Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зачем человек ходит в библиотеку сложный план. Проект «Почему нам интересно ходить в библиотеку? Когда следует привести ребенка в библиотеку

Помните, на прошлой неделе мы посетили Библиотечно-информационный центр им. П.И. Бартенева? Тогда под постом о библиотеке : одни утверждали, что этому хранилищу книг, знаний и мудрости предстоит жить веками; другие высказывали сомнение, не веря в долгий и вперёд идущий путь библиотек.

Ваша плодотворная дискуссия не могла не быть замечена настоящим вдохновлятором - Татьяной Николаевной Двуреченской - директором Бартеневской библиотеки . Этого человека вдохновляет всё и она вдохновляет других. Вы вдохновили её написать небольшую, но очень искреннюю заметку на тему библиотек, а она, надеюсь, вдохновит вас на... На что? А это вы поймёте из поста.

Зачем нужна библиотека?
Субъективные заметки на тему чтения и не только…


Зачем нужно читать? Книга разговаривает с читателем о том, что его волнует. Разумеется, с тем, который умет слышать. ТВ развлекает или оболванивает. Интернет, при всей его привлекательности, изолирует вас от общества, замыкает в «скорлупе». Недаром сейчас проблема здоровой социализации актуальна. Велика опасность, что выросшим перед монитором "детям Интернета" будет сложно ориентироваться в меняющемся мире человеческих отношений.

Да! Процесс чтения изменился не в лучшую сторону. Но! Кто читал - читать не перестанет и будет стараться прививать привычку чтения своим детям.

Расскажу конкретную историю. На днях в библиотеку зашёл молодой человек сделать ксерокопию. И, конечно же, последовал традиционный вопрос: «А что, ещё ходят люди в библиотеку? Ведь сейчас уже никто не читает. Я вот со школы книгу в руки не брал!» Я спросила, есть ли у него дети? Сказал, что пока нет. «Ну так вот когда будут - вы вернётесь к нам», - ответила я ему.
Каждый хочет, чтобы его дети стали умными, воспитанными и образованными людьми, может быть стали бы жить лучше, чем их родители, вырвались из привычного круга в иной мир. Для этого нужно читать.

И это понимают многие! Наблюдается приятная тенденция возвращения молодых людей в библиотеку через детей. Поясняю: надо видеть, с каким удовольствием приводят молодые мамы и папы своих чад в библиотеку. Как объясняют своим продвинутым малышам, что это не супермаркет, и книги здесь не покупают, а берут почитать. Рассказывают, что, когда были маленькие - тоже ходили в библиотеку и читали хорошие книжки. Вспоминают самые любимые и просят найти их для своих детей. Самая большая награда для нас - читающие семьи. А таких, поверьте, немало. Тем более, обстановка располагающая.

Зачем ходить в библиотеку? В ней удивительная атмосфера. Зачем бы ни зашел человек в библиотеку - это его первый шаг на пути приобщения к книжной культуре.

В нашей библиотеке нет привычного разделения на детскую и взрослую. Все в одном зале. Большом и светлом. Нет традиционного читального зала со скучными рядами столов и стульев. Надо почитать в стенах библиотеки? Пожалуйста! Присаживайтесь, где угодно. Хоть на подоконник. Там даже и прилечь можно, мы даже подушечки пошили. Никто только не решается. Есть отдельный зал для творческих встреч и других мероприятий. Много ли в городе мест, где можно собраться пообщаться с интересными людьми, да еще и бесплатно?

Убеждена, что современная библиотека нужна сейчас не только для чтения. Она может быть площадкой встречи Художника в широком смысле этого слова со зрителем, местом творческого общения. В ценности общения с близкими по духу, интересными людьми никто не сомневается. И встаёт вопрос: «Где можно собраться?»

Многие липчане имеют хобби, коллекции, пишут стихи, сочиняют музыку, пробуют себя в театральных постановках, а показать их не могут. Библиотека, будучи общедоступным публичным местом для горожан, предоставляет им такую возможность.

Вот тут важно сломать сложившийся стереотип о библиотеке как скучном месте, где пылятся никем не востребованные тома русской и зарубежной классики, зачитанные детективы и книжки дамских романов и замученные мизерной зарплатой неприветливые библиотекарши. Это не про нас!

Наша библиотека - не только территория чтения, но и территория культуры и общения. Это одно из немногих мест, где можно провести свой досуг в обществе близких по духу людей, соответственно своим интересам, привычкам, вкусам, отдохнуть с пользой и культурно. Это место общения людей разных возрастов, интересных встреч, место воплощения многих творческих замыслов.

И что немаловажно - всё, происходящее в ней - бесплатно. В данное время досуговая деятельность библиотеки - альтернатива дорогостоящему отдыху в других учреждениях культуры. Участником библиотечных мероприятий может стать каждый желающий. Наши двери открыты для всех! Мы помогаем хотя бы части горожан интересно провести свободное время в культурном месте, получить позитивный заряд хорошего настроения, приобщиться к книге и чтению.

К сожалению, молодёжь продолжает относиться к библиотеке как к скучному и покрытому пылью веков учреждению. А мы уже давно не такие! Ау, молодые люди с интересными идеями! Где вы? Приходите! Поможем!

В силу особенностей здания бартеневской библиотеки (огромные витринные окна, выходящие на центральную улицу города и детский парк) мы открыты для горожан и в прямом и в переносном смысле. Даже не заходя в библиотеку, можно видеть с улицы всё в ней происходящее. А уж если зайти… Уверяю вас, разочарованным ещё никто не уходил! Общими усилиями нам удалось создать образ неповторимой, запоминающейся, привлекательной библиотеки. И слова многих посетителей библиотеки: «К вам хочется приходить снова и снова» подтверждают это.

Неоднократно сталкивалась с мнением: “Нам библиотека не нужна, у нас дома много книг”. Взрослым может быть и правда не нужна, но для детей это очень важное место. И вот почему:

    В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребенку, что вы пришли в книжный дом, познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.

    В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги. А в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребенком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, другие нет.

    Есть в библиотеках особая “книжная” атмосфера. И нередко она подкрепляется интересными событиями – встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далекие события тридесятого королевства становятся близкими и понятными.

    Познакомьте ребенка с книгами своего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем, книгах, пусть ребенок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.

    Кажется, что опыт временного владения каким-либо предметом важен для ребенка. Дошкольники часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания. Учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).

    Сегодня ребенок увлекается морскими животными, а завтра его заинтересуют черные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но все-таки в библиотеке вы сможете отыскать познавательных книг по теме намного больше. И спокойно вернуть их, когда интерес к теме угаснет.

    Есть замечательные произведения, которые давно не переиздавались, редкие публикации, дорогие книги, пособия, актуальные недолгое время, и другие издания, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно. А в библиотеке ребенок сможет с ними познакомиться.

    Интересно играть в библиотеку – много необычных ситуаций, полезные занятия по классификации, изготовлению книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть библиотеку, если ребенок там никогда не был?

«Нам библиотека не нужна, у нас дома много книг!» — так говорят многие современные родители. Взрослым, может быть, и правда не нужна — хотя в детстве они сами проводили там много времени. Правда, двадцать–тридцать лет назад без библиотеки было невозможно освоить даже школьную программу по литературе — выбор книг в магазинах был в сотни раз беднее. Но и сегодня, при изобилии специализированных книжных издательств, огромных книжных магазинов и широкого ассортимента книг, библиотека для детей — это очень важное место. Особенно если вы хотите, чтобы ребёнок был начитан и эрудирован. И вот почему библиотека все-таки нужна — ведь там можно…

…заинтересовать ребёнка чтением. В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребёнку, что вы пришли в книжный дом, познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.

…освоить искусство выбора книги. В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги, а в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребёнком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, а другие нет.

…прочувствовать особую «книжную» атмосферу. В библиотеках она нередко подкрепляется интересными событиями — встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далёкие события тридевятого царства становятся близкими и понятными.

…познакомить ребёнка с книгами вашего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем книгах — пусть ребёнок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.

…дать дошкольникам опыт временного владения каким-либо предметом. Ребятишки часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания, учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).

…отыскать множество познавательных книг на любую тему. Ведь ребёнок сегодня может увлечься морскими животными, а завтра его заинтересуют чёрные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но всё-таки в библиотеке вы сможете отыскать намного больше литературы. И спокойно вернуть книги, когда интерес к теме угаснет.

…познакомить юного читателя с замечательными произведениями , которые давно не переиздавались, редкими публикациями, дорогими книгами, пособиями, актуальными недолгое время, и другими изданиями, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно.

…узнать побольше о том, как работает библиотека, как функционируют абонемент и читальный зал, как устроено книгохранилище — а потом играть в библиотеку. Это увлекательная и полезная игра дает множество интересных возможностей: моделирование необычных ситуаций, полезные занятия по классификации книг, знакомство с искусством изготовления и переплета книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть в библиотеку, если ребёнок там никогда не был?

...порассматривать иллюстрации к прочитанному произведению. В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети читают их не хуже бумажных. Но даже если ребёнок обходится без картинок, ему всё равно интересно увидеть героев или посмотреть иллюстрации. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с бук-ридера, но ещё одна причина пойти в библиотеку и полистать бумажное издание.

Елена Рожкова
Эссе «Почему нам интересно ходить в библиотеку»

Библиотека – это место , где можно узнать много нужного,е интересного и полезного . Общение с книгой помогает развивать память и интеллект .

Ребенок видит мир иначе, чем взрослый. В других красках, в других измерениях.

Но довольно часто именно детям открыто и доступно то, что с возрастом заметить не под силу.

Дети более искренне. честны, им не ведом страх, неуверенность, присущий взрослым и их восприятие мира свободно, чисто, как они сами.

В наше время дети не страдают от недостатка досуга. Школа раннего развития, разнообразные секции, студии, кружки.

Все это здорово, но есть и еще одно учреждение, куда родителям имеет смысл записать своего ребенка. Это детская библиотека .

Детская библиотека – это выгодно .

Детские книги дорогие. В библиотеке они предоставляются бесплатно. Детям нужно просто хорошие,интересные книги , добрые. А этого в библиотеке хватает . В библиотеке книги , которые не найти в магазине. Старые книги прочитаны несколькими поколениями, издания солидного возраста с превосходными иллюстрациями знаменитых художников, которые больше не выпускаются. Показать детям те книги,которые читал сам в детстве. В библиотеке свобода выбора . Детская библиотека дает возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным. Ребенок может свободно покопаться на полках искать, то что ему по душе, формировать собственное предпочтение. Ребенок становится исследователем себя самого, путешественником в мире литературы. Он может советоваться с родителями, библиотекарем и получить совет . В библиотеке проводят разные культурно –массовые мероприятия, выставки, встречи с писателями и интересными людьми , игры, занятия и праздники.

Мир широк и ребенок для которого каждый день приносит новые открытия впитывает в себя информацию из книг, как губка воду. Книга –это самый короткий путь к развитию речи, воображения, мышления.

Публикации по теме:

27 мая Всероссийский день библиотек. Традиционно мы поздравляем с этим праздником наших друзей – библиотеку им. Пешкова. Эта библиотека.

Эссе «Почему я стала учителем?» «Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле». Роберт Рождественский. Когда мне задают вопрос «Почему я стала учителем?», мне.

Эссе педагога «Почему я - воспитатель». С детства я мечтала учить детей. Я рассаживала игрушки по стульям, обучала их что знала сама и чему училась в детском саду. Свой детский.

Эссе «Почему я воспитатель» Эссе на тему: «Почему я воспитатель…» «… Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра.

Эссе «Почему я стала воспитателем» «Никогда не думала, что я буду работать воспитателем детского сада. Но так сложились жизненные обстоятельства, как уже 4 года я работаю.

Эссе «Почему я стала воспитателем?» Эссе «Почему я стала воспитателем?». Составитель: Воспитатель: Белоносова Юлия Валерьевна Профессия воспитателя детского сада является одной.

Эссе «Почему я воспитатель» Почему я воспитатель, Рассказать вам всем хочу. Много мест я поменяла, Сто дорог я обошла. И одна из них дорога, В детский садик привела.

В наше время дети не страдают от недостатка досуга. Школы раннего развития, разнообразные секции и студии, кружки и клубы. Все это здорово, но есть и еще одно учреждение, куда родителям имеет смысл озаботиться и записать своего ребенка. Это детская библиотека.

Начав работать в областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина, я столкнулась с рядом вопросов: и собственных, и чужих. Некоторые мои знакомые открыто интересовались жизнью библиотеки, другие откровенно недоумевали, чем же там работники занимаются. На популярном молодежном форуме вообще пришлось столкнуться с категоричным заявлением одного «прогрессивного» молодого человека: «Библиотеки изжили себя, книг в них никто не берет, а все ваши ухищрения – это уже не библиотечная работа, вот и будьте добры называть свои учреждения как-то иначе».

Только вот соответствует ли это высказывание действительности? Поверьте, поработав в этой сфере несколько лет, могу однозначно заявить: библиотеки посещаемы. Может, прозвучит резко, но у меня есть свои приметы. Если некто в разговоре задает вопросы вроде «А ходят ли сейчас люди в библиотеки?» или произносит что-нибудь, подобное «Да кто сейчас вообще в библиотеки ходит?!», это означает только одно – он сам оказался здесь случайно.

Если же человек утверждает, что современные ребята перестали читать, а интересуются только компьютерными играми, значит так ведет себя именно его ребенок, и нередко причина этого кроется в самом родителе. И если первый случай еще не так печален (ну, может, человек читает на электронных гаджетах или покупает книги), то вторая ситуация заставляет задуматься.

Итак, для чего же нужна детская библиотека сегодня? Зачем детям вообще в нее ходить? Назову ряд причин.

Причина первая и самая честная. Это выгодно. В нашем городе книготорговля находится в плачевном состоянии. Несколько крупных книжных магазинов принадлежат одной компании, и цены в них в условиях почти полного отсутствия конкуренции весьма высоки. Детские же книги вообще очень дороги. Детская библиотека предоставляет книги бесплатно. Да, библиотечные фонды пополняются не так быстро, как появляются новинки на книжном рынке. Но детям не нужны модные бестселлеры, занимающие топовые позиции в списках лидеров продаж, не нужен новый роман популярного автора сразу из типографии. Детям нужны просто хорошие, интересные, добрые книги. А этого в библиотеке хватает. Кто-то возразит мне, что книги можно купить в Интернет-магазинах подешевле, но представьте себе, что заказанная (и уже оплаченная) книга не понравилась ребенку. Вот она стоит на полке, новенькая, глянцевая… и нелюбимая. Нужно покупать другую, но где гарантия, что она придется по вкусу юному читателю. В библиотеке же книгу можно спокойно вернуть и взять новую, выбирая до тех пор, пока не отыщется та самая, главная книга, о которой с теплотой вспоминают, став взрослыми. Сэкономить можно и на подписке на журналы для детей и родителей, которые также обязательно присутствуют в библиотеке.

Причина вторая и удивительная. Сложно поверить, но в библиотеках есть книги, которых не найти в магазинах. Старые книги, прочитанные несколькими поколениями. Издания солидного возраста с превосходными иллюстрациями знаменитых художников, которые больше не выпускаются. Показать детям те книги, которые сам читал в детстве (не те произведения, а именно те страницы, по которым водил пальцем, картинки, которые сам с интересом рассматривал) – это редкая возможность. Есть и книги, которые по разным причинам перестали издаваться несколько лет назад. В обычных магазинах их не отыщешь, разве только в комиссионных и букинистических, но бережно хранятся они в библиотеках.

Причина третья и приятная. Свобода выбора. Детская библиотека дает возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным. Уже практически не осталось публичных библиотек, где доступ к фонду был бы закрыт. Ребенок может свободно копаться на полках, искать то, что ему по душе, формировать собственные предпочтения. Он может, взяв одну книгу, сделать для себя вывод, нравится ему или нет этот автор и жанр, брать ли в следующий раз подобное и продолжать экспериментировать. Ребенок становится исследователем себя самого, путешественником в мире литературы. Он может советоваться с родителями или библиотекарями, которые обязательно постараются помочь и предложить что-то стоящее.

Лирическое отступление

Бывают, впрочем, редкие исключения. Пару раз (хорошо, что не больше) я становилась свидетелем вопиющего случая. Мама с ребенком приходят в библиотеку, сдают книги, дочь/сын радостно бросаются к стеллажам за новыми. Их останавливает грозный окрик: «Положи на место, мы сегодня ничего брать не будем!» Малыш упрашивает чуть ли не со слезами мать. «Хватит! Ничего не задавали!» За ребенка заступается библиотекарь, но мама непреклонна: «И так целыми днями читает – нечего!» Ребенка уводят насильно, а слезы в глазах скапливаются уже у меня. Что тут сказать? Хорошо, если ребенок найдет достойную замену неполученной книге, и несмотря на все усилия родителей, тяга к развитию у него не иссякнет.

Часто бывает и такое. Ребенок увлеченно выбирает книги, яркие, красочные, новые, но родитель (чаще этим грешат бабушки или дедушки) не одобряет выбор: «Зачем тебе эти принцессы (драконы, мутанты и т.д.) Дайте нам о войне (пионерах, полярниках…)». И хотя выбор родителя, может быть, и выше по уровню литературно-художественного качества, такое навязывание способно отбить у ребенка охоту к чтению. Ведь про то, что интересно (а интересны ребенку, как ни крути, драконы и волшебники, а не двадцать шесть бакинских комиссаров) читать не разрешают, а «правильные» книжки читать скучно. Отсюда вывод «читать вообще скучно» и протест «Не буду читать!» Возражение родителей я предчувствую: если сейчас не привить художественный вкус, то в дальнейшем ребенок будет предпочитать второсортные романы с примитивным сюжетом. Успокаиваю: не начнет. Сейчас для него чтение – это только форма времяпрепровождения. Сейчас он читает, потому что ему это нравится. Эстетический вкус привьется позже, когда чтение из просто веселого занятия превратится в потребность. Понятно, что есть книги на все времена, но и среди современной детской литературы много замечательных произведений замечательных авторов. Конечно, контролировать процесс детского чтения нужно, но при этом необходимо направлять, а не навязывать.

Причина четвертая и полезная. Познание действительности. Мир широк, и ребенок, для которого каждый день приносит новые открытия, впитывает в себя информацию из книг, как губка воду. Книги – это самый короткий путь к развитию речи, воображения, мышления. Неудивительно, что читающие дети зачастую учатся лучше своих сверстников, ведь у них вырабатывается привычка вникать в учебный материал, и они точно знают, где можно расширить знания о заинтересовавшем их предмете или явлении. В библиотеке.

Причина пятая и дружелюбная. Общение. Некоторые родители, увы, заблуждаются, думая, что их ребенок – единственный читающий из всех детей, вымирающий вид, так сказать. Но ведь это-то и прекрасно. Любителей чтения среди детей много, и где же им встретиться, как не в библиотеке. Естественно, это относится не к крохе – тому достаточно, что вместе с ним читают родители. А вот ребята постарше уже ищут единомышленников. Дети с удовольствием делятся впечатлениями от прочитанного и советуют друг другу любимые книги. Большое значение имеет и особая умиротворенная «книжная» атмосфера. Иной раз мамы торопятся, спешат по своим делам, а малыш, обложившись стопками книжек и погрузившись в их волшебный мир, никак не хочет уходить. Подростки иногда приходят отдохнуть в библиотеке, если погода не располагает к прогулкам. В библиотеках часто проходят разные культурно-массовые мероприятия, выставки, встречи с писателями и интересными людьми, игровые занятия и праздники. Часто, побывав в библиотеке с классом или группой, детишки потом сами приводят сюда родителей. Так что по душе наверняка что-нибудь найдется, стоит только попробовать.

Причин, конечно, можно отыскать и больше, но эти самые простые и очевидные. И родителям, и детям искренне желаю приятного времяпрепровождения с книгой.

Елена Аничкина,
областная детская библиотека им. М.М. Пришвина

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные