Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боевые машины десанта бмд. Служба в войсках и боевое применение

На Волгоградском Тракторном заводе уже некоторое время идут работы над новой конструкцией гусеничной боевой машины десанта, создаваемой в опоре на требования, выработанные российскими воздушно-десантными войсками (ВДВ). Предварительно принято обозначение новой машины как БМД-5.

Из появившейся информации следует, что нынешняя конструкция более старых машин БМД-1/2/3/4 и наисовременнейшего на данное время эксплуатируемого варианта БМД-4М отброшена. В семействе этих машин моторный отсек был сзади, что было причиной того, что десант для посадки и высадки использовал люки, расположенные вверху корпуса. Ограничения по массе, установка башенок для экипажа, малые размеры этих машин были причиной не только дискомфорта в использовании, проблем с эксплуатацией, но и недостаточного уровня защиты, даваемой этими конструкциями.

В новом БМД-5 будет классическая схема с моторным отсеком спереди, боевым – посередине, и десантным – сзади. Машина должна быть больше своих предшественников, что значительно улучшит комфорт экипажа и перевозимого десанта, и при этом новая конструкция обеспечит увеличенный уровень защиты (особенно спереди). При этом вся новая конструкция будет иметь повышенный уровень баллистической и противоминной защищенности.

Очередной новинкой является использование впервые в БМД беспилотной башни, но с сохранением вооружения с БМД-4М. таким образом, это и далее будет 100-мм нарезное орудие 2А70 (22 снаряда в комплекте), 30-мм автоматическая пушка 2А70 (500 снарядов), смонтированная справа от орудия, и 7,62-мм пулемет ПКТМ (2000 патронов) слева от него. Из 2А70 можно также стрелять противотанковыми управляемыми ракетами 9М117 «Бастион» (8 штук). На башне будет смонтирована пусковая установка шести 81-мм дымовых гранат 3D6M, а также говорится о перспективной активной системе защиты машины.

Башня может управляться с помощью выносной панели, использующей цифровую систему, позволяющую полностью реализовать все возможности использования башни.

Цифровая система управления огнем «Витязь» нового поколения должна обеспечить высокую вероятность поражения различных стационарных и движущихся целей (в том числе медленно летящих воздушных объектов). Система полностью автоматизирована, оснащена автозаписью и защищена от помех. Командир и наводчик будут располагать полностью стабилизированными, идентичными прицелами «Кречет» с камерами дневными, тепловизионными, и лазерными дальномерами, что делает возможной работу в режиме «охотник-убийца» („hunter – killer”). Сама башня уже демонстрировалась на БМП-3М-100 «Драгун».

Десант будет располагать люками, находящимися в потолке корпуса, и задней гидравлической рампой. Такая конструкция увеличить безопасность десанта во время его высадки.

БМД-5 будет тяжелее и больше, чем нынешняя новейшая БМД-4М. в связи с этим возникает несколько вопросов. Первый связан с видом транспортировки новых машин. Думается, что десантирование таких машин скорее не будет практиковаться. Они могут быть использованы как машины второго удара, перевозимые новыми (или модернизированными) транспортными самолетами, в том числе планируемыми к возобновлению производства тяжелыми Ан-124М.

Второй вопрос касается преодоления водных преград. На данный момент какая-либо информация на эту тему отсутствует (предшественники имели смонтированные гребные винты), но кажется, что машина с точки зрения массы и требований авиатранспорта будет лишена этой возможности.

Третий вопрос касается самой цели начала работ над новой конструкцией. На Волгоградском Тракторном заводе спроектированы и

Выпускались БМД-1/2/3/4, но новейшие БМД-4М производятся на «Курганмашзаводе». Поэтому неизвестно, не имеем ли мы пока дело (кроме долгосрочных планов ВДВ, касающихся новых машин) с соперничеством двух конкурентов.

ВДВ обладает до 2000 БМД разных вариантов. В основном это БМД-2, но есть и более старые БМД-1П/ПК. Один батальон эксплуатирует 32 БМД-4 «Бахча-У», а также около 200 БМД-2 модернизированы до версии БМД-2М.

В 2016 году «десантники» (использовано русское слово – прим.) получили более 60 БМД-4М (ранее их было около 32) и гусеничных бронетранспортеров БТР-МДМ «Ракушка-М». согласно нынешним планам до 2025 года ВДВ получит 700 БМД-4М.

комментарии

Afgan
А в нашем МО вообще рассматривается сценарий десантирования значительного количества российских ВДВ, поддерживаемых БМД, в тыл наших войск, к примеру – к западу от Варшавы? Рассмотрен ли такой вариант при создании территориальных войск?

No Doubt
Такие десанты всегда принимаются во внимание, но их вероятность равна нулю. При теперешних ПВО такие операции были бы самоубийством. Последнее «боевое» десантирование крупных сил делали американцы в Ираке, но количество сил обеспечения безопасности было настолько велико, что вся эта операция не имела смысла. Сейчас десантирование выполняется только в тактических операциях, а подразделения трактуются только как силы быстрого реагирования.

tak pytam
А на вооружении польской армии и других армий Североатлантического Пакта находятся БМД такого типа?

as
Нет. Это типично восточная идея. НАТО обладает легкими машинами для классической перевозки самолетам и вертолетами.

erk
А почему российская БМД вооружена 100-мм и 30-мм, а западные – только 30-мм?

Karamba.
Через год в России появится С-900, потом БМД-27. Шпион в моей голове как-то очкует.

rolo
«Spike» - и нет проблем.

Autor komentarza
««Spike» - и нет проблем». Дорогой мой, для начала надо их иметь. Производство идет вяло, и до удовлетворения потребностей Армии далеко, не говоря уже о территориальных войсках. Более дешевый «Пират», кроме вкачанной в проект горы денег, годами как-то не может уродиться (что достаточно скандально). Чего-то вроде «Карла Густава» у нашей армии вообще нет. Поэтому, может быть, русские с этим новым БМД не так глупы, как нам кажется?

Bartek
«Пират» - украинская разработка, поэтому в Польше он даже не производится, а на «Spike» попросту никогда не было больших заказов – это будет только когда начнется производство башен ZSSW-30, и может, в конце концов, что-то сдвинется в вопросе вертолетов (боевых, многоцелевых), и производство этих «Spike» раскрутится.

Teodor
БМД4 – «благодаря эффективной системе насосов на борту даже 30% потеря плавучести не грозит затоплению машины» - я так думаю, что как они сделают платформу сзади, то будут вынуждены улучшить систему помп:D. А ужу как сделают, то независимый водоструйный привод гарантирован! Как видно, каждая подлодка должна иметь люки сверху,чтобы ее не залило, поэтому на водонепроницаемые шлюзы не стоит там рассчитывать, потому что нет места.

Teodor
БМД-4 – «Корпус сварен из плит из алюминиевых сплавов».

krzysiek84
Интересно, раз алюминий, то можно ли его продырявить шуруповертом?

janusz 94
krzysiek84 – но, наверное, если ты их только в ALDIK купишь (сеть польских продуктовых гипермаркетов – прим.)

ryszard56
И вот это – вооружение, а у нас только болтовня и аналитика.

Podbipięta
У «Драгуна» тоже привод спереди, больший корпус и беспилотная башня, так поэтому в чем дело?

były_kanonier
«Драгун» - это модификация БМП серии БМП-3/3M, весящая со стандартной башней около 21 тонны. БМД – боевая машина десанта, у которых до сих пор двигатель был сзади. «5» даже в сравнении с «4» можно определить, как новую машину. Она явно будет легче «Драгуна». Для сравнения – БМД-4М весит всего 13,5 тонн.

Admin
Габариты и вытекающие отсюда возможности размещения десанта (количество десантников). На Драгуне броня будет мощнее, тяжелее, 2 дополнительных пехотинца, больше вооружения и т.д. Эта новая БМД-5 будет, несмотря на большие размеры и вес, все еще приспособлена для десантирования на платформах. Это критически важное требование ВДВ, и нет речи об отказе от него.
Также первый вопрос как-то не особо уместен… это означает какие-то перемены, а их не будет. Я бы модифицировал ее с точки зрения возможности перевозки этих машин нынешними транспортниками, но здесь скорее главным транспортником будет Ил-76, может в версии поновее, с более мощными двигателями. Этих Ан-124 маловато, если возобновят производство – то лет через пять или больше, но и так этого не хватит для удовлетворения десантников.
От плавания тоже скорее они не откажутся, потому что эти машины должны быстро преодолевать все преграды, а ее главным преимуществом должна быть именно возможность маневрирования на любой территории.

naiwny
То, что я вижу на фото, выглядит как БМД-10 космически-воздушных сил. Я предлагаю притормозить и слегка дистанцироваться. Фактом является то, что при принятии на вооружение обычно запускается программа модернизации или исследовательская программа для разработки следующего поколения, но именно этом конкретном случае необходимо еще слегка подождать это новое чудо ВПК.

оригинал

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя.

Принята на вооружение в 1990 г.

История создания

Работы по созданию БМД-3 были начаты параллельно с разработкой БМП-3. Однако, результаты разработки показали, что масса БМП-3 со средствами десантирования значительно превысит 20 тонн, таким образом самолёт Ил-76М сможет поднять на борт только одну боевую машину. Поэтому в начале 1980-х годов были открыты работы по созданию облика боевой машины десанта. В ходе проектирования рассматривались два варианта БМД-3. Первый предполагал машину с комплексом вооружения из 100-мм орудия 2А70 спаренного с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72. Расчётная масса такой БМД составляла 18 тонн. Второй вариант предполагал использование боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Таким образом загрузка самолёта Ил-76М составляла либо 2 БМД массой 18 тонн, либо 3 БМД массой 12,5 тонн. Проведённые впоследствии научно-исследовательские работы доказали, что при втором варианте задачи БМД выполняются намного эффективнее. На основании полученного опыта и по результатам исследований 20 мая 1983 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 451-159 официально была открыта ОКР под шифром «Бахча». Работы предусматривали разработку боевой машины десанта массой 12,5 тонн. Головным разработчиком был назначен Волгоградский тракторный завод.

Через месяц после выхода постановления было согласовано тактико-техническое задание на новую БМД, а также завершён этап технического проекта. При разработке новой БМД был использован опыт, полученный в ходе выполнения работ по БМД-1 и лёгкому танку «Объект 934». К 1985 году были изготовлены и завершили приёмо-сдаточные испытания три опытных образца новой БМД. По результатам испытаний выявилось, что все образцы превышали допустимую массу на 190-290 кг, ходовая машины давала многочисленные сбои в работе, однако благодаря оперативной работе конструкторского бюро ВгТЗ большинство недостатков было устранено и в мае 1986 года опытные БМД завершили предварительные испытания.

В 1986 году Волгоградский тракторный завод изготовил ещё 3 опытных образца, которые были направлены на Государственные испытания. Новые образцы превысили допустимую массу на 400 кг, так как были изготовлены с учётом мероприятий по повышению надёжности узлов ходовой части. Государственные испытания БМД проходили в период с 27 октября 1986 года по 27 октября 1987 года. По результатам испытаний две из трёх машин были доработаны и отправлены на контрольные испытания в различных климатических зонах. Испытания проводились в период с 10 июля по 19 ноября 1988 года. Результат испытаний по теме «Бахча» был оценён как положительный. Машина в целом соответствовала предъявляемым тактико-техническим требованиям, поэтому 10 февраля 1990 года боевая машина «Объект 950» была принята на вооружение СССР под обозначением БМД-3.

Описание конструкции

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.
В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.
Имеется защита от оружия массового поражения.
Боекомплект, шт.:
-30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)
-патроны калибра 7,62 мм (2000)
-ПТУР «Конкурс» (4)
-выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)
-патроны калибра 5,45 мм (2160)
-Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26
-Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22

Характеристики

Боевая масса, т: 12,9..13,2
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 5
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6000
-Длина с пушкой вперёд, мм: 6360
-Ширина корпуса, мм: 3114
-Высота, мм: 2170..2450
-База, мм: 3200
-Колея, мм: 2744
-Клиренс, мм: 130..530
Бронирование:
-Тип брони: противопульная. Башня из стали, корпус из алюминиевой брони
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 500+360
-Углы ВН, град.: -5..+75
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: до 4
-Прицелы: БПК-2-42, 1ПЗ-3, ПЗУ-5, ППБ-2-2
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 5,45-мм РПКС-74
-Другое вооружение: 1 х АГС-17 «Пламя» 1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Подвижность:
-Тип двигателя: Марка: 2В-06-2 Тип: дизельный с наддувом Объём: 16950 куб.см Конфигурация: Оппозитный-6 Цилиндров: 6 Расход топлива при смешанном цикле: 136..164 л/100 км Расход топлива на трассе: 90 л/100 км Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1л-3п-2л- -1п-3л-2п Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА, ТС-1, Т-2, А-72, А-76, АИ-93 Мощность двигателя, л. с.: 450
-Скорость по шоссе, км/ч: 70..71
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 275..330
-Удельная мощность, л. с./т: 24,3
-Тип подвески: независимая, индивидуальная пневматическая
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,32..0,48
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 1,5
-Преодолеваемый брод, м: плавает

БМД - аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД - это транспортное средство для перемещения подразделения Ее основное назначение - ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».

Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.

Как появилась боевая машина десанта БМД-2?

Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.

В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.

На вооружение в Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.

В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.

Конструкционные особенности БМД-2

Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева - стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.

Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:

  • отделение управления;
  • боевая часть;
  • десантное отделение;
  • моторно-трансмиссионный отсек.

Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.

Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам - 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота - 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).

После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.

Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.

Двигатель и ходовая часть

При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.

БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный - 45 см. Подвеска независимая.

БМД 2. Характеристика вооружения

Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.

В качестве основной огневой мощи используется 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.

В паре с пушкой в башне расположен калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.

Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:

  • одна 9М113 «Конкурс»;
  • две ПТУР 9М111 «Фагот»;
  • пусковая установка 9П135М.

Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.

Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».

Оснащение боевой десантной машины

БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).

Кроме этого, на борту бронемашины находится:

  • комплекс автоматического пожаротушения;
  • система для фильтрации и вытяжки воздуха;
  • система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
  • система защиты от ;
  • приборы ночного видения;
  • вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.

Технические характеристики «Будки»

Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.

Модификации БМД-2

В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:

  • БМД-2К - командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
  • БМД-2М - кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные