Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международная организация гражданской авиации икао. Основные документы икао Международная организация гражданской авиации где находится

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, основанное с целью обеспечения безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации путем разработки международных стандартов и рекомендаций по передовой практике и предоставления их государствам. Организация выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией. В настоящее время членами ИКАО является 191 государство. СССР присоединился к ИКАО в 1970 году. Постоянная штаб-квартира организации находится в Монреале, Канада.

История создания.

Первая международная конференция по вопросам гражданской авиации, созванная по инициативе французского правительства, состоявшаяся в 1910 году, не привела к принятию какого-либо соглашения. В ее работе участие принимали только европейские правительства, поскольку трансокеанский перелет в те годы считался несбыточной мечтой.

Прошло почти десятилетие до заключения международной Конвенции о регулировании воздушной навигации в Париже в 1919 году, учредившей Международную комиссию по аэронавигации под руководством Лиги Наций. Комиссия должна была встречаться не реже одного раза в год и заниматься техническими вопросами. Был также создан международный комитет юристов для решения сложных правовые вопросов, касающихся трансграничных авиаперелетов.

В 1928 году на конференции, состоявшейся в Гаване, была принята Панамериканская конвенция о коммерческой авиации с целью урегулирования проблем, возникающих в связи с резким ростом количества международных авиарейсов в Западном полушарии.

Хотя к концу 1930-х годов был достигнут некоторый прогресс в достижении соглашения о международных правилах полетов, большинство стран по-прежнему предоставляли очень мало уступок авиакомпаниям друг друга, и не существовало какого-либо соглашения, позволяющего иностранным самолетам беспрепятственно пересекать воздушное пространство одной страны по пути следования в другую.

Динамичное развитие авиации во время Второй мировой войны продемонстрировало необходимость создания механизма организации и регулирования международных полетов в мирных целях, охватывающего все аспекты, включая технические, экономические и правовые вопросы. Исходя из этих соображений, в начале 1944 года США провели предварительные переговоры со своими союзниками по Второй мировой войне, на основании которых 55 союзным и нейтральным государствам были направлены приглашения для встречи в Чикаго в ноябре 1944 года.

В ноябре и декабре 1944 года делегаты из 52 стран собрались на Международной конференции гражданской авиации в Чикаго для построения стратегии международного сотрудничества в области аэронавигации в послевоенную эпоху. Именно на этой конференции был разработан устав Международной организации гражданской авиации – Чикагская конвенция. В ней предусматривается, что ИКАО будет создана после того, как конвенцию ратифицируют 26 стран. Для решения насущных проблем гражданской авиации, была создана временная организация, которая исполняла соответствующие функции в течение 20 месяцев, пока 4 апреля 1947 года не была официально открыта.

Структура.

В соответствии с положениями Чикагской конвенции Международная организация гражданской авиации состоит из Ассамблеи, Совета с различными подчиненными органами и Секретариата. Главными должностными лицами являются Председатель Совета и Генеральный секретарь.

Штаб-квартира ИКАО, Монреаль, Канада.

Ассамблея , состоящая из представителей всех Договаривающихся государств, является суверенным органом ИКАО. Она собирается раз в три года, подробно анализирует работу Организации и устанавливает политику на ближайшие годы. Она также принимает трехгодичный бюджет организации.

Совет , руководящий орган, избираемый Ассамблеей на трехлетний срок, состоит из представителей 36 государств. Ассамблея выбирает членов Совета по трем категориям: 1) государства, имеющие важное значение для воздушного транспорта; 2) государства, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств обслуживания аэронавигации; и 3) государства, назначение которых обеспечит представительство всех географических районов мира. В качестве руководящего органа Совет отвечает за ежедневную работу ИКАО. Именно Советом утверждаются Международные стандарты и Рекомендуемая практика и оформляются в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Совету помогают Аэронавигационная комиссия (технические вопросы), Авиатранспортный комитет (экономические вопросы), Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обслуживания и Финансовый комитет.

Секретариат , возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти управлений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Управления по правовым вопросам и внешним сношениям и Административного управления.

Цели и задачи.

В статье 44 Чикагской конвенции говорится, что целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации, поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов, поощрение развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств и содействие безопасности полетов.

Основная задача организации – разработка и принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs) и политики в поддержку безопасной, эффективной, экономически устойчивой и экологически ответственной гражданской авиации. SARPs оформляются в форме приложений к Чикагской конвенции. Многие из них по мере необходимости пересматриваются и изменяются в ногу с последними научно-техническими разработками и инновациями. Ни деятельность ИКАО, ни принятие SARPs не умаляет суверенитет государств-участников. Последние могут принимать и более строгие нормы.

В дополнение к своей основной работе ИКАО координирует подготовку и реализацию многочисленных программ развития авиации в государствах-участниках; разрабатывает глобальные планы по регулированию многостороннего стратегического прогресса в области безопасности воздушного движения; осуществляет мониторинг и составляет отчеты по показателям эффективности сектора воздушного транспорта; и выявляет возможные недоработки в областях безопасности гражданской авиацией среди государств-участников.

Организация также содействует заключению региональных и международных соглашений, направленных на либерализацию рынков авиаперевозок, способствует установлению правовых стандартов, обеспечивающих безопасность с учетом возрастающих объемов авиаперевозок, и поощряет разработку других аспектов международного воздушного права.

В экономической области ИКАО не имеет регулирующих полномочий, тем не менее одной из ее уставных целей является предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. Кроме того, в соответствии с конвенцией государства-члены обязуются предоставлять ИКАО отчеты и статистику своих международных авиакомпаний по перевозкам, расходам и доходам с указанием источников их получения.

Уставной целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности деятельности международной гражданской авиации. Для достижения поставленной цели государства-участники должны придерживаться Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs). Чикагская конвенция включает 19 приложений в таких областях, как эксплуатация воздушных судов, правила полетов, проектирование аэродромов, расследование авиационных происшествий, выдача свидетельств авиационному персоналу, радионавигационные средства, метеорологическое обеспечение, обслуживание воздушного движения, поисково-спасательные работы и охрана окружающей среды. Большинство SARPs (17 приложений) относятся к компетенции Аэронавигационного управления ИКАО; два оставшихся (приложение 9 Упрощение формальностей и приложение 17 Безопасность) – Авиатранспортного управления. Они не имеют такой же юридически обязательной силы, как положения Конвенции, поскольку приложения не являются международными договорами, подлежащими ратификации. Тем не менее, ИКАО проводит периодические проверки и следит за их соблюдением.

Проекты SARPs подготавливаются после консультаций с договаривающимися государствами и заинтересованными международными организациями, дорабатываются Аэронавигационной комиссией ИКАО и представляются на голосование Совету, где для их принятия требуется большинство в две трети голосов. Договаривающихся государства обязуются придерживаться SARPs, но, если государство считает невозможной его реализацию, оно в соответствии с положениями статьи 38 Конвенции должно проинформировать Международную организацию гражданской авиации о любых различиях между его собственной практикой и установленной международным стандартом. Такие различия будут подробно изложены в национальном Сборнике аэронавигационной информации (AIP) и обобщены в дополнении к каждому приложению к Чикагской конвенции.

В мировом масштабе деятельность гражданской авиации (ГА) регулируется международными межправительственными (и неправительственными), универсальными или региональными авиационными организациями. В нашей статье рассказывается о наиболее влиятельных из них.Основная масса международных авиационных организаций была создана в период бурного развития гражданской авиации (1944-1962 гг), что было обусловлено необходимостью стандартизации и унификации правил, документов, процедур, требований и рекомендаций в области выполнения и обеспечения полетов, а также выработки единых подходов к безопасности полетов.

Безусловно, главной такой организацией является ICAO — Международная Организация ГА (International Civil Aviation Organization) , чьей целью является развитие мировой гражданской авиации, разработка и внедрение в практику унифицированных правил выполнения и обеспечения полётов с целью повышения уровня безопасности и регулярности воздушных перевозок.ICAO была создана как специальное учреждение Организации объединенных наций 7 декабря 1947 года на основании Положений Чикагской конвенции с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Членами ICAO являются государства.Структурно Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Аэронавигационной комиссии, семи комитетов и секретариата.Ассамблея (Assembly) — высший орган ICAO. Регулярная сессия Ассамблеи собирается не реже одного раза в три года, а чрезвычайная сессия может быть проведена при необходимости. Постоянный орган ICAO — Совет (англ. Council), возглавляемый президентом, состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года.

Деятельность ICAO сосредоточена на следующих основных областях: технической (разработка, внедрение и совершенствование стандартов и рекомендуемых практик — SARP), экономической (исследование тенденций развития воздушных перевозок, на основе которых создаются рекомендации по значениям ставок сборов за пользование аэропортами и аэронавигационное обслуживание, а также порядка установления тарифов и упрощение формальностей при перевозках; оказание постоянной технической помощи развивающимся странам за счёт развитых), в правовой (разработка проектов новых конвенций по международному воздушному праву).

Другим примером универсальной организации является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association) , которая была создана в 1945 году со штаб-квартирой в Монреале. В отличие от ICAO, членами IATA являются юридические лица — авиакомпании, а основными целями организации является развитие безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, а также обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями. Высшим органом является Общее собрание, а постоянно действующим рабочим органом - Исполнительный комитет.

IАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации воздушного транспорта, организует согласование расписаний полётов между перевозчиками и их работу с агентами по продажам, а также взаиморасчеты между авиакомпаниями. Другой важнейшей функцией IATA является проведение аудита безопасности авиакомпаний (IOSA, IATA Operational Safety Audit) — строгой проверки деятельности перевозчика по 872 параметрам, без которой компания не может вступить ни в IATA, ни в один из альянсов, таких как Star Alliance, Skyteam или One World. Получение сертификата IOSA повышает статус авиакомпании и расширяет возможности для международного сотрудничества.

Также существуют международные организации, представляющие и защищающие интересы частных лиц, а также повышающие их роль в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий: пилотов — Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA — International Federation of Airline Pilots’ Associations) и диспетчеров — Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (IFATCA — International Federation of Air Traffic Controllers Associations). Обе организации функционируют в целях повышения и поддержания профессионального уровня своих членов, социального партнёрства, расширения культурных и отраслевых международных связей, обмена опытом.

Региональные международные авиационные организации представлены: Европейской конференцией гражданской авиации (ЕCAC — European Civil Aviation Conference), Африканской комиссией гражданской авиации (AfCAC — African Civil Aviation Commission), Латиноамериканской комиссией гражданской авиации (LACAC — Latin America Civil Aviation Commission) и Советом гражданской авиации арабских государств (ACAC — Arab Civil Aviation Commission). Цели каждой из этих организаций схожи: содействие сотрудничеству государств-участниц в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая системы связи, навигации и наблюдения, вопросы безопасности полётов, сбор статистических данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

На территории СНГ также действует специальная организацияМежгосударственный авиационный комитет (МАК) - исполнительный орган в области ГА и использования воздушного пространства, общий для 11 стран бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии).

МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованием авиационных происшествий. Однако, как отмечают независимые эксперты, совмещение этих функций в ряде случаев вызывает подозрение в конфликте интересов, необъективности расследований и выводах комиссий.

В области аэронавигации крупнейшей организацией является Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации — EUROCONTROL . Она была создана в 1960 году с целью обеспечения аэронавигации и безопасности полётов, осуществления управления и согласования воздушного движения в верхнем воздушном пространстве над территорией 40 стран-членов, разработка единых правил выполнения полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высшим руководящим органом EUROCONTROL является Постоянная комиссия, работающая с руководителями государств, поставщиками ОВД, пользователями воздушного пространства, аэропортами и другими организациями. Среди основных функций организации — планирование и управление потоками воздушных судов. Как известно, европейские центры ОВД обслуживают в год в среднем в 5-6 раз больше рейсов, чем российские (в самом загруженном Центре — Маастрихьт — интенсивность воздушного движения превышает 5000 воздушных судов в день!), поэтому EUROCONTROL ввел систему жёстких слотов (временных окон) для каждого из поступающих на управление рейсов.

И координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

Международная организация гражданской авиации
International Civil Aviation Organization
Штаб-квартира Монреаль , Канада
Тип организации Международная организация
Официальные языки английский , русский , французский , арабский , испанский , китайский ,
Руководители
Президент Совета

Генеральный секретарь

Олумуива Бенард Алиу (Нигерия)
Фан Лю (Китай)
Основание
Основание 1944
icao.int
Медиафайлы на Викискладе

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года . Существует с 1947 года . Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года .

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации - воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учётом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов - идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (flight-plans), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

Устав ИКАО

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция дополняется 19 Приложениями (англ. Annexes ), устанавливающими международные стандарты и практические рекомендации.

Коды ИКАО

И у ИКАО, и у ИАТА имеются собственные системы кодов для обозначения аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырёхбуквенные коды аэропортов и трёхбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX == KLAX ). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всём остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифро-буквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полётов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трёхбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названию авиакомпании. Например, код для Aer Lingus - EIN , а позывной - Shamrock , для Japan Airlines International код - JAL , а позывной - Japan Air . Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован как «EIN111», а произнесён по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать». Рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен как «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты регистрации самолетов, в которых, в числе прочего, странам назначаются цифро-буквенные коды.

Члены организации

Структура организации

Структура организации описана во второй части Конвенции о международной гражданской авиации . В соответствии со статьёй 43 «Название и структура» организация состоит из Ассамблеи, Совета и «других органов, которые могут быть необходимы» .

Ассамблея

Ассамблея (англ. Assembly ) собирается не реже одного раза в три года, а по требованию Совета или по просьбе не менее одной пятой от общего числа Договаривающихся государств в любое время может быть проведена чрезвычайная сессия Ассамблеи. До поправки, внесённой 8-й сессией Ассамблеи 14 июня 1954 года и вступившей в силу 12 декабря 1956 года, Ассамблея собиралась ежегодно, а до поправки 14-й сессии Ассамблеи, внесённой 15 сентября 1962 года и вступившей в силу 11 сентября 1975 года, для проведения чрезвычайной сессии Ассамблеи достаточно было просьбы любых десяти Договаривающихся государств.

В права и обязанности Ассамблеи входят:

  • избрание на каждой сессии Ассамблеи её Председателя и других должностных лиц;
  • избрание Договаривающихся государств-членов Совета;
  • рассмотрение отчётов Совета и принятие соответствующих мер по ним;
  • определение годового бюджета и финансовых мероприятий Организации;
  • проверка расходов и утверждение финансовых отчётов Организации;
  • рассмотрение предложений об изменениях положений текущей Конвенции и поправок к ним.

Совет (англ. Council ) состоит из 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года. Первоначальным текстом конвенции 1944 года предусматривался Совет в составе 21 члена. С тех пор число государств менялось четыре раза: на 13-й сессии Ассамблеи (27 государств), 17-й (30), 21-й (33) и 28-й (36). Последнее изменение, внесённое на 28-й (чрезвычайной) сессии Ассамблеи 26 октября 1990 года, вступило в силу 28 ноября 2002 года.

В обязанности совета входят:

  • составление годовых докладов Ассамблее;
  • выполнение указаний Ассамблеи;
  • назначение Авиатранспортного комитета, формируемого из числа членов Совета;
  • учреждение Аэронавигационной комиссии и назначение её Председателя;
  • распоряжение финансами Организации, в том числе определение жалования Президента Совета;
  • сообщение Ассамблее и Договаривающимся государствам о нарушениях Конвенции или невыполнении рекомендаций и решений Совета;
  • принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, именуемых Приложениями.

Президент Совета избирается самим Советом сроком на три года с возможностью переизбрания. Президент Совета не имеет своего голоса, им может стать любое государство из числа Договаривающихся. В том случае, если Президентом Совета становится член Совета, то его место становится вакантным - тогда Ассамблеей в кратчайшие сроки данное место заполняется другим Договаривающимся государством. Также Советом избирается один или несколько вице-президентов, сохраняющих за собой право голоса во время исполнения обязанностей Президента Совета.

Обязанности Президента Совета включают:

  • созыв заседаний Совета, Авиатранспортного комитета и Аэронавигационной комиссии;
  • выполнение от имени Совета функций, возлагаемых на него Советом.

Аэронавигационная комиссия

Аэронавигационная комиссия (англ. Air Navigation Commission ) состоит из 19 человек, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. В соответствии с первоначальным текстом конвенции 1944 года Комиссия состояла из 12 человек. Впоследствии это число менялось дважды: на 18-й сессии Ассамблеи (15 человек) и на 27-й (19). Последнее изменение, внесённое на 27-й сессии Ассамблеи 6 октября 1989 года, вступило в силу 18 апреля 2005 года.

В обязанности Аэронавигационной комиссии входят:

  • рассмотрение предложений об изменениях Приложений к Конвенции, рекомендация их Совету для принятия;
  • учреждение технических подкомиссий;
  • консультация Совета относительно передачи Договаривающимся государствам информации для развития аэронавигации.

Другие органы

  • Авиатранспортный комитет;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;
  • Финансовый комитет;
  • Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;
  • Комитет по кадрам;
  • Комитет по техническому сотрудничеству;
  • Секретариат.
  • 7. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 8. Правосубъектность государств и способы образования государств.
  • 9. Международно-правовое признание
  • 10. Правопреемство государств
  • 15. Международный уголовный трибунал по привлечению к ответственности лиц за преступления на территории Югославии.
  • 22. Генеральная Ассамблея оон.
  • 23. Совет Безопасности оон.
  • 24. Экономический и Социальный Совет оон.
  • 25. Международный Суд оон.
  • 26. Секретариат оон
  • 27. Специализированные учреждения оон
  • 28. Цели и главные органы международной организации снг
  • 29. Состав, цели и задачи Северо-Атлантического блока (нато)
  • 30. Понятие и порядок работы международных конференций
  • 31. Понятие международно-правовой отв-сти.
  • 32. Виды и формы международно-правовой отв-сти.
  • 33. Понятие и классификация международных правонарушений.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.
  • 35. Международная уголовная отв-сть индивидов.
  • 36. Международно-правовая ответственность международных организаций.
  • 38. Характеристика органов внешних сношений государств.
  • 39. Дипломатические представительства. Понятие, виды, функции.
  • 40. Порядок назаначения и основания прекращения функций дипломатического представителя.
  • 41. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты.
  • 42. Консульские представительства. Понятие, виды, функции.
  • 43. Порядок назначения и основания прекращения функций консульского представителя.
  • 44. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 46. Специальные принципы международной безопасности и проблема разоружения в современном международном праве.
  • 47. Обстоятельства, обуславливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
  • 48. Классификация и анализ уголовных преступлений международного характера
  • 49. Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью.
  • 51. Понятие экстрадиции. Правовая помощь по уголовным делам.
  • 52. Правовое понятие территории. Виды правовых режимов территории.
  • 53. Правовые основания и способы изменения государственной территории.
  • 54. Правовой режим Антарктики и Арктики
  • 55. Понятие режим и охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 56. Понятие и кодификация международного морского права.
  • 57. Специальные принципы международного морского права и морские организации.
  • 58. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа.
  • 59. Международно-правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.
  • 61. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 62. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 64 Правовой статус космических объектов и космонавтов
  • Вопрос 71Начало войны и его правовые последствия.
  • Вопрос72 Участники военных действий.
  • Вопрос 73 Международно-правовая защита жертв войны.
  • Вопрос 74 Права человека и междунар.Право
  • Вопрос 75 Понятие населения и гражданство.
  • 76. Международно-правовая защита прав человека и правовое положение иностранных граждан.
  • 77. Право убежища и правовое положение беженцев.
  • 78. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
  • 79. Международное сотрудничество по вопросам прав человека (международно-правовые стандарты).
  • 80 . Верховный комиссар оон по делам беженцев.
  • 62. Международная организация гражданской авиации (икао).

    Для организации международных сообщений и сотрудничества в области международного воздушного права существуют международные авиационные организации.

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

    Учреждена на основании ч. 2 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Основной целью создания ИКАО является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международным авиаперевозкам.

    Высшим органом ИКАО является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собрание Ассамблеи происходит не реже одного раза в три года.

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

    ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

    Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

    Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации - воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением.

    Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов - идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

    В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержалаООН.

    Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации(также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

    Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье -Чикагская конвенция.

    Коды ИКАО

    И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

    ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

    ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании.

    Например, код для Aer Lingus - EIN, а позывной - Shamrock, для Japan Airlines International код - JAL, позывной - Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

    Подразделы ИКАО

    Штаб-квартара ИКАО, Монреаль,Канада

    Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

    Подразделы

    Аэронавигационная комиссия;

    Авиатранспортный комитет;

    Юридический комитет;

    Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

    Финансовый комитет;

    Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

    Комитет по кадрам;

    Комитет по техническому сотрудничеству;

    Секретариат.

    Региональные бюро

    Европа и Северная Атлантика (Париж);

    Африканское (Дакар);

    Ближневосточное (Каир);

    Южно-американское (Лима);

    Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);

    Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);

    Восточно-африканское (Найроби).

    63. Понятие, особенности принципы и источники международного космического права .

    Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавл-щих основы космического сотрудничества гос-в, а также правовой режим космического пространства, вкл небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

    Предметом данной отрасли м/народного права явл регулирование м/народных отношений в процессе космической деятельности, а именно – правоотнош-я субъектов при запуске космических объектов в процессе исп-ния космической техники для практических целей, вопросы контроля и ответств-сти, определения круга субъектов космической деятельности и т. д.

    Субъектами м/народного права явл на данный момент в основном гос-ва, хотя в будущем субъектами м/народного права могут стать орг-ции и частн. лица.

    Основными источниками м/народного космического права явл м/народные договоры.

    Космическое пространство – пространство, находящееся за пределами воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана и до пределов лунной орбиты – ближний космос, и за пределами лунной орбиты – дальний космос.

    Правовой режим космического пространства заключ в том, что космическое пространство изъято из оборота и не находится ни в чьей собственности, т. е. на космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо гос-ва. Космическое пространство нельзя присвоить никакими СП-бами: ни путем провозглашения собственности, ни путем оккупации.

    В соотв с нормами м/народного космического права космическое пространство и небесные тела открыты для исп-ния и исслед-ния всеми государствами на благо и в интересах всех стран на основе равенства и являются достоянием всего человечества.

    Особое значение имеет геостационная орбита. Геостационная орбита представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, т. е. он как бы зависает над определенной точкой. Такие особенности создают опред=ые условия для нектр видов использ-ия таких спутников, применяемых для различных целей.

    Исследование и использование космического пространства осущ-ся с использованием космических объектов.

    Космические объекты – это созданные человеком пилотируемые и автоматич-е ракеты и станции, включая средства доставки, искусственные спутники земли. Данные объекты сч-ются космическими, если они были запущены, а также после возвращения их на Землю.

    Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат м/народной и гос-ной регистрации в соотв с Конвенцией 1975 г. Регистрация осущ-тся как запускающим гос-твом, которое ведет соотв-ющий регистр, так и м/народными орг-циями.

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)

    Уставные положения и организационная структура

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - одна из наиболее представительных межправительственных организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН.

    Данная организация учреждена Чикагской конвенцией в 1944 году и работает под эгидой Организации Объединённых наций. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада.

    Деятельность ИКАО основана на равенстве наций в деятельности индустрии воздушного транспорта. Членами ИКАО на сегодняшний день являются более 180 государств мира.

    Одна из особенностей ИКАО состоит в том, что её уставные положения не оформлены в виде отдельного документа, а включены в текст Чикагской конвенции 1944 года в качестве неотъемлемой её части.

    Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

    Конвенция дополняется 18 Приложениями, устанавливающими международные стандарты и рекомендуемую практику.

    Рассмотрим организационную структуру представительных органов ИКАО на схеме:

    Рис. 3.1

    Ассамблея ИКАО

    Ассамблея ИКАО собирается не реже одного раза в три года, а по требованию Совета или по просьбе не менее одной пятой от общего числа Договаривающихся государств в любое время может быть проведена чрезвычайная сессия Ассамблеи.

    До поправки, внесённой 8-й сессией Ассамблеи 14 июня 1954 года и вступившей в силу 12 декабря 1956 года, Ассамблея собиралась ежегодно, а до поправки 14-й сессии Ассамблеи, внесённой 15 сентября 1962 года и вступившей в силу 11 сентября 1975 года, для проведения чрезвычайной сессии Ассамблеи достаточно было просьбы любых десяти Договаривающихся государств.

    В права и обязанности Ассамблеи входят:

    избрание на каждой сессии Ассамблеи её Председателя и других должностных лиц;

    избрание Договаривающихся государств-членов Совета;

    рассмотрение отчётов Совета и принятие соответствующих мер по ним;

    определение годового бюджета и финансовых мероприятий Организации;

    проверка расходов и утверждение финансовых отчётов Организации;

    рассмотрение предложений об изменениях положений текущей Конвенции и поправок к ним.

    Совет ИКАО

    Совет ИКАО состоит из 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года. Первоначальным текстом конвенции 1944 года предусматривался Совет в составе 21 члена. С тех пор число государств менялось четыре раза: на 13-й сессии Ассамблеи (27 государств), 17-й (30), 21-й (33) и 28-й (36). Последнее изменение, внесённое на 28-й (чрезвычайной) сессии Ассамблеи 26 октября 1990 года, вступило в силу 28 ноября 2002 года.

    В обязанности совета входят:

    составление годовых докладов Ассамблее;

    выполнение указаний Ассамблеи;

    назначение Авиатранспортного комитета, формируемого из числа членов Совета;

    учреждение Аэронавигационной комиссии и назначение её Председателя;

    распоряжение финансами Организации, в том числе определение жалования Президента Совета;

    Президент Совета ИКАО

    Президент Совета избирается самим Советом сроком на три года с возможностью переизбрания. Президент Совета не имеет своего голоса, им может стать любое государство из числа Договаривающихся.

    В том случае, если Президентом Совета становится член Совета, то его место становится вакантным - тогда Ассамблеей в кратчайшие сроки данное место заполняется другим Договаривающимся государством.

    Также Советом избирается один или несколько вице-президентов, сохраняющих за собой право голоса во время исполнения обязанностей Президента Совета.

    Обязанности Президента Совета включают:

    созыв заседаний Совета, Авиатранспортного комитета и Аэронавигационной комиссии;

    выполнение от имени Совета функций, возлагаемых на него Советом.

    Аэронавигационная комиссия ИКАО

    Аэронавигационная комиссия состоит из 19 человек, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. В соответствии с первоначальным текстом конвенции 1944 года Комиссия состояла из 12 человек. Впоследствии это число менялось дважды: на 18-й сессии Ассамблеи (15 человек) и на 27-й (19). Последнее изменение, внесённое на 27-й сессии Ассамблеи 6 октября 1989 года, вступило в силу 18 апреля 2005 года.

    В обязанности Аэронавигационной комиссии входят:

    рассмотрение предложений об изменениях Приложений к Конвенции, рекомендация их Совету для принятия;

    учреждение технических подкомиссий;

    консультация Совета относительно передачи Договаривающимся государствам информации для развития аэронавигации.

    Другие органы

    Авиатранспортный комитет;

    Юридический комитет;

    Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

    Финансовый комитет;

    Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

    Комитет по кадрам.

    Цели и задачи ИКАО

    Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:

    1. Обеспечения безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

    2. Поощрения искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.

    3. Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации.

    4. Удовлетворения потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте.

    5. Предотвращения экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

    6 .Обеспечения полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.

    7. Исключения случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.

    8. Обеспечения безопасности полетов в международной аэронавигации.

    9. Содействия развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

    Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Окропление святой водой священником К чему снится набирать церковную воду
    К чему снится летающая тарелка?
    Кофейная гуща Гадание на кофейной гуще птенец