Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура этапов различных типов уроков теоретического обучения. Методы проведения занятия___. Нестандартные уроки их характеристика

ПЛАН УРОКА

Группа; профессионального обучения по профессии «Каменщик»

Тема урока : «Система перевязки швов каменной кладки»

Цели:

Образовательная – познакомить студентов с различными видами систем перевязки швов;

Способствовать формированию у студентов навыков чтения строительных чертежей.

Воспитательная – создавать условия для проявления у студентов познавательной активности, интереса к профессии, ответственности;

Содействовать развитию у студентов чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения.

Развивающая – создавать условия для развития творческого мышления;

Способствовать развитию у студентов способностей анализировать производственные ситуации.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Уметь

Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;

Подбирать требуемые материалы для каменной кладки;

Знать

Виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;

Общие правила кладки;

Системы перевязки швов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формируемые профессиональные компетенции:

Производить общие каменные работы различной сложности

Методы обучения:

Словесные (беседа, рассказ);

Наглядные (наблюдение студентов, схемы);

Практические (выполнение практической работы)

Форма обучения:

Фронтальная, работа в парах

Средства обучения:

Комплект учебно-наглядного пособия по профессии каменщик – 6 комплектов;

Чертежные инструменты

Схемы однорядной и многорядной кладки

Тестовые задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Целевая установка

Сообщение темы урока

3. Актуализация опорных знаний

Проверка и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3.1. Фронтальный опрос:

Назовите грани кирпича.

Какой ряд кладки называют внутренней верстой, наружной верстой, забуткой?

Показать на схеме вертикальные продольные и поперечные швы кладки.

Виды кирпичей, применяемых для кладки стен.

Что называют расшивкой швов, какая бывает форма расшивки?

Назовите толщину кирпичных стен, применяемую в гражданском строительстве?

Сколько в одном метре кладки по высоте рядов, если толщина кирпича 65мм?

Что называют обрезом кладки?

Показать в учебном кабинете все имеющиеся архитектурно-конструктивные элементы.

3.2. По предложенным рисункам назвать все части здания и его архитектурно-конструктивные элементы.

3.3. Тестирование

4. Первичное усвоение новых знаний

4.1. Создание проблемной ситуации и формулирование студентами главного вопроса.

Как достигается прочность и монолитность кладки?

Назовите третье правило разрезки кирпичной кладки.

Для чего необходимо выполнять все три правила разрезки кладки?

4.2. Запись на доске темы урока

4.3. Объяснение новой темы

План-конспект

Система перевязки - это определенный порядок укладки кирпичей и камней правильной формы, уложенных в конструкцию. В строительстве наиболее распространены три системы перевязки: однорядная (цепная), многорядная и трехрядная.

Однорядная (цепная) система перевязки швов предусматривает чередование тычкового ряда с ложковым. При этом каждый вертикальный шов нижнего ряда перекрывается кирпичами верхнего ряда. При этой схеме перевязки вертикальные поперечные швы в смежных рядах получаются сдвинутыми относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на полкирпича. Для того, чтобы обеспечить смещение вертикальных поперечных швов на ¼ кирпича, приходится кладку каждого нового ряда начинать с трехчетверток (3/4 кирпича).

Такая кладка отличается высокой прочностью: в ней полностью соблюдаются все три правила разрезки.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большого количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

(начертить в конспектах схему однорядной перевязки)

В многорядной системе перевязки тычковые ряды располагаются через пять ложковых рядов. При этом вертикальные поперечные швы перекрываю вышележащими кирпичами в каждом ряду, а продольные ряды – только через пять рядов.

Недостаток такой кладки – несущая способность кладки уменьшается на 6% по сравнению с однорядной системой перевязки...Определенные осложнения возникают при кладке в зимнее время (при оттаивании возможно выпучивание стен).

Преимущество – кладка менее трудоемка, чем однорядная, так как требует меньшего объема верстовых рядов.

(начертить в конспектах схему многорядной перевязки)

Разновидностью многорядной системы перевязки является трехрядная , которую применяют в основном для кладки столбов и простенков. Кладку выполняют путем чередования тычкового ряда и трех ложковых рядов. При этом допускается совпадение вертикальных швов и трех смежных ложковых рядов.

(начертить в конспектах схему трехрядной перевязки)

Существует целый ряд и других перевязок (крестовая, готическая, голландская и многие другие), но в каждой из них – первый и последний ряды, также на уровне обрезов стены, столбов, выступающих элементов, под опорами частями балок, плит и других конструкций – выкладывают тычками из целых кирпичей.

В малоэтажном строительстве с целью экономии кирпича применяют так называемые облегченные кирпичные стены, в которых кирпич частично заменен эффективными теплоизоляционными материалами.

5. Первичная проверка понимания

Выполнение практического задания

Необходимо по схемам выложить кирпичную кладку методом однорядной (цепной) перевязки швов в 1 кирпич; в 1½ кирпича и в 2 кирпича;

Выложить кирпичную кладку по многорядной цепной системе перевязки швов в 1 кирпич, в 1½ кирпича и в 2 кирпича

По итогам выполнения практического задания проводится обсуждение с разбором типичных ошибок.

6. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения поставленных целей; оценки за урок.

7. Рефлексия

1. Был ли для вас полезен урок?

2. Какие новые знания вы приобрели?

3. Какие развили умения?

4. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на уроке.

5. Считаю, что цели урока достигнуты/не достигнуты.

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего на­строя группы, особенно если, например, предыдущий урок был по физкультуре. Главное, чтобы он прошел как можно быстрее и короче.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин.

Актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

Мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

Целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

Этот этап является платформой для успешного урока. Часто три элемента могут про­хо­дить одновременно или переплетаться.

3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно раз­личными методами и их много. Классификация методов представлена ниже.

4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов – 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается не после звонка, а до окончания урока. Время на последний этап должно быть предусмотрено заранее, а также продуманы способ выдачи, порядок объяснения (сначала сообщается задание теоретиче­ского плана, затем практического) и правила выполнения. Во время объяснения домашней работы нужно привести примеры, показать образцы оформления. Справедливо отметим, что, как бу­дет выдано домашнее задание, так к нему и отнесутся учащиеся.

    Урок закрепления и совершенствования

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин.

3 этап. Упражнения – 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания –5-7 мин.

    Урок повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится пе­ред контрольной работой.

IV. Контрольно-проверочный урок

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Контрольное мероприятие

Классификация лабораторно-практических работ по признакам

1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе)

Иллюстративные

Подразумевают иллюстрирование некото­рых теоретических положений (например, закона Ома – как связаны между собой на­пряжение и ток).

Исследовательские

Используются до того, как изучать теорети­ческие сведения (например, как зависит ве­личина тока от приложенного напряжения).

2. По организации работ

Фронтальные

Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с груп­пой, что для него удобно.

Не фронтальные

Каждый учащийся или бригада из 2-3х че­ловек выполняют свою собственную ра­боту. Затем, закончив, они меняются рабо­чими местами. Это менее удобно для пре­подава­теля.

Почему так делается?

В эпоху рыночной экономики, для фрон­таль­ной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лаборатор­ная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заве­дение не имеет возможности приобрести необходи­мую аппаратуру в количестве 6-7 экземпля­ров. Отсюда, идут на заведомо не­удобную организационную форму.

Структура этапов лабораторных работ

При фронтальной организации

    Организационный момент.

    Повторение необходимых теоретических знаний.

    Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лаборатор­ным работам.

    Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.

    Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, вы­став­ляют оценки всем.

    Выдача домашнего задания.

Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подра­зумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.

При нефронтальном уроке

При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результа­тов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку препо­давателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.

Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.

В данном пункте мы рассмотрим некоторые подходы к понятию урока.

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки .

Урок рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого состава, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач образования, развития и воспитания .

Под уроком понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки .

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников .

Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 1) .

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся .

В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся .

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности .

Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса .

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей .

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока .

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Чёткое определение образовательных задач каждого урока.

2. Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

8. Научный расчёт и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.

2. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы .

3. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, и др. .

4. Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

2. Изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».

3. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен .

Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению понятия урока, на основе которых можно сделать вывод, что урок - это форма организации педагогического процесса, строго определённая во времени, с определённым составом учащихся, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного процесса.

Также в данном пункте были рассмотрены основные требования к проведению урока, а именно дидактические, воспитательные и развивающие.

Всё это способствует пониманию, каким должен быть урок, что должен включать в себя и каким требованиям должен удовлетворять, это позволит нам создать наиболее качественный проект урока.

Тема урока теоретического обучения ____________________________________________________

№ группы _____________________профессия_____________________________________________

Ф.И.О. педагога, проводившего урок_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показатели Критерии Весовой коэффициент Оценка в баллах
1. Цель 1.1. Соответствие требованиям програм­мы и потребностям учащихся а) соответствует содержанию теми урока, предполагает обеспечение условий для развития и саморазвития учащихся; б) соответствует содержанию темы урока, не предполагает обеспечение развития и саморазвития учащихся; в) соответствие требованиям программы и потребностям учащихся отсутствует
1.2. Соответствие возможностям учащихся а) ориентирована на физические, интеллектуальные (психические), социальные возможности учащихся; б) ориентирована только на общеучебные умения учащихся; в) соответствие возможностям учащихся отсутствует
1.3. Соответствие времени, отведенному на урок а) поставленную цель можно достичь в отведенное для урока время; б) поставленную цель можно частично достичь в отведенное для урока время; в) поставленную цель за урок достичь нельзя
2. Структура урока 2.1. Связь этапов учебной деятельности и их задач с целью урока а) задачи на каждом этапе соответствуют общей цели, не перегружают ее; б) сформулированные задачи не позволяют полностью достичь цели урока; в) цели урока и его задачи рассогласованы
2.2. Полнота учебных действий для решения целей урока а) на каждом этапе учебной деятельности педагог стимулирует и организует самостоятельную деятельность учащихся; б) самостоятельная деятельность учащихся ограничивается, педагог в готовом виде предъявляет учебную информацию и способы работы с ней; в) педагог не ориентируется на потенциал учащихся. Выполняет все действия сам, принуждая учащихся повторять за ним
2.3. Рациональность распределения этапов учебного занятия во времени а) педагог дифференцировано распределяет время с учетом сложности учебных задач на каждом этапе; б) время на разрешение учебных задач на отдельных этапах урока недостаточно четко определено; в) педагогом не зафиксировано время на каждый этап урока
2.4. Соответствие уровня умственной работоспособности учащихся их физиологическим особенностям а) полное соответствие б) частичное соответствие в) соответствие отсутствует
3. Содержание, формы, методы учебного занятия а) содержание, формы и методы соответствуют целям урока (обучающей, воспитывающей, развивающей); б) наблюдается частичное соответствие; в) содержание, методы, формы урока нецелесообразны
4. Результаты учебного занятии а) полное соответствие результата поставленной цели; 6} результат и цель соотносятся частично; в) результат не соответствует поставленной цели
5. Эмоциональный характер урока а) обстановка спокойная, учащиеся работают заинтересованно, старательно, педагог доброжелателен; б) обстановка спокойная, учащиеся пассивны, не проявляют интереса, педагог равнодушен; в) педагог и учащиеся раздражены, контакт между ними отсутствует
6. Педагогическая техника 6.1. Актерское мастерство, ораторское искусство а) мимика, жесты, движения в пространстве, темп речи, дикция, интенсивность, эмоциональность преподавателя направлены на развитие чувств, эмпатии учащихся, их внимания, культуры речи; б) актерские и ораторские качества педагога не­достаточно проявляются на учебном занятии, не являются воспитывающими факторами урока; в) педагог не владеет актерскими и ораторскими качествами. Эмоционально зажат
6.2. Оптимальность выбранного стиля руководства деятельностью уч-ся на учебном занятии а) педагог демонстрирует демократический стиль (тактичен, доброжелателен, вступает в диалог с учащимися, опирается на их жизненный опыт); б) педагог демонстрирует либеральный стиль (равнодушен, идет на поводу у учащихся, не обращает внимания на их затруднения и т.д.); в)педагог демонстрирует авторитарный стиль (диалог с учащимися отсутствует, в речи использует повелительное наклонение, в жесткой форме делает замечания, нарушает этические нормы взаимодействия)
Максимальное число баллов

При 0,85 ≤ k ≤ 1 - высокий уровень проведенного урока (занятия)

При 0,70 ≤ k < 0,85 - хороший уровень проведенного урока (занятия)

При 0,60 k < 0,70 - удовлетворительный уровень проведенного урока (занятия)

При k < 0,60 - низкий уровень проведенного урока (занятия)

Ф - фактическое количество баллов

N - максимальное количество баллов

Схема анализа недостатков урока и их причин

Типичные недостатки при проведении урока Причины недостатков
Не знает, как Знает, но не умеет Не имеет возможности Не подготовился Другие причины
Организация урока; нерациональная структура; неправильно определено время на элементы урока (подчеркнуть)
Методы и методические приемы активизации учащихся: не применяются: применяются недостаточно (подчеркнуть)
Контроль знаний учащихся: не прово­дится; не применяются фронтальные формы; приводится формально (подчеркнуть)
4 Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Наглядные пособия: не применяются; применятся педагогически неправильно (подчеркнуть)
Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть)
Не осуществляются межпредметные связи
Не отражаются современные достижения науки и техники
Использование воспитательных возможностей материала урока: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть)
Закрепление материала урока: не проводится: носит формальный характер (подчеркнуть)
Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть)
Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть)
Другие недостатки урока

Приложение 7

Структура плана урока по дисциплине

Тема № 2 «Название темы по перспективно-тематическому плану»

Урок № 12 (2 часа)

Цели урока:

§ Обучающая (цели преподавания и цели учения) -

§ Развивающая -

§ Воспитательная –

Тип урока:

Вид занятия:

Методы преподавания:

Методы учения:

Учебно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение:

Программное обеспечение компьютера (по мере необходимости):

Основные понятия, подлежащие усвоению (перечень учебных элементов):

План-конспект урока (расписать подробно по пунктам, представленным ниже)

1. План изучения новой темы (вопросы темы)

2. Конспект по теме (согласно вопросам плана изучения темы)

3. Этапы конкретного типа урока (описание этапов) с учетом приведенных схематической структуры типов уроков и возможных этапов проведения занятий в соответствии со структурой.

Этапы урока освоения и первичного закрепления новых знаний

1. Организация начала занятия

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний)

4. Изучение нового материала

5. Первичная проверка знаний

6. Первичное закрепление знаний

7. Контроль и самопроверка знаний

8. Подведение итогов занятия, рефлексия.

9. Выдача и объяснение домашнего задания

Схематическая структура урока по типу освоения и первичного закрепления новых знаний

(см. этапы урока)

Другие варианты схематической структуры занятия:

План хода урока по этапам

(заполнить в табличной форме на основе обобщения и систематизации содержания плана-конспекта урока)

Этап урока (название) Деятельность педагога Деятель-ность учащихся Время, отводимое на данный этап (в минутах) Предполага-емые результаты (на уровне учащихся) Оценоч-ные механиз-мы (для этапа проверки знаний)
1. Организационная часть
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к изучению нового материала
Включайся в дискуссию
Читайте также
Людмила Самотик - Лексика современного русского языка: учебное пособие
Ниндзя – супер шпионы средневековой Японии
Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить Относительные и указательные местоимения правило