Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логическая цепь. Техника составления сигнальных загадок и логических цепочек

Урок № 17-18

Логика 5 класс

Тема: « Решение логических цепочек»

Цель:

    знакомство с логическими цепочками – что это такое;

    виды логических цепочек и их решение;

    познакомить ребят с правилами составления логических цепочек;

    научить их придумывать такие цепочки;

    способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;

    содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственность

Задачи:

- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации

План.

    Организационные моменты

    Что такое логическая цепочка.

В природе все взаимосвязано. Все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. И если вынуть хоть одно звено вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела – заваривание чая – выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту? Результат – расплавленный чайник. Или – не класть в чайник заварку. Результат – вместо ароматного чая будет противный кипяток.

Цель нашего урока: научиться выстраивать в нужном порядке все звенья логической цепи и научиться предугадывать конечный результат.

Эти умения нужны при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке.

Определение. План действий над информацией по определенным правилам, называется алгоритмом.

Задание 1. Нарисуйте домик. Ребята в тетрадях рисуют домики.

У каждого получились свои домики, потому что каждый представил свой домик.

Задание 2. Выполни следующую последовательность действий. Ребята выполняют задание в тетрадях, один учащийся у доски.

    Найди верхний левый угол.

    Отступи вправо 4 клетки и вниз 5 клеток.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеточек.

    Отступи вправо и вверх на 3 клеточки.

    Поставь точку.

    Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.

    Найди верхний левый угол квадрата.

    Отступи 2 клетки вправо и 2 клетки вниз.

    Двигаясь по часовой стрелки, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.

    Раздели маленький квадрат на четыре квадрата.

Теперь у всех получились одинаковые домики, потому что все действовали по одному и тому же плану (алгоритму) и выполняли действия, понятные каждому. В результате выполнения каждого действия можно получить только одну картинку.

Задание 3. Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке. Самостоятельное выполнение задания. Проверка задания.

Чтобы получить ароматный чай нужно выполнять все действия алгоритма друг за другом, такой алгоритм называется линейным. Запишите определение в тетради.

Определение. Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется линейным.

И так, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Кто даст определение алгоритму? Учащиеся дают определение алгоритма.

    Решение математических задач на логические цепочки.

Использование презентаций 1-17

    Итоги урока

Что нового и интересного узнали на уроке

    Домашнее задание.

    Составить алгоритм открывания двери

    Жили – были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, а третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?

Задания на логические цепочки

Задание №1 «Счет с препятствиями».

На рисунке попугаи, мартышки и удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и т.д. Если не удастся сосчитать с первого раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз.

Задание №2

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Задание №3.

Сегодня в рамках рубрики Мария Костюченко предлагает вам заняться развитием логического мышления вашего малыша. Страшно звучит? А ведь на самом деле всё легко и просто.

Что нам понадобится для создания самодельного пособия для логических игр? Несколько фигурных дыроколов и штампы.

Если фигурного дырокола у вас нет, то можно играть исключительно со штампами. Можно использовать покупные штампы или сделать самому. Самим их можно изготовить из обычного ластика при помощи макетного ножа, как это сделала Наташа Горобец . Или использовать самую обычную картофелину, которую вы разрезаете пополам и на ней, по тому же принципу, что и на ластике, вырезаете рисунок.

Итак, переходим непосредственно к логике.

Приготовьте набор штампов (покупных или самодельных) и несколько разноцветных кучек разноцветных картинок, сделанных с помощью фигурных дыроколов.

Возьмите обычный лист А4 и разлинуйте его на крупные клетки. У вас должно получится несколько рядов с клетками (размер зависит от картинок и штампов, которые вы приготовили). У меня поле получилось из клеток 1,5*1,5 см и 3*3 см.

В начале каждого ряда обозначьте логическую последовательность, которую должен продолжить ваш ребёнок. Например, штампами с буквами алфавита я обозначила один ряд: Б А, т.е. ребёнок должен понять, что после А будет идти снова Б и именно того цвета, что я указала в начале. Далее последовательность уже из трёх букв ДВА и каждая буква имеет свой цвет, ребёнок снова должен понять, как именно ему продолжать этот ряд. Точно также дело обстоит и с картинками.

Если ребёнок легко справился с этой задачей, то тогда предложите ему самому придумать последовательность и выложить её.

Чем старше становится ребёнок, тем больше можно усложнять логические цепочки для детей, и включать сюда и счёт, и знание букв и т.д. Например, вы можете предложить ему выкладывать последовательность из цифр 2, 4, 6, 8, 10 ….. т.е. ребёнок должен не только знать цифры и уметь считать, но и понять закономерность, по которой эти цифры находятся в данной последовательности.

Но это ещё не всё, помимо рядов, вы можете с ребёнком составлять и матрицы. Звучит тоже страшно, но всё очень легко и просто. Вы расчерчиваете поле, как для игры в крестики нолики, состоящее из 3*3, 4*4 и т.д. квадратов и приклеиваете или проштамповываете некоторые клетки, оставляя при этом несколько клеток пустыми, чтобы ребёнок сам догадался, что именно там должно находиться.

Всё это можно проделывать и с набором карточек, но они иногда надоедают, а фигурные штампы и картинки, которые ребёнок к тому же сам может сделать с помощью дырокола, могут очень разнообразить ваши будни.
Увлекательных вам игр и до новых встреч!

Ежедневно человек сталкивается с массой жизненных задач, которые необходимо решать логически. Сюда можно отнести правильное построение рабочего распорядка, служебные моменты и даже личную жизнь. Казалось бы, всё довольно просто: исключить маловажные детали, сделать акцент на серьёзных аспектах, тем самым правильно расставляя приоритеты. Однако на практике ситуация требует определённых усилий. Развить логику можно самостоятельно, не записываясь на специальные курсы. Рассмотрим все нюансы более подробно.

Логическое мышление: что это?

Понятие «логическое мышление» легче объяснить, если разбить словосочетание на «логику» и «мышление». Попробуем разобраться вместе, выделив главное.

Логика
Понятие произошло от греческого «рассуждение», «мысль», «искусство рассуждать правильно», «наука о мышлении». Давайте разберём понятие, взяв за основу науку о правильном мышлении. Она состоит из нескольких аспектов, таких как законы, методы и формы интеллекта человека, а именно его мысли.

Логика нужна для того, чтобы добиться истины в процессе рассуждений. Благодаря активной мозговой деятельности запускается определённая схема, которая приводит человека к конечной точке. Результат берётся не по интуиции, а из ранее полученных знаний.

По этой причине логику часто именуют наукой, которая позволяет добиться умозаключений путём множества выводов и их соединения. Главной задачей логики считается обобщение имеющихся фрагментов воедино. В результате человек получает истинные знания касаемо предмета размышления.

Мышление

Понятие напрямую связано с психической деятельностью человека. Оно вынуждает обрабатывать информацию на подсознательном уровне. Это необходимо делать для того, чтобы установить связь между изучаемыми предметами, выделить их формы и значение среди других тел окружающей среды.

Мышление позволяет найти связь между аспектами действительности. Однако чтобы процесс происходил на «правильном» уровне, мыслить нужно объективно. То есть перед основными задачами важно ставить себя в центр текущего процесса, а не наблюдать за всем со стороны. Объективное, или логическое мышление должно подчиняться основным законам логики.

Логическое мышление
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что же такое «логическое мышление». В результате мыслительного процесса человек применяет знания, полученные ранее. Затем путём умозаключений происходит их обработка. Все конструкции связываются в логическую цепочку по порядку. Выводы основаны не на предположениях, а на чётких доказательствах, фактах, рассудительности, объективности, общих законах логики. В конечном итоге на основе имеющихся предпосылок получается истина.

Зачем развивать логическое мышление

Человеку по своей природе свойственно обрабатывать информацию путём мозгового штурма. Проще говоря, все люди думают, это вполне естественный процесс. Мышление позволяет выстроить цепочку личностного поведения, сделать правильные выводы в той или иной ситуации, предпринять меры. Подобные аспекты играют важную роль в ситуациях, когда срочно необходимо принять решение. В конечном итоге цель будет достигнута путём логических умозаключений.

Когда вы в полной мере изучите искусство анализировать информацию, вопросы будут решаться в разы быстрее. Благодаря правильному сбору и обработке сведений можно выстроить долгосрочную перспективу касаемо собственных действий. Подобные аспекты помогают людям чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Вы будете заранее просчитывать возможные нюансы, затем сразу исключать их у себя в голове путём поиска нового решения. Логически мыслить нужно всегда, неважно, находитесь вы на работе или дома.

Величайшие умы мира ежегодно выводят новые способы развития логического мышления. Опытные тренеры по бизнесу, политические деятели, психологи - все они помогают людям развиваться. Наиболее актуальными способами достижения желаемого считаются головоломки, направленные на проявление логики. Также действенными являются игры, комплекс упражнений на объективное мышление, чтение научной и художественной литературы, изучение иностранных языков.

Способ №1. Чтение

  1. Многим известно, что книги позволяет обрести мудрость, стать разносторонней и начитанной личностью. Однако добиться успеха можно только посредством художественной или научной литературы. Именно в таких изданиях знаний больше, чем в многочисленных справочниках.
  2. Чтобы развить логическое мышление читайте ежедневно минимум по 10 листов. При этом важно анализировать каждую строчку, постепенно накапливая информацию у себя в голове. Мозг обладает избирательными свойствами, поэтому в определённый момент вы сможете вызволить нужные сведения.
  3. В процессе чтения анализируйте главы, старайтесь изначально мыслить логически. Делайте ставки на то, каким будет окончание книги, как поступит тот или иной персонаж в конкретной ситуации. Мировым бестселлером считается книга А. Конан Дойля «Шерлок Холмс». Произведение помогает развить логическое мышление и скоротать вечер в приятной компании.

Способ №2. Игры

  1. Самыми распространёнными играми, направленными на развитие логического мышления, считаются шашки и шахматы. В процессе соперничества оппоненты просчитывают свои действия на много шагов вперёд. Именно такой ход позволяет одержать победу, никак иначе. Обучиться тактике несложно, достаточно уделять этому делу 2-3 часа ежедневно. Поскольку век технологий накладывает свой отпечаток на общество, играть можно на компьютере, телефоне или планшете. При этом вы будете иметь доступ к логическому тренажёру круглосуточно, независимо от места и других «живых» соперников.
  2. Следующей по популярности считается игра «Эрудит». Многие наслышаны о ней с детства. Лингвистический тренажёр для людей, которые обладают небольшим словарным запасом и замедленной логикой. В результате манипуляций вы научитесь составлять слова из имеющихся букв, выкладывая их в определённой последовательности. Как и в предыдущем случае, играть можно на ПК или смартфоне. Помимо развития логики вы станете более сконцентрированным, внимательным.
  3. Для улучшения логического мышления можно поиграть в слова. Существует несколько вариаций подобной авантюры, рассмотрим их по порядку. Некоторые предпочитают называть одно длинное слово (количество букв от 10), после чего задача других участников составить из «сырья» другие слова. Выиграет тот, чьё количество будет самым большим. Второй вариант заключается в следующем: человек называет слово, следующий за ним произносит другое слово, начинающееся с последней буквы предыдущего. К примеру, вы сказали «моряк», оппонент ответил «квартира».
  4. Всемирная паутина буквально пестрит различными баннерами, которые предлагают перейти на сайт с логическими загадками. Подобный ход позволит развить мышление не только у взрослых, но и детей. Также популярными играми считаются кроссворды, судоку, ребусы, реверси. Скачайте на смартфон приложения, которые помогают развить логическое мышление. Такой ход позволит тренировать мозг в общественном транспорте или в пробке. Это гораздо полезнее, нежели изучение рекламных листовок и уставших физиономий людей.
  5. Присмотритесь к играм наподобие «кубик-Рубик» или нарды, собирайте пазл, играйте в покер. Благодаря усиленной концентрации развивается память и логическое мышление. Всемирная паутина позволяет играть без второго партнёра, что является неоспоримым плюсом. Вы можете собирать кубик-Рубик во время отдыха между занятиями или в обеденный перерыв. Главное в любом деле - регулярность. Выполняйте нехитрые манипуляции ежедневно, чтобы добиться максимального результата.

Способ №3. Упражнения

  1. Математические задачи и логические цепочки из школьной (институтской) программы помогут развить логику достаточно быстро. Найдите старые учебники и приступайте к манипуляциям. Выполняйте упражнение ежедневно по 30-60 минут. Особенно сложно придётся гуманитариям, у которых математика стоит костью в горле. Аналогом служит поиск аналогий или расшифровка анаграмм.
  2. Рассмотрите упражнение, которое заключается в упорядоченном выстраивании слов или словосочетаний одной тематики. Главная задача заключается в следующем: необходимо выстроить слова от меньшего к большему. То есть первое обозначение характеризует конкретный вид, а последнее - обобщённое понятие. Приведём пример со словом «фиалка». Фиалка - название - цветок - растение. Чем больше вы подберёте слов и упорядочите их в одну цепь, тем сильнее будет задействоваться логическое мышление. Комплекс нужно выполнять минимум 2 раза в день по 15 минут.
  3. Ещё одно упражнение направлено не только на логическое мышление, но и развитие интеллектуальных способностей, внимательности, наблюдательности, сосредоточенности и общего восприятия. Главной сутью принято считать то, что вам нужно определить, насколько правильно сделан вывод. Логичен ли он, исходя из связи между суждениями.

К примеру: «Кошки мяукают. Алиса - кошка, следовательно, она способна мяукать!». Суждение логически корректно. Если же говорить о неправильной логике, тогда это выглядит следующим образом: «Шерстяная одежда тёплая. Сапоги тоже тёплые, значит, они из шерсти!». Ошибочное суждение, сапоги могут быть сделаны не из шерсти, но их тепловые качества превзойдут все ожидания.

Данное упражнение часто применяют родители при работе с детьми. Важно просить своего ребёнка объяснять то или иное умозаключение. В таком случае чадо быстро придёт к нужному выводу.

Способ №4. Иностранный язык

  1. Известно, что новая получаемая информация активизирует мозговую деятельность, вследствие чего все процессы проходят на высочайшем уровне. Звуки иностранных языков заставят вас логически мыслить, проводить ассоциации между родной и иностранной речью.
  2. Найдите в интернете онлайн-курс или скачайте видео-уроки, занимайтесь ежедневно. Запишитесь в языковую школу, выучите досконально английский, испанский или даже китайский язык.
  3. Эффект от полученных знаний не заставит себя ждать. К тому же вы сможете путешествовать по странам, свободно разговаривая с местными жителями. Общайтесь в чатах и на форумах с обитателями Европы или Америки, развивайте полученные знания.

Достаточно сложно развить логическое мышление, но процедуру нельзя назвать нереальной. Рассмотрите популярные игры, такие как нарды, шашки, шахматы, покер. Решайте математические задачи, выстраивайте логические цепочки при помощи электронных ресурсов, учите иностранные язык.

Видео: как развить логику и скорость мышления

    логическая цепь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN hold on logic … Справочник технического переводчика

    ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА, электрическая цепь проводников, состоящая из модулей (например, усилителей) и других компонентов (транзисторов, диодов, резисторов и конденсаторов), используемая для распределения и обработки электронных сигналов (например,… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. логически 1. Логическим называют что либо, имеющее отношение к логике как науке. Логические категории. | Логические законы. 2. Логическим называют что либо согласующееся с законами логики, основанное на … Толковый словарь Дмитриева

    БЛЦ Словарь сокращений русского языка

    БЛЦ - быстродействующая логическая цепь … Словарь сокращений и аббревиатур

    положение - 59 положение: Логическая единица содержания нормативного документа, которая имеет форму сообщения, инструкции, рекомендации или требования Источник …

    ГОСТ 23066-78: Устройства управления лучом фазированных антенных решеток. Термины и определения - Терминология ГОСТ 23066 78: Устройства управления лучом фазированных антенных решеток. Термины и определения оригинал документа: 37. Абонентный канал связи СУЛ Канал связи СУЛ, обслуживающий только один канал управления Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (греч. logike̅́) наука о приемлемых способах рассуждения. Слово «Л.» в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит. В духе традиции с понятием Л … Большая советская энциклопедия

    Релейная защита комплекс автоматических устройств, предназначенных для быстрого (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с… … Википедия

    - ’ЛОГИКО ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ’ (‘Тгасtatus Logico philosophicus’) основное произведение раннего периода творчества Витгенштейна и единственная книга, которую он опубликовал при жизни. Написан в 1916 1918, опубликован в 1921 в Германии и в 1922 в… …

    - (Тrасtatus Logico philosophicus) основное произведение раннего периода творчества Витгенштейна и единственная книга, которую он опубликовал при жизни. Написан в 1916 1918, опубликован в 1921 в Германии и в 1922 в Великобритании. Анализ… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • 1000 шахматных задач. Начальный уровень , Сухин Игорь Георгиевич. В издание включено 1000 четко структурированных задач по всем важнейшим темам начального обучения, что станет добротной базой дальнейшего совершенствования в древней и мудрой игре. Путеводной…

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Литература»!

С интересом просматриваю каждый вновь пришедший номер газеты, иногда возвращаюсь к ранее полученным номерам, чтобы использовать ценный материал в своей работе. Особенно нравится рубрика «Есть идея!». Диву даюсь, насколько изобретательны наши учителя-практики! Что только не придумают ради привлечения внимания учащихся к литературе! Некоторые идеи коллег мне пришлись по душе, и я уже их применила на своих уроках, какие-то из них уже существовали и в моей педагогической копилке (например, приём экспресс-опроса по первым буквам фамилии писателя).

Хочу предложить и свой приём, успешно апробированный на уроках. Известно, что повторять и обобщать обширные темы, связанные с большими биографическими данными жизни писателя или поэта, достаточно сложно. Порой ребята затрудняются выделить главное из полученной информации, плохо запоминают услышанное на уроке или самостоятельно прочитанное. В поисках выхода из затруднительной ситуации я решила прибегнуть к следующему приёму, который пришёлся по душе и мне, и моим воспитанникам. Его суть - в составлении логической цепочки , основанной на значимых фактах биографии и творчества того или иного писателя, поэта.

Например:

Грибоедов - Москва - музыкант - Благородный пансион - гусарский полк - Кавказ - Персия - дипломат…

Такая цепочка может составляться учителем, учащимися или коллективно в зависимости от того, какие цели ставятся на уроке. Она может быть и большей, и меньшей по объёму (всё будет зависеть от уровня обученности детей и замысла педагога). Ученики должны “расшифровать” звенья предложенной цепочки. Такой приём позволяет сразу обнаружить пробелы в изучаемой теме, которые можно восстановить сообща на уроке.
Задания с логической цепочкой можно усложнить: попросить учащихся добавить нужные на их взгляд звенья цепи, прокомментировав их необходимость, или найти лишнее звено, например:

  1. Грибоедов - Москва - музыкант - Благородный пансион - гусарский полк - Кавказ - Петропавловская крепость - Персия - дипломат.
  2. Музыкант - студент - писатель - гусар - дипломат - геолог - публицист - переводчик.
  3. «Горе от ума» - комедия - действие - конфликт - Чацкий - монолог - Софья - реплики - Правдин .
  4. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” - “А судьи кто?” - “Не человек - змея” - “Вот он на цыпочках, и не богат словами” - “Погибни, предатель! Конец твой настал” - “Молчит, когда его бранят!”

Данный приём можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении или повторении изученного, а также в домашнем задании или в самостоятельной работе учащихся. Работа с подобными логическими цепочками, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, заинтересовать учащихся, которые могут по-новому взглянуть на типичные биографические справки писателей и поэтов, а также развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников на уроках литературы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные