Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду. Подборка дидактических игр по художественному творчеству

Текстовая HTML-версия публикации

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Методическое пособие Составила Н.А.Байдюкова
Актуальность: В этом методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, которая разработана и изготовлена на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в воспитательно-образовательном процессе с самого начала обучения ребенка в различных образовательных областях. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (изъявляют желание вместе с педагогом создавать дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами: (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В
играх с предметами
используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры
– интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам
.
Самое простое задание в такой игре– нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры
построены на словах и действий играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, и т.д.. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора.
Дидактические игры по цветоведению: Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему, (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, каждый цвет оказывает на нас определённое эмоциональное воздействие.
Д/И «Собери Гусеничку»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Мордочки Гусеницы основных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый), круги различных оттенков основного цвета.
Задание:
Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого. Ещё один вариант: среди множества цветов нужно найти и его оттенки.

Д/И «Снеговик и Солнышко»

Цель:
Развивать чувство цвета. Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»

Материал:
Изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание:
Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

Д/И «Составь букет для Алёнушки и Снегурочки»

Цель:
Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку, используя при этом теплую и холодную цветовую гамму.
Материал:
2 картинки с изображением Алёнушки и Снегурочки, Цветные круги или цветы в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание:
Внимательно рассмотрев картины, по сигналу педагога положить рядом с персонажем круги, (цветы) придерживаясь соответствующёй цветовой гаммы.
Д/И «Попугай художник»

Цель:
Уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.
Материал:
картинка с изображением попугая, цветные капельки.
Задание:
Внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Гуашь. Палитра.
Задание:
Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
Д/И «Веселая палитра»

Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Задание:
Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактические игры на развитие творческого воображение:
Д/И «Волшебные картинки»

Цель:
Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал:
Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.
Задание:
Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
Д/И «Чудесный лес»

Цель:
Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал:
Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель:
Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал:
Лист бумаги, карандаши.
Задание:
Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель:

Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Задание:
Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Д/И «Что это может быть?»

Цель:
Развивать воображение.
Материал:
Гуашь. Палитры.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель:
Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы:
Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Задание:
У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель:
Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал:
Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Д/И «Поможем художнику»

Цель:
Развивать творческое воображение.
Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Цель:
Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Д/И «Придумай сам»

Цель:
Развивать воображение, фантазию.
Материал:
Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.
Задание:
Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
Д/И «Веселый гном»

Цель:
Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал:
Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Задание:
Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Перевертыши»

Цель:
Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал:
Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание:
Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Д/И «Составь портрет»

Цель:
Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал:
Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет. Определить настроение и нарисовать портрет.
Д/И «Подводный мир»

Цель игры:
Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Материал:
Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.
Задание:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель:
Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал:
Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Д/И «Витражи»

Цель:
Развивать воображение, чувство цвета и формы.
Материал:
Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.
Задание:
Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.
Игры на развитие мелкой моторики рук
1.

Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного

карандаша
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями ) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами). Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем) Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца ) Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши ) - Ох! (Один хлопок) И ушел. (Ритмичные хлопки по столу) Газон засох.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. (Грозят пальчиком ) Рыбка спинку изогнула, (Медленно сближают ладони.) Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.) Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка (На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке ) И пушистого щенка! (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».) Гав! Гав!
5. Самомассаж пальцев и ладоней рук
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши). Этот пальчик самый сильный Самый толстый и большой Этот пальчик для того, Чтоб показывать его Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал. Раз, два, три, четыре, пять - Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли И домой пришли опять (Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении- правой руки) начиная с большого.)(Интенсивно растереть кисти (Энергично встряхивать кистями рук.)
Художественное слово: Волшебник Владимир Данько Волшебник кисточкой взмахнул - И ожил лист бумажный: Донёсся грома дальний гул, И дунул ветер влажный. И вот уж ливень грозовой На сад цветущий льётся! И человечек, как живой! Под зонтиком Смеётся!.. Я рисую осень. Я рисую осень. Жёлтые листочки. Из лесу приносят Рыжие грибочки. Веточка рябины, Будто бы заря. Вот какие краски, Краски сентября. Окуну я в осень Кисточку свою. Осень золотая, Я тебя люблю. Мы идём по парку. Всюду листопад. Осени багряной Каждый очень рад.
Литература: Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада.– 2-е издание,доработанное– М.; Просвещение,1991 г. КомароваТ.С.,Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве.– М., Педагогическое общество России,2002 г. Лыкова И.А.Программа художественного воспитания,обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки». – М.,«Карапуз-Дидактика»,2006 г. Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова.Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М.,«Просвещение»,1969 г.

Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и формой обучения, представляют собой специфический инструмент в педагогическом процессе, средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра содействует развитию . Ребенок, включенный в ситуацию игры, гораздо легче усваивает учебный материал. Охотно, без принуждения, дети выполняют игровые правила и действия, что способствует более эффективному усвоению знаний, формированию представлений, овладению умениями и навыками.

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

(На выявление, закрепление или формирование знаний об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства).

Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий белорусского и русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к белорусским или русским промыслам.

Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.

Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.

Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.

Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Примечание

При проведении коллективных игр с большим количеством детей необходимо увеличить число кукол и карточек с изделиями. Увеличив размер кукол и карточек, можно проводить игру на полу и включать ее в игры-занятия.

Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).

Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.

Примечание

У каждой команды должно быть по две куклы в белорусском и русском костюмах.

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

(На выявление знаний о белорусском и русском узорах).

Цель дидактической игры: выявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.

Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.

Примечание

При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.

«СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

(На закрепление знаний об изделиях белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов).

Дидактическая задача: закрепить представления об изделиях белорусских промыслов, классифицировать их по принадлежности к традиционному материалу, из которого они сделаны; активизировать ощущение формы и цвета.

Материал: 6-9 карт (25х25 см) с изображением изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: из глины (игрушки, украшения, посуда и др.), из соломы (куклы, птицы, животные, предметы быта, декоративные изделия), из льна (куклы, салфетки, цветы и др.). Картинки с изображением изделий разрезаны на несколько частей, 6-9 картинок такого же размера с изображением только контуров изделий, которые размещены на разрезанных картах.

Детям предлагается составить из частей одну-две картинки так, чтобы появился предмет, контур которого изображен на карточке, находящейся у играющего.

Примечание

В игру можно ввести элемент соревнования - кто быстрее составит картинку (несколько картинок); разрезанные части картинок и картинки с контурным изображением предметов можно использовать для упражнений в индивидуальной работе.

«НАЙДИ ТАКОЙ УЗОР»

(На выявление и формирование знаний об элементах белорусского узора).

Дидактическая задача: узнавать и называть элементы белорусского узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.

Материал: 7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами белорусского орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).

Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.

Второй вариант (участвуют несколько детей).

Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.

Третий вариант (участвуют две команды).

Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.

Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Примечание

При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.

«ЧУДО-ПТИЦА»

(На формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства).

Цель дидактической игры: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.

Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.

Первый вариант (задание выполняет один ребенок).

Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.

Второй вариант (играет небольшая группа детей).

По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.

«МАГАЗИН СУВЕНИРОВ»

На формирование и закрепление представлений о характере русской ( , хохломской и гжельской) и белорусской.

Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.

Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).

Первый вариант

В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.

Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.

Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).

После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).

После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью белорусских и русских песен, плясок, стихов, частушек.

«БАБОЧКИ»

(На закрепление элементов узора белорусского и русского орнамента).

Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.

Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.

Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).

Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.

Второй вариант (принимают участие несколько детей).

Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Примечание

После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.

«КТО БОЛЬШЕ?»

(на формирование или закрепление умений находить сходство и различие в декоративных композициях).

Цель дидактической игры: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.

Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.

Первый вариант (дети могут сидеть рядом).

Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.

Второй вариант (участвуют 2-4 детей). Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).

Светлана Филимонова
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников

Подготовила : воспитатель 1 кв. категории

Филимонова С. А.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования , таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше , чем в интеллектуальном или физическом развитии . И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства , формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности , обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактические игры и игровые упражнения . Ниже представлен игровой комплекс , который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Программные задачи .

Материал : картинки со схематичными или стилизованными изображениями.

Организация игры

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать название для них. С каждым разом предъявлены детям изображения все более абстрактны, чем усложняется задание. При этом дети могут не только давать названия рисункам, но и сами делают небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре- взрослым или детям.

Дидактическая игра «Что на что похоже?»

Программные задачи : развитие метафорического мышления, являющего для ребенка основой воображения.

1 вариант

Материал : разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, ракушка, апельсин, лист дерева, кирпичик, палочка, кусочек меха)

Организация игры

На начальном этапе ознакомления детей с этой игрой необходим наглядный игровой материал . В дальнейшем игра проходит только в словесном варианте, т. е. без опоры на наглядность.

Правила игры просты – нужно ответить на вопрос : «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?» , «Чем?» ).

Выигрывает тот, кто во- первых, назовет наибольшее количество предметов, чем либо напоминающих исходный; во-вторых сразу находит средство по нескольким признакам.

2вариант.

Материал : плотная картонная коробка с прорезями для рук по бокам

Организация игры

Определение предметов наощупь. Ребенок запускает руки в «волшебный» сундучок и ощупывая предмет, высказывает свое предложение о нем (что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким) . Один и тот-же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предложений делается обобщение, предлагая детям определится с конечным выбором, и затем воспитатель предъявляет предмет для опознания.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Программные задачи : активизация образного восприятия

Материал : спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры, диаметра, зерна или сухие плоды растений, ниточки (2-5см, мелкие камешки.

Организация игры

10-12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают на стол с небольшой высоты или на листе бумаги. При падении предметы складываются в разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» (дифференцировать) и назвать получившееся изображение.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Программные задачи : активизация образного восприятия (поиск образных сравнений) .развитие метафорического мышления.

Материал : листы с нарисованными на них какими-либо геометрическими фигурами.

Организация игры

Ребенку дается лист с нарисованной геометрической фигурой и предлагается её превратить во что-нибудь, т. е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом на основе рожденного при восприятии образа. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий или переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.

Дидактическая игра «Добавление»

Программные задачи : развитие наблюдательности , внимания, формирование умения словесно оформить результаты сравнения, обогащение словарного запаса детей.

Организация игры

Воспитатель называет или показывает картинки с изображением нескольких предлагаемых предметов, объектов, а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения : например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получить лес? Деревья, траву, грибы, других животных, птиц и т. п.). Объекты для объединения можно предлагать в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова, что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги – чтобы получился стол, шкаф, собака и т. д.

Этот вариант может быть использован в графической форме . Ребенку предлагают лист бумаги, на котором изображен незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца прорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. «Набросок» дорисовывается ребенком в соответствии с замыслом, родившемся на основе восприятия и придумывается восприятия, и придумывается название. Можно поступить так : вместе с предъявлением незаконченного изображения ребенку сообщается тема, в соответствии с которой, он должен дополнить рисунок до целостного. Даже если всем детям созданы одинаковые «наброски» , то у всех детей картины будут различны.

Дидактическая игра «Рисунки по кругу»

Программные задачи : развитие внимания , наблюдательности, творческого воображения .

Материал (на каждого ребенка)

Организация игры

Участвуют дети 3-5 человек. Каждый получает лист бумаги и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 мин. Подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый лист с рисунком, ребенок продолжает его в течении 1-2 мин. И вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начал рисовать (листы в начале игры подписать) . Можно спросить детей, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. Круговым способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи.

Дидактическая игра «Я хочу рисовать»

Программные задачи : развитие творческого воображения , воспитание чувства юмора.

Материал : чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)

Организация игры

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например один ребе нок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету. По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты Взрослый сообщает «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают на ракете» и т. д. (медведь в маске для подводного плаванья, ластах) Обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

Особая функциональная роль в творческой деятельности принадлежит эмоциям и чувствам, которые не только сопровождают собственно-творческий акт , так называемый, «внутренний и внешний эмоциональный фон» , от них зависит и продолжительность интереса к данному виду деятельности и психическое развитие ребенка . На тесную связь творчества с эмоциональной сферой ребенка указывал еще Л. С. Выготский, писавший, что «психология детского возраста отметила важный для развития деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии».

Дидактическая игра «Настроение»

Программные задачи : учить детей распознавать эмоциональное состояние людей и животных, использовать его при придумывании разнообразных рассказов.

Материал : картинки, иллюстрации, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний (у людей и животных) .

Организация игры

Перед составлением рассказов по картинкам сначала вспомнить, как по внешнему виду отличить например, испуганного человека от удивленного, веселого от грустного, злого от доброго. Воспитатель может рассказать какую либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям определить настроение, сопутствующее им. Например, разбилась сказка, убежал щенок, мама заболела, ребята подрались и т. д. можно использовать и такой вариант или рассказать как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, гордый вид, голова высоко поднята, грива развивается ); злого и ласкового кота, глупого и умного ворона и т. д. В процессе игры можно использовать уже готовые рисунки и самостоятельную зарисовку.

В последующих играх сначала придумывают рассказ, по одной картине, затем исходное количество увеличивается и варьируется (выкладывается в различной последовательности) в процессе развития сюжетной линии .

В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов используют графические модели различных эмоций. Если кружочки приклеить или нарисовать на отдельных кубиках, то с их помощью можно разыграть и мини спектакли.

Дидактическая игра «Эмпатийное рассказывание»

Программные задачи : обучение анализу ситуации и пониманию, почему у разных людей бывает отличная от других реакция на происходящие событие, упражнять в придумывании рассказов, учитывая различные позиции, взгляды на происходящее событие и осмысливать собственную точку зрения.

Материал : картинки с изображением людей и животных, находящихся в различных эмоциональных состояний.

Организация игры

Ребенку показывают картинку и спрашивают «Что случилось?» . Предлагается составить рассказ.

В дальнейшем на одной картинке могут быть совмещены несколько изображений, отражающих отличные друг от друга состояния. Задание остается то же, оно лишь немного усложняется за счет дополнительных вопросов : «А как бы ты отреагировал? Какое настроение было бы у тебя в этой ситуации?»

Дидактическая игра «Путешествие»

Программные задачи : помочь осмыслить воображение на картинке, познать из состояние героев, их настроение, отношение к событию.

Материал : сюжетные картинки мастеров живописного жанра, картины из цикла «Животные» , иллюстраций к сказкам, и т. д.

Организация игры

Предлагается детям представить, что они вдруг оказались на месте развертывания событий , отраженных в картине, и рассказать, что они услышали, почувствовали и т. п., находясь рядом с каким-либо объектом, героем. Можно предложить продумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента их запечатления на картине.

Отдаленное прошлое и будущее лучше «раздробить» на более мелкие события, как бы преодолевая их пошагово

ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цель этого цикла – обогатить социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и неизученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ»

Программные задачи : помочь детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.

Организация игры

Детям предлагается представить какую-либо ситуацию, ощущения и описать их словами или изобразить на бумаге.

Задания могут быть такими :

1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши как они будут звучать.

2. Представь, как звучит мягкое и пушистое облако.

3. Представь и изобрази звук из соленого огурчика

4. Представь как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, счастье.

5. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до мамы?.

Подобные задания помогут понять и по достоинству оценить каждого ребенка, который как бы открывает для взрослого и для самого себя новые, неопознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратить внимание на то, что все по разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, не похож на остальных.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Если бы….»

Помимо развивающей направленности этот вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются в предполагаемые обстоятельства и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы : «Если бы я был волшебником…» . (Каким? Зачем? Что делал бы) . «Если бы я оказался на необитаемом острове…» (Что бы там увидел? Что бы стал делать) . «Если бы вдруг исчезло время.» (Что здесь хорошего? Что плохого) . «Если бы я стал невидимым…» и т. д.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Способы передвижения »

В животном мире есть разные способы передвижения : бег, ходьба, ползанье и т. п. Попробуйте передвигаться так же, как это делают например

Медведи;

Воробьи;

Кенгуру;

Лягушки;

Кузнечики.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Сказочные истории»

Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т. п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.) .

Цель : учить придумывать разные варианты окончания сказки.

Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

1 «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине

Материал: репродукция какой-либо картины.

Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.

Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Звучная – звонкая – тихая

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.

Просторная – тесная

Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.

Радостная – унылая

Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.

Лёгкая – тяжёлая

Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

2 «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

3 «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

4 «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ»

Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.

Материал: репродукции картин с натюрмортом, модели (схемы) натюрмортов.

Описание игры: детям предлагается к натюрморту подобрать подходящую схему.

5 «ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания