Образец программы профессионального обучения. Проектирование и реализация вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров спо. Результаты освоения программы дополнительного образования
Окончив учебное заведение, выпускник рассчитывает больше никогда не садиться за парту. Однако реалии современной экономики таковы, что дополнительное профессиональное образование — это необходимость практически в любой сфере деятельности. Молодой специалист хочет подниматься по карьерной лестнице, для этого надо учиться новому, осваивать смежные специальности и оттачивать имеющиеся навыки.
Суть дополнительного образования
Современные технологии и методы работ постоянно обновляются, разрабатываются новые способы производств, совершенствуются подходы к управлению. Специалисты должны постоянно овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы быть востребованными на рынке труда.
Большинство работников, занятых на опасных производствах, отвечающих за жизнь и здоровье других людей, работающих с современными технологиями, регулярно получают дополнительное профессиональное образование. позволяющая идти в ногу со временем. Она может быть как в форме самообразования, так и в виде различных курсов, школ, семинаров и тренингов.
Дополнительное профессиональное образование — это непрерывный процесс, позволяющий получать актуальные сведения, связанные с профессиональной, управленческой и производственной деятельностью.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Работники, заинтересованные в дальнейшем регулярно занимаются повышением своей квалификации, стараются узнавать новое и быть в курсе изменений методик и технологий производства. Можно заниматься самообразованием с помощью специальных изданий и электронных ресурсов. Однако официальное повышение квалификации с получением удостоверения можно пройти только в специализированных заведениях.
Среди них выделяют:
- Институт дополнительного профессионального образования. Учебное заведение целиком направлено на послевузовское обучение. Чаще всего их делят по профилям деятельности — для работников образования, для госслужащих, для медицинских работников и т. д.
- Факультет при вузе, занимающийся обучением и переподготовкой специалистов. Часто предоставляет услуги своим же выпускникам.
- Центр дополнительного профессионального образования — государственное или негосударственное учебное заведение, предоставляющее возможность как получить новую профессию, так и повысить квалификацию. Часто располагается при центрах занятости.
- Производственное подразделение на предприятии, занимающееся обучением и повышением квалификации своих работников.
Институт предоставляет услуги не только выпускникам и специалистам, но и желающим получить вторую либо смежную профессию, не обязательно на базе высшего или среднеспециального диплома.
Программы дополнительного профессионального образования
В зависимости от вида обучения выбираются программы дополнительного профессионального образования. Они отличаются по самым разным параметрам:
Независимо от вида обучения должна соответствовать требованиям конкретной профессии или направления деятельности.
Варианты получения дополнительного образования
Задумываясь о повышении квалификации, надо решить вопрос организации дополнительного профессионального образования. От этого будут зависеть варианты реструктуризации рабочего процесса с учетом выбывших сотрудников.
Выделяют следующие варианты:
- с отрывом или без отрыва от производства. Обычно такие варианты выбирают сотрудники, для которых профессиональное обучение является обязательным.
- Получение дополнительного или смежного образования. Подходит для работников небольших производств и вызвано необходимостью совмещения нескольких должностей.
- Переобучение связано с получением дополнительного образования и необходимостью сменить направление профессиональной деятельности. Может быть как на базе высшего, так и среднеспециального образования.
Любой из выбранных вариантов может быть очным, заочным или дистанционным. Для учащихся предоставляется тот, который наиболее полно отвечает их потребностям и возможностям.
Отличие дополнительного образования от других форм послевузовского обучения
Дополнительное профессиональное образование — это один из вариантов послевузовского обучения. Такой способ повышения квалификации характерен для работников, желающих обучаться новым секретам в выбранной сфере деятельности.
Его основное отличите от других видов послевузовского обучения — добровольность. Повышение квалификации часто бывает обязательным для многих специалистов. Получение же дополнительного образования к уже имеющемуся диплому позволяет успешно конкурировать на рынке труда, предлагая гораздо больше профессиональных услуг.
Гарантии работникам, проходящим дополнительное обучение
Законами и другими нормативными документами работникам, получающим дополнительное профессиональное образование, предоставляются определенные гарантии. Прежде всего, это сохранение рабочего места на время учебы с отрывом от производства. Кроме этого, сохраняется не только должность, но и средняя заработная плата. Конечно, никто не может обязать работодателя выплачивать бонусы и премии, но основной оклад за все время обучения к выплате обязателен.
Если сотрудник для дополнительного обучения направляется в другую местность, то работодатель обязан оплатить Сюда включается проезд на место учебы и обратно в том случае, если оно расположено за пределами населенного пункта основной работы. Кроме того, компенсируются расходы на проживание в гостинице, а в некоторых случаях и на питание.
по дополнительному обучению сотрудников
Для определенной категории специалистов регулярное повышение квалификации является обязательным. Дополнительное профессиональное образование работников этих категорий — обязанность работодателя. Именно он должен обеспечить все необходимые условия.
- Медицинские работники — старший и средний медперсонал.
- Педагогические работники — учителя, преподаватели вузов и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
- Госслужащие.
- Работники, связанные с опасными и особыми условиями труда.
По окончании обучения им вручается удостоверяющий документ, который служит обоснованием предоставления компенсаций.
В случаях, когда законом не предусмотрено обязательное дополнительное обучение, работодатель сам решает вопрос о необходимости и периодичности курсов для своих сотрудников. Обычно этот вопрос закрепляется в локальных нормативных документах, например, уставе или коллективном трудовом договоре.
Повышение квалификации проводится для специалистов не реже чем раз в пять лет. Чаще всего работодатель организует массовое обучение своих сотрудников. Важно помнить, что время учебы оплачивается, даже если она выпадает на выходные или праздничные дни. Специалисты могут проходить дополнительное профессионально обучение по своей инициативе и в свободное от работы время. В этом случае работодатель не обязан оплачивать рабочее время, потраченное на учебу.
Варианты дальнейшей карьеры работников, получивших дополнительное образование
Существует важный вопрос, который волнует специалистов, направленных или решивших самостоятельно получать дополнительное образование. А что дальше? Каковы варианты продвижения по карьерной лестнице и как увеличится стоимость такого работника?
Само по себе дополнительное образование не является гарантией стремительного карьерного взлета. Однако это дает площадку для более быстрого старта, расширение возможностей и новые знания. Это все положительно повлияет на дальнейшую трудовую деятельность.
Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.
Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.
Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.
ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.
В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.
В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) содержит:
4. Макет учебного плана
Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) содержит:
1. Макет титульного листа и оборота титульного листа дополнительной профессиональной программы
2. Макет раздела «Общая характеристика программы»
3. Макет раздела «Организационно-педагогические условия реализации программы»
4. Макет учебного плана
5. Макет календарного учебного графика
6. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)
6.1. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)
6.2. Макет рабочей программы профессионального модуля
6.3. Макет программы практики (стажировки)
7. Макет раздела «Оценочные материалы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБПОУ «СПАССКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРОГРАММа
Дополнительного профессионального образования
по направлению «Экскурсовод»
Болгар,2016 г.
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120701 Туризм.
Организация разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Саиткина Анна Павловна. зам.директора по УПР
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению «Экскурсовод» является дополнительной профессиональной образовательной программой, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Туризм (базовой подготовки).
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, разведки и эксплуатации природных богатств, организации сельскохозяйственного производства, выполнения мелиоративных работ, проведения водохозяйственных и гидротехнических мероприятий, землеустройства и мн. др.
Цели и задачи программы дополнительного образования – требования к результатам освоения программы дополнительного образования :
В результате освоения программы дополнительного образования обучающийся должен
уметь :
выполнять надписи различными шрифтами, вычерчивать условные знаки населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнять красочное и штриховое оформление графических материалов, вычерчивать тушью объекты, горизонтали, рамки планов и карт, выполнять зарамочное оформление, выполнять чертежи с использованием аппаратно-программных средств
знать:
назначение и устройство приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах.
Количество часов на освоение программы дополнительного образования :
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час.;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Объем программы дополнительного образования и виды учебной работы
практические работы
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Ито Итоговая аттестация в форме зачета
результаты освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результатом освоения программы дополнительного образования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра , в том числе
КодНаименование результата обучения
ПК 1.2.
Обрабатывать результаты полевых измерений.
ПК 1.3.
Составлять и оформлять планово-картографические материалы.
ПК 1.4.
Проводить геодезические работы при съемке больших территорий
ПК 2.2.
Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований
ПК 2.3.
Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства
ПК 2.4.
Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.
ПК 3.1.
Оформлять документы на право пользования землей, проводить регистрацию.
ПК 4.2.
Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге.
ОК 1.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
2.2.Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы топографического черчения»
Практические занятия.Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Устройство и назначение чертежных инструментов, требования к ним. Трафареты, палетки, шкалы толщин. Методы контроля графического изображения.
Чертежные бумаги, прозрачные заменители бумаг, акварельные краски. Требования, предъявляемые к краскам, бумаге, кистям. Технические приемы окрашивания поверхности. Смешение красок: механическое смешение, лессировка.
Методы и приемы работы чертежными инструментами: карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером. Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Графическая точность и ее обеспечение.
выполнение и оформление графических работ карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером.
Тема 1.2. Шрифты, применяемые в топографическом черчении
Практические занятия.
14
Картографические и вычислительный шрифты. Картографические шрифты и надписи к на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью остовных шрифтов. Правила расстановки букв при выполнении надписей. Скорописное письмо цифр и приемы его написания.
Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ
Тема 1.3.
Практические занятия.
16
Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт . Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приёмы построения и вычерчивания условных знаков топографических карт масштабов 1:10000 и 1:2000.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ по выполнению условных знаков
Тема 1.4. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах
Содержание
10
Практические занятия
Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах. Вычерчивание оригиналов топографических карт. Виды оригиналов. Вычерчивание съёмочных оригиналов топографических карт. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт.
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение и оформление топографических карт.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дополнительного образования требует наличия кабинета «Топографическая графика»
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Топографическая графика»:
чертежные столы с соответствующим оборудованием, светокопировальные столы.
Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение, комплект учебно-методической документации
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
а) основная
Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. - М.:ООО «Издательство «КолосС», 2004. -304 с.
Топографическое черчение [Текст]: учебно-метод. пособие. Ч. 1 / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев ; под общ. ред. Д.В. Лисицкого.2-е изд. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 81 с.
Условные знаки для топографических планов масштабов 1: 5 000, 1: 2 000, 1: 1 000, 1: 500 / Федер. служба геодезии и картографии России [Текст]. – М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000. – 286 с.
Условные знаки для топографических карт масштаба 1: 10 000 [Текст]. – М.: Недра, 1977. – 143 с.
б) дополнительная:
1. Лосяков А.А. и др. Топографическое черчение. - М.: Недра. 1986. - 385с.
2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 1998.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения:
выполнение надписей различными шрифтами, вычерчивание условных знаков населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнение красочного и штрихового оформления графических материалов, вычерчивание тушью объектов, горизонталей, рамок планов и карт, выполнение зарамочного оформления, выполнение чертежей с использованием аппаратно-программных средств
усвоенные знания:
назначение и устройство чертежных приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах
оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических графических работ
Учебная программа курса
Введение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность. Роль курса в подготовке специалиста по сервису и туризму.
I. Экскурсоведение как наука.
Экскурсоведение как наука
Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории.
Российский опыт в области экскурсоведения.
Петербургская школа экскурсоведения. Московская школа экскурсоведения.
Из истории зарубежного экскурсионного опыта.
Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.
Краткая информация о Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Музеи и музейные объекты на территории музея-заповедника. Особенности экскурсионной деятельности на территории Болгарского музея-заповедника.
Современные проблемы экскурсоведения
Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.
1.6. Экскурсия и безопасность.
II. Основы экскурсоведения.
Сущность и признаки экскурсии
Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.
Функции экскурсии
Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России. Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов. Принципы экскурсии: информативность, научность.
Классификация экскурсий
Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.
Показ в экскурсии
Показ объекта. Виды объектов (музейный предмет, территория, памятники архитектуры и др.). Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта. Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии. Экскурсовод - руководитель показа.
Рассказ в экскурсии
Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.
Информационные материалы для экскурсий.
Понятие информационных материалов, их классификация. Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы. Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно- исторических проектов. Иллюстративные материалы.
Экскурсия как педагогический процесс
Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Сочетание задач обучения и воспитания. Педагогическая техника, ее основные элементы. Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения. Формирование навыков у экскурсантов.
Роль психологии в экскурсионном процессе. Ощущение, восприятие, представление. Ассоциации в экскурсиях. Внимание на экскурсии. Воображение. Использование словесных, практических и наглядных методов.
Роль логики в повышении эффективности экскурсий. Использование законов логики для построения экскурсии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.
Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.
Из истории внемузейного экскурсионного дела в России. Цели и задачи экскурсионной работы.
Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды.
Методика проведения экскурсий в немузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.
Экскурсия – как итоговый продукт научно-исследовательской работы.
III. Подготовка новой экскурсии.
Маршрут экскурсии.
Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Объезд маршрута и его задачи.
Тематика и содержание экскурсий
Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.
Экскурсионный объект
Понятие экскурсионного объекта. Критерии отбора объектов. Классификация экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта. Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.
«Портфель экскурсовода»
Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.
Контрольный и индивидуальный текст экскурсии
Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.
Методическая разработка экскурсии
Структура методической разработки. Правила оформления документа. Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.
IV
Политическое развитие, этногенез.
Держава Хунну и Великое переселение народов. Империя гуннов, первое упоминания этнонима «болгар». Тюркский каганат. Великая Болгария – расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.
Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков.
Образование государства Волжская Болгария. Принятие Ислама. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Развитие образования, культуры и науки.
Волжская Болгария в составе Золотой Орды.
Политико-экономическое развитие Волжской Болгарии во второй пол XIII – XIV веков. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Город Болгар в период наивысшего расцвета.
Казанское ханство.
Политико-экономическое развитие Казанского хансва в XV – в пер пол XVI веков. Падение Казанского ханства, захват Московским государством.
Город Болгар в XVII – XIX веках.
Этнический состав. История Успенского монастыря. Петр I и Екатерина II на руинах древнего города. Начало изучения древнего Болгара.
Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.
Археологические исследования Болгарского городища в пер пол ХХ века. А.П. Смирнов. Образование Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника.
Археологические исследования Болгарского городища во втор пол ХХ века. Татарстанские археологи на Болгарском городище. Фонд Возрождения и реализация комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана Великий Болгар – остов-град Свияжск». Болгарский музей-заповедник на современном этапе.
V. Экскурсия как профессия.
Профессия – экскурсовод.
Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.
Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода
Формирование новых умений и навыков, их использование в экскурсиях. Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила. Роль внеречевых средств общения в экскурсии. Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.
Техника ведения экскурсии.
Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона. Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.
Анализ экскурсии
Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий. Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.
Планы и м етодические указания по подготовке к практическим
(семинарским) занятиям.
Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков сбора, анализа экскурсионного материала, развитие умений коллективной работы,
Формы осуществления занятий:
семинарские занятия;
Экскурсии в музеи Болгарского музея-заповедника.
Разработка новых материалов методом проектной технологии
Список литературы (обязательная и дополнительная)
Обязательная.
XV
XVI века. 6 класс. К., 2012.
Дополнительная.
XII XII
Герд В.А. Экскурсионное дело - М. - Л.: Госиздат, 1928.
Герцевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.
Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). - Пг.,1921.
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.
Татарстан тарихы. К., 2001.
IV – XXI вв. Болгар 2015 г.
Занятие №1. Экскурсоведение как наука.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Занятие №2. Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.
Литература.
Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.
Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.
Занятие №3. Современные проблемы экскурсоведения.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Тема II . Основы экскурсоведения.
Занятие №1 Сущность и признаки экскурсии.
Занятие №2. Функции экскурсии.
Занятие №3. Классификация экскурсий.
Занятие №4,5. Показ в экскурсии.
Занятие №6,7. Рассказ в экскурсии.
Занятие №8. Информационные материалы для экскурсий.
Занятие №9. Элементы психологии в экскурсии.
Занятие №10. Логика в экскурсии.
Занятие №11. Экскурсия как педагогический процесс.
Занятие №12. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.
Занятие №13. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.
Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.
Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.
Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.
Экскурсии для молодежи. М.,1989.
Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.
Тема III . Подготовка новой экскурсии.
Занятие №1. Маршрут экскурсии.
Занятие №2. Тематика и содержание экскурсий.
Занятие №3. Экскурсионный объект.
Занятие №4. «Портфель экскурсовода»
Занятие №5. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.
Занятие №6. Методическая разработка экскурсии.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.
Тема IV . История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.
Занятие №1. Политическое развитие, этногенез (III век до н.э. – нач. VII века н.э.).
Занятие №2. Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.
Занятие №3. Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII – IX веках.
Занятие №4. Волжская Болгария в IX – нач. XIII .
Занятие №5. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.
Занятие №6. Казанское ханство.
Занятие №7. Город Болгар в XVII – XIX веках.
Занятие №8. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.
Литература.
Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.
Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.
Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.
Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.
Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.
Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.
Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.
Татарстан тарихы. К., 2001.
Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.
История христианства на Средней Волге IV – XXI вв. Болгар 2015 г.
Тема V . Экскурсия как профессия.
Занятие №1. Профессия – экскурсовод.
Занятие №2. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода.
Занятие №3. Техника ведения экскурсии.
Занятие №4. Анализ экскурсии.
Литература.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.
Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.
ГЛОССАРИЙ
Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.
Комплектование фондов - выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса.
Тезаврирование - определение ценности предмета.
Атрибуция предмета - определение его основных признаков, изучение таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение времени, места создания, авторской принадлежности.
Экспозиция - демонстрация наиболее интересных, значимых, наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии, указатели и пр.).
Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода.
Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа, совокупность ряда подтем.
Показ - процесс извлечения зрительной информации из объектов, который осуществляется в определенной последовательности, с определенной целью.
Осмотр - предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным объектом.
Маршрут - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.
Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.
Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.
Методическая разработка.
Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она составляется на каждую тему экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.
На титульном листе располагаются данные о наименовании экскурсионного учреждения, названии темы экскурсии, виде экскурсии, протяженности маршрута, продолжительности в академических часах, составе экскурсантов, а также фамилии и должности составителей и дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. На втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.
Содержание методической разработки состоит из трех разделов. Первый и третий соответствуют вступительной и заключительной части экскурсии и не разносятся по графам.
Второй раздел представляет собой таблицу, где подробно характеризуются все перемещения группы по маршруту и действия экскурсовода:
Карточка (паспорт) объекта
Наименование объекта (историческое, современное).
Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.
Местонахождение памятника, его почтовый адрес.
Описание памятника.
Источник сведений о памятнике.
Сохранность памятника.
Охрана памятника.
В каких экскурсиях памятник используется.
Дата составления карточки, фамилия составителя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Этапы развития экскурсоведения
Экскурсоведение как наука
Сущность экскурсии
Виды экскурсий (цели, задачи, формы)
Экскурсия как вид деятельности
Функции экскурсии
Признаки экскурсии
Экскурсионный метод познания
Компоненты педагогической деятельности экскурсовода
Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях
Внимание на экскурсиях
Роль психологии в экскурсионном процессе
Роль логики в повышении эффективности экскурсий
Классификация экскурсий
Обзорная экскурсия. Ее особенности
Тематическая экскурсия(основные группы)
Информационные материалы для подготовки экскурсий
Тематика экскурсий как совокупность тем
Ведущая подтема и ее роль в экскурсии
Задачи показа в экскурсии
Последовательность действий экскурсовода при показе объекта
Виды показа
Показ как реализация принципа наглядности
Задачи рассказа на экскурсии
Трансформация рассказа в зрительные образы
Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Экскурсионная методика
Пути совершенствования методики
Технология подготовки новой экскурсии
Этапы подготовки новой экскурсии
Составление маршрута экскурсии
Классификация экскурсионных объектов
Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.
Характеристика экскурсионных объектов (на примере одного или нескольких)
Основные документы, необходимые для проведения экскурсии
Техника ведения экскурсии
Формы проведения экскурсий
Дифференцированный подход к осуществлению экскурсий с учетом психолого-демографических особенностей.
Современные требования к экскурсоводу
Экскурсоводческое мастерство
Умения и навыки экскурсовода
Речь экскурсовода
Классификация жестов в экскурсии
Классификация туров и маршрутов
Значительная часть занятий проходит в лекционном зале, предусмотрены занятия в музеях Болгарского музея-заповедника.
Методические материалы
Общие признаки экскурсий и типичные ошибки начинающего экскурсовода:
протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток;
наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Недооценка важности данных признаков характерна для начинающих экскурсоводов. Это приводит к следующим типичным ошибкам:
нерациональное распределение времени между отдельными этапами экскурсии, экскурсия затянута или слишком скоротечна;
нарушение соотношения между показом и рассказом в ходе экскурсии;
размытость цели и задач экскурсии, что лишает ее внутреннего идейного стержня и дезориентирует экскурсантов;
пассивность экскурсовода в плане стимулирования самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, отсутствие в рассказе проблемных ситуаций, творческих заданий, связи с современностью;
игнорирование экскурсоводом социально-демографических и социально- психологических особенностей различных групп экскурсантов;
недостаточное внимание к внешнему виду, одежде, прическе, культуре речи;
чрезмерный субъективизм в описании исторических событий и героев, навязывание экскурсантам мнения экскурсовода.
Анализ экскурсии
Анализ экскурсии является важнейшим фактором совершенствования экскурсионной деятельности.
Цели анализа:
контроль за состоянием экскурсионной деятельности;
инструктирование экскурсовода;
помощь в овладении более высоким экскурсоведческим мастерством;
выяснение причин успехов и неудач экскурсовода.
Примерная схема анализа экскурсии
Тип экскурсии и ее место в системе экскурсий по теме.
Тема, цель и задачи экскурсии.
Наличие и характер инструктажа.
Маршрут экскурсии.
Отбор экскурсионных объектов и целесообразность их включения в маршрут экскурсии.
Содержание экскурсии. Отбор материала и его последовательность.
Количество подтем и их взаимосвязь.
Соотношение показа и рассказа в экскурсии.
Связь с жизнью.
Оснащенность экскурсии наглядными пособиями. Целесообразность их использования.
Обоснованность применяемых методов показа и рассказа.
Учет экскурсоводом социально-демографических характеристик экскурсантов.
Активизация познавательной деятельности экскурсантов.
Обратная связь. Оценка ответов экскурсантов.
Речь экскурсовода и общий стиль его поведения.
Примерная профессиограмма современного экскурсовода
Экскурсовод - профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.
Экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;
посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно-пространственной средой города, музея;
регионовед, историк-специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;
культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;
социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;
создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;
документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;
драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;
режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;
актер-исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;
психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.
Требования к личностным и профессиональным качествам
экскурсовода
Личностные качества:
Осанка:
увлеченность профессией,
гуманное отношение к людям,
творческо-практический склад мышления,
справедливость,
тактичность,
выдержка и самообладание,
наблюдательность,
творческое воображение,
искренность,
находчивость,
терпеливость. Культура внешнего вида
подтянутость, собранность.
Одежда:
аккуратность,
цветовая гармония,
соответствие одежды возрасту,
соответствие моде,
чувство меры в выборе украшений.
Прическа: аккуратность.
Мимика:
выражение доброжелательности, спокойствия,
взгляд при общении направлен на собеседника,
эмоциональная выразительность,
соответствие выражения лица характеру сообщения. 6. Пантомимика:
жесты уместны, органичны, естественны,
походка упругая, ритмичная, легкая,
отсутствие суетливости и нервозности,
умение бесшумно вставать и садиться.
Культура экскурсионного общения:
умение устанавливать контакт с группой,
умение ориентироваться в сложившейся ситуации,
умение задавать вопросы,
умение понимать реакцию слушателей,
умение заинтересовать, увлечь выступлением.
7. Саморегуляция:
умение снимать излишнее напряжение и волнение,
умение преодолевать нерешительность перед выступлением,
умение мобилизовать рабочее самочувствие,
умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,
умение создавать необходимое настроение.
Культура речи:
грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,
лексическое богатство,
выразительность, образность речи,
техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.