Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оптика просвещения асмолов в fb2. Интернет-издание «Просвещение. Приблизительный поиск слова

14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».

«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.

Вадим Петровский, профессор факультета психологии НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО

В своих работах известный психолог Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов.

О книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» Александра Асмолова - академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности МГУ, директора Федерального института развития образования - нельзя рассказать в двух словах, как и нельзя кратко описать личность ее автора. Лучше всего просто заглянуть в этот труд, почувствовать его дух, атмосферу, идейный строй и пафос. Могу только сказать, что в этой книге автор выступает как настоящий новатор - новатор по предмету своих разработок и поиску форм, в которых его новаторское мышление может быть реализовано в социуме.

Образование, школа в «Оптике просвещения» интересны для автора как связь между личностью и обществом, его привлекает все инновационное во взаимоотношениях между социумом и человеком. Предмет его разработок - это поиск путей тотального обновления и гуманизации миропорядка. Размышляя в книге над проблемами современного российского образования, механизмах его модернизации, он на разных примерах иллюстрирует идею «ненаходимости образования вне культуры, эволюции и свободы».

Все годы, на протяжении которых я знаком с автором книги, он исследует индивидуальность человека, но одновременно предметом его исследований является общество, перспективы его движения и развития.

В своих работах Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В «Оптике просвещения» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов. На мой взгляд, это превосходная, в равной мере научная - и страстная публицистическая книга.

Я более 300 раз выступал оппонентом на защитах диссертаций, и помимо классических слов - актуальность, практическая значимость, новизна, иногда возникает необходимость сказать нечто иное, чем то, что требует ВАК. Очень редко, но бывает, что научная работа являет собой вклад в культуру, когда сам по себе научный трактат выступает как некая совокупность идей, работающих в реалиях современной культуры. И именно такой работой является данная книга.

«Оптика просвещения» - многоязычное произведение, включающее стихи, прозу, публицистику, философию, историю, политику, культурологию, психологию. Поиск общего языка позволяет представителям разных традиций и школ услышать друг друга. По счастью, текст Асмолова написан не искусственным, безвкусным академическим языком, заранее упрощенным под будущий перевод на английский. Перед нами яркий, образный, ясный русский язык, родная речь для тех из нас, для кого личность и образование - не звук пустой. Он владеет словом - это и раньше хорошо было известно тем, кто читал его стихи. «Не примирить мне двух послов, слова без смысла, смысл без слов»… «Всегда найдется маленький Дантес, и Гончаровой Пушкин надоест»…

Эта книга - особое слово в культуре и новое слово в поэтике образования, символ «культуры достоинства», о которой пишет Асмолов, в противоположность пронизывающей российскую школу доктрине адаптации. В своей работе он не только пишет о неадаптивности как ключевой силе социального движения, но он сам являет собой то, о чем пишет. Он сам яркий «неадаптант». В отличие от людей, живущих завтрашним днем и упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Асмолов всецело принадлежит настоящему. Он присутствует здесь и теперь, и не просто теоретизирует, он действует, творит то, к чему, быть может, рано или поздно, придется адаптироваться тем, у кого приспособление в крови. Его работы - ярчайший пример предвоплощения будущего, потому как они уже здесь и сейчас его формируют.

Четыре удовольствия от «Оптики просвещения»

Людмила Мезенцева, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ

«Оптика просвещения» - книга не на один вечер, это не «метрошное» чтиво - 450 страниц, совсем не карманный вариант. Скорее это произведение искусства, которым приятно насладиться.

Первое, на что обращаешь внимание, взяв в руки книгу, - форма исполнения. Труд редакторов, художников, оформителей, работавших над книгой, нельзя не отметить: радуют глаз прекрасные иллюстрации, коллажные зарисовки, оригинальная верстка, высококачественная полиграфия.

Второе по предъявленности читателю - и главное - достоинство: собственно содержание.

В фокусе внимания автора - не просто ученого, но образовательного управленца с огромным стажем, в советские годы главного психолога Гособразования СССР, а в 1990-е - заместителя и затем первого заместителя федерального министра образования - находятся события и процессы в сфере образования, происходящие на наших глазах, в которых мы принимаем участие, не всегда успевая понять, что происходит. Экскурсы в историю отечественной психологической и педагогической мысли, воспоминания и наблюдения за учителями и коллегами сплетены в книге с анализом актуальных событий и решений в области российской образовательной политики последних десятилетий. Автор предлагает «отрефлексировать реальные исторические моменты и шансы образовательной политики», дабы не стать заложниками политических процессов, в частности «предвыборных цунами», какие прокатились по стране в 2011-2012 годах. Асмолов предъявляет к образованию высокие требования, он видит его как «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

Для автора «Оптики просвещения» вопросы толерантности, инакомыслия, свободы и независимости всегда выходили за рамки академической дискуссии. Он рисует психологической портрет фанатизма, так что возникает легкая тревожность и подспудное желание пристальнее всмотреться в эту картину, чтобы не пропустить момент превращения в манкуртов из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». В каждом из трех разделов книги - «Социокультурность», «Вариативность», «Толерантность» - речь идет о взаимосвязи личности и культуры, об индивидуальности в культуре, о способах ее развития, сохранения и отстаивания, так как, по мнению автора, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".

Третье, чего нельзя не заметить, - стиль, язык изложения. Это еще одна грань таланта Асмолова - поэта, сделавшего когда-то выбор в пользу психологии, не закрепощенного рамками академического языка.

И еще одна особенность книги - юмор, дающий о себе знать уже на первой странице. «А на фига!?», или обнаженные смыслы» - с этого риторического вопроса-эпиграфа начинается знакомство читателя с личностью и индивидуальностью автора этих 450 страниц. Поскольку юмор сочетается с энциклопедичностью, глубиной познаний автора в области психологии, философии, истории и других наук, удовольствие от книги получит даже самый взыскательный читатель.

, книги , новости

Зачем была написана «Оптика просвещения»

Наталья Бурова

Презентация книги «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012) доктора психологических наук Александра Асмолова состоялась как раз в том зале издательства «Просвещения», где восемь лет назад он с коллегами начинал разрабатывать стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали директора Федерального института развития образования (ФИРО), академика РАО Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Геннадий Бурбулис, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В «Охоте на ведьм: исторический опыт интолерантности» Александр Асмолов пытался проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая статья посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.

30 октября 2013 года в 18.00 в Московском Доме Книги на Новом Арбате состоится презентация книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (Москва, «Просвещение», 2012 г.). Вход на презентацию открыт для всех желающих.

Когда, в середине 90-х, Александр Асмолов стал зам. министра образования России, его работа подтверждала слова, сказанные им друзьям: «Ученые приходят в систему администрирования не для того, чтобы приобрести социальный статус, а для того, чтобы их идеи органически вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Административный рост сам по себе – умирание, и он слабо совместим с моральным ростом». Его позиция нашла свое отражение и в «Оптике просвещения…»:

«Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью… Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы».

Но, все-таки, главное в книге – не борьба. Она – «энциклопедия смыслов», о которой сам Асмолов заметил: «В образование нельзя прийти просто так, в него можно прийти только навсегда, чтобы им дышать и жить, обрести навигацию, ориентиры и обнажить смыслы… Эта книга для меня – смесь всего: и жизни, и поэзии, и попытки создания подхода к образованию, и действительно того, что в буквальном смысле является свободой». Удивительные слова нашел друг и соратник автора проф. Вадим Петровский:

«Для меня Саша Асмолов - это не просто человек, который открывает смыслы. Это – конструктор смыслов. Это он вносит смысл во вселенную».

Хотя книга Асмолова написана живым, а не «академическим» языком, даже прочитав текст «от корки до корки», ее не положишь на полку. Это – настольная энциклопедия педагога. Но, чтобы быть учителем, совсем не обязательно каждый день стоять за кафедрой или входить в переполненные классы. Педагог живет почти в каждом, проявляясь в семье, коллективе, виртуальном пространстве. И если Вам еще не безразличны чужие судьбы, не безразлична судьба нашего государства, Вы станете читателем и поклонником этой книги. И дело не только в том, что «образование сегодня – это система безопасности России,… а даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью». Особого внимания заслуживает именно авторский взгляд, о котором Заслуженный учитель России Евгений Ямбург сказал совершенно определенно: « У него (Асмолова) действительно с самого начала была своя оптика, свой ракурс, свой взгляд. Я бы сказал, «стереоскопический», не линейный взгляд. По сути своей Александр Григорьевич – психолог на любом посту, а психолог – это специалист по неодинаковости. Это чрезвычайно ценно, когда есть линия на вариативное образование».

Образования нет вне культуры, образования нет вне эволюции, и образования нет вне свободы. Она именно об этом - «Оптика просвещения…», где разнообразные сюжетные линии объединены в три смысловых блока: «Социокультурность», «Вариативность» и «Толерантность». В них – смысл жизни и борьбы. Недаром начинается все со слов автора о том, что «совсем недавно мне довелось побывать в приемном покое у Бога. И пока решался вопрос, превратится ли приемный покой в вечный, пока пульс мысли спорил с пульсом сердца и отбивал, в гамлетовском смысле, быть – не быть, вот тогда начала твориться и строиться эта книга».

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки