Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Боевыми машинами на платформе аякс. Лондон готовит «Аяксы» для засады на «Армату. Варианты SCOUT SV

Боевая машина "Аякс" как надежда британской армии Главная машина в семействе, собственно "Аякс". Единственный из всех с башней, в которой стоит 40-мм пушка. Стабилизированная 40-мм пушка это хорошо конечно, можно обидеть все что угодно кроме танка, но есть вопросы - масса то 40 тонн. Непонятно с ПТУРом и активной защитой. То есть лезть в бой все же страшновато. Зато что есть - якобы много супер-сенсоров. Экипаж 3 человека плюс возможен десант в виде еще одного гражданина. При отсутствии ПТУРа в башне это может быть доброволец с шайтан-трубой. В общих чертах понятно - мы имеем бронированную разведывательную машину а-ля БРМ-3К «Рысь». Но начинаются вопросы - а зачем их маленькой британской армии аж 245 штук (в том числе 198 базовых "разведывательно-ударных", 23 наводчиков и 24 разведчиков - очевидно отличаются набором оборудования). Напомню, что ОБТ "Челленджер 2" у них меньше. Да что ОБТ - "Уорриоров" то четыре с половиной сотни базовых вроде. "Арес". Бронетранспортер. Пулемет в дистанционно управляемой установке (и далее аналогичный). Казалось бы все просто - гусеничный тяжелый бронетранспортер. Но - два человека экипажа и всего 4 десантника. Назначение якобы состоит в том, чтобы доставлять надежно группы "специалистов". Но это же даже не пол-отделения! Напомню, что экипаж "Рыси" состоит тоже из 6 человек, но при этом она еще и стреляет и в разведку может. Их планируется закупить 93 (59 базовых и 34 "Formation Reconnaissance Overwatch", опять отличие в оборудовании). Полезность этого устройства вообще вызывает серьезные сомнения. Вот если "Аякс" бы вез четверых человек, то к нему не было бы вопросов. Да и если у сорокатонного "бтр" с четыремя десантниками была бы пушка то и к ней бы не было. "Аполлон". Бронированная эвакуационная машина. Экипаж 4 человека. С ней в общем все понятно, разве что жаль - танк она явно не потянет. Планируют закупить 50 штук. Но вопрос будет ниже: "Атлас". Ремонтная машина. То есть классическую БРЭМ составляют они вдвоем. 38 машин. Вопрос - а что очень нужна тыловая по сути машина на практически танковом шасси? "Аргус". Инженерно-разведывательная машина. 51 штука. Учитывая, что она вроде должна уметь еще в разминирование, что хорошо, к ней нет вопросов. "Афина". Обычная командная машина. 6 человек экипажа. 112 штук. .... А что надо так много? Напомню, что Британская армия это очень сильно не китайская по численности. Вот собственно надежда сухопутной армии Великобритании. Не танк, не БТР, не БМП. При этом тяжелый: нет в то, что на свои 40 тонн на него навешали брони я верю, но днище что-то совсем не минозащищенное. Не модно-с. И вот на этой странной штуке формируется две "ударные" бригады (вообще вопрос насколько "на них" - около пяти тысяч человек надо как то возить, небось на "Уорриорах"). Танков этим бригадам вряд ли дадут? так что "ударять" придется бронированными разведывательными машинам. Декларируемая перенасыщенность разведывательными средствами это хорошо конечно, вызывает мысли о том, что ударной силой бригад должна стать наводимая авиация и артиллерия (особенно приятно наверно в асимметричных войнах туземцев бомбить-с), но нельзя же делать бригады корректировщиков авиаударов и артогня? Нет, покупали бы их полсотни (базовых) то не было бы вопросов. Но столько то зачем? Что правда нужна сотня командных машин? По одной на два танка и четыре БМП в армии?) Ремонтная машина на танковой базе отдельно от эвакуационной? Не понимаю я чего-то, нужен мозговой штурм, зачем по сути специализированную машину (возможно хорошую даже) покупают как основную и что они будут с ней делать.

Опираясь на очевидный и неожиданный для многих технологический рывок российских танкостроителей, оборонные ведомства по всей Европе начали продумывать симметричный ответ. Французские и немецкие разработчики и производители бронетехники уже приступили к разработке «ответа» для российского танка Т-14. Наряду с соседями по «европейскому дому», одними из тех, кто неоднократно высказывался за «сдерживание России от вторжения в Европу», были и британские военные. Однако если инженеры из Германии и Франции активно работают над созданием перспективных бронемашин, то британским военным в случае боестолкновения предстоит воевать на танках «Челленджер-2», эффективность которых под большим вопросом.
Пустынный орел
«Челленджер-2» не самый распространенный, революционный и современный танк из тех, что воевали и демонстрировались на выставках. Британская школа танкостроения вообще больше опирается в создании продуктов на традиции и преемственность, чем пытается создать действительно революционный и современный продукт. Однако британская «традиционность» и чопорность практически улетучились, когда эксперты изучили первые данные о новейших разработках бронетехники из России, ведь миссия основного британского танка «Челленджер-2» в Ираке в начале двухтысячных и реальное танковое противостояние, в котором британским танкистам придется воевать по-настоящему, - вещи диаметрально противоположные.Правда, в ходе маленькой и победоносной войны в Ираке британские военные, равно как и их американские коллеги, получили огромный объем данных, свидетельствующих о том, что работы по защите (казалось бы неуязвимой) боевой машины еще полным полно. Плотный обстрел из ручных противотанковых гранатометов, который в районе иракского города Басра ощутили на себе экипажи британских танков, заставил инженеров задуматься над тем, как повысить защищенность машины на поле боя. Эксперты отмечают, что для работы в «жаркий» день «Челленджер-2» оснащался дополнительным бронированием бортов и специальными решетчатыми экранами, в довесок к фирменной увесистой британской броне «Дорчестер».
Эти манипуляции повышали живучесть танка, однако масса машины возрастала многократно - с 62,5 до чудовищных 75 тонн. По этому показателю «Челленджер-2» оказался существенно хуже не только всех существующих зарубежных танков, но и сильно прибавил в весе относительно ближайшего «англоговорящего» родственника - американского «Абрамса» в версии M1A2SEP. И хотя для действий в иракской пустыне, где нет опасности быть подбитым с большой дистанции этого вполне хватило, то для действий на европейском ТВД с многокилометровыми марш-бросками и активным (в случае возникновения конфликта) противодействием со стороны бронетехники «противника» такая неповоротливость не подойдет.Не в последнюю очередь использование дополнительного бронирования стало возможно благодаря температурным режимам и поверхности, по которой «Челленджер-2» передвигался. Отсутствие постоянных перепадов температур «от минуса до плюса и обратно», а также проблемы с наличием болот и серьезных водных преград британскими танкистами были умело использованы. Памятуя о «сдерживании русских танковых армад», британские военные ни в одном пресс-релизе так и не пояснили, как поведет себя неповоротливая сверхтяжелая машина, случись ей воевать там, где морозы в двадцать пять градусов и «сложная пересеченка» - нормальные явления.
Что делать?

Зарубежные эксперты признают - в случае, если танкам «Челленджер-2» когда-нибудь придется столкнуться лицом к лицу с российскими Т-90 и Т-14, бой между машинами будет стремительным и быстрым, и победу в нем одержат те, кто быстрее двигается, дальше стреляет и лучше защищен. Проанализировав полученные за пару лет данные об уровне модернизации танков Т-90 и прибавив к ним защищенность, подвижность и вооружение Т-14 на платформе «Армата», британские военные пришли к выводу, что программу по доработке и модернизации танка «Челленджер-2» нужно принимать в работу как можно быстрее. Комплекс работ по доведению танков до уровня CR2 LEP, по заявлениям британских специалистов, призван обеспечить массивному ОБТ «повышенную боеготовность» и способность противодействовать бронетехнике противника до 2035 года.Однако главную проблему сверхтяжелого танка британские военные в этом случае все равно не решат.«Эти танки все равно будут иметь слишком большие габариты и массу при посредственной защите. Броня "Дорчестер" - это прямой потомок "Чобхэм", разработанной еще в 60-х», - пояснял в интервью телеканалу «Звезда» независимый военный эксперт в области бронетехники Алексей Хлопотов.По мнению Хлопотова, благодаря этим, а также другим особенностям британский «Челленджер-2» в понятие современного, способного на активные действия в условиях серьезного боя ОБТ не вписывается. Как пояснил эксперт, британец «выбивается» из натовских стандартов как минимум в нескольких вопросах.Во-первых, 120-мм нарезная пушка L30E4 является единственным нарезным орудием, используемым в бронетехнике стран НАТО. Все остальные ОБТ, включая немецкий «Леопард» и французский «Леклерк», оснащены 120-мм гладкоствольной пушкой. К тому же французский танк заметно легче, а немецкий при внушительной массе и габаритах заметно проворнее британского. Помимо прочего, быстродействие и «скорострельность» британского танка в бою могут оказаться существенно ниже, чем самый современный французский «Леклерк» и тем более российские Т-14, ведь французский танк оснащен неплохим автоматом заряжания, а компоновка и сам механизм заряжания Т-14 разработчики и вовсе вывели на качественно новый уровень, добившись повышения эффективности огня.

«Челленджер-2» по-прежнему заряжается вручную, а его подвижность даже с учетом установки более мощного немецкого двигателя в 1500 лошадиных сил коренным образом не изменится.«Когда до британцев дошли новости про "Армату", они в общем-то поняли, что положить на противоположную чашу весов им по большому счету нечего», - отмечает военный эксперт Алексей Леонков.«С 2014 года у них реализуется программа модернизации, согласно которой заменить должны СУО, орудие и выстрелы к нему. Правда, выстрелы американские, а сама пушка немецкая», - отметил эксперт.
Британский акцент и русская смекалка
Принятая в работу программа модернизации вполне может отвечать интересам Великобритании по поддержке своих союзников в Европе, однако о серьезной угрозе со стороны британских танков можно не говорить. Прежде всего нужно иметь в виду не общее количество танков (и, как следствие, количество машин, попадающих под модернизацию), а кропотливую работу российских инженеров над отечественными танками, под гипотетическую борьбу с которыми британцы с помощью апдейта и готовят «супер Челленджер-2». Ключевой способностью выживать на поле боя за несколько минувших десятилетий собственные танки наделили всего две страны - Израиль и Россия.
Израильтяне разработали под отечественный танк «Меркава» комплекс активной защиты «Трофи», а российские танкостроители обучили танк защищаться сразу с нескольких направлений. В этом случае к одной категории стоит относить КОЭП «Штора», ослепляющий ракеты противника, динамическую защиту «Реликт» и «Малахит» с высоким коэффициентом защиты, а также комплексы активной защиты «Арена» и «Афганит». Последний, по словам экспертов, специально разработан для перспективного ОБТ Т-14 на платформе «Армата» таким образом, что с помощью датчиков и высокопроизводительного бортового компьютера способен быстрее чувствовать и просчитывать обстрел машины и, как следствие, быстрее принимать контрмеры.Специалисты отмечают, что «Афганит» уже на этапе опытной эксплуатации танков Т-14 в войсках показывает фантастические результаты. Несмотря на то, что полный лист с данными КАЗ «Афганит» - государственная тайна, профильные специалисты намекают, что при его разработке были учтены характеристики всех зарубежных танковых снарядов и ПТУР, включая «изделия» находящиеся на этапе разработки. Британские же специалисты комплексов активной защиты в своем распоряжении не имеют. Установка такого оборудования на ОБТ из страны вечного тумана возможна лишь в том случае, если к программе модернизации британских танков привлекут израильских или немецких специалистов, имеющих некоторый опыт в этой области.Другие слабые места британского «Челленджер-2» в сравнении с другим российским танком - Т-90 ранее отметил другой военный эксперт - главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.«У Челленджер-2 отсутствует автомат сопровождения цели. Именно этот автомат позволил реализовать на Т-90 систему "охотник-стрелок". Командир танка выполняет роль наблюдателя-охотника и проводит передачу данных наводчику, который выполняет роль стрелка, наводчик занимается уничтожением, а не поиском целей», - пояснил Мураховский.
Вымирающий вид

Несмотря на то, что в работу по модернизации «Челленджер-2» было вложено немало сил, времени и денег, британский тяжеловес является скорее представителем вымирающего вида и в качестве инструмента по сдерживанию «русской агрессии» вряд ли пригодится. Судя по тому, как интересуется программой модернизации танка минобороны Великобритании, «Челленджер-2» особо не нужен не только в приграничных районах Европы и России, но и не востребован МО Великобритании вообще. Этим, скорее всего, и объясняется невнятная и «косметическая» программа по модернизации танка - модули дистанционного управления легким стрелковым вооружением и незначительные (к тому же местами далеко не отечественные) доработки по части повышения эффективности стрельбы не позволяют «Челленджер-2» тягаться ни с танком Т-90, ни с более современным Т-14, который создавался с опорой на колоссальный опыт российских танкостроителей.Основная надежда британских военных возлагалась на перспективную бронетехнику, которая, согласно замыслу, должна была оказаться гораздо легче, быстрее и дешевле уже состоящей на вооружении. Спасением для танкистов Ее Величества должна была стать облегченная бронемашина «Аякс», но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что серьезного сопротивления эта бронемашина современному танку оказать не может. Конструкция «Аякса», бронирование и вооружение свидетельствуют о том, что, скорее всего, британские инженеры реализовали не средство прорыва сухопутных войск на участке фронта или инструмент для уничтожения бронетехники противника, а разведывательно-дозорную бронемашину.Огонь из главного калибра вообще может стать для экипажа «Аякса» последним ярким событием в жизни - 40-мм пушка хоть и является весьма серьезным аргументом в споре с любой другой бронетехникой, но танку, оснащенному композитной броней, блоками динамической защиты и современным КАЗ, такой боеприпас все равно, что «слону дробина».
Создать серьезные трудности танку мог бы артиллерийский модуль, который британские военные несколько лет назад видели в качестве основного «противотанкового» вооружения, но секвестр бюджета поставил на этих планах жирный крест. Вполне вероятно, что действует «Аякс» главным образом из засады. На этот случай для бронемашины просчитана возможность установки современного ПТРК. Но экипаж любого современного российского танка благодаря сверхчувствительной электронике и средствам обнаружения почти гарантированно засечет затаившийся «Аякс», а выстрел из 125-мм орудия навсегда закроет вопрос применения легкой бронемашины на поле боя. Защититься от такого попадания британская «коробочка» не сможет просто потому, что применение толстой катанной и тяжелой комбинированной брони конструкцией не предусмотрено, а навесные блоки на бортах не спасут машину от попадания в лоб или в корму, да и против хорошего танкового 125-мм боеприпаса вряд ли устоят.Если «Аякс» создавался как основное средство для оснащения механизированных бригад, то у британской армии большие проблемы. «Челленджер-2» и программу по его модернизации в этом случае вспоминают не просто так. Однако, в каком направлении будет развиваться бронетанковая промышленность армии Ее Величества и какие проекты будут реализованы, в данный момент не совсем понятно.«Британская армия потратила большой объем денег на создание "Аякса", но целесообразность создания "средней" гусеничной платформы изначально была под вопросом», - поясняет в интервью телеканалу «Звезда» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.Кроме вопросов, связанных с использованием «Аякса» в современной войне, эксперт отметил также, что самостоятельность британских танкостроителей и умение создавать перспективные и защищенные бронемашины по-прежнему находятся под большим вопросом.«Насколько я знаю, о создании принципиально новых машин в обозримом будущем там и речи не идет. Британские военные хорошо понимают, что в сложившихся экономических реалиях денег на создание новой машины просто не дадут. И хотя благодаря появлению "Арматы" и публикации отчета об устаревании собственной бронетехники военные могут получить какие-то средства для того, чтобы противопоставить российскому Т-14 хоть что-нибудь, они будут вынуждены потратить годы», - сказал эксперт.Текущее положение дел неизбежно ведет британских танкостроителей к тому, что «Челленджер-2» может стать последним танком из «племени холодной войны», принятым на вооружение. Учитывая, что легкий «Аякс» и машины на этой базе серьезного сопротивления танкам российского производства (пусть и в теоретическом бронетанковом сражении) оказать не смогут, на британской самобытной и перспективной школе танкостроения на ближайшие 15 лет можно ставить крест. Единственное, что, по мнению экспертов, может спасти британскую армию - это кооперация с европейским консорциумом KNDS. Но и тут британским специалистам не стоит расслабляться, ведь Т-14 - это лишь первая ласточка УКБТМ и УВЗ, которая только-только научилась летать.
«Вероятнее всего, британцы сейчас будут домучивать "Аякс". Но максимум возможностей этой машины - какие-нибудь полицейские операции. Что касается "Челленджер-2", то процесс по его модернизации если и не будет остановлен, то доверят это дело по большей части европейским корпорациям», - пояснил Алексей Хлопотов.Как именно британские военные и промышленники будут «выкручиваться» из сложившейся ситуации, в которой вооруженные силы Великобритании рискуют остаться без современного основного боевого танка, покажет время. Точно известно лишь одно - если судить по опыту последних лет, то спроектировать, построить, испытать и запустить в эксплуатацию революционные образцы бронетехники под силу лишь нескольким странам в мире. Тяжесть положения британских военных заключается в том, что, сделав основную ставку на авиацию, флот и легкие бронемашины вооруженные силы Великобритании в обозримом будущем могут остаться без основного боевого танка. Если «Челленджер-2» уйдет, а его место в строю не займет новая и перспективная во всех отношениях бронемашина, способная не просто перевозить пехоту и удирать с поля боя, то никакой помощи на земле коллегам по НАТО Великобритания уже не окажет.

В настоящее время министерство обороны Великобритании готовится к началу эксплуатации большого количества перспективной бронетехники, построенной в рамках нового проекта. На данный момент основу техники британских сухопутных войск составляют машины семейства CVR(T), создававшиеся еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Ввиду морального и физического устаревания такая техника более не может полноценно решать поставленные задачи в условиях современных конфликтов. Как следствие, официальный Лондон принял решение о замене имеющихся бронемашин. Результатом текущих работ должно стать принятие на вооружение нескольких типов техники семейства Scout SV, недавно получившего новое название Ajax.

Необходимо отметить, что Великобритания достаточно давно собралась модернизировать парк бронетехники. Понимание необходимости его обновления появилось еще в восьмидесятых годах. Позже концепции обновления сухопутных войск менялись и корректировались, но новая техника пока не дошла до войск. После войны за Фолькленды и «Бури в пустыне» были сформированы первые требования к перспективной технике. С учетом опыта участия в югославской операции НАТО британские военные изменили требования. Текущая программа в современном виде стартовала именно в конце девяностых годов.

Прототип машины Ajax, представленный в 2015 году. Фото Defence-blog.com

Непосредственным предшественником проекта Scout SV стала программа FRES (Future Rapid Effective System – «Перспективная система быстрого эффекта»). В рамках этой программы планировалось создать семейство современной бронетехники различных классов для вооружения мотопехоты, разведчиков и т.д. Предполагалось, что сухопутные войска получат возможность быстрого развертывания на театре военных действий, в том числе на удаленном. Также предлагалось уделить особое внимание разведывательным машинам, работа которых позволила бы повысить ударный потенциал войск.

В качестве основы для перспективной техники программы FRES рассматривались несколько разработок зарубежных компаний. Так, в середине двухтысячных годов к программе присоединилась компания General Dynamics European Land Systems со своим предложением. Работы по программе FRES продолжались до конца прошлого десятилетия. Вскоре после выдачи обновленных требований к технике, состоявшейся в конце 2008 года, было принято решение коренным образом изменить программу. По результатам очередного этапа работ стартовала разработка нового проекта, который к настоящему времени стал основой программы обновления материальной части.

Еще во время существования программы FRES европейские компании-разработчики вооружений и техники предложили несколько существующих проектов, которые при необходимости можно было бы доработать. Так, BAE Systems включилась в программу с проектом CV90, а европейское отделение General Dynamics предложило британцам свою новую бронемашину ASCOD 2. В течение некоторого времени заказчик изучал документацию по предложениям и принимал решение.


Трехмерное изображение "Аякса". Рисунок General Dynamics UK

В 2010 году был оглашен выбор: перспективную бронетехнику решили строить на основе существующего проекта ASCOD 2. Компания BAE Systems предприняла попытку опротестовать решение военных и «продавить» свой проект, однако она не увенчалась успехом. После оглашения выбора был подписан контракт стоимостью 500 млн фунтов стерлингов, в соответствии с которым компания General Dynamics должна была доработать существующий проект ASCOD 2 в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также построить и испытать несколько машин-прототипов.

Проект ASCOD 2, измененный в соответствии с требованиями вооруженных сил Великобритании, получил новое название – Scout Specialist Vehicle или Scout SV. Использование в качестве основы для Scout SV готового проекта позволило ускорить работы по адаптации к требованиям. Проектные работы завершились к концу 2012 года. Через несколько месяцев завершились предварительные испытания с использованием демонстрационного прототипа. После этого стартовало строительство нескольких опытных машин с различным оборудованием, за которым последовали их испытания.

Главной задачей проекта Scout SV является создание и массовое строительство бронетехники нескольких типов, предназначенной для решения различных задач. Производство этой техники позволит заменить устаревшие имеющиеся машины, что должно благотворно сказаться на боеспособности армии. Кроме того, ожидаются некоторые преимущества, прямо связанные с высокой степенью унификации всей новой техники.


Бронемашина Ares. Рисунок General Dynamics UK

Изначально в рамках проекта Scout SV планировалось закупить более 1000 бронемашин в нескольких конфигурациях. Согласно первоначальным планам, поставки следовало осуществлять в два этапа: Block 1 и Block 2. В первый контракт (Block 1) предполагалось включить разведывательно-ударные бронемашины, бронетранспортеры, а также ремонтно-эвакуационную технику. По второму контракту предлагалось строить командно-штабные, санитарные и разведывательные машины. Также не исключалась возможность появления третьей серии, Block 3, в которую должна была войти модификация Scout SV с крупнокалиберным артиллерийским орудием.

В начале осени 2014 года министерство обороны Великобритании скорректировало свои планы. В связи с определенными трудностями было решено полностью отказаться от Block 3. Кроме того, отмечалось, что точные планы на «блок-2» пока отсутствуют. Таким образом, актуальными остались только планы на первую серию. При этом, однако, Block 1 претерпел определенные изменения. Часть машин, которые планировалось строить в рамках второй серии, перенесли в первую.

В начале сентября 2014 года было объявлено о подписании контракта на строительство серийных машин семейства Scout SV. Согласно запланированному соглашению, компания General Dynamics должна будет поставить 589 единиц бронетехники общей стоимостью 3,5 млрд фунтов стерлингов. Предполагается, что войска получат машины девяти модификаций, построенных на основе трех различных базовых образцов. Базовые машины семейства максимально унифицированы, но в их конструкции присутствуют определенные различия, связанные с поставленными задачами. Конкретные модификации, в свою очередь, будут отличаться составом специального оборудования.


Прототип "Ареса". Фото Wikimedia Commons

Изначально перспективные бронемашины носили простые названия в виде аббревиатур, но в сентябре 2015 года им присвоили собственные имена. Всю технику семейства назвали в честь древнегреческих божеств и героев. Так, базовая машина с пушечной башней получила название Ajax. Это же название теперь предлагается использовать и для обозначения всего семейства, которое ранее называлось Scout SV.

Таким образом, на данный момент семейство Ajax и планы на его поставку выглядят следующим образом. Предложены три базовые машины: Ajax с пушечным вооружением, бронетранспортер PMRS (Protected Mobility Recce Support) и специальный вариант PMRS для выполнения дополнительных задач. Бронемашины семейства «Аякс» будут построены в количестве 245 единиц. 198 будут выполнены в разведывательно-ударной конфигурации. Также планируется строительство 23 машин управления огнем и 24 разведывательных с аппаратурой для наблюдения.

Существующий заказ подразумевает строительство 256 боевых машин серии PRMS: 59 бронетранспортеров Ares, 112 машин управления Athena, а также 34 разведывательные машины Ares и 51 машины инженерной разведки Argus. На базе платформы PRMS также предлагается построить 88 специальных вспомогательных машин. Войска должны получить 50 ремонтных машин типа Apollo и 38 эвакуационных Atlas.


Прототип машины Ares на выставке. Фото General Dynamics UK

В соответствии с существующими планами, первые серийные машины семейства Ajax будут переданы войскам в 2017 году. Выполнение первого заказа завершится в середине следующего десятилетия. Летом этого года Минобороны Великобритании сообщило о планах по развертыванию производства. Ранее предполагалось, что сборка требуемой техники будет осуществляться заводом компании General Dynamics в Испании, однако теперь решено перенести его на британские предприятия. В дополнение к существующему предприятию General Dynamics UK планируется приобрести еще один завод. За поставку электронных систем будет отвечать британское отделение компании Thales.

Разработкой проекта Scout SV/Ajax занималось английское отделение компании General Dynamics European Land Systems. В качестве основы для него был взят проект ASCOD 2, восходящий к более раннему ASCOD совместной австрийско-испанской разработке. Несколько сотен машин базового семейства ASCOD в настоящее время эксплуатируются Австрией и Испанией. Теперь доработанные варианты этой техники должны поступить на вооружение британской армии.

Являясь непосредственным развитием проекта ASCOD 2, Ajax наследует основные особенности его концепции, а также использует часть готовых агрегатов. Фактически «британское влияние» заключается в составе вооружения, бортового оборудования и некоторых иных узлов и агрегатов, связанных с решением поставленных задач. Также именно по желанию британских военных на базе существующего проекта были разработаны несколько машин различного назначения.


"Арес" на трассе полигона. Фото General Dynamics UK

Основным элементом проекта Ajax является универсальное гусеничное шасси с набором бронезащиты, на котором могут монтироваться различные боевые модули, специальное оборудование и т.д. Такое шасси представляет собой самоходную машину с классической для современной бронетехники компоновкой. В передней части корпуса располагается силовая установка с трансмиссией. В небольшом отсеке слева от нее находится отделение управления. Средняя и кормовая части корпуса отдаются под боевое и десантное отделение или специальное оборудование.

Силовая установка должна основываться на дизельном двигателе MTU немецкого производства мощностью порядка 600 л.с. С двигателем предлагается соединить автоматическую трансмиссию Renk 256B, аналогичную использованной на ASCOD/ASCOD 2. Гусеничная ходовая часть без изменений заимствуется из базового проекта. Она имеет по семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Предполагается, что использование силовой установки и ходовой части, аналогичных примененным в базовом проекте, позволит сохранить подвижность техники на прежнем уровне. Таким образом, максимальная скорость будет достигать 65-70 км/ч, а машина сохранит возможность преодолевать различные препятствия. Возможность плавания, как и ранее, не предусматривается.

Корпус предлагается оснащать комбинированной броней, обеспечивающей всеракурсную защиту от стрелкового . Кроме того, как и предшественники, Ajax/Scout SV получат набор дополнительных навесных модулей бронирования, обеспечивающих защиту от малокалиберных артиллерийских снарядов. Еще одним дополнительным средством защиты должны стать дымовые гранатометы с возможностью применения осколочных боеприпасов.


Командно-штабная машина Athena. Рисунок General Dynamics UK

Внутри корпуса планируется размещать места для двух или трех членов экипажа и нескольких десантников или других специалистов. Также предусматриваются места для установки боевых модулей разных типов, в том числе оснащенных дистанционным управлением. Все машины семейства должны получить унифицированные элементы электронного оборудования. Аппаратуру предлагается строить по открытой архитектуре и оснащать набором необходимых элементов. Предполагается, что машины смогут собирать данные с различных средств наблюдения и датчиков, хранить ее, а также передавать другим экипажам или командному пункту.

Все машины нового семейства будут иметь нормальную боевую массу на уровне 35-38 т. За счет использования дополнительного оборудования этот параметр может быть увеличен до 40-42 т.

Набор специального оборудования и вооружения будет зависеть от типа перспективной машины. Так, в варианте Ajax предлагается использовать двухместную башню с пушечным вооружением, разрабатываемую британским отделением компании Lockheed Martin. В новой башне планируется установить перспективное автоматическое орудие калибра 40 мм с телескопическим боеприпасом. Также башня получит современную систему управления огнем, прицельное оборудование, аппаратуру для ведения наблюдения и разведки и т.д. 245 машин «Аякс» будут строиться в трех конфигурациях, отличающихся друг от друга составом аппаратуры наблюдения и связи.


Разведывательно-инженерная машина Argus. Рисунок General Dynamics UK

Машины линейки PMRS/Ares предлагаются в качестве бронетранспортеров и иной техники со специальным оборудованием. От базового «Аякса» они отличаются отсутствием пушечной башни и иным составом оборудования. На крыше «Ареса», «Афины» и т.д. планируется устанавливать пулеметный боевой модуль с дистанционным управлением. Характерной чертой машины Ares является малый объем кормового десантного отделения: в нем располагаются лишь четыре места для бойцов с вооружением. По имеющимся данным, такая конфигурация бронемашины не является бронетранспортером в полном смысле слова и предназначается для доставки к месту выполнения задач небольших групп «специалистов» с необходимым оружием или вооружением. В частности, «Арес» будет использоваться для перевозки расчетов противотанковых ракетных комплексов.

Машины на базе PMRS будут отличаться друг от друга составом экипажа, электроники и т.д. К примеру, командно-штабная «Афина» получит экипаж из шести человек: водителя, командира и четырех специалистов, отвечающих за связь и управление. Эта линейка должна будет решать задачи поиска целей, обработки данных и, при необходимости, самостоятельно бороться с некоторыми целями, используя встроенное или переносное вооружение.

Любопытной особенностью проекта Scout SV/Ajax является подход к созданию ремонтных машин. Вместо единой БРЭМ проект подразумевает использование отдельных ремонтной и эвакуационной машин. Первая должна нести набор инструментов для обслуживания поврежденной техники, а вторая получит кран, системы вытаскивания и буксировки, а также иное оборудование для работы с поврежденной техникой на поле боя.


Ремонтная машина Apollo. Рисунок General Dynamics UK

К настоящему времени компания General Dynamics построила и испытала несколько опытных машин семейства Ajax. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера PMRS/Ares. Осенью 2015 года был показан опытный «Аякс» в конфигурации боевой машины с пушечным вооружением. В ближайшее время должны появиться несколько новых прототипов прочей техники семейства, успешное завершение испытаний которых позволит приступить к серийному строительству.

Сейчас занятые в проекте Ajax/Scout SV компании готовятся к началу серийного производства новой техники. Первые образцы машин, вероятно, будут построены на испанских предприятиях, после чего строительство развернется в Великобритании. По некоторым данным, британские предприятия возьмут на себя 80% сборочных работ, остальные 20% будут выполняться компаниями-субподрядчиками из других стран.

Строительство первой партии серийных бронемашин семейства «Аякс» должно начаться в следующем году. Это позволит передать первую партию заказчику в течение 2017 года. За несколько лет компания General Dynamics должна выйти на максимальные темпы производства, что позволит к середине следующего десятилетия построить 589 бронемашин. Поставки бронетехники новых моделей позволят заменить устаревшие машины семейства CVR(T) с заметным ростом боеспособности подразделений. Следует отметить, текущие планы по перевооружению имеют некоторые любопытные особенности, такие как непропорционально большое количество командно-штабных машин Athena (112 из 589 – 19% от всего заказа) и необычно малое количество десантников у Ares. Тем не менее, британские военные заказали именно такую технику, которая, по-видимому, полностью соответствует предъявляемым требованиям.

В настоящее время семейство бронетехники Ajax является главной надеждой сухопутных войск Великобритании. За следующие десять лет планируется поставить почти шесть сотен новых машин, которые придут на смену устаревшей технике. В дальнейшем возможен новый заказ подобной техники. Насколько удачным окажется планируемое обновление парка бронетехники – покажет время. В полной мере «Аяксы» смогут показать себя лишь к концу текущего десятилетия.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://military-today.com/
http://armyrecognition.com/
http://defence-blog.com/
http://thinkdefence.co.uk/
http://generaldynamics.uk.com/

Статьи для РСМД я упомянул о том, что хотел бы обсудить весьма заинтересовавший меня момент.
А именно семейство боевых бронемашин "Аякс" (ранее более известное как Scout SV, переименовали их недавно).

Дело в том, что я, ввиду своих скромных (еще скромнее, чем в других областях) познаний в сухопутке, их как бы сказать точнее... "не понимаю". Вот Т-15 - понимаю. Бронеамфибии КМП США по программе ACV - понимаю, иронизирую, но понимаю. Даже ныне закрытую БМП для Армии США весом за 80 тонн - понимаю. А "Аякса" - нет.
Счас постараюсь немного рассказать с картинками для тех, кто знает еще меньше меня о семействе.
Особо приглашаются к дискассу ak_12 , pfc_joker , ilya_kramnik (не придет небось), да и даже может сам bmpd навестит?)

Итак семейство "Аякс". Любим и жалуем.

Главная машина в семействе, собственно "Аякс".
Единственный из всех с башней, в которой стоит 40-мм пушка. Стабилизированная 40-мм пушка это хорошо конечно, можно обидеть все что угодно кроме танка, но есть вопросы - масса то 40 тонн. Непонятно с ПТУРом и активной защитой. То есть лезть в бой все же страшновато. Зато что есть - якобы много супер-сенсоров.
Экипаж 3 человека плюс возможен десант в виде еще одного гражданина. При отсутствии ПТУРа в башне это может быть доброволец с шайтан-трубой.

В общих чертах понятно - мы имеем бронированную разведывательную машину а-ля БРМ-3К «Рысь». Но начинаются вопросы - а зачем их маленькой британской армии аж 245 штук (в том числе 198 базовых "разведывательно-ударных", 23 наводчиков и 24 разведчиков - очевидно отличаются набором оборудования). Напомню, что ОБТ "Челленджер 2" у них меньше. Да что ОБТ - "Уорриоров" то четыре с половиной сотни базовых вроде.

"Арес". Бронетранспортер. Пулемет в дистанционно управляемой установке (и далее аналогичный).

Казалось бы все просто - гусеничный тяжелый бронетранспортер. Но - два человека экипажа и всего 4 десантника.
Назначение якобы состоит в том, чтобы доставлять надежно группы "специалистов". Но это же даже не пол-отделения!
Напомню, что экипаж "Рыси" состоит тоже из 6 человек, но при этом она еще и стреляет и в разведку может.
Их планируется закупить 93 (59 базовых и 34 "Formation Reconnaissance Overwatch", опять отличие в оборудовании).

Полезность этого устройства вообще вызывает серьезные сомнения. Вот если "Аякс" бы вез четверых человек, то к нему не было бы вопросов. Да и если у сорокатонного "бтр" с четыремя десантниками была бы пушка то и к ней бы не было.

"Аполлон". Бронированная эвакуационная машина.

Экипаж 4 человека. С ней в общем все понятно, разве что жаль - танк она явно не потянет. Планируют закупить 50 штук.
Но вопрос будет ниже:

"Атлас". Ремонтная машина. То есть классическую БРЭМ составляют они вдвоем. 38 машин.
Вопрос - а что очень нужна тыловая по сути машина на практически танковом шасси?

"Аргус". Инженерно-разведывательная машина.
51 штука. Учитывая, что она вроде должна уметь еще в разминирование, что хорошо, к ней нет вопросов.

"Афина". Обычная командная машина. 6 человек экипажа.
112 штук.
....
А что надо так много? Напомню, что Британская армия это очень сильно не китайская по численности.

Вот собственно надежда сухопутной армии Великобритании. Не танк, не БТР, не БМП. При этом тяжелый: нет в то, что на свои 40 тонн на него навешали брони я верю, но днище

что-то совсем не минозащищенное. Не модно-с.

И вот на этой странной штуке формируется две "ударные" бригады (вообще вопрос насколько "на них" - около пяти тысяч человек надо как то возить, небось на "Уорриорах"). Танков этим бригадам вряд ли дадут? так что "ударять" придется бронированными разведывательными машинам. Деклалируемая перенасыщенность разведывательными средствами это хорошо конечно, вызывает мысли о том, что ударной силой бригад должна стать наводимая авиация и артиллерия (особенно приятно наверно в ассимметричных войнах туземцев бомбить-с), но нельзя же делать бригады корректировщиков авиаударов и артогня?
Нет, покупали бы их полсотни (базовых) то не было бы вопросов. Но столько то зачем? Что правда нужна сотня командных машин? По одной на два танка и четыре БМП в армии?) Ремонтная машина на танковой базе отдельно от эвакуационной?

Не понимаю я чего-то, нужен мозговой штурм, зачем по сути специализированную машину (возможно хорошую даже) покупают как основную и что они будут с ней делать.

Великобритания в последнее время зачастила с военными учениями, направленными на подавление мифической «российской агрессии», где военнослужащие королевских сил нещадно разносят советскую технику 50-60-х годов. Подобные эпатажные шоу никак не влияют на обороноспособность страны, которая намерена конкурировать с ведущими военными державами. Для этого необходимо серьезно тормошить военную копилку государства, что, к слову, британцы и сделали, разработав ни много ни мало, а достойный ответ всей современной российской бронетехнике. По крайней мере, об этом заявляют военные королевских сил.

Как пишет газета «Известия» со ссылкой на британские СМИ, для «отражения российской агрессии» Великобритания намерена создать две высокомобильные «ударные бригады», призванные противостоять новейшим российским танкам «Армата» и боевым машинам на платформе «Курганец». Основной «ударной» силой этих подразделений выступят танки «Ajax» и другие машины этой платформы. Первая бригада, согласно планам ведомства, будет создана не позднее 2020-го года.

Итак, что же такое «Ajax» и действительно ли он способен уничтожить российскую современную бронетехнику. Скорее нет, чем да. При этом вместо слова «уничтожить» правильнее применить глагол «потягаться», да и то с одним большим «но» – обидеть «Армату» британскому чуду техники не удастся практически ни при каких раскладах.

«Ajax», позиционирующийся самими британскими военными как легкий танк, весит 38 тонн. Основным вооружением служит 40-миллиметровая автоматическая пушка. И на этом можно остановиться, учитывая, что речь идет об оружии, называемом «адекватным ответом» российским новейшим танкам. Таким образом, «Ajax» представляет собой скорее БРМ, БМП – да все что угодно, но не танк. Флагман платформы «Армата» разнесет британскую технику в щепки, да и Т-15 бронемашине «Ajax» едва ли станет целью по зубам.

По большому счету, британцы создали нечто напоминающее машину на платформе «Курганец», но обладающую большим весом, и при этом ни разу не дотягивающую до «Арматы». А военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио «Sputnik» охарактеризовал эту технику куда проще. «Ajax – это не пойми что», – сказал он.

«В частности, называть "Ajax” легким танком с его 40-миллиметровой пушкой – это слишком большой размах. Если посмотреть на практические параметры этой машины, то, конечно, их с параметрами легкого танка не сравнить. Я даже не сравниваю с "Арматой", потому что с ней вообще сравнивать нечего. Достаточно сказать, что российский легкий танк "Спрут-СД" 2С25 – десантируемый, плавающий и вооружен пушкой калибром 125 мм. Вот это, я понимаю, легкий танк! А "Ajax” – это не пойми что. Весит этот танк 38 тонн, и понятно, что такой "утюг" плавать не может. И они еще собираются перебрасывать эти танки в течение нескольких часов в любую точку Европы. Да это смешно! Это освоение средств, не более того. Они на него полагаются, потому что у них лучше ничего нет. Во-вторых, уже оформляется заказ на 600 машин. Их надо рекламировать. Вот они на бумаге, на диване и по телевизору "воюют", представляя, что это "лучшая" машина», – пояснил эксперт.

Наверное, единственное, что роднит британские машины с российскими, так это универсальность самой платформы. Так, помимо основного ударного танка «Ajax», королевские силы получат еще пять типов машин, построенных на данной базе. Рассмотрим все.


Непосредственно, флагман семейства «Ajax»


Бронетранспотртер «Ares»


Бронированная эвакуационная машина «Apollo»


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Atlas»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери