Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое-Соборная Церковь? О соборности подлинной и мнимой. «Голос единицы тоньше писка?»

Одной из характерных черт русской культуры является соборность. Соборность как явление культурной, социальной и особенно религиозной жизни свойственна христианству вообще. Однако именно на русской почве эта христианско-православная традиция укоренилась и расцвела. «Национальная уникальность идеи соборности не исключает ее универсального значения» - пишет современный исследователь русской культуры В.Ш. Сабиров.

Под термином «соборность» понимается целый комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписаных правил поведения мирян. Соборность - это и определенные ментальности, пронизывающие все слои общества доиндустриальной эпохи, в определенном смысле это - начала взаимопомощи и коллективности, характерные для русского православного человека. Принципы соборности как особой мировоззренческой установки восходят к глубокой древности. Они вызревают параллельно со складыванием территориальной общины в догосударственный период истории. На принципе соборности строилось общинное самоуправление как в городе, так и в сельском «мире».

В связи с этим возникает вопрос о том, была ли соборность свойством восточнославянского сознания дохристианской эпохи, или же она привнесена вместе с православием и является его атрибутом, из чего следует наличие соборной установки в различных национальных православных культурах, а также каковы перспективы развития соборной составляющей православного менталитета в современном обществе.

Православие вообще, в отличие от западных направлений христианства, мало интересуется индивидуумом. Личность присутствует как бы на заднем плане. Это не Восток с буддийской основой, где личности вообще нет, и не протестантско-католический Запад, где каждый тщательно оберегает свою «автономность» и «самость». Англоязычная культура даже «я» пишет с большой буквы «I», противопоставляя «себе» отстраненно холодное «you», означающее «вы» и употребляемое как «ты» и «вы» одновременно. В русской культуре интересы личности, и «я» и «ты», неизменно подчиняются интересам сообщества, например, семьи, трудового коллектива, общины, либо же - интересам государства. Русский человек не только мало считается с собой, но и с «тобой». Интересно в этнокультурном плане сравнить русскую ментальность с православной же по содержанию культурой грузин, в которой уважение ко второму лицу развито чрезвычайно.

В категории «соборность» на всех этапах ее становления и развития в русской культуре ярко выражен нравственно-духовный смысл. Соборность связывается в русской философии с софийностью, с синергией, понимаемой как совместное действие по спасению, с одной стороны, Божественного промысла, а с другой - человеческой воли. Под соборностью в церковно-религиозном плане понимается необходимость вырабатывать догматы веры, обряды, решения совместными усилиями.

В православии индивид приходит к соборности через свободный отказ от полагания исключительно на свою силу и на частную связь с Богом. Подразумевается, что общая молитва быстрее дойдет до неба. Для увеличения своих слабых способностей православный присовокупляет индивидуальное обращение к общему. Участие в соборной молитве предполагает смирение, отказ от гордыни - тягчайшего греха, одного из семи смертных грехов.

Православная Церковь, пишет современный исследователь, «органично сочетая в церковной жизни два трудно соединимых принципа: свободу и единство, противоположна католической и протестантским церквам… Только в Православии принцип соборности, хотя и не осуществлен во всей своей полноте, осознан как высшая Божественная основа Церкви».

Соборность как свойство русского православия проявлялась по-разному в конкретные эпохи. Она то выступала на первый план, то отходила в сторону, уступая место иерархичности государства и церкви. В настоящее время, когда в России укрепляется вертикаль власти, соборный менталитет становится неактуальным.

Говоря о перспективах развития русского православия, мы видим, что будущее этой религии определяется следующими факторами.

  • Общая религиозная политика государства.
  • Отношение государства к церкви.
  • Религиозно-психологическая ситуация в обществе.
  • Активность других религиозных организаций и идейных движений.

Существует несколько мнений о будущем русского православия.

Представители церкви и выразители консервативно-патриотических общественных взглядов полагают, или вернее, надеются на возрастание роли Русской православной церкви в ближайшем будущем и увеличение числа активных православных, которые выделятся из массы индифферентных к религии людей или неверующих.

Альтернативные взгляды высказывают приверженцы новых религиозных движений, люди, занятые всевозможными духовными практиками, а также некоторые религиоведы-аналитики. Их мнение сводится к тому, что будущее не за православием в его канонической форме, и тем более не за догматами Символа веры, а за синтезом религиозных учений и этико-философских систем. При этом понятие соборности получит новое содержание. Такой точки зрения придерживается, в частности, религиовед В.А. Богданов в своей книге «Еретический императив». Вместе с тем сам термин «еретический императив» появился 1970-е годы в США для обозначения выхода из духовного тупика неудовлетворенности традиционным христианством.

Наше мнение основано на учете цикличности процессов и включает два изложенных выше прогноза как частные случаи. Мы считаем, что развитие религиозной ситуации в России пойдет по следующему пути.

В течение некоторого времени, пока у власти в стране остаются нынешние политические круги, роль церкви и традиционного православия в жизни общества будет возрастать. При этом категория соборности переместится из сферы общественной жизни в сферу религиозной философии. Все большее число людей станут называть себя православными. Церковь накопит значительные материальные богатства и станет весомой экономической и политической силой. Параллельно будет активизироваться «еретический императив».

Затем наступит качественно иной этап. Забвение церковью - как уже не раз бывало - принципов радения о небесном, а не о земном, оттолкнет от нее большое количество искренне верующих. Однако глубинное чувство тождества русского и православного не позволит многим, отошедшим от церкви, стать адептами какой-либо другой конкретной религии. Религиозные потребности уйдут в сферу нравственных исканий и различных видов творчества. Внешне это выразится в религиозной индифферентности, пассивном атеизме, снижении числа прихожан Русской православной церкви.

Мы изложили свою точку зрения относительно будущности русского православия и его важнейшей черты - соборности. Представляется важным узнать мнение наших грузинских коллег, занимающихся исследованием аналогичных философских проблем грузинского общества, государства и церкви.

Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал:

идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк. 16, 15).

Согласно ап. Павлу, благовествование “пребывает… во всем мире ” (Кол. 1, 5–6).

Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, “врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными до скончания века (Мф. 28, 20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви во век (Ин. 13, 16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней

нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3, 11).

Спаситель заповедал апостолам учить и крестить все народы (Мф. 28, 19).

В “Пространном Катихизисе” говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому,

что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов”.

Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. “Пространный Катихизис” фактически отождествляет понятия “кафоличности” и “вселенскости”, которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть

следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение”.

Различие между “соборностью” и “вселенскостью” состоит в том, что понятие “вселенскость”, являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как “соборность” может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал:

где Иисус Христос, там кафолическая Церковь”.

В. Н. Лосский считает, что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Также и

Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого - не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое”.

Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.

Таким образом, кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что

Церковь Соборною называется потому, что:

а) находится во всей вселенной… ;

б) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди… ;

в) весь род человеческий приводит к истинной вере… ;

г) повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов… ;

д) имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях”.

Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте и во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в “Пространном Катихизисе”, где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество,

что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века, что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение”.

Соборность Церкви. Богочеловеческое единство и Церковь

Христос завоевал мир. Победа эта заключается в том, что Он создал и Свою собственную Церковь. Среди тщеславия и бедности, слабостей и страданий человеческой истории Он положил основание "новой твари". Церковь - дело Христово на земле; она - образ и жилище благодатного пребывания Его в мире. И в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Церковь, которая тогда была представлена двенадцатью апостолами и теми, кто был с ними. Он вошел в мир, чтобы пребывать с нами и действовать более полно, чем когда-либо раньше; "еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин.7:39). Дух Святой сошел раз и навсегда Тайна эта огромна и неизследима. Он непрерывно живет и пребывает в Церкви. В Церкви мы получаем Духа всыновления. Достигая и воспринимая Духа Святого, мы навечно становимся Божиими. В Церкви

осуществляется наше спасение; совершается освящение и преображение, обо жение (theosis) человеческого рода.

Extra Ecclesiam nulla salas [Вне Церкви нет спасения]. Вся категорическая сила и значение этого афоризма заключается в его тавтологии. Вне Церкви нет спасения потому, что спасение в Церкви. Ибо спасение есть откровение пути для каждого, кто верует в имя Христово. Откровение же можно найти только в Церкви. В ней, как в Теле Христовом, в ее богочеловеческом организме, постоянно совершается тайна воплощения, тайна "двух природ", нераздельно соединенных. Воплощение Слова заключает в себе полноту откровения не только Бога, но и человека. "Ибо Сын Божий стал Сыном человеческим", пишет св. Ириней, "для того, чтобы человек тоже мог стать сыном Божиим". Во Христе, как Бого-Человеке, смысл человеческого существования, не только открыт, но и осуществлен.

В Нем человеческая природа усовершена, она обновлена, воссоздана, заново сотворена. Человеческая судьба достигает своей цели, и отныне жизнь человека, по слову Апостола "сокрыта со Христом в Боге". В этом смысле Христос есть "последний Адам", истинный человек. В Нем находится мера и граница человеческой жизни. Он воскрес как "первенец усопших", вознесся на небеса и воссел одесную Бога. Слава Его - слава всего человеческого существования. Христос вошел в превечную славу; Он вошел в нее как Человек и призвал все человечество пребывать с Ним и в Нем. "Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом... и с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе". В этом и заключается тайна Церкви как Тела Христова. Церковь есть полнота, το πλήρωμα, т.е. исполнение, завершение. В этом смысле св. Иоанн Златоуст объясняет слова Апостола: "Церковь есть исполнение Христа в том же смысле, как голова восполняется телом. Таким образом мы понимаем, почему Апостол считает, что Христос, как Глава, нуждается во всех Своихчпенах. Ибо если бы мы, многие, не были один рукой, другой ногой и еще другими членами, то тело Его не было бы завершенным. Так Тело Его состоит из всех членов. Это значит, что глава только тогда будет завершенной, когда тело будет совершенно; когда все мы крепчайше связаны и

укреплены". Объяснение Златоуста повторяет епископ Феофан: "Церковь есть исполнение Христа в том же смысле, как дерево есть исполнение зерна. Все то, что сжато содержится в зерне, получает свое полное развитие в дереве... Сам Он всецел и всесовершен, но человечество Он еще не привел к Себе в конечном совершенстве. Человечество лишь постепенно входит в общение с Ним и так придает новую полноту Его делу, которое таким образом достигает всей полноты своего совершения".

Церковь сама по себе есть полнота; она - продолжение и осуществление богочеловеческого единения. Церковь есть преображенное и возрожденное человечество. Значение этого возрождения и преображения заключается в том, что в Церкви человечество становится единством, "единым телом". Жизнь Церкви есть единство и единение. И конечно же, единство это не внешнее, но внутреннее, сокровенное, органическое. Это единство живого тела, единство организма. Церковь есть единство не только в том смысле, что она едина и единственна; она единство прежде всего потому, что самое существо ее состоит в воссоединении разделенного и разрозненного человечества. Это-то единство и есть соборность, или кафоличностъ, Церкви. В Церкви человечество переходит в другой план, начинает иной образ бытия. Становится возможной новая жизнь, истинная, всецелая и совершенная жизнь, жизнь соборная, "единение духа в союзе мира". Начинается новое существование, новый жизненный принцип, "якоже Ты, отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут... Да будут едино якоже мы едино есмы".

Это тайна конечного единства по образу единства Святой Троицы. Оно осуществляется в жизни и структуре Церкви, это тайна соборности, тайна кафоличности.

Внутреннее свойство соборности

Соборность Церкви не есть понятие количественное или географическое. Она совсем не зависит от распространения верующих по всему миру. Универсальность Церкви есть последствие или проявление, но не причина и не основание ее соборности. Всемирное распространение, или универсальность Церкви - только внешний признак, и притом не совершенно обязательный. Церковь была соборной даже тогда, когда христианские общины были лишь отдельными и редкими островками в море неверия и язычества. И Церковь пребудет соборной до конца времен, когда откроется "тайна отпадения", когда Церковь сократится до "малого стада". "Сын человеческий пришедши, найдет ли веру на земле?" (Лк.18:8). Об этом очень правильно выразился митрополит Филарет: "Если город или страна отпадает от вселенской Церкви, последняя все же остается цельным и нетленным телом". Здесь Филарет употребляет слово "вселенская" в смысле соборности. Понятие соборности не может измеряться всемирным распространением; универсальность не передает его с точностью. Καθολική от Καθ" ολου, означает прежде всего внутреннюю цельность и неповрежденность жизни Церкви. Мы говорим здесь о цельности, а не только об общении, и во всяком случае не об эмпирическом общении. Καθολιχή - не то же самое, что Κατά παντός; здесь не феноменальный или эмпирический план, но ноуменальный, онтологический; он относится к самой сущности, а не к внешним проявлениям. Это мы ощущаем уже в до-христианском употреблении этих слов, начиная с Сократа. Если соборность обозначает также и универсальность, то это во всяком случае универсальность не эмпирическая, а идеальная; она предполагает общение идей, а не фактов. Когда же первые христиане стали употреблять слова Εκκλησία Καθολιχή, то это никогда не означало "Церковь всемирная". Слово это скорее подчеркивало православие Церкви, истинность "Великой Церкви" в противоположность духу сектантского сепаратизма и партикуляризма; здесь выражалась идея целостности и чистоты. Это получило сильное выражение в хорошо известных словах св. Игнатия Антиохийского: "Там, где епископ там да будет и все множество; так же как там, где Иисус Христос там же и соборная Церковь". Слова эти выражают ту же мысль, что и обетование: "Ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там Я посреди их" (Мф.18:19-20). Это тайна собрания (μυστήριον της συνάξεως), которую выражает слово соборность. Позже св. Кирилл Иерусалимский объяснил слово "соборность", употребляемое в символе веры в традиционном церковном смысле Слово "Церковь" означает "собрание всех в единстве"; потому и называется она "собранием" (εκκλησία). Церковь именуется соборной потому, что она распространяется на всю вселенную и подчиняет весь человеческий род праведности, потому также, что в Церкви возвещаются догматы "в полноте, без пропусков, соборно и совершенно" (καθολικώς καί άνελλειπως), и еще потому, что "в Церкви лечится и исцеляется род греха". Здесь снова соборность понимается как свойство внутреннее. Только на Западе, во время борьбы против донатистов, слово "кафолический" употребляется в смысле "универсальный" в противоположность географическому провинциализму донатистов. Позже на Востоке слово "кафолический" (соборный) понималось как синоним "вселенского". Но это лишь ограничивало это понятие, потому что привлекло внимание к внешней форме, а не к внутреннему содержанию. Однако Церковь кафолична (соборна) не по причине своего внешнего распространения, или, во всяком случае, не только по этой причине. Церковь соборна не только потому, что она сущность всеобъемлющая, не только потому, что она объединяет всех своих членов, все поместные Церкви, но потому, что она соборна насквозь, в мельчайшей своей части, в каждом своем действии и событии ее жизни. Соборна природа Церкви; соборна самая ткань ее тела. Церковь соборна потому, что она - единое Тело Христово; она - единение во Христе, единство в Духе Святом, и единство это является высшей цельностью и полнотой. Мера соборного единства в том, что "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32). Там, где это не так, жизнь Церкви ограничена и сокращена. Онтологическое смешение личностей совершается и должно совершаться в единстве с Телом Христовым; они теряют свою исключительность и непроницаемость. Исчезает холодное разделение на "мое" и "твое".

Возрастание Церкви заключается в совершенствовании ее внутренней цельности, внутренней соборности, в "совершенной целостности"; "да будут совершени во едино" (Ин.17:23).

Преображение личности

Соборность Церкви имеет два аспекта. Объективно соборность Церкви означает единство Духа. "Едином Духом мы вси во едино Тело крестихомся" (1Кор.12:13). И Дух Святой, который есть Дух любви и мира, не только воссоединяет разделенных индивидов, но и в каждой отдельной душе становится источником внутреннего мира и целостности. Субъективно соборность Церкви означает то, что она является известным единством жизни, братством или общением, союзом любви, "совместной жизни". Образ тела есть заповедь любви. "Такой любви требует от нас св. Павел, любви, которая связывала бы нас друг с другом, так чтобы мы уже не могли бы более быть отделены друг от друга... Св. Павел требует, чтобы наш союз был бы столь же совершенным, как союз членов одного тела". Новизна христианской заповеди любви заключается в том, что мы должны любить ближнего как себя. Это более, чем ставить его на один уровень с собой, отождествлять его с собой; это значит видеть самого себя в другом, в любимом, а не в самом себе... Здесь лежит предел любви; любимый есть наше "второе Я" (alter ego), такое "Я", которое дороже нам самих себя... В любви мы сплавляемся воедино. "Свойство любви таково, что любящий и любимый уже не двое, но один человек". Более того: истинная христианская любовь видит в каждом из братьев "самого Христа". Такая любовь требует самоотдачи, совершенного самообладания. Такая любовь возможна только в соборном раскрытии и преображении души. Заповедь соборности дана каждому христианину. Мера его духовного возраста есть мера его соборности. Церковь соборна в каждом из своих членов потому, что соборное целое не может быть построено или составлено иначе, как через соборность своих членов. Никакое множество, каждый член которого обособлен и непроницаем, не может стать братством. Единство может стать возможным только через взаимную братскую любовь всех братьев. Эта мысль очень ярко выражена в хорошо известном видении Церкви как строящейся башни (ср. с "Пастырем" Ермы). Эта башня созидается из отдельных камней - верующих. Верующие эти "живые камни". В процессе построения они пригоняются один к другому, потому что они гладки и хорошо приспособлены один к другому; они так тесно пригнаны друг ко другу, что их грани уже не видны и башня выглядит, как сделанная из одного камня. Это символ единства и целостности. Но заметьте, в такой постройке могут быть употреблены только гладкие, кубические камни. Были и другие камни, красивые, но круглые, и они оказались бесполезны для строительства; они не пригонялись друг ко другу, были неподходящи для постройки - μη αρμόζοντες - и их пришлось поместить около стен. В древнем символизме "округлость" была знаком отъединения, самодовольства и самоудовлетворения - teres atque rotundus. И как раз этот дух самоудовлетворения и мешает нам войти в Церковь. Камень должен прежде всего сгладиться, чтобы смочь войти в стену Церкви. Чтобы войти в соборность Церкви, мы должны "отвергнуть себя". Нам нужно справиться со своим себялюбием в духе соборности, дабы смочь войти в Церковь. И в полноте церковного общения осуществляется соборное преображение личности.

Но самоотвержение и отречение от себя не значит, что личность наша угасает, что она должна раствориться в множестве. Соборность не есть корпоративность или коллективизм. Наоборот, самоотвержение расширяет сферу нашей личности; через самоотвержение мы обладаем внутри себя всем множеством; мы включаем многих в свое собственное "Я". В этом заключается подобие с Божественным Единством Святой Троицы. В своей соборности Церковь становится тварным подобием Божественного совершенства. Отцы Церкви говорили об этом с большой глубиной. На Востоке св. Кирилл Александрийский; на Западе св. Иларий. В современном русском богословии митрополит Антоний очень правильно сказал: "Бытие Церкви не может быть сравнено ни с чем на земле, потому что на земле нет единства, но только разделение. Нечто подобное этому есть только на небе. Церковь есть совершенно новое, необычайное и единственное в своем роде бытие на земле, "уникум", который не может быть определен никакими понятиями жизни мира. Церковь есть подобие Святой Троицы, подобие, в котором многие становятся единым. Почему бытие это, также как и бытие Святой Троицы, ново для ветхого человека и непостижимо для него? Потому что личность в плотском сознании есть бытие самодоограниченное, коренным образом противопоставленное каждой другой личности". "Таким образом христианин должен в меру своего духовного развития освободиться от создания прямого противопоставления между "Я" и "не-Я", он должен коренным образом изменить основные свойства человеческого самосознания". В этом именно изменении и состоит соборное возрождение духа.

Существуют два типа самосознания и самоутверждения: обособленный индивидуализм и соборность. Соборность не есть отрицание личности, и соборное сознание не является ни родовым, ни расовым. Это не общее сознание, не совместимое сознание многих и не Bewusstsein uberhaupt немецких философов. Соборность достигается не исключением живой личности, не переходом в план абстрактного логоса. Соборность есть конкретное единство в мысли и чувстве. Соборность есть чин, или порядок, или установка личного сознания, восходящего до "уровня соборности". Это вершина (telos) личного сознания, осуществляемая в творческом развитии, а не в уничтожении личности.

Разъяснение Послания к Ефесянам. М., 1893. Ч. 2. С. 93-94. Подобная точка зрения - см. труд

покойного свящ. А. Робинсона "Послание ап. Павла к Ефесянам", с. 44-45,1,403; в кратком изд. с. 57-60 (по-английски).

"Мнения и утверждения Филарета, митрополита Московского относительно Православной Церкви наВостоке" (СПб., 1886), с. 53.

Игнатий Смирнский, 8. 2.

Слово 18, 23//PG. XXXIII. С. 1044.

Ср.: Batiffol Pierre. Le Catholicisme de St. Augusti. Paris, 1920. P. 1; P. 212: "Напомним, что наименование кафолическая (соборная) употреблялось в отношении Великой Церкви в противоположность еретикам... Наименование это, вероятно, народного происхождения и появляется на Востоке во втором веке. Писатели IV века, ищущие в нем его этимологическое и учебное значение, хотят видеть в нем выражение либо всецелого совершенства веры Церкви, либо того, что Церковь не считается с лицами высокого положения и культуры, либо, наконец и главным образом, то, что Церковь распространяется по всему миру, от одного конца до другого. Августин признает только это последнее значение". Ср. также слова епископа Лайтфута в его издании св. Игнатия, V, II (Лондон, 1889, с. 319, сноска). История христианского и дохристианского употребления терминов (εκκλησία καθολιχή) и вообще καθολικός в разных контекстах, заслуживает тщательного изучения. Из работ на русском языке можно сослаться на очень ценную, хотя и не исчерпывающую и не безошибочную статью профессора М. Д. Муретова в дополнении к его книге "Древние еврейские молитвы, приписываемые св. Петру" (Сергиев Посад, 1905). См. также епископа Лайтфута, св. Игнатий, V, II (Лондон, 1889, с. 310, сноска).

St. Jo. Crys. In Eph. hom. XI, 1//PG. LXII. C. 79.

Ibit. In 1 Cor. hom. 33, 3//PG. LXI. С. 280.

"Пастырь" Ермы, Видение III, 2, 6, 8.

Округлый и шарообразный (лат.).

Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367) - христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353 г.), учитель Западной Церкви; защищал православное вероучение в борьбе с арианством, за что получил прозвище "Афанасий Запада" (имеется в виду Афанасий Александрийский); способствовал созданию латинской богословской терминологии. [Для святоотеческих цитат, хорошо подобранных и объясненных см.: Е. Mersch S.J. Le Corps Mystique du Christ. Etudes de Theologie Historique. T. III. Louvain, 1933.]

Архиепископ Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата Церкви//Труды. СПб., 1911. Τ. И. С. 17-18.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд!

СОБОРНОСТЬ
одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.
Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых. «В вопросах веры, - писал А. С. Хомяков, - нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора». Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И.В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.
Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.
Основной принцип Православной Церкви, писал Д.А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. «Соборность - это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, - Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий». Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как «сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога».
Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми (С.Н. Булгаков). Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости (Н.А. Бердяев).
Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.
Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.
Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди - Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.
Таким образом, известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "СОБОРНОСТЬ" в других словарях:

    СОБОРНОСТЬ понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом “соборная”; первоучители славянства… … Философская энциклопедия

    Понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом «соборная» первоучители славянства Кирилл и Мефодий … Философская энциклопедия

    - (кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной (единая, святая, соборная и апостольская церковь Никейско Константинопольский символ веры, 4 в.) … Большой Энциклопедический словарь

    - (кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» Никейско Константинопольский символ веры, 4 в.) … Политология. Словарь.

    Единство, общность Словарь русских синонимов. соборность сущ., кол во синонимов: 4 единство (55) … Словарь синонимов

    Понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все… … Новейший философский словарь

    СОБОРНОСТЬ, соборности, мн. нет, жен. (книжн., церк.). отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем нибудь, обсуждение. Принцип соборности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СОБОРНОСТЬ, и, жен. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    И; ж. Книжн. Совокупность религиозно философских взглядов, идей, воспринятых русской религиозной философией в конце 19 начале 20 в. и направленных на единение людей на основе православия и традиционной народной нравственности. * * * соборность… … Энциклопедический словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Соборность понятие, введённое (применительно к русской деревенской общи … Википедия

Книги

  • Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13-16 ноября 2017 г. , Анашкин А.В.. Сборник представляет собой материалы Международной научной конференции 171;Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи 187;, которая проходила 13–16 ноября 2017 г. в Соборной палате…

Верую… во едину Святую Соборную
и Апостольскую Церковь

К теме иконографии Церковных Соборов на страницах «Московских епархиальных ведомостей» мы уже обращалась (МЕВ 2002, № 5-6; МЕВ 2008, № 5-6). В данной статье рассматривается вопрос о том, как отражалось в памятниках иконографии такое основополагающее свойство Церкви как ее соборность. Соборность означает то, что члены Церкви Христовой объединены в любви, вере и жизни.

Одно из ярких определений соборности дает Д. А. Хомяков. Соборность, по его учению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Ежедневно исповедуя за богослужением и в келейном молитвенном правиле свою веру во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, мы и на примере приведенных здесь памятников иконописи можем видеть, как идея соборности Церкви раскрывалось изобразительными средствами.

Символ веры, составленный богомудрыми отцами Первого и Второго Вселенских Соборов, конечно, не стал для Церкви чем-то принципиально новым. В нем было четко и лаконично изложено то, что христианское сознание хранило со времен апостольских. Поэтому представляется, что провозглашенная в никео-цареградском символе веры идея соборности Церкви присутствовала уже в раннехристианской иконографии.

Какие события церковной истории ярче всего иллюстрируют идею соборности? Вторая глава книги Деяний апостольских открывается словами: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2:1). Сошедший на апостолов Дух Святый соединил их в ту новую общность, в которой пребывание вместе является реальностью даже тогда, когда физически люди находятся на значительном расстоянии друг от друга. Ученики Христовы ощущали необходимость постоянного общения: Все же верующие были вместе и имели все общее (Деян. 2:44). Жизнь ранней Церкви — это жизнь сплоченной общины единомышленников. Именно здесь впервые звучит слово Церковь применительно к людям, уверовавшим во Христа, соединенных совместной молитвой и находящихся в любви у всего народа. Апостол Лука отмечает еще одно очень важное свойство ранней Церкви — ее открытость для новых членов: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47). Это очень наглядно выражено в иконографии Пятидесятницы; с раннехристианских времен сидящие вместе апостолы не образуют замкнутого круга, что можно было бы истолковать как некую замкнутость изображенного сообщества. Круг апостолов на иконах разомкнут, причем разомкнут со стороны зрителя. Эта традиция сохранилась неизменно и в более позднее время (см. икону Пятидесятницы начала XV в. из афонского монастыря Ватопед).

Какими свойствами должен обладать уверовавший во Христа человек, желающий войти в это общение? Книга Деяний дает ясный ответ на этот вопрос: становящиеся членами Церкви крестились, постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:41-42). Уже в апостольском Символе веры читаем: …Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν, ἁγίων κοινωνίαν, ἄφεσιν ἁμαρτιῶν, σαρκὸς ἀνάστασιν, ζωὴν αἰώνιον (Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную).

Считается, что первым христианским богословом, применившим термин «кафолическая церковь» (καθολικὴ Ἐκκλησία), был священномученик Игнатий Богоносец. В своем Послании к Смирнской Церкви он так и писал: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь».

В Русской Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры использован в качестве эквивалента термина καθολικὴν термин Соборная. Святитель Филарет Московский в Пространном Православном Катехизисе говорит: «Церковь называется Соборной, или, что-то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».

Об этом говорит и митрополит Макарий (Булгаков): «Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:

— по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;

— по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;

— по своему устройству. Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом».

Вернемся вновь к словам 9-го члена Символа веры. В греческом тексте читаем: Εἰς μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν. Членов Церкви и во времена Вселенских Соборов, и сейчас объединяет следование тем же самым принципам. Принцип соборности Церкви наглядно выражен в изображениях апостолов не только на иконах Пятидесятницы, но и в иконографии Собора святых апостолов.

На иконе XVIII в. из Рыбинского художественного музея изображены не только двенадцать учеников Христовых, но также апостол Павел и апостолы из числа семидесяти. Композиция иконы построена таким образом, что фигуры апостолов словно образуют раскрытую дверь; в глубине виден храм. Над группой апостолов изображена икона Святой Троицы. У молящегося перед иконой невольно возникают в памяти слова Символа веры о Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Отметим, что принцип, впервые примененный в иконографии Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов, стал использоваться и в иконографии Вселенских Соборов. На афонских иконах это видно весьма наглядно. Так, на иконе XVI в. из афонского монастыря Хиландар, изображающей отцев Первого Вселенского Собора, композиция повторяет уже известную нам по иконографии Пятидесятницы. Важность решений, соборно принятых святыми участниками Никейского Собора, здесь согласуется с событием Сошествия Святого Духа на апостолов.

Церковные Соборы, и в частности Вселенские, созывались для того, чтобы соборно дать ответ, Духом Святым указанный, на те вызовы времени, которые могли помешать Церкви Христовой выполнять главную свою задачу — спасение людей. Еретические лжеучения и попытки расколоть Церковь становились предметом серьезного и глубокого изучения. Соборным разумом выносились решения, в которых не только осуждались еретические учения, но и четко формулировались те догматы веры, которые полностью соответствовали Священному Писанию и Преданию.

На иконах Вселенских Соборов, композиционно повторяющих иконографию Пятидесятницы, этот принцип соборности выражен вполне наглядно. Но известно и немало других изображений — ведь мозаики с изображением отцев Вселенских Соборов существуют, по крайней мере, с восьмого века. Особенностью таких композиций — как правило, многофигурных и носящих повествовательный характер — было то, что идея соборности Церкви была представлена в них с точки зрения как бы количественной. Противостоящие лжеучениям святые отцы были представлены достаточно большими группами, причем компоновались их изображения так, что было видно их единодушное согласие. Напротив, при изображении еретиков (если они включались в композицию) было видно и некое замешательство, позы их выражали неуверенность. Святые отцы Соборов изображались, как правило, в святительских облачениях, с Евангелиями в руках. Одежды и головные уборы еретиков не носили характера богослужебных, во всяком случае, отличались от святительских риз. Эти особенности были закреплены позднее и в иконописных подлинниках.

Такой подход характерен для более поздней иконографии. Например, икона с изображением Первого Вселенского Собора конца XVI в. из Ростовского музея почти полностью совпадает с описанием подлинников. Здесь представлено и видение святителю Петру Александрийскому — Христос в отроческом возрасте в разодранной ризе, и одетый в парадные одежды сидящий на престоле император Константин (в иконописном подлиннике он описывается седовласым, но на данной иконе этого нет). По правую руку сидят три святителя с Евангелиями в руках; у одного из них Евангелие приоткрыто. По другую сторону — два ведущих между собой беседу святителя и третий, который обращается к расположенному ниже еретику — Арию с увещеванием. Этот фрагмент соответствует описанному Евсевием Кесарийским началу Собора: «царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной».

В нижней части композиции — завершение Собора: император Константин стоя обращается к православным участникам Собора; первым стоит святитель Николай Мирликийский, за ним святитель Афанасий Александрийский. Видно по всему, что Константина вполне убедили аргументы святителей, он согласен с осуждением арианской ереси. Ни доводов, ни письменных обращений ариан император уже не принимает. Два арианина в белых колпаках на головах стоят позади императора и что-то пытаются еще доказать. Но святые отцы Первого Собора уже отстояли веру православную. Отстояли соборно — и на иконе видно, как это происходило. Это их совместный поиск убедительных слов в защиту Церкви — конечно, на основе Священного Писания; и стремление сохранить целостность Церкви, и обличения еретика. Здесь нет статичности; все изображенные лица показаны в действии. Богословский спор, победа над еретическим учением Ария — плоды трудов отцев Первого Вселенского Собора — дали возможность сформулировать догматически четкий Символ веры:

«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа. Говорящих же, что „было, когда [Его] не было“, и „до рождения Он не существовал“, и что Он произошел „из не сущих“, или говорящих, что Сын Божий „из иной ипостаси“ или „сущности“, или что Он „создан“, или „преложим“, или „изменяем“, таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь».

Иконы с изображением отцев Вселенских Соборов — даже совсем небольшие, как фрагменты из минейных икон XVI в., показывают именно это: как происходил процесс поиска единственно верного единодушного, соборного решения: «Изволися Духу Святому и нам…» Изображено всего несколько фигур, но они ясно передают весь драматизм ситуации: Церкви нелегко далась победа над арианской ересью. В нижней части фрагмента минейной иконы, изображающего отцев Первого Вселенского Собора (в неделю 7-ю по Пасхе) показаны святители, единым фронтом, соборно, выступающие против ариан. Важная, на наш взгляд, деталь: ариане держатся плотной группой, их немало, и победа над ними далась нелегко.

На другом фрагменте — Седьмой Вселенский Собор. К соборной защите святых икон — а это главное из деяний Собора — присоединились императрица Ирина и царь Константин — отрок; они сидят на престоле, а перед ними — святители Христовы, держащие святые иконы. У одного из них — Нерукотворный образ («Спас на убрусе»), у другого — оплечный образ Спасителя; икона Божией Матери помещена рядом с царем Константином. К Собору святителей присоединились Спаситель и Пречистая Богородица. Но еретики-иконоборцы изображены и здесь: ведь еще совсем недавно они представляли силу, казалось бы, непреодолимую.

В отстаивании истин веры Христовой случались страницы трагические. Например, на иконе преподобного Максима Исповедника (конец XVI в.) в житийных клеймах соборность представлена не как собрание значительного количества людей, правильно богословствующих и защищающих веру Христову. Правду Божию ему приходилось отстаивать в меньшинстве, но с ним был Сам Господь и Его Церковь.

В середине IV в. св. Кирилл Иерусалимский в своих Огласительных словах дает следующее толкование кафоличности — соборности Церкви: «Она — в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что соборно и без всякого опущения преподает все догматы, долженствующие быть известными людям, о видимых и невидимых вещах, о небесных и земных, и подчиняет благочестию весь род человеческий, и начальных и подначальных, ученых и простецов, и потому, что соборно врачует и исцеляет всякого рода заблуждения, совершенные душой и телом; в ней же приобретается все именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода, — и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании».

Таким образом, святитель Кирилл называет три свойства соборности Церкви: 1) ее универсальность, 2) всеобщее, или соборное, преподание догматов и 3) всеобщее же, или соборное, врачевание грехов и приобретение добродетелей.

Как во времена Вселенских Соборов, так и в последующие соборность Церкви выражалась в верности этим условиям церковного единства, то есть подлинно соборной является Церковь Православная, так как:

— у нее есть иерархия, имеющая апостольское преемство благодати;

— она сохраняет неизмененными символы, и догматы, утвержденные на Вселенских соборах;

— она соблюдает принципы Вселенских соборов — «преподавать догматы» и «врачевать всякого рода заблуждения» только соборно.

Начиная с середины XVI в. в русской иконописи появляется целый ряд икон с символико-аллегорическими и назидательными сюжетами. К этому времени относится и появление икон, получивших наименование «Символ веры».

Обычно композиция иконы разделена на регистры, либо на отдельные клейма, соответствующие членам Символа веры. При несомненной наглядности такая иконография страдает перегруженностью мелкими деталями; наряду с изображением в ней присутствует большое количество надписей, что не всегда способствует выразительности. Кроме того, появление новых сюжетов вызывало поначалу немалое смущение в Русской Церкви.

Так, в октябре 1553 г. во время соборного заседания, на котором обсуждались меры при-нятые относительно иконописания на Соборе

1551 г., участвующий в заседании посольский дьяк Иван Висковатый высказался против новых икон. По поручению святителя Макария дьяк подготовил записку с пространным изложением смущающих его особенностей новой иконографии. Висковатый обвинил протопопа Благовещенского собора Сильвестра и другого благовещенского иерея Симеона в связи с еретикам Матвеем Башкиным и Артемием и просил соборного разбирательства. Соборное разбирательство по этому делу состоялось в январе 1554 г. и закончилось осужением самого дьяка; на недоуменные вопросы дьяка Собор ответил отрицательно. Дьяк в своих заблуждениях раскаялся.

Тем не менее, новые иконографические сюжеты продолжали вызывать смущение. Ранее их правомочность оспаривал новгородский архиепископ Геннадий; отрицательно относился к ним и прп. Максим Грек: «Преизлишне таковы образы писати, иноверным и нашим хрестианам простым на соблазн». Но новая иконография утвердилась, не получая широкого распространения лишь по причине технической сложности: большие многофигурные композиции способны были написать немногие мастера.

За такие композиции брались мастера Оружейной палаты, Строгановской школы, а позднее — палешане. В качестве примера можно привести несколько таких икон — композиционно они схожи, но весьма различны в деталях. Хочется отметить, что иллюстрация девятого члена Символа веры на этих иконах бывает очень выразительной: на иконе XVII в. из Государственного Русского музея в этом клейме показан храм с раскрытыми царскими вратами, на ступенях стоят апостолы с раскрытыми книгами — они учат народ, пришедший в храм, истинам веры Христовой. Здесь раскрыты те грани соборности Церкви, о которых говорилось выше: апостольское преемство благодати, непреложность догматов, соборное врачевание всякого рода духовных недугов.

Соборность Церкви — одно из ее свойств, трудно понимаемых современным массовым сознанием, но безусловно необходимых для выполнения главного предназначения — спасения людей.

Епископ Балашихинский Николай

Литература:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М.,1963.

Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

Квливидзе Н. В. Вселенский собор. Иконография / Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005.

Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.

Малков Ю. Г. Тема Вселенских Соборов в древнерусской живописи XVI—XVII вв. // Даниловский Благовестник, 1992. № 4.

Подлинник иконописный. Изд. Большаков С.Т. под ред. Успенского А.И. М., 1903.

Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 3-е изд. Т. 2. М., 1886.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test