Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение проще пареной репы (разг. шутл.) в справочнике по фразеологии. Проще пареной репы

Народная мудрость гласит «неспроста и неспуста слово молвится и довеку не сломится». И, правда, ведь каждый берет свое начало в глубокой древности. Там и следует искать основы его появления и глубокий смысл. Хотя выражение «проще пареной репы» кажется простым и понятным, оно дошло до наших дней немного в другом словосочетании, да и значений имело несколько.

Из глубины веков

Этимологи утверждают, что изначально, вплоть до XX века, употребляли слово «дешевле», а не «проще», потому как сеяли репу на полях, и счет шел на возы. Стоимость тоже назначалась за воз. Репа появилась практически вместе с земледелием на Руси. Неприхотливая в агротехнике, холодостойкая культура всегда выращивалась в таких объемах, что недостатка в ней не было.

История свидетельствует, что в юности Петра I репой даже заряжали пушки для потешных боев. Бедняки, конечно, не позволяли себе такой расточительности, особенно если случался неурожайный год. Репа была основным продуктом крестьян: ее клали в суп, натирали и смешивали с крупой для объема каши, парили, ели в сыром виде.

Это было самое простое и незатейливое кушанье, поэтому выражение «проще пареной репы» применялось даже к характеристике человека. Доказательством тому служит произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души», где можно найти такое: «у вас душа человеческая все равно, что пареная репа».

Прародительница многих овощных культур – репа, так почитаемая древними славянами, сегодня незаслуженно предана забвению. Так, редкий человек может поведать, какова она на вкус. Встретить ее на прилавках современных торговых сетей или на рынке – большая удача. Хотя можно взяться и за выращивание, если есть где.

Проще не бывает

Возможно, поэтому современному молодому человеку трудно понять, что под выражением «проще пареной репы» подразумевается нечто простейшее. Даже если сам процесс приготовления репы прост, проблема сегодня в том, где ее раздобыть.
Во времена изобилия этого овоща с ее готовкой действительно не заморачивались. Достаточно было вымыть круглые желтые или белые корнеплоды и удалить глазки. Можно, конечно, очистить кожуру, но и это необязательно. Если репа была маленького размера, то ее даже не резали. Крупные корнеплоды можно нарезать кружочками или брусками.

После такой подготовки овощ помещался в глиняный горшок, а позже в чугунок и отправлялся в печь. Удивительно, но факт, что ни воды, ни соли, ни сахара не требовалось. Хотя, если репа не очень сочная, то можно плеснуть немного воды на дно посуды.

Печь тоже специально не растапливали, чтобы приготовить пареную репу. Горшок с репой отправлялся туда после выпечки хлеба, варки щей или каши, когда жар был уже на исходе. Нельзя сказать, что готовилась репа быстро, но о ней можно было не беспокоиться. Несколько часов при температуре 50-60 градусов и вкусное питательное блюдо готово – репа упрела. Действительно, проще некуда.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос взрослых и ровесников. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, социологического опроса, анализа, обобщения.

Этапы подготовки и реализации проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа ; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).

ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование .

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  2. Самостоятельная работа групп
  3. Консультации учителя.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Консультации учителя.

ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

ЭТАП 5. Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Итоги работы над проектом:

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "Фразеологизмы в рисунках"

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

Цели:

  • подвести итоги исследовательской работы над проектом;
  • показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы представляем исследовательский проект "Роль фразеологизмов в нашей речи". Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

"Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство", - писал великий русский критик В.Г. Белинский Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включились в проект "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Для работы над проектом мы создали рабочие группы. У каждой группы было своё задание.

2. Слово предоставляется учащимся 1 группы:

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "идиоматизмы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица );

2) старославянские (ищите и обрящете );

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту );

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку )

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
  • Ахиллесова пята - уязвимое место.
  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
  • Двуликий Янус - двуличный человек.
  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
  • Допотопные времена - доисторические времена.
  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Слово предоставляется учащимся 2 группы:

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря, учеников - как с гуся вода, родителей - зарубить на носу.

4. Слово предоставляется учащимся 3 группы:

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,
  • бить баклуши
  • броситься наутёк
  • в два счёта,
  • в трёх соснах заблудились,
  • взять на буксир
  • вывести на чистую воду,
  • глядеть во все глаза,
  • засучив рукава
  • и дело с концом.
  • как в воду глядел
  • как в воду опущенные,
  • как с луны свалился,
  • калачом не заманишь,
  • накостылять по шее
  • намылить шею
  • не видать, как своих ушей
  • ни жив ни мёртв,
  • пойти на край света
  • с ног валиться

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы.

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

фразеологизм Лексическое значение фразеологизма Название сказки
держать камень за пазухой таить злобу "Дикий помещик"
ни пяди не уступить нисколько не отдать "Дикий помещик"
стоять на своём добиваться выполнения своих требований "Дикий помещик"
некуда носу высунуть некуда выйти "Премудрый пескарь"
ума палата иметь много ума "Премудрый пескарь"
гляди в оба будь бдителен "Премудрый пескарь"
сон в руку вещий сон "Премудрый пескарь"
ступай за семь вёрст киселя хлебать отправляться далеко за чем-либо "Премудрый пескарь"
нам ко двору к месту "Карась-идеалист"
держи карман шире надеяться на что-либо, чего не может быть "Карась-идеалист"

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил
  • избушка на курьих ножках
  • Кощей Бессмертный
  • Лиса Патрикеевна
  • ни в сказке сказать, ни пером описать
  • при царе Горохе
  • сказано - сделано,
  • сказка - ложь, да в ней намёк
  • сказка про белого бычка,
  • три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

5. Слово предоставляется учащимся 4 группы:

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов: Ума палата - семи пядей во лбу

  • Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
  • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.
  • И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    • Хоть пруд пруди - кот наплакал.
    • Засучив рукава - спустя рукава.
    • Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
    • Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

    Просмотр презентации, подготовленной учащимися.

    У: А теперь подведем итоги нашей работы. Каков же результат нашей работы? Что мы нового узнали в ходе работы над проектом?

    Приложения

    Анкета.

    1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

    2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

    3. Приведите примеры фразеологизмов.

    4. Ваш любимый фразеологизм.

    5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    Опросный лист для учеников и учителей

    Вопр. № №1 №2 №3 №4 №5 №6
    1
    2
    3
    4
    5

    Опросный лист родителей, бабушек и дедушек.

    мама папа бабушка дедушка
    №1
    №2
    №3
    №4
    №5
    №6

    Тема исследования группы

    Как фразеологизмы украшают нашу речь?

    Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

    Найти крылатые выражения, используемые в разговорной речи

    Цели исследования

    изучить словари фразеологизмов

    Результаты исследования

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило нас задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи? В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину. Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий). Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять). Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым. словарь фразеологизмов разговорного стиля Баклуши бить Баню задать Белая ворона Белены объесться Блоху подковать Бросить перчатку Буря в стакане воды Водить за нос Волк в овечьей шкуре Волынку тянуть (завести) Восьмое чудо света Вот где собака зарыта! Врет, как сивый мерин Всемирный потоп Сжечь корабли (мосты) Сиамские близнецы Скатертью дорога Сколько воды утекло Слепое счастье Слово знает! Со щитом или на щите Собаку съесть Иван, родства не помнящий Идти в гору Из порося в карася Из Савла Павлом (стать) Итальянская забастовка

    Образцы сочинений

    Роль фразеологизмов в речи

    Вариант 1.

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?

    Вариант 2.

    В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.

    Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.

    Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.

    Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.

    Вариант 3.

    Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

    К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

    Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

    Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную экспрессивную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий).

    Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять).

    Для фразеологизмов характерна эмоциональная выразительность. Они не только называют явления действительности (называют через сопоставление, образно), но и передают отношение говорящего к названному явлению. Эмоциональность и образность фразеологизмов не всегда замечаются говорящими, но сопоставление фразеологизмов со словами и словосочетаниями оживляет их эмоциональность и образность.

    Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

    Фразеологизм «(указать)», встречающийся в предложении (указать номер), выполняет следующую функцию: (указать функцию).

    Всё вышесказанное ещё раз подтверждает, что. .

    Вариант 4.

    Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении прочитанного текста.

    В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например,

    Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

    Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения , которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Отсюда вывод:

    или делать из мухи жирафа .

    "На него все махнули рукой"

    Игра в слова

    Таким образом

    Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Профессора слушали очень внимательно. - Профессора слушали затаив дыхание.

    Над этим стоит подумать. - Над этим надо пораскинуть мозгами.

    Они разговаривали. - Они точили лясы.

    Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

    1. мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересной;
    2. проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;
    3. разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

    Отсюда вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

    Главная особенность фразеологизмов

    По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа .

    С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой" . И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

    Фразеологизмы на все случаи жизни

    Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

    Игра в слова

    Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов. И вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

    Таким образом , фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

    • выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
    • украсить нашу речь и сделать её образнее;
    • поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.

    Проще пареной репы

    Попова Марина,

    ученица 4а класса МОБУНОШ № 28

    Руководитель:

    Кудина Надежда Павловна

    р.п.Чунский, Иркутская область

    2014г

    Введение.

    В 2013 году зима сравнительно была нехолодной. Картофель в подполье раньше времени выпустил свои ростки. В один из весенних дней мы с мамой перебирали картофель, отрывали ростки, чтобы они не вытянулись к посадке, да и картофель меньше дряб. Сидели, дружно работали, разговаривали.

    Я спрашиваю маму.

    Мама, картофель в Россию завёз ещё Петр Первый в 17 веке, распространение картофель получил в 19 – 20 веках, когда его стали считать вторым хлебом.

    А что ели люди до картофеля?

    Как жили без картофельного пюре?

    Что клали вместо картофеля в щи?

    Какое моё было удивление, когда мама сказала:

    Картофелем наших предков была репа.

    Мама, а что ты знаешь про репу?

    Мама, шутя, ответила:

    Я знаю, что нет ничего проще пареной репы.

    А это как понять?

    Вот и разберись во всём, доченька, ты уже у меня взрослая.

    Я поставила перед собой цель:

    Выяснить, почему наши предки считали репу вторым картофелем, вторым хлебом, и что означает

    « проще пареной репы»?

    Поставила следующие задачи:

    Узнать, где появилась впервые репа?

    Выяснить, когда она появилась в России?

    Проследить, за что ценили репу как продукт питания?

    Найти, какие блюда готовили из репы?

    Пронаблюдать, какое место занимает репа в фольклоре?

    Проследить, как надо сеять и растить репу?

    Узнать, какие имеются сорта репы?

    Посеять и вырастить репку самой.

    Я выдвинула гипотезу:

    Возможно, из репы получали муку и пекли буханки хлеба.

    Блюда из пареной репы готовили просто и вкусно, а вместо картофеля была репа.

    Основная часть.

    В толковом словаре я прочитала, что « репа – двулетнее растение рода капуста, семейства крестоцветных, плод скороспелый, с округлым корнем светло – желтого цвета. Есть репа овощная и кормовая».

    В научно – популярном издании « Все обо всем» есть статья, которая начинается так: « Кто из нас не знает знаменитую сказку про репку… Помните: « …Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку – вытянули репку»? А вот когда впервые человек вытянул репку из земли и попробовал, когда впервые посеял ее, доподлинно неизвестно».

    «Репу по праву называют одной из древнейших культур, которые сеял человек. Уже в египетских папирусах 4000-летней давности расписано, сколько выделяется репы рабам, строившим пирамиды.

    Древние персы тоже кормили репой рабов, сами тоже ели репу, добавляя её к своему разнообразному меню.

    Древние греки ценили её, но почему-то ниже свёклы. Когда приносили жертву богу солнца Аполлону, то свёклу несли на серебряном блюде, а репу несли на оловянном.

    Римляне оставили в своих записях о земледелии свидетельства того, что репу выращивали до пудового веса (14-16 кг). Шведские и норвежские крестьяне жертвовали церкви одну десятую часть урожая репы. В Германии под Берлином выращивали репку с размером в куриное яйцо длинной формы. В ней была нежная. Сладкая и сытная мякоть. Этот корнеплод заказывали на торжественные обеды. Отгружали ее за границу».

    Репа – это древнейшая культура из Западной Азии.

    До 18 века овощ репа была главным продуктом на столе россиян.

    «В старину на Руси из овощей наиболее распространенной была репа, она самая древняя огородная культура. Даже в те далекие времена, когда люди выжигали лес под пашню, наши предки уже сеяли репу. Они кидали семена в остывшую золу, а осенью получали удивительные плоские плоды. Поэтому и родилась поговорка: « В землю блошкой, а из земли – лепешкой»

    Скороспелую, стойкую к холоду репу у нас на Руси полюбили с давних времён. Ни один народ не ценил репу так, как русские! В неурожайные годы, когда рожь вымерзала, репа заменяла Великому Новгороду хлеб. В центральных областях России репу сеяли и второй раз, в июле, и успевали собрать ещё один урожай.

    Её называли кормилицей, «зелёной лепёшкой». Она заменяла в неурожайные годы мучные лепёшки. Долгие годы репа была

    « вторым хлебом» для многих российских народов. Репу и варили, и пекли, и жарили, и парили. Картофеля тогда ещё не знали, его заменяла репа. Даже квас умели готовить из репы. Листья репы заквашивали на зиму для варки щей. Каждый день люди встречались с репой за столом.

    В наше время репа за свою скороспелость пользуется популярностью на севере.

    Репа хорошо сохраняется зимой. В ней много витаминов, полезных минеральных солей. Ели репу сырой, вареной, печеной и чаще пареной. Пареная репа была настолько обычной, что даже вошла в народные поговорки: «Проще пареной репы (Сделать что-то очень просто). Дешевле пареной репы (Стоит что-то очень дешево)».

    Бабушка, Кочкина Нина Калистратовна, рассказывала моей маме(Поповой Светлане Петровне), как они репу парили. Об этом я прочитала еще и в статьях, взятых из интернета. «Томили репу до обильного истечения сока в печи в закрытом горшке. Когда парили репу, в доме дышать было тяжело. И дух от неё шёл такой ядрёный. Не зря родилась пословица: « Пареная репа из избы выживет».

    Шамшур Любовь Николаевна (65 лет) рассказала, что ее еще бабушка репу готовила на зиму, резала на дольки, держала под солнышком на противнях, долго сушила. Высушенная репа была вместо конфет, напоминала сухофрукты. Тёртую репу добавляла в хлебный квас. Квас – то был резкий, вкусный. Из репы в то время делали десятки блюд, а из пареной делали начинку для пирогов. Пироги с такой начинкой, по словам Любовь Николаевны, вся семья с удовольствием ели. Я попробовала такие пироги, нормальные, есть можно.

    Давно вывели сорта огородной репы. Корнеплоды очень нежные, сочные. По словам Шамшур Любовь Николаевны, особенно распространены такие сорта, как Петровская, Малиновская. Сорт Петровская славится отменным вкусом, высокой урожайностью и хорошей лёжкостью. Янтарно-жёлтая, богатая витаминами репка пользуется большим успехом и в настоящее время и у нас, и во многих странах. Такую репу каждый год сеяли мамины сестра Любовь Петровна (64 года) и Лидия Петровна (60 лет). Сорт Малиновская белая и красноголовая сохраняется плохо, поэтому съедать надо летом и осенью. Майская жёлтая- зеленоголовая.

    Сосед дядя Петя (64 года) рассказывал, как будучи студентом, их посылали в совхозы на уборку урожая турнепса. А турнепс – это тоже репа, только кормовая. Выращивают турнепс на корм скоту, им питаются сельскохозяйственные животные. Форма турнепса бывает овальная, шаровидная, цилиндрическая.

    Цвет – белый, жёлтый, фиолетовый. Дядя Петя рассказывал, что они тоже ели с удовольствием турнепс на поле.

    Репа – растение скороспелое, устойчива к холодам. Семена начинают прорастать при температуре 1-5 градусов Цельсия, семена прорастают на 3-5 сутки после посева. Всего 6-12 недель нужно от посева до сбора. Всходы, которые появляются после высева семян, нужно прореживать. При загущении рост корнеплодов затруднён. Прореживание проводят как можно раньше, едва у растений появится первый настоящий лист.

    Папина мама, Попова Валентина Сергеевна (84 года) раньше мне рассказывала, что репу они плевали. Я не сразу поняла её, оказалось, что репу когда – то сеяли изо рта. Дело в том, что у репы очень мелкие семена.

    У Надежды Павловны Кудиной мама (Плотникова Прасковья Карпеевна) тоже сеяла изо рта и морковь, и репу. Вручную их трудно разбросать. Однако и плевать - дело не простое, поэтому лучшие « плевальщики» ценились в народе.

    Прошлым летом я впервые сама посеяла репу. Плевать семена я не умею, поэтому аккуратно с ладошки брала семена и сыпала в бороздку. Сама поливала, прореживала, вовремя полола, рыхлила землю. Быстро выросла моя репка.

    Я её посеяла в конце июня, а в конце августа вся наша семья пробовали репку. Мы с мамой приготовили репку, фаршированную мясом с луком, фаршированную тертым сыром с яйцом и майонезом. Запекали в духовке. Очень вкусно получилось

    В конце августа я была в гостях у своей учительницы, Кудиной Надежды Павловны(60 лет). Среди богатого урожая перцев и помидоров, я увидела репу. Моя учительница тоже вырастила репку. Хорошая репка выросла. Мы в классе всю репку съели.

    Вначале сентября мы принесла репку в класс. Нарезали целую чашку. Все мои одноклассники ели с удовольствием. Многие дети взяли по одной, по две репки домой, чтобы угостить своих сестер и братьев, так как дома не все сеют репку. Потом репу принесла Абраменко Лера, моя одноклассница. Репу вырастила её мама, Абраменко Ирина Васильевна(48 лет). Мы и эту репу съели!

    В книге «Почемучка» я прочитала, что когда-то люди сложили сказку о чудо – репке потому, что веками мечтали о чудесах: « А вдруг вместо маленьких вырастут на огороде репки-великаны». Мечтали они о том, чтобы картошка уродилась не мелкая, а крупная, чтобы все овощи росли, зрели поскорее. Но это было только в сказках все просто, волшебство помогает. Оказывается, можно много добиться без волшебства.

    Ученые сегодня на полях делают такие взаправдашние чудеса. И появилась новая сказка, в которой « трактор за репку, дедка за трактор…».

    Репе повезло в фольклоре. В сказках, пословицах, песенках часто упоминают репку.

    Мы с ребятами ставили сценку « Репка».

    Я собрала пословицы и поговорки о репке. Вот некоторые из них:

    Сидит, как репа на грядке.

    Проще пареной репы.

    Дешевле пареной репы.

    Записала некоторые загадки про репку.

    Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло.

    Сладка, а не сахар.

    С хвостом, а не мышь (репка).

    Круглый бок,

    Жёлтый бок,

    Сидит на грядке колобок,

    Кругла, а не шар.

    Желта, как мед, а вкус не тот (репка).

    В землю крошкой, из земли лепёшкой (репка).

    Записала песенки про репку.

    Одним днем не обойдешь кругом.(Приложение 1)

    В классе провели конкурс на лучший рисунок « Репка». Весь класс принял активное участие. Жюри выбрали 5 лучших работ. Это рисунки Поповой Марины, Ульшиной Софии, Рукосуевой Арины, Лесных Данила, Кочкиной Александры. (Приложение2)

    Я и мои одноклассницы, Молчанова Полина, Ульшина Соня, написали послания всем огородникам от имени Репы. Пожалуйста, выращивайте больше репки! (Приложение 3)

    Все в классе написали сочинение про репку. Выяснилось, что многие ребята до написания сочинения очень мало знали об этом корнеплоде. После самостоятельного поиска информации, после прослушивания моей исследовательской работы, у ребят знаний о репе стало больше. (Приложение 4)

    Собранный материал про репку отправили в районную газету « Чунский вестник». Читая газету, хочется, чтобы жители нашего района вспомнили про удивительный овощ и стали сеять репу как можно больше себе на радость и на радость своим детям и внукам. Материал принят к печатанию.(Приложение 6)

    Я люблю сказку « Репка». Теперь – то я понимаю, почему такое внимание уделялось репке в устном народном творчестве. Репка действительно заменяла и картофель, и хлеб.

    Я с удовольствием вылепила поделку из пластилина, которой любовались ребята нашей школы.

    В школе провела анкету среди учащихся четвертых классов. Приняли участие 70 человек. Все знают, что такое репка.

    У 35 человек (это 50%) мамы или бабушки выращивают репу в своем огороде.

    38 человек едят репу.

    В 31 семье употребляют репу и знают, что она полезна для нашего организма. Некоторые считают, что репа безвкусная. Некоторые считают, что за репа, которая не имеет остроты, обжигающей рот. Едят листья репы, делают салат. Уверяют, что он самый пикантный.(Приложение5)

    Репа – лекарственное растение. Об этом нам рассказала врач – терапевт, мама моей одноклассницы, Цмайло Юлия Николаевна (38 лет). В традиционной медицине издавна ценили укрепляющее и восстанавливающее действие репы. Из неё можно выжимать сок, делать чай, отвар, делать компресс. В толковом словаре написано, что «репа содержит много витаминов, микроэлементов и каротин, оказывает полезное действие при болезнях ротовой полости, дыхательных путей».

    Репа является растением, которое используется в косметике. Отвар из листьев укрепляет волосы, предохраняет от выпадения. Репа полезна при гастритах с пониженной кислотностью, улучшает переваривание пищи.

    Заключение.

    Работая по теме « Проще пареной репы»,

    я многое узнала о замечательном овоще – репке.

    1. Выдвигая гипотезу, я в чем-то была права, из репы не получали муку и не пекли булки хлеба, но из репы пекли лепешки, которые заменяли хлеб. Действительно, не только легко и быстро вырастить репу, из нее и легко готовить разные блюда. Я доказала себе, что репа – это второй картофель.

    2. А пословицу применяют тогда, когда что-то можно сделать легко и просто.

    3.Я рада, что сумела самостоятельно вырастить репу на своём огороде.

    4.Собрала материал по фольклору о репке.

    5. Написала сочинение о репке.

    6. Написала письмо – обращение ко всем огородникам от имени репки, призывая сеять репку, чтобы дети имели возможность есть репку, ведь она очень полезна.

    7. Вылепила из пластилина поделку к сказке « Репка».

    8. Провела конкурс на лучший рисунок « Репка».

    Спасибо за внимание!

    Литература:

    1. Александров Б.А.В стране зеленой. М.,

    « Просвещение», 1973г.

    2. Дитрих А.К. Почемучка: Детское Справочное Бюро/

    А.К. Дитрих, Г. А. Юрмин; Художник А. Гурьев и др. –Издательство исправленное,с сокращением и дополнением. – М.: ООО « Издательство Апрель: ООО «Издательство АСТ»,2002. – 336с.: ил.

    3.Научно-популярное издание. Все обо всем. Том 10. Компания « Ключ – С» Филологическое общество « Слово» Центр гуманных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова; М. «АСТ»1996г.

    4. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-еизд.,дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.-944стр.

    5.http:// otvet/mail.ru/guestion/36080334

    6. http:obiepiha.gom/lekarstvennje_rastenija/838-repa.html

    7.http:www.poedim/ru/gontent/447-repa.html

    8.

    9. http://www.xliy.ru/kulinarija/yetyudy_o_pitanii/p7.php

    Информаторы:

      Абраменко Ирина Васильевна (48 лет)

      Капуста Любовь Петровна (64 года)

      Кочкина Нина Калистратовна (55 лет)

      Кудина Надежда Павловна (60 лет)

      Кудин Петр Петрович (64 года)

      Попова Светлана Петровна (44 года)

      Тарасова Лидия Петровна (60 лет)

      Цмайло Юлия Николаевна (38 лет)

    9. Шамшур Любовь Николаевна (65 лет)

    1.Введение. стр.2

      1. Цель. стр.3

        Задачи. стр.3

        Гипотеза. стр.3

    2. Основная часть. стр.4

    3.Заключение. стр.14

    4. Литература. стр.15

    5. Информаторы. стр.16

    6. Приложение № 1 стр.17

    7. Приложение № 2 стр.22

    8. Приложение № 3 стр.23

    9. Приложение № 4 стр.24

    10. Приложение № 5 стр.25

    11. Приложение № 6 стр.26

    Приложение №1

    « Повезло репке в фольклоре»

    Загадки про репку.

    1.Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло.

    Сладка, а не сахар.

    С хвостом, а не мышь. (репка)

    2. Круглый бок,

    Жёлтый бок,

    Сидит на грядке колобок,

    К земле прирос крепко. Что это? (репка)

    3. Кругла, а не шар.

    Желта, как мед, а вкус не тот. (репка)

    4. В землю крошкой, из земли лепёшкой. (репка)

    5. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь.

    Желта, как мед. А вкус не тот. (репка)

    6. Держится за землю крепко, вылезать не хочет.(репка)

    7. Не видна из грядки, играет с нами в прятки.

    И никто бы не нашел, да гляди – торчит хохол.

    Потяните крепко – вытащите…

    8.Кто-то за кого-то уцепился цепко:

    Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

    Но еще помощники скоро прибегут…

    Победит упрямицу дружный общий труд!

    Кто засел так крепко? Может, это …

      Пришла в поле блошкой, а домой пришла лепешкой.

    10.Под леском, леском свилась клубком, да и с хвостиком.

    Пословицы и поговорки о репке.

    Сидит, как репа на грядке.

    Проще пареной репы.

    Дешевле пареной репы.

    Мажет Клим телегу, едет по репу (про нерадивого огородника).

    Репу да горох не сей возле дорог.

    Без заботы и репку не вырастишь.

    Репку есть – невелика честь.

    В землю блошкой, а из земли – лепешкой.

    Записала песенки про репку.

    Сверху репа зелена, посерёдке толста,

    К концу востра, прячет хвостик под себя.

    Кто к ней подойдёт, всяк за вихор возьмет.

    На пенёчке я сижу, мелки колышки чешу.

    Огород горожу, белу репоньку сажу.

    Бела репа важная, дивилась старуха каждая.

    Одним днем не обойдешь кругом.

    Всей деревней ели целую неделю.

    Одну корку положили, так телегу обломили!.

    Уродись, репка, ни густа, ни редка,

    С мышиный хвост, с тараканий нос.

    Сами землю мы копали, сами грядку насыпали,

    Мы сажали репку! Сами зёрна мы бросали,

    Сами всходы поливали, мы растили репку!

    Вот поспела репка, стала сочной, стала крепкой!

    Вкусной стала репка! Всех мы в гости приглашаем,

    Сладкой репкой угощаем, угощаем репкой.

    Приложение №2

    « Конкурс рисунков о репке»

    Приложение №3

    « Послание огородникам от Репки»

    Приложение №4

    « Сочинение про репку»

    Приложение №5

    « Анкета про репку»

    Приложение №6

    Материал о репке в газете

    « Чунский вестник»

    Проще пареной репы Фамильярн. Очень просто. Объясняя способ приготовления соли, Петин сказал: - Это же так просто! Тут же проще пареной репы! (Ю. Крымов. Инженер).

    Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Проще пареной репы" в других словарях:

      проще пареной репы - очевидно, просто, раз плюнуть, элементарно, ватсон, раз чихнуть, легкий, элементарно, не фокус, плевое дело, не штука, и к бабке не ходи, яснее ясного, и к гадалке не ходи, ясно как день, ясно как божий день, прозрачно Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

      проще пареной репы - разг. Очень просто или очень простой. Задача проще пареной репы … Словарь многих выражений

      Проще пареной репы - Разг. О чём л. очень простом, несложном. ФСРЯ, 389; Жиг. 1969, 291; БМС 1998, 491; ФМ 2002, 385; Мокиенко 1986, 54; ЗС 1996, 114, 337 … Большой словарь русских поговорок

      проще пареной репы - разг. , шутл. очень просто. Собственно русский оборот, связанный с крестьянским бытом. До появления картофеля репа была самым распространенным в России овощем и входила в повседневный рацион населения. Репу ели в сыром виде, но чаще парили в… … Справочник по фразеологии

      проще простого - детская игра, легкий, без проблем, не большая хитрость, легче легкого, не велика хитрость, пара пустяков Словарь русских синонимов. проще простого прил., кол во синонимов: 24 без напряга (19) … Словарь синонимов

      проще не бывает - нареч, кол во синонимов: 18 без проблем (23) влегкую (15) ежу понятно (16) … Словарь синонимов

      проще некуда - нареч, кол во синонимов: 17 без проблем (23) в два счета (51) влегкую (15) … Словарь синонимов

      легкий - Легковесный, маловесный, воздушный, невесомый, эфирный; удобоисполнимый, сподручный; ручной, удобоносимый, портативный. Легче перышка. Это легче легкого. Книга для легкого чтения. Шуточное (плевое, пустое) дело! Мне это нипочем. Легкая вина. Не… … Словарь синонимов

      репа - ы; ж. Огородное растение сем. крестоцветных, овощ с утолщённым корнем, обычно белого или желтоватого цвета; съедобный сладковатый корнеплод этого растения. Сеять репу. Большая р. Съесть репу. // О глупой или плохо соображающей голове. Напряги… … Энциклопедический словарь

      па́реный - ая, ое. Приготовленный парением. Пареная репа. ◊ дешевле пареной репы прост. очень дешево или очень дешевый. проще пареной репы прост. очень просто или очень простой. Объясняя способ приготовления соли, Петин сказал: Это же так просто! Тут же… … Малый академический словарь

    Книги

    • История. Путешествие в древнюю Русь , Александр Лукин. Издательство «АРДИС» представляет уникальную коллекцию аудиоспектаклей для детей. Легко, будто играя, дети погрузятся в яркий и увлекательный мир знаний. А помогут им в этом знаменитые… Купить за 189 руб аудиокнига

    Значение ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ (РАЗГ. ШУТЛ.) в Справочнике по фразеологии

    ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ (РАЗГ. ШУТЛ.)

    очень просто. Собственно русский оборот, связанный с крестьянским бытом. До появления картофеля репа была самым распространенным в России овощем и входила в повседневный рацион населения. Репу ели в сыром виде, но чаще парили в глиняном горшке.

    Справочник по фразеологии. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ (РАЗГ. ШУТЛ.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ПРОЩЕ
      попроще, …
    • ПРОЩЕ в Словаре русского языка Лопатина:
      пр`още, сравн. …
    • ПРОЩЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      проще, сравн. …
    • ПРОЩЕ в Орфографическом словаре:
      пр`още, сравн. …
    • ШУТЛ. в Словаре Даля:
      (abbreviation) …
    • ПРОЩЕ
      1. Сравн. ст. к прил. простой 1 в 1, 2, 4 и 5 знач. Новая система машины гораздо проще. 2. …
    • ПОГЛЯЖУ Я В ОКОШКО, СТОИТ РЕПЫ ЛУКОШКО. ВЫГЛЯНУ В ОКОШКО - ПОЛНО РЕПЫ ЛУКОШКО (НЕБО И ЗВЕЗДЫ).
    • РЕПА в Энциклопедическом словаре:
      , -ы, ж. Корнеплод с округлым корнем светло-желтого цвета. Кормовая р. Дешевле пареной репы (очень дешево; разг. шутл.). Проще пареной …
    • У НАС ЗА ОКОШКОМ ПОЛНО РЕПЫ ЛУКОШКО (ЗВЕЗДЫ). в Пословицах русского народа Даля.
    • УХО в Энциклопедическом словаре:
      , уха, .мн. уши, ушей, ср. 1. Орган слуха, а также наружная часть его (у человека - в форме раковины). …
    • ДЕШЕВЛЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. …
    • ДЕШЕВЛЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ в словаре Синонимов русского языка:
      дарма, даром, дешево, за бесценок, за полцены, задарма, задаром, задешево, недорого, нипочем, по …
    • РЕПА
      корнеплод с округлым корнем светло-желтого цвета Кормовая р. Дешевле пареной репы (очень дешево; разг. шутл.). Проще пареной репы (очень просто; …
    • НОГА в Словаре русского языка Ожегова:
      опора, нижний конец (мебели, механизма, устройства) Стул на трех ногах. Н. шасси. нога одна из двух нижних конечностей человека, а …
    • РЕПА в Словаре Даля:
      жен. корневой овощ Brassica napus (rapa); репина, одна репа. Капуста да репа брюху не крепа. Кругла девка, как репка. Репка, …
    • РЕПА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      репы, ж. Овощ, двухлетнее растение из семейства крестоцветных с утолщенным шарообразным корнем. Кормовая репа Дешевле пареной репы (поговорка) - очень …
    • КОРМ ДЛЯ КРОЛИКОВ в Полезных советах:
      За 10-15 дней до уборки картофеля можно срезать его ботву. Ее хорошо едят кролики (свежую и высушенную). К зеленым кормам …
    • ТРАССА 60 (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-07-12 Time: 21:25:16 * — Как завязать разговор с девушкой своей мечты и не показаться полным идиотом? — Ничего …
    • СЕМЬ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-06-03 Time: 08:18:32 * Похоже, что мой грех зависть. * — Да уж — мечта домовладельца: парализованный жилец без …
    • САНЬКЯ в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-03-08 Time: 10:39:19 Цитаты из романа «Санькя» (автор Захар Прилепин) * Саша приметил неподалеку за оградой автобусы, помеченные …
    • САГА О ВЕДЬМАКЕ в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-07-11 Time: 21:29:15 Цитаты из книги "Сага о ведьмаке" (автор Сапковский, Анджей) *Любовь и кровь. В них могучая …
    • КНЫШЕВ, АНДРЕЙ ГАРОЛЬДОВИЧ в Цитатнике Wiki.
    • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
    • ГРЕЙС ХОППЕР в Цитатнике Wiki:
      Data: 2007-10-14 Time: 18:55:31 (9 декабря 1906 — 1 января 1992) — контр-адмирал ВМФ США, программист, создатель первого …
    • ГЕРАЛЬТ в Цитатнике Wiki:
      Data: 2007-02-12 Time: 09:16:13 ""Анджей Сапковский. "Ведьмак", "Меч предназначения", "Кровь эльфов", "Час презрения""" * Любовь и кровь. В них могучая …
    • ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ЧЕРНОМЫРДИН в Цитатнике Wiki.
    • ТЕРТУЛЛИАН в Новейшем философском словаре:
      (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье (сын …
    • РЕПИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    • РЕПИН в Энциклопедии фамилий:
      Великий русский художник Илья Ефимович Репин и князь, русский генерал-фельдмаршал, дипломат Николай Васильевич Репнин - «однофамильцы». В старину, когда картофель …
    • РЕПА в Энциклопедии Биология:
      , двулетнее травянистое растение сем. крестоцветных, овощная (собственно репа) и кормовая (турнепс) культура. Выращивают репу во многих странах Евразии и …
    • 9 АПРЕЛЯ в Словаре Примет:
      Матрены Настовницы. Сходит последний снежный наст. Торопились свести во двор остатки сена и соломы, находившиеся с летней поры в стогах. …
    • ПОМОЩЬ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". С чего начать работу? Если вы хотите помочь в наполнении энциклопедии - нет ничего проще. Изучите …
    • БЛАГОСВЕТЛОВ ГРИГОРИЙ ЕВЛАМПИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Благосветлов, Григорий Евлампиевич, - известный журналист, сын полкового священника. Родился в Ставрополе-Кавказском, в 1824 г., учился в саратовской семинарии, окончил …
    • БОТВИНЬЯ в Кулинарном словаре:
      по Далю "холодное, обычно рыбное кушанье на квасу с варенными травами (щавелем и др.) ботвою свеклы и мелко искрошенными овощами …
    • РЕПА, ФАРШИРОВАННАЯ МАННОЙ КАШЕЙ в Книге о вкусной и здоровой пище:
      Репу очистить от кожуры, промыть, залить горячей водой и сварить до полумягкости. Из приготовленной репы вынуть середину и сварить, после …
    • КРАН ТРУБОПРОВОДНЫЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (от голл. kraan) трубопроводный, запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора в форме тела вращения имеет отверстие для пропускания потока …
    • ЭЛЕКТРОСТАТИКА
      один из отделов учения об электрических явлениях, заключающий в себе исследования распределения электричества, при условии равновесия его, на телах и …
    • ЦВЕТОЧНЫЕ МУХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      представители р. Authomyia Meig, характеризующегося полукруглой головой, короткими усиками с голой или пушистой щетинкой, обнаженными глазами, сильно развитой заднегрудью, удлиненным …
    • ФИЗИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      1) Ф. и ее задачи. — 2) Методы Ф. — 3) Гипотезы и теории. — 4) Роль механики и математики …
    • УЛЕОБОРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      I (Ule?borgs och Kajana l?n) — наибольшая из губерний Финляндии; занимает сев. часть страны и граничит на СЗ со Швецией, …
    • ТЮРБИНА ИЛИ ТУРБИНА
    • ТЕРАТОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      есть отдел морфологии, занимающийся изучением уродливостей у растений. Тератология исследует причины возникновения уродливых форм, выясняет сущность последних и отношение их …
    • ПЛАТИНА, ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Platine фр., Platina или -um англ., Platin нем.; Pt = 194,83, если О = 16 — по данным К. Зейберта). …
    • ПЕКТИНОВЫЕ ВЕЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      В растениях, например, в соке и в мякоти плодов, в мякоти корнеплодов и в других частях растений, находятся вещества, частью …
    • ОРГАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
    • КУРЫ - ПТИЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
    • КОСТЯНОЕ УДОБРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      одно из самых важных, так как содержит фосфор и азот, которых очень мало в почвах — элементы, существенно необходимые для …
    • КОРЕНЬ, ЧАСТЬ РАСТЕНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
    • ДИЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      - Под Д. подразумевается пищевой режим, устанавливаемый для здоровых и больных соответственно возрасту, телосложению, профессии, климату, временам года и т. …
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
    Единичный отрезок, координаты
    Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные