Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экономическая интеграция. Региональная интеграция: понятие, формы, факторы и процессы развития экономической интеграции Эффект масштаба и повышение конкуренции

Главным способом, средством достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии является интеграция народов, государств, мировых религий, религиозных конфессий.

Необходимость интеграции обусловлена тем, что отдельные государства не могут решать проблемы, которые присущи всему человечеству, ни одно государство на планете не имеет достаточных сил и средств, чтобы в одиночку нейтрализовать глобальные угрозы.

Интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил.

Интеграция будет происходить в условиях разобщенного мирового общества с глобальными вызовами и угрозами. Поэтому на всех этапах интеграции необходимо обеспечить выживание человечества, всестороннюю безопасность народов, государств, религий и человечества в целом.

Обеспечение единства человечества – один из важнейших принципов космополитизма. Единство человечества – это генетическая связь всех наций, народов, религий, это связь не только "сегодняшних" людей, но и связь с предками, связь с потомками, это связь всех со всеми. Это единство человеческих судеб, единство с природой Земли, единство экономических связей, взаимосвязь политик, единство общественного сознания. Единение человечества – это отечество мирового сообщества, органическая совокупность отечеств государство.

Единство имеет всеобщие корни, граждане мира должны осознавать свое единство с человечеством, с природой.

Вклад в единство вносят все народы планеты. Чем больше вклад каждого народа в единство, тем мощнее целое – Великое Существо.

Достижение единства человечества предполагает наличие политики всех государств, глобальной политики мирового сообщества в отношении последующих поколений, потомков. Целесообразно, чтобы каждое поколение через 20-25 лет отчитывались перед потомками, что оно оставило последующим поколениям во всех сферах жизнедеятельности, а через 30-40 лет отчет должно делать все мировое сообщество. Желательно, чтобы отчеты имели моральный и правовой характер.

Интеграция – это процесс в пространстве и во время, создания, распространения правил, процедур, процедур при принятии решений, ценностей и норм. Интеграционные процессы происходят в мирное время, во время войн, революций, природных катастрофах. Диапазон интеграции широк: от объединения с общей внутренней и внешней политикой до сотрудничества государств с различными конфигурациями.

Интеграция будет охватывать политическую, социальную, экономическую, национальную, культурологическую, религиозную и военную сферы.

Объекты интеграции: в политической сфере – это модель государства, тип режима, идеология, надгосударственные структуры; в социальной сфере – сближение и унификация обществ, этнический состав, религия, язык; в экономической сфере – это сращивание рынков, торговля, инвестиции, финансы; в культуре – это объединение различных культур. Человек может принадлежать к разным культурам.

Инвестиционные процессы будут происходить до модернизации демократических государств; в ходе их модернизации; после модернизации уже в условиях космополитической демократии.

Интеграция будет происходить внутри государств, между государствами, внутри религий, между религиями, между светскими и религиозными структурами.

Интеграционные процессы требуют тесного, делового сотрудничества, проявления терпения, поиска выхода в сложных ситуациях. При интеграции возможны противоречия, для нейтрализации которых потребуются компромиссы. Сотрудничество государств является магистральным направлением интеграции.

Интеграционный процесс группы государств не должен быть в изоляции. Во-первых, он должен соответствовать интересам мирового сообщества, объединению, единству человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; во-вторых, государства – члены процесса, союз государств, если он создан, должны иметь четкую и ясную политику в отношении других интеграционных процессов (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.) независимо от их политической ориентации; в-третьих, иметь интеграционную политику в отношении других государств; в-четвертых, вокруг союзов государств необходимо воздавать площадки для взаимодействия с другими народами и государствами. В результате тесных контактов с другими государствами они могут подключиться к интеграционному процессу.

Интеграция будет происходить между народами, государствами, религиями, этносами, если они не имеют даже общих границ.

Интеграционные процессы будут осуществляться через горы, реки, океаны, пустыни. Каналы соединят островные государства. Соединение каналом Америку и Россию имело бы историческое интеграционное значение.

