Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Добросовестное выполнение обязательств. Роль принципа добросовестного выполнения международных обязательств в процессе контроля их соблюдения. Термин «международный договор»

Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо­собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв­ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима­нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ­ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде­ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо­лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы­полнения обязательств по международному праву”.

23. Понятие и кодификация права международных договоров.

Право междунар.дог-ров-совок-сть междунар.-прав. Норм,регулирующих отношения гос-в и др. субъектов межд.права по поводу заключения д-ия и прекращения междун.дог-ров и определяющих порядок участия гос-в в дог-ном процессе.

Источники:1.межд.-прав. Обычай.2.междунар.дог-р Венс. Конв. О праве междун.дог-ров 1969г.,Венс.конв. о праве дог-ров между гос-вами и междунар. орг-циями или между междунар.орг-циями 1986г.

Д-р – это м\н соглашение, заключаемое м\у гос-ми в письменной форме и регул-ое МП независимо от того, содерж-ся ли такое согл-е в 1-м док-те или нескольких, независимо от его конкретного наименования (ст. 2, 1969).

24. Международный договор: понятие, виды, принципы, формы международных договоров.

Международный договор - соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании междуна­ родного права. Международные договоры разделяются на общие международ­ные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сооб­щества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны поло­жения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.



Виды м\н д-ров:

1.от числа участвующих субъектов:

1)двусторонний (2 стороны); 2)многосторонний (3 и более субъектов). Виды:

Открытые д-ры – м. участвовать любой субъект МП и в любое время м. присоединиться. Не надо голосования. -закрытые – м. присоединиться т. с согласия первоначальных участников этого д-ра.

Многосторонние в зависимости от интересов:

Универсальные (в интересах всех, любого гос-ва); -региональные (для гос-в опред-го региона).

2.по объекту регулирования:

1)политические; 2)экономические; 3)по специальным вопросам.

Формы д-ра – это способы и ср-ва, при помощи кот-х согласованная воля субъектов МП приобретает х-р явно выраженного согласия:

1.устная (джентельм-е соглашения); 2.письменная – стр-ра:

Название; -преамбула, в к-ой излагается цель д-ра; -основная часть;

Заключительная часть, условия вступления д-ра в силу; язык составления; -подписи сторон;

Дополнительный протокол, дополняющий или измен-й д-р. Это самостоятельный д-р.

Пакт - военно-политический договор.

Соглашение - межправительственный договор по эко­номическим вопросам.

Конвенция - договор по техническим (процессуаль­ным!) вопросам.

Картель - договор о выдаче преступников и о военно­пленных.

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.

25. Стороны международных договоров. Право на участие в международных договорах.

Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.

Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором помимо государств участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

26. Стадии заключения международных договоров.

Стадии заключения договора: 1. подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов; 3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные формы - подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное. Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению, согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции, где содержитсяданный текст.

27. Способы выражения согласия на обязательность международных договоров.

После подписания договора, гос-во выражает согласиена обязанность для данного договора, которое может вырожаться подписание, обмен документами, образующие договор, ратификация, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору, что указанно в ст. 11 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг. Подписание - осуществляется в порядке альтернативы – каждый в своем экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969 и 1986 гг. указывает, что если подписание предшествует ратификация, утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции должны воздержаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация – один из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим органом гос власти – парламентом либо главой гос-ва. В Конвенции 1969 г. указывается, что те договора ратифицируются, о которых гос-ва заранее договорилось. Утверждение, принятие одобрение – также являются способами выражения согласия. Приминяются если так условились стороны и осуществляется тем гос. органом от имени которого заключен договор. Присоединение – го-во не участвовало, а позднее присоединилось. Может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определено в данном договоре или нац. законодательстве. Также возможно выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами) образующие договор.

28. Оговорки к международным договорам.

В ст. 2 Венской конвенции говориться, что оговорки это односторонние заявления, сделанные субъектом МП в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, подтверждения, принятии утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному гос-ву или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы с объектои или целью договора. Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во имеет право в будующем отказаться от оговорки. Ратификация – акт официального подтверждения. Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств или м/н орг. или главное должностное лицо этой орг-ции. Регистрация – устав ООН ст. 102 указывает, что договора должны быть зарегистрированы при первой же возможности, гос-во не может ссылаться на нерегистрированные договора. Может регистрировать только одна сторона, направляя договор в Секритариат ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат ООН публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший в силу с участие РФ обязательно должен быть опубликовать в Собрании законодательства РФ.

Депозитарий международного договора.

При заключ. Многостор-го д-ра возник.необходимость назнач.депозитария-одно или несколько гос-в,междунар.ор-ция,главн.должн. лицо такой орг-ции.

Фукции депозитария:1.хран. подлинного текста д-ра и полномочий.2.подг-ка заверенных копий с подлинного текста и препровождение их уч-кам д-ра и гос-вом,имеющим право стать уч-ми дог-ра.3.получ. и хранение док-тов,относ-ся к дог-ру.4.информир-ние уч-ков о вступл. Дог-ра в силу.5.регистр.д-ра.6.и др.

Междунар.д-ры гос-в уч-ков ООН подлежат регистр.в секреториате ООН.Междунар.д-ры могут быть зарегистр. В др. междунар. орг-циях,но если они не будут зарегистр. В ООН, гос-ва не смогут ссылаться на них в одном из органов ООН.Секретариат ООН публикует зарегист-ные д-ры. Внутригос-ная пуликация-промульгация. тв-сть перед нац.судами.

29. Действие международных договоров во времени: вступление их в силу. Прекращение, приостановление и восстановление действия договора.

Только после вступления договор имеет юридические последбствия для участников. Принцып Pacta san servanda описан в ст. 26 Венской Конвенции 1969, 1986 гг., что договор обязателен для участников и должен добросовестно выполняться. Вступаю с даты подписания, с даты ратификации или с даты указанной в самом договору. Если не указана дата вступления – то значит вступает в момент подписания. Временное применение договора – обычно относится к договорам предусмотренным ратификацию, и возможно только лишь если в договоре это предусмотрено или стороны обговаривали данную возможность, которая закреплена в ст. 25 Венской конвенции (Договор о разграничении в Беренговом море 1990 г. РФ и США). Действия договора во времени, пространстве и по субъектам. Срок действи договора оговаривается, продленее договора называется пролонгация, если срок не указан то договор бесроче. Каждый договор имеет территориальную и пространственную сферу действия. Ст. 29 – договор действует на всей территории участников. Также территорией действия может быть иной, чем территория гос-ва – договор об Антарктике 1959 г, о Луне 1967 г. Действие по субъекту подразумевает, что как правило договор не создает прав и обязательств для третьех сторон. Иногда права и обязанности договор может распространяться на 3 страны, что определяется специальным положением, где указаны условия осуществления. А в основном, как указывается в ст 35 обязательства могут распространяться на 3 стороны, только если предусмотрено участниками договора и если 3 сторона принимает обязательства в письменном виде. В ст. 36 говориться, что правами договора могут пользоваться третьи стороны, если это предусмотрено и 3 сторона согасна в письменном виде. Договор может указывать, что его правами тользуются только те 3 стороны, которые соблюдают определенные условия. Права и обязанности которые распространяются на 2 стороны не могут быть изменены, без согласия 3 стороны, если иное не предумотрено самим договор. Если возникает конфликт нового и старого договора по одному и тому же вопросу, обычно оно указывается в самом договоре, как в Уставе ООН указывается, что он имеет более приоритет чем другие международные соглашения. Данное положение описывается в ст. 30. Заключая договор его участники предусматривают, применение договора обусловлено предыдущим или последующим договором, либо указывают на совместимость (Венская Кон. «О консульских сношениях» 1963 г.). Если участники старого договора являтся также и участниками нового соглашения, то предыдушее будет действовать, в той мере, в какой они совместимы. Если не все являются участники предыдушего договора, то в отношении участников старого и нового договора распространяются оба, в совместимой мере, а в отношении если участник не участвовал в старом договоре то между участником старого и нового договора и участником только нового – действует новый.

30. Действительность международных договоров. Абсолютная и относительная недействительность.

М\н д-р призн-ся действ-м, если: 1.субъекты, заключающие д-р имеют на то полномочия; 2.в д-ре заключ-ся подлин-я воля г-ва; 3.содерж-е д-ра соотв-т пр-пам МП. Д-р призн-ся недействит-м: 1.допущена ошибка в отнош-ии факта или ситуации, к-е заинтер-е г-во считало существен. на момент заключ-я д-ра и к-е составл-т основу его согласия быть связанным д-ром; 2.если д-р заключёнпод влиянием обмана, т. е. г-во б. вынужд-но закл-ть д-р посредством мошеннических действий др. гос-ва; 3.коррупция или подкуп представителя г-ва; 4.принуждение г-ва подписать д-р путём угрозы применения силы или примен-я силы; 5.он противоречит пр-пам МП. Виды недействительности: 1.ничтожный (противор-т пр-пам)%; 2.относительная недействительность. М. б. недействительным полностью или частично. Если по недействительному д-ру уже осущ-сь к.-л. действия, то заинтер-я сторона вправе потребовать от других участников д-ра создать положение, существующее до осущ-я этих действий.

31. Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль и значение в современном мире.

В современном мире существуют две основные разновидности междуна­родных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправи­тельственные организации.

Главным признаком неправительственных международных организаций яв­ляется то, что они созданы не на основе международного договора и объеди­няют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международ­ного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных ра­ботников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение го­сударств, учрежденное на основе международного договора для достижения об­щих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах госу­дарств-членов при уважении их суверенитета. Подобного рода организации яв­ляются субъектами международного права. Таким образом, основными призна­ками межправительственных организаций являются:

* членство трех и более государств;

* наличие учредительного международного договора;

* наличие постоянных органов и штаб-квартиры;

* уважение суверенитета государств-членов;

* невмешательство во внутренние дела;

* установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Международные организации классифицируются и по другим признакам. По кругу участников международные межгосударственные организации подраз­деляются на универсальные , открытые для участия всех государств мира (напр. ООН), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских госу­дарств).

По сфере затрагиваемых в решениях вопросов межгосударственные органи­зации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Дея­тельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы взаимоотно­шений между государствами-членами: политическую, экономическую, социаль­ную, культурную и т.д. (напр. ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной ком­петенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культур­ные, научные, религиозные и др.

По характеру полномочий различают межгосударственные и наднациональ­ные (надгосударственные) организации. К первой группе относятся подавляющее большинство современных международных организаций, целью которые яв­ляется расширение межгосударственного сотрудничества. Целью надгосудар­ственных организаций является интеграция. Их решения распространяются не­посредственно на граждан и юридических лица государств-членов (приближается к такому типу организаций Европейский Союз).

В соответствии с порядком вступления организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организа­ции, относящиеся ко второй группе численно преобладают.

33. История создания, принципы и цели ООН. Главные органы ООН.

Создание ООН стало возможным в результате усилий гос-ств в борьбе с фашистами и важным шагов в этом была Московская конференция Министров ИД ССР, США и Великобритании, а также с участие посла Китая, которая приняла 30 отк 1943 г. Диклорацию по вопросу о всеобщей б/о, где указывалось необходимость создания м/н орг для поддержания мира. Также существенную росль сыграли Тегеран 1943, Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) - выработан проект Устава ООН, Крымская Конференция – процедура голосования СБ ООН. Устав ООН принят в Сан-Францизко и вступил в силу 24 отк 1945 г. Цели: 1) поддержание мира и б/о; 2) развитие дружеских отношений; 3) сотрудничество в решении эконм., и др. проблем и прав и свобод человека; 4) Быть центом для соглавования действий наций в достижении этих общих целей. Ст. 2 принципы ОНН: 1) суверенное равенств; 2) добросовестное выполнение обязательств; 3) разрешение споров мирным путем; 4) отказ угрозы силой или ее применениея как против территориальной неприконовенности илиполит независимостилюбого гос-ва; 5) помошь ООН и отказ от помощи гос-ву к которому ООН предприняла превентивные меры. Также в уставе нашли отражения и др. принципы: 1) добрососедсткие отношения; 2) совместные действия гос-ств для поддержания мира и б/о; 3) Разоружение; 4) равноправие и самоопределение народов.

Ген.Ассамблея (высший орган; рассматривает спец.доклады; разрабатывает рекомендации), Совет Безопасности(поддержание мира: разрешение споров; делать рекомендации), Эконом-кий и Соц-ый совет ООН (содействует повыешнию уровня жини; разрешению проблем состав 54 члена избираемых Ген.Ассамблеей на 3 года), Совет по опеке (под руководством Ген.Ассамблеей;создан для управления теми тер-риями, кот-ые включены в ООН соглашениями), Межд.суд (главный суд.орган ООН 15 судей избираемые Ген.Ассамблеей и Советом Безоп-ти на 9 лет; к веденью суда относятся все дела переданные ему сторонами (гос-ва), Секретариат (обслуживает органы ООН и осуществляет руководство их программами; проводит исследования, организация конференций, кнтролирует выполнение решений;), Детский фонд ООН (предоставление помощи для охраны здоровья и прав детей). Комиссии (подготовка конвенций..разработка принципов),Университет ООН (действует через глобальную сеть учебных учреждений, подготавливает специалистов – находится в Токио).

34. Генеральная Ассамблея ООН. Ее структура, функции, порядок работы и правовая природа резолюций.

Генеральная Ассамблея – международный форум на котором представлены все члены ООН 5 представителями (может быть меньше). Рассматривает любые вопросы в пределах устава ООН и делает свои рекомендации гос-ву члену или СБ. Кроме функций рассмотрения проблем как: 1) поддержание мира и б/о; 2) развитию дружеских отношений; 3) содействие в развитии эконом. и др отношений, избирают: 1) некоторых членов СБ; 2) вместе с СБ избирают судей МС; 3) по рекомендации СБ назначает Генсека ООН; 4) принимает овых членов; 5) бюджет ООН. Получает и расматривает ежегодные и специальные доклады, обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и делает рекомендации. Собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября (существуют спец.сессии – созыв по требованию Советя безопасности или большинства членов – созыв в течении 15 дней; чрезвычайные сессии – в течении 24 часов).Структура: Ген.комитет – Председатель ГА,21 заместителя 7 председателей комитетов. Компитенция – вносит изменения в принятые ГА резолюции ГА может учреждать комитеты: по полит-ким вопросам; по эконом. Вопросам; по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры; по вопросам межд.опеки; по админ-вным и бюджетным вопросам; по правовым вопросам. ГА на сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Вспомогательные органы: межд.организации: Программа ООН по окружающей среде, конференция по торговле и развитию, Программа развития ООН; постоянные органы: Конференция по разоружению (1961г) Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (1959), Всемирынй продовольственный совет (1974); временные органы: Спец.комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, Специальный комитет по Индийскому океану.

35. Совет Безопасности ООН. Значение принципа единогласия при голосовании в Совете Безопасности.

Состав: 15 членов ООН (из них 5 – постоянные) На СБ ООН возложена главная ответ-сть за поддержание мира и безопасности (ст.24 Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключ.случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное гос-тво.). Функции и полномочия: поддерживать мир и безопасность; расследовать любые споры которые могут вызвать межд.трения; делать рекомендации по урегулированию споров; вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружения, определять наличе угрозы миру; призывает гос-тва применять эконм.санкции и др.меры к агрессорам; предпринимать воен.действия против агрессора; делать рекомендации о приеме новых членов в ООН; представлять ежегодны отчеты Ген.Ассамблеи. Поддержание мирапо средством: поевентивная дипломатия – действия для предупреждения возникновения споров между сторонам; миротворчество – склонение враждующие стороны к соглашению с помощью мирных средств; поддержание мира – обеспечение присутствие ООН в конкретном районе; миростроительство в конфликтный период – даействия направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами. Устав ООН дает право СБ прибегнуть к временным мерам для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной тер-рии, проведе­ние временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны. Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не свя­занные с использованием вооруженных сил, так и с их применением (полный или частичный перерыв эконом.отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв диплом. отношений. Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии воен­ных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

36. Секретариат ООН: состав и функции. Роль Генерального секретаря.

Секретариат ООН – это главный административно-технический орган, который обеспечивает работу конференций, проводимых в рамках ООН, готовит проекты докладов и практическая работа по проведению в жизнь программ ООН. В Нью-Йорке, Женеве, Вене. Состоит из Генерального секретаря и персонала (представители из граждан государств-членов ООН).

Генеральный секретарь – главное административное, должностное лицо и действует в этом качестве на всех заседаниях сессии Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет с правом быть переизбранным вновь на новый срок.

Генеральный секретарь несёт ответственность за назначение персонала с учётом географического признака. Эти лица приобретают статус международных должностных лиц и не могут приобр-тать указания правительства своего государства.

Генеральный секретарь предоставляет Генеральной Ассамблеи ежегодный доклад о работе ООН и вправе довести до внимания Совет безопасности любой вопрос, который по его мнению необходимо обсудить, чтобы предотвратить угрозу миру и безопастности.

37. Общая характеристика ЮНЕСКО и МАГАТЭ.

Цели: сотрудничество в области науки, культуры, просвещения, повышение образовательных стандартов, стремление повысить жизнен-й уровень путём научных исследований, распространение науки, культуры. Штаб-квартира в Париже

Международное агентство по атомной энергии (см. также § 4 гл. 12) создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. на международной конфе­ренции, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и вступил в силу 29 июля 1957 г.

Главные органы МАГАТЭ - Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.

Генеральная конференция состоит из представителей всех госу­дарств - участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. МАГАТЭ поощряет и направляет развитие использования атом­ной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопас­ности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической инфом-рацией о ядерной энергии.

Одна из главных функций МАГАТЭ состоит в применении гаран­тий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудо­вание, предназначенные для мирного использования, не были упот­реблены для военных целей.

38. Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения – это самостоятельные м\н организации (межправительственные) универсального х-ра, осущ. сотрудн. В опр-й обл-ти м\н отнош-й и связ-е с ООН спец-м д-м, заключённым г-вом с ЭКОСОС ООН.

ЭКОСОС осущ-т общее руководство этими орг-ми, даёт рекомендации, проводит консультации, координирует их деят-ть.

Есть 16 специализированных учреждений. Выделяют вспомогательные органа Генеральной Ассамблеи ООН: 1.МАГАТЭ; 2.конф. ООН по торговле и развитию; 3.детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); 4.прог.раз-я ООН (ПРООН).

Группы специализированных учреждений: 1.орг-ии соц-гох-ра; 2.гуманитарные орган-ии; 3.экономич-е; 4.с\х.

МОТ (международная организация труда). Создана в 1919 г., в 1946 г. закл-н д-р истала специал-м учр-м ООН. Основные цели: содействие установлению мира путём установления соц-ой справедливости, улучшения условий труда, жизн-го уровня трудящихся, решение вопросов миграции населения, разработка м\н стандартов по трудовым отношениям.

ВОЗ (всемирная организация здравоохранения). С оздана в 1946 г. Цель: улучшение показателей здоровья в мире. Для этого разработаны санитарные правила, мероприятия по борьбе с инфек-ми заб-ми, финансирование подготовки кадров.

ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры). Цели: сотрудничество в области науки, культуры, просвещения, повышение образовательных стандартов, стремление повысить жизнен-й уровень путём научных исследований, распространение науки, культуры. Штаб-квартира в Париже.

ВОИС (всемирная организация интеллектуальной собственности). С 1974 г. специализированное учреждение. Отвечает за защиту интел-ой собст-ти. М\н сотр-во. Осущ-т управл-е интел-ми м\н союзами.

ЮНИДО (орг-я ООН по пром-му разв-ю). Создана для содействия пром-му развитию развивающ-ся стран.

МВФ, МБРР (м\н банк реконструкции и разв-я), МАР (м\н ассоциация разв-я), МФК (м\н фин-я корпор-я). МАР и МФК – филиалы МБРР. Теперь МАР, МФК, МБРР наход-ся в Вашингтоне (около 180 членов). Чтобы стать членом МБРР необходимо вступить в МВФ. МВФ координирует валютно-финановую политику г-в, предоставляет займы для урегулирования платёжных балансов и поддержание валютного курса в стране. МБРР содействует реконструкции и развитию эк-ми г-ва и предоставляет кредиты на развитие пр-ва, торг-х отн-й, решение соц-х проблем.

Международный Валютный Фонд: структура, функции, принятие решений.

специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Функции:

§ содействие международному сотрудничеству в денежной политике

§ расширение мировой торговли

§ кредитование

§ стабилизация денежных обменных курсов

§ консультирование стран дебиторов

§ разработка стандартов международной финансовой статистики

§ сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors ), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Один из основных принципов. Ему предшествовал принцип соблюдения международных договоров (появления и развития тесно связанно с римским правом; pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).

Имея длинную историю в 20 столетии этот принцип приобрел новое юридическое качество. Почему? Потому, что он распространил свое действие не только на договорные обязательства, но и на другие нормы международного права. Содержание данного принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права (1970 г.), а государства-участники ОБСЕ эти положения подтвердили в заключительном акте (1975 г.) «что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами, имеют важнейшие значения для поддержания международного мира и безопасности».

Государство не может уклоняться от выполнения обязательств вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину не исполнения или отказа выполнить свои обязательства. В силу данного принципа субъекты МП обязаны выполнить обязательства, только тогда можно говорить о добросовестности.

Значение принципа заключается в том, что он является основой международного права , что без него деятельность МП была бы проблематичной.

Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей МП (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями, или между международными организациями 1986 г.). Он так же действует в качестве общего принципа современного международного права и приобрел императивный характер (jus cogens).

Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании МП, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).

Он (принцип) выступает в качестве условий стабильности, правопорядка, согласованности, эффективности и т.д. С помощью этого принципа субъекты (МП) получают законное основание взаимно требовать выполнения условий и обязательств.

Одним из признаков данного принципа является недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств, что порождает вопрос об ответственности и посягательства на сам принцип.

Смысл принципа заключается в том, что это признанная всеми государствами (см. Устав ООН) универсальная и кардинальная норма, выражаемая юридическую обязанность субъектов МП. Отмена jus cogens (императивной нормы) означало бы ликвидацию всего международного права.


3. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом (сотрудничество государств).

Впервые признание и закрепление принципа в качестве правового в Уставе ООН, получено как результат взаимодействия государств антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне и как критерий общения в будущем на качественно новой, более высокий уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений. Так в пункте 3 ст.1 Устава ООН провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера, образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, развитию МП и его кодификации. Принцип сотрудничества нельзя понимать буквально. А необходимо рассматривать с другими принципами. В частности государственного суверенитета.

Нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений, с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности, прогрессу общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».

Четко определяются правовые рамки:

1. Обязанность сотрудничать во всех сферах международного общения, независимо от различия политических систем.

2. Сотрудничество должно быть подчинено достижению определенных целей.

3. Содействие международной экономической стабильности.

4. Содействие экономическому росту развивающихся стран.

Этому посвящена глава 9 Устава ООН «Международное и социальное сотрудничество» и Заключительный акт совещания (1975 г.) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Акт более конкретизирует области сотрудничества «повышать благосостояние народа, «использовать взаимные выгоды из НТП, социальной, экономической, научной, технической, культурной, гуманитарной областях». При этом будут учитываться интересы всех, в частности, развивающихся стран». При этом будут достигаться взаимопонимание и доверие, дружеские и соседские отношения, безопасность и справедливость.

4. Принцип уважения прав человека и основных свобод .

Устав ООН на второе место, после избавления от бедствий войны, поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека»; «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех» (пункт 3 ст. 1). С принятием Устава ООН и сохранением международного мира и безопасности в соблюдении основных прав и свобод, существует неразрывная связь. Устав содержит юридически обязательные нормы, принципы соблюдения прав человека: достоинства и ценности человеческой личности; равноправия народов; равноправия мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

Тем не менее Декларация (1970 г.) о принципах международного права не выделила ни одни из принципов как основополагающего.

Для утверждения прав человека в национальном праве потребовались целые тысячелетия, эпохи и исторические события, а во многих странах этот процесс до сих пор находится на начальной стадии.

Можно сделать и такой вывод, что нарушение любого принципа, все рано коснется нарушений прав и свобод человека.

В последние годы, даже в период холодной войны, мировым сообществом был принят ряд важнейших документов в области прав человека.

Во всеобщей декларации прав человека 1948 г., в двух международных пактах 1966 г. «о гражданских и политических правах»; «об экономических, социальных и культурных правах» ; перечисляются права и свободы, которые государства обязались предоставить всем лицам, находящихся под их юрисдикцией, путем принятия законодательных и других мер. Так в соответствии с Конституцией РФ в (1993 г.) «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина» согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 ч.1). Приведенная статья дает основание утверждать, что международное право, часть права страны. В России «не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина».

В развитии этой формулы государства в итоговом документе Венской встречи ОБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться надлежащими способами.

Согласно этим и другим документам государства обязались: (1)- пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие прежде всего от международных преступлений (военные преступления, агрессия, геноцид, апартеид, международный терроризм, массовая дискриминация, сегрегация, сепаратизм); (2)- гарантировать и защищать интересы различных категорий граждан и человека (инвалиды) и организаций; права государства; гарантировать отдельные категории прав (трудовые, семейные, культурные, свободу информации, свободу ассоциации, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев и т.д.).

Среди международных договоров особо значима, является «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» с дополняющими ее протоколами и конвенция СНГ о правах и основных свободах человека: Всемирная конференция по правам человека (1993 г.).

В течении длительного времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции. Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих, с заботой о правах человека.

Некоторые государства, используют принцип суверенитета и невмешательства во внутренние дела (либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности),- для оправдания нарушений прав человека.

Права человека используются все в большей степени для выдвижения необоснованных требований на самоопределения (право на отделение), что наносит ущерб территориальной целостности государства, ущемлению прав человека включая право на жизнь.

Сказанное ни в коей мере не утрачивает международный аспект. Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы определяющие права и обязанности граждан, однако реализация этой власти, должна происходить в рамках МП, в частности, международного контроля в этой области, что не противоречит принципу невмешательства. В Документе московского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1991 г.) подтверждается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод составляют одну из основ международного порядка».

Соответствующие обязательства представляют «непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».

Принцип уважения человека в национальном праве занимает центральное положение «не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ст. 17 ч. 1).

Содержание этих положений определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества; устанавливает общепринятые стандарты; вводит в действие международные средства защиты массовых посягательств; становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности. Такова роль международного права и ее отрасли международного гуманитарного права.

Основные положения принципа уважения прав человека (из анализа международных актов):

Каждое государство обязано содействовать путем самостоятельных и совместных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, в соответствии с Уставом ООН (то есть, за каждым государством и международном сообществе лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав и свобод);

Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом без различия: пола, языка, расы, цвета кожи, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, сословия;

признания достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав, свободы, справедливости и всеобщего мира;

права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок;

Каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым оно принадлежит;

Государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;

Государство гарантирует эффективные средства правовой защиты;

государство обязано знать свои права и права человека и поступать в соответствии с ними.

Права человека неразрывно связаны с вопросами демократии. Парижская хартия для новой Европы подтверждает, что демократия признается участниками, единственной системой правления, демократического порядка, как в международных отношениях, так и в национальных системах. Необходимо пояснить,что под правами человека и гражданина в международном праве понимаются: права, свободы и обязанности. Тем более что во многих конституциях зарубежных стран свободы и обязанности рассматриваются как права человека и гражданина.

5. Территориальная целостность государства.

Территория является необходимым условием сосуществования государства и его материальной основой. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности (ст.2 пункт 4). Хотя в прямой постановке такого принципа в Уставе ООН нет. Он закреплен в заключительном акте (1975г.).

Территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа МП. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силы или ее применения. Например, отторжение территории; вооруженное вторжение не преследующие цели территориального захвата; временная оккупация части территории, то есть его содержание отражено в других принципах (принцип не применения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности, а равного использования военного политического, экономического или иных форм давления).

Следовательно, территориальная целостность и неприкосновенность, предоставлена в более широкой форме. Подчеркивается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушении Устава ООН.

Территория не должна быть объектом приобретения, никакие приобретения, явившиеся результатом угрозы силой, не будут признаваться законными. Концепция территориальной целостности государства была выдвинута после Второй Мировой войны, в ответ на стремления колониальных держав (метрополий) препятствовать национально–освободительному движению колоний.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеи ООН (14.12.1960 г.) особо отмечалось, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории».

Декларация о принципах международного права (1970 г.) сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующие или поощряющие действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политическому единству суверенных и независимых государств.

Законное изменение территории государства может иметь место в результате осуществления народом права на самоопределения, права на освобождение от иностранного гнета, если идет речь о государстве, действующим с соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, то его территориальная целостность нарушаться не может.

Известен принцип, когда часть территории отторжена (приобретена) другими государствами. Как известно отторжение части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй Мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). (Калининградская область, Судеты) Заключительном шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы СБСЕ (1975 г.). В частности в ст. IV в Декларацию принципов, включен заключительный акт Совещания «об уважении территориальной целостности», «политической независимости», «единство любого государства-участника». То есть заключительный акт выделил «территориальную целостность» в отдельный принцип (самостоятельный). Запрещены любые действия несовместимые с Уставом ООН, против территориальной целостности. Из этого следует, а могут ли быть действия совместимые с Уставом? Бесспорно, к ним относятся действия в порядке осуществления права на самоопределения.

Неприкосновенность территории означает также недопустимость использования ее естественных богатств. Ежегодно в послании Президента РФ Федеральному Собранию говорилось, что «территориальная целостность охватывает как пространство, так и ресурсы».

Принцип территориальной целостности закреплен в совместной декларации, обосновав взаимоотношения между РФ и КНР (18.12.1992 г.); В Договоре об основах межгосударственных отношений и сотрудничестве между РФ и Р.Узбекистан (30.05.1992 г.); в ст. 5 Пакта Лиги арабских государств. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Руководители стран СНГ 15.04.1994 г. приняли «Декларацию о соблюдении суверенитета территориальной целостности и неприкосновенности границ участников СНГ». В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

6. Принцип нерушимости границ .

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Значение его определяется уважением существующих границ, как необходимое условие мирных отношений между государствами.

В Декларации о принципах международного права (1970 г.) содержание принципа излагается в разделе о принципе не применения силы: «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применение с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

В заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. сформулирован принцип, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они буду воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Это означает отказ от каких-либо территориальных притязаний. Государства обязаны воздерживаться от нарушений демаркационных линий, то есть временных или предварительных границ линий перемирия, установленные на договоренной основе, или каком либо ином основании. (Демаркационная линия между С. (КНДР)и Ю. Кореей).

В качестве самостоятельного, принцип нерушимости границ был сформирован Заключительным актом СБСЕ (1975 г.). Принцип содержит обязательства признания нерушимости всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй Мировой войны, что осложнило международные отношения. Тем самым надо признать, что принцип нерушимости границ не утвердился в общем, международном праве (существуют острые территориальные споры на Азиатском, Африканском,. Американском континентах -см. раздел 3).

Государства-участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований и действий, направленных на захват и узурпацию почти или всей территорию любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ для РФ в числе других принципов является основой взаимоотношения с другими государствами, что подтверждается его договорами.

Например, в Соглашении о создании СНГ (08.12.1991 г.) Алма-атинской декларации (21.12.1991 г.) подтверждается признание и уважение неприкосновенности существующих границ. Договор между РФ и Республикой Польша о дружеском и добрососедском сотрудничестве (22.05.1992 г.) включает: «стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Договоры между РФ и Украиной; РФ и Азербайджанской Республикой (03.07.1997 г.) о дружбе, сотрудничестве и безопасности.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантического договора (27.05.1997 г.); Акт учредил постоянный Совет России-НАТО.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные, в соответствии с международным правом, границы каждого иностранного государства.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, что дошел до нас из глубокой древности, является одним из основных принципов международного права. У древних римлян он выражался формулой pacta sunt servanda - "соглашения должны выполняться". В п. 2 ст. 2 Устава ООН закреплено, что государства - члены ООН обязаны добросовестно выполнять взятые на себя по Уставу ООН обязательства, т.е. международных обязательств нужно не просто соблюдать, а добросовестно выполнять их требования. Несмотря на то, что приведенное положение Устава ООН буквально распространяется только на членов ООН и обязательства по Уставу этой организации, в международном праве принято толковать расширительно и относить ко всем субъектам международного права, а также всех видов международных обязательств. Указанные обязательства могут вытекать из общих и специальных международных договоров, международного обычая, из обязательных решений международных органов и организаций (например, Международного Суда ООН, Совета Безопасности ООН и др.).

Концепция добросовестного выполнения международных обязательств закреплена во многих договорах, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного Суда ООН, в декларациях государств. Однако, с юридической точки зрения, важнейшими международными актами, кроме Устава ООН, в котором зафиксирован этот принцип, является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Статья 26 Конвенции 1969 г. устанавливает: "Каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Далее в этой Конвенции говорится: "Участник (соглашения. - В.К., Л.Т.) не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора" (ст. 27). Это правило направлено на запрет одностороннего произвольного отказа от выполнения обязательств по договору. В Конвенции 1969 г. также подчеркивается, что международный договор должен толковаться добросовестно (ст. 31), разумеется, с целью его добросовестного выполнения. Поскольку без правильного понимания содержания договора вряд ли можно рассчитывать на его добросовестное применение.

Государства как основные субъекты международного права имеют множество обязательств, вытекающих для них из различных международных соглашений. Согласно ст. 103 Устава ООН для государств предпочтительными являются обязательства по настоящему Уставу, т.е. если есть противоречия между уставным обязательствам и обязательствам по другим международным договорам, должны выполняться первые. Сегодня является широко признанной и обстоятельство, что государства и другие субъекты международного права не должны заключать между собой сделок, противоречащих Уставу ООН.

Для современного этапа развития международного права в реализации принципа добросовестности исполнения международных обязательств важную роль играет также внутренний аспект этого процесса. Это означает, что государства должны прилагать все усилия для гармонизации внутреннего законодательства и практики его применения в соответствии с международными обязательствами. Такая необходимость отмечается во многих документах ОБСЕ и Совета Европы.

Принцип мирного разрешения споров

Одной из новелл современного международного права является принцип мирного разрешения споров между государствами. Классическое международное право не знало такого принципа, поэтому война считалась правомерным средством достижения цели внешней политики государств, хотя определенные шаги по внедрению нормы о мирное разрешение споров были сделаны международным сообществом еще в конце XIX - начале XX вв. Конференцией мира в Гааге в 1899 г. начался период современной истории судебного решения международных споров. Различные делегации выдвинули на ней предложения о создании постоянного международного суда. 29 октября 1899 г. конференция приняла Конвенцию о мирном урегулировании международных споров, которая кодифицировала право и практику добрых услуг, посредничества и арбитража, а также предусматривала создание Постоянного третейского суда. Вторая Конференция мира, которая состоялась в Гааге в 1907 г. пересмотрела эту конвенцию, сохранив и укрепив новый суд. В конце концов, к Конвенции 1899 г. и к Конвенции 1907 г. или одновременно к ним обоим присоединилось 47 государств.

Так, в ст. 2 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. говорилось о том, что государствам "прежде чем прибегнуть к оружию"следует "обращаться, насколько позволяют обстоятельства", к мирным средствам добрых услуг и посредничества. "Однако, - как отметил Международный Суд ООН в решении по делу о Норвежские займа от 6 июля 1957 г., - цель упомянутого соглашения, а именно второй Гаагской конвенции 1907 г. об ограничении использования силы при взимании долгов по договорам не заключается в том, чтобы ввести обязательный арбитраж; единственное обязательство, налагаемое Конвенцией, заключается в том, что государство не может прибегнуть к силе, не попробовав прибегнуть к арбитражу".

Устав Лиги Наций закрепил положение о обязательное обращение государств к мирным средствам разрешения споров, что "могут повлечь за собой разрыв". Одновременно в этом документе война не исключалась полностью из средств государственной политики.

Значительный шаг в формировании такого принципа был сделан в 1928 г, заключением многостороннего соглашения - Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакт Бриана - Келлога). Пакт провозглашал норму об отказе от войны как средства урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики, а также признавал необходимым решать любые споры мирными средствами.

Однако принцип мирного разрешения споров впервые был закреплен в п. Из ст. 2 Устава ООН: "Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Впоследствии этот принцип был подтвержден в уставах и документах региональных организаций (Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.), в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в Декларации о принципах международного права 1970 г.

Сущность этого принципа сводится к обязанности государств разрешать любые международные споры, которые угрожают международному миру или не угрожают ему, глобальные и региональные, жизненно важные и второстепенные, исключительно мирными средствами. Процедура и конкретные средства мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом ООН остаются на усмотрение государств. Чаще всего государства прибегают к дипломатическим переговорам с целью решить международный спор. Если не удается решить международный спор одним средством, следует использовать другой (или другие). В частности, для решения международных споров могут привлекаться международные судебные и арбитражные органы, региональные организации. Так, в рамках ОБСЕ есть определенная нормативная база для мирного разрешения международных споров - Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. Эта конвенция предусматривает такие примирительные механизмы, как Примирительная комиссия, Арбитражный трибунал для рассмотрения споров и Суд по примирению и арбитражу. Более того, в этом документе содержится большой перечень обязательных и факультативных процедур, подлежащих выбора сторонами спора для решения конкретной международной спора с учетом ее специфики.

Принцип pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться"), являющийся результатом соглашения государств, на протяжении многих веков оставался обычно-правовой нормой. Впервые он был сформулирован в многостороннем Лондонском протоколе европейских держав , подписанном 19 (31 марта) 1877 г. представителями Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, России и Франции, пытавшимися мирно урегулировать застарелый "восточный вопрос" и проблемы в Османской империи. В указанном Протоколе подчеркивалось, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора". Закрепление данного принципа не помещало его незамедлительному нарушению. 29 марта (10 апреля) 1877 г. Османская империя отклонила Протокол, оценив его положения, как вмешательство в свои внутренние дела. Отказ Порты принять Протокол стал поводом для начала русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Подобным образом были нарушены договоренности государств-членов Лиги Наций, провозгласившей в своем Статуте, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора".

В преамбуле Статута Лиги Наций 1919 г. устанавливалось, что государства – члены Лиги будут "строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения государств".

В современном международном праве принцип добросовестного выполнения международных договоров был закреплен в Уставе ООН, который обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2). Хотя в Уставе говорится только о тех международных обязательствах, которые приняты государствами в отношении содержащихся в нем норм, он был воспринят как обязательный и в отношении других международных соглашений. Принцип pacta sunt servanda был впоследствии закреплен:

  • – в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.;
  • – Декларации о принципах международного права 1970 г.;
  • – Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
  • – других международно-правовых документах.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего нрава в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Декларация о принципах международного права 1970 г., подтвердив обязанность каждого государства – члена ООН добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающих из общепризнанных норм и принципов международного права, подчеркнула обязанность государства выполнять также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства-участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".

В большом числе международных договоров и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН получила закрепление концепция добросовестности, согласно которой добросовестность означает, что соответствующее договорное обязательство выполняется честно, своевременно, точно, в соответствии с предусмотренным в нем смыслом. Согласно Венской конвенции о праве международного договора, добросовестным будет выполнение договора, который истолкован в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на соглашения, заключенные в соответствии с международным правом.

Принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств - один из древнейших принципов международного права, без которого трудно представить само существование международной правовой системы. Неслучайно практически одновременно с первыми международными договорами появились и первые средства их обеспечения. Если бы государства могли произвольно относиться к необходимости строго придерживаться взятых на себя обязательств, бессмысленными стали все другие нормы и принципы международного права. Сама система принципов как общеобязательных норм неизбежно предполагает неукоснительное выполнение соответствующих правил и только при наличии этого условия становится действенным регулятором международных отношений. Поэтому принято считать, что принцип добросовестного выполнения международных обязательств - это основа современного международного права .

Исторически рассматриваемый принцип возник как развитие формулы pacta sunt servanda (договоры должны исполняться), которая была воспринята международным публичным правом из римского права. Нетрудно видеть, что нынешняя формулировка принципа значительно расширяет сферу его действия. Согласно международно-правовой доктрине, государства должны добросовестно выполнять не только договорные, но и вообще любые обязательства, принятые на себя в соответствии с международным правом (например, обычные).

Устав ООН формально не содержит данного принципа, так как обязывает государства неукоснительно выполнять только те обязательства, которые взяты ими на себя в связи с членством в Организации. При всей важности таких обязательств круг международных обязанностей любого государства ими не ограничивается. Поэтому более полно правовое содержание принципа добросовестного выполнения международных обязательств раскрывается в Декларации принципов 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, а также в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Содержание данного принципа включает в себя следующие основные положения.

Во-первых, государства должны выполнять свои международные обязательства добросовестно. Под добросовестным выполнением понимается точное, своевременное и полное исполнение принятого на себя в соответствии с международным правом обязательства. В частности, государства должны исполнять международные договоры в строгом соответствии с их духом и буквой, исходя из обычного толкования и в согласии с основными принципами международного права.

Во-вторых, при выполнении международного обязательства ни одно государство не вправе ссылаться на свое национальное право. Напротив, данный принцип требует от всех государств приводить свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми на себя международными обязательствами, обеспечивая тем самым примат международного права над национальным.


В-третьих, обязанность добросовестно выполнять международные обязательства касается лишь тех обязательств, которые не противоречат основным началам международного права, и в первую очередь - системе международно-правовых принципов. Любое правило поведения, противоречащее духу и принципам Устава ООН, является юридически ничтожным и в силу этого не должно исполняться.

В-четвертых, невыполнение международных обязательств тем или иным государством влечет за собой наступление международной ответственности - системы мер, направленных на восстановление правопорядка. Защита принципа добросовестного выполнения международных обязательств осуществляется посредством деятельности специальных международных органов (судебных и арбитражных), средствами многосторонней и двусторонней дипломатии, а в ряде случаев - добровольно государствами-правонарушителями.

В-пятых, международное право содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым государство вправе уклониться от выполнения своих международных обязательств. Например, Венская конвенция о праве международных договоров разрешает в строго определенных случаях государству-участнику договора отказаться от его исполнения. Такие случаи нельзя считать нарушением рассматриваемого принципа, так как они допускаются самим же международным правом.

Практическая реализация принципа добросовестного выполнения международных обязательств нередко, как уже отмечалось, вступает в противоречие с принципом невмешательства во внутренние дела суверенного государства. Следует еще раз подчеркнуть: обязательства, принятые на себя государством перед мировым сообществом, обладают абсолютным приоритетом перед его национальными интересами и в силу этого не могут быть отнесены к внутренним делам данного государства. Поэтому принцип добросовестного выполнения международных обязательств следует рассматривать в качестве фундамента системы международно-правовых принципов и международного права в целом. Неслучайно приверженность этому принципу в той или иной форме закреплена во многих международных документах. Например, статья 1 Декларации об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Королевством Испания 1994 года содержит намерение сторон строить свои взаимоотношения на основе “...добровольного исполнения взятых на себя международных обязательств в соответствии с международным правом”.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test