Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Размеры грузовой кабины ил 76. В поисках красоты

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

— Ил-76МД-90А — разработана ОКБ им. С.В.Ильюшина совместно с КБ авиационного завода «Авиастар» (г. Ульяновск). По неподтвержденным данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из ташкента (Узбекистан) в Россию на авиазавод «Авиастар» в Ульяновск принято в 2006 году. Разработка самолета Ил-76МД-90А в целом завершена к весне 2009 года. В течение 2009 года планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 года предполагалось построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 году начать серийное производство Ил-476.

Строительство первого летного экземпляра «01-02» начато во второй половине 2009 года. В ноябре 2009 года заключен контракт между ОАО «ОАК-ТС» и Министерством промышленности России на «выполнение работ по модернизированной версии изделия 476» . Испытания самолета планировалось начать в 2012 году. В первой половине 2010 года СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к июлю 2011 года, а экземпляра для статиспытаний — в октябре 2011 года. По состоянию на апрель 2011 года все силы были брошены на строительство летного образца «01-02» — первый полет самолета был перенесен на начало 2012 года, но неофициальные источники на авиазаводе «Авиастар» называли более реалистичный срок — октябрь-ноябрь 2012 года.

В 2011 году, как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета «01-01» для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в начале октября 2011 года. Испытания образца для статических испытаний были перенесены на 2012 год и их завершение планировалось на весну 2012 года.

Строительство первого летного самолета «01-02» завершено в декабре 2011 года — выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле 2012 года. 5 июля 2012 года состоялась повторная выкатка Ил-476 (№ 01-02) — самолет переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета ждали в августе-сентябре 2012 года. По состоянию на 1 августа 2012 года самолет вновь находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 года была завершена отладка систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию завода «Авиастар».

В итоге, первый полет самолет «01-02» Ил-76МД-90А совершил 22 сентября 2012 года. Полет состоялся с аэродрома «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе лётчика-испытателя Героя России Николая Куимова (командир), заслуженного лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (2-ой пилот), Валерия Гречко (штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист). Первый полёт продолжался около 40 минут и прошёл в штатном режиме.

30 января 2013 года головной Ил-76МД-90А в окраске ВВС России с регистрационным № RA-78650 перелетел в ЛИИ им. М.М.Громова в Раменское — для прохождения летно-конструкторских испытаний. Как сообщил Виктор Ливанов, всего предстоит провести несколько этапов испытаний: заводские, государственные, а также этап специальных испытаний по сбросу различных грузов, десантированию техники и войск, в т.ч. парашютным способом.

13 марта 2013 года в Раменском должна была начаться программа летно-конструкторских испытаний головного летного Ил-76МД-90А. Программа включает в себя 22 полета с выполнением разных задач. По погодным условиям первый полет 13.03.2013 г. отложен. 21 мая 2013 года в СМИ заявлено о досрочном завершении летно-конструкторских испытания самолета. Всего в ходе ЛКИ выполнено 19 полетов из запланированных 22. Техническими специалистами летно-испытательной и доводочной базы ОАО «Ил» осуществляется доработка систем самолета с целью подготовки его к передаче для проведения дальнейших испытаний Минобороны РФ.

Согласно сообщений СМИ, 10 июля 2013 года на аэродроме ЛИИ им.Громова в Раменском состоялся первый полет первого этапа государственных совместных испытаний Ил-76МД-90А. Третий полет состоялся 12 июля. После завершения первого этапа ГСИ в ноябре 2013 года Министерством обороны должен быть утвержден акт с предварительным заключением о выпуске установочной партии, дающий право осуществлять серийный выпуск самолетов данной модификации. Программа первого этапа ГСИ состоит из двух стадий, первая — доводочная, вторая — оценочная. «Программа первого этапа ГСИ включает в себя комплексную проверку функционирования воздушного судна, оценку систем и оборудования: пилотажно-навигационного комплекса, системы автоматического управления, ответчика госопознавания, радиосвязного оборудования и других систем.»

Первый этап государственных испытаний самолета завершен 4 декабря 2013 года. Первый Ил-76МД-90А (заводской № 01-02) совершил перелет с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова, г. Жуковский в аэропорт «Ульяновск-Восточный» ЗАО «Авиастар-СП» для дальнейшей доработки по результатам первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ). В ходе первого этапа испытаний было выполнено 38 полетов, проверено функционирование пилотажно-навигационного комплекса и его систем, топливной системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной скорости и предельной перегрузки одновременно. В рамках ГСИ выполнены полеты с максимальным взлетным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн и отработана методика ухода самолета на второй круг при «отказе» одного и двух двигателей. На ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» будет произведена доработка самолета. Планируется установить новый комплекс связи, комплекс обороны, внешние и внутренние видеокамеры. По завершении этапа доработок опытный образец приступит ко второму этапу ГСИ в городе Жуковском. На втором этапе ГСИ предусмотрено испытание бортового комплекса обороны и бортового комплекса связи, а также десантирование грузов и техники.

Испытания первого летного самолета Ил-76МД-90А планируется завершить в середине 2014 года.

Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированной топливной и системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а так же новой «стеклянной» кабиной (приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев).

Серийное производство Ил-476 предполагается вести на авиазаводе «Авиастар» в Ульяновске (Ил-76 производился ташкентским авиазаводом). В 2009 году потребности ВВС России оценивались в 38 самолетов такого типа до 2020 года. В феврале 2011 года в СМИ сообщается уже о 50 самолетах в вариантах топливозаправщика и военно-транспортного самолета, включенных в Государственную программу вооружений РФ на 2011-2020 годы. 23 августа 2011 года между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» заключен договор № 155.476.08.2011 на постройку установочной партии самолетов (3 ед.) Ил-76МД-90А. Производство установочной партии начато в 2012 году. 24 января 2012 года в СМИ появилась информация о планах закупки до 2020 года более 100 самолетов Ил-476 в разных модификациях. Кроме того, на базе Ил-476 планируется постройка нового самолета ДРЛО и У А-100 «Премьер».

23.08.2012 г. в СМИ сообщается о планах заключения в октябре 2012 года контракта с АК им.Ильюшина на поставку для Министерства обороны России 41 самолета Ил-476 с поставкой первых двух самолетов в 2014 году. (источник). 4 октября 2012 года Министерство обороны России и ОАО «ОАК-Транспортные самолеты» подписали контракт № З/4/2/1-13-ДОГОЗ на поставку до 2018 года 39 самолетов на сумму 140 млрд руб. Как выяснилось позже (сентябрь 2013 г.) — контракт предусматривает поставку до 2020 года включительно.

12 октября 2012 года в прессе объявлено о получении ОАО «Пермский моторный завод» заказа на 200 двигателей ПС-90А-76 для оснащения самолетов, которые будут строиться по контракту от 04.10.2012 года. Контракт на ОКР по созданию Ил-76МД-90А и самолета-заправщика на его базе за № 11/4/05-12-ДОГОЗ подписан 19 декабря 2012 года.

Первый серийный самолет Ил-76МД-90А, построенный по заказу Минобороны России, совершил первый полет 3 октября 2014 года — полет продолжительностью 4 часа 20 минут выполнил экипаж заслуженного летчика-испытателя РФ Владимира Иринархова. Самолет планируется передать в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева» для создания специального авиационного комплекса ДРЛО и У А-100.

Конструкция самолета идентична конструкции Ил-76. Изготовление планера самолета (фюзеляж, крылья, оперение) ведется на авиазаводе «Авиастар» (г.Ульяновск), шасси изготавливается ПО «Авиаагрегат» (г. Самара), механизация производства Ташкентского авиазавода (по неподтвержденным данным встречается не кондиция), оперение — так же производства ташкентского авиазавода, пилоны — ВАСО. Начиная с первых предсерийных самолетов механизация и пилоны (пилона — начиная с самолета «01-06») будут изготавливаться на авиазаводе «Авиастар».

Крыло разработано вновь с использованием с длинномерных панелей кессона. Ранее на Ил-76 на авиазаводе в г. Ташкент панели крыла изготавливались из 3 частей по длине и 4 частей по ширине. Для Ил-476 панели крыла изготавливаются цельными (по 25 метров) в длину и по 3-4 сегмента в ширину. Существенно изменилась и конструкция панелей крыла — ранее стрингеры обрабатывались заодно с панелью (из плиты), а сейчас они будут изготавливаться отдельно и клепаться с панелями. Теоретический контур крыла не менялся. Панели выполнены длинномерными и в результате уменьшается вес на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 подобна применяемой на Ил-96-300. Первоначально изготовление крыла планировалось вести на ВАСО, но осенью 2009 года принято решение вести производство крыльев на авиазаводе «Авиастар». На первоначальном этапе это вызвало ряд проблем из-за отсутствия на заводе оборудования для автоматической клепки панелей стержневыми заклепками — поэтому на первом самолете 01-02 старжневые заклепки заменены универсальными.

Шасси идентично шасси базового самолета (Ил-76), но усилено под возросшую массу самолета.

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
-для перевозки личного состава;
-для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
-для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
-для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
-для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
-перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
-осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
-осуществлять тушение пожаров.

Модификация: Ил-76МД-90А (Изд. 476)
Длина самолета, м: 46,60
Высота самолета на стоянке, м: 14,76
Размах крыла, м: 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2: 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м: 8,16
Диаметр миделевого сечения, м: 4,8
Характеристики двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей: 4
Степень двуконтурности: 4,4
Тяга, кгс
-максимальный режим: 14500
-максимальный повышенный режим: 16000
-крейсерский режим: 3300
-режим обратной тяги (реверс): 3600
Удельный расход топлива, крейс.режим, кг/кгс ч: 0,59
Массовые характеристики:
Максимальная взлетная масса, т: 210
Максимальная нагрузка, т: 52
Общая вместимость топливных баков, л: 109500
Летные данные:
Скорость полета, км/час: 750 — 800
Дальность полета, км
-при нагрузке 52 тонны: 5000
-при нагрузке 20 тонн: 8500
Высота полета, м: 12100
Длина разбега, м: 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м: 1700
Длина пробега с реверсом тяги двигателей, м: 960
Десантирование
Высота десантирования, м
-техники: 300-4000
-десантников-парашютистов: до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час
-техники: 260-400
-десантников-парашютистов: 220-400
Число мест
Экипажа: 5
-десантников-парашютистов: 126
-личного состава /при установке второй палубы: 145 / 225
-пострадавших, при установке саноборудования: 114
Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м: 24,54
Ширина, м: 3,45
Высота, м: 3,40
Объем грузовой кабины, м3: 321
Ресурс самолета
Календарный, лет: 30
Количество посадок: 10000
Количество летных часов: 30000.

Первый серийный Ил-76МД-90А в полете.

Ил-76МД-90А на стапеле (цех № 300) «Авиастар-СП».

Первый опытный Ил-76МД-90А (№01-02), г.Ульяновск, лето 2012 г.

Ил-76МД-90А на рулежке.

Ил-76МД-90А после взлета.

Ил-76МД-90А после взлета.

Ил-76МД-90А заходит на посадку.

Ил-76МД-90А заходит на посадку.

Ил-76МД-90А буксируют на стоянку.

Военно-транспортный самолет Ил-76 (по классификации НАТО, Candid - «прямой, искренний») с момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВС России. Он стал первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями и изначально был способен перевозить грузы массой 28- 60 т на расстояние 3600- 4200 км с крейсерской скоростью 770- 800 км/ч. За десятилетия его успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов самых разных модификаций военного, гражданского и специального назначения.Ил-76 задумывался как транспортник, который должен был прийти на смену самолетам Ан-12 и Ан-8. Он положил начало применению реактивной авиации для выполнения транспортных и десантных задач. Работы по созданию самолета проходили под руководством заместителя генерального конструктора Генриха Новожилова (28 июля 1970 года его назначили генеральным конструктором ОКБ московского машиностроительного завода «Стрела», ныне - Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина).Первый опытный образец Ил-76 появился в начале 1971 года. Его выкатка состоялась на знаменитой Ходынке - центральном аэродроме Москвы, расположенном всего в шести километрах от Кремля. Первый полет предстояло выполнить именно отсюда, чему сопротивлялись многочисленные чиновники, беспокоившиеся за безопасность столицы, ее жителей и первых лиц государства, над головами которых должен был впервые подняться в воздух новенький Ил-76.Однако военные, в первую очередь командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии Герой Советского Союза Василий Маргелов, под непосредственным кураторством которого шла работа над новым самолетом, убедили всех, что полет безопасен, так как машина абсолютно надежна. В мае того же года Ил-76 был продемонстрирован руководителям страны на подмосковном аэродроме Внуково, а затем представлен на XXIX Международном авиационно-космическом салоне в Париже, где произвел фурор.Первый серийный самолет Ил-76 - он же третий опытный - взлетел 5 мая 1973 года в Узбекистане с аэродрома авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова, где было развернуто его производство. Первые самолеты Ил-76 начали поступать на вооружение в 339-й военно-транспортный ордена Суворова III степени авиаполк, дислоцированный в белорусском Витебске. Здесь, на базе полка, проходили первые испытания по его боевому применению.Первые модификации Ил-76 имели взлетную массу 170 т, грузоподъемность 28 т и дальность полета с максимальной нагрузкой 4200 км. Однако постепенно в ходе дальнейшей модернизации взлетная масса Ил-76 возросла до 190 т, а грузоподъемность - до 60 т. В грузовой кабине самолета могли разместиться 145 или 225 (модификации М, МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников (в первоначальном варианте их было 115). В Ил-76 умещались три боевые машины десанта БМД-1, которые могли перевозиться в варианте как посадочного, так и парашютного десантирования.По сравнению с турбовинтовыми самолетами на Ил-76 был существенно расширен диапазон скоростей полета - с 260 до 825 км/ч, что позволяло сократить сроки выполнения боевых задач, поднимало возможности преодоления ПВО противника, а также улучшало условия десантирования личного состава и боевой техники.
*** На Ил-76 по сравнению с его предшественниками были существенно улучшены все основные характеристики: радиосвязи, навигационного, пилотажного, десантно-транспортного оборудования и вооружения. При проектировании самолета Ил-76 одной из самых сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета. Размер грузовой кабины из-за большого разнообразия перевозимых грузов и техники представлял наиболее сложную проблему, которую предстояло решить создателям самолета.Длина грузовой кабины - 20 м (без учета рампы) - была определена из условия размещения в ней шести стандартных авиационных контейнеров 2,44x2,44x2,91 м (или трех контейнеров 2,44х2,44x6,06 м) и различных типов техники с учетом установки в передней части грузовой кабины двух загрузочных лебедок, рабочего места бортового техника по авиадесантному оборудованию и наличия поперечного прохода достаточной ширины. Общая длина грузовой кабины с наклонной грузовой рампой, служащей одновременно трапом для въезда техники, составляет 24,5 м. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения.Не меньшей проблемой стала хвостовая часть фюзеляжа. Она была спроектирована с учетом наклонного грузового люка, через который можно было бы сбрасывать тяжелые крупногабаритные грузы, а также военную технику методом парашютного срыва как на платформах, так и без них. После изучения вариантов компоновок различных иностранных и советских транспортных самолетов конструкторы выбрали такую конфигурацию хвостовой части фюзеляжа, которая могла бы обеспечить свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста и такой же свободный выход грузов при их парашютном десантировании. Для этого в конструкции Ил-76 пришлось серьезно поработать над укреплением жесткости хвостовой части фюзеляжа.
*** Кроме того, на Ил-76 был применен ряд ноу-хау, дающий этому самолету преимущества перед другими аналогичными. Так, например, носовая часть фюзеляжа, где размещалась кабина экипажа, была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, где находится штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. За кабиной пилотов расположен технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа.Большое преимущество Ил-76 в том, что кабина экипажа и грузовая кабина самолета герметизированы. Благодаря этому до высоты полета 6700 м там поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11 000 м давление в кабинах соответствует высоте полета 2400 м. Другая важная особенность Ил-76 - это его стойки шасси и колеса, оборудованные высокоэффективными тормозами большой энергоемкости. Колеса передней опоры могут поворачиваться на угол 50 градусов для обеспечения разворота самолета на полосе шириной 40 м. Специальное многоколесное шасси позволило Ил-76 использовать значительно большее число грунтовых аэродромов, чем самолету Ан-12.
Изначально Ил-76 был оснащен четырьмя двигателями Д-30КП, обеспечивающими самолету высокую тяговооруженность. Причем - что важно для технического обслуживания самолета - двигатели на пилонах под крылом расположены таким образом, что они могут быть взаимозаменяемы. Что касается топливной системы, то на Ил-76 она изначально отличалась простотой и высокой надежностью. Топливо размещалось в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имелся расходный отсек, из которого топливо автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива, подавалось к двигателю.Ряд особенностей на момент создания самолета имела и его система управления. Одна из основных - возможность перехода с бустерного управления на ручное. Это обеспечило надежное управление самолетом в случае отказа всех двигателей при посадке, что значительно повышало безопасность полета. Уникальным на Ил-76 был и сам комплекс его бортового десантно-транспортного оборудования. Он не только значительно расширил номенклатуру перевозимых грузов, в том числе длинномерной и крупногабаритной техники, стандартных сухопутных и морских контейнеров международного образца, но и обеспечил также их быструю погрузку-разгрузку без применения специального наземного оборудования. Причем все эти задачи могли решаться теперь одинаково эффективно при эксплуатации самолета как в центральных аэрогаванях, так и на отдаленных, плохо оборудованных аэродромах страны.Под задачи десантирования также создавалось специальное оборудование, которое позволяло существенно сократить время при его переводе из походного в рабочее положение. Оно состояло из бортовых и центральных секций сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, прикрывающих десантников на рампе при десантировании. Благодаря этому оборудованию раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходило в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяло исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих устройств. А боковые двери защищали парашютистов от набегающего потока и позволяли безопасно покинуть самолет.
*** К середине 1980-х годов Ил-76 стал основным самолетом ВТА (около 50% самолетного парка). Главным экзаменом для Ил-76 стала война в Афганистане. Начиная с 1985 года основной объем перевозок в эту страну производился на самолетах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), которые были наиболее защищены от воздействия ПВО противника. Всего за годы войны ВТА выполнила в Афганистан более 26 900 самолеторейсов, из них на долю самолетов Ил-76 приходится 14 700. Кроме того, Ил-76 открыл новые возможности доставки различных грузов в труднодоступные места. В том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане. Начиная с 1982 года неоднократно проводились высокоширотные воздушные экспедиции по доставке грузов на дрейфующие станции.В ходе этих экспедиций специалистами ОКБ им. С. В. Ильюшина был разработан новый способ десантирования грузов на парашютно-грузовых системах с использованием гравитации (сброс грузов в режиме набора высоты), который сегодня довольно часто применяется при решении задач по доставке грузов в экстремальных ситуациях.
Мировые рекорды, установленные на Ил-76 - 4 апреля 1975 года советские парашютисты покинули борт самолета на высоте 15 386 м и пролетели в свободном падении 14 780 м. Командиром экипажа самолета был генерал-майор С. Г. Дедух.- В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я. И. Берникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м. В этот же день экипаж заслуженного летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полета 857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км, и с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.- 26 октября 1977 года советские парашютистки установили два мировых рекорда - одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 м и групповой прыжок с высоты 14 846 метров - свободное падение до высоты 631 м.- 27 октября того же года был установлен еще один женский мировой рекорд - парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.

9 февраля 1977 года скончался Сергей Ильюшин - выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР. ОКБ, которое он возглавлял, сегодня считается одним из ведущих российских предприятий по разработке авиатехники. В число самолетов, сконструированных ильюшинцами, входит и Ил-76 - тяжелый транспортный самолет, составляющий основу военно-транспортной авиации России и Украины и состоящий на вооружении во многих странах СНГ и дальнего зарубежья.

Сейчас в Ульяновске заканчивают сборку первого серийного Ил-76МД-90А, модернизированной версии знаменитого военного транспортника. Мы собрали пять фактов о машине, которая уже в нынешнем году должна поступить на вооружение в воздушные силы РФ.

1. Проект "476"

Ил-76 собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. С 70-х годов на предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт.

Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. Авиазавод "Авиастар-СП", созданный для производства больших самолетов (Ан-124 "Руслан"), в то время был загружен по минимуму. Решение принималось в короткие сроки. 3 апреля на "Авиастаре" прошло срочное совещание руководящего состава. А в 23.00 того же дня в Объединенную авиастроительную корпорацию отправились предложения, включающие полную информацию о производственных площадях, персонале, уровню цифровых технологий предприятия, кооперации с другими заводами, возможными темпами выпуска.

14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название "476".

2. Первая "цифра"

В общей сложности работа над глубокой модернизацией воздушного судна Ил-76 заняла пять лет. Активно работали как конструкторы, так и будущие производители. Ульяновский авиазавод в короткие сроки совершил "цифровую революцию": ранее самолеты здесь строили по плазово-шаблонному методу (когда макет деталей вырезали, в полную величину, из металла). Ил-76МД-90А стал первым воздушным судном, который ульяновцы полностью сделали с использованием цифровых технологий.

Процесс перехода был трудоемким: пока оцифровывались чертежи, работники обучались компьютерным технологиям. Лишь небольшая часть чертежей была выпущена на бумаге (например, электрика), но после отработки на первом самолете, ее перевели в электронную модель.

3. Главные отличия от Ил-76

Несмотря на внешнее сходство, модернизированный вариант серьезно отличается от предшественника. Ил-76МД-90А имеет иную конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190). На крыле базовой машины был разъем посередине; сейчас же стоят цельные 24-метровые панели, что увеличило ресурс.

Модернизированный Ил оборудован пермскими двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США и построен с расчетом на будущее: соответствует и тем нормам, которые еще только должны вступить в силу. Летный ресурс модернизированной машины рассчитан на 35 лет эксплуатации; конструкторы намерены продлить его до 45 лет.

Изменения претерпела и "начинка" самолета. Он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3". Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном. Предшественник летал по первой категории (в этом случае высота принятия решения - 60 метров). Это новшество позволит расширить область эксплуатации воздушного судна, в первую очередь, в Европе, где погодные условия могут быть более "тяжелыми".

Также самолет оснащен так называемой стеклянной кабиной. Вместо привычных глазу аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь экранов (шесть у летчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: летчикам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры.

4. Особенности самолета

Разработчики считают, что модицифицированный самолет составит серьезную конкуренцию западным воздушным "грузовикам". Аналогов в классе рамповых судов сегодня ему нет. Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений. Российский самолет более неприхотлив, по сравнению с западными, для него не нужна особая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании. Это - важное качество для эксплуатации труднодоступных районах.

Еще одна особенность модернизированного Ил-76 - возможность использования в самых разных сферах: в качестве военно-транспортного самолета, топливозаправщика, для тушения пожаров. Разработчики намерены создать и гражданскую версию самолета, которая наверняка будет востребована коммерческими авиакомпаниями.

5. Заказчики

Сейчас главный заказчик воздушного судна - Минобороны РФ. Из-за этого сборка "изделия 476" до начала 2012 года шла за закрытыми дверями. Впервые воздушное судно показали журналистам в январе, во время визита на "Авиастар" вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.

По госконтракту с военным ведомством ульяновцы должны собрать 39 Ил-76МД-90А; в нынешнем году ожидается подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД. Также этот тип самолета востребован для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года ульяновцы должны будут построить до 80-83 самолетов.

В декабре 2013 года завершился первый этап государственных совместных испытаний модернизированного Ил-76. Экипаж протестировал предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнил полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработал методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей. Второй этап госиспытаний намечен на весну. До этого срока самолет нужно будет доработать под техзадание военных. Первый самолет заказчику ульяновцы должны передать в ноябре 2014 года.

Сейчас на авиазаводе, в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства.

Характеристики самолета Ил-76МД-90А

Размах крыльев - 50,5 метра

Площадь крыла - 300 квадратных метра

Длина 46,6 метра

Размеры грузовой кабины: длина - 24,54 метра, ширина - 3,45 метра, высота - 3,4 метра

Максимальная взлётная масса - 210 тонн

Грузоподъемность - до 60 тонн

Крейсерская скорость - 780 - 850 км/ч

Дальность полета с нагрузкой 60 тонн - 4000 км

Экипаж - 5 человек

Количество десантников на борту - 126


В истории советского авиастроения есть самолёт, который за почти полувековую историю стал гордостью военно-транспортной авиации. Он стал визитной карточкой «крылатой пехоты» — воздушно-десантных войск СССР и Российской Федерации.

Искушённый читатель сразу поймёт, что речь в статье пойдёт о знаменитой разработке КБ им. С.В. Ильюшина — транспортном самолёте Ил-76 (код NATO – Candid).

История создания самолета Ил-76

В шестидесятые годы ХХ века началось перевооружение воздушно-десантных войск. Для выполнения задач, которые ставились перед десантниками в условиях современных военных конфликтов, нужны были скоростные и вместительные транспортные самолёты.

К тому времени основные грузовики ВВС — Ан-12, Ан-22 и Ан-26 перестали отвечать этим требованиям. Нужна была новая войсковая транспортная машина с реактивной силовой установкой, способная быстро перебрасывать десантников и технику на большие расстояния.

Разработка нового самолёта была поручена авиационному КБ.

Которым руководил Сергей Ильюшин.

Первый вариант проекта не был утверждён. Шасси и каркас, спроектированные для посадки на грунтовых аэродромах с плотностью полотна не более 5 килограммов на один кубический сантиметр, были дополнительно усилены.

Это привело к существенному превышению массы самолёта. Заявленные в проекте ТТХ Ил-76: дальность полёта (3000 км) и грузоподъёмность (20 т) не отвечали требованиям заказчика.

Учитывая, что количество посадок военных бортов на неподготовленные площадки планировалось в пределах 10% от общего объёма, осенью 1967 года было принято решение перепроектировать самолёт под возможность эксплуатации на грунтовых и бетонных полосах. На это ушло чуть более трёх лет.


Военный Ил-76 отправляется в первый испытательный полет. Москва, 25 марта 1971 года

Конструкция самолета

Военные поставили перед проектировщиками самолёта жёсткие условия:

  • транспортировка любых видов техники, состоявшей на вооружении воздушно-десантных войск;
  • вместимость Ил-76 126 человек в грузовом отсеке для парашютного десанта, или 145 — для переброски на другой аэродром;
  • вооружение Ил-76 должно обеспечивать защиту самолета во время атак в полете и при приземлении;
  • возможность транспортировки до 80% тяжёлой техники других родов войск;

Руководствуясь предъявленными требованиями, конструкторы спроектировали фюзеляж с грузовой кабиной размерами 20х3,4м (без учёта размеров грузовой рампы). Учитывая сложность процесса погрузки тяжёлой техники с помощью рампы, лебёдок и тельферов, в состав экипажа включён борттехник по авиационно-десантному оборудованию. Он полностью несёт ответственность за правильность размещения груза в самолёте.


Несколько слов о наиболее важных узлах конструкции Ил-76:

Фюзеляж и крылья

Конструкция Ил-76 — это военно-транспортный самолет — высокоплан со стреловидным крылом и одним Т-образным килем с оперением. Верхнее расположение крыла существенно увеличивает характеристики управляемости тяжёлой машины.

Свободное пространство с обеих сторон под плоскостями позволяет осуществлять парашютное десантирование личного состава через боковые погрузочные люки. Основной погрузочный люк — задний, трёхстворчатый. Боковые створки раскрываются в стороны вниз, центральная стойка — внутрь вверх.

Внутри фюзеляжа оборудованы рольганги, погрузочные десятитонные тельферы и монорельс для движения техники во время десантирования.

Крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией.

Для того, чтобы самолёт мог взлетать и садиться с большой коммерческой нагрузкой, крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией. По всей длине передней кромки полукрыла расположен предкрылок, состоящий из пяти секций. Задняя кромка оборудована двумя раздвижными закрылками щелевого типа.

Кроме того, крыло оборудовано трёхсекционными элеронами и щитками для торможения. Отличительной особенностью киля Ил-76 стало наличие специального лестничного лаза для проведения технического осмотра и диагностики неполадок рулей. «Проспект Новожилова», и поныне успешно применяется на других типах самолётов.

Шасси

Конструкция самолета Ил-76 выполнена на пятиопорном шасси: с одной носовой и четырьмя главными опорами. Колёса на передней стойке бескамерные, на главных — камерные. Давление внутри шин регулируется в зависимости от вида посадочной полосы:

При уборке шасси с помощью гидравлической системы в грузовой люк главные стойки разворачиваются внутрь навстречу друг другу под углом 90 о.

Топливная система

Топливные баки кессонного типа с дренажной установкой вмонтированы внутрь плоскостей полукрыльев с обеих сторон.

В состав системы подачи топлива входят механизмы:

  • обеспечения подачи керосина в главные двигатели и на вспомогательную силовую установку;
  • заправка Ил-76 на аэродроме осуществляется через специальные штанги;
  • оборудование для уборки остатков топлива и конденсата.

Военно-транспортный самолет Ил-76 вмещает в баки 84,84 тонны авиационного керосина.

Топливные емкости распределены на 4 обособленных группы.

Каждая из них имеет три резервуара:

  • главный (Г);
  • дополнительный (Д);
  • резервный (Р).

Сложная система подачи топлива предусматривает наличие в баках расходного и предрасходного отсеков. Перетекание топлива происходит в одностороннем порядке за счёт работы обратных клапанов. Баки разделены специальными нервюрами, герметизирующими отдельный топливный танк.

Система оборудована клапанами и нажимными кранами. Это необходимо для верхней подачи топлива и слива остатков конденсата из баков. Общий контроль процесса заправки осуществляется с помощью системы программного управления топливом СПУТ-4-1.

Основные модификации самолета

Транспортный самолет Ил-76 блестяще продемонстрировал всему миру лётные характеристики во время войны в Афганистане.

За десять лет военный Ил-76 перевез 84% всех грузов и 74% личного состава ограниченного контингента советских войск. Конструкторы заложили в характеристики Ил-76, вместимость которого и так считается самой большой, огромный ресурс для улучшения технических параметров.

Благодаря этому регулярно устремляются в небо новые модификации «Ила». Диапазон применения транспортного самолёта для военного ведомства расширился до необозримых пределов. В первую очередь – за счёт прекрасных лётно-эксплуатационных характеристик, которыми обладает грузовой самолет Ил-76. Он применяется в армии, в гражданской и специальной авиации.

Ил-76 используют в армии, в гражданской и специальной авиации.

Один борт используется Российской Федерацией для осуществления уникальных полётов в сверхтяжёлых погодных условиях. Экипаж самолёта Ил-76ТД «Антарктида» во главе с командиром, заслуженным лётчиком испытателем, Героем России Рубеном Есаяном, осуществляет транспортировку грузов и топлива на российские научно-исследовательские полярные станции на шестом континенте. Вместимость Ил-76 сделала его незаменимым помощником экспедиционных миссий в северных широтах.

Коротко остановимся на самых распространённых и интересных модификациях Ил-76, спроектированных и построенных за годы эксплуатации самолёта:

Модификация Данные о назначении и использовании

Самолёты были переоборудованы под лаборатории имитации невесомости. Использовались для тренировок членов отряда космонавтов с 1981 года.

Использовались 3 единицы Ил-76КТ. В режим невесомости самолёт входил согласно «параболе Кеплера» (набор высоты с 6,5 до 9 км), затем резкий переход в пике с углом около 40 о

С 1978 года выпускались модификации, грузоподъёмность которых за счёт усиления конструкции фюзеляжа доведена до 42 т.

Максимальная взлётная масса — 170 т. Основное назначение — транспортировочно-десантные операции ВС СССР

Гражданская грузопассажирская модификация. Полезная нагрузка — до 50 т.

Нет задней кабины стрелка, снято военное оборудование. Активно используется МЧС России. Дальность полёта — 3650 км. Двигатели Д-30КП 2-й серии

Военный Ил-76 — постановщик помех. Как базовый самолёт выбран Ил-76МД.

Дополнен специальным аппаратным комплексом «Ландыш» для поиска и пеленгации сигналов. В серию запущен не был

Модификация использовалась в качестве стратегического пункта управления ядерными силами ВС РФ. Двигатели — 4 ТРДД Д-3-КП. Скорость — 780 км/ч. Дальность — 6800 км.

Дополнительное оборудование — контейнер спутниковой связи («горб»), вытяжные, лепестковые и штыревые антенны

Высотный лабораторный комплекс для тестирования режимов работы силовой установки.

Исследуемый двигатель в полёте ставился на место штатного двигателя №2. В остальном — стандартный Ил-76 с массой груза до 33 т. Дальность полёта — 3200 км

Высотный командно-измерительный пункт телеметрической информации РВСН.

В состав входят различные системы измерения, управления и ретрансляции

«Модифицированный дальний» Ил-76 при полной загрузке (40 т топлива и 48 т коммерческой нагрузки) может преодолевать 4200 км.

Выпускался как транспортировщик, противопожарный самолёт и передвижной медицинский госпиталь.

Базовая грузоподъёмность самолета Ил-76 — 48 т. Модификация, масса которой доведена со 170 до 190 т

Топливозаправщики ВВС РФ. Предназначены для дозаправки в воздухе истребителей, самолётов бомбардировочной и вспомогательной авиации с помощью системы «шланг-конус».

Ил-78/Ил-78М:

  • Взлётная масса — 190/210 т;
  • Масса топлива — 32-65 т;
  • Производительность перелива — 2200-2900 л/мин

А-100 — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «Премьер».

Самолёт Ил-76МД-90А переоборудован в НТК им. Бериева. Отличительные особенности:

  • антенна с АФАР;
  • новый бортовой РТК (разработан концерном «Вега»);
  • двухдиапазонная РЛС типа AN/APS-20

Разумеется, это далеко не весь список заслуг Ил76. За годы эксплуатации самолёт засветился практически везде, где требовалась оперативная транспортировка грузов и людей. Надёжность и неприхотливость, простота конструкции и высокие лётные качества сделали его необычайно популярным в десятках стран мира.


Летно-технические характеристики самолета Ил-76

Основные лётные и технические характеристики Ил-76 (модификация МД-90А):

Длина, м 46,59
Ширина, м 3,46
Высота, м 14,76
Размах крыльев, м 50,5
Площадь крыла, м 2 300
Длина разбега, м 1500-2000
Длина пробега, м 930-1000
Силовая установка 4 ТРДД ПС90-А76 (тяга 14,5 т)
Масса без нагрузки, т 92,0
Взлётная масса (максимальная), т 190,0
Объём грузовой кабины, м 3 400
Максимальная грузоподъемность Ил-76, т 48-50
Вместимость, человек 145 (одна палуба), 225 (2 палубы)
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 5000
Ёмкость топливных баков, л 109 500
Скорость крейсерская, км/ч 800
Скорость максимальная, км/ч 850
Экипаж, чел 5

В различных модификациях конструкторы меняли в основном прочностные характеристики и размеры планера с учётом условий эксплуатации.

Сегодняшний день российской военно-транспортной авиации

Отдельно следует рассказать о самой известной модификации Ил-76. Нет, не об одной из тех, которые прошли все мыслимые испытания за многие годы безупречной эксплуатации. Речь пойдёт о самолёте, в который конструкторы вложили самые современные характеристики, используя последние достижения науки и техники.

Эта модель -Ил-76МД-90А (Ил-476). «Изделие 476» — это всё тот же Ил-76, но усилиями коллектива конструкторов он стал существенно экономичнее своих старших братьев. Это стало возможным благодаря замене двигателей Д-30КП на ПС-90А. Их тяга — 14,5 т, расход топлива снизился на 12%, а дальность полёта возросла на 18%.

Ил-76МД-90А — «сегодня и завтра» российской военно-транспортной авиации.

Наибольшие изменения претерпело крыло. В отличие от предыдущих модификаций Ил-76 применены длинномерные крыльевые кессоны без перегородок. 25-метровые цельные сегменты шириной по 3-4 метра при монтаже укладываются вдоль корпуса полукрыла. Это дало возможность снизить вес крыла на 2,7 т без изменения его геометрических размеров.


Критически важно, что удалось заменить номенклатурой российских производителей те комплектующие, поставка которых была прекращена из-за санкций. Кроме силовой установки практически полностью обновлено бортовое радиолокационное оборудование и различные системы управления и контроля.

Ультрасовременный пилотажно-навигационный комплекс позволяет производить посадки в метеоусловиях любой степени сложности. Срок службы самолёта в результате глубокой модернизации продлён на 15 лет.

Ульяновский завод «Авиастар» стал местом, где делают Ил-76 последней модификации.

Ил-76 тоже падают

Тяжёлые авиационные происшествия время от времени происходят с любыми типами летательных аппаратов. Причины этого различны (технические неисправности, метеоусловия, человеческий фактор), а последствия бывают катастрофическими (гибель пассажиров и членов экипажей, потеря самолётов).

Большинство падений самолётов Ил-76 приходятся на российские борты.

Но одной из самых тяжёлых катастроф с участием самолёта Ил-76 стало падение иранского самолёта в 35 км от аэродрома Керман. Грузовик совершал рейс Захедан-Керман, осуществляя перевозку солдат КСИР.

В результате падения машины (по неофициальным данным — из-за плохих погодных условий) погибли 275 человек — все пассажиры и 18 членов экипажа. В истории мировой авиации эта катастрофа — самое тяжёлое лётное происшествие с советским (российским) самолётом.

Вместо послесловия

О легендарном военно-транспортном самолёте Ил-76 можно с полной уверенностью сказать:

«Крылатая машина со счастливой судьбой и прекрасной биографией».

За сорок пять лет его активной эксплуатации о некоторых других громких проектах транспортных самолётов во многих странах мира успели основательно забыть, а «Ильюшин» ежедневно выполняет работу по транспортировке грузов и пассажиров по всему миру.

Уже лёг на стол большого армейского начальства жизненно необходимый проект транспортника следующего поколения — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ДА). Но пока он существует только в чертежах, поэтому основная транспортная нагрузка в авиации по-прежнему достаётся надёжным, мощным и неприхотливым крылатым гигантам Ил-76.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Легенды с именем даниил. Даниил — имя из сказок. Отрицательные черты характера
Что значит по соннику дорогая машина К чему снится покупать дорогой автомобиль
Гороскоп на октябрь для женщины знака телец Что ждет тельца в октябре