Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вто шос еаэс брикс таможенный. Еаэс и шос объединяются против сша. Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир

В странах, составляющих пространство Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), живет 40 % населения всего мира. Два альянса имеют все возможности создать новую платформу для экономического сотрудничества. Сопряжение ЕАЭС и ШОС выгодно, прежде всего, странам Центральной Азии. Это поможет в развитии экономики и повышении уровня безопасности. Не секрет: стабильность - основа для успешного экономического сотрудничества. Эти две организации, несмотря на ряд противоречий, могут успешно дополнять друг друга. Сотрудничество в рамках ЕАЭС сосредоточено, прежде всего, на вопросах экономического взаимодействия. Что касается ШОС, то, провозглашая свою фундаментальную заповедь - "укрепление безопасности в регионе, содействие раскрытию потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами", декларирует также и создание механизмов экономического сотрудничества. Для оценки возможности сопряжения двух организаций, надо напомнить о целях и задачах каждой из них. Участники первого саммита, создавшего в 1996 году "Шанхайскую пятерку" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в сфере охраны границы. Через год к ШОС примкнул Узбекистан, формат организации превратился в "шестерку". Россия и молодые суверены Центральной Азии уже не представляли военной угрозы для Китая. Из региона ЦА были выведены все советские военные гарнизоны. Но при этом нарушился экономический баланс, включая фактор деиндустриализации, поскольку многие предприятия были «заточены» на обслуживание советской военной системы. Выполнив поставленную задачу – обеспечение стабильности по периметру границ бывших советских республик и Китая, организация обратилась к экономической составляющей. Не обошлось без противоречий: Пекин настаивал на создании Банка развития ШОС, Москва же предлагала остановиться на Фонде развития ШОС в целях финансового обеспечения совместных проектов в рамках организации. Конфликт состоял в том, что у Китая большой объем наличности, и Банк ШОС автоматически стал бы китайским инструментом. Россия же настаивала на сохранении баланса внутри ШОС. Сегодня ШОС вступила в новую фазу своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка» - летом с.г. полноправными членами Организации стали Индия и Пакистан. Если говорить об ЕАЭС, то это – проект, в котором на уровне всех официальных документов заложена исключительно экономическая интеграция. Президенты России, Казахстана и Белоруссии в мае 2014 года подписали договор ЕАЭС на базе Таможенного союза. Позже к интеграционному объединению присоединились Армения и Киргизия. На очереди - Таджикистан. ЕАЭС был задуман как конфедерация суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. При этом речь, конечно, не идет о том, чтобы как-то влиять на политический суверенитет стран-участников организации, их валютный и налоговый режим. У ЕАЭС четко определены пути развития как субъекта международного права – это Зона свободной торговли (ЗСТ). Направление достаточно эффективное и результативное. ЕАЭС заключает соглашение о ЗСТ с конкретными странами. На днях основные параметры ЗСТ были согласованы и с Китаем. Индийские делегации неоднократно принимали участие в заседания ЕАЭС. Интерес к ЗСТ проявляют около 50 стран мира. По сути, для сотрудничества в рамках ЕАЭС – ЗСТ достаточно иметь двусторонние отношения: ЕАЭС – Китай, ЕАЭС – Индия и т.п. Это оптимальный вариант потому, что у всех участников разные экономики, разная структура торговых отношений экспорта-импорта. Но, соглашение ЗСТ в рамках организаций ЕАЭС – ШОС трудно представить, поскольку интересы у стран, входящих в эти организации, разные. А главное - ШОС не обладает правосубъектностью в рамках международного права, т.е. от имени ШОС никто не может подписывать соглашения, в то время как такое право есть у ЕАЭС. Однако Китай предложил на площадке ШОС создать региональную ЗСТ. Для полной реализации своих планов Пекин предложил концепцию «Один пояс один путь» в рамках своей стратегии «Экономический пояс Шелкового пути». В мае 2017 года в Пекине состоялась презентация этого проекта, где обсуждались вопросы по выделению инвестиций на строительство промышленных предприятий нефтегазовой и транспортной инфраструктуры, которая будет соединять КНР со странами Центральноазиатского региона, Евросоюза и Африки. Китай в стремлении продемонстрировать серьезность обязательств гарантировал выделение $124 млрд в виде инвестиций. Киргизия заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Последний заключил с Китаем соглашений на $23 млрд. В рамках программы Таджикистан к 2020 г. планирует увеличить товарооборот с КНР до $3 млрд. Эксперты полагают, что взаимодействуя с Центральной Азией через ЭПШП и ШОС, Китай выстраивает долгосрочные партнерские отношения с каждой стран региона по отдельности ввиду нерешенных внутрирегиональных проблем. Учет Пекином подобных особенностей ценится в регионе и устраивает стороны. Ожидается также активизация поисков конкретных механизмов сопряжения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС. По мнению завотделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕАЭС препятствует несколько факторов. Первый – интерпретация проекта ОПОП как преимущественно инфраструктурного. Второй – крупные проекты с участием государственных компаний на уровне межгосударственных дискуссий всегда оказываются на переднем плане. Это проекты, требующие миллиардных вложений и решений на уровне политического руководства стран. По мнению Афонцева, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения. Невостребованным пока остается потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере. «Это - реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны – еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕАЭС и стран-партнеров ЕАЭС. По словам экономиста, такое направление сопряжено особенно перспективно в свете возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕАЭС готовит ряд соглашений о ЗСТ с третьими странами. Потенциальный выигрыш, по мнению эксперта Кубата Рахимова, может быть в выстраивании равноправных отношений на платформе Банка ШОС или Фонда ШОС. «Банк ШОС должен быть многосторонним инвестором. Это было бы интересно. Выравнивание баланса геополитических интересов внутри ШОС за счет появления Индии и Пакистана», – считает Рахимов. По его мнению, ШОС, обретает новое сопряжение с экономическим проектом ЕАЭС».

С недавних пор эксперты стали чаще говорить о формировании новых центров многополярного мира. Новым полюсом роста, а также базой интеграции сегодня выступают Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны Южной Азии. Следует отметить, что к образованию и БРИКС страны Запады относились весьма скептически. Существовало мнение, что новые интеграционные объединения нежизнеспособны. Можно сказать, что к Евразийскому экономическому союзу относятся уже серьезнее. Тем не менее, это отношение проявляется в критике интеграции, которую злопыхатели связывают с «имперскими амбициями Путина», несмотря на то, что инициатором объединения выступал Нурсултан Назарбаев . Вместе с тем, интеграция России, Казахстана и Белоруссии в , а также устоявшиеся и БРИКС уже конкурентоспособны на мировой арене.

По данным многих рейтинговых агентств экономика стран БРИКС к 2050 году превысит экономику «большой семерки». Это обусловлено тем, что перед странами Запада у БРИКС есть несколько заметных преимуществ. Во-первых, страны, которые интегрированы в организацию, богаты природными ресурсами, добыча которых направлена, в том числе, на экспорт служащий экономическим базисом, на котором выстраиваются остальные отрасли экономики. Вместе с тем, Китай и Индия обладают значительными производственными ресурсами, дополняя БРИКС. Общее население организации составляет 43% от всего мирового населения, что предполагает наличие дешевых трудовых ресурсов. Предполагается, что Россия и Бразилия выступят глобальными поставщиками ресурсов, а Китай и Индия будут являться крупными производственными площадками.

Если страны БРИКС увеличивают политическое сотрудничество, являясь уже по своей сути политическим блоком, то Шанхайская организация сотрудничества имеет экономическую направленность. Можносказать, что мировые державы сегодня ведут негласную борьбу за сферу влияния в странах Центральной Азии. Однако этот регион уже сделал свой выбор в сторону крупных региональных игроков - России и Китая. К слову, недавний газовый контракт между которыми утвердил понимание того, что страны наращивают сотрудничество. Странам Центральной Азии предстоит выступить наравне с КНР и Россией. При этом их экономики вполне соотносимы. На территории Центрально-Азиатского региона располагаются производственные площадки, страны богаты сырьевыми ресурсами, а также обладают большим трудовым потенциалом. Россия и Китай (а также Индия в случае вступления) уже сегодня выступают мощным катализатором экономик стран Центральной Азии. С момента создания , эксперты отмечают рост инвестиционной составляющей в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Дополнительно, выступает гарантом стабильности и безопасности стран Центрально-Азиатского региона. Несмотря на то, что в регионе присутствуют радикальные организации (в Афганистане), прогноз по стабилизации обстановки в регионе оптимистичный. Безопасная среда выгодна как крупным игрокам в регионе, которые смыкаются кольцом (Россия, Индия, Китай), так и самим странам Центральной Азии, так как политическая стабильность ведет к экономическому росту и развитию промышленного производства.

Самым молодым объединением в регионе является . Это уже более тесная организация, которая подразумевает плотную интеграцию экономик стран. Перспективы в регионе более чем внушительны. уже доказала, что интеграция соседствующих стран выгодна с экономической точки зрения. Тесная интеграция в единый рынок будет способствовать тому, что и в крупных альянсах Россия, Казахстан и Белоруссия (а также потенциальные новые члены - Армения, Кыргызстан и Таджикистан) будут выступать в качестве одного (единого) игрока. Например, в системе БРИКС страны Евразийского союза способны обеспечить рынок всеми минеральными ресурсами, а также рабочей силой. При этом Казахстан и Белоруссия способны выступить и внутри рынка, обеспечив самодостаточность региона, ввиду того, что интеграция экономик весьма сильная. Это значит, что страны способны выступить единым игроком на мировой арене, и, одновременно, обеспечить внутренний рынок широчайшим спектром отечественной продукции. То есть, может быть поставщиком ресурсов, но не сырьевым придатком.

Таким образом, существующие интеграционные объединения функционируют в едином ключе, дополняя друг друга. Разная направленность и формы интеграции способствуют усилению влияния государств на мировой арене. Это подтверждается действиями Запада, который уже с осторожностью относится к странам Центральной Азии, пытаясь увеличить степень присутствия в регионе. Однако, как страны Центрально-Азиатского региона, так и Россия и Китай сегодня направлены на усиление региональной интеграции. Можно сказать, что это единственный способ вывести регион на лидирующие мировые позиции в экономическом и политическом аспектах.

Следите за нашими новостями на

17 мая 2018 г. во время проведения экономического форума в Астане было подписано соглашение между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом об экономическом и торговом сотрудничестве. Данный документ, по мнению китайской стороны, является важной вехой в продвижении инициативы КНР «Один пояс – один путь». Процесс ратификации договора может затянуться на многие месяцы, но Китай не спешит: сотрудничество с ЕАЭС является для Пекина не единственным способом торгово-экономического взаимодействия с евразийскими государствами.

Объем соглашения составил 13 глав. Документ определяет деятельность КНР и ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли, права интеллектуальной собственности, устанавливает базу для ведомственного сотрудничества и проведения государственных закупок, а также устанавливает правила для ведения электронной торговли, рассматривает вопросы, связанные с конкуренцией на рынках.

Стороны договорились о дальнейшем упрощении процедур таможенного оформления и сокращения сопутствующих расходов при ведении торговли.

Предполагается создание благоприятных условий для промышленного развития, содействие углублению экономических отношений КНР и ЕАЭС, а также его государств – членов в рамках двусторонних отношений с КНР.

Путь к соглашению начался в мае 2015 г. С тех пор прошло пять раундов переговоров, три заседания рабочих групп, а также две консультации на уровне министров. Соглашение открывает новый этап отношений КНР и ЕАЭС, а также сотрудничества в рамках политики сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути».

В Китае подчеркивают, что, несмотря на отсутствие снижения тарифов в рамках соглашения, оно основано на правилах и нормах ВТО. Такой взгляд позволяет говорить о двух аспектах развивающегося торгово-экономического взаимодействия Китая и ЕАЭС. С одной стороны, торгово-экономические отношения КНР и ЕАЭС должны находиться в рамках норм и правил ВТО, что говорит об отсутствии стремления Китая создавать параллельную глобальную торгово-экономическую систему на базе взаимоотношений с ЕАЭС. С другой стороны, Китай делает попытку перехватить первенство в ВТО у стран Запада, подчеркнуть свою приверженность устоявшимся правилам торгово-экономических отношений в мире.

Необходимо заметить, что в Китае не торопятся с оценкой соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Процесс ратификации соглашения во всех странах – членах ЕАЭС может продолжаться более полугода, а значит, возможность реальной оценки документа и его значения для сторон откроется не раньше 2019 г.

В Китае говорят об элитарном характере соглашения. Отмечено, что весь период взаимодействия ЕАЭС и КНР в вопросах торгово-экономических отношений, а также в вопросах сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути» первую скрипку играли лидеры государств. В итоге благодаря значительной личной поддержке председателя КНР и лидеров стран – членов ЕАЭС стало возможным завершение переговоров по соглашению.

Документ рассматривается как часть политики Китая в рамках взаимоотношений со странами – участницами инициативы «Пояса и Пути». Соглашение названо важной вехой в строительстве и развитии китайской инициативы. Перечисляя аспекты соглашения, затрагивающие сотрудничество в сфере торговли, интеллектуальной собственности, государственных закупок и электронной коммерции, подчеркивается, что интеграция ЕАЭС и КНР, шире – инициативы «Пояса и Пути», позволяет китайским предприятиям еще больше развивать свой экспортный потенциал в отношении стран – членов ЕАЭС.

Китай видит соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве не только как документ, организующий систему многостороннего сотрудничества стран ЕАЭС с КНР, но и как основу дальнейшего развития торгово-экономических отношений с ними. Соглашение между ЕАЭС и КНР было упомянуто в совместных заявлениях с Россией и Казахстаном в преддверии саммита ШОС.

Говоря о двустороннем сотрудничестве КНР на примере России, соглашение пока что не было отмечено в качестве прорывного или первостепенного документа. Напротив, документ назван в ряду рутинных практик двустороннего взаимодействия, которые, несмотря на значительный прогресс, требуют дополнительных усилий и закрепления результатов.

Говоря о взгляде китайской прессы и аналитических центров на возможности торгово-экономического взаимодействия в Евразии, на первое место выходит не ЕАЭС, а ШОС, которая постепенно получает все большую значимость в рамках китайской внешнеэкономической стратегии.

Вызывает интерес материал о содействии углублению экономического сотрудничества в ШОС, опубликованный в преддверии саммита организации в Циндао.

Целью развития экономического взаимодействия в ШОС названо содействие региональному упрощению процедур торговли и либерализации институциональных механизмов.

Подчеркнута важность инициативы «Пояса и Пути» для развития ШОС и необходимость стремления к созданию ЗСТ ШОС. Достижение этого результата возможно через реформирование коммерческой системы стран, укрепление правовой структуры, а также совместной борьбы с коррупцией и движения в сторону экономического взаимодействия. Достижимость ЗСТ ШОС просматривается через синергию организации и китайской инициативы.

ШОС также рассматривается как основа регионального «сообщества единой судьбы». ШОС представляет собой новый тип международных отношений, который базируется на уважении, справедливости и взаимной выгоде. Новый тип международных политических и экономических отношений в ШОС сформирован «Шанхайским духом», который основан на доверии, взаимной выгоде, равенстве, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию.

В ШОС происходит продвижение экономического сотрудничества и формирование сообщества экономических интересов. Благодаря инициативе «Пояса и Пути» была улучшена инфраструктура региона, что влияет на развитие торговли стран – членов организации.

Подчеркнуто развитие гуманитарного сотрудничества. Проводятся мероприятия по культурному обмену и обмену в сфере образования и науки. Благодаря этому формируется социальная основа развития общества, разделяющего «общую судьбу».

Взаимодействие КНР и ЕАЭС зависит от множества факторов как во внутренней политике, так и в международных отношениях. ЕАЭС не является единственной площадкой, рассматриваемой КНР как основа для экономического взаимодействия с постсоветской Евразией.

Заметны активные попытки выдвижения экономической повестки дня на первое место в рамках ШОС. Основным нюансом является то, что все возможные механизмы взаимодействия находятся в контексте развития инициативы «Пояса и Пути», которая, по мнению КНР, начинает выступать мерилом экономической интеграции в Евразии.

Первый Российско-китайский строительный форум, состоявшийся в среду, 2 марта, в Москве, принес новости, связанные не только со строительством и развитием сотрудничества РФ и КНР. Как сообщил первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли.

"Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны такие, как, конечно же, Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющихся членами ЕврАзЭС, с другой стороны, Индию, Пакистан, которые начали непростой, но в будущем, я думаю, успешный путь присоединения к Шанхайской организации", - пояснил Лихачев. Замминистра особо подчеркнул, что около половины населения мира станет участниками этого соглашения.

Инициатива ШОС и ЕАЭС представляет собой не только ответ на крупнейшие экономические проекты США - Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), которые явно направлены против Китая и России. Это и закономерный этап развития сотрудничества на евразийском пространстве. Не случайно в саммите в Уфе 8 - 10 июля 2015 г. фактически участвовали три организации - ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз.

Торговое соглашение ШОС и ЕАЭС действительно может стать самым амбициозным в мире. Странами- участницами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, может присоединиться Иран. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии, общая численность населения - 3 миллиарда 40 миллионов человек. Члены ЕАЭС - РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия, кандидат на вступление - Таджикистан. Общее население союза - 183 миллиона человек, территория первая в мире, а ВВП пятый в мире.

На 17 марта запланировано обсуждение договора министрами экономики стран ШОС, а финальная точка в его создании будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 г. в Ташкенте. Пока подробностей будущего соглашения нет, Алексей Лихачев лишь обозначил его контуры. По словам чиновника, есть как минимум три крупных составляющих: свобода движения товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к российскому рынку услуг.

"Огромную работу мы будем вести как в рамках Евразийского союза, так и в рамках двусторонних контактов между Китайской Народной Республикой и Россией", - сказал Лихачев, добавив, что "это будет шире, чем ЗСТ". Ранее Пекин выступил за создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.

Очевидно, что РФ и КНР будут неформальными лидерами партнерства и его успех во многом зависит от того, как станут выстраиваться российско-китайские двусторонние отношения и найдут ли страны оптимальный баланс интересов.

Появление проекта Экономического пояса Шелкового пути вызвало немало споров о том, смогут ли Россия и Китай гармонизировать свои интеграционные и инфраструктурные проект в Центральной Азии. О том, как китайские инициативы соотносятся с российской политикой в регионе, корреспонденту китайского журнала International Herald Leader рассказал и.о. директора Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД Сергей Лузянин.

Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир Путин?

Очевидно, что, помимо возможных рисков, создание Экономического пояса Шелкового пути послужит для России конструктивным экономическим стимулом. В частности, возникнет необходимость осуществления активной инвестиционной, торговой и экономической политики в отношении участвующих групп, включая, в частности, расширение строительства железных дорог и автомагистралей — примером подобной деятельности является реконструкция железнодорожной линии Москва — Казань и строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Пекином. В будущем, как планирует Пекин, объединенная транспортная сеть позволит создать транспортный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион со странами Западной Европы. Такая сеть будет связывать 18 азиатских и европейских стран, в общей сложности охватывая территорию в 50 миллионов квадратных километров с населением 3 миллиарда человек. За последние 10 лет ежегодный рост объема торговли Китая со странами, расположенными вдоль Пояса, составил около 19%, а сам торговый оборот Китая с этими странами в 2014 году достиг более 600 миллиардов долларов США.

Выдвинутая председателем Си Цзиньпином идея Пояса изначально воспринималась в России и ряде других стран Таможенного союза, существовавшего на тот момент, достаточно осторожно. Ряд российских экспертов даже утверждали, что этот проект представляет собой реакцию КНР на медленные темпы развития ШОС и что Шелковый путь является альтернативным вариантом ускорения развития для Центральной Азии и соседних регионов.

Как теперь стало очевидно, ситуация является не настолько критической. Несомненно, проект Си Цзиньпина крайне амбициозен, рассчитан на долгосрочную перспективу и отражает темпы роста влияния Китая и характер этого роста в качестве новой экономической державы. В контексте проекта Великого шелкового пути достаточно четко просматриваются задачи Китая на евразийском пространстве. С другой стороны, точно так же очевидно, что этот проект не препятствует и не призван препятствовать реализации других двух планов — развития ШОС, внутри которого Китай и Россия продолжают играть центральную роль, и Евразийского экономического союза. В настоящий момент китайские проекты (Экономический пояс и Шелковый путь) представляются важной стратегической инициативой руководства страны, которая, однако, не получила институционального оформления.

Таким образом, Россия в контексте этих проектов вовсе не является пассивным наблюдателем с точки зрения многостороннего или двустороннего формата сотрудничества с КНР. В то время как Китай активно продвигает свой проект, Россия — если говорить о формате ШОС — заинтересована в поиске (политическом и экспертном) путей и возможностей для развития взаимодействия или сближения ШОС с проектом Шелкового пути. Заинтересованность России в развитии взаимодействия ШОС как с Евразийским экономическим союзом, так и с проектом Шелкового пути просматривается достаточно явно. При этом существует ряд вариантов/сценариев, которые могут быть реализованы в данном процессе: (a) развитие интеграции/сближения вдоль «Северного маршрута» (ШОС — ЕАЭС) с укреплением Евразийского банка развития за счет привлечения китайских ресурсов — или (b) вдоль «Южного маршрута» (ШОС — Шелковый путь), который, однако, представляется как более поздний с точки зрения возможных периодов и возможностей реализации. В то же время нельзя исключать и параллельного развития всех трех проектов.

Как Россия будет выстраивать свои отношения с пятеркой стран Центральной Азии, если они решат сотрудничать с Китаем в рамках концепции «один пояс, один путь»?

Выбранная Китаем стратегия реализации политики «один пояс, один путь» не создаст конфликта интересов между Россией и Китаем в Центральной Азии. Некоторые западные эксперты считают, что все центральноазиатские страны присоединятся к китайскому проекту Шелкового пути и забудут о России и ее проектах вовсе. Однако это не так: между Китаем, Россией и странами Центральной Азии существует тесная связь, обусловленная их членством в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Единственное государство в Центральной Азии, не входящее в ШОС, — Туркменистан — не играет в регионе важной политической роли. Таким образом, мы видим возможность многостороннего сотрудничества в рамках китайского Экономического пояса и ШОС, их сближения, а также активного участия центральноазиатских стран в общем сотрудничестве в сфере экономики и транспорта.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки