Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. Совместно осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материала

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

– подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

– подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

– разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

– борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

– разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров. выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

– разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

– обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

– осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

– борьбу с наркобизнесом;

– борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

– выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

– обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

– разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

Нереальные сроки выполнения программы - один год;

Глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

Отсутствие опыта совместной работы;

Отсутствие правовой базы для сотрудничества;

Стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

Отсутствие материально-технической базы совместных действий;

Политическая и экономическая нестабильность в регионах;

Отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

Стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

Отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах – участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

Преступность в странах Содружества сокращается

В странах Содружества в 2002 году общее число зарегистрированных преступлении по сравнению с 2001 годом сократилось в среднем на 13%.

Таблица 10. Общее число зарегистрированных преступлений (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия*

Таджикистан

Доля преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким, в общем числе зарегистрированных преступлений варьирует от 8% в Армении до 68% в Киргизии. По сравнению с 2001 годом число преступлений этой категории снизилось во всех странах Содружества, кроме Белоруссии и Грузии, где оно увеличилось соответственно на 8% и 12% .
Около половины зарегистрированных преступлений в целом по странам Содружества составляют преступления против собственности. На преступления, связанные с наркобизнесом, приходится 8%, хулиганство - 5%, насильственные преступления против личности - 4%.

По сравнению с 2001 годом общее число преступлений против собственности в странах Содружества снизилось в среднем на 19%. Число краж в большинстве стран сократилось на 8-29%. Каждая четвертая кража - квартирная. Число грабежей возросло в среднем по странам СНГ - на 8%; разбойных нападений - на 5%; случаев мошенничества - снизилось на 10%.

Таблица 11. Число зарегистрированных преступлений против собственности (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

В 2002 году по сравнению с 2001 годом хулиганских действий в среднем по странам СНГ снизилось на 1%, взяточничество осталось на прежнем уровне.

Преступления, связанные с наркотиками, в Азербайджане составляют 14% общего числа преступлений, Грузии - 11%, Казахстане - 10%, Киргизии, России и Таджикистане - 8%, Украине - 13%. В других странах их доля ниже среднего показателя по странам Содружества. По сравнению с 2001 годом рост этих преступлений произошел в Армении на 2%, Белоруссии - на 22%, Грузии - на 4%, Молдавии - на 31%, Украине - на 21%; снижение - в Азербайджане - на 5%, Казахстане - на 25%, Киргизии - на 6%, России - на 22%, Таджикистане - на 43%. В среднем по странам СНГ число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, уменьшилось на 14%.

Таблица 12. Число зарегистрированных хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества (единиц)

Хулиганские действия

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в среднем по Содружеству увеличилось на 1%, число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 4%; число изнасилований снизилось на 2%).

Таблица 13. Число зарегистрированных насильственных преступлений против личности (единиц)

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилование и покушения на изнасилование

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

* без покушений

Источник : Статистика СНГ (Статистический бюллетень) №5 (308) 2003. с. 9-13

22 января 1993 г. страны СНГ заключили Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Согласно ст. 1 Конвенции «граждане каждой из Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции других стран Содружества, к компетенции которых относятся гражданские, семей­ные и уголовные дела». Конвенция распространяет также свое дей­ствие и на юридических лиц государств, подписавших Конвенцию.

Государства осуществляют правовую помощь друг другу путем выполнения процессуальных и иных действий, в частности путем составления, пересылки и выдачи вещественных доказательств, про­ведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспер­тов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц. совершивших преступления, принятия и исполнения судебных реше­ний по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Документы, которые на территории одной из сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то упол­номоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других сторон без какого-либо специального удостоверения.

Статьи 20-50 Конвенции регулируют правовые вопросы по граж­данским и семейным делам. Раздел III содержит положения, ка­сающиеся вопросов признания и исполнения решений. Например, государство-участник Конвенции признает и исполняет на своей территории вынесенные на территории других государств-участни­ков решения учреждений юстиции по гражданским и уголовным делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Статьи 56-80 Конвенции касаются вопросов правовой помощи по уголовным делам. В том случае, если гражданин одного из госу­дарств-участников совершил преступление на территории другого государства-участника, государство гражданской принадлежности правонарушителя обязано осуществлять против него уголовное пре­следование. Более того, запрашиваемое государство обязано уведо­мить запрашивающее государство об окончательном решении в связи с уголовным преследованием и передать ему копию окончательного решения по делу.



Конвенция также детально регламентирует вопрос выдачи преступ­ников и лиц, совершивших правонарушения. Статья 56 предусмат­ривает взаимное обязательство государств-участников Конвенции выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привле­чения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законом запрашивающей и запрашиваемой сторон Конвенции являются наказуемыми и за совершение которых преду­смотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев.

Распад СССР привел к резкому ухудшению криминогенной обста­новки на территории новых государств, росту количества преступ­лений с участием иностранных граждан, возникновению новых видов преступлений и трансграничной преступности. Государства СНГ были вынуждены принять ряд соглашений, направленных на борьбу с преступностью в рамках Содружества. В январе 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества, а в мае 1996 г. утвердил Положение о нем.

По своему статусу Совет является одновременно органом Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам, которые входят в компетенцию министерств внутренних дел стран СНГ.

Среди основных задач Совета - взаимодействие в борьбе с пре­ступностью, охрана правопорядка, реализация решений органов СНГ и др. Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год и принимает решения на основе консенсуса с учетом принципа незаинтересованности любого государства Содружества в том или ином вопросе, что не влияет на принятие решения другими государствами.

Национальные министерства стран СНГ осуществляют сотрудни­чество в борьбе с преступностью на основе Соглашения о взаимо­действии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. Оно было подписано всеми государствами СНГ.

Программа совместных мер по борьбе с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, принятая главами правительств стран Содружества 12 марта 1993 г., обозначила комплекс совместных мер по противодействию правона­рушениям. В развитие Программы, принятой 12 апреля 1996 г., было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступле­ниями в сфере экономики. В соответствии с Соглашением государ­ства СНГ осуществляют сотрудничество путем обмена информацией, проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресече­нию и раскрытию преступлений в сфере экономики и т.д.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное 25 ноября 1998 г., преду­сматривает также розыск лиц, скрывающихся от уголовного пресле­дования или отбывания наказания, а также без вести пропавших; розыск и возвращение похищенных предметов и ценностей, авто­транспорта; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и др. Обмен информацией осуществляется на основа­нии запросов, а также без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для государства-участника Соглашения.

Для осуществления сотрудничества в борьбе с отмыванием денег в рамках СНГ заключен Договор о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем (не вступил в силу).

В связи с постоянно возрастающей угрозой осуществления актов международного терроризма главы 12 государств СНГ приняли в июне 1999 г. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (вступил в силу для шести государств). Решением Совета глав государств СНГ, принятым 1 декабря 2000 г. в Минске, об Антитеррористическом центре государств СНГ было утверждено Положение о нем.

По своему статусу Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган СНГ, который предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внут­ренних дел СНГ, Советом министров обороны СНГ, Координацион­ным советом Генеральных прокуроров СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами пре­ступлений на территории государств СНГ.

Основные задачи и функции Центра: выработка предложений Совету глав государств СНГ и Совету глав правительств СНГ в борьбе с международным терроризмом; обеспечение координации взаимодей­ствия компетентных органов стран Содружества; анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международно­го терроризма в СНГ и других государствах; формирование банков данных о международных террористических организациях, неправи­тельственных структурах и лицах, оказывающих поддержку между­народным террористам; содействие государствам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом; участие в под­готовке модельных законодательных актов, международных догово­ров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом.

Центр возглавляет Руководитель, назначаемый на основании решения Совета глав государств СНГ на три года по представлению Председателя Совета руководителей органов безопасности испециальных служб государств СНГ. Руководитель имеет трех заместителей: первый - от Совета министров внутренних дел СНГ, второй - Совета министров обороны, третий - Совета командующих Пограничными войсками.

Государства СНГ направляют в Центр своих полномочных пред­ставителей, которые осуществляют деятельность на основании По­ложения, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 г.

Финансирование деятельности осуществляется за счет средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой.

Выдача преступников

Институт экстрадиции действует одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. При этом, как по­казывает практика, применимой является форма регионального уча­стия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции.

Важным элементом создания единого правового пространства на Европейском континенте явилось подписание 13 декабря 1957 г. в Страсбурге Европейской конвенции о выдаче.

Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство выда­вать друг другу в соответствии с положениями и условиями Конвенции всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задер­жании (ст. 1 Конвенции). Предметно обозначены преступления, служащие основанием для выдачи.

Любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусмат­ривает выдачу за некоторые преступления, может исключить такие преступления из сферы применения Конвенции.

Любая договаривающаяся сторона может в момент сдачи на хра­нение своей ратификационной грамоты или документа о присоеди­нении препроводить Генеральному секретарю Совета Европы либо список преступлений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список преступлений, в связи с которыми выдача исключается.

Конвенция 1957 г. содержит ряд общепризнанных принципов института экстрадиции. В числе таковых заслуживает быть назван­ным принцип невыдачи за преступления, рассматриваемые в каче­стве политических и воинских.

Фискальные преступления требуют наличия специального дополни­тельного согласия сторон в отношении каждого из таких преступлений. Доктринальный и практический интерес вызывает проблема вы­дачи собственных граждан. В рамках признанного права отказа в выдаче своих граждан каждая сторона может дать определение сво­его понимания термина «граждане» по смыслу Конвенции 1957 г. Это делается путем заявления в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о при­соединении к Конвенции.

Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетент­ным органам для возбуждения уголовного преследования, если это необходимо. Для этой цели документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления, предоставляются бес­платно по дипломатическим каналам. Запрашивающая сторона ин­формируется о результатах.

Институт выдачи преступников - это комплексный юридический феномен, соединяющий в себе нормы материального и процессуаль­ного права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступ­ления. Запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

Институт выдачи преступников как отдельный институт в системе международного уголовного права регулируется общепризнанными отраслевыми принципами. Основополагающими являются принцип aut dedere aut punire («или выдай, или накажи»), принцип поп in bis in idem (принцип, исключающий двойное наказание) и принцип специальности. Все они нашли подтверждение и развитие в европей­ской правовой системе.

Важным аспектом обеспечения справедливого судебного произ­водства является соблюдение комплекса общепризнанных юридиче­ских гарантий. К таковым относятся срок давности и неприменимость смертной казни.

Международно-правовой режим выдачи преступников, установ­ленный в рамках европейской региональной системы, предусматри­вает упорядочение процедурных аспектов судебного производства, включая подачу запроса и связанных с ним сопроводительных доку­ментов, передачу дополнительной информации, осуществление вре­менного ареста, представление конкурирующих запросов, передачу лица, подлежащего выдаче, передачу собственности, транзит выда­ваемого лица через территорию другого государства.

Конвенция 1957 г. получила развитие в ряде последующих дого­ворных актов. Последними актами были Конвенция 1995 г. об уп­рощенной процедуре выдачи и Конвенция 1996 г. по проблемам выдачи.

В регионе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды) дейст­вует собственная правовая система выдачи преступников. Междуна­родно-правовой базой является Конвенция об экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам от 27 июня 1962 г.

Налаженное между этими странами тесное экономическое со­трудничество, обусловленное спецификой географического поло­жения и общими политическими интересами, выделяет страны Бенилюкса в особую группу в общеевропейской системе интегра­ции. Конвенция от 27 июня 1962 г. как нельзя лучше иллюстри­рует возможность создания действенных субрегиональных систем по реализации института выдачи преступников странами, тесно связанными между собой географически, экономически и куль­турно.

Ни одно из трех указанных государств не ратифицировало Евро­пейскую конвенцию о выдаче 1957 г.

В большей своей части Конвенция 1962 г. находится в русле положений Конвенции 1957 г., хотя и имеет определенную специ­фику. В Конвенции 1962 г. значительно понижен временной порог выдачи по сравнению с Конвенцией 1957 г. Так, если по Конвенции 1962 г. общий срок наказания составляет шесть месяцев для обви­няемых беглецов и три месяца для осужденных беглецов, то для Конвенции 1957 г. такие сроки составляют, соответственно, двенад­цать и четыре месяца. В то время как так называемые «политиче­ские» преступники не подлежат выдаче по Конвенции 1962 г., акт дезертирства не рассматривается как политическое преступление. Требования о выдаче направляются не по дипломатическим каналам, а непосредственно от министерства юстиции одного государства в министерство юстиции другого государства.

Близкой (по характеру и содержанию) к правовой системе выдачи согласно Конвенции 1962 г. является правовая система экстрадиции в соответствии с Нордическим договором 1962 г. В нордическую систему применения института выдачи преступников входят пять расположенных на севере Европы стран: Дания, Финляндия, Ислан­дия, Норвегия и Швеция. Договор 1962 г. содержит международно-правовые принципы сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции пяти стран этого субрегиона. Субрегиональная система экстрадиции строилась по такой схеме институционно-правового практического применения института выдачи, как процедура выра­ботки и принятия единообразного законодательства каждым государ­ством-участником. Тем самым достигалась гармонизация правовых систем института экстрадиции.

Имеется ряд соглашений между членами Европейских сообществ, в которых также есть положения, регулирующие выдачу преступни­ков. Например, соглашение между членами Европейских сообществ о толковании принципа aut dedere aut judicare («или выдай, или суди») (Брюссель, 1987 г.) и Соглашение о передачи лиц, совершивших преступления (Брюссель, 1987 г.), а также Конвенция о сотрудниче­стве в борьбе с международными преступлениями (Брюссель, 1991 г.). Совет ЕС разработал рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами», которое вступило в силу в 2004 г. Согласно этому документу, запрос судебного органа государства-члена ЕС о передаче лица должен быть признан и исполнен автоматически на всей территории ЕС. В этих случаях в качестве основания для отказа уже не рассматривается принадлежность лица к гражданству запрашиваемой стороны. Запра­шиваемое государство утрачивает право не выдавать собственного гражданина, если против этого лица возбуждено уголовное дело или вынесен приговор в другом государстве-члене ЕС.

Европейский ордер на арест может выдаваться как в целях пере­дачи преступника, скрывающегося в другом государстве-члене ЕС от наказания, так и в целях предварительного расследования, то есть он может выдаваться до вынесения судом приговора.

В целом понятие «европейский ордер на арест» означает требо­вание, исходящее от суда или прокуратуры государства-члена ЕС, адресованное другим государствам-членам ЕС в целях оказания ему помощи, осуществления розыска, задержания, ареста или передачи лица, которое является объектом приговора или постановления упо­мянутых органов.

Получив запрос, соответствующий орган обязан принять необхо­димые меры в отношении этого разыскиваемого лица, а это лицо имеет право обжаловать решение о его передаче в суде государства-члена ЕС, в котором он находится. В этом случае суд должен в течение 90 дней с момента задержания принять решение об испол­нимости ордера. Передача лица производится в течение последую­щих 20 дней.

Перечень оснований для отказа в исполнении европейского ор­дера на арест и передаче разыскиваемого лица является очень узким. При этом государство не позднее трех месяцев с момента принятия Советом ЕС рамочного решения может предоставить для опублико­вания в официальном журнале ЕС исчерпывающий перечень деяний, в отношении которых судебные органы этой страны имеют право отказать в исполнении ордера на арест. Речь идет о тех деяниях, которые не считаются преступлениями в другом государстве, напри­мер употребление наркотиков.

Рамочное решение Совета ЕС предполагается ограничить пре­ступлениями, влекущими лишение свободы на срок не менее четырех месяцев. В отношении разыскиваемого лица, которое еще не осуж­дено, нижний предел санкции составляет один год и более.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте формы борьбы с легализацией незакон­ных доходов.

2. Расшифруйте ФАТФ.

3. Охарактеризуйте Европейскую конвенцию о пресечении терроризма.

4. Как организована борьба с преступностью в рамках СНГ?

5. Какова система выдачи преступников в Европе?

Литература

Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Москва-Ростов на Дону, 1999.

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.


Решил проанализировать злободневную тему про преступность мигрантов (из СНГ)
Кто-то пишет, что они совершают 3% всех преступлений, а кто-то - что 20%.

Выяснил, что все правы (с небольшим округлением).

Просто дело в том, что в первом случае речь идёт о России в целом, а в втором - о Москве или Московской области.

1. Сколько процентов преступлений совершают мигранты?

Таблица идёт ниже, данные по 2012 году (с сайта Портал правовой статистики от Генеральной Прокуратуры)

Наименование Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде Число преступлений
мигрантов из СНГ
Доля преступлений, совершенных гражданами СНГ, % от раскрытых
Московская область 56 237 9 712 17,3%
г. Москва 47 240 7 892 16,7%
г. Санкт-Петербург 28 241 1 931 6,7%
Ямало-Ненецкий АО 5 217 341 6,5%
Ханты-Мансийский АО 15 004 659 4,4%
Калужская область 7 901 336 4,3%
Ленинградская область 12 691 443 3,5%
Смоленская область 10 884 353 3,2%
Российская Федерация 1 252 779 37 319 3,0%
Брянская область 12 345 3337 2,7%
... и так далее ... ... ...

Цифры получились похожие на то, что и озвучивается: данные судебной статистики Судебного департамента Верховного суда РФ свидетельствуют, что иностранцы в 2012 году составляли 3,8% всех осужденных и Каждое пятое преступление в Москве совершают выходцы из стран СНГ .
Небольшое расхождение (3,8% против 3,0% для России и 1/5 против 17% для Москвы) объясняется разницей между статистикой МВД, Следственного Комитета и судов, а также разницей между понятиями "число преступлений" и "число осужденных" - один человек может быть осужден за несколько преступлений и тому подобными вещами.
В целом картина ясная - Москва не Россия в Москве + Московской области ситуация с мигрантами кардинально отличается от среднероссийской : в России без Москвы и Московской области из 1 181 758 преступлений мигранты совершили 19 715, то есть 1,67% , а в Москве и Московской области из 105 705 преступлений - 17 604, то есть 16,65% - то есть разница в 10 раз.


2. Может быть, мигрантов в Москве просто много?

Как видно, ситуация в Москве и Московской области явно плохая.
Но возникает естественное объяснение - а может быть, в Москве и Московской области просто МНОГО мигрантов, и данный уровень показывает именно это?

Но возникает простой вопрос - а сколько в Москве мигрантов?
Ответа нет, оценки колеблются: 800 тысяч от ФМС по подтвержденным данным пограничной службы, более 2 млн от газеты Ведомости, более 3,5 млн - оценка главы ФМС Ромодановского.

Попробуем оценить сами, ориентируясь на уровень преступности.

Выдвинем Предположение 1. Уровень их преступности мигрантов соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и Московской области

В данном предположении следует, что мигранты должны составлять 17% от реального населения Московской области и 16% от реального населения Москвы.

Население Москвы - 11 979 529 человек, Московской области - 7 048 084 человек (на 01.01.2013).
Таким образом, в Предположении 1) соответствия уровню преступности получается, что в Москве 2,4 млн мигрантов (чтобы 2,4 / (2,4+11,98) было равно 16,7%) , а в Московской области - 1,5 млн (аналогично).
Если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,9 млн .

О составе мигрантов по России есть данные ФМС , корректируются каждый месяц, свежие данные .

Упорядочиваем страны СНГ по числу мигрантов, также делаем разбивку по возрастам:

Название страны Всего мигрантов Из них мужчин
в возрасте 18-59 лет
Из них мужчин
в возрасте 18-29 лет
УЗБЕКИСТАН 2 621 843 2 048 783 1 047 648
УКРАИНА 1 605 085 904 822 298 159
ТАДЖИКИСТАН 1 193 589 915 356 516 212
АЗЕРБАЙДЖАН 629 931 362 571 138 843
КАЗАХСТАН 615 190 273 552 101 212
КИРГИЗИЯ 571 716 303 019 182 801
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА 561 155 351 462 150 426
АРМЕНИЯ 492 278 292 583 106 193
БЕЛАРУСЬ 377 617 214 882 73 262
ИТОГО: 8 668 404 5 667 030 2 614 756

Примечание: из Грузии и Туркмении мигрантов и мало (28 648 и 27 240), да и в СНГ они не совсем входят, и с ними визовый режим.

Но надо учесть, что в 2012 году мигрантов было чуть меньше, чем сейчас.
Если посмотреть у них данные за 2012 год , и сравнить с текущей ситуацией , ориентируясь на строку "Находится на территории Российской Федерации ИГ и ЛБГ", то получим 10 085 /11 279 = 89,4% - то есть в 2012 году численность мигрантов из стран СНГ можно оценить в 7,75 млн (89% от 8,7 млн.)

То есть получается, что 47% преступлений, совершаемых мигрантами из стран СНГ в России, совершается в Москве и Московской области.

Таким образом, в предположении, что уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается, получится, что 47% мигрантов из стран СНГ в России как раз и находятся в Москве и Московской области .
Тогда получаем цифры 1,6 млн мигрантов в Москве (7,75 млн x 21%) и 2,0 млн мигрантов в Московской области (7,75 млн x 26%), а если подсчитать Москву и область единым целым - получается 3,6 млн .

Данная оценка близка в той, что была дана ранее, исходя из Предположения 1) равного уровня преступности для мигрантов и коренных жителей (2,4 млн в Москве и 1,5 млн в М.О.)
Только возникла разница в оценке числа мигрантов между Москвой и областью, что вполне объяснимо - много кто живёт в области, а работает в Москве и пр.

То есть мы получаем хорошую гипотезу : уровень преступности мигрантов объясняется тем, что в московском регионе их просто много (3,5-4,0 млн ) .

3. Молодежь.

Выше я дал разбивку мигрантов по категориям "Из них мужчин в возрасте 18-59 лет" и "Из них мужчин в возрасте 18-29 лет"
Как можно подсчитать, молодые мужчины (здесь и далее имеется в виду возраст 18-29 лет) составляют из них более 30% (2 614 756 из 8 668 404), а мужчины трудоспособного возраста - 65% (5 667 030 из 8 668 404).
Для сравнения аналогичные показатели составляют: 9,4% и 31,1% по России в целом, 8,8% и 31,6% по Москве, 9,3% и 31,8% по Московской области (источник будет ниже)

Предполагая, что в московском регионе у мигрантов такое же возрастное-половое соотношение, как и по стране в целом (а никаких оснований предполагать иное я не вижу), мы получаем, что сейчас (осень 2013го) в московском регионе: 4 089 тысяч мигрантов всего (8,66 млн *47,1%), из которых 2 673 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-59 лет, и из которых 1 233 тысяч мужчин-мигрантов в возрасте 18-29 лет.

А теперь посмотрим, сколько в данных регионах коренного населения (источник - Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2013 года , в нём раскрыть "Численность населения по полу и возрасту по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 г.", и там выбрать " г. Москва " и " Московская область "):
Москва: 3 790 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 1 050 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (суммируем возрасты в Excel-файле: 47 205 (18лет) + 47 783 (19л) + 430 414 (20-24л) + 528 266 (25-29л))
М.О: 2 240 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет и 660 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет (аналогично: 34 343 + 38 098 + 274 043 + 313 927)

Получаем, что сейчас в московском регионе: 19 028 тысяч постоянного населения, из которых 5 913 тысяч мужчин в возрасте 18-59 лет, и из кото рых 1 767 тысяч мужчин в возрасте 18-29 лет.

Внесём это в таблицу и подсчитаем процент, который составляют мигранты от постоянного населения, а также от общего.

Наименование группы постоянное население, тыс. Мигранты из СНГ, тыс. мигранты / постоянное население, % мигранты / общее население, %
Всего 19 028 4 089 21,5 17,7
Мужчины в возрасте 18-59 лет 5 913 2 673 45,2 31,1
Мужчины в возрасте 18-29 лет 1 767 1 233 69,8 41,1

(Зеленым я выделил процент мигрантов в общем населении, чтобы показать, что он близок к Предположению 1), число 17,7 несколько выше уровня 16%-17%, так как сейчас уже конец 2013 года и мигрантов стало несколько больше, чем было в 2012ом)

Таким образом, в данном предположении мы получаем шокирующие цифры по соотношению мигрантов и постоянного населения для московского региона.
Получается, что среди мужчин трудоспособного возраста соотношение будет 4,5: 10, а для молодых мужчин (18-29 лет) 7: 10 .
То есть на 10 молодых мужчин постоянного населения приходит 7 молодых мужчин мигрантов.

Вопрос - адекватна ли тогда данная гипотеза, о которой шла речь выше, и Предположения 1 и 2?

И тут получается

4. Патовая ситуация

Или мы исходим из
Предположения 1) уровень их преступности мигрантов в Москве и области соответствует уровню преступности постоянного населения Москвы и области.
или из
Предположения 2) уровень преступности мигрантов по регионам РФ не отличается

Но тогда получаем вышеуказанные шокирующие соотношения.

Или же мы предполагаем что мигрантов на самом деле в московском регионе меньше, а оценка их численности в 4 млн завышена - но тогда вышеуказанные предположения перестают быть верными.

Если скажем оценка численности мигрантов завышена в два раза и на самом деле их не 4 млн, а 2 млн - тогда мы с неизбежностью получаем, что уровень преступности в московском регионе у них в два раза выше чем у коренного населения (также получается большая разница в средней преступности между мигрантами в московском регионе и в остальной России - в три раза)
Если предположить, что численность мигрантов в московском регионе завышена в пять раз - то и уровень преступности в московском регионе у них тоже выходит в пять раз выше, чем у постоянного населения.

И никуда от этого не деться.

5. Категории преступлений.
пишут, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу", и что "преступность иностранцев отличается только в части, связанной со статусом мигранта".
Это тоже несколько сглаживает ситуацию, делая её не такой пугающей, но вызывает вопросы в плане других преступлений, совершаемых мигрантами.

Вот ещё из доклада А.Якунина :"Половина раскрытых преступлений (23736; 50,2%) совершено не жителями города. Из них на долю граждан стран ближнего и дальнего зарубежья приходится 8 тысяч (8008; -4,7%), что составляет 17% от общего числа раскрытых преступлений, в том числе 2145 - категории тяжких и особо тяжких. <...>Органами внутренних дел раскрыто 45 тысяч 57 преступлений (=АППГ - 45042), в том числе 14 тысяч 437 - тяжких и особо тяжких (+5,1%). Выявлено на 12,8% больше наркопреступлений. Раскрыто 2 тысячи 500 преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами. "
(расхождение между числом преступлений в 45 057 и 47 240 объясняется фразой оттуда же: "Расследовано 95,4% уголовных дел от числа расследованных всеми правоохранительными органами столицы.")

Получается,
А. По расследованным органами МВД делам:
мигранты (из всех стран) совершили 15% (2 145 / 14 437) тяжких и особо тяжких преступлений, и, следовательно, 19% (8 008-2 145) / (45 057-14 437) преступлений средней и небольшой тяжести
Поскольку всего количество преступлений, совершенных гражданами СНГ 7 892, а вообще иностранными гражданами и лицами без гражданства - 8 434, то есть долю СНГ 94%, то есть будет уменьшение показателей до 14% по тяжким и особо тяжких преступлениям и 18% по преступлениям средней и небольшой тяжести.

Б. По расследованным не органами МВД делам (видимо ФСБ, ФСКН, ФТС и пр.).
Это 2 183 преступления (47 240 - 45 057), из которых количество преступлений, совершенных иностранцами - 426 (8 434 - 8 008) - т.е. 19,5% .
Из них 1 181 - тяжкое и особо тяжкое преступление (2285 + 13343 - 14 437), а 1 002 (2 183 - 1 181) получается - преступления средней и небольшой тяжести.

Итак, картина по тяжким и особо тяжких преступлениям в Москве - 14% совершается мигрантами из стран СНГ.
Это меньше чем 16,7% по всем категориям, но несильно.

При этом прокурор Москвы Сергей Куденеев заявляет, что "Ими [иностранцами] в 2012 году совершено каждое шестое преступление, в том числе каждое восьмое тяжкое и каждое четвертое особо тяжкое "

Вот ещё таблица группам преступлений (данные с crimestat.ru):

Категория преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрыва-емость
Особой тяжести 7 070 2 285 32,3% ~25% Куденеев
Тяжкие 43 596 13 343 26,0% ~12,5% Куденеев
Средней тяжести 61 524 9 390 15,3% 18% (расчеты выше)
Небольшой тяжести 68 050 22 222 32,7%
Всего 180 240 47 240 26,2% 16,7%

То есть тезис, что более четверти из преступлений, совершаемых мигрантами — "подделка документов: миграционных карт, регистрации и разрешений на работу" сильного снижения мигрантской преступности не дает .
Даже получается, что по особо тяжким преступлениям процент выходит выше - 25% против 16,7%.

6. Типы преступлений.
Решил построить таблицу по конкретными типам преступлений.

К сожалению, данные сильно разрозненные и из разных источников.
Наиболее качественная картина по типам преступлений, совершаемыми мигрантами, есть - но это за первый квартал 2013 года.
За 2012 год - отдельные показатели из разных источников: в Москве каждое второе изнасилование и каждый третий разбой и грабеж совершают иностранные мигранты , в 2012 году иностранцами совершено каждое восьмое убийство и каждое третье изнасилование , но полной статистики нет.

Тип преступлений Зарегистри-
ровано
Раскрыто Раскрываемость Процент преступлений, совершенных иностранцами
Убийство 447 229 51% ~12,5% Яковенко
17% Милованов (I.2013)
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 1 438 690 48% 19% Милованов (
в т.ч. со смертельным исходом 185 117 63% ???
Изнасилование и
покушение на изнасилование
249 180 72% ~33% Яковенко ,
~50% Куденеев
69% Милованов (
Насильственные действия сексуального характера 371 ??? ??? ???
Грабеж 13 277 расчетно
2 908
21,9% ~33% Куденеев
33% Милованов (
Разбой 2 880 расчетно
1 117
38,8% ~33% Куденеев
35,5% Милованов (
Кража 102 161 ??? по району
Измайлово 13%
17% Милованов (
Мошенничество 19 065 ??? по округу
ЗАО 20%
???
Наркотики 12 168 5 406 44,4% 14% Милованов (

Итог - иностранцы в Москве совершают:
17,9% от общего числа раскрытых преступлений,
~25% особо тяжких, ~12,5% тяжких,
~33% грабежей, ~33% разбоев,
от 33% до
70% изнасилований (по разным данным)

7. Сексизм и эйджизм (без национализма)

- Мигранты совершают преступления, потому что среди них много молодых необразованных бедных мужчин!
- Так в чём проблема? Давайте вместо них завозить немолодых образованных богатых женщин!
(диалог у rusanalit "a, цитирую по памяти)

Я хотел на этом завершить пост, но в процессе изучения всего этого пришла в голову простая мысль - а какая категория людей по полу и возрасту чаще совершает преступления?

Составил таблицу по раскрытым преступлениям (данные с crimestat.ru):

Наименование группы Преступлений совершено От общего числа совершенных
преступлений
Численность группы От общей численности населения Частота совершения преступлений данной группой
Мужчины в возрасте 0-17 лет 52 748 5,22% 13 788 817 9,6% 54%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 369 967 36,6% 13 409 426 9,4% 391%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 357 879 35,4% 19 923 786 13,9% 255%
Мужчины 50 лет и старше 75 975 7,5% 19 231 498 13,4% 56%
Женщины в возрасте 0-17 лет 6 513 0,6% 13 125 482 9,2% 7%
Женщины в возрасте 18-29 лет 55 433 5,5% 13 049 924 9,1% 60%
Женщины в возрасте 30-49 лет 74 328 7,4% 20 989 098 14,6% 50%
Женщины 50 лет и старше 17 894 1,8% 29 829 028 20,8% 9%
Всего 1 010 737 100% 143 347 059 100% 100%

Как можно видеть, мужчины в возрасте 18-29 лет почти в четыре раза "преступней" среднего уровня - составляя менее 10% населения, они совершают почти 37% преступлений!
Мужчины в возрасте 30-49 лет склонны к преступлениям в 2,5 раза выше среднего - 35% преступлений при численности в 14% от населения.
И это считается нормальным.

(решил для проверки получившихся данных взять какой-нибудь российский регион. Взял Кировскую область (не из-за Навального, а потому что это оказывается там самая низкая мигрантская преступность среди областей РФ - мигранты там совершают лишь 0,23% всех преступлений). Но по ней у меня данные показатели вышли выше даже, чем для России в среднем: 439% для мужчин 18-29 лет и 259% для мужчин 30-49 лет)

А теперь вспомним, что у мигрантов численность молодых мужчин составляет не 10% а 30%:

Наименование группы Узбеки-
стан
Укра-ина Таджи-кистан Азербай-джан Казах-стан Кирги-зия Мол-дова Арме-ния Бела-русь Всего %
Мужчины в возрасте 0-17 лет 4% 3% 8% 8% 9% 8% 4% 6% 4% 5%
Мужчины в возрасте 18-29 лет 40% 19% 43% 22% 16% 32% 27% 22% 19% 30%
Мужчины в возрасте 30-49 лет 34% 29% 30% 27% 21% 19% 29% 27% 30% 29%
Мужчины 50 лет и старше 5% 12% 4% 11% 12% 3% 8% 14% 9% 8%
Женщины в возрасте 0-17 лет 2% 3% 3% 6% 7% 6% 3% 4% 4% 4%
Женщины в возрасте 18-29 лет 5% 8% 5% 8% 9% 17% 11% 8% 13% 8%
Женщины в возрасте 30-49 лет 8% 13% 6% 11% 12% 13% 13% 10% 14% 10%
Женщины 50 лет и старше 2% 13% 1% 6% 14% 3% 5% 9% 6% 6%
Всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Какие выводы можно сделать (без национализма, только руководствуясь сексизимом и эйджизмом) ?

У меня вышло, что в среднем мигранты должны быть более склонны к совершению преступлений в 2,10 раза (кому интересен расчет = 0,05 * 0,54 + 0,30 * 3,91 + 0,29 * 2,55 + 0,08 * 0,56 + 0,04 * 0,07 + 0,08 * 0,60 +0,10 * 0,50 + 0,06 * 0,09)
И это - сугубо ввиду того, что там много молодых мужчин.

По странам:
Узбекистан - в 2,55 раза
Украина - в 1,68 раза
Таджикистан - в 2,59 раза
Азербайджан - в 1,78 раза
Казахстан - в 1,42 раза
Киргизия - в 1,96 раза
Молдова - в 2,00 раза
Армения - в 1,76 раза
Беларусь - в 1,75 раза

Таким образом, когда утверждают, что мигранты не более склонны к преступлениям, чем россияне, возникает естественный вопрос: как же это сочетается с тем, что среди них много молодых мужчин ?

Следует ожидать, при равном уровне преступности СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, что мигранты в 2,1 раза более преступны !
И это не ввиду национализма - а сугубо ввиду их половозрастного состава (то есть у россиян, если среди них специально отобрать аналогичную группу населения по полу и возрасту, также будет высокая преступность)

То есть, если мигранты реально не более склонны к преступлениям, чем россияне - то это весьма удивительно .

Решил прочитать дословно, что же там написано: "Криминологи называют несколько факторов, которые могут теоретически вызывать более высокую склонность мигрантов к преступлениям. Прежде всего это демографические характеристики. На иммиграцию чаще решаются молодые мужчины, что всегда означает больший риск преступного поведения — в подавляющем большинстве случаев первое серьезное преступление люди совершают в возрасте около 20 лет. Мужчины чаще женщин оказываются вовлечены в разные формы преступного поведения. В регрессионном анализе мы учли такие факторы, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие детей, предыдущая судимость, изолировали влияние гражданства и оценили его влияние на вероятность совершения того или иного преступления. Анализ подтвердил, что при прочих равных иностранцами и гражданами России совершается одинаковое число преступлений на сексуальной почве. Но по всем остальным преступлениям, за исключением специфически мигрантских, вероятность предстать перед судом для иностранных граждан ниже, чем для россиян. "

И я понял...

Они учли при анализе факторы пола и возраста!
То есть они выяснили, что 20-летний мигрант с начальным образованием склонен к преступлениям не более, чем 20-летний русский с начальным образованием !
А то, что среди мигрантов таких людей в процентном отношении в разы больше, чем среди россиян - это в их анализ не входило .
А все тиражируют эту новость как то, что якобы мигранты склонны к преступному поведению не больше россиян.


8. Допущения и примечания

Надо также заметить следующее:

8.1. Низкая раскрываемость преступлений в Москве.
В России за 2012 год всего зарегистрировано 2 302 168 преступлений, раскрыто преступлений 1 252 779, то есть раскрываемость 54%.

А в Москве зарегистрировано 180 240 преступлений, раскрыто преступлений 47 240, то есть раскрываемость 26% - вдвое ниже (для сравнения - в Московской области - 51%, в Санкт-Петербурге - 50%).
Может, это обусловлено проблемами в московской милиции, а может - в таком мегаполисе раскрывать преступления объективно тяжелей ("в столице раскрывается только каждая пятая кража. При этом не раскрыто 93% краж автомобилей и 80% квартирных краж") - преступникам проще скрыться и затеряться.

Но однако же, данный показатель может повлиять на оценку ситуации лишь в худшую сторону - то есть если бы раскрываемость была бы выше , то и преступлений мигрантов было бы в абсолютных числах больше , а значит, что в Москве и Московской области совершалось бы не 47% преступлений мигрантов в России, а больше.
То есть учёт этого фактора лишь усугубит картину.

Ну а вообще оценка такая: "Но учет мы ведем только по раскрытым преступлениям. В этом году раскрыли на 16% больше преступлений по сравнению с прошлым годом, а если бы раскрыли на 40% больше, то, думаю, иностранной преступности было бы под 50%", — отметил Якунин."

8.2. Неясности на crimestat.ru
А. Если просуммировать преступления мигрантов по всем регионам РФ за 2012 год, то сумма будет 34 565, что несколько меньше приведенного числа для России в целом в 37 319. Подобная разница в несколько процентов наблюдается и в 2013 году, и в прошлых годах. Видимо, есть преступления, где регион не установлен, или ещё какие-нибудь причины.
Но опять же - учёт этого фактора лишь усугубит картину - в Москве и Московской области будет не 47% преступлений мигрантов в России, а 50,9%)

Б. Сумма "Всего нераскрытых преступлений в отчетном периоде" и "Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде" меньше показателя "Всего зарегистрировано преступлений".
Расхождение примерно 2,7% по России, 4,2% по Москве, 0,2% по Московской области.
Почему - неясно.

8.3. Динамика
Оказывается, в раньше граждане СНГ совершали в Москве больше преступлений, чем сейчас:
2009 - 16 590 (19,4% от общего числа)
2010 - 11 317 (18,5%)
2011 - 8 421 (17,8%)
2012 - 7 892 (16,7%)
янв.-сен 2013 - 8 702

и в Московской области - тоже
2009 - 10 543 (18,5%)
2010 - 10 976 (18,8%)
2011 - 10 509 (17,9%)
2012 - 9 712 (17,3%)
янв.-сен 2013 - 6 674

Так что вот так.

По январю-августу 2013 зарегистрировано гражданами государств-участников СНГ совершили 27 173 преступлений, что даёт прирост 6,1% к аналогичному периоду прошлого года (http://crimestat.ru/analytics , там есть "Ежемесячный сборник (с характеристикой) за август 2013", стр. 44)

По мнению автора, возникновение организованной преступности в СНГ напрямую связано с историей возникновения, формирования и развития российского государства, поскольку именно российская внутренняя и внешняя политика всегда имела определяющее значение во всей истории развития народов, населяющих территорию России, и оказала самое существенное влияние и на возникновение организованной преступности в частности.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность, которая сильно поднялась на военных поставках и спекуляции вокруг карточной системы.

После революции 1927 г. составной частью организованной преступности являлись небольшие группировки криминального характера, использовавшие политическое прикрытие в виде партийной атрибутики, самоназвания и т.п. Другой ее частью были отдельные подпольные организации большевиков, левых эсеров, максималистов, находившихся в тылу армий Колчака, Деникина, Врангеля.

В период сталинского режима были ужесточены репрессивные меры и к профессиональным преступникам, в результате чего уголовный мир был сильно дестабилизирован.

Однако с хрущевской «оттепелью», либерализацией уголовного законодательства, попыток первых экономических реформ произошла значительная стимуляция нового развития уголовного мира и, как следствие, преступных группировок. По мнению Е.В. Топильской, именно этот период стал точкой отсчета формирования современной организованной преступности России и стран СНГ.

Периодика развития организованной преступности, с точки зрения Е.В. Топильской, выглядит следующим образом:

  • 1960-е гг.: начало формирования преступных групп с относительно высокой степенью организации, в рамках общеуголовной преступности;
  • 1970-е -- 80-е гг.: выделение в структуре преступности организованных преступных проявлений, формирование криминологической категории личности участника организованной преступной деятельности;

конец 1980-х гг.: окончательное формирование российской организованной преступности, достигшего кризисной точки в 1988-1989 гг.;

начало 1990-х гг.: завершение процесса концентрации преступных группировок, образование преступных сообществ, окончательное формирование организованной преступности как самостоятельного социального явления, носящего транснациональный характер; кризисный переломный момент этого этапа -- 1992-1993 гг. Топильская Е.В. Организованная преступность. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 76.

В настоящее время на территории стран СНГ существует несколько сотен относительно крупных преступных организаций, которые можно классифицировать по национальному (этническому) и территориальному признакам.

К национальным относят грузинские, чеченские, армянские, азербайджанские, дагестанские, украинские, белорусские и др. преступные организации. Хотя они могут называться на местах своего базирования совершенно по-другому.

По территориальному признаку различают тамбовские, казанские, рязанские, люберецкие, ореховские, челнинские (по названию города Набережные Челны), мурманско-архангельские и др. преступные сообщества.

Существуют названия отдельных преступных организаций по имени их лидеров (колесниковская, кудряшовская, малышевская и др.).

В силу особенностей геополитического положения стран СНГ, прозрачности границ между ними, недостаточной эффективности национальных уголовных законодательств, организованной преступности представилась уникальная возможность заниматься практически всеми сферами криминальной деятельности: незаконной торговлей наркотиками, производством и торговлей оружием, редкоземельными, драгоценными и цветными металлами, совершать преступления в кредитно-финансовой сфере, заниматься разбоем, вымогательством, ростовщичеством, незаконной эксплуатацией проституции, контролировать шоу-бизнес и игорные заведения и т.д.

Преступные организации стран СНГ распространили свое влияние на большинство государств Европы, тесно сотрудничают с преступными группировками Ближнего и Дальнего Востока, проводят совместные операции в США с «Коза Нострой», взаимодействуют с колумбийскими наркокартелями и китайскими «триадами», наблюдаются тенденции их сближения с японской «Якудза».

Обзорно-аналитический материал, изложенный автором в данном разделе, безусловно, не является исчерпывающим. В нем не рассматривается деятельность турецких преступных организаций, которые поставляют наркотики в Западную Европу из Юго-Западной Азии по широко известному «балканскому маршруту», не рассматриваются также нигерийские преступные сообщества, ямайские криминальные образования «Поссес», коренная американская мафия, доминиканская организованная преступность и множество других преступных группировок.

Тем не менее, подход автора к исследованию данного вопроса раскрывает некоторые характерные черты, присущие основным транснациональным преступным организациям, дает общую картину их современного состояния в странах мирового сообщества, свидетельствует о том, что подобного рода криминальные структуры способны легко приспосабливаться к новым условиям, проявлять гибкость, использовать слабости отдельных государств и даже регионов, представлять собой реальную угрозу национальному и международному правопорядку.

Максимальное и разностороннее использование информации о транснациональной организованной преступности, особенно в историко-сравнительном и статистическом плане, может послужить в дальнейшем немаловажным ориентиром для разработки эффектных мер профилактики и борьбы с этим явлением, подчеркивает необходимость в постановке задачи для мирового сообщества по расширению и укреплению сотрудничества в области правоохранительной деятельности и уголовного правосудия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке