основного заседания

Внимание. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В назначенное для разбирательства дела вре­мя председательствующий открывает судебное засе­дание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, из­вещены ли не явившиеся лица, и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.

Свидетели удаляются из зала судебного заседания.

Председательствующий объявляет состав суда, со­общает, кто участвует в судебном заседании, и разъясня­ет лицам, участвующим в деле, их право заявлять само­отводы и отводы.

Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважи­тельности этих причин.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела отклады­ается.

В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладыва­ет разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Далее начинается непосредственное рассмотре­ние дела. Судья разъясняет смысл поданного заявления, затем он выясняет, поддерживает ли истец свои требо­вания, признает ли ответчик требования истца и не же­лают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения.

После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, от­ветчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последователь­ность исследования доказательств.

В этой части заседания происходит заслушивание свидетелей.

После исследования всех доказательств сторонам предоставляется право окончательно обозначить свою позицию.

После этого судья удаляется в совещательную ком­нату для принятия решения, о чем объявляется присутст­вующим в зале судебного заседания.

После принятия и подписания решения суд возвра­щается в зал заседания, где объявляется решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содер­жание решения суда, порядок и срок его обжалования.

Внимание. При удовлетворении требований лица и при­знании его права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, понесенные им судебные расходы (в том числе расходы по госпошлине, оплата услуг представите­ля) подлежат возмещению с проигравшей стороны.

5. Отдельные аспекты судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости

Аспект судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости 1

Истребование доказательств для судебного разбирательства о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

Важно. При обращении в суд о назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует помнить о такой воз­можности суда как истребование доказательств.

Нередко возникают ситуации, когда лицо по не за­висящей от него причине не имеет возможности получить тот документ, который помог бы ему подтвердить свою правоту на право о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В этом случае суд по ходатайству лица оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указа­но, какие обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказа­тельства, и место нахождения доказательства.

Суд выдает стороне запрос для получения доказа­тельства или запрашивает доказательство непосред­ственно. Лицо, у которого находится истребуемое су­дом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Аспект судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости 2

Свидетельские доказательства на право назначения досрочной трудовой пенсии по старости

Внимание. В суде лицо может воспользоваться и таким спосо­бом подтверждения своего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как свидетельские показания.

До начала допроса свидетеля в судебном заседании судья устанавливает его личность, разъясняет ему права и обязанности свидетеля и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу за­ведомо ложных показаний.

У свидетеля берется подпис­ка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответст­венность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

В настоящее время действуют следующие правила допроса свидетелей:

    каждый свидетель допрашивается отдельно;

    судья выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидете­лю сообщить суду все, что ему лично известно об обстоятельствах дела;

    свидетелю могут быть заданы вопросы;

    суд может повторно допросить свидетеля в том же или в следующем судебном заседании;

    суд может повторно допросить свидетелей для выяснения противоречий в их показаниях.

Пример рассмотрения заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости 1

Гражданин Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ пенсионных органов был обу­словлен неподтвержденностью некоторых периодов спе­циального стажа.

Для участия в судебном заседании были привлечены сви­детели. Свидетель А. показал, что Я. в период с 1973 г. по 1987 г. работал в колхозе в должности газоэлектро­сварщика, выполнял работы, связанные с резкой метал­лов и ручной сваркой.

Свидетель Б. показал, что в период с 1995 г. по 1996 г. Я. работал сварщиком в колхозе, где за­нимался резкой и ручной сваркой металлов. Свидетель С. показала, что Я. в 1986 г. работал электрогазосварщиком на резке и ручной сварке.

Суд отмечает, что свидетели в судебном заседании утвер­ждали, что Я. работал с вредными условиями труда, за что получал дополнительный отпуск, питание, спецодежду, дополнительную оплату, однако в трудовую книжку Я. вне­сена неверная запись наименования его профессии.

Анализируя показания свидетелей, суд не находит оснований ставить их под сомнение, поскольку они соответствуют совокупности других исследованных в судебном заседа­нии доказательств. В связи с чем, суд оценивает показа­ния свидетелей как достоверные.

Внимание. Могут возникнуть ситуации, когда свидетель­ские показания не принимаются судом.

Пример заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости 2

Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснова­ние своего требования указав, что в период с 1 марта 1977 г. по 13 августа 1979 г. работал в качестве мастера леса в Вытегорском межколхозном лесхозе.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе от 3 сентября 2009 г. № 229 ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутст­вия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.

Указанный период работы в качестве масте­ра леса не засчитан в льготный стаж по причине того, что в трудовой книжке указана должность «техник-лесовод», отсутствуют документы, подтверждающие факт работы непосредственно на лесозаготовках.

Какие-либо документы, подтверждающие факт рабо­ты истца в период с 1 марта 1977 г. по 13 августа 1979 г. на лесозаготовках, не сохранились.

Согласно имеющимся документам он исполнял обязанности техника-лесовода. Свидетели К., Р. и О. суду показали, что в спорный период они работали в Вытегорском межхозяйственном лесхо­зе. Знают, что О. числился техником-лесоводом, однако фактически исполнял обязанности только мастера леса на лесозаготовке.

Свидетельские показания в данном случае не являются допустимыми доказательствами, поскольку они противо­речат письменным доказательствам.

Важно. Таким образом, показания свидетелей долж­ны соотноситься с письменными доказательствами, подтверждая их.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых, определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

PS1. Если материал "Защита прав на досрочную трудовую пенсию" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…