Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Учебник сержанта воздушно-десантных войск. Воздушно-десантная подготовка Воздушно десантная подготовка тема 1

Зарождение и развитие воздушно-десантной подготовки связано с историей парашютизма и совершенствованием парашюта.

Создание различных приспособлений для безопасного спуска с большой высоты уходит в глубину веков. Научно обоснованным предложением такого рода является изобретение Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.). Он писал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и высотой 12, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя». Впервые практический прыжок был совершен в 1617 г., когда венецианский инженер-механик Ф. Веранцио сделал приспособление и, прыгнув с крыши высокой башни, благополучно приземлился.

Слово «парашют», сохранившееся до настоящего времени, было предложено французским ученым С. Ленорманом (от греческого pаrа – против и французского chute – падение). Свой аппарат он построил и лично испытал, совершив в 1783 г. прыжок из окна обсерватории.

Дальнейшее развитие парашюта связано с появлением аэростатов, когда возникла необходимость создания спасательных приспособлений. Парашюты, применявшиеся на аэростатах, имели либо обруч, либо спицы для того, чтобы купол был всегда в раскрытом состоянии, и его можно было применить в любой момент. Парашюты в таком виде крепились под гондолой воздушного шара или являлись промежуточным соединительным звеном между аэростатом и гондолой.

В XIX веке в куполе парашюта начали делать полюсное отверстие, из каркаса купола были изъяты обручи и спицы, а сам купол парашюта стали прикреплять к оболочке воздушного шара сбоку.

Пионерами отечественного парашютизма являются Станислав, Юзеф и Ольга Древницкие. Юзеф к 1910 г. совершил уже более 400 прыжков с парашютом.

В 1911 году Г. Е. Котельников разработал и запатентовал ранцевый парашют РК-1. Испытания его успешно прошли 19 июня 1912 г. Новый парашют был компактен и отвечал всем основным требованиям применения в авиации. Купол его изготовлялся из шелка, стропы разделялись на группы, подвесная система состояла из пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых ремней и обхватов для ног. Главной особенностью парашюта была его автономность, дающая возможность пользоваться им независимо от самолета.

До конца 20-х годов парашюты создавались и совершенствовались в целях спасения жизни аэронавта или летчика в случае вынужденного покидания летательного аппарата в воздухе. Методика покидания отрабатывалась на земле и основывалась на теоретических и практических исследованиях прыжка с парашютом, знании рекомендаций по покиданию летательного аппарата и правил пользования парашютом, т. е. закладывались основы наземной подготовки.

Без тренировки в практическом совершении прыжка парашютная подготовка сводилась к тому, чтобы научить летчика надеть парашют, отделиться от самолета, выдернуть вытяжное кольцо, а после раскрытия парашюта рекомендовалось: «при приближении к земле, подготавливаясь к спуску, принять сидячее положение в помочах, но так, чтобы колена были ниже бедер. Не пытайтесь встать, не напрягайте мускулы, свободно опуститесь, и если потребуется, то покатитесь по земле».

В 1928 г. командующему войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевскому была поручена разработка нового Полевого устава. Работа над проектом устава вызвала необходимость у оперативного отдела штаба военного округа подготовить для обсуждения реферат на тему «Действия воздушного десанта в наступательной операции».

В теоретических трудах делался вывод, что сама техника высадки воздушных десантов и сущность их боя в тылу противника предъявляют повышенные требования к личному составу десанта. Программа их подготовки должна строиться на основе требований воздушно-десантных операций, охватывать широкую область навыков и знаний, так как в воздушном десанте на учете каждый боец. Подчеркивалось, что превосходная тактическая подготовка каждого члена десанта должна сочетаться с его исключительной решительностью, основанной на глубокой и быстрой оценке обстановки.

В январе 1930 г. Реввоенсовет СССР утвердил обоснованную программу строительства определенных типов летательных аппаратов (самолетов, аэростатов, дирижаблей), которые должны были полностью учитывать запросы нового, зарождающегося рода войск – воздушной пехоты.

Для проверки теоретических положений в области применения воздушных десантов на аэродроме 11-й авиабригады в Воронеже 26 июля 1930 г. открылись первые в стране парашютные занятия с выполнением прыжков из самолета. Было подготовлено 30 парашютистов в целях выброски экспериментального воздушного десанта на предстоящем опытно-показательном учении ВВС Московского военного округа. В ходе решения задач учения нашли свое отражение основные элементы воздушно-десантной подготовки.

Для участия в десанте было отобрано 10 человек. Личный состав десанта был разбит на две группы. Первую группу и отряд в целом возглавил военный летчик, участник гражданской войны, энтузиаст парашютного дела комбриг Л. Г. Минов, вторую – военный летчик Я. Д. Мошковский. Основная цель данного эксперимента заключалась в показе участникам авиационного учения техники выброски парашютного десанта и доставки ему необходимого для боя оружия и боеприпасов. Планом предусматривалось также исследование и ряда специальных вопросов парашютного десантирования: снижение десантников в условиях одновременной групповой выброски, темп выброски десантников, величина их рассеивания и время сбора после приземления, время, затрачиваемое на отыскание сброшенного на парашютах вооружения, и степень его сохранности.

Предварительная подготовка личного состава и вооружения перед десантированием проводилась на боевых парашютах, а тренировка – непосредственно на том самолете, с которого предстояло совершать прыжок.

2 августа 1930 г. с аэродрома поднялись самолет с первой группой парашютистов во главе с Л. Г. Миновым и три самолета Р-1, которые несли под крыльями по два контейнера с пулеметами, винтовками, боеприпасами. Вслед за первой была выброшена вторая группа парашютистов во главе с Я. Д. Мошковским. Десантники, быстро собрав парашюты, направились на сборный пункт, по пути распаковали контейнеры и, разобрав оружие, приступили к выполнению поставленной задачи.

2 августа 1930 г. вошло в историю как день рождения воздушно-десантных войск. С этого времени у парашюта появилось новое назначение – обеспечивать высадку войск в тылу противника, а в составе Вооруженных Сил страны появился новый род войск.

В 1930 г. открылась первая в стране фабрика по производству парашютов, ее директором, главным инженером и конструктором был М. А. Савицкий. В апреле этого же года были изготовлены первые опытные образцы спасательного парашюта типа НИИ-1, спасательных парашютов ПЛ-1 для летчиков, ПН-1 для летчиков-наблюдателей (штурманов) и парашютов ПТ-1 для совершения учебно-тренировочных прыжков летно-подъемным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами.

В 1931 г. на этой фабрике были изготовлены парашюты ПД-1 конструкции М. А. Савицкого, которые, начиная с 1933 г. стали поступать на снабжение парашютно-десантных частей.

Созданные к тому времени парашютно-десантные мягкие мешки (ПДММ), парашютно-десантные бензиновые баки (ПДББ) и другие виды десантной тары в основном обеспечивали парашютную выброску всех видов легкого оружия и боевых грузов.

Одновременно с созданием производственной базы парашютостроения широко развернулась научно-исследовательская работа, которая ставила перед собой следующие задачи:

Создание такой конструкции парашюта, который выдержал бы нагрузку, получаемую после раскрытия при прыжке из самолета, летящего с максимальной скоростью;

Создание парашюта, обеспечивающего минимальные перегрузки на организм человека;

Определение максимально допустимой перегрузки для человеческого организма;

Изыскание такой формы купола, которая при наименьших затратах материала и простоте изготовления обеспечивала бы наименьшую скорость снижения парашютиста и препятствовала бы его раскачиванию.

При этом все теоретические расчеты необходимо было проверить на практике. Необходимо было определить, насколько безопасен прыжок с парашютом с той или иной точки самолета при максимальной скорости полета, рекомендовать безопасные приемы отделения от самолета, изучить траектории движения парашютиста после отделения при различных скоростях полета, изучить влияние парашютного прыжка на организм человека. Очень важно было знать, каждый ли десантник сможет открыть парашют вручную или необходим специальный медицинский отбор.

В результате исследований врачей Военно-медицинской академии были получены материалы, впервые осветившие вопросы психофизиологии прыжка с парашютом и имевшие практическое значение для отбора кандидатов для подготовки инструкторов по парашютно-десантной подготовке.

Для решения задач десантирования использовались бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3 и Р-5, а также некоторые типы самолетов гражданского воздушного флота (АНТ-9, АНТ-14 и позже ПС-84). Самолет ПС-84 мог транспортировать парашютные подвески, а при внутренней загрузке мог брать 18 – 20 ПДММ (ПДББ-100), выброску которых можно было производить одновременно через обе двери силами десантников или экипажа.

В 1931 г. план боевой подготовки авиамотодесантного отряда впервые содержал парашютную подготовку. Для освоения новой дисциплины в Ленинградском военном округе были организованы сборы, на которых было подготовлено семь инструкторов парашютного дела. Инструкторы парашютной подготовки проводили большую экспериментальную работу в целях накопления практического опыта, поэтому прыгали на воду, на лес, на лед, с дополнительным грузом, при ветре до 18 м/с, с различным вооружением, со стрельбой и метанием гранат в воздухе.

Начало новому этапу в развитии воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 г., в котором намечалось сформировать к марту 1933 г. по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.

В Москве 31 мая 1933 г. была открыта Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, приступившая к планомерной подготовке инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов.

В 1933 г. были освоены прыжки в зимних условиях, установлены возможные для массовых прыжков температура, сила ветра у земли, наилучший способ приземления и обоснована необходимость разработки специального обмундирования десантника, удобного для совершения прыжка и для действий на земле в ходе боя.

В 1933 г. появился парашют ПД-2, через три года парашют ПД-6, купол которого имел круглую форму и площадь 60,3 м 2 . Осваивая новые парашюты, приемы и способы десантирования и накопив достаточную практику в выполнении различных прыжков с парашютом, инструкторы-парашютисты давали рекомендации по улучшению наземной подготовки, по совершенствованию способов покидания самолета.

Высокий профессиональный уровень инструкторов-парашютистов позволил им подготовить к десантированию осенью 1935 г. на учениях Киевского округа 1200 парашютистов, под Минском в этом же году – более 1800 человек, а на учениях Московского военного округа в 1936 г. – 2200 парашютистов.

Таким образом, опыт учений и успехи советской промышленности позволили советскому командованию определить роль воздушно-десантных операций в современном бою и перейти от экспериментов к организации парашютно-десантных частей. В Полевом уставе 1936 г. (ПУ-36, § 7) указывалось: «Парашютно-десантные части являются действенным средством для дезорганизации управления и работы тыла противника. Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, парашютно-десантные части могут оказывать решающее влияние на полный разгром противника на данном направлении».

В 1937 г. для подготовки гражданской молодежи к службе в армии был введен в действие Курс учебно-спортивной парашютной подготовки (КУПП) ОСОАВИАХИМ СССР на 1937 год, в котором задача № 17 включала такой элемент, как прыжок с винтовкой и складными лыжами.

Учебными пособиями для воздушно-десантной подготовки были инструкции по укладке парашютов, которые являлись и документами на парашют. Позднее, в 1938 г., было издано Техническое описание и инструкция по укладке парашютов.

Летом 1939 г. был проведен сбор лучших парашютистов Красной Армии, который явился демонстрацией огромных успехов, достигнутых нашей страной в области парашютизма. По своим результатам, по характеру и массовости прыжков сбор являлся выдающимся событием в истории парашютизма.

Опыты проведенных прыжков анализировались, выносились на обсуждение, обобщались, и все лучшее, приемлемое для массового обучения доводилось на сборах до инструкторов парашютной подготовки.

В 1939 г. в составе парашюта появилось страхующее устройство. Братья Доронины – Николай, Владимир и Анатолий создали полуавтоматический прибор (ППД-1) с часовым механизмом, раскрывающим парашют через заданное время после отделения парашютиста от самолета. В 1940 г. был разработан парашютный прибор ПАС-1 с анероидным устройством конструкции Л. Савичева. Прибор предназначался для автоматического раскрытия парашюта на любой заданной высоте. В последующем братья Доронины совместно с Л. Савичевым сконструировали парашютный прибор, соединив временной прибор с анероидным и назвав его КАП-3 (комбинированный автомат парашютный). Прибор обеспечивал раскрытие парашюта на заданной высоте или по истечении заданного времени после отделения парашютиста от самолета в любых условиях, если этого по какой-либо причине не сделает сам парашютист.

В 1940 г. был создан парашют ПД-10 с площадью купола 72 м 2 , в 1941 г. – парашют ПД-41, перкалевый купол этого парашюта площадью 69,5 м 2 имел квадратную форму. В апреле 1941 г. в НИИ ВВС были завершены полигонные испытания подвесок и платформ для сбрасывания парашютным способом 45- миллиметровых противотанковых орудий, мотоциклов с колясками и т. д.

Уровень развития воздушно-десантной подготовки и парашютно-десантных средств обеспечивал выполнение задач командования в ходе Великой Отечественной войны.

Первый в Великой Отечественной войне небольшой воздушный десант был применен под Одессой. Он был выброшен в ночь на 22 сентября 1941 г. из самолета ТБ-3 и имел задачу рядом диверсий и огнем нарушить связь и управление противника, создать панику в тылу врага и тем самым оттянуть с побережья часть его сил и средств. Благополучно приземлившись, парашютисты-десантники в одиночку и небольшими группами успешно выполнили поставленную задачу.

Выброска в ноябре 1941 г. воздушного десанта в Керченско-Феодосийской операции, десантирование 4-го воздушно-десантного корпуса в январе – феврале 1942 г. в целях завершения окружения Вяземской группировки противника, десантирование 3-й и 5-й гвардейских десантных бригад в Днепровской воздушно-десантной операции в сентябре 1943 г. внесли неоценимый вклад в развитие воздушно-десантной подготовки. Например, 24 октября 1942 г. был высажен воздушный десант непосредственно на аэродром Майкоп для уничтожения самолетов на аэродроме. Высадка десанта тщательно готовилась, отряд был разделен на группы. Каждый парашютист-десантник совершил пять прыжков днем и ночью, тщательно были проиграны все действия.

Для личного состава был определен комплект вооружения и снаряжения в зависимости от выполняемой ими задачи. Каждый парашютист-десантник диверсионной группы имел автомат, два диска с патронами и дополнительно три зажигательных прибора, фонарь и продовольствие на двое суток. В группе прикрытия было два пулемета, десантники этой группы не брали некоторых предметов вооружения, но имели дополнительно по 50 патронов к пулемету.

В результате нападения отряда на Майкопский аэродром было уничтожено 22 самолета противника.

Обстановка, сложившаяся в ходе войны, потребовала использования воздушно-десантных войск как для действий в составе воздушных десантов в тылу противника, так и для действий с фронта в составе гвардейских стрелковых соединений, что предъявляло дополнительные требования к воздушно-десантной подготовке.

После каждого десантирования обобщался опыт, и делались необходимые поправки в обучении десантников. Так, в пособии командиру отделения воздушно-десантных частей, изданном в 1942 г., в главе 3 было записано: «Обучение укладке и эксплуатации материальной части десантных парашютов ПД-6, ПД-6ПР и ПД-41-1 проводить по техническим описаниям этих парашютов, изложенным в специальных брошюрах», а в разделе «Подгонка оружия и снаряжения для боевого прыжка» указывалось: «Для проведения занятий прикажи подготовить парашюты, винтовки, пистолеты-пулеметы, ручные пулеметы, гранаты, носимые лопаты или топоры, подсумки-патронташи, сумки для магазинов ручного пулемета, плащ-палатки, ранцы или вещевые мешки». Там же на рисунке был показан образец крепления оружия, где дульная часть оружия с помощью резинки или тренчика крепилась к главному обхвату.

Сложность ввода в действие парашюта с помощью вытяжного кольца, а также ускоренная подготовка парашютистов-десантников во время войны вызвали необходимость создания парашюта, раскрывающегося автоматически. С этой целью в 1942 г. создается парашют ПД-6-42 с круглой формой купола площадью 60,3 м 2 . Впервые на этом парашюте была применена вытяжная веревка, которая обеспечивала раскрытие парашюта принудительным способом.

С развитием воздушно-десантных войск развивается и совершенствуется система подготовки командных кадров, начало которой было положено созданием в августе 1941 г. в городе Куйбышеве воздушно-десантного училища, которое осенью 1942 г. было передислоцировано в Москву. В июне 1943 г. училище расформировывается, а подготовка кадров продолжается на Высших офицерских курсах ВДВ. В 1946 г. в городе Фрунзе для пополнения офицерскими кадрами воздушно-десантных войск формируется военно-парашютное училище, слушателями которого стали офицеры ВДВ и выпускники пехотных училищ. В 1947 г. после первого выпуска офицеров, прошедших переподготовку, училище было передислоцировано в город Алма-Ату, а в 1959 г. – в город Рязань.

Программа училища предусматривала изучение воздушно-десантной подготовки (ВДП) как одной из основных дисциплин. Методика прохождения курса строилась с учетом требований, предъявляемых к воздушным десантам в Великой Отечественной войне.

После войны преподавание курса воздушно-десантной подготовки постоянно ведется с обобщением опыта проводимых учений, а также рекомендаций научно-исследовательских и конструкторских организаций. Кабинеты, лаборатории и парашютные городки училища оборудуются необходимыми парашютными снарядами и тренажерами, макетами военно-транспортных самолетов и вертолетов, стапелями (парашютными качелями), трамплинами и т. д., что обеспечивает ведение учебного процесса в соответствии с требованиями военной педагогики.

Все парашюты, выпускаемые до 1946 г., были предназначены для совершения прыжков из самолетов на скорости полета 160 – 200 км/ч. В связи с появлением новых самолетов и увеличением скорости их полета возникла необходимость в разработке парашютов, обеспечивающих нормальное совершение прыжков на скорости до 300 км/ч.

Увеличение скорости и высоты полета самолетов потребовало коренного усовершенствования парашюта, разработки теории прыжка с парашютом и практического освоения прыжков с больших высот с применением кислородных парашютных приборов, на разных скоростях и режимах полета.

В 1947 г. был разработан и выпущен парашют ПД-47. Авторы конструкции – Н. А. Лобанов, М. А. Алексеев, А. И. Зигаев. Парашют имел перкале-вый купол квадратной формы площадью 71,18 м 2 и массу 16 кг.

В отличие от всех предшествующих парашютов ПД-47 имел чехол, надеваемый на основной купол перед укладкой его в ранец. Наличие чехла снижало вероятность перехлестывания купола стропами, обеспечивало последовательность процесса раскрытия и уменьшало динамическую нагрузку на парашютиста в момент наполнения купола воздухом. Так была решена задача обеспечения десантирования на больших скоростях. Вместе с тем, наряду с решением главной задачи – обеспечением десантирования на больших скоростях, парашют ПД-47 имел ряд недостатков, в частности, большую площадь рассеивания парашютистов-десантников, что создавало угрозу схождения их в воздухе при массовом десанте. В целях устранения недостатков парашюта ПД-47 группа инженеров во главе с Ф. Д. Ткачевым в 1950 – 1953 гг. разработала несколько вариантов десантных парашютов типа «Победа».

В 1955 г. на снабжение воздушно-десантных войск был принят парашют Д-1 с куполом площадью 82,5 м 2 круглой формы, изготовленный из перкаля, массой 16,5 кг. Парашют позволил совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 350 км/ч.

В 1959 г. в связи с появлением скоростных военно-транспортных самолетов возникла необходимость усовершенствования парашюта Д-1. Парашют был снабжен стабилизирующим парашютом, были модернизированы также ранец парашюта, чехол основного купола и вытяжное кольцо. Авторами усовершенствования были братья Николай, Владимир и Анатолий Доронины. Парашют получил наименование Д-1-8.

В семидесятые годы на вооружение поступил более совершенный десантный парашют Д-5. Он прост по конструкции, удобен в эксплуатации, имеет единый метод укладки и обеспечивает совершение прыжков из всех типов военно-транспортных самолетов в несколько потоков на скорости до 400 км/ч. Основные его отличия от парашюта Д-1-8 заключаются в отсутствии вытяжного шарового парашюта, немедленном вводе в действие стабилизирующего парашюта, отсутствии чехлов основного и стабилизирующего парашютов. Основной купол площадью 83 м 2 имеет круглую форму, изготовлен из капрона, масса парашюта 13,8 кг. Более совершенным видом парашюта Д-5 является парашют Д-6 и его модификации. Он позволяет свободно разворачиваться в воздухе с помощью специальных строп управления, а также значительно уменьшать скорость сноса парашютиста по ветру путем перемещения свободных концов подвесной системы.

В конце двадцатого века воздушно-десантные войска получили еще более совершенную парашютную систему – Д-10, которая благодаря увеличенной площади основного купола (100 м 2) позволяет увеличить полетный вес десантника и обеспечивает меньшую скорость его снижения и приземления. Современные парашюты, отличающиеся высокой надежностью раскрытия и дающие возможность выполнять прыжки с любой высоты и при любых скоростях полета военно-транспортных самолетов, постоянно совершенствуются, поэтому изучение техники прыжка с парашютом, развитие методики наземной подготовки и практического совершения прыжка продолжается.

Г л а в а 8

МЕТОДИКА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.1. Общие положения методики воздушно-десантной подготовки

Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки воздушно-десантных войск. Она включает в себя:

Изучение материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

Изучение правил укладки парашютов для совершения прыжка;

Изучение правил подготовки оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом;

Наземную отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;

Организацию и проведение прыжков с парашютом;

Подготовку к десантированию вооружения, военной техники и грузов и десантирование их.

Особое место в воздушно-десантной подготовке занимает практическое совершение прыжков с парашютом, являющиеся наиболее ответственным этапом обучения парашютиста-десантника.

Процесс обучения – это активная познавательная деятельность воинов по усвоению учебного материала. Процесс обучения в воздушно-десантных войсках является одной из форм ратного труда военнослужащих, важной составной частью их служебной деятельности. Его результаты находят свое выражение в определенной системе знаний, умений и навыков, которые приобретают обучаемые под руководством своих командиров и начальников.

Знания – продукт познавательной деятельности человека, отражение в его сознании (в форме представлений, понятий) предметов и явлений объективного мира, законов природы и общества. Умение – это практическое действие, выполняемое на основе усвоенных знаний. Навык есть практическое действие, отличающееся высокой степенью освоения («автоматизированностью»). Между навыками и умениями существует сложное взаимодействие: в одних случаях навык является усовершенствованным умением, в других – умение вырастает на основе навыков.


Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от тех путей, по которым осуществляется движение от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Этими путями и способами являются методы обучения .

Методы обучения – то те пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка высоких морально-боевых качеств, обеспечивается боевое сколачивание подразделений и частей. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, именуемых приемами обучения. При этом одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Свое название тот или иной метод получает чаще всего по ведущему приему (таблица 1).

В зависимости от характера учебного материала эти методы могут выступать в той или иной наиболее отвечающей ему разновидности. Чем следует руководствоваться, выбирая тот или иной метод? Как известно, на любом занятии руководителем могут быть поставлены три главные дидактические или наиболее общие учебные цели: сообщить воинам новые знания и добиться их глубокого усвоения; выработать у обучаемых умения и навыки; закрепить знания и совершенствовать умения и навыки. Достижение первой цели требует преимущественно таких методов, как устное изложение, показ, беседа; второй – упражнения, сопровождаемого кратким объяснением; третьей – самостоятельного чтения учебников, технической литературы и других источников, самостоятельных тренировок.

Качественная подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом в кратчайшие сроки требует от командиров всех степеней решения ряда сложных проблем. Задача сводится к тому, чтобы при минимальных затратах учебного времени обеспечить глубокое усвоение необходимого объема знаний и высокий уровень отработки практических умений и навыков. Интенсификация процесса обучения личного состава тесно связана с освоением и развитием методов и средств обучения, всемерным повышением методической культуры офицеров и сержантов. Более того, вопрос о глубине знаний, качестве умений и навыков есть, в сущности, вопрос о методах обучения, то есть о способности руководителя занятия рационально преподносить учебный материал, организовать практическую работу обучаемых, контролировать их действия. Методическое мастерство руководителя занятия характеризуется умением найти тот прием и то средство, которые необходимы именно в данное время, на данном занятии, эффективно применить уже много раз использовавшийся метод с учетом конкретных условий обучения (состава обучаемых, места, средств наглядности, отведенного времени). Методическое мастерство выражается также и в том, чтобы обеспечить наиболее целесообразное для данного момента сочетание приемов и методов обучения.

Поэтому задача каждого офицера воздушно-десантных войск (и в первую очередь командира парашютно-десантного подразделения) – постоянно работать над методической подготовкой, развивать и совершенствовать свои навыки в организации и проведении всех видов занятий по воздушно-десантной подготовке.

Таблица 1

Основные методы обучения, их разновидности и составные части (приемы)

Методы обучения и их разновидности

Приемы обучения
Действия руководителя
Работа обучаемых

Устное изложение учебного материала

Объяснение
Рассказ

Беседа

Объяснительная

Эвристическая

Контрольная

Показ:

личный показ руководителем занятия

показ действий вооружения и военной техники

показ действий заранее подготовленными помощниками руководителя занятия

показ действий подразделения

Упражнения и

тренировки

Сенсорные

Двигательные

Умственные

Самостоятельная работа

индивидуальная

групповая

Доказательства, рассуждения, описания; демонстрация вооружения и военной техники, наглядных пособий; показ приемов и действий

Повествование, описание, рассуждение; демонстрация наглядных пособий

Развернутые описания и повествования; объяснения; демонстрация наглядных пособий

Постановка вопросов; объяснение; анализ ответов; демонстрация наглядных пособий

Показ приемов и действий по разделениям и в целом в нормальном и замедленном темпах; объяснение; демонстрация наглядных пособий, оружия и военной техники

Разучивание приема (действия) по разделениям и слитно, в замедленном и нормальном темпах; анализ ошибок; повторный показ приема (действия); объяснение. Выполнение приема в целом

Чтение; составление плана, конспекта, схемы; заучивание по частям и в целом; пересказ; практические действия на тренажерах, военной технике, учебном оружии, спортивных снарядах

Ставит учебные задачи; излагает учебный материал, организует его восприятие обучаемыми; управляет процессом усвоения знаний

Объявляет цель беседы; формулирует вопросы; слушает, исправляет и обобщает ответы, подводит итоги

Ставит учебные цели. В ходе показа приемов и действий направляет внимание обучаемых на наиболее сложные элементы, объясняет порядок и правила их исполнения; иллюстрирует объяснение путем использования наглядных пособий

Формулирует цель занятия; подает команды, дает вводные; с помощью различных средств создает обстановку, приближенную к боевой; контролирует действия обучаемых, исправляет ошибки, показывает приемы. Подводит итоги

Указывает объем и цели работы, приемы выполнения задания, организует самостоятельную работу обучаемых, оказывает им помощь и проверяет результаты

Активно воспринимают и осмысливают излагаемый материал; производят необходимые практические действия; ведут записи; отвечают на вопросы руководителя занятия

Отвечают на вопросы; слушают и осмысливают ответы товарищей, объяснения руководителя

Наблюдают; вслед за руководителем повторяют показываемые приемы и действия. осмысливают назначение приемов, действий, связь их составных частей

Многократно повторяют разучиваемые приемы и действия; анализируют свои ошибки; совершенствуют приобретенные умения и навыки

Осмысливают и запоминают учебный материал; выполняют приемы действий с оружием и военной техникой на тренажерах и гимнастических снарядах; совершенствуют навыки; выполняют индивидуальные задания

8.1.1. Требования сборника нормативов по боевой подготовке


воздушно-десантных войск

Проведение практических занятий по укладке парашютов, подготовке к десантированию оружия и снаряжения, наземной отработке элементов прыжка с парашютом имеет цель привить десантникам твердые навыки в выполнении всех действий, выполняемых при подготовке и совершении прыжка. Основной формой контроля степени усвоения военнослужащими учебного материала и качества приобретенных ими двигательных навыков являются нормативы.

Нормативы – временные, количественные и качественные показатели выполнения военнослужащими или подразделениями задач, приемов и действий, связанных с применением оружия и техники в ходе боевой подготовки.

Нормативы для проверки готовности личного состава к совершению парашютных прыжков, как правило, имеют временные и качественные составляющие.

Выполнение их с положительной оценкой свидетельствует о наличии у военнослужащего двигательных навыков, достаточных для допуска его к совершению прыжка с парашютом.

В этом разделе приводятся основные нормативы, отрабатываемые на занятиях по воздушно-десантной подготовке.

Норматив № 1

Укладка парашютов для совершения прыжка

Условия и порядок

выполнения

норматива

Оценка по времени

Парашюты находятся в переносной сумке

Один основной и один запасной парашюты на двоих укладывающих

Индивидуальная оценка при выполнении норматива

По времени

По качеству

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Отлично, хорошо
Хорошо

Отлично, хорошо,

удовлетворительно

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично, хорошо,

удовлетворительно

Неудовлетворительно

Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

Норматив № 2

Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов

(на автоматчика, пулеметчика, гранатометчика)

Условия и порядок

выполнения норматива

Объем
Под-
Оценка по времени

Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие и снаряжение – по штатной специальности

Норматив № 4

Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов

для совершения прыжка со стрельбой в воздухе

Условия и порядок

выполнения норматива

Объем
Под-
Оценка по времени

Парашюты установлены в «козлы» на стеллажах. Предметы экипировки – на личном составе: рюкзак в походном положении, оружие в положении «на ремень». Чехлы и ремни крепления оружия находятся в рюкзаках.

Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие –

автоматы АКС-74

Индивидуальная оценка действий при выполнении нормативов № 2 и № 4

По времени

По качеству

Удовлетворительно

Неудовлетворительно
Отлично
Удовлетворительно,
хорошо, отлично
Удовлетворительно
Неудовлетворительно

Отлично (без ошибок)

Хорошо (не более

двух ошибок)

Удовлетворительно

(не более трех ошибок)

Отлично, хорошо
Неудовлетворительно
(допущено более

трех ошибок)

Основные недостатки, снижающие оценку:

Не выполнена подгонка подвесной системы;

Ремень автомата не прихвачен грудной перемычкой подвесной

системы парашюта;

Рюкзак не переведен в положение для десантирования;

Сумки для магазинов и гранат рюкзака не надеты на поясной ремень;

Не заправлены свободные концы лент крепления запасного парашюта.

Недостатки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:

Не застегнут карабин подвесной системы парашюта или рюкзака;

Не зафиксирована скоба крепления запасного парашюта;

Оружие и снаряжение мешают работе парашюта.

8.2. Порядок подготовки руководителя к проведению занятия

по воздушно-десантной подготовке

Воздушно-десантная подготовка организуется и проводится согласно Программе боевой подготовки соединений и частей воздушно-десантных войск. В соответствии с этой программой и планирующими документами штаба части в подразделениях составляются расписания занятий , в которых указываются тема, учебные вопросы, место и время проведения занятий.

Занятия по воздушно-десантной подготовке проводятся руководителями, хорошо знающими воздушно-десантную технику и имеющими практический опыт прыжков с парашютом.

В подготовку руководителя к занятию входит:

Уяснение темы, учебных целей и содержания занятия;

Расчет времени;

Изучение литературы по теме и составление плана-конспекта;

Подготовка материального обеспечения занятия.

Уяснение учебных целей и содержания занятия позволяет руководителю более целеустремленно готовиться к занятию, детально изучить, углубить или повторить материал по теме предстоящего занятия.

Составление плана-конспекта обязательно для каждого руководителя. Это позволяет обдумать каждую деталь занятия и помогает предусмотреть все необходимые учебные вопросы. В составлении плана-конспекта нет определенных и выработанных на все виды занятий шаблонов. План-конспект является плодом творческого труда офицера при подготовке его к предстоящему занятию. Содержание каждого вопроса и глубина его изложения определяются степенью подготовленности обучаемых, учебными задачами и временем, отводимым на проведение занятия.

В плане-конспекте должны быть предусмотрены: учебные цели, учебные вопросы, метод проведения занятия, материальное обеспечение, расчет времени, краткое содержание учебных вопросов, действия руководителя и обучаемых, последовательность отработки учебных вопросов. План-конспект не должен быть громоздким. Не следует стремиться к тому, чтобы в нем было подробное описание всего того, что руководитель намерен изложить на занятии. План-конспект составляется не для того, чтобы его читать в ходе занятия. Он предназначен для ориентировки руководителя в последовательности изложения материала и для полного охвата учебного материала.

Усвоение учебного материала личным составом всегда зависит от метода проведения занятия, материального обеспечения, правильного распределения учебного времени и подготовленности руководителя.

Основными формами и методами занятий по воздушно-десантной подготовке являются:

Групповые занятия – при изучении материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;

Практические занятия – при изучении правил укладки парашютов, а также действий десантника-парашютиста при совершении прыжка;

Тренировки – еженедельные занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса при отработке действий парашютистов в процессе совершения прыжков.

В ходе занятий руководитель должен в комплексе применять различные методические приемы. Так, к примеру, для объяснения материальной части парашюта целесообразно применять логическую схему рассказа (объяснения), сочетая ее с показом. Вначале руководитель должен указать назначение парашюта, его технико-эксплуатационные характеристики, затем назвать и показать части парашютной системы, после чего подробно рассказать об их назначении и устройстве, сопровождая свой рассказ показом на материальной части. При этом части парашюта следует называть и показывать на уложенном парашюте методом его последовательного раскрытия по ходу изложения учебного материала. А при объяснении устройства каждой части надо придерживаться следующей схемы:

Назвать и показать часть;

Указать назначение части;

Как часть устроена и что на себе имеет (изложение следует вести сверху вниз).

При проведении практического занятия по укладке парашютов используется такой методический прием как рассказ в комплексе с образцовым личным показом руководителем последовательности и правил укладки парашютов по этапам и элементам.

При проведении занятия на воздушно-десантном комплексе по отработке элементов прыжка с парашютом применяется рассказ и показ руководителем правил совершения прыжка в целом, а затем по элементам. После этого личный состав разучивает показанные действия по элементам, а затем в целом. Разучив действия и поняв их смысл, обучаемые переходят к тренировке.

В ходе занятия руководитель должен внимательно следить за тем, как материал усваивается обучаемыми. Периодически (а лучше после отработки каждого вопроса) необходимо задавать личному составу контрольные вопросы, чтобы определить, какая информация не усвоена обучаемыми, а также проверить, правильно ли делаются ими записи в тетради.

Каждое очередное занятие целесообразно начинать с контрольных опросов, чтобы проверить, как усвоен личным составом материал предыдущего занятия. Вопросы должны быть конкретными, краткими, не требующими больших развернутых ответов. Вопросы следует ставить перед всеми обучаемыми и давать некоторое время на их обдумывание, после чего вызывать одного из обучаемых для ответа. Такой метод заставляет думать всю аудиторию; весь личный состав должен быть готов к ответу на поставленный вопрос.

На всех занятиях руководитель должен прививать личному составу уважение к воздушно-десантной технике и приучать к бережному обращению с нею. Необходимо постоянно внушать обучаемым, что бережное отношение к парашюту обеспечивает его исправность, а это, в свою очередь, гарантирует безопасность совершения прыжка.

Большую роль в успешном, качественном проведении занятия играет материальное обеспечение. Необходимая материальная база должна быть заблаговременно подготовлена и сосредоточена на месте занятия. Качество занятия заметно снижается, если на нем допускаются условности из-за отсутствия необходимой материальной части.

В ходе всего занятия руководитель должен следить за дисциплиной обучаемых, требовать от подчиненных выполнения уставных положений при ответах на вопросы, при обращении к старшим и т. д.

Педагог обязан руководить работой личного состава по наиболее целесообразному ведению в тетрадях записи изучаемого материала, то есть выделять в своем рассказе те места, которые необходимо записать, и давать для этого время.

В конце занятия рекомендуется подвести итог, дать общую оценку работы взвода на занятии, отметить, кто из обучаемых хорошо усвоил материал, а кто слабо разобрался в изложенном материале. Этим обучаемым руководитель должен указать, какие учебные вопросы они должны дополнительно изучить, а также назначить хорошо подготовленного десантника для оказания помощи отстающим. Далее руководитель должен поставить задачу на самостоятельную подготовку и указать литературу для подготовки.

8.3. Организация и методика проведения занятия

по изучению материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов

На этом занятии ставится цель изучить устройство десантной парашютной системы Д-6 серии 4, ознакомить обучаемых с работой и взаимодействием частей парашюта при раскрытии в воздухе.

Учебные вопросы целесообразно рассмотреть следующие:

1. Назначение и технико-эксплуатационные характеристики парашюта.

2. Части парашютной системы Д-6 серии 4.

3. Назначение и устройство частей парашюта.

4. Работа и взаимодействие частей парашюта в воздухе.

Для экономии учебного времени материальное обеспечение необходимо получить накануне и заранее подготовить место для проведения занятия. Материальная база должна обеспечивать качественное проведение занятия и обязательно должна включать в себя парашютную систему Д-6 серии 4 в раскрытом виде, один-два парашюта в уложенном виде, походные полотнища, плакаты по материальной части парашюта, указку, доску классную. До начала занятия на походном полотнище необходимо разместить раскрытый парашют в такой последовательности: камера стабилизирующей системы, стабилизирующая система, камера основного парашюта, основной купол со стропами, ранец с подвесной системой, звено ручного раскрытия, прибор, паспорт, сумку. Уложенные парашюты, предназначенные для показа процесса раскрытия, разместить на другом полотнище. Для удобства показа и большей мобильности частей целесообразно иметь на занятии отдельно подвесную систему, ранец, камеру основного парашюта. Это позволит обучаемым в ходе самостоятельной подготовки подойти к плакату, на котором показаны части подвесной системы, имея реальную подвесную систему в руках, чтобы получше разобраться в ее устройстве.

Обучаемые должны разместиться вдоль разложенной на полотнище материальной части так, чтобы каждому были видны все детали парашюта.

При объяснении устройства частей парашюта необходимо больше внимания уделять тем деталям, которые будут использоваться в ходе последующих занятий. Например, металлические кольца на камере стабилизирующей системы и на перьях стабилизатора, стропа № 14 основного купола и т. п.

Время, отведенное на данное занятие, составляет 2 часа.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Руководитель занятия принимает доклад заместителя командира взвода о готовности личного состава к занятию, проверяет внешний вид подчиненных, наличие у них тетрадей для записей и готовность обучаемых к началу занятия. После этого руководитель называет тему и цели занятия, кратко знакомит подчиненных с программой предстоящих занятий по ВДП, что предстоит им изучить в ближайшее время, какие прыжки придется совершать в учебном периоде. Необходимо также назвать типы парашютов, которые находятся на снабжении воздушно-десантных войск, и какие из них придется осваивать обучаемым.

Время – 5 – 10 минут

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основную часть занятия рекомендуется начать с общей характеристики парашюта. Надев на одного из командиров отделений парашют, руководитель рассказывает, для чего парашют предназначен, из каких самолетов и вертолетов можно с ним совершать прыжки, какова минимальная высота применения парашюта, скорость снижения и т. д. Рекомендуется цифры характеристик парашютной системы записывать на классной доске. Чтобы убедиться в усвоении обучаемыми материала, руководитель задает несколько контрольных вопросов по характеристикам парашютной системы. На опрос не должно затрачиваться более 5 минут. На весь учебный вопрос отводится 10 – 15 минут.

Затем руководитель переходит к подробному изложению назначения и устройства частей парашюта. Последовательность изложения должна быть следующая:

Назвать и показать все части парашютной системы;

Рассказать о назначении и устройстве каждой части парашюта.

Части парашюта необходимо называть по очередности вступления их в работу, то есть начинать с камеры стабилизирующей системы. Показ должен осуществляться на раскрытом парашюте, на плакатах, а также видимые части показываются на уложенном парашюте.

Рассказ об устройстве каждой части следует вести по схеме:

Назвать и показать часть;

Указать назначение части;

Назвать ее форму (если она явно выражена);

Назвать материал, из которого изготовлена часть;

Указать цифровые данные (площадь, длина, вес, прочность и т. д.);

Рассказать, как часть устроена и что на себе имеет

(изложение следует вести сверху вниз).

Рассказ о назначении каждой части парашютной системы следует сопровождать практическим показом работы этой части (путем последовательного раскрытия парашюта). Например, рассказывая о назначении стабилизирующей системы, руководитель вначале говорит о назначении, а затем, повторяя назначение, сопровождает свой рассказ показом работы стабилизирующей системы. Для оказания помощи в показе следует привлечь двух заранее подготовленных командиров отделений. Объясняя устройство основного купола, необходимо пользоваться схемой купола в плане, а также дать обучаемым возможность практически ознакомиться с его деталями. Для этого купол (по возможности) следует развернуть так, чтобы обучаемые могли видеть все его детали (усилительный каркас, кромку, щели и т. д.).

Настоящее Руководство определяет: обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке, основные положения по организации подготовки личного состава, вооружения, военной, специальной техники и грузов к десантированию, правила выполнения прыжков с парашютом из различных типов военно-транспортных самолетов и вертолетов, порядок проведения в воинских частях мероприятий по парашютному спорту. В нем изложены основные положения по снабжению, хранению и эксплуатации воздушно-десантной техники.

В Руководстве определены также основные обязанности должностных лиц военно-транспортной авиации в части, касающейся обеспечения учебно-тренировочных прыжков с парашютом.

Руководства РВДП-79 и РВДТ-80, с выходом настоящего Руководства утрачивают свою силу.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Настоящее Руководство содержит основные указания и требования по организации воздушно-десантной подготовки в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в программу боевой подготовки которых входит воздушно-десантная подготовка.

Руководства (РВДП-79 и РВДТ-80), с выходом настоящего Руководства, утрачивают свою силу.

2. Воздушно-десантная подготовка является предметом боевой подготовки и видом технического обеспечения войск. Она имеет целью обеспечить постоянную го­товность личного состава, вооружения, военной, специальной техники и грузов (далее ВВСТ и грузы) к десантированию для выполнения боевых и специальных задач.

Воздушно-десантная подготовка включает:


  • подготовку соединений и воинских частей к десантированию;

  • обучение личного состава умелому совершению прыжков с парашютом из военно-транспортных самолетов с полной боевой выкладкой, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях , в любое время года и на раз­личную местность, а также обучение подготовке ВВСТ и грузов к десантированию;

  • организацию эксплуатации и ремонта воздушно-десантной техники и содержание ее в постоянной готовности к применению;
3. Успешное выполнение задач воздушно-десантной подготовки достигается:

Своевременным обеспечением соединений, воинских частей и под­разделений необходимой воздушно-десантной техникой и имуществом, содержанием их в постоянной боевой готовности к приме­нению;


  • систематическим повышением знаний, совершенство­ванием умений и навыков личного состава в подготовке ВВСТ и грузов к десантированию и к совершению прыжков с парашютом;
- тщательным контролем всех этапов подготовки лич­ного состава, ВВСТ и грузов к десантированию;

Постоянным совершенствованием методики воздуш­но-десантной подготовки, качественным проведением заня­тий с учетом индивидуальных особенностей и морально-психологических качеств каждого десантника;

Проведением в установленные сроки зачетных сессий с офицерским составом;

Постоянным совершенствованием учебно-материаль­ной базы по воздушно-десантной подготовке и поддержанием ее в исправном состоянии;

Разработка и проведение мероприятий по содержа­нию воздушно-десантной техники в исправном состоянии;

Организация и проведение специальной подготовки личного состава воздушно-десантной службы;

Организация и проведение зачетных сессий по воз­душно-десантной подготовке с офицерским составом;

Организация и проведение тщательного контроля всех этапов подготовки личного состава, ВВСТ и грузов к десантированию;

Подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов к выполнению обязанностей выпускающего;

Контроль и инструктаж парашютистов-десантников на линиях старта;

Обеспечение приема парашютистов-десантников на площадке при­земления;

Изучение предпосылок к парашютным происшест­виям, своевременный анализ случаев ненормальной рабо­ты воздушно-десантной техники и принятие необходимых мер для их предупреждения;

Обобщение передового опыта по воздушно-десантной подготовке в целях его распространения и практического использования в воинских частях и соединениях;

Постоянное совершенствование учебно-материальной базы по воздушно-десантной подготовке;

Руководство изобретательской и рационализатор­ской работой, направленной на совершенствование воз­душно-десантной техники и методики обучения личного со­става;

Участие в проведении войсковых испытаний новых образцов воздушно-десантной техники и военно-транспорт­ных самолетов;

Организация и проведение мероприятий по разви­тию в воинских частях и подразделениях парашютного спорта и сда­че разрядных норм;

Ведение учета и отчетности по службе.

8. На воинские части и подразделения десантного обес­печения возлагаются следующие задачи:

Подготовка воздушно-десантной техники к применению;

- поддержание в постоянной боевой готовности , транс­портировка и разгрузка (погрузка) воздушно-десантной техники;

Участие совместно с подразделениями и воинскими частями в подготовке ВВСТ и грузов к десантированию;

Сбор и обслуживание воздуш­но-десантной техники после десантиро-вания;

Проведение технических осмотров и регламентов технического обслуживания с воздушно-десантной техникой, автоматическими устройствами и парашютными страхующими приборами;

Обеспечение войскового ремонта и доработок воз­душно-десантной техники;

Постоянное совершенствование знаний и навыков личного состава в подготовке воздушно-десантной техники к применению.

9. На авиационные части Воздушно-десантных войск возлагаются задачи обеспечения мероприятий воздушно-десантной подготовки соединений и воинских частей.

10. Все мероприятия по воздушно-десантной подготов­ке должны проводиться в строгом соответствии с настоя­щим Руководством, организационно-методическими указаниями командующего Воздушно-десантными войсками по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке на учебный год, про­граммами боевой подготовки и соответствующими ин­струкциями.

11. Основными мероприятиями воздушно-десантной подготовки являются:

Подготовка личного состава к соверше­нию прыжков с парашютом;

Организация и проведение прыжков с парашютом;

Подготовка к десантированию ВВСТ и грузов и их практическое десантирование.

12. Прыжки с парашютом являются наиболее слож­ным и ответственным этапом воздушно-десантной подго­товки.

Успешное проведение прыжков с парашютом дости­гается четкой их организацией, тщательным контролем го­товности людских десантных парашютов и личного состава для совершения прыжков , стро­гим выполнением требований настоящего Руководства и высоким уровнем подготовки всего личного состава.

13. К совершению прыжков с парашютом допускают­ся военнослужащие, отвечающие специальным медицин­ским требованиям, изучившие полный курс наземной под­готовки, сдавшие зачеты с оценкой не ниже «хорошо».

14. С офицерами, прапорщиками и военнослужащими по контракту, не имеющими воздушно-десантной подготовки, проводятся сборы в масштабе соединения (воинской части), в ходе которых с ними проводятся занятия в объеме программы подготовки военнослужащих к совершению первого прыжка с парашютом и оформляются все необходимые документы для допуска их к совершению прыжков с парашютом.

15. С военнослужащими, имеющими перерыв в практическом совершении прыжков с парашютом (более шести месяцев), проводятся не менее двух дополнительных занятий по наземной отработке элементов прыжка с парашютом с принятием зачетов. После проведения этих занятий составляется акт и издается приказ командира воинской части о допуске личного состава к совершению прыжков с парашютом.

16. При поступлении на вооружение в часть парашютных систем другого типа дополнительно организуются и проводятся занятия с личным составом по изучению материальной части и укладке этих парашютных систем и особенностей управления ими в воздухе до момента приземления. Время и количество дополнительных занятий определяется в зависимости от сложности устройства и особенностей укладки нового парашюта и задачи предстоящего прыжка.

Допуск личного состава к совершению прыжков на парашютных системах нового типа осуществляется приказом командира воинской части, издаваемого на основании акта о результатах контрольно-проверочных занятий по знанию материальной части, укладке, правилам эксплуатации данной парашютной системы и результатов наземной подготовки.

17. Военнослужащим, совершившим первый прыжок с парашютом, выдается знак «Парашютист». Вручение знака проводится перед строем подразделения (воинской части) в торжественной обстановке.

18. Военнослужащим, отлично усвоившим программу воздушно-десантной подготовки, совершившим не менее 10 прыжков с парашютом, имеющим отличные оценки по воздушно-десантной, огневой, тактической, строевой подготовке, а по остальным не ниже оценки «хорошо» и не имеющим нарушений воинской дисциплины , приказом командира соединения (воинской части) или начальника военно-учебного заведения присваи­вается звание «Парашютист-отличник».

Получившим звание «Парашютист-отличник» выдается нагрудный знак и делается соответствующая запись в во­енном билете (Приложение № 1).

19. Офицерам, прапорщикам и военнослужащим по контракту, имеющим положительную аттестацию по занимаемой должности, имеющим достаточный опыт в воздушно-десантной подго­товке, в совершенстве владеющим техникой прыжков с людскими десантными парашютами, отлично знающим воздушно-десантную технику и порядок подготовки ее к десантиро­ванию, сдавшим установленные зачеты с оценкой «отлично», приказом командующего Воздушно-десантными войсками присваивается звание «Инструктор воздушно-десантной подготовки» и выдается удостоверение и нагрудный знак.

Кандидаты на присвоение звания «Инструктор воздушно-десантной подготовки» должны иметь не менее 40 прыжков с парашютом и иметь опыт совершения прыжков с парашютом из самолета Ил-76 и ему подобных;

Подготовка кандидатов и прием зачетов производятся в соответствии с Положением о присвоении звания «Инструктор воздушно-десантной подготовки» (Приложение №2).

20. В целях совершенствования знаний и практических навыков офицерского состава по воздушно-десантной под­готовке в воинских частях и соединениях Воздушно-десантных войск ежегодно проводятся зачетные сессии с офицерами. К сдаче зачетной сессии привлекаются также прапорщики, имеющие звание «Инструктор воздушно-десантной подготовки» (Приложение №3).

С офицерами воздушно-десантной службы и команди­рами подразделений, десантирующими ВВСТ и грузы своих подразделений на парашютных платформах, парашютно-реактивных системах, парашютно-бесплатформенных системах, проводятся зачетные сессии на допуск их к самостоятельному контролю готовности к десантиро­ванию ВВСТ и грузов подчиненных им подразделений.

Зачеты принимаются специальной квалификаци­онной комиссией, назначаемой приказом командира соеди­нения (начальника военно-учебного заведения).

Допуск лиц к самостоятельному контролю готовности ВВСТ и грузов к десан­тированию осуществляется приказом командира соединения (начальника военно-учебного заведения), на основании результатов сдачи зачетной сессии.

21. Обучение личного состава подготовке к де­сантированию ВВСТ и грузов организуется и проводится во всех воинских частях и подразделениях, ВВСТ и грузы которых состоят в расчете на десантирование.

Подготовка ВВСТ и грузов к десантированию осуще­ствляется личным составом подразделений под тщатель­ным контролем их командиров и офицеров (специалистов) воздушно-десантной службы.

Парашютная подготовка – один из обязательных элементов, которым должен владеть спецназовец, будь он сухопутным или морским.


Французский спецназ отрабатывает десантирование с помощью парашюта

Хотя и не был первой страной, претворившей на практике идеи использования подразделений специального назначения, советские военные стали первопроходцами в подготовке парашютистов. Уже в 1929 г. небольшие группы солдат высаживались с самолетов в песках Средней Азии для борьбы с басмачами. А в следующем году, после военных учений, проведенных в Московском военном округе, была окончательно выработана концепция использования парашютных войск. В 1931 г. боевая группа батальонного уровня, получившая название парашютно-десантного отряда (ПДО), была создана в Ленинградском военном округе, где примерно в то же время открылся экспериментальный центр парашютной подготовки. 1935 г. во время учений под Киевом был выброшен с парашютами полный батальон, а в следующем году была сделана попытка совершить парашютное десантирование уже целым полком. Незадолго до начала Второй мировой войны в Красной армии числилось не менее 30 парашютных батальонов.

Вопреки расхожему мнению, десант – это не только общеизвестные Воздушно-десантные войска, это и части спецназа ГРУ, и десантно-штурмовые части Сухопутных войск, и разведывательно-десантные роты мотострелковых и танковых дивизий, и части специальной морской разведки. Всех их объединяет одно – парашют, с помощью которого бойцы доставляются в тыл противника.

Парашютно-десантная подготовка (ПДП) включена в программу обучения личного состава всех видов вооруженных сил, которому по роду службы необходимо иметь соответствующие навыки. Прежде всего это члены экипажей самолетов и вертолетов, военнослужащие войск специального назначения, дивизий и бригад ВДВ, разведывательных подразделений некоторых родов войск, парашютисты-спасатели.


Парашютная подготовка бойцов SAS

Парашютно-десантная подготовка организуется и проводится как централизованно (на специальных курсах для всех видов ВС), так и непосредственно в частях и подразделениях в процессе прохождения воинской службы. ПДП включает три этапа: первый – начальная подготовка в учебном центре подготовки парашютистов, второй – в войсках и третий (усложненный) – в школе высотных прыжков с парашютом. Последний этап проходит лишь часть личного состава войск специального назначения, разведывательных подразделений морской пехоты (МП), воздушно-десантной и воздушно-штурмовой дивизий. Он является обязательным для парашютистов-спасателей и членов команд боевого управления сил специальных операций ВВС. Кроме того, отдельно (на специальных курсах) готовятся инструкторы из числа наиболее опытных парашютистов.

Для спецназовца обязательна десантная подготовка. Первый прыжок роднит всех бывших и будущих выпускников Рязанского училища ВДВ. Рев сирены, открытая дверь самолета, прыжок и незабываемое ощущение полета, когда ветер шумит совсем рядом, наверху – только небо, а под ногами проносится земля. Она такая красивая, похожая на лоскутное одеяло: нарезана квадратами, со зданиями-игрушками и ниточками дорог. Согласно плану обучения, каждый курсант должен совершить за год

5-7 прыжков. Но иногда ребята прыгают больше, если позволяет физическая подготовка и есть желание курсанта. Желание парить подольше в воздухе для спецназовца не приемлемо. «Чем меньше ты в воздухе, тем больше шансов выжить», – говорят они, подразумевая, что в небе они становятся наиболее уязвимыми для противника.


Русский десантник над Петербургом

Программа парашютно-десантной подготовки

1. Ознакомительный полет молодых бойцов на самолете и вертолете.

2. Учебные прыжки без оружия и снаряжения.

3. Прыжки с оружием и снаряжением.

4. Прыжки с оружием и грузовым контейнером ГК30.

5. Прыжки зимой.

6. Прыжки на воду.

7. Прыжки на лес.

8. Прыжки с длительной стабилизацией падения.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2002, стр. 17-22

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Б. БОГДАН ,

кандидат технических наук

Воздушно-десантная подготовка (ВДП) в армии США (ВАС - Basic Airborne Course) проводится на базе 1-го батальона 507-го парашютно-десантного полка, который называют «школой ВДП» (располагается на территории Форт-Беннинг, штат Джорджия). Штаб 1-го батальона является центральным органом национальных вооруженных сил по управлению ВДП. На него возложена также задача обеспечить воздушно-десантную подготовку как личного состава армии, так и подразделений ВМС, морской пехоты, подразделений специальных операции ВВС, службы спасения береговой охраны, прочих подразделений ВС США, а также военнослужащих других стран. Кроме этого, батальон осуществляет подготовку выпускающих и авианаводчиков для команд обеспечения зон выброски десанта.

1-й батальон состоит из штабной и четырех учебных рот (А, В, С и D), а также из роты обеспечения (Е), которая осуществляет укладку, ремонт и хранение парашютов и прочего снаряжения. Подразделения штабной роты разрабатывают графики ВДП и следят за их выполнением. Основой преподавательского состава батальона являются сержанты-инструкторы (DI - Drill Instructor). Их отличительный знак - черная бейсболка.

Занятия проводятся в течение трех недель (125 ч учебного времени). За этот период курсанты должны научиться выполнять прыжки с парашютом Т-10М с транспортных самолетов двух типов (С-130 и С-141) и приземляться, соблюдая правила техники безопасности. Для успешного завершения курса требуется совершить пять прыжков. Кроме того, инструкторы должны выявить тех, кто не обладает необходимой для парашютиста-десантника психофизической устойчивостью и не может им стать.

Ежегодно в батальон проводятся 44 набора по 370 - 380 человек, а выпускается около 14 000 квалифицированных парашютистов. Согласно статистическим данным, оканчивает курсы около 85 проц. военнослужащих-мужчин. Здесь же обучаются военнослужащие-женщины, причем в процессе подготовки из-за ее сложности их отсеивается в 3 раза больше, чем мужчин. Оканчивают школу только 53 проц. женщин-солдат и офицеров.

Основными причинами, по которым отчисляют из школы, являются следующие (в скобках указано количество выбывших за год): медицинские противопоказания (травмы) - 58 проц. (2 790 человек), не выдержали физической подготовки -18 проц. (870), по решению инструкторов - 11 проц. (540), по собственному желанию - 8 проц. (390), прочие причины - 5 проц. (249). Проблемы со здоровьем являются главной причиной, по которой проводится отчисление. Сюда входят повреждения костной и мышечной ткани, тепловые удары и прочее, что обусловлено, как считает командование армии США, высокими физическими нагрузками и климатом того района, где расположена школа ВДП. В штате Джорджия летом в утренние часы температура воздуха достигает +27°С (днем доходит до +38°С), а влажность 90 - 95 проц. Поэтому 18 проц. военнослужащих не выдерживают нагрузки в ходе физической подготовки, то есть не могут ежедневно выполнять требуемые нормативы (например, по бегу), предназначенные именно для того, чтобы выявить тех, кто не способен переносить длительные физические нагрузки. Некоторые курсанты уходят из школы по собственному желанию, узнав, что если так начинается жизнь парашютиста-десантника, то она - не для них.

Набор в школу ВДП проводится исключительно на добровольной основе. Желающие пройти такую подготовку подписывают контракт, в котором они обязуются совершать боевые прыжки в любое время и в любом районе. Единственной причиной отказа в приеме может быть только заключение врача. Курсантом школы может стать любой военнослужащий, начиная с рядового, только что получивший военную специальность. Согласно нормативному документу о приеме в школу ВДП SH (Student Hangout) 57-1 к кандидату предъявляются три требования: возраст до 36 лет, он должен быть добровольцем и сдать нормативы по физической подготовке (табл. 1). Все военнослужащие (в том числе с коррекцией зрения) автоматически считаются физически годными для совершения прыжков с парашютом с самолета.

Таблица 1

НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Для того чтобы быть зачисленными в школу ВДП, желающие пишут рапорт и высылают его вместе с заверенными результатами о сдаче нормативов по физической подготовке. Эта школа начала свою работу в 1942 году. Тогда же была разработана методика подготовки и отбора личного состава в ВДВ. За прошедшие годы ни оборудование, ни сама методика не претерпели существенных изменений.

Снаряжение парашютиста десантника. Парашютисты армии США совершают прыжки в обычной полевой форме, которую носят все военнослужащие армии. На голове у них обычный защитный шлем из композиционного материала кевлар. На ноги парашютисты надевают специальные ботинки, предназначенные для совершения прыжков с парашютом с укрепленным верхом и подошвой, чтобы предотвратить повреждения голеностоп и стопы, пара таких ботинок весит 1,8 кг. В состав снаряжения десантников входит бронежилет (массой 9,1 кг), изготовленный из кевлара, но во время прыжка его не надевают. Бронежилеты сбрасывают грузовыми парашютами.

Личное оружие десантника - карабин М4А (2,8 кг), винтовку М16А2 (3,5 кг) и пулемет М249 (6,88 кг) упаковывают в специальный контейнер, где есть гнездо для крепления одного снаряженного магазина. Контейнер с помощью тесемок привязывают к подвесной системе с левого бока парашютиста (рис. 1). Боекомплект (шесть магазинов к М4А и четыре гранаты, расположенные в двух подсумках) крепится к поясному ремню и поддерживается плечевыми ремнями. На ремне крепятся также две фляги по 1 л для питьевой воды. Противотанковые системы типа «Джавелин», комплекс ПЗРК «Стингер», пулемет М240В и 60-мм миномет (укомплектованный) тоже упаковываются в контейнеры, которые находятся у парашютистов на левом плече.

Поясной ремень и крепления устроены так, что снаряжение не перемещается по поясу во время передвижения парашютиста. Он имеет с собой перевязочный пакет в специальном подсумке, который обычно крепится на левом плече, а слева на ремне - штык-нож М9 и противогаз в комплекте с защитной одеждой. Подвесная система парашюта надевается поверх вышеперечисленного снаряжения. После приземления десантник освобождается от подвесной системы, достает винтовку и магазин и изготавливается к стрельбе.

В воздушно-десантных частях США роль грузового контейнера выполняет стандартный армейский вещевой рюкзак (ALICE pack), который на специальном фале подвешивается под запасным парашютом. Водонепроницаемый рюкзак крепится на алюминиевой раме, имеет общее отделение с карманом для радиостанции и три внешних отделения. Существует несколько типов таких рюкзаков, имеющих общую конструкцию, но различающихся своими размерами (в ВДВ используется самый большой). После отделения от самолета и раскрытия парашюта выполняющий прыжок отвязывает рюкзак, который падает вниз и удерживается 15-м фалом. Рюкзак первым касается земли, что уменьшает общую массу парашютиста и снижает скорость его приземления. Во время ночного прыжка рюкзак помогает определить момент встречи с землей.

Общая масса снаряжения парашютиста достигает 50 кг, а весь дополнительный груз размещается в рюкзаке. Если прыгает стрелок-автоматчик, то он имеет дополнительный груз - пулеметную ленту к пулемету М240В, запасной магазин к пулемету М249 (3,14 кг), мины М18 А1 (1,6 кг).

Огневой группе пехотного отделения выдаются два бинокля ночного видения AN/PVS-7B (по 0,68 кг), которые предназначены для командира группы и пулеметчика, а также четыре лазерных целеуказателя AN/PAQ-4C (по 0,255 кг) и один прибор спутниковой топографической привязки AN/PSN-11 (1,5 кг).

Согласно нормам, разработанным министерством обороны США, каждому парашютисту должно выдаваться на день четыре комплекта полевого пайка (MRE - Meals Ready to-Eat) no 1 кг, что делает практически непереносимой индивидуальную нагрузку (при трехсуточных учениях она составляет 12 кг). Обычно парашютисты берут всего два пакета MRE на день, так как считается, что этого вполне хватает (иначе можно набрать лишний вес, несмотря на тяжесть учений).

Учитывая, что ВДВ применяются в разных регионах мира, парашютисты обеспечивают себя запасом воды (2 л), так как, садясь в самолет, они не знают, где будут сброшены, кроме того, берут с собой два резиновых контейнера (1,8 л), так называемых «мочевых пузыря», которые укладывает в рюкзак, а также за свои деньги приобретают «верблюжий горб» - плоский резиновый контейнер, размещаемый между спиной и рюкзаком и имеющий резиновый шланг, через который на марше можно пить воду. В комплект снаряжения входит спальный мешок, плащ-палатка, миска, ложка, вилка из нержавеющей стали. Рюкзак ALICE имеет систему быстрого сбрасывания, что в случае встречи с противником позволяет парашютисту быстро скидывать его и вести бой.

Рис. 1. Парашютист в полном снаряжении

Физическая подготовка. Командование армии США считает, что в школе проводится не столько физическая подготовка, сколько отбор тех, кто достоин быть парашютистом сухопутных войск. На занятия по ВДП и физической подготовке военнослужащие надевают боевую полевую форму с головным шлемом (масса 1,3 кг). На шлеме стоит номер, что позволяет инструктору обращаться к соответствующему курсанту. Инструкторам школы ВДП разрешено изменять следующие положения полевого устава FM 21-20 по физической подготовке. Согласно ему гимнастические упражнения и бег должны выполняться только на время, нельзя задавать количество повторений, дистанцию и темп выполнения упражнений, запрещается применять физические упражнения в качестве наказания (это разрешается лишь во время ВДП). За день курсант проделывает не менее 200 отжиманий и полуприседаний. Если он допускает при этом ошибки, то выполняет отжимания от пола, а если на него одета подвесная система с макетом парашюта, - полуприседания. Как правило, требуется сделать десять отжиманий или полуприседаний (нужно присесть так, чтобы опущенными вниз руками достать до верха ботинок). В свою очередь, курсант должен выполнить заданное упражнение 11 раз и обязательно выкрикнуть: «За ВДВ» (For Airborn).

Занятия в школе начинаются с понедельника, но отобранные курсанты прибывают в школу за два-три дня, чтобы акклиматизироваться. После подъема в 6 ч ежедневно проводится 60-минутная тренировка. В ходе нее, в частности, предусматривается бег в строю в темпе, который задают инструкторы, - 1 миля за 9 мин. График бега на определенные дистанции представлен в табл. 2.

После бега курсанты выполняют специальный («десантный») комплекс гимнастических упражнений под команды и в объеме, которые задают инструкторы. Первое упражнение - прыжки на месте; второе - подтягивание на перекладине; третье - отжимание от пола; четвертое - из положения лежа на спине, раскинув руки в стороны, поднять прямые ноги вверх и опускать их поочередно влево вправо; пятое - полуприседания (необходимо достать прямыми руками до верха ботинок); шестое - из положения стоя руки за головой наклониться вперед и достать правым локтем колено левой ноги и наоборот, а затем выпрямиться; наконец, последнее, седьмое упражнение для пресса «по-десантному»: из положения лежа на спине, руки за головой, колени согнуты под прямым углом перейти в положение сидя, при этом ступни ног надо прижимать к полу самому, без помощи партнера.

Таблица 2

ГРАФИК БЕГА КУРСАНТОВ ШКОЛЫ ВДП

Ежедневный бег также является нарушением устава, так как согласно ему положено чередовать бег, способствующий развитию выносливости, с нагрузками для развития силы. Помимо развития выносливости, ежедневный бег позволяет выявить тех, кто получил травму нижних конечностей при подготовке к прыжкам или в ходе их выполнения и пытается ее скрыть. Приземление с поврежденной ногой может вызвать более значительную травму. Если курсант дважды не уложится во время, отведенное для прохождения дистанции, то его отчисляют и переводят в штабную роту. Здесь собираются все, в том числе те, кто получил травмы и повреждения, но сохранил желание стать парашютистом. В медицинской секции их лечат, восстанавливают, проводят физические тренировки, до тех пор пока они не смогут пробежать 4 мили за 36 мин. Затем они начинают учебу в школе снова.

Особенности воздушной подготовки в школе ВДП. Первый день занятий (как и все последующие) начинается с развода, а заканчивается парадным маршем курсантов «повзводно» перед командованием школы. Затем перед ними выступает командир школы, который рассказывает о программе подготовки, проводятся демонстрационные прыжки, курсантам объясняют, что от них будут требовать в процессе учебы. Заканчивается вступительное занятие осмотром всех тренажеров и демонстрацией приемов.

Особенностью воздушно-десантной подготовки является то, что в армии США десантники сами не укладывают парашюты - этим занимаются штатные укладчики. На курсах отсутствуют теоретические занятия. Сначала правильное выполнение элемента демонстрируют инструкторы. Вся подготовка рассчитана на то, чтобы научить курсанта делать это в ходе практических занятий на различных тренажерах.

Первые две недели целиком посвящены наземной подготовке. В течение первой, которая носит название «наземная неделя» (ground week), курсанты осваивают выполнение отдельных элементов прыжка: подгонка подвесной системы и надевание парашюта; посадка и размещение в самолете; действия парашютистов по сигналам и командам выпускающего; правила и техника отделения от самолетов С-130 и С-141 на их макетах.

В комплект парашюта Т-10М входит основной и запасной парашюты. Раскрытие основного происходит без применения стабилизирующего устройства. В самолете парашютист по команде выпускающего зацепляет карабин вытяжной веревки парашюта за трос-удлинитель. После отделения парашютиста от самолета вытяжная веревка вытягивается во всю длину, удерживая прикрепленный к ее петле чехол купола, и стаскивает его с основного парашюта. Для компенсации рывка при отделении от самолета парашютист должен согнуть в тазобедренных суставах сведенные вместе, напряженные и выпрямленные под прямым углом к туловищу ноги, руками обхватить запасной парашют, напрячь мышцы живота и начать отсчет четырех секунд, во время которого происходит выход купола из чехла и его раскрытие. Отработке этого элемента посвящают много времени на основных занятиях на различных тренажерах, так и на попутных тренировках. Любой инструктор имеет право дать курсанту в любое время команду «Пошел» (Hit it). Курсант должен бросить то, чем он занимался, подпрыгнуть вверх и приземлиться на сведенные вместе выпрямленные ноги, согнувшись вперед в тазобедренных суставах, а руками обхватить воображаемый запасной парашют и начать громко считать: «Одна тысяча, две тысячи...»(раскрытие парашюта происходит за 4 с). Затем он должен выпрямиться, поднять голову и руки вверх и проверить, раскрылся ли купол и появились ли в полотнище трещины.

На макетах самолетов С-130 и С-141 проводится комплексная тренировка по посадке в самолет, размещению парашютистов в самолете, зацеплению карабина за трос-удлинитель, действиям парашютистов по командам выпускающего, отделению от самолета, совершению прыжков группой парашютистов в один - четыре потока.

В армии США курсантов обучают при приземлении не разворачиваться на лямках по ветру, а группироваться и совершать перекат в соответствующем направлении: влево, вправо, вперед, назад. В связи с этим много внимания уделяется отработке элементов правильного приземления, начиная с принятия правильного положения тела при приземлении (Parachute Landing Fall - PLF), прыжкам с парашютного трамплина, перекатам после приземления.

На стапеле с подвесными системами курсанты отрабатывают действия парашютиста в воздухе: заправка подвесной системы, применение запасного парашюта, освобождение от грузового контейнера и изготовка к приземлению на лес, воду.

Комплексная тренировка в выполнении элементов прыжка в течение первой недели проводится на тросовой горке высотой 10 м. Курсант, надев подвесную систему с макетом запасного парашюта Т-10М и грузовым контейнером, по ступенькам взбирается на верхнюю площадку тросовой горки. Здесь инструктор прикрепляет подвесную систему к несущей рабочей каретке. Курсант по команде инструктора «Пошел» спрыгивает с площадки, отделяется от «самолета», и спускается по тросу вниз, выполняя элементы прыжка: группируется для того, чтобы встретить рывок купола; заправляет главную лямку подвесной системы; снова группируется, чтобы встретить землю; а дальнейшее его скольжение по тросу останавливается специальным стопором и руками страхующих курсантов. Каждый из них проделывает это упражнение ежедневно 6 раз в течение четырех дней (рис. 2).

Вторая неделя посвящена отработке следующих элементов: действия парашютистов в воздухе, приемы и правила раскрытия запасного парашюта, приземление парашютиста и приемы гашения купола, сборка парашюта и укладка его в парашютную сумку, а кроме того, тех, которые отрабатывались в течение первой недели. Вторая неделя наземной подготовки называется «неделя на вышке» (tower week), так как совершаются прыжки с парашютных 76 м вышек. На территории школы установлены две вышки с четырьмя рабочими местами каждая, и прыжки проводятся в восемь потоков. Парашютная вышка является комплексным снарядом, на котором курсанта знакомят с высотой и отрабатывают подготовку к приземлению и технику приземления. Курсанта с надетой подвесной системой и макетом запасного парашюта прицепляют к макету купола со стропами, поднимают на высоту, и затем он выполняет снижение (рис. 3).

Кроме того, проводятся занятия на парашютном трамплине, оснащенном стапелем с подвесной системой. Курсант спрыгивает с трамплина, инструктор раскачивает его и плавно спускает вниз, на высоте 1 м курсанта отпускают и он падает. Задача курсанта уловить направление качения в момент приземления и правильно выполнить группировку и перекат.

В течение третьей недели выполняются прыжки с парашютом. В понедельник после физической подготовки с курсантами проводятся занятия, во время которых те отрабатывают действия в критических ситуациях и ввод в действие запасного парашюта. Затем им демонстрируют учебный фильм, где показываются основные критические ситуации и правильные действия парашютистов. Далее десантники получают парашюты, подгоняют подвесные системы и переезжают на аэродром. Здесь курсанты надевают парашюты и выходят на контрольные линии старта. Погрузка в самолеты С-130 и С-141 корабельных групп начинается в 14.00 (рис. 5), а выброска парашютистов на площадку десантирования под названием «Фрайар» - в 14.30. Площадка длиной более 2 км с ровным и мягким земляным покрытием допускает проведение массовой выброски с высоты 300 м и при скорости самолетов 240 км/ч, которые делают несколько кругов над площадкой, сбрасывая каждый раз 18 парашютистов.

Во вторник выполняется погрузка в 11.00, а прыжки - в 11.30. Второй прыжок совершается с полной боевой выкладкой и грузовым контейнером. Погрузку в самолеты для совершения третьего прыжка курсанты начинают в 15.00. Третий прыжок - массовый, выполняется в два потока, в полном снаряжении с грузовым контейнером. Первые парашютисты отделяются от самолета в 15.30. В среду курсанты совершают еще два прыжка. В 14.30 проводится массовая выброска парашютистов с двух самолетов одновременно в полном боевом снаряжении и с грузовыми контейнерами. Начиная с 21.30 курсанты выполняют пятый (последний) ночной прыжок в полном снаряжении и с грузовым контейнером.

Четверг посвящен репетиции выпускной церемонии получения значков парашютистов и парада. В этот день приводится в надлежащий вид и сдается на склад полученное в школе обмундирование и снаряжение, оформляются документы. Пятница - единственный день, когда не проводится физическая подготовка: курсанты сдают постельное белье, приводят в порядок казармы и переодеваются к параду.

В 11.00 начинается выпускная церемония с вручением курсантам значков парашютистов, завершающаяся парадом. Курсанты перестают быть простыми военнослужащими (leg - прямая нога), а становятся парашютистами - «вишенками» (сЬеггу),то есть не имеющими опыта. Они будут получать надбавку - 110 долларов ежемесячно за свой статус парашютиста, в том числе за три недели пребывания в школе. Для того чтобы сохранить этот статус и ежемесячную надбавку, необходимо раз в три месяца совершать один прыжок.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с курицей, ананасами и кукурузой Салаты с кукурузой и ананасом
Сочный свиной стейк: шесть рецептов
Стейк из свинины в фольге