Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные события смутного. Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты

Период Российской истории с осени 1598 по 1618 называют Смутным Временем. На протяжении этих лет страну раздирала гражданская война, а соседи - Речь Посполитая и Швеция - отторгли от России земли на ее западных и северо-западных границах. На грани своего существования оказалась российская государственность – в годы смуты она практически рухнула. Появлялись самозванцы, одновременно существовало несколько царей и правительств, которых поддерживали различные части страны, а центральная власть, по сути, исчезла.

Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношениях в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

· Династический кризис – в 1591-погибает в Угличе царевич Дмитрий, последний из Рюриковичей.

· Избрание нового царя на Земском соборе – вступление Годунова на трон московских царей многим представлялось незаконным, следствие – появление слухов что Борис Годунов убил Дмитрия, или царевич Дмитрий жив и скоро начнет борьбу.

· Нарастание недовольства среди крестьянского населения страны – отмена Юрьева дня в 1593, введение в 1597 урочных лет - срока сыска беглых крестьян.

· Голод 1601-1603 гг. => рост числа разбойников, хозяйственная дезорганизация (люди винят царя, кара за убийство Дмитрия).

· Опричнина.

· Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и т.д.) – интервенция.

Этапы Смуты:

1 этап. 1598-1606

Борис Годунов на престоле. Учреждение патриаршества, изменение характера внутренней и внешней политики (освоение южных земель, Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Происходит экономическая борьба и обостряется политическая.

1603 – объявление в Польше Лжедмитрия 1, поддержка поляками.

1604-1605 – смерть Бориса Годунова, царем становится его сын – Федор Борисович. Лжедмитрий торжественно въезжает в Москву и венчается на царство.

1605 – реформы Лжедмитрия 1:

Снижение налогов;

Отмена на 10 лет налогов в наиболее бедных землях.

1606 – Лжедмитрий разоблачен и убит (Василий Шуйский). Бояре и Василий Шуйский не хотели разоблачать Григория Отрепьева, так как хотели его шантажировать. Григорий – слуга Федора Никитича, который впоследствии становится патриархом (Филарет), а его сын Михаил Романов – царем.

2 этап. 1606-1610.

По решению Красной площади царем становится Василий Шуйский (очень лживый человек), принял присягу перед своими поданными решать все дела с боярами (подписал крестоцеловальную грамоту – обещание не нарушать прав бояр). Шуйского не любили в народе: некровный, неприятная внешность. В это время объявляется около 30 самозванцев, и один из них – Лжедмитрий 2 – правит из Тушино, в России возникает двоевластие.

Шуйский вызывает шведские войска для свержения Лжедмитрия 2 – интервенция.

1606-1607 – восстание Болотникова (крестьянская война против правительства).

1609 – Польша посылает войска для взятия Российских земель, они грабят население, усиливаются бунты.

1610 – поляки в столице.Бояре (с поддержкой Польши) свергают Василия Шуйского (в монастырь). Лжедмитрий 2 был убит, начинается боярское правление (семибоярщина ).

3 этап. 1611-1613.

Большая территория России оккупирована, отсутствует царь.

1611 – во главе с Прокопием Ляпуновым сформировано Первое ополчение. Отряд Пожарского прорвался в Москву, но начался пожар. Отряд разбит, Пожарский ранен. Поляки спрятались в Китай-городе и Кремле. Ополчение стало лагерем под Москвой. Создан Совет всей земли – временное правительство. Раздоры между руководителями, Ляпунов убит, его сторонники ушли из лагеря, ополчение не представляет угрозы, а руководитель не имеет силы.

Осень 1611 – по инициативе Минина сформировалось Второе ополчение. Создан Совет всей земли – второе временное правительство. Заруцкий против, посылает отряд, чтобы не допустить нижнегородцев в Ярославль, убийцу к Поражскому. План проваливается, Заруцкий уходит в южные земли страны, захватив Марину Мнишек с сыном. Второе ополчение присоединяет уезды, собирает налог на содержание Второго ополчения, представители уездов входят в состав Совета всей земли. В августе 1612 ополчение подошло к столице, Трубецкой присоединился к Пожарскому.

1613 год – Земский Собор в январе. Кандидаты на престол: польский королевич Владислав, шведский король Карл-Филипп, сын Лжедмитрия 2, М. Ф. Романов. В феврале избран новый царь Михаил Федорович Романов (сын патриарха Филарета).

4 этап. 1613-1618.

Расправа с Заруцким, наведение порядка на севере.

1617 - Конец войны со Швецией – Столбовский мир, по которому шведы возвращают Новгород, но ряд крепостей на с-з отход Швеции, Россия потеряла выход к морю.

1617 – Выступление Владислава на Москву, осенью 1618 в Москве. Пожарский их отбросил.

1618 – Деулинское перемирие на 14,5 лет. Смоленск, Чернигов, Новгород-Северская земли отошли Речи Посполитой, а Владислав не отказывается от претензии на русский трон.

Итоги:

· большие территориальные потери для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически все православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

· Россия все же отстояла свою независимость.

· Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. В ряде районов к 20-40 годам 17 века населенность была ниже уровня 16 века.

· Общее число погибших равно одной трети населения.

· Появление новой царской династии. Они должны были решить три главных проблемы – восстановление единства территорий, государственного механизма и экономики.

Конец XVI и начало XVII веков ознаменованы в русской истории смутой. Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества и поставила государство на край гибели. Смута продолжалась с лишком четверть века - со смерти Ивана Грозного до избрания на царство Михаила Федоровича (1584-1613). Продолжительность и интенсивность смуты ясно говорят о том, что она явилась не извне и не случайно, что корни ее таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смутное время поражает своей неясностью, неопределенностью. Это - не политическая революция, так как оно началось не во имя нового политического идеала и не привело к нему, хотя нельзя отрицать существования политических мотивов в смуте; это - не социальный переворот, так как опять-таки смута возникла не из социального движения, хотя в дальнейшем развитии с нею сплелись стремления некоторых слоев общества к социальной перемене. "Наша смута - это брожение больного государственного организма, стремившегося выйти из тех противоречий, к которым привел его предшествовавший ход истории и которые не могли быть разрешены мирным, обычным путем". Все прежние гипотезы о происхождении смуты, несмотря на то, что в каждой из них таится доля истины, приходится оставить, как не разрешающие вполне задачу. Главных противоречий, которые вызвали Смутное время, было два. Первое из них было политическое, которое можно определить словами профессора Ключевского: "Московский государь, которого ход истории вел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации"; обе эти силы, выросшие вместе благодаря государственному объединению Руси и вместе работавшие над ним, прониклись взаимным недоверием и враждой. Второе противоречие можно назвать социальным: московское правительство вынуждено было напрягать все свои силы для лучшего устройства высшей обороны государства и "под давлением этих высших потребностей приносить в жертву интересы промышленного и земледельческого классов, труд которых служил основанием народного хозяйства, интересам служилых землевладельцев", последствием чего явилось массовое бегство тяглого населения из центров на окраины, усилившееся с расширением государственной территории, годной для земледелия. Первое противоречие явилось результатом собирания уделов Москвой. Присоединение уделов не носило характера насильственной, истребительной войны. Московское правительство оставляло удел в управлении прежнего его князя и довольствовалось тем, что последний признавал власть московского государя, становился его слугой. Власть московского государя , по выражению Ключевского, становилась не на место удельных князей, а над ними; "новый государственный порядок являлся новым слоем отношений и учреждений, который ложился поверх действовавшего прежде, не разрушая его, а только возлагая на него новые обязанности, указывая ему новые задачи". Новое княжеское боярство, оттеснив старинное боярство московское , заняло первые места по степени своего родословного старшинства, приняв только очень немногих из московских бояр в свою среду на равных с собою правах. Таким образом, вокруг московского государя образовался замкнутый круг князей-бояр, которые стали вершиной его администрации, его главным советом в управлении страной. Власти прежде правили государством поодиночке и по частям, а теперь стали править всей землей, занимая положение по старшинству своей породы. Московское правительство признало за ними это право, поддерживало даже его, способствовало его развитию в форме местничества, и тем самым впадало в вышеуказанное противоречие. Власть московских государей возникла на почве вотчинного права. Великий московский князь был вотчинником своего удела; все жители его территории были его "холопами". Весь предшествовавший ход истории вел к развитию этого взгляда на территорию и население. Признанием прав боярства великий князь изменял своим старинным традициям, которых в действительности не мог заменить другими. Первый понял это противоречие Иоанн Грозный. Московские бояре были сильны главным образом своими земельными родовыми владениями. Иоанн Грозный задумал произвести полную мобилизацию боярского землевладения, отняв у бояр их насиженные родовые удельные гнезда, предоставив им взамен другие земли, чтобы порвать их связь с землей, лишить их прежнего значения. Боярство было разбито; на смену его выдвинулся нижний придворный слой. Простые боярские роды, как Годуновы и Захарьины, захватили первенство при дворе. Уцелевшие остатки боярства озлоблялись и готовились к смуте. С другой стороны, XVI в. был эпохой внешних войн, окончившихся приобретением громадных пространств на востоке, юго-востоке и на западе. Для завоевания их и для закрепления новых приобретений потребовалось громадное количество военных сил, которые правительство набирало отовсюду, в трудных случаях не брезгуя услугами холопов. Служилый класс в Московском государстве получал, в виде жалованья, землю в поместье - а земля без рабочих рук не имела никакой ценности. Земля, далеко отстоявшая от границ военной обороны, тоже не имела значения, так как служилый человек с ней не мог служить. Поэтому правительство вынуждено было передать в служилые руки громадное пространство земель в центральной и южной частях государства. Дворцовые и черные крестьянские волости теряли свою самостоятельность и переходили под управление служилых людей. Прежнее деление на волости неминуемо должно было разрушаться при мелком испомещении. Процесс "окняжения" земель обостряется вышеуказанной мобилизацией земель, явившейся результатом гонений против боярства. Массовые выселения разоряли хозяйство служилых людей, но еще больше разоряли тяглецов. Начинается массовое переселение крестьянства на окраины. В то же время, крестьянству открывается для переселения громадная площадь заокского чернозема. Само правительство, заботясь об укреплении вновь приобретенных границ, поддерживает переселение на окраины. В результате, к концу царствования Грозного, выселение принимает характер общего бегства, усиливаемого недородами, эпидемиями, татарскими набегами. Большая часть служилых земель остается "в пусте"; наступает резкий экономический кризис. Крестьяне потеряли право самостоятельного землевладения, с испомещением на их землях служилых людей; посадское население оказалось вытесненным из южных посадов и городов, занятых военной силой: прежние торговые места принимают характер военно-административных поселений. Посадский люд бежит. В этом экономическом кризисе идет борьба за рабочие руки. Выигрывают более сильные - бояре и церковь. Страдательными элементами остается служилый класс и еще больше крестьянский элемент, который не только потерял право на свободное землепользование, но, при помощи кабальной записи, ссуд и вновь возникшего института старожильства (см.), начинает терять и свободу личную, приближаться к крепостному. В этой борьбе вырастает вражда между отдельными классами - между крупными владельцами-боярами и церковью, с одной стороны, и служилым классом - с другой. Тяглое население таит ненависть к угнетающим его сословиям и, раздражаясь против государственных испомещений, готово к открытому восстанию; оно бежит к казакам, которые уже давно отделили свои интересы от интересов государства. Один только север, где земля сохранилась в руках черных волостей, остается спокойным во время наступающей государственной "разрухи".

В развитии смуты в Московском государстве исследователи различают обыкновенно три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный - время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный - борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

Первый период Смуты

Последние минуты жизни Лжедмитрия. Картина К. Венига, 1879

Теперь во главе правления очутилась старая боярская партия, которая и выбрала в цари В. Шуйского . "Боярско-княжеская реакция в Москве" (выражение С. Ф. Платонова), овладев политическим положением, возвела на царство своего родовитейшего вожака. Избрание на престол В. Шуйского произошло без совета всей земли. Братья Шуйские, В. В. Голицын с братьями, Ив. С. Куракин и И. М. Воротынский, сговорившись между собой, привели князя Василия Шуйского на лобное место и оттуда провозгласили царем. Естественно было ожидать, что народ будет против "выкрикнутого" царя и что против него окажется и второстепенное боярство (Романовы, Нагие, Бельский, М. Г. Салтыков и др.), которое понемногу стало оправляться от опал Бориса.

Второй период Смуты

После своего избрания на престол счел необходимым разъяснить народу, почему избран он, а не кто другой. Мотивирует он причину своего избрания происхождением от Рюрика; другими словами, выставляет тот принцип, что старшинство "породы" дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. Местничество). Восстанавливая старые боярские традиции, Шуйский должен был формально подтвердить права боярства и по возможности обеспечить их. Он это и сделал в своей крестоцеловальной записи, несомненно имеющей характер ограничения царской власти. Царь признал, что он не волен казнить своих холопов, т е. отказался от того принципа, который так резко выставил Грозный и потом принял Годунов. Запись удовлетворила князей-бояр, да и то не всех, но она не могла удовлетворить второстепенное боярство, мелкий служилый люд и массу населения. Смута продолжалась. Василий Шуйский немедленно разослал приверженцев Лжедмитрия - Бельского, Салтыкова и др. - по разным городам; с Романовыми, Нагими и прочими представителями второстепенного боярства он хотел ладить, но тут произошло несколько темных событий, которые указывают на то, что это ему не удалось. Филарета , который был возведен самозванцем в сан митрополита, В. Шуйский думал было возвести на патриарший стол, но обстоятельства показали ему, что на Филарета и Романовых положиться было нельзя. Не удалось ему сплотить и олигархический кружок князей-бояр: он частью распадался, частью становился во враждебные отношения к царю. Шуйский поспешил венчаться на царство, не дождавшись даже патриарха: его венчал новгородский митрополит Исидор, без обычной пышности. Чтобы рассеять слухи, что царевич Дмитрий жив, Шуйский придумал торжественное перенесение в Москву мощей царевича, причисленного церковью к лику святых; прибегнул он и к официозной публицистике. Но все было против него: по Москве разбрасывались подметные письма о том, что Дмитрий жив и скоро вернется, и Москва волновалась. 25 мая Шуйскому пришлось уже успокаивать чернь, которую поднял против него, как тогда говорили, П. Н. Шереметев.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах государства разгорался пожар. Лишь только там стало известно о событиях 17 мая, как поднялась Северская земля, а за нею заокские, украинные и рязанские места; движение перешло на Вятку, Пермь, захватило и Астрахань. Волнение вспыхнуло также в новгородских, псковских и тверских местах. Это движение, обнявшее такое громадное пространство, носило по разным местам разный характер, преследовало разные цели, но несомненно, что оно было опасно для В. Шуйского. В Северской земле движение носило социальный характер и было направлено против бояр. Центром движения сделался здесь Путивль, а во главе движения стали кн. Григ. Петр. Шаховской и его "большой воевода" Болотников . Движение, поднятое Шаховским и Болотниковым, совершенно отличалось от прежнего: прежде боролись за попранные права Дмитрия, в которые верили, теперь - за новый общественный идеал; имя Дмитрия было только предлогом. Болотников призывал к себе народ, подавая надежду на социальные перемены. Подлинного текста его воззваний не сохранилось, но содержание их указано в грамоте патриарха Гермогена . Воззвания Болотникова, говорит Гермоген, внушают черни "всякия злые дела на убиение и грабеж", "велят боярским холопам побивати своих бояр и жены их, и вотчины, и поместья им сулят; и шпыням, и безымянникам ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити; и призывают их воров к себе, и хотят им давати боярство и воеводство, и окольничество, и дьячество". В северной полосе городов украинных и рязанских поднялось служилое дворянство, которое не хотело мириться с боярским правительством Шуйского. Во главе рязанского ополчения стали Григорий Сунбулов и братья Ляпуновы, Прокопий и Захар, а тульское ополчение двинулось под начальством боярского сына Истомы Пашкова.

Между тем, Болотников разбил царских воевод и двигался к Москве. По дороге он соединился с дворянскими ополчениями, вместе с ними подошел к Москве и остановился в селе Коломенском. Положение Шуйского стало крайне опасным. Почти половина государства поднялась против него, мятежные силы осаждали Москву, а у него не было войск не только для усмирения мятежа, но даже для защиты Москвы. К тому же мятежники отрезали доступ хлеба, и в Москве обнаружился голод. Среди осаждавших обнаружилась, однако, рознь: дворянство, с одной стороны, холопы, беглые крестьяне - с другой, могли мирно жить только до тех пор, пока не узнали намерений друг друга. Как только дворянство познакомилось с целями Болотникова и его армии, оно немедленно отшатнулось от них. Сунбулов и Ляпуновы, хотя им и ненавистен был установившийся в Москве порядок, предпочли Шуйского и явились к нему с повинной. За ними стали переходить и другие дворяне. Тогда же подоспело на помощь ополчение из некоторых городов, и Шуйский был спасен. Болотников убежал сначала в Серпухов, затем в Калугу, из которой перешел в Тулу, где засел вместе с казачьим самозванцем Лжепетром. Этот новый самозванец появился среди терских казаков и выдавал себя за сына царя Федора, в действительности никогда не существовавшего. Появление его относится еще ко времени первого Лжедмитрия. К Болотникову пришел Шаховской; они решили запереться здесь и отсиживаться от Шуйского. Численность их войска превышала 30000 чел. Весной 1607 г. царь Василий решил энергично действовать против мятежников; но весенняя кампания была неудачна. Наконец, летом, с огромным войском он лично пошел на Тулу и осадил ее, усмиряя по дороге восставшие города и уничтожая мятежников: целыми тысячами сажали "пленных в воду", т. е. попросту топили. Треть государственной территории была отдана войскам на грабеж и разорение. Осада Тулы затянулась; ее удалось взять только тогда, когда придумали устроить на р. Упе плотину и затопить город. Шаховского сослали на Кубенское озеро, Болотникова в Каргополь, где и утопили, Лжепетра повесили. Шуйский торжествовал, но ненадолго. Вместо того, чтобы идти усмирять северские города, где мятеж не прекращался, он распустил войска и вернулся в Москву праздновать победу. От внимания Шуйского не ускользнула социальная подкладка движения Болотникова. Это доказывается тем, что он рядом постановлений задумал укрепить на месте и подвергнуть надзору тот общественный слой, который обнаружил недовольство своим положением и стремился изменить его. Изданием подобных постановлений Шуйский признал существование смуты, но, стремясь победить ее одной репрессией, обнаружил непонимание действительного положения вещей.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

К августу 1607 г., когда В. Шуйский сидел под Тулой, появился в Стародубе Северском второй Лжедмитрий, которого народ очень метко окрестил Вором. Стародубцы уверовали в него и стали помогать ему. Скоро вокруг него составилась сборная дружина, из поляков, казачества и всяких проходимцев. Это не была земская дружина, которая собралась вокруг Лжедмитрия I: это была просто шайка "воров", которая не верила в царское происхождение нового самозванца и шла за ним в надежде на добычу. Вор разбил царское войско и остановился близ Москвы в селе Тушине, где и основал свой укрепленный стан. Отовсюду к нему стекались люди, жаждавшие легкой наживы. Особенно усилил Вора приход Лисовского и Яна Сапеги.

С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Положение Шуйского было тяжелое. Юг не мог ему помочь; собственных сил у него не было. Оставалась надежда на север, сравнительно более спокойный и мало пострадавший от смуты. С другой стороны, и Вор не мог взять Москвы. Оба соперника были слабы и не могли одолеть друг друга. Народ развращался и забывал о долге и чести, служа попеременно то одному, то другому. В 1608 г. В. Шуйский послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (см.) за помощью к шведам. Русские уступили Швеции город Карелу с провинцией, отказались от видов на Ливонию и обязались вечным союзом против Польши, за что и получили вспомогательный отряд в 6 тыс. чел. Скопин двинулся из Новгорода к Москве, очищая по пути северо-запад от тушинцев. Из Астрахани шел Шереметев, подавляя мятеж по Волге. В Александровской слободе они соединились и пошли к Москве. К этому времени Тушино перестало существовать. Случилось это таким образом: когда Сигизмунд узнал о союзе России со Швецией, он объявил ей войну и осадил Смоленск. В Тушино были посланы послы к тамошним польским отрядам с требованием присоединения к королю. Среди поляков начался раскол: одни повиновались приказу короля, другие - нет. Положение Вора и прежде было трудное: с ним никто не церемонился, его оскорбляли, чуть не били; теперь оно стало невыносимо. Вор решился оставить Тушино и бежал в Калугу. Вокруг Вора во время его стоянки в Тушине собрался двор из московских людей, которые не хотели служить Шуйскому. Среди них были представители очень высоких слоев московской знати, но знати дворцовой - митрополит Филарет (Романов), кн. Трубецкие, Салтыковы, Годуновы и др.; были и люди незнатные, которые стремились выслужиться, получить вес и значение в государстве - Молчанов, Ив. Грамотин, Федька Андронов и пр. Сигизмунд предложил им отдаться под власть короля. Филарет и тушинские бояре отвечали, что избрание царя не дело их одних, что они ничего не могут сделать без совета земли. Вместе с тем, они вошли между собой и поляками в соглашение не приставать к В. Шуйскому и не желать царя из "иных бояр московских никого" и завели переговоры с Сигизмундом о том, чтобы он прислал на московское царство своего сына Владислава. От русских тушинцев было отправлено посольство, во главе которого стали Салтыковы, кн. Рубец-Масальский, Плещеевы, Хворостин, Вельяминов - все большие дворяне - и несколько человек низкого происхождения. 4 февраля 1610 г. они заключили с Сигизмундом договор, выясняющий стремления "довольно посредственной знати и выслужившихся дельцов". Главнейшие его пункты след.: 1) Владислав венчается на царство православным патриархом; 2) православие должно быть почитаемо по-прежнему: 3) имущество и права всех чинов остаются неприкосновенными; 4) суд совершается по старине; законодательную власть Владислав разделяет с боярами и земским собором; 5) казнь может быть совершена только по суду и с ведома бояр; имущество близких виновного не должно подвергаться конфискациям; 6) подати, собираются по старине; назначение новых делается с согласия бояр; 7) крестьянский переход запрещается; 8) людей высоких чинов Владислав обязан не понижать невинно, а меньших должен повышать по заслугам; выезд в другие страны для науки разрешается; 9) холопы остаются в прежнем положении. Анализируя этот договор, мы находим: 1) что он национальный и строго консервативный, 2) что он защищает больше всего интересы служилого сословия, и 3) что он, несомненно, вводит некоторые новшества; особенно характерны в этом отношении пункты 5, 6 и 8. Между тем, Скопин-Шуйский с торжеством 12 марта 1610 г. вошел в освобожденную Москву.

Верещагин. Защитники Троице-Сергиевой лавры

Москва ликовала, с великой радостью приветствуя 24-летнего героя. Ликовал и Шуйский, надеясь, что дни испытания кончились. Но во время этих ликований Скопин внезапно умер. Пошел слух, что его отравили. Есть известие, что Ляпунов предложил Скопину "ссадить" Василия Шуйского и самому занять престол, но дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. /p Скопин отверг это предложение. После того, как об этом узнал царь, он охладел к племяннику. Во всяком случае, смерть Скопина разрушила связь Шуйского с народом. Над войском стал воеводой брат царя Димитрий, совершенно бездарная личность. Он двинулся на освобождение Смоленска, но у деревни Клушина был позорно разбит польским гетманом Жолкевским.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна (портрет) XVII века

Жолкевский ловко воспользовался победой: он быстро пошел к Москве, по дороге овладевая русскими городами и приводя их к присяге Владиславу. К Москве же поспешил из Калуги и Вор. Когда в Москве узнали об исходе сражения при Клушине, поднялся "мятеж велик во всех людях - подвизашася на царя". Приближение Жолкевского и Вора ускорило катастрофу. В свержении с престола Шуйского главная роль выпала на долю служилого класса, во главе которого агитировал Захар Ляпунов. Немалое участие принимала в этом и дворцовая знать, в том числе Филарет Никитич. После нескольких неудачных попыток, противники Шуйского собрались у Серпуховских ворот, объявили себя советом всей земли и "ссадили" царя.

Третий период смуты

Москва очутилась без правительства, а между тем, оно ей было нужно теперь больше, чем когда-либо: с двух сторон ее теснили враги. Все сознавали это, но не знали, на ком остановиться. Ляпунов и рязанские служилые люди хотели поставить царем кн. В. Голицына; Филарет, Салтыковы и прочие тушинцы имели другие намерения; высшая знать, во главе которой стояли Ф. И. Мстиславский и И. С. Куракин, решила подождать. Правление было передано в руки боярской думы, состоявшей из 7 членов. "Седмочисленные бояре" не сумели взять власть в свои руки. Они сделали попытку собрать земский собор, но она не удалась. Боязнь Вора, на сторону которого становилась чернь, заставила их впустить в Москву Жолкевского, но он вошел только тогда, когда Москва согласилась на избрание Владислава. 27 августа Москва присягнула Владиславу. Если избрание Владислава и не было совершено обычным путем, на настоящем земском соборе, то тем не менее бояре не решились на этот шаг одни, а собрали представителей от разных слоев государства и образовали нечто вроде земского собора, который признали за совет всей земли. После долгих переговоров обеими сторонами был принят прежний договор, с некоторыми изменениями: 1) Владислав должен был принять православие; 2) вычеркнут был пункт о свободе выезда за границу для наук и 3) уничтожена была статья о повышении меньших людей. В этих изменениях видно влияние духовенства и боярства. Договор об избрании Владислава был отправлен к Сигизмунду с великим посольством, состоявшим почти из 1000 лиц: сюда входили представители почти всех сословий. Очень вероятно, что в посольство вошла большая часть членов "совета всей земли", избравшего Владислава. Во главе посольства стояли митрополит Филарет и князь В. П. Голицын. Посольство не имело успеха: Сигизмунд сам хотел сесть на московский престол. Когда Жолкевский понял, что намерение Сигизмунда непоколебимо, он оставил Москву, понимая, что русские не примирятся с этим. Сигизмунд медлил, старался застращать послов, но они не отступали от договора. Тогда он прибегнул к подкупу некоторых членов, что ему и удалось: они уехали из-под Смоленска подготовлять почву для избрания Сигизмунда, но оставшиеся были непоколебимы.

Гетман Станислав Жолкевский

В то же время в Москве "седмочисленные бояре" потеряли всякое значение; власть перешла в руки поляков и новообразовавшегося правительственного кружка, изменившего русскому делу и предавшегося Сигизмунду. Этот кружок состоял из Ив. Мих. Салтыкова, кн. Ю. Д. Хворостинина, Н. Д. Вельяминова, М. А. Молчанова, Грамотина, Федьки Андронова и мн. др. Таким образом, первая попытка московских людей восстановить власть кончилась полной неудачей: вместо равноправной унии с Польшей Русь рисковала попасть в полное подчинение от нее. Неудавшаяся попытка навсегда положила конец политическому значению бояр и боярской думы. Как только русские поняли, что ошиблись в выборе Владислава, как только увидели, что Сигизмунд не снимает осады Смоленска и обманывает их, национальное и религиозное чувство начало пробуждаться. В конце октября 1610 г. послы из-под Смоленска прислали грамоту об угрожающем обороте дел; в самой Москве патриоты в подметных письмах раскрывали народу истину. Все взоры обратились на патриарха Гермогена: он понял свою задачу, но не сразу мог взяться за ее исполнение. После штурма Смоленска 21 ноября произошло первое серьезное столкновение Гермогена с Салтыковым, который пытался склонить патриарха на сторону Сигизмунда; но Гермоген еще не решался призвать народ на открытую борьбу с поляками. Смерть Вора и распадение посольства заставили его "повелевати на кровь дерзнути" - и во второй половине декабря он начал рассылать по городам грамоты. Это было открыто, и Гермоген поплатился заточением.

Призыв его, однако, был услышан. Первым поднялся из Рязанской земли Прокопий Ляпунов. Он стал собирать войско на поляков и в январе 1611 г. двинулся к Москве. К Ляпунову шли земские дружины со всех сторон; даже тушинское казачество пошло на выручку Москвы, под начальством кн. Д. Т. Трубецкого и Заруцкого. Поляки, после битвы с жителями Москвы и подошедшими земскими дружинами, заперлись в Кремле и Китай-городе. Положение польского отряда (около 3000 чел.) было опасное, тем более, что и запасов у него было мало. Сигизмунд не мог ему помочь, он сам был не в силах покончить со Смоленском. Ополчения земские и казацкие соединились и обложили Кремль , но между ними сразу пошла рознь. Тем не менее, рать объявила себя советом земли и стала править государством, так как не было другого правительства. Вследствие усилившейся розни между земцами и казачеством решено было в июне 1611 г. составить общее постановление. Приговор представителей казачества и служилых людей, которые составляли главное ядро земского войска, очень обширен: он должен был устроить не только войско, но и государство. Высшая власть должна принадлежать всему войску, которое именует себя "всею землею"; воеводы - только исполнительные органы этого совета, сохраняющего за собой право их смещении, если они будут плохо вести дела. Суд принадлежит воеводам, но казнить они могут только с одобрения "совета всей земли", иначе им грозит смерть. Затем очень точно и подробно урегулированы дела поместные. Все пожалования Вора и Сигизмунда объявлены не имеющими значения. Казаки "старые" могут получать поместья и становиться, таким образом, в ряды служилых людей. Далее идут постановления о возвращении беглых холопов, которые именовали себя казаками (новые казаки), прежним их господам; в значительной степени стеснялось своеволие казаков. Наконец, было учреждено приказное управление по московскому образцу. Из этого приговора ясно, что собравшаяся под Москву рать считала себя представительством всей земли и что на совете главная роль принадлежала земским служилым людям, а не казакам. Этот приговор характерен еще и тем, что свидетельствует о значении, которое понемногу приобретал служилый класс. Но преобладание служилых людей было непродолжительно; казаки не могли быть солидарны с ними. Дело кончилось убийством Ляпунова и бегством земщины. Надежды русских на ополчение не оправдались: Москва осталась в руках поляков, Смоленск к этому времени был взят Сигизмундом, Новгород - шведами; вокруг Москвы расположились казаки, которые грабили народ, бесчинствовали и готовили новую смуту, провозгласив сына Марины, жившей в связи с Заруцким, русским царем.

Государство, по-видимому, гибло; но поднялось народное движение на всем севере и северо-востоке Руси. На этот раз оно отделилось от казачества и стало действовать самостоятельно. Гермоген своими грамотами влил одушевление в сердца русских. Центром движения стал Нижний. Во главе хозяйственной организации был поставлен Кузьма Минин , а власть над войском вручена была князю Пожарскому .

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

События начала 17 века в России получили название Смутного времени. Это был период децентрализации государства, когда происходила частая смена правителей, народные восстания, складывалась очень непростая экономическая ситуация. Во внутренние дела России вмешивались иностранные государства. Это был тяжелейший политический и социально-экономический кризис, поставивший страну на грань разрушения государственных начал и фактического распада. По мнению ряда историков Смута была первой гражданской войной в истории России.

Существует несколько вариантов периодизации Смутного времени:

1598 -1618 – с начала династического кризиса, связанного с прекращением династии Рюриковичей, до заключения Деулинского перемирия с Польшей.

1604-1605 – 1613 – с момента появления Лжедмитрия II до избрания Михаила Романова.

1603 – 1618 – с дестабилизации обстановки из-за голода до заключения перемирия с Польшей.

Причины Смутного времени :

1. - политическая – династический кризис, связанный с прекращением династии Рюриковичей и недостаточным авторитетом Бориса Годунова.

2. – экономическая – тяжелейшее экономическое положение, связанное с голодом 1601 – 1603 гг., резкий рост цен на хлеб, на продовольствие и недовольство широких народных масс. Правительство Бориса Годунова с ситуацией не справилось.

3. – социальные – рост недовольства проводимой политикой разных слоев населения (крестьяне – недовольны дальнейшим закрепощением, 1581 – вводились «заповедные лета», когда временно запрещался переход крестьян в Юрьев день, 1597 – появился указ об «урочных летах», устанавливавший пятилетний срок розыска беглых крестьян + тяжелое экономическое положение; казачество - недовольно наступлением на их права + к ним присоединялись беглые крестьяне из центральных районов страны; знать, бояре - недовольны урезанием их родовых прав; служилое дворянство - недовольно тем, что правительство не может остановить бегство крепостных крестьян; посадскоенаселение – увеличением налогов).

Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Основные события Смутного времени :

В 1584 году после смерти Ивана Грозного стал править его сын Федор Иванович (1584 – 1598). Сын Иван был убит в 1581 году, царевич Дмитрий был слишком мал, а в 1591 году умер в Угличе. Федор Иванович был слабым правителем, человеком тихим и богобоязненным, больше интересовался молитвой и беседой с монахами, любил церковное пение и колокольный звон. Для руководства страной при нем создан регентский совет. Фактически страной правил Борис Годунов, брат жены царя. После смерти не осталось наследников по мужской линии, прервалась династия Рюриковичей.

В 1598 году на земском соборе правителем был избран Борис Годунов (1598 – 1605). Он был сильной личностью, реформатором:

2. –заботится об укреплении границ – строятся крепости на юге, востоке, Смоленск – на западе.

3. – укрепляется крепостное право,

4. – посылал дворян учиться за границу, приглашал иностранных специалистов.

5. – провел «посадское строение» - учет населения посадских слобод, возврат ушедших на частновладельческие земли. Это должно было обеспечить выполнение государственных повинностей и уплату налогов.

6. – при вступлении в должность освободил заключенных из тюрем и простил недоимки по налогам и податям.

Все хорошие начинания Бориса Годунова погубил страшный голод 1601-1603 годов. Три года подряд повторялся неурожай – летом лили дожди, а потом были ранние заморозки. Погибли сотни тысяч людей, многие бежали в города, бояре выгоняли лишних людей. Народные волнения охватили огромные территории. В 1603 году произошло восстание Хлопка, охватившее юго-звападные уезды страны, где было много беглых крестьян. Громя дворянские усадьбы, войско двигалось по направлению к Москве. С большим трудом его разгромили, руководитель был схвачен и казнен. Борис Годунов пытался с голодом бороться – организовывал строительные работы, раздавал деньги, хлеб, но этого было мало. Авторитет царя падает. На этом фоне появляются слухи о законном царе – Лжедмитрии I.

Он выдавал себя за чудесным образом спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Имя самозванца – Григорий Отрепьев. Он был галичским дворянином, постригшимся в монахи Чудова монастыря в Москве, а затем бежавшим в Литву. При поддержке Польши начинает движение к Москве.

Ставку на «законного царя» делают многие, преследуя свои цели:

- Польша – ослабление России, получение земель и утверждение католичества.

- московские бояре – стремились к власти и свержению Бориса Годунова.

- народ (крестьяне, казачество, посадское население) – видели в нем законного царя, доброго, справедливого, способного избавить от тягот и притеснителей.

В августе 1604 года войско Лжедмитрия I c отрядом в 4 тысячи человек выступает из Львова по направлению к Москве. На его сторону переходит несколько городов, войско пополняется казаками, его численность растет. В январе 1605 года войско самозванца было разбито царским войском под руководством Мстиславского под Добрыничами. Лжедмитрий бежит в Путивль, но в апреле 1605 года неожиданно умирает Борис Годунов, и путь на царский престол оказался открыт.

Лжедмитрий I (1605 -1606) на российском троне пробыл недолго. В июне 1605 года Москва присягнула самозванцу. Но надежды на доброго и справедливого царя не оправдались. Он объективно не мог выполнить обещания, данные всем. Поляки ведут себя в Москве как в завоеванном городе. Недовольство вызвала и женитьба на Марине Мнишек. В ночь на 17 мая 1606 года в результате заговора, возглавленного братьями Шуйскими, Лжедмитрий I был убит.

Новым царем Земский собор избирает Василия Шуйского (1606 – 1610). При вступлении на престол он дал клятву («крестоцеловальную запись») не судить бояр без участия Боярской Думы, вотчин у них не отбирать, не слушать ложных доносов. Историки считают это попыткой ограничить власть царя.

Василий Шуйский решал две основные задачи:

1. – боролся с восстанием Ивана Болотникова.

2. – боролся с Лжедмитрием II – новым самозванцем, который объявился летом 1607 года и выдавал себя за чудесным образом спасшегося Лжедмитрия I. Личность его не установлена, есть только предположения. Под его знаменами оказались отряды поляков, казаки, дворяне, остатки войск Болотникова. С территории Польши он направляется к Москве. взять город ему не удалось, и он остановился лагерем в Тушино, за что получил прозвище «тушинский вор». Его признает Марина Мнишек (за 3 тысячи золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве). Фактически складывается двоевластие – часть страны контролируют войска Лжедмитрия II, часть – войска Василия Шуйского. 16 месяцев (с сентября 1608 – по январь 1610) оборонялся Троице-Сергиев монастырь.

Василий Шуйский для борьбы с Лжедмитрием II обращается за помощью к шведскому королю. В 1609 году в Выборге был заключен договор, по которому Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, отдавала Швеции город Корелу с уездом. Швеция же направляла 7-тысячный отряд во главе с Делагарди. Вместе со Скопиным-Шуйским они освободили значительные территории, занятые Лжедмитрием II. Самозванец бежал в Калугу, где в 1610 году был убит.

В 1609 году открытую интервенцию начинает Польша. Повод – приглашение Швеции, с которой Польша находится в состоянии войны. Войсками Стефана Батория осажден Смоленск, который держался 20 месяцев.

Василий Шуйский в 1610 году был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть оказалась в руках семи бояр во главе с Мстиславским. Это правление получило название «семибоярщина» (1610 – 1613). Они пригласили на престол польского королевича Владислава. Переговоры об этом шли. Польские войска вошли в Москву. Шведы тоже начинают интервенцию.

Т.о., страна оказывается на грани катастрофы: на западе – поляки, на северо-западе – шведы, на юге – остатки войск Болотникова и Лжедмитрия II, cильной власти нет, Москва занята поляками.

В этой трудной ситуации на борьбу за сохранение государства поднимается народ, уставший от беспорядков. По городам ходят призывные грам оты патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова организовать народное ополчение.

Народных ополчений было два:

1. – первое земское ополчение – рязанское - во главе с Прокопием Ляпуновым . В нем участвовали дворяне, казаки из южных уездов, посадские люди. Был создан орган власти – «Совет всея земли». Весной и летом 1611 года ополчение осаждало Москву, но успеха не добилось. Распалось из-за внутренних противоречий. Ляпунов был убит.

2. – второе земское ополчение – нижегородское – во главе с посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским .формировалось из отрядов, присланных многими городами. Весной 1612 года двинулось к Ярославлю. Здесь происходило его окончательное формирование. В июле ополчение двинулось к Москве и освободило ее от поляков. Отряд гетмана Ходкевича прорваться на помощь польскому гарнизону, засевшему в кремле, не смог, и тот сдался в октябре 1612 года. Столица была полностью освобождена.

В январе 1613 года состоялся Земский собор (700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков), который решал вопрос об избрании нового царя. Было множество претендентов – польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, Иван – сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек, представители знатных боярских фамилий. Выбор пал на Михаила Романова - 16 лет, племянник первой жены Ивана Грозного, за ним сильная фигура отца Федора Никитича Романова, патриарха Филарета. У России появилась новая правящая династия. Теперь главная задача – ликвидировать последствия Смутного времени, вернуть утраченные земли.

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время ). В 19– начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове , Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова ) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I , Лжедмитрий II , Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова ). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

Первый этап

Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страныБориса Годунова ). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова , к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап

Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап

Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин ,формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова , в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

Смутным временем принято называть период в истории России с 1598 года по 1612 год. Это были лихие годы, годы стихийных бедствий: голод, кризис государственной и экономической системы, интервенции инородцев.

Годом начала «смуты» является 1598 год, когда пресеклась династия Рюриковичей, и не стало законного царя на Руси. В ходе борьбы и интриг, власть в свои руки взял , восседавший на троне до 1605 года.

Самыми лихими годами на время правления Бориса Годунова являются 1601-1603 годы. Люди, нуждавшиеся в еде, начинали промышлять разбоем и грабежами. Такой ход событий вводил страну во всё больший системный кризис.

Нуждавшиеся люди начали сбиваться в стаи. Численность таких отрядов была от нескольких человек до нескольких сот. Апогеем голода, стало . Масло в огонь добавляли слухи о том, что царевич Дмитрий, скорее всего убитый Борисом Годуновым, жив.

Заявил о своем царском происхождении, добился поддержки поляков, пообещав шляхте золотые горы, русские земли и другие блага. В разгар войны с самозванцем, от болезни погибает Борис Годунов. Его сына Федора вместе с семьей убивают заговорщики, поверившие Лжедмитрию I.

Не долго восседал самозванец на русском престоле. Народ был недоволен его правлением, а оппозиционно настроенные бояре воспользовались сложившимся положением и убили его. На царство был помазан .


Василию Шуйскому пришлось взойти на престол в непростое для страны время. Не успел Шуйский освоиться, как вспыхнуло и объявился новый самозванец . Шуйский заключает военный договор со Швецией. Договор обернулся еще одной проблемой для Руси. Поляки перешли в открытую интервенцию, а шведы предали Шуйского.

В 1610 году Шуйского сместили с престола, в ходе заговора. Заговорщики еще будут долго править в Москве, время их правления назовут . Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. Вскоре польские войска вступили в столицу. С каждым днем положение становилось все хуже. Поляки промышляли грабежом и насилием, также насаждали католическую веру.

Под предводительством Ляпунова собиралось . Вследствие внутренних дрязг, Ляпунов был убит, а поход первого ополчения с треском провалился. У России на тот момент были все возможности, для того, чтобы прекратить своё существование на карте Европы. Но, как говорят, Смутное время рождает героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной.

Новгородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, раз и навсегда, золотыми буквами вписали свои имена в историю России. Именно благодаря деятельности этих двух людей и героизму русского народу, нашим предкам удалось сохранить страну. 1 ноября 1612 года, с боем взяли Китай - город, чуть позже поляки подписали капитуляцию. После изгнания ляхов из Москвы, состоялся Земской Собор, в результате которого на царство был помазан .

Последствия смутного времени очень печальны. Русь потеряла множество исконно русских территорий, хозяйство было в жутком упадке, сократилась численность населения страны. Смутное время было суровым испытание для России и русского народа. Еще не одно такое испытание постигнет русский народ, но он выстоит, благодаря своей стойкости, и заветам предкам. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет, на том стояла, и будет стоять Земля русская. Слова, сказанные много веков назад, не теряют актуальности и в наши дни!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test