Из интеграционного союза демократических государств возможен выход каких-то государств, возвращение их в авторитаризм. Не исключен распад демократических интеграционных структур.

Интеграция возможна между демократическими и авторитарными государствами на базе этносов, религий, культуры, военной безопасности. Безусловно, в будущем произойдет объединение корейского народа.

В результате контактов с другими интеграционными процессами могут возникнуть различные варианты: объединение интеграционных процессов, ориентированных на формирование единого человечества; установление сотрудничества между интеграционными процессами, которые способствуют расширению миролюбивого пространства без войн; наконец, возможно возникновение конкретных отношений между цивилизационными процессами.

При интеграции может быть использован метод "a la carte". При этом методе отсутствуют у государств общем цели, государства участвуют в интеграции, используя свои национальные интересы. Они участвуют только в отдельных проектах интеграционного процесса.

При интеграции используется и метод "измеряемой геометрии". При таком методе группа государств-членов интеграционного процесса не обязательно имеет общие цели. Она активно тем самым продвигает ее вперед, участвует в интеграции в ее отдельных областях.

Президент В.В.Путин выдвинул идею о новом интеграционном проекте Евразии, в составе РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

В таком составе, при таком политическом устройстве участников членов Евразийский союз не внесет вклад в формирование единого человечества. Во-первых, это союз авторитарных государств, которые в ближайшие десятилетия не станут демократическими. Увеличиваться союз может за счет авторитарных государств. Во-вторых, союз будет в основном носить антикосмополитический характер. В-третьих, отношения между странами не могут быть демократическими и равноправными. В союзе будет доминировать РФ, которая обеспечит странам безопасность. Союз будет базироваться на природных ресурсах России. В-четвертых, РФ вряд ли установит гармоничные, миролюбивые отношения между ЕС и Евразийским союзом.

Не исключено, что союз будет во многом адекватным советскому режиму.

Вместе с тем Евразийский союз может превратиться в эффективный источник всемирной интеграцией, если входящие в него страны станут на демократический путь развития и между государствами установятся равноправные отношения.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, занимающее важное геополитическое, культурологическое, этническое, религиозное положение в Европе, в Азии, в мире в целом. Если Россия станет демократическим миролюбивым государством; у нее великое, космополитическое будущее.

Во-первых, демографическая Россия, огромное многомиллионное, многонациональное, многоконфессиональное государство, могла быть в будущем важным структурным элементом будущего единого человечества с культурным, этническом и религиозном разнообразии.

Во-вторых, Россия вместе с Европейским Союзом могла бы образовать крупную интеграционную структуру как часть единого человечества.

В-третьих, Россия могла бы создать азиатский многонациональный интеграционный союз. В состав Азиатского Союза могли бы войти государства христианской, китайской, индийской и исламской цивилизаций. Союз обогатил бы культурное, этническое и религиозное разнообразие будущего единого человечества.

В-четвертых, Россия могла бы внести вклад в формирование единого Евро-Азиатского объединения как важной структуры будущего единого человечества.

Демографическая Россия могла бы стать на всемирно-исторический путь, бороться за судьбу человечества, внести вклад в единство человечества, биосферы и ноосферы.

Интеграция нашей планеты будет осуществляться через развитие локальных цивилизаций; через образование союзов демократических государств (ЕС); путем сохранения и развития многонациональных и многоконфессиональных государств (США, РФ, Индия, Китай); путем эволюции и превращения авторитарных государств в демократические.

Многополярный мир – важная тенденция в объединении людей. Каждый субъект многополярного мира вбирает в себя огромные пространства, огромные людские объединения.

Можно предположить, что в будущем возможны следующие интеграционные модели государств с иммигрантами: модель ассимиляции (иммигранты должны полностью воспринять культуру большинства), модель мультикультурализм (иммигрантам предоставляется право сохранить свою культуру, но уважать законы). Не исключена модель, при которой иммигранты покинут страну.

Важную роль с интеграции будут выполнять локальные цивилизации. Локальная цивилизация – это способ жизнедеятельности общества, целостная и саморазвивающаяся система. /Каждая локальная цивилизация – крупная интеграционная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, крупная пространственно-временная конфигурация.

Локальная цивилизация – целостная система, которая включает религию, культуру, философию, науку, мораль, право, способы мышления, образ жизни, систему взаимоотношений с природой, политическую, экономическую и социальную подсистемы. Локальная цивилизация – интегральное целое, в которой ее компоненты тесно связаны между собой. Современное мировое сообщество включает китайскую, индийскую, японскую, западноевропейскую (евроатлантическую), исламскую, православную (восточно-европейскую), латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Моральные, духовные и территориальные связи племен, наций, народов, государств привели к образованию локальных цивилизаций, которые были системами, ограниченными во времени и пространстве.

Религия является определяющим, системообразующим фактором в развитии локальных цивилизаций. Религия выступает фактором интеграции, расширяет духовное пространство, утверждает единство всех верующих, сплачивает общество, формирует общее мировоззрение верующих.

Таким образом, локальная цивилизация – огромная часть мирового сообщества, в совокупности локальные цивилизации образуют мировое сообщество. Локальные цивилизации являются, во-первых, средством формирования единства человечества; во-вторых, средством формирования культурного, этнического и религиозного разнообразия.

Основой интеграционных процессов, системообразующим фактором будет государство. Сообщество нуждается в государствах, которые способны стать локомотивами интеграции. В интеграции государства движутся с различной скоростью (разноскоростная интеграция). При этом они ориентируются на успех и неудачи других государств. Разноскоростная интеграция осуществляется при наличии у государств общей цели.

В интересах демократической интеграции каждое государство должно иметь временной и пространственный взгляд, концепцию на собственную интеграцию, т.е. с кем интегрироваться? в какие сроки? самим вписываться или интегрировать через себя?

В интересах глобальной интеграции необходимо сохранить единые огромные пространства (Китай, РФ, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия и др.). Они стоят ближе во времени и пространстве к единству мирового сообщества. Нельзя разрушать огромных субъектов, в том числе суперэтнических синтезов.

В настоящее время под воздействие глобализации, новых вызовов и угроз происходит трансформация национального суверенитета многих государств. На смену абсолютному суверенитету государства приходит ограниченный суверенитет. Ограничение суверенитета становится устойчивым явлением в мировом сообществе.

Ограничение суверенитета происходит двумя способами: добровольная передача суверенных полномочий (пример Европейского Союза, ООН) и внешнее принуждение к соблюдению международных обязательств, обеспечению прав человека, предотвращение гуманитарных катастроф. При ограничении суверенитета могут использоваться различные санкции, в том числе эмбарго, блокады, запреты и др. Добровольное и принудительное ограничение суверенитета государств нуждается в правовом сопровождении, что позволит гуманизировать глобальную мировую политику.

Национальные государства приобретают новые функции. Одни функции переносятся "наверх" – в наднациональные структуры, другие – "вниз" – к местным властям. К традиционным функциям добавились новые: стимулирование экономики/, развитие науки, создание социальной инфраструктуры.

Ограничение суверенитета государств, передача части их функций другим государствам, наднациональным структурам, Организации Объединенных Наций позволяет более успешно вести борьбу с международным терроризмом, с распространением ОМУ, осуществлять коллективное регулирование международных отношений. Национальные государства, освобождаясь от эгоизма, от абсолютизации своих национальных интересов, активно участвуют в интеграционных процессах.

Глобализация обостряет отношения космополитизма и национализма. Национализм отторгает космополитизм и космополитизацию. Сторонники национализма выступают за величие своей нации, за сохранение замкнутости перед лицом интеграции. Националисты считают патриотизм как единственно справедливую форму идентичности, сводят идентичность к одной черте человека (религия, национальность) при его рождении ("врожденная" идентичность). Националисты мечтают о возвращении былой роли национальных государств. Национальную однородность в государствах считают вечной.

Национализм принес человечеству кровавые войны, которые были главным средством разрешения различных проблем. Они защищают власти национальных государств. Националисты активно и сознательно ведут борьбу с космополитизмом.

Космополитизм предполагает жестокую критику принципов национализма, вскрывает его конструктивные ошибки. Вместе с тем, космополитизм считает, что идеи государственности и суверенитета не потеряли полезности, их надо развивать в космополитическом направлении. Национализм способен решать национальные проблемы, если будет использовать ценности и потенциал космополитизма.

Космополитизм, в отличии от национализма, предполагает у индивидов множественность идентичностей.

В условиях интеграции возрастает роль международного права. Национальные нормы права влияют на формирование норм международного права. Международное право влияет на национальное законодательство.

Основными принципами международного права являются: суверенное равенство государств; воздержание от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств; обязанность государств сотрудничать во внешней сфере; равноправие и самоопределение народов; нерушимость государственных границ; уважение прав человека и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств.

С этими принципами мы вступили в XXI век. Вместе с тем международное право может развиваться. Могут быть сформированы и новые принципы.

Интеграционным процессам, интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил. Поэтому на всех стадиях формирования интеграционных демократических структур им должна быть обеспечена военная безопасность.

Весомой, лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз демократических государств.

Европейский Союз выступает экспериментальной демократической лабораторией, площадкой интеграционного процесса всего мирового сообщества. Интеграция углубляется, растет число участников, усложняется структура союза, она становится постоянным процессом.

ЕС является всемирным лидером в интеграции и космополитизации. ЕС добился исторических успехов, став важным субъектом мировой политики. Европейский Союз избрал исторически верный путь для достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

ЕС способен помочь выйти из системного кризиса мировых демократий, внести огромный вклад в модернизацию мировых демократий.

Европейский Союз положил начало космополитической региональной интеграции, которая должна доказать свою эффективность в сохранении мира, в гуманных и справедливых отношениях государств. Региональная интеграция ЕС может превратиться в устойчивую и всеобъемлемую, космополитическую и геополитическую тенденцию к формированию единого человечества. Государства, которые недооценивают региональную интеграцию, не присоединяются к существующим региональным структурам, могут остаться на многие десятилетия на обочинах всемирно-исторического движения.

Европейский Союз исходит из того, что наличие множества наций нельзя заменить единой большой нацией, что единство можно обеспечить признанием и примирением многих национальных историй, что не предполагает растворения наций, растворения разных религий.

Интеграция ориентирована на закрепление, сохранение принципов национальной, культурной и религиозной терпимости, на сосуществование культурных, этнических, религиозных, политических идентичностей; отвергает в Европе проект национальной однородности. В ЕС национальные и европейские интересы постепенно соединяются, национальные интересы постепенно европеизируются.

В ЕС больше половины решений принимаются в союзе, а не в государствах. Частичный отказ государств от национального суверенитета сделал их более защищенными. Отход государств от эгоизма в национальных интересах будет постепенно увеличиваться. В ЕС существуют общие интересы во внешней политике и в обеспечении безопасности.

Вместе с тем в Союзе существует ностальгия по национальному суверенитету, не преодолен национальный эгоизм, нет глубокого интереса к общеевропейским проблемам, наблюдается подъем национализма. Развитию ЕС препятствует и системный кризис. Все это сдерживает интеграцию и космополитизацию.

Кроме Европейского Союза существуют и другие модели интеграции, которым присущи свои особенности. В Северной Америке, в Азии, Латинской Америки формируются другие интеграционные очаги, которые в будущем примут космополитический характер.

Интеграция – глобальный общемировой процесс с присущими ей общими закономерностями.

Одной из форм интеграции являются диаспоры. Космополитизм исходит из того, что диаспоры должны быть объектами космополитизации. При решении всех диаспорских проблем необходимо исходить из интересов мирового сообщества. Нельзя не расширять, ни сужать диаспоры в ущерб человечеству. Проблемы диаспор нуждаются в более полном и глубоком правовом сопровождении на уровне государств, регионов, мирового сообщества. При длительном существовании диаспор возможны ассимиляционные процессы.

Сила региональной экономической интеграции заключается не только в расширении возможностей для роста стран региона за счёт снижения торговых барьеров и удешевления товаров для потребителей. Налицо важные внешние дивиденды, которые получают успешные и динамично развивающиеся интеграционные блоки, благодаря чему сила притяжения расширяющегося экономического блока улучшает условия для торговли и инвестиций с внешним миром.

В экономической интеграции успех порождает успех, в том числе с точки зрения создания достаточно большой экономической массы, чья сила притяжения («гравитационная модель» в международной торговле) становится всё более мощной по сравнению с соседними экономиками.

Показательным примером в этом отношении является эволюция интеграции ЕС, которая следовала примеру построения критической массы крупных экономик в Европе (Франция и Германия в качестве ключевых тяжеловесов), что послужило привлечению торговых потоков от соседних экономик. В результате гравитационное притяжение торговых потоков вызвало так называемый «эффект домино», который привёл к тому, что всё больше европейских стран начали присоединяться к постоянно расширяющемуся и массивному Европейскому союзу. С тех пор времена изменились, и в ситуации, когда , следующий цикл «интеграционного роста» может быть осуществлён глобальным Югом, национальные государства и интеграционные блоки которого по-прежнему в значительной степени фрагментированы, особенно в Евразии.

Нынешняя система высокоинтегрированного развитого мира и в значительной степени фрагментированного глобального Юга может сохраняться в течение достаточно долгого времени, если развивающиеся страны не активизируют усилия по объединению существующих интеграционных блоков в рамках единых интеграционных платформ. Первым начинанием в этом процессе может быть создание критической массы сначала в Евразии путём объединения Индии, Китая и России в рамках расширенной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС+), которая создаст основу для привлечения других региональных блоков глобального Юга в Евразии (таких, как АСЕАН) на самую широкую платформу для развивающихся стран на континенте. Это также сформирует фундамент для вовлечения ЕС в более активное экономическое сотрудничество с развивающимися экономиками Евразии, в то время как расширенный ШОС+ также может способствовать созданию глобальной платформы для интеграции «Юг –Юг» либо на основе БРИКС+, либо ТРИА (см. Я. Лисоволик, «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении “Юг – Юг”»).

Соответствующая последовательность создания глобальных рамок взаимодействия в рамках «Юг – Юг», которое становится достаточно значительным для обеспечения полномасштабного сотрудничества с развитым миром, может развиваться по следующим этапам:

    Треугольник «Россия – Индия – Китай»: более тесная координация между тремя странами в продвижении ШОС в качестве ключевой интеграционной платформы для развивающихся экономик Евразии

    Большая Евразия: создание расширенной структуры «ШОС+», которая будет уже достаточно велика для установления более тесных связей с ЕС в создании панконтинентального альянса и продвижении интеграционных связей

    Интеграция глобального Юга: создание структуры БРИКС+/BEAMS и/или ТРИА, которая привлекает другие региональные блоки из развивающегося мира при формировании всё более широких коалиций и мегаблоков глобального Юга

    Глобальная платформа «Север – Юг»: расширенная интеграционная платформа глобального Юга, вероятно, будет оказывать более сильное «гравитационное притяжение» по отношению к развитому миру, в том числе что касается координации создания интеграционных структур «Север – Юг»

Отсюда следует, что существует определённая последовательность действий, которой можно придерживаться при построении более сбалансированной глобальной экономической архитектуры. Самая важная часть этой последовательности связана с устранением фрагментации и пробелов в региональных слоях глобального управления (особенно что касается глобального Юга), которое в последние десятилетия приобретает всё большее значение для развития и поддержания макроэкономической стабильности. Формирование более скоординированных рамок в отношениях между развитыми и развивающимися интеграционными экономическими платформами вряд ли обеспечит прорыв без более активных шагов со стороны глобального Юга именно в укреплении интеграции «Юг – Юг». Для развивающегося мира два ключевых инструмента интеграции в достижении большего взаимодействия с развитыми экономиками связаны со структурой ШОС+ (налаживание сотрудничества с ЕС в Евразии) и структурой БРИКС+ (для расширения сотрудничества между развитым миром на глобальном уровне).

В конечном счёте устойчивая глобализация или экономическая интеграция вряд ли будут обеспечены исключительно на уровне глобальных экономических организаций и без прогресса в создании скоординированных структур в рамках крупнейших региональных интеграционных механизмов. Вместо того, чтобы вносить незначительные изменения в систему глобальных институтов, комплексное обновление регионального фактора глобального управления и его большей согласованности с другими уровнями глобального управления может быть ключом к успешной перестройке мировой экономической архитектуры.

Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

  • 1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  • 2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение -- это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение -- интеграционному объединению".

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Причины и формы развития международной экономической интеграции.

Если 17 – первая половина 20 вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.

Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США : японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы – на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация , вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации , организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Рис. Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q 1 , только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q 2 , с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются.

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран (см . изложение теорий абсолютных и относительных преимуществ в торговле в статье МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ), а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (см . рис.), иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов…) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ) .

Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций . Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны , и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР , с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.

В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС) , Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

Этапы развития интеграционных группировок.

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

зона свободной торговли,
таможенный союз,
общий рынок,
экономический союз и
политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Таблица 1. Ступени развития региональной экономической интеграции
Таблица 1. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968
ЕАСТ с 1960
НАФТА с 1988
МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986
МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации – постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом . На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза . Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

Предпосылки и результаты интеграционных процессов.

Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) – нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в СЭВ промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС).

Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ).

В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС , где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров.

В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок.

Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле (Табл. 2). Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться (как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна и неустойчива.

Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Интересно отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Например, США состоит в НАФТА и в АТЭС, а Россия – в АТЭС и в ЕврАзЭС. Внутри больших блоков сохраняются малые (как Бенилюкс в ЕС). Все это является предпосылкой сближения условий региональных объединений. На эту же перспективу постепенного перерастания региональной интеграции в международную интернационализацию направлены и переговоры между региональными блоками. Так, в 1990-е был выдвинут проект соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли, TAFTA, которая бы соединила НАФТА и ЕС.

Таблица 2. Динамика доли внутрирегионального экспорта в общем экспорте стран-участниц некоторых интеграционных группировок в 1970-1996
Таблица 2. ДИНАМИКА ДОЛИ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА В ОБЩЕМ ЭКСПОРТЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ НЕКОТОРЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК В 1970-1996
Интеграционные группировки 1970 1980 1985 1990 1996
Европейский союз, ЕС (до 1993 – Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) 60% 59% 59% 62% 60%
Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА 41% 47%
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН 23% 17% 18% 19% 22%
Южноамериканский общий рынок, МЕРКОСУР 9% 20%
Экономическое сообщество государств Западной Африки, ЭКОВАС 10% 5% 8% 11%
Организация экономического сотрудничества, ЭКО (до 1985 – Региональное сотрудничество в целях развития) 3% 6% 10% 3% 3%
Карибское сообщество, КАРИКОМ 5% 4% 6% 8% 4%
Составлено по: Шишков Ю.В. . М., 2001

Таким образом, экономическая интеграция в начале 21 в. происходит на трех ярусах: двусторонние торгово-экономические соглашения отдельных государств – малые и средние региональные группировки – три крупных экономико-политических блока, между которыми есть соглашения о сотрудничестве.

Основные современные интеграционные группировки развитых стран.

Исторически наиболее глубокое развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине 20 в. постепенно создано единое экономическое пространство – «Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт служил главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.

Для западноевропейской интеграции есть много объективных предпосылок. Страны Западной Европы имеют длительный исторический опыт развития хозяйственных связей, в результате чего произошла сравнительная унификация экономических институтов («правил игры»). Западноевропейская интеграция опиралась также на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в ее возникновении сыграли идеи единой Европы, которые были популярны еще в средневековую эпоху как отражение единства христианского мира и как память о Римской империи. Важное значение имели и итоги Первой и Второй мировых войн, которые окончательно доказали, что силовое противоборство в Западной Европе не принесет победу какой-то одной стране, а лишь приведет к общему ослаблению всего региона. Наконец, существенную роль сыграли и геополитические факторы – необходимость объединять Западную Европу для противодействия политическому влиянию с востока (со стороны СССР и восточноевропейских соцстран) и экономической конкуренции других лидеров «ядра» капиталистической мир-экономики (прежде всего, США). Этот комплекс культурно-политических предпосылок уникален, его невозможно скопировать ни в одном другом регионе планеты.

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

Таблица 3. Соотношение сил в ЕЭС и ЕАСТ, 1960
Таблица 3. СООТНОШЕНИЕ СИЛ В ЕЭС И ЕАСТ, 1960
ЕЭС ЕАСТ
Страны Страны Национальный доход (млрд. долл.) Национальный доход на душу населения (долл.)
ФРГ 51,6 967 Великобритания 56,7 1082
Франция 39,5* 871* Швеция 10,9 1453
Италия 25,2 510 Швейцария 7,3 1377
Голландия 10,2 870 Дания 4,8 1043
Бельгия 9,4 1000 Австрия 4,5 669
Люксембург Норвегия 3,2* 889
Португалия 2,0 225
ИТОГО 135,9 803 89,4 1011
* Данные даны на 1959 г.
Составлено по: Юданов Ю.И. Борьба за рынки в Западной Европе . М., 1962

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС (Табл. 3). Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран (Табл. 4). Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.

Яркие достижения ЕС стали в 1980-е образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания. В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран – как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США).

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро », и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции , единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что в начале 21 в. ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Таблица 5. Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС
Таблица 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕС, НАФТА и АТЭС
Характеристики ЕС (с 1958) НАФТА (с 1988) АТЭС (с 1989)
Число стран на начало 2000-х 16 3 21
Уровень интеграции Экономический союз Зона свободной торговли Формирование зоны свободной торговли
Распределение сил внутри блока Полицентричность при общем лидерстве Германии Моноцентричность (США – абсолютный лидер) Полицентричность при общем лидерстве Японии
Степень разнородности стран-участниц Наиболее низкая Средняя Наиболее высокая
Развитие органов наднационального управления Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.) Специальных органов наднационального управления нет Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли
Доля в мировом экспорте в 1997 40% 17% 42%
(без стран НАФТА – 26%)

Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 5). Во-первых, ЕС имеет гораздо более высокий уровень интеграции, что является результатом ее более долгой истории. Во-вторых, если ЕС и АТЭС являются полицентрическими группировками, то в НАФТА ярко видна асимметрия экономической взаимозависимости. Канада и Мексика не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. В-третьих, НАФТА и АТЭС более разнородны, чем партнеры по ЕС, поскольку включают новые индустриальные страны «третьего мира» (в АТЭС есть даже еще менее развитые страны, такие как Вьетнам и Папуа-Новая Гвинея). В-четвертых, если в ЕС уже сложилась система надгосударственных органов управления то в АТЭС эти органы гораздо слабее, а североамериканская интеграция вообще не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов (США не желают реально делить со своими партнерами функции управления). Таким образом, западноевропейская интеграция является более прочной, чем конкурирующие с ней экономические блоки других развитых стран.

Интеграционные группировки развивающихся стран.

В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов (Табл. 6), но их значение, как правило, относительно невелико.

Таблица 6. Крупнейшие современные региональные интеграционные организации развивающихся стран
Таблица 6. КРУПНЕЙШИЕ СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Название и дата основания Состав
Интеграционные организации Латинской Америки
Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) – с 1960 11 стран – Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор
Карибское сообщество (CARICOM) – с 1967 13 стран – Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Гренада и др.
Андская группа (Andian Group) – с 1969 5 стран – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор
Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) – c 1991 4 страны – Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Интеграционные объединения Азии
Организация экономического сотрудничества (ECO) – с 1964 10 стран – Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) – с 1967 6 стран – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины
Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) – c 1998 5 стран – Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд
Интеграционные объединения Африки
Восточноафриканское сообщество (EAC) – с 1967, повторно с 1993 3 страны – Кения, Танзания, Уганда
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) – с 1975 15 стран – Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) – с 1982 19 стран – Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, Малави и др.
Союз арабского Магриба (UMA) – с 1989 5 стран – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис
Составлено по: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ . М., 2001

Первая волна блокообразования прошла в 1960–1970-е, когда «опора на собственные силы» казалась слаборазвитым странам наиболее эффективным инструментом противодействия «империалистическому закабалению» развитыми странами. Поскольку основные предпосылки объединения имели субъективно-политический, а не объективно-экономический характер, то большинство этих интеграционных блоков оказались мертворожденными. В дальнейшем торговые взаимосвязи между ними либо ослабевали, либо застывали на довольно невысоком уровне.

Показательна в этом смысле судьба созданного в 1967 Восточноафриканского сообщества : за последующие 10 лет внутренний экспорт упал в Кении с 31 до 12%, в Танзании с 5 до 1%, так что к 1977 сообщество развалилось (в 1993 его восстановили, но без особого эффекта). Самой лучшей оказалась судьба созданной в 1967 Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) : хотя ей и не удалось повысить долю взаимной торговли, но зато эта доля стабильно держится на достаточно высоком уровне. Особенно примечательно, что во взаимной торговле стран Юго-Восточной Азии к 1990-м стали преобладать готовые изделия, а не сырье, что типично для группировок развитых стран, но в «третьем мире» является пока единственным примером.

Новая волна создания интеграционных блоков началась в «третьем мире» в 1990-е. Эпоха «романтических ожиданий» окончилась, теперь экономические союзы стали создавать на более прагматической основе. Показателем повышения «реализма» является тенденция к уменьшению числа стран-участниц интеграционных блоков – управлять экономическим сближением удобнее, конечно, в малых группах, где меньше различия между партнерами и легче добиться согласия между ними. Самым удачным блоком «второго поколения» стал основанный в 1991 Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции – близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны (именно они преобладают в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым.

Интеграционные группировки социалистических и переходных стран.

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран (Табл. 7). Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции.

Таблица 7. Сравнительные данные об интеграционных группировках 1980-х
Таблица 7. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВКАХ 1980-х (данные о СЭВ за 1984, все остальные – за 1988)
Интеграционные группировки Доля в мировом экспорте
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) 40%
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) 8%
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) 7%
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 4%
Андский пакт 1%
Составлено по: Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 1994

По идее, национальные хозяйства должны были выступать в СЭВ как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но рыночный механизм интеграции оказался заблокирован – этому препятствовали основы государственно-монополистической системы хозяйства социалистических стран, не допускавшей возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали даже в рамках одной страны, препятствовавшие свободному движению финансовых ресурсов, рабочей силы, товаров и услуг. Чисто административный механизм интеграции, делающий ставку не на выгоду, а на подчинение приказу, был возможен, однако его развитию противились «братские» социалистические республики, вовсе не желавшие полного подчинения интересам СССР. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан, в дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти (Табл. 8).

Таблица 8. Динамика структуры внешнеторгового оборота шести входящих в СЭВ стран восточной Европы
Таблица 8. ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА ШЕСТИ ВХОДЯЩИХ В СЭВ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (БОЛГАРИЯ, ВЕНГРИЯ, ГДР, ПОЛЬША, РУМЫНИЯ, ЧЕХОСЛОВАКИЯ), в %
Объекты экспорта 1948 1958 1970 1980 1990
СССР 16 40 38 37 39
Другие европейские страны СЭВ 16 27 28 24 13
Западная Европа 50 18 22 30 33
Составлено по: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ . М., 2001

Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали те же причины, из-за которых не функционируют большинство интеграционных группировок стран «третьего мира»: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует в первые годы 21 в. скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Третьим и наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. К 2006 планируется завершить унификацию таможенных тарифов, перейдя тем самым от стадии зоны свободной торговли к таможенному союзу. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.

Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России – Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова – с 1997), молдавско-румынскую зону свободной торговли и т.д. Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами, – например, Организация экономического сотрудничества (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция), АТЭС (Россия стала его членом в 1997).

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.

Латов Юрий

Литература:

Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции , гл. 10. М., 1994
Семенов К.А. . М., Юристъ-Гардарика, 2001
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ . М., 2001
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция . Учебное пособие. М., Анкил, 2002
Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ . – Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3


Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды