Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что делать если выбрал не ту специальность. Что делать, если ошибся с вузом. Как понять, что «это не моё»

Под структурой сознания понимают совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объективное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности. Среди современных философских концепций сознания наибольший интерес представляют две: А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» и А. В. Иванова «Сознание и мышление», разработанных в течение последних 20 лет XX столетия.

Сознание, по Спиркину, - это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Однако это не простое психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, которая состоит в адекватном, целенаправленном отражении внешнего мира с помощью речи, творческой деятельности, с выделением себя из окружающей среды и противопоставлением себя как субъекта объективной действительности. Сознание включает в себя эмоциональную оценку всего происходящего. Оно обеспечивает целеполагающую деятельность, т. е. мысленное построение мотивированных действий, предусмотрение их последствий, полный отчет в том, что происходит в окружающем мире и в собственном духовном мире. Сознание - это идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Таким образом, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно - творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В. А. Иванов представил сознание в виде круга, разделенного на четыре сегмента:

– первый представлен сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человека;

– второй сегмент является логико-понятийным компонентом сознания. Это сфера общих понятий, аналитических, синтетических и логических мыслительных операций. Главной целью этой сферы является истина;

– третий сегмент представляет эмоциональный компонент сознания. К нему относятся личностные переживания, воспоминания, предчувствия, гнев, раздражение, страх, восторг, любовь, ненависть и т. п. Главной целью этой сферы является удовольствие;

– четвертый сегмент является ценностно-мотивационным. Здесь содержатся мотивы деятельности, духовные идеалы личности, способности к их формированию, творческое начало виде фантазии, интуиции, продуктивного воображения. Целью является правда, красота и справедливость.

Первый и второй сегменты (левая половина) образуют внешне-познавательную способность сознания, а третий и четвертый (правая половина) - ценностно-эмоциональную (гуманитарную) способность нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают наши «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде художественных, религиозных, музыкальных произведений, живописи, архитектуры и др.

Иванов полагает, что наше «я» - это словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по вертикали сознания. Рождаясь из тьмы и молчания бессознательного (нижняя часть круга), наша духовная самость, проходя через ряд ситуаций эволюции, способна достигнуть уровня космического сверхсознания.

Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р. Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т. е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.

Сознание и мозг . Сознание неразрывно связано с мозгом. В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.

    Нейропсихологический - изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.

    Нейрохимический - изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.

3. Нейрокибернетический - рассматривает сознание и мозг как информационные системы, сложные запрограммированные машины, доказывает тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, показывает, что работа мозга определяется определенными алгоритмами, программами и т. д

Сознание и язык. Сознание формировалось в процессе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия в процессе общения. Средством общения служит слово. Язык связан с мышлением, но они не тождественны. Мышление - это отражение реальности, а язык - способ выражения мысли и средство передачи мысли другим людям. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно только тогда, когда оно облекается в языковую форму, т. е. в определенной системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать про себя). Язык выступает не только средством воплощения мысли, но и средством оформления мысли. Если человек не говорит, все равно его мысли облекаются в форму слов.

Основными функциями языка являются: экспрессивная (человек выражает мысли посредством языка);когнитивная (язык служит важнейшим средством познания);коммуникативная (язык является средством общения между людьми);кумулятивная (язык обеспечивает накопление и сохранение знаний); информативная (передача информации осуществляется посредством языка); прагматическая (при помощи языка происходит управление поведением людей).

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Однако единство сознания и языка не означает их тождества. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее в форме мысли.

сайт - Роль мозга как источника сознания и мышления ставит под вопрос нейрофизиолог, академик РАН Наталья Бехтерева. В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» она пишет: «Углубление в исследования мозга, в том числе на основе принципиально новых, сейчас еще не созданных технологий, может дать ответ на вопрос, существует ли мозговой код мышления. Если ответ (окончательный!) будет отрицательным и то, что мы наблюдаем, не является кодом собственно мышления, тогда перестройки импульсной активности, соотносимые с активированными при мыслительной деятельности зонами мозга, - своего рода «код вхождения звена в систему». При отрицательном ответе надо будет пересматривать и наиболее общие и наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика». Если ничто в мозге не связано именно с тончайшей структурой нашего мышления, тогда какова в этом процессе роль мозга? Только ли это роль «территории» для каких-то других, не подчиняющихся мозговым закономерностям, процессов? И в чем их связь с мозгом, какова их зависимость от мозгового субстрата и его состояния?».

В то же время научно доказано, что сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Головной мозг — это жизненно важный орган. Даже его ничтожные повреждения могут нанести человеку серьёзный вред, вызвать потерю сознания, амнезию, расстройство психики. В то же время в медицинской практике засвидетельствованы случаи тяжелейших повреждений мозга, в том числе врожденных пороков вплоть до отсутствия мозга, при которых однако, человек продолжал жить и нормально функционировать.

В медицинской практике засвидетельствовано достаточно случаев о людях, живущих без мозга, которые заставили пересмотреть принятые догмы в нейрофизиологии.

Случаи из практики

Существует свидетельство 16-го века о мальчике без мозга. Мальчик, скончался спустя 3 года после тяжелой травмы черепа. При вскрытии у него не нашли мозга.

В ХIХ веке профессором Хуфландом (Германия) был подробно описан и задокументирован удивительный случай. Ему довелось производить вскрытие черепной коробки очень пожилого человека, который умер в результате паралича. До самых последних минут больной сохранял свои умственные и физические способности. Результат привел профессора в крайнее замешательство: вместо мозга в черепе умершего оказалось 28 граммов воды.

В 1940 году доктор Аугусто Итуррича в своём докладе на заседании Боливийского Антропологического общества рассказал о 14-летнем мальчике, который лежал в его клинике с диагнозом «опухоль в мозгу». Пациент сохранял сознание и находился в здравом уме до самой смерти, только жаловался на сильную головную боль. Во время вскрытия врачи пришли в крайнее изумление. Вся мозговая масса была отделена от внутренней полости черепной коробки и выглядела давно сгнившей. Кровь к ней не имела доступа. Иными словами, у мальчика просто не было мозга. Для медиков осталось загадкой нормальное функционирование сознание мальчика.

1980 год. В американском журнале «Наука» была представлена статья в которой описывался интересный случай не менее предыдущего, Молодой студент обратился в больницу с легким недомоганием. Врач обследовавший студента обратил внимание на превышающий нормы, объём головы. В результате сканирования у студента, как и у клерка, обнаружили гидроцефалию, но уровень его интеллекта во много раз превышал норму.

В 2002 году девочка из Голландии пережила тяжелую операцию. Ей удалили левое полушарие мозга, в котором, как до сих пор считается, находятся речевые центры. Сегодня же ребенок поражает врачей тем, что прекрасно освоил два языка и изучает третий. Доктор Йоханнес Боргстайн, наблюдающий маленькую голландку, говорит, что он уже посоветовал своим студентам забыть все нейрофизиологические теории, которые они изучают и еще будут изучать.

В 2007 году в Британии один из медицинских журналов написал статью под названием «Мозг клерка». В ней рассказывалась абсолютно фантастическая история клерка-француза, обратившегося за медицинской помощью. У 44-летнего жителя Марселя болела нога. В результате долгих обследований с целью найти причину недуга, врачами была назначена томография (сканирование головного мозга), в результате которой врачи обнаружили, что клерк не имеет мозга, вместо мозговых клеток, основной объем в его голове занимает спинномозговая жидкость. Гидроцефалия или (водянка головного мозга) известное явление в медицине, но то, что клерк с таким заболеванием вполне нормально функционировал и его IQ ничем не отличалось от IQ нормального человека, поразило медиков.

Еще один случай, американец по имени Карлос Родригес после несчастного случая живет практически без мозга. У него удалено больше 60% головного мозга, однако это не отразилось на его памяти и когнитивных способностях.

Приведенные факты, заставляют ученых признать факт существования сознания независимо от мозга.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают к примеру, исследования, проведенные голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует», - заявляет руководитель исследования Пим ван Ломмель.

Сознание и мозг


Алексей Иваницкий ноябрь 2005г.
Сознание человека - это его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний.

Возникновение сознания - одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи. В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро. Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания. Каков же современный взгляд на соотношение сознания и процессов, происходящих в мозге? Ответить на этот не только естественно-научный, но и философский вопрос в передаче "Очевидное-невероятное" попытался член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Алексей Михайлович Иваницкий.

Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия. Один из главных вопросов - как сознание связано с мозгом. Данная проблема находится на стыке естественно-научного и гуманитарного знания, поскольку сознание возникает на основе происходящих в мозге процессов, но его содержание в значительной мере определяется социальным опытом. Решение этой головоломки могло бы перекинуть мост между двумя основными видами научного познания и способствовать созданию единой картины мироздания, органично включающей человека с его духовным миром. Вероятно, такова высшая цель науки, достижение которой необходимо для удовлетворения присущего человеку стремления к всеобъемлющему знанию. Но велико и практическое значение данной проблемы для медицины, образования, организации труда и отдыха.

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейрон аукам. Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, "гонка за сознанием". Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Ученые обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.

С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук. Ощущение - сугубо личное чувство, "внутренний театр" каждого из нас, и задача науки о мозге - понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективного образа. В то же время загадка человеческой психи ки по своей методолог ической сложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы. По существу, возникновение нового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природных процессов. Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности с возникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считают зарождение жизни в результате действия цепочек ДНК и ферментных белков. Присущие живым объектам свойства не вытекают непосредственно из физико-химических свойств каждой из этих молекул. Такой пример кажется особенно убедительным в устах Ф. Крика, одного из первооткрывателей генетического кода.

Опыт научного познания показывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, а развивается в процессе эволюции из более простых форм. То же в полной мере относится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлени ем и речью. Если исходить из данных соображений, существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, не исключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степени сложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов, обнаруженные на ранних этапах эволюции психи ки, постепенно приобретают более сложные формы для обеспечения их высших проявлений.

Возврат возбуждения и механизм ощущений

Первый подход к пониманию принципов природы психи ки основан на идее, что субъективный опыт возникает в результате определенной организации происходящих в мозге процессов и сопоставления в зонах коры новой информации с той, которая извлечена из памяти. Сведения о внешних событиях как бы проецируются на индивидуальный опыт субъекта. Это возникает в результате кольцевого движения возбуждения, которое после дополнительной обработки в других структурах мозга возвращается к местам первоначальных проекций. Впервые такая гипотез а была выдвинута нами в 1970-х гг. в результате исследований мозговых механизмов ощущений. В настоящее время ее разделяют многие специалисты.

Как уже сказано, данная гипотез а была основана на наших исследованиях механизма ощущений. Мы изучали вызванные потенциал ы (ВП) мозга, то есть его электрическую реакцию на вновь поступивший сигнал. ВП представляет собой сложное по форме колебание, состоящее из ряда последовательных компонентов, и необходимо было понять, какие информационные процессы мозга они отражают. Анализ данных привел к выводу, что ранние волны ВП связаны с поступлением импульсов в кору по сенсорным путям от органов чувств. Они отражают физические параметры стимула. Поздние волны, вызванные передачей возбуждения от мотивационных центров, характеризуют значим ость сигнала. Далее возник вопрос, как данные информационные процессы соотносятся с субъективным опытом. Я обратился к директору Института психологии РАН - в те годы этот пост занимал член-корреспондент АН СССР Б.Ф. Ломов. Его ответ был неожиданным и интересным. Он сказал, что в психологии есть теор ия, близкая по своим положениям к нашим взглядам. Речь шла о теор ии обнаружения сигнала, рассматривающей восприятие как результат взаимодействия сенсорного и мотивационного факторов, которые называются, соответственно, показателем сенсорной чувствительности и критерием решения. Интересно, что данный подход позаимствован психологией из техники, в частности, из принципа устройства радаров, состоящих из чувствительного приемника и системы опознавания сигнала.


Синтез информации о физических и сигнальных свойствах стимула на нейрон ах зрительной коры приводит к возникновению ощущения, которое затем опознается, категоризируется при участии лобной коры. Ощущения возникают в результате циклического движения нервных импульсов и синтеза в проекционной коре сенсорной информации со сведениями, извлекаемыми из памяти.
Числа в рамках - миллисекунды после предъявления стимула.

В ходе дальнейших исследований предстояло сопоставить в одном эксперименте две концепции: физиологическую и психологическую. Трудность заключалась в том, что теор ия обнаружения работает в области слабых сигналов, близких к порогу, так как вычисления соответствующих индексов восприятия основано на соотношении правильных и ошибочных реакций. В то же время запись ВП с его ранними волнами требует достаточно интенсивных раздражителей. Было принято решение использовать не абсолютный, а дифференциальный порог. Участник эксперимента должен был различить интенсивность двух близких по силе раздражителей (в одной серии - зрительных, в другой - кожных), при этом записывались ВП мозга на предъявляемые стимулы. Для получения количественных параметров ощущений были использованы методы теор ии обнаружения сигнала с вычислением двух упомянутых показателей. Затем была получена корреля ция между физиологическими и психологическими показателями, причем результаты, в принципе, оказались сходными для зрения и кожного чувства. Как и ожидалось, было установлено соответствие ранних волн ВП с сенсорным фактором психофизики, а поздних - с критерием решения. Несколько неожиданной и поэтому наиболее интересной оказалась взаимосвязь промежуточных волн ВП проекционной коры (куда поступают импульсы от органов чувств) с обоими индексами восприятия, то есть и с показателем сенсорной чувствительности, и с критерием решения. Такая двойная корреля ция отражает синтез информации о физических и сигнальных свойствах стимула на нейрон ах проекционной коры. Эти волны возникали в ВП через 150-180 мс после стимула.

Принципиально важно, что это время достаточно точно совпало со скоростью возникновения ощущений, полученных ранее в ходе психофизических экспериментов. Еще в 20-30-е гг. прошлого века было установлено, что ощущения появляются только через 100-150 мс после предъявления стимула. При этом использовались методы, основанные, главным образом, на феномене "обратной маскировки". Суть его такова: если после одного слабого стимула через короткий интервал следует второй, более сильный, первый не воспринимается. Постепенно увеличивая промежуток времени между обоими сигналами, можно вычислить момент, когда маскирующий эффект исчезает, так как успевает сформироваться ощущение первого раздражителя. Было установлено, что ощущение появляется примерно через 150 мс после воздействия стимула. Наиболее достоверные данные были, однако, получены, когда в качестве маскирующего сигнала была использована прямая стимуляция коры коротким магнитным импульсом, который прикладывался к коже головы непосредственно над соответствующей областью коры мозга - полученные результаты практически совпали с приведенными выше. Важно, что магнитный импульс вызывал маскирующий эффект только в том случае, если он воздействовал на затылочную кору, проекционную для зрительных стимулов, то есть только там, где наблюдалась описанная выше двойная корреля ция волн ВП с показателями восприятия. Интервал в 150 мс называется "психологическим рефрактерным периодом", и психи ческое переживание не может быть короче его. Интересно сравнить приведенные показатели с данными физиологии о продолжительности обработки информации на одиночный стимул в зрительной коре, которая составляет около 200 мс (И.А. Шеелев).

Src="mind/ochevidnoe2.jpg" width="470">
На картах мозга цветом обозначены области коры, в зависимости от нормированного числа подходящих к ним связей. При образном мышлени и фокусы расположены в теменно-височной, а при вербальном - в лобной коре. Центр восприятия речи в левой височной коре (зона Вернике) задействован в обоих случаях.

На основе данных о физиологическом механизме волн вызванного потенциал а и их связи с отделами мозга нами был описан процесс, обеспечивающий синтез информации (см. врез). Он включает кольцевое движение возбуждения по отделам мозга. Из проекционной коры, получающей сигналы от органов чувств, возбуждение поступает в ассоциативную кору (нижневисочную для зрительных стимулов), где сведения сравниваются с эталоном и опознаются. Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли полушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется значим ость сигнала, его отношение к той или иной потребности организма. Потом импульсы возбуждения перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору, в том числе и в зоны первичной проекции. Через 100 мс также возникают связи между проекционной и лобной корой. Такой цикл, продолжительность которого составляет около 150 мс, получил название "круг ощущений". Суть его в том, что он обеспечивает сравнение сенсорного сигнала со сведениями, извлеченными из памяти, включая данные о значим ости полученной информации, что предположительно и лежит в основе перехода физиологического процесса на уровень психи ческого, субъективного переживания. В результате возникшее ощущение не только точно передает физические характеристики стимула, но и эмоционально окрашено. Вышеприведенная концепция получила название гипотез ы информационного синтеза.

В последующие годы ее подтвердили результаты многих исследований, в том числе данные о топографии отделов мозга, входящих в "круг ощущений", и использование самой идеи возврата возбуждения для объяснения механизмов сознания. Среди наиболее значим ых можно назвать работы нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, который использовал термин "повторный вход (re-entering)", обозначающий не обратную связь, под которой обычно понимают сигнал коррекции, а поступление дополнительной информации, полученной в результате опроса структур мозга, связанных с функцией памяти и мотивацией.

Помимо информационного синтеза возврат возбуждения по диффузным проекциям обеспечивает и интеграцию отдельных признаков стимула в единый образ. Исследования последних лет показали, что при этом важную роль играет ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой около 40 Гц. Именно синхронизация биопотенциал ов мозга на определенном ритме создает условия для объединения нейросетей в единую систему, что необходимо для поддержания сознания.

Ощущение относится к достаточно простым психи ческим феноменам, которые некоторые ученые относят к так называемому первичному сознанию, куда можно отнести и эмоции, в исследование которых выдающийся вклад внес П.В. Симонов. Он впервые предложил формулу, согласно которой сила эмоции Э пропорциональна потребности П, умноженной на разность между сведениями, имеющимися у индивидуума, и теми, что необходимы ему для удовлетворения данной потребности:

Э = П (Инф. налич. - Инф. необх.)

Из этой формулы следует, что эмоции, так же как и ощущения, возникают в результате сравнения двух информационных потоков. Здесь действует, таким образом, некоторая универсальная закономерность.

Интерес представляет вопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата возбуждения и сравнения двух информационных потоков. В соответствии с концепцией Н. Хамфри психи ческое появилось в результате действия ответвлений отходящих от коры двигательных волокон к направляющимся к коре чувствительным путям, что сделало возможным направленную регуляцию поступающей к коре информации. В более простых системах такой процесс мог происходить на периферии, однако постепенно развились внутрикорковые способы фильтрации исполнительными центрами наиболее значим ой для определения поведения информации, которые могли действовать и в отсутствие моторных команд. Н. Хамфри назвал такой механизм "чувственной петлей" (sentient loop), что даже терминологически близко к нашему "кругу ощущений".

Говоря о механизмах ощущений, уместно вспомнить слова, сказанные некогда И. Гете: "Если бы я не носил в себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами".

Сознание и речь. Мышлени е. Лобная кора

Более сложные психи ческие феномены, в первую очередь связанные с появлением речи, относят к сознанию высшего порядка. По мнению П.В. Симонова, оно возникло в результате общения между людьми. Данный процесс также связан со специализацией полушарий. Интересное мнение высказал М. Корбаллис: он считает, что речь развилась из необходимости в передаче достаточно сложной информации, причем сначала на уровне обмена жестами. Лишь потом, когда передние конечности оказались заняты орудиями труда, движения рук стали соединяться с голосовыми сигналами, которые постепенно превратились в главное средство общения. Поскольку голосовые центры у многих животных расположены слева, корковые центры речи возникли также в левом полушарии. Одновременно изменились и функции зоны Брока - двигательного центра речи, находящегося у человека в левой лобной области. Аналогичные корковые зоны у обезьян имеются в обоих полушариях, но их функция несколько иная: там находятся "зеркальные нейрон ы", которые управляют действиями, повторяющими движения другой особи ("обезьянничанием"). Любопытно, что и у маленьких детей речевые двигательные центры также двусторонни, и повреждение одного из них не приводит к потере речи, как это бывает у взрослых. Говоря о механизмах высших психи ческих функций, особенно мышлени я, необходимо сказать и о работах Н.П. Бехтеревой и ее школы.

Последние годы прошлого века, объявленные "десятилетием мозга", ознаменовались быстрым накоплением знаний о принципах корковой организации психи ческих функций. С помощью "изображений живого мозга" было установлено, что определенные поля коры отвечают за отдельные когнитивные, мыслительные операции. Однако высшие психи ческие функции возникают в результате объединения специализированных полей за счет корковых связей.

ПСИХИ ЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Психи ческая функция возникает на основе синтеза трех видов информации: исходящей из внешней среды (сенсорной), извлекаемой из памяти и приходящей из центров мотивации. Первая определяет связь сознания с внешним миром, вторая связывает настоящее и прошлое, включая личный опыт субъекта, и обеспечивает конитинуум сознания. Третья посылка связывает реальную ситуацию с удовлетворением определенной потребности, что придает сознанию жизненный смысл и лежит в основе понимания, которого нет у компьютера.

В исследовании связей - центральной проблемы мозговой интеграции - особенно плодотворной оказалась выдвинутая российской нейрофизиологической школой идея, что нервная связь образуется на основе согласования ритмов работы нейрон ных ансамблей, расположенных в разных отделах коры, что напоминает явление резонанса. При этом нервные импульсы от одной группы нейрон ов постоянно подходят к другой в повышенной фазе ее возбудимости, то есть возникает явление, до известной степени сходное с "зеленой волной" при движении транспорта. Исследования М.Н. Ливанова и В.С. Русинова установили, что показателем связи является синхронизация ритмов ЭЭГ, включая и отдельные составляющие ее спектра.


Корковые связи в двух поддиапазонах частот бета-ритма при решении пространственной (слева) и вербальной (справа) задачи. В первом случае исследуемый должен был определить, одинаковы или зеркально симметричны две показанные ему фигуры, во втором - найти слово, относящееся к иной смысл овой категории, чем три остальных. Связи показаны по мере их появления в процессе решения задачи, в соответствии с приведенной временной шкалой.

В наших работах по изучению мышлени я с применением нового метода картирования корковых связей впервые был описан рисунок связей, типичный для разных видов мышлени я. Испытуемому на экране монитора предлагались задания на образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышлени е, о готовом ответе он сообщал словесно или движением джойстика. При этом проводилась многоканальная запись ЭЭГ в период между постановкой задачи и ее решением.

В результате исследований было установлено, что симметричный в состоянии покоя рисунок связей при решении задачи изменяется: связи начинают сходиться к определенным полям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия. При этом их топография различается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при образном мышлени и (допустим, следует определить, какие эмоции выражают лица на фотографиях) фокусы локализовались в теменно-височной коре. При абстрактно-вербальном мышлени и (решении анаграмм или категоризации слов) они располагаются в лобной коре (см. рис.). При пространственном мышлени и, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышлени я, связи сходились к теменной и лобной коре (см. рис. внизу). Было установлено также, что информация поступает к фокусам из различных отделов коры, имеющих свою специализацию, по связям, которые поддерживаются на разных частотах. В синтезе важную роль играет определенная мотивационная составляющая, так же как и при возникновении ощущений.

В фокусе, нейрон ные группы которого соединены жесткими связями, происходит синтез поступающих сведений, вследствие чего, вероятно, и принимается решение. В этих работах идея информационного синтеза была распространена и на мышлени е, так как оказалось, что принцип организации нервных процессов при ощущении и мышлени и в известной степени сходен. Различие заключается в том, что в первом случае происходит сопоставление двух потоков информации, а во втором - нескольких. Кроме того, центры синтеза при мышлени и находятся не в проекционной, как при возникновении ощущений, а в ассоциативной коре. Интересно, что при решении любых задач, даже не требующих словесного ответа, на последнем этапе мыслительного процесса фокусы возникают в левой височной области, где расположен центр восприятия речи (так называемая зона Вернике), что говорит о том, что вербализация - важный компонент человеческого мышлени я. Итак, психи ческое восприятие возникает на основе определенной организации нервных процессов, в ходе которых происходит возврат возбуждения к местам первоначальных проекций. При более сложных функциях в этом процессе участвуют отделы лобной коры.

Такой вывод нашел подтверждение и в наших исследованиях коркового механизма вербальны х ассоциаций, проведенных совместно с лабораторией М. Познера в США. Испытуемый должен был подобрать глагол, ассоциирующийся с предложенным существительным (например, молоток - ударить). Поскольку такой поиск занимал менее одной секунды, нами был разработан метод, временно"е разрешение которого составляло 100 мс, т.е. было близко к длительности отдельных мыслительных операций. При поиске ассоциаций сначала возникала диффузная система связей, которая захватывала достаточно обширные области коры, затем образовывались более специализированные связи между левой и правой лобной корой. Потом возникали мощные связи между лобной и левой височно-теменной корой. Височная кора, таким образом, активировалась дважды: в первые 100-150 мс после предъявления слова и затем в интервале 185-460 мс. Семантика, то есть значение слова, определяется главным образом в лобной, а не в височной коре. В то же время для определения смысл а предложения - элементарной единицы вербального мышлени я - необходимо взаимодействие лобной коры с зоной, расположенной в левой височной коре Вернике, поражение которой приводит к нарушению понимания речи.


СТРУКТУРЫ МОЗГА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ПАМЯТИ

Запоминание последовательности событий. Декларативная память и гиппокамп. Избирательное внимание

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольн о извлекать их из недр памяти. Французский философ Анри Бергсон (1859-1944) называл данное свойство "памятью души", в отличие от "памяти тела", ответственной за двигательные и другие навыки. Современная терминология именует их, соответственно, декларативной и процедурной памятью.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов (см. рис. внизу). Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определенные участки коры важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп (он представляет собой изогнутую полоску нейрон ов, напоминающую по форме морского конька, откуда и название). Вышеназванные образования имеют обширные связи как между собой, так и с проекционными (теми, куда приходят сигналы от органов чувств) и ассоциативными отделами коры. При запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного удержания в памяти, а при необходимости вспомнить - указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом информация. Приведем простой пример. Долговременная память соответствует книгохранилищу в библиотеке, а гиппокампальный комплекс можно сравнить с каталогом, который показывает, где хранится нужная книга. Различие между двумя структурами гиппокампального комплекса заключается в том, что энторинальная кора участвует в сохранении сведений вне их связи с контекст ом (процедурная, а для более сложных сигналов - семантическая память), а гиппокамп важен для декларативной памяти. Для пояснения различия между видами памяти можно привести такой пример. Предположим, что вы встречаете человека, лицо которого вам знакомо, но вы не можете понять, кто он, - это узнавание, или семантическая память. Если же вы помните, кто этот человек и при каких обстоятельствах вы познакомились, речь идет о вспоминании, о декларативной памяти. Оба вида памяти имеют определенное электрофизиологическое выражение в рисунке ВП в виде позитивного сдвига его поздних "когнитивных" волн с латентностью около 400 мс для семантической и 500-700 мс для декларативной памяти, что было доказано, в частности, с помощью прямого отведения ВП от гиппокампальных структур через вживленные электроды. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению декларативной памяти. Такие больные могут достаточно хорошо усваивать новые сведения, в том числе язык, приобретать сложные двигательные навыки, успешно учиться в школе и иметь высокий интеллектуальный коэффициент. В то же время они беспомощны в повседневной жизни, так как не помнят последовательности событий, не ориентируются во времени, не могут составить плана на будущее. Англоязычные авторы говорят при этом о нарушении двух свойств: belongings (принадлежности) и appointments (приурочения события ко времени). Интересно, что данное заболевание проявляется только с 5-6-летнего возраста, то есть с того момента, когда здоровый человек начинает себя помнить.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ КАК БЛОКАДА ЗАПОМИНАНИЯ НЕЗНАЧИМ ЫХ СЛОВ
src="mind/ochevidnoe5.jpg" width="470">
Механизм избирательного внимания к словесным сигналам. При необходимости запоминать все слова - будь то прочитанные или услышанные - вызванные потенциал ы различаются в поздней части ответа, относящейся к когнитивным компонентам ВП. Сдвиг отрезка вызванного потенциал а в сторону позитивности при запоминании нужных слов (красная заливка) и в сторону негативности при торможении запоминания ненужных слов (синяя заливка).

В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейрон ов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию. Нейрон ы разряжаются последовательно и как бы передают эстафету от одной группы к другой. Можно заключить, что "память души", та самая, которую писатель Д.Гранин сравнил с прочитанной книгой, которую можно листать, останавливаясь на нужной странице, обеспечивается взаимодействием лобной коры и гиппокампа.

Сознание тесно связано с вниманием: осознается только то, на что обращается внимание. Наши исследования показали, что память играет важную роль в механизмах избирательного восприятия словесных сигналов, когда человек должен реагировать лишь на определенные слова, выделяя их из массы других. Такая ситуация возникает, например, когда человек читает книгу при включенном радио. Сложность заключается в том, что слово всегда имеет определенную значим ость, несет смысл овую нагрузку. В нашей работе использовалась запись ВП мозга на слова, одновременно появлявшиеся на экране монитора и звучавшие через компьютерные колонки. Задача испытуемого состояла в том, чтобы запомнить как можно больше слов, поступавших по одному из каналов, игнорируя другие. В следующей серии экспериментов нужно было определить, означает слово абстрактное или конкретное понятие. Как уже говорилось, запоминание и извлечение из памяти вербальной информации имеет определенное электрофизиологическое выражение в "когнитивных" компонентах ВП с латентностью от 400 до 700 мс. Было установлено, что ВП на значим ый раздражитель характеризовался позитивным сдвигом, в то время как в ответ на игнорируемый сигнал имел место негативный сдвиг потенциал а, то есть сдвиг, обратный по полярности тому, который возникает при запоминании, что свидетельствует об активном торможении процессов запоминания (см. врез вверху). Судя по всему, избирательность внимания обеспечивается за счет того, что ненужная информация хотя и воспринимается (так как сохранены компоненты ВП, ответственные за данный процесс; человек также может узнать это слово, если ему показать список слов, которые он должен был проигнорировать), но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. Преимущества такой организации вербального внимания в том, что человек может отреагировать на неожиданный сигнал, если потребует изменившаяся ситуация (в нашем примере - важное сообщение по радио). В обычных же условиях лишняя информация просто не сохраняется в сознании.

Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение. Полученные результаты дают основание с новых позиций подойти к пониманию природы некоторых детских и старческих болезней. К первым относится синдром двигательной гиперактивности и дефицита внимания у детей школьного возраста, ко вторым - нарушения памяти при болезни Альцгеймера и церебральном атеросклерозе. Можно предполагать, что в последнем случае, особенно на ранних этапах болезни, ослаблена не только память, но и способность сосредоточивать внимание на нужной информации (такие нарушения внимания известны клиницистам). В таком случае для борьбы с заболеванием может быть рекомендован новый класс лекарственных средств. Дело в том, что отделы мозга, регулирующие внимание, и структуры, ответственные за память, используют различные медиаторы. В первом случае это дофамин, во втором - ацетилхолин и глютамат. Имеющиеся клинические наблюдения указывают на перспективность данного подхода.

Подведем итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Фундаментальным принципом является возврат возбуждения к местам первоначальных проекций, что обеспечивает информационный синтез; в формировании абстрактных представлений и речи большую роль играет лобная кора; медио-базальные отделы височной области полушарий важны для поддержания декларативной памяти и обеспечения процессов избирательного внимания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего "я". В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни ее высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Сознание и искусственный интеллект

В заключение несколько слов еще об одной проблеме, которая в последнее время привлекает все больше внимания, - сравнения живого мозга с искусственным интеллектом. Остановимся на том аспекте проблемы, который в наибольшей степени связан с сознанием. По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуз а, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. На вопрос, что такое понимание и каковы его мозговые механизмы, ответ должен дать физиолог. Представляется, что понимание возникает в результате того, что, как уже говорилось, вновь поступившая информация все время сравнивается в мозге с накопленным опытом, с тем, что хранится в памяти в результате обучения. Важно, что в информационном синтезе весьма существенна роль мотивационной составляющей. Благодаря этому внешний стимул соотносится с прошлыми действиями субъекта и удовлетворением определенной потребности. Понимание, таким образом, имеет глубокий жизненный, приспособительный смысл . Оно свойственно не только человеку, но и животным. Животное научается производить определенные действия, чтобы удовлетворить ту или иную потребность, то есть начинает понимать связь внешних событий, своего поведения и достижение желаемого результата. На этом же основана и дрессировка: чтобы научить собаку выполнять, то есть понимать, определенные команды, дрессировщик использует подкрепление в виде пищи или наказания. По существу, все это изначально относится и к человеку начиная с раннего детства. Так, приобретая жизненный опыт, ребенок начинает понимать, "что такое хорошо и что такое плохо". Хороший ученик получает высокие оценки, хороший работник имеет более высокую зарплату, а нерадивого работника штрафуют, герой получает награду, а преступника сажают в тюрьму, чтобы он понял, что нельзя нарушать закон. Практически все поведение основано на тех же принципах.

Для обоснования своих взглядов Р. Пенроуз использует теор ему Гёделя о том, что нельзя доказать вычислением правильность основных действий арифметики, например, что 1+1=2. Но живое существо в этом убеждается, когда получает два банана, двух врагов или двух жен, добавляя в результате тех или иных действий к первому объекту (или субъекту) второй (или вторую). При этом понимание сущности удвоения (или сложения вообще) возникает в эволюции раньше, чем умение считать. Описан, например, случай, когда коренной житель севера не знал, сколько у него оленей, но легко мог перечислить каждого по их признакам. Ребенок также может перебрать в памяти всех окружающих его людей или свои игрушки, хотя еще не знает счета. Может быть, это покажется парадоксальным, но понимание как в эволюции, так и в процессе индивидуального развития предшествует вычислению. Дело в том, что вычисление основано на абстракции, а это функция более совершенного мозга. Приспособительный эффект достигается, когда эти сложные функции, такие как способность к абстракции, сочетаются с более простыми.

Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.

Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, программы Президиума РАН "Фундаментальные науки - медицине" и программы ОБН РАН "Интегративные механизмы регуляции функций и организмов".

ОБ АВТОРЕ:
Иваницкий Алексей Михайлович
, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук. Заведующий лабораторией высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

ЛИТЕРАТУРА:
Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психи ческая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с.
Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе процессов мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. 1999. Т. 20. В. 3. С. 93-104.
Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 181 с.
Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика. М., Ижевск: Институт компьютерных технологий, 2003. 368 с.
Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теор ия высшей нервной деятельности. М.: Наука, 2001. 96 с.
Edelman G.M., Tononi G. Consciousness. How matter becomes imagination . London. Pinguin Books. 2000. 274 p.
Ivanitsky A.M., Nikolaev A.R., Ivanitsky G.A. Cortical connectivity during word association search // Int. J. Psychophysiol. 2001. Vol. 42. No 1. P. 35-53.
Mishkin M., Suzuki W., Gadian D.G., Varha-Khadem F. Hierarhical organization of cognitive memory // Phi. Trans. R. Soc. Lond. B. 1997. V. 352. P. 1461-1467.
Posner M.I., Raichle M.E., 1997. Images of Mind . New York: Scientific American Library. 1997. 255 p.

Мне очень тяжело.Выбрала не ту профессию.ничего не получается в жизни!Хочу умереть
Поддержите сайт:

Надя, возраст: 19 / 21.03.2015

Отклики:

Надя, это поправимо, не стоит отчаиваться. Переведитесь в другое учебное заведение, либо на другой факультет. Либо пусть будет два образования, одно просто для тренировки, для развития, а второе-для практики, для работы в будущем. Всё у вас получится, только не паникуйте. Успехов вам!

Ирина, возраст: 27 / 21.03.2015

Надя, здравствуйте! Жаль, что вы не написали, какую профессию выбрали и почему она не подходит вам. Но я уверена, пока вы только в начале своего обучения у вас есть возможность перевестись в рамках своего вуза на другую специальность без особых трудностей и потерь. Рассмотрите эту возможность, проконсультируйтесь с администрацией вашего учебного заведения. Когда я была студенткой на третьем курсе вдруг тоже поняла, что в университет не тянет, ходить на пар не хотелось вовсе. "Не мое" -решила я. Но в конце третьего курса начались чисто профильные предметы и меня прямо "затянуло". До сих пор рада, что тогда не поторопилась с решением и все-таки решила доучиться, хотя уже планировала после окончания "нелюбимой" профессии получить еще одну специальность (или параллельно учиться). И почему же вы думаете, что ничего у вас не получается? А если бы все получалось так, как хочется вам, то какой была бы ваша жизнь на сегодняшний день? Что бы вы делали именной сейчас, в этот самый момент? Иногда, обычный анализ того, чего мы хотим дает нам ответ на вопрос как этого достичь и вообще нужно ли нам это...Удачи вам во всем! Живите пожалуйста!

Мирослава, возраст: 27 / 21.03.2015

Надя, тебе всего 19! Жизнь только начинается. Сто раз можно переучиться. Перевестись на другой факультет, если учишься в ВУЗе. Или в другое учебное заведение. Перебери все варианты.Можно на вечернее - хоть платно. На вечернем легко учиться и всегда можно иметь возможность работать или подрабатывать.
Многие только ближе к 30 идут на второе высшее или на переподготовку. А ты уже сейчас можешь выбрать то, что хочется. Ошибки все делают. Ничего такого фатального. Удачи!

Валерия, возраст: 32 / 21.03.2015

Надюха, ну ты что? Выбрала не ту профессию, выбирай другую! Человек отличается от рабочей лошади тем, что его жизнь ценна сама по себе, независимо от его трудовых достижений. Дочь, племянницу, жену, сестру, подругу любят не за грамоты от Министерства. Милая девочка, тебе всего 19 лет. У нас в вузе на заочном отделении учатся тетеньки, которые тебе в бабушки годятся. Вот на старости лет решили сменить профессию или углубить свои знания. И нормально! Люди в течение жизни меняют профессии по пять-шесть раз, ищут то, что больше подходит. Вот ты, кем бы ты хотела быть? Ну пусть не так. Что тебе нравится? Подумай об этом и постарайся двигаться в этом направлении. Успехов тебе!

Елена, возраст: 58 / 21.03.2015

Здравствуй,Надя!Я дважды бросала ВУЗ и все таки нашла свою любимую профессия с третьего раза,нет ничего страшного в том,что тебе не нравится какая-то профессия,всегда можно поменять,сейчас вообще больше ценятся личные таланты и способности,чем диплом.Посмотри,чем ты увлекалась в детстве, особенно сейчас даже на хобби можно хорошо зарабатывать. Занимайся любимым деллом и не бойся менять даже вуз,если что-то не нравится там

Лена, возраст: 27 / 21.03.2015

Дорогая моя тезка! Я старше Вас почти на 20 лет. Но когда мне было 20, я тоже считала,что с выбором профессии ошиблась.А училась я в медицинском... Теория из учебника почему-то не соотносится с практикой. Написано же,что эти таблетки в такой-то дозировке помогают при этом заболевании, назначаешь как написано, а эффекта нет или еще хуже стало.Вроде простая манипуляция, в три строчки описанная в методичке,а ничего не получается быстро и красиво-салфетки упали, ампула разбилась и повязка неудобная для больного вышла. А ведь учебник писал профессор с кучей регалий,не мог же он ошибиться. Значит или я плохо выучила (но я же наизусть уже все помню!!!) или руки не оттуда. Ужас как стыдно. Но ситуация кардинально изменилась в один момент-как только я вышла на самостоятельную работу.Стало получаться абсолютно все. Ну или почти:)
Из Вашего сообщения непонятно,почему такое мнение насчет профессии.Пока предположу,что не только в медицине учебники далеки от реальной жизни,и учиться надо и на практике,предварительно удалив подальше всех, кто будет орать,хамить и ржать над вами. Таких преподов у нас пол-института было.
Я уверена- у Вас получится все! А умирать не надо...Эх,мне бы ваши годы!

Надежда, возраст: 35 / 21.03.2015

Надя, тебе лет-то сколько! Ещё всё сто раз в жизни изменится. Уныние - смертный грех. Храни тебя Бог!

Мария, возраст: 26 / 21.03.2015

Привет тезка, у нас даже возраст одинаковый. Я сейчас учусь в вечерней школе (представляешь?), и там дают специальность повара. Я очень люблю готовить, то меня так все пугает, что могу порезаться, обжечься, отрубить полпальца, но я все равно хочу получить разряд не смотря ни на что. Я уже прохожу практику, и каждый раз думаю, что нет, это не мое, но стоит мне придти домой-понимаю, что говорю это только от усталосьи. Иногда я представляю, что выучусь и на другую профессию, и так же боюсь, что у меня что-то не получится...но нельзя сдаваться. Нельзя. Доучись. И иди учиться на ту профессию, к которой лежит душа. Нам ведь всего 19 лет!)

Надя, возраст: 19 / 22.03.2015

Здравствуйте, Надежда!
Вам 19, а мне 26. И я тоже совсем недавно поняла, что не хочу работать по своей специальности. После того, как бросила один институт, уходила в академку во втором и почти доучилась до диплома. Представляете, как обидно? Но моя жизнь всё ещё в моих руках. Я могу идти, куда захочу, работать и развиваться в той другой сфере, которая мне интересна. Я никому не давала обещаний, что буду работать по выбранной однажды специальности. А Вы разве давали?
Если Вас беспокоят "потерянные годы", то разве можно считать их потерянными только от того, что они не приведут к получению диплома в один год с бывшими одноклассниками? За эти годы Вы получали и ещё получите, если будете продолжать учиться, какие-никакие знания и жизненный опыт. Станете взрослее, лучше начнёте понимать, как всё в этой жизни устроено. А заодно и себя, свои желания и стремления. Поймите, что вовсе не обязательно проживать жизнь по стандартному шаблону "школа-институт-работа по специальности-пенсия". Но жить - обязательно. И к тому же очень интересно.
Вы можете зарегистрироваться на форуме сайта и рассказать там свою историю подробнее, а для начала почитайте вот эту тему с форума

Линда, возраст: 26 / 22.03.2015

Надя, привет! Знаешь, я сама отучилась на бухгалтера...столько нервов вымотала...закончила. Поступила туда, потому что папа бухгалтер. Но вот уже как два года я закончила, работаю в банке, нет, не бухгалтером) я работаю в отделе кредитования) профессия- не приговор) Надюш, все у тебя по жизни получится!

Жибек, возраст: 22 / 22.03.2015

Надя, как думаешь, "умереть" поможет выбрать другую профессию или после начнется все получаться?

Алексей, возраст: 33 / 23.03.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
21.04.2019
С рождением ребёнка моя жизнь закончилась....
21.04.2019
В моей голове идет “граждаская война”. Я устал от неё. Мне хочется убежать, чтобы все было как раньше или просто убить себя.
20.04.2019
Меня бросила девушка. Она мне ничего не объяснила. Очень сильно хочу умереть. В голове всё время суицидальные мысли и как покончить с собой.
Читать другие просьбы

Безумно обидно потратить несколько лет в университете на то, что, как оказалось, вам совсем не пригодится в жизни. Даже если вы осваивали свою профессию дома , это всё равно очень неприятно, ведь вы вкладывали в своё обучение много сил и времени, а теперь у вас не получается работать по специальности, и вместо должности мечты вы вынуждены заниматься совсем другим делом. Если вы понимаете, что вам никак не удаётся работать по специальности, вам ужасно скучно, вы не чувствуете духовного подъёма, это повод задуматься, а не ошиблись ли вы с выбором профессии?

«Помощь» родителей

Помогали ли вам родители с выбором профессии? Порой, пытаясь сделать своих детей счастливыми и желая им добра, родители абсолютно забывают о том, что их отпрыски — тоже личности со своими вкусами, желаниями и предпочтениями. Будучи не в силах это понять и осознать в полной мере, мамы и папы давят на детей, заставляя подстраиваться под свои ожидания, разрушая при этом мечты и цели. Кроме того, большинству родителей очень сложно смириться с тем, что их сыновья и дочери вовсе не соответствуют тем ожиданиям, которые мамы и папы уже успели себе напридумывать ещё до рождения своих отпрысков. Поэтому психологи уверяют: большое количество неудачных выборов профессии происходит из-за «помощи» родителей, которые просто заставили своего сына или дочь принять решение в пользу специальности, которую хотелось получить именно мамам и папам.

Кроме того, выбирать свою будущую профессию, как правило, приходится в том возрасте, когда люди ещё полностью не уверены в своих силах и возможностях, и чаще всего опираются на мнение и советы своих родителей. Поэтому если вы не чувствуете себя довольным жизнью и работой, скорее всего, дело в том, что вы выбрали профессию, которая нравилась бы вашим маме и папе, а не вам.

Невозможность справиться с заданиями

Вы нашли работу по специальности, исправно туда ходите и стараетесь изо всех сил, но каждый раз оказывается, что вы допустили ошибку, сделали что-то не так и потому ваше руководство осталось недовольно вашим трудом. Списав всё на придирки начальства, вы увольняетесь и ищите новую работу, где ситуация повторяется практически один в один. Почему же всё так?

Наверняка вы задумывались о том, что что-то делаете неправильно, однако дело тут вовсе не в вашей лени или невозможности целиком и полностью сконцентрироваться на своих делах. Дело в том, что вы когда-то выбрали не ту профессию и теперь просто не чувствуете себя на своём месте. Вы не вкладываетесь целиком и полностью в свою работу, не получаете от неё удовольствия, потому всё чаще совершаете ошибки, которые периодически совершают все, кто занимается тем, что не приносит ему никакой радости.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу
Рпц и старообрядцы борются за имущество
Николай иванович кузнецов