Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Борьба с преступностью в снг. Решение о концепции взаимодействия государств-участников содружества независимых государств в борьбе с преступностью Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические

При всей значимости сотрудничества Республики Казахстан в области борьбы с преступностью с ООН, Советом Европы, иными континентальными и межконтинентальными межгосударственными сообществами и организациями в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов нашей страны с правоохранительными органами со странами СНГ.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -- участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств -- участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

Подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств -- участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

Подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

Разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

Борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств -- участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

Разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров, выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

Разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

Обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

Осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

Борьбу с наркобизнесом;

Борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

Выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств -- участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

Обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

Разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

нереальные сроки выполнения программы -- один год;

глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

отсутствие опыта совместной работы;

отсутствие правовой базы для сотрудничества;

стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

отсутствие материально-технической базы совместных действий;

политическая и экономическая нестабильность в регионах;

отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств -- участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах - участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

В программе совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года в большей степени учтены результаты анализа криминогенной ситуации и прогнозов развития преступности в странах СНГ, результаты научных исследований, практики борьбы с организованными формами преступности. Здесь также учтен прошлый опыт совместных действий правоохранительных органов стран в этом направлении.

Данная межгосударственная программа состоит из шести разделов, предусматривающих организационно-правовые вопросы, организационно-практические мероприятия, информационное и научное обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение, механизм контроля.

На сегодняшний день в рамках СНГ существует Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью и Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2011-2013 годы.

Обе программы разработаны во исполнение пункта 6.2 Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в развитие ранее действовавших межгосударственных программ на среднесрочный период. Принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью обусловлено необходимостью развития сотрудничества государств в противодействии современным вызовам и угрозам.

Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в странах Содружества, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, а также опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ.

Среди основных задач Программы - развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства, проведение комплексных совместных или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, а также осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

В свою очередь, Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков направлена на обеспечение адекватного реагирования на происходящие изменения в наркоситуации и реализации неотложных мер совершенствования противодействия распространению наркомании и наркобизнеса. Данная Программа представляет собой комплекс мер, реализация указанных Программ будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, международными обязательствами и законодательством государств - участников СНГ.

В настоящее время практически нет методик сравнительного анализа преступности в странах СНГ, не определены цели, задачи совместного исследования этой проблемы, отсутствует материально-техническая база. В связи с этим, в первую очередь, необходимо определить параметры сравнительных показателей при изучении преступности в рамках СНГ.

Не менее важно с точки зрения теории криминологии и практики борьбы с преступностью в рамках СНГ правильно и полно решить вопрос о круге сравниваемых составов преступлений. Сложившаяся мировая практика такова: для сравнения преступности при составлении статистических ежегодников ООН избирают преступления, представляющие особую общественную опасность для мирового сообщества. Как правило, это умышленные убийства, изнасилования, умышленные тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, кражи чужого имущества, поджоги. В некоторых странах национальная уголовная статистика учитывает данный узкий по количеству круг преступлений, которые принято называть индексами. В одних государствах (например, в США) число индексных преступлений находится в пределах десяти, в других (ФРГ, Франция, Англия) их значительно больше.

Ни в одной из стран СНГ понятия индексных преступлений не существует. Уголовная статистика стран Содружества учитывает все преступления, предусмотренные в их Уголовных кодексах. А таких преступлений более двухсот. Как поступить в подобной ситуации? Сравнивать все составы преступлений? В этом нет ни научной, ни практической значимости, да и технические возможности для такого сравнения отсутствуют. Если же пойти по пути сравнения групп преступлений, отнесенных к категории тяжких, то и тут все может оказаться не так просто при определении общей позиции. К примеру, такой состав преступления как умышленное убийство практически повсеместно отнесен к категории тяжких. Однако это не означает, что во всех ситуациях для стран СНГ имеет практическое значение сравнительный статистический анализ умышленных убийств. Другое дело, если речь идет об убийствах, к которым причастны лица разных стран, убийствах, затрагивающих межнациональные интересы, и т.п.

Видимо, на новом этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью каждая страна сама должна определять несколько (не более десяти) наиболее значимых для нее составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т.д. По всей вероятности, этот перечень преступлений будет периодически меняться в связи с изменениями уголовного законодательства, конкретной криминологической ситуацией, задачами, стоящими перед странами СНГ.

Определяя круг сравниваемой информации о преступности в странах СНГ, необходимо учитывать не только уголовно-правовые, но и криминалистические и криминологические классификации тех или иных противоправных деяний в сфере экономической деятельности. Здесь имеются в виду прежде всего мотивы, способ действия и предмет посягательства. Не менее продуктивным может быть включение в предмет анализа этнических и религиозных факторов, процессов миграции как в пределах СНГ, так и за его границами. Не обойтись здесь и без совместной разработки методик определения фактического уровня преступности в странах СНГ.

Сравнительный анализ преступности в странах СНГ предполагает также прогноз развития преступности хотя бы на ближайшую перспективу. Сейчас на уровне устоявшейся категории фигурирует такое понятие, как общее криминальное пространство. Отсюда строятся прогнозы в отношении динамики, структуры преступности, обстоятельств, способствующих преступлениям. Однако при всей внешней «прозрачности» данной категории она нуждается в осмыслении с более общих, стратегических позиций, позиций философского, экономического, политического и правового характера. Уже при первом приближении к названной проблеме возникает вопрос о том, а есть ли действительно такое понятие, как единое криминальное пространство. Есть географически единое пространство, есть территория, по которой передвигаются преступники без особых трудностей и препятствий. И все. Далее идут в основном одни различия, национальные интересы, традиции, взгляды и т.п. Вместе с тем во всем мире (правда, с разной степенью интенсивности) происходят процессы интернационализации всех сторон жизни. Интернационализируется и преступность как неотъемлемая пока часть жизнедеятельности человека. Поэтому есть основания предполагать, что в ближайшее время будет возрастать количество так называемых транснациональных преступлений, связанных с незаконной торговлей оружия, наркотиков, произведений искусств, контрабандой, транспортными преступлениями. Видимо, эти преступления и могут явиться основными содержательными элементами предлагаемого нами понятия «региональные индексные преступления» стран СНГ.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности их деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Приоритетное значение приобретают совместные усилия правоохранительных органов по борьбе с организованной и транснациональной преступностью, представляющей особую угрозу безопасности стран СНГ.

В социальном плане организованная и транснациональная преступность опасна в связи с тем, что она способствует:

вовлечению в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего из молодежной среды;

созданию в обществе атмосферы страха и неуверенности;

стимулированию роста социальной напряженности;

возрастанию вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов и алкогольных напитков.

В экономической сфере организованная и транснациональная преступность способствует:

Глобальной криминализации экономических отношений и упрочению позиций криминального капитала;

Росту теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств -- участников СНГ;

Снижению уровня международного доверия к усилиям государств СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики; Организованная и транснациональная преступность представляет угрозу и политическим интересам стран Содружества, поскольку создает условия для:

Вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь государств, лоббирования своих интересов во властных структурах путем формирования выгодного общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, а также путем принятия выгодных им законодательных и иных нормативных актов;

Подкупа коррумпированных государственных служащих;

Провоцирования в корыстных целях межнациональных конфликтов и политических скандалов.

Важнейшими направлениями согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ является борьба с:

Терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

- «заказными» и серийными убийствами;

Похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

Наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

Проникновением через границы стран СНГ нарушителей границы, террористических групп и других преступных элементов;

Нарушениями правил несения пограничной службы, дезертирством и другими преступлениями против военной службы, если они посягают на нормальное функционирование СНГ;

Незаконной миграцией;

Фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

Незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Преступлениями в сфере компьютерной информации;

Взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений стран СНГ;

Нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы стран СНГ;

Преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

Нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порно-графическим бизнесом и проституцией;

Любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-«гастролерами», действующими на территории стран СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи в пределах СНГ;

Преступными посягательствами на автотранспортные средства.

Правоохранительные органы стран СНГ по взаимному согласованию осуществляют:

Совместный анализ состояния, уровня, структуры, динамики и последствий преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

Выполнение в пределах своей компетенции совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

Совместные следственные действия и ОРМ по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

Обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, соглашений, а также национального законодательства о борьбе с преступностью;

Подготовку информации по вопросам борьбы с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти стран СНГ;

Разработку предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности стран СНГ по борьбе с преступностью, в том числе касающихся вопросов передачи уголовного преследования;

Изучение и оценку эффективности совместных усилий правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

Создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

Сотрудничество в области защиты прав потерпевших и свидетелей;

Согласованную разработку модельного законодательства с использованием его основных положений в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем стран СНГ.

Основными формами взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных действий и ОРМ по предупреждению преступлений как на территории СНГ в целом, так и на территории отдельных государств -- участников СНГ (инициатором и разработчиком таких мероприятий может выступать любой из субъектов взаимодействия);

б) оказание содействия работникам правоохранительных органов одной страны работниками правоохранительных органов другой страны в пресечении и раскрытии преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, исполнении наказаний (такое содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий) .

- 87.95 Кб

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СНГ

Введение3

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа6

Глава 2. Результаты сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью 21

Заключение38

Список источников и литературы40

Введение

Одной из наиболее важных проблем современности является борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами. В настоящее время деятельность многих организованных преступных группировок стала носить ярко выраженный транснациональный характер. Эта организованная преступность продолжает завоевывать и монополизировать все большие сферы общественной жизни практически каждого государства, обеспечивая себя постоянной высокой прибылью. Преступность, таким образом, создает прямую угрозу безопасности и стабильности на национальном уровне в рамках отдельных государств, а также на международном уровне в рамках всего мирового сообщества. В итоге, она нарушает нормальное функционирование экономических и социальных институтов, компроментирует их, что создает угрозу государственности. В результате деятельности организованных преступных группировок страдают населения государств, при этом, всех социальных слоев. Таким образом, борьба с организованной преступностью является актуальнейшей проблемой современности. Необходимость предупреждения преступности, устранение причин, факторов, условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной. С целью создания эффективной системы борьбы с международной организованной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Все мировое сообщество ведет активную борьбу с международной преступностью, постоянно внося изменения в стратегию и тактику борьбы с ней. Государства активно сотрудничают в рамках таких универсальных и региональных организаций как: Организация Объединенных Наций, Интерпол, Европол, FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

Таким образом, борьба с преступностью сегодня является одной из наиболее актуальных проблем на территории стран - участниц СНГ. На территории государств - участников СНГ, как и во всем мире в целом, продолжают рости масштабы угрозы, исходящей от организованной транснациональной (международной) преступности, которая нередко бывает связанной с терроризмом в том смысле, что группировки нередко участвуют в террористических актах и используют подобные в своих целях. Активно действуют организованные преступные группировки, которые стремятся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и даже отраслей в целом.

В 1996 году главами государств – участников СНГ была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран-членов СНГ. Благодаря этому вплоть до сегодняшнего дня сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный характер.

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Вдобавок к вышесказанному, стоит отметить, что за это время была существенно расширена международно-правовая база участия государств - участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.

В соответствии с принятыми программами странами-участницами СНГ проводятся совместные целевые мероприятия и специальные операции по противодействию преступности в целом, незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов, деятельности международных преступных группировок на транспорте и прочее. Регулярными стали совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств - участников СНГ.

Стоит отметить, что членами СНГ в 1993 г. был создан и до сих пор функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств - участников СНГ.

Совместно осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.

К тому же, стоит отметить, что в последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие или же занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами и проч. Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные международные преступные группы, которые наносят значительный ущерб в частности экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям. Поэтому в целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Глава 1. История развития сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью и его правовая основа

С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, что нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении 1991 года и в Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года.

12 марта 1993 г. в Москве Советом глав правительств СНГ была утверждена Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ1. В этой Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

    • подготовку предложений для создания в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности, для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;
    • подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;
    • разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с организованными преступными группировками (ОПГ), незаконным оборотом оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Организационно-практические мероприятия были направлены на:

    • борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);
    • разработку и проведение скоординированных комплексных операций: выявление и пресечение деятельности ОПГ, выявление и разоблачение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта;
    • разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи оружия и его хищения;
    • обеспечение совместного контроля за раскрытием тяжких серийных преступлений;
    • осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;
    • борьбу с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом в целом;
    • борьбу с преступностью в сфере экономики: усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов;
    • выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей, а также валютных средств;
    • обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;
    • разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

Для лучшей координации взаимодействия стран СНГ и координации их действий на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (БКБОП)2. БКБОП играет главную роль в институционном механизме сотрудничества органов внутренних дел государств-участников СНГ.

БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств – участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств. Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД) создан Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью3.

В состав СМВД входят министры внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Представители Туркменистана принимают участие в отдельных заседаниях СМВД. Рабочим языком СМВД является русский язык. Сегодня председателем СМВД является Усубов Рамис Идрисович, Министр внутренних дел Азербайджанской Республики. Сегодня в состав СМВД входят4:

  • Председатель СМВД – Министр внутренних дел Азербайджанской Республики – генерал-полковник Усубов Рамиль Идрис оглы
  • Начальник Полиции Республики Армения – генерал-лейтенант Гаспарян Владимир Сергеевич.
  • Министр внутренних дел Республики Беларусь – полковник милиции Шуневич Игорь Анатольевич
  • Министр внутренних дел Республики Казахстан – генерал-лейтенант полиции Касымов Калмуханбет Нурмуханбетович
  • Министр внутренних дел Кыргызской Республики – генерал-майор милиции Рысалиев Зарылбек Кылычбекович
  • Министр внутренних дел Республики Молдова Речан Дорин Павлович
  • Министр внутренних дел Российской Федерации – генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев
  • Министр внутренних дел Республики Узбекистан – генерал-лейтенант Матлюбов Баходир Ахмедович
  • Министр внутренних дел Украины – генерал внутренней службы Украины Захарченко Виталий Юрьевич

СМВД является органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, а также иных государственных органов, которые выполняют аналогичные функции. СМВД помимо руководства БКБОП, имеет право создавать свои рабочие органы на временной основе для решения каких-либо конкретных задач.

Краткое описание

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, незаконным оборотом наркотиков, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Государствами-членами был принят ряд конвенций, базовым документом среди которых является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

"Страшно выходить на улицу!", "У нас хуже, чем в Чикаго" - кто не слышал подобных выражений? И сухие милицейские сводки, и красочно расписанные репортерами уголовной хроники страсти еще более усугубляют страх обывателей, т.е. наш с вами. Эта подборка цифр - попытка не запугать, а дать объективную картину, а вы уж сами делайте выводы и примите меры по своей безопасности.

Число зарегистрированных преступлений

"pre" тысячи на 100000 жителей 1991 1992 1991 1992**

Азербайджан 15,6 22,4* 217 305 Армения 13,1 16,4* 384 470 Беларусь 81,3 96,6 792 937 Казахстан 173,9 200,9 1030 1181 Кыргызстан 31,1 43,9 698 976 Молдова 44,5 48,3* 1021 1108 Россия 2173,1 2760,7 1459 1857 Таджикистан 18,5 25,3 340 450 Туркменистан 19,3 17,9 512 465 Узбекистан 88,6 93,6 423 436 Украина 405,5 480,5 780 921

** при расчете коэффициентов преступности за 1992 г. использовались предварительные данные о численности населения.

В 1992 г. в целом по СНГ число зарегистрированных преступлений составило 3,8 млн. и увеличилось по сравнению с 1991 г. в среднем на 24%.

Самые типичные преступления

По-прежнему, это - кражи. Доля их в общем числе зарегистрированных преступлений в 1992 г. составила более 58%, (в 1991 г. - 56%), а в России и Кыргызстане - по 59%, Таджикистане - 63%. Свыше двух третей краж приходится на кражи личного имущества граждан.

Почти в 1,5 раза возросло количество грабежей и разбойных нападений. Рост этих видов преступлений имел место во всех государствах Содружества - в среднем на треть.

На четверть возросло за прошлый год число насильственных преступлении, совершенных против личности (умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований): в России - примерно на треть, Азербайджане и Молдове - в 1,4 раза, в Таджикистане - в 1,9 раза.

Почти в 1,4 раза возросло число совершенных убийств, а в Таджикистане - более чем в 4 раза, в Молдове - в 2,4 раза, Армении - в 1,5, Азербайджане и России - в 1,4 раза при сокращении их числа в Туркменистане на 3%.

У кого в кармане нож?

Органами внутренних дел и прокуратуры стран Содружества в прошлом году было выявлено более 1,6 млн. человек, совершивших преступления, что на 16% больше, чем в 1991 г. Более половины (55%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Подавляющее число среди выявленных преступников (88%) - мужчины, 12% - женщины (от 5% в Азербайджане до 14% в Беларуси и на Украине).

Для женщин наиболее характерны такие виды преступлений, как взяточничество (около 30%), мошенничество (более 20%) и некоторые другие корыстные преступления.

Треть преступников совершает преступления в состоянии алкогольного опьянения. В целом по странам Содружества в пьяном виде в прошлом году совершили преступления более полумиллиона человек, что на 20% больше, чем за 1991 г.

Во всех государствах СНГ возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения (в среднем на треть), половина из них приходится на Россию, треть - на Украину. В 1992 г. в межгосударственный розыск (в пределах бывшего СССР) объявлено 30,3 тыс. скрывшихся преступников. Снижается эффективность поиска таких лиц. Если в 1991 г. их было разыскано около двух третей, то в 1992 г. - немногим более половины.

И. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника отдела социальной статистики Статкомитета СНГ

И. КОЛОСКОВА, главный юрисконсульт отдела

Кубов Р.Х., кандидат юридических наук.

В силу развивающегося стремления к созданию единого правового и криминологического пространства, объединению усилий в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ представляет практический и научный интерес анализ организованной преступности в странах Содружества <1>.

<1>

Совершено
преступлений
организован-
ными группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 174 282 185 102
Армения 101 56 31 22
Беларусь 534 395 308 188
Грузия 15 14 62 90
Казахстан 625 698 34 45
Кыргызстан 59 38 24 37
Молдова 2 5
Таджикистан 44 55
Узбекистан 1062 1024 873 789
Украина 3977 4682 1749 1628
Россия 30174 35026 11715 11543

Очевидно, что существенное снижение показателей организованной преступности достигнуто в Беларуси, Армении.

Однако ряд статистических позиций вызывает определенные сомнения (например, 2 организованные группы в Молдове или 14 таких групп в Грузии). Причины такому положению дел могут быть разные: порядок регистрации преступлений, конъюнктурные соображения приукрашивания статистики и т.д.

Особое место в структуре организованной преступности государств СНГ занимают убийства, при этом с учетом особенностей национального законодательства речь идет только об умышленных деяниях:

Совершено
умышленных
убийств
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
умышленные
убийства в
составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 7 1 30 5
Армения
Беларусь 14 5 11 8
Грузия
Казахстан 16 10 22 29
Кыргызстан 1 1 1
Молдова
Таджикистан 1 2 8
Узбекистан 17 2 30 4
Украина 34 40 57 42
Россия 244 181 339 238

Как и прежде, отмечается тенденция роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия в государствах Центральной Азии <2>. По состоянию на конец 2007 г. ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого организованными группами, такова <3>:

<2> См.: Преступность и правонарушения (2000 - 2005 гг.). С. 12 - 13, 37.
<3> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено
преступлений в
сфере НОН
организованными
группами
Выявлено лиц,
совершивших
преступления,
связанные с НОН,
в составе
организованных
групп
2006 2007 2006 2007
Азербайджан 8 3 27 6
Армения 1 2
Беларусь 2 10 4 7
Грузия 1 4 2 13
Казахстан 42 46 41 27
Кыргызстан 1 5 4 12
Молдова
Таджикистан 8 19
Узбекистан 20 38 19 36
Украина 957 187
Россия 5348 7308 2454 3168

Приведенные данные подтверждают вывод российских ученых о том, что многие общеуголовные преступления интернационализируются и приобретают организованный транснациональный характер, что, в свою очередь, влечет необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с ними <4>. Об этом свидетельствуют и последние статистические сведения. В 2007 г. на территории России гражданами Узбекистана совершено 8858 преступлений (+12,8%), гражданами Азербайджана - 3886 (-21,2%), Армении - 2075 (-20,9%), Беларуси - 1883 (+9,3%), Кыргызстана - 3044 преступления (-4,3%) <5>.

<4> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. С. 23 - 24.
<5> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Только в 2007 г. по расследованным уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, изъято:

  • иностранной валюты (в эквиваленте долларов США) - 19674800;
  • поддельных денег - 7972 купюры;
  • предметов антиквариата - 65790 единиц;
  • нефти и нефтепродуктов - 52684 тыс. тонн;
  • огнестрельного оружия - 1104 единицы;
  • наркотикосодержащих растений - 49152 кг;
  • наркотических средств и психотропных веществ - 3337,6 кг.

Таким образом, сравнительная характеристика организованной преступности в государствах СНГ дает определенное представление о ее состоянии, динамике и структуре. Часть этой преступности в силу территориальной распространенности, государственной правовой принадлежности (гражданства) виновных лиц, опасности посягательства на интересы нескольких государств составляет международную преступность.

По ряду причин не дает ожидаемого эффекта международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений.

Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Нарастание масштабов организованной транснациональной преступности - только часть проблемы, решение которой невозможно без согласованных коллективных усилий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Главное достижение Содружества в этой области - создание системы взаимодействия его органов и компетентных национальных структур, призванных обеспечивать стабильность и безопасность, сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве СНГ. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов "О безопасности на транспорте", "О безопасности на воздушном транспорте", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "Об оказании помощи жертвам торговли людьми", "О противодействии экстремизму", "О милиции (полиции)", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" <6>.

<6> См.: Материалы пресс-службы Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www.cis.minsk.by.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нормотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормы права такого типа, хотя и являются рекомендательными, создают правовой ориентир для государств-участников, позволяют воспринять апробированный опыт других государств, повысить эффективность собственного законодательства и его совместимость с законодательством сопредельных стран.

Преступность в странах Содружества сокращается

В странах Содружества в 2002 году общее число зарегистрированных преступлении по сравнению с 2001 годом сократилось в среднем на 13%.

Таблица 10. Общее число зарегистрированных преступлений (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия*

Таджикистан

Доля преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким, в общем числе зарегистрированных преступлений варьирует от 8% в Армении до 68% в Киргизии. По сравнению с 2001 годом число преступлений этой категории снизилось во всех странах Содружества, кроме Белоруссии и Грузии, где оно увеличилось соответственно на 8% и 12% .
Около половины зарегистрированных преступлений в целом по странам Содружества составляют преступления против собственности. На преступления, связанные с наркобизнесом, приходится 8%, хулиганство - 5%, насильственные преступления против личности - 4%.

По сравнению с 2001 годом общее число преступлений против собственности в странах Содружества снизилось в среднем на 19%. Число краж в большинстве стран сократилось на 8-29%. Каждая четвертая кража - квартирная. Число грабежей возросло в среднем по странам СНГ - на 8%; разбойных нападений - на 5%; случаев мошенничества - снизилось на 10%.

Таблица 11. Число зарегистрированных преступлений против собственности (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

В 2002 году по сравнению с 2001 годом хулиганских действий в среднем по странам СНГ снизилось на 1%, взяточничество осталось на прежнем уровне.

Преступления, связанные с наркотиками, в Азербайджане составляют 14% общего числа преступлений, Грузии - 11%, Казахстане - 10%, Киргизии, России и Таджикистане - 8%, Украине - 13%. В других странах их доля ниже среднего показателя по странам Содружества. По сравнению с 2001 годом рост этих преступлений произошел в Армении на 2%, Белоруссии - на 22%, Грузии - на 4%, Молдавии - на 31%, Украине - на 21%; снижение - в Азербайджане - на 5%, Казахстане - на 25%, Киргизии - на 6%, России - на 22%, Таджикистане - на 43%. В среднем по странам СНГ число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, уменьшилось на 14%.

Таблица 12. Число зарегистрированных хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества (единиц)

Хулиганские действия

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в среднем по Содружеству увеличилось на 1%, число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 4%; число изнасилований снизилось на 2%).

Таблица 13. Число зарегистрированных насильственных преступлений против личности (единиц)

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилование и покушения на изнасилование

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

* без покушений

Источник : Статистика СНГ (Статистический бюллетень) №5 (308) 2003. с. 9-13

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно варить вкусный компот из клюквы
Пышные оладьи на воде без дрожжей - рецепт
Чайный пирог Рецепт пирога с чаем