Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Великие реформы Александра II (конспект). Внешняя политика Александра II. Работа в творческой группе по городской реформе

Внутренняя политика Александра 2

Слайдов: 35 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 5

Александр II – великий реформатор. Реформы Александра II. Назовите государственного деятеля. В.А. Жуковский. Александр II. Я.И. Ростовцев. Н. А. Милютин. Император Николай I. Кроссворд. Часть земель. Название реформы местного самоуправления. Название реформы. Повинности крестьян. Повинности крестьян в пользу феодала. Воинская повинность. Повинность, введенная Александром II. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу. Земля. Руководитель редакционной комиссии. Руководитель редакционной комиссии, занявший этот пост после Я.И. Ростовцева. Император, возглавивший либеральные реформы. - Внутренняя политика Александра 2.ppt

Реформы Александра II

Слайдов: 15 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 24

История России. Эпоха великих реформ. 1.Александр II. 2.Предпосылки реформ. Крымская война: доказала непригодность государственной системы. 3.Первые мероприятия Александра II. Великая Княгиня Елена Павловна. Императрица Мария Александровна. Граф Сергей Степанович Ланской. 4.Подготовка реформ. Император Александр II. Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу. Кн. Константин Николаевич. В марте 1859 г.учреждается редакционная комиссия во главе с Я.И. Ростовцевым. Я.И.Ростовцев. Но Ростовцев до реформы не дожил. Н.А.Милютин. 5.Отмена крепостного права. Крестьяне становились свободными и наделялись гражданскими правами. - Реформы Александра II.ppt

Реформы Александра 2

Слайдов: 6 Слов: 367 Звуков: 0 Эффектов: 27

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Александр II подписал манифест об отмене крепостного Права. Крепостные получили личную свободу и часть общих Гражданских прав. Земская и городская реформы при Александре II. 1864 году новые органы местного самоуправления стали земства. Количество депутатов всех курий было одинаково. Аналогичной была система выборов в городской думе. Судебная реформа 1864 года. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. В уголовном разбирательстве состояли жюри присяжные в количестве 12 человек. По реформе 1864 года было введено 2 типа судов:1.Мировые.2.Общии. - Реформы Александра 2.ppt

Реформы Александра Второго

Слайдов: 24 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Либеральные реформы 60-70-х гг. Историческое значение реформ. Реформы Александра II. Историки. Реформы. Значение. Судебная реформа. Принципы нового суда. Судебная система России. Значение реформы. Военная реформа. Численность русской армии. Создание военных гимназий. Отмена рекрутских наборов. Гладкоствольное оружие. Запрещались телесные наказания. Создание массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. Положение о начальных народных училищах. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Расширение и совершенствование образования. Недостатки. - Реформы Александра Второго.ppt

Великие реформы Александра 2

Слайдов: 21 Слов: 2136 Звуков: 0 Эффектов: 3

Реформы Александра II. Предпосылки реформ. Термины. Предпосылки отмены крепостного права. Первые мероприятия Александра II. Подготовка реформ. Документы по реформе. Манифест. Основные положения манифеста. Крестьяне. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы просвещения. Гимназический устав. Реформа цензуры. - Великие реформы Александра 2.ppt

Либеральные реформы Александра 2

Слайдов: 40 Слов: 1499 Звуков: 0 Эффектов: 126

Реформы 60-70-х годов XIX века. Царь – освободитель. Александр II. Либеральные реформы. Либерализм. Родоначальники либерализма. Что такое модернизация. Заполните таблицу. Б.М. Кустодиев. Повторим понятия и термины. Крестьянская реформа. Г.Г. Мясоедов. Земское самоуправление. Земская реформа. Модернизация. С.-Петербургский университет. Новый университетский устав. Реформа образования. В.М. Маковский. Суд присяжных. Судебная реформа. Панорама. Всеобщая воинская повинность. Преимущество реформы. Военная реформа. Российские либералы. Дмитрий Милютин. Александр II и российские либералы. - Либеральные реформы Александра 2.ppt

Значение либеральных реформ Александра 2

Слайдов: 56 Слов: 2254 Звуков: 0 Эффектов: 103

Характеристика внутренней политики российского правительства. Либеральные реформы. Характеристика внутренней политики. Александр ІІ. Коронация. Эпоха. Валуев. Милютин. Покушение. Меры для укрепления общественного порядка. Направление деятельности. Основные положения. Земская реформа. Губернская управа. Городская реформа. Городская дума. Судебная реформа. Сенат. Принципы буржуазного права. Отмена телесных наказаний. Финансовые реформы. Порядок в составление смет. Государственный контроль. Цензурная реформа. Реформы в области образования. Закон божий. Представители. - Значение либеральных реформ Александра 2.ppt

Административные реформы 1867-1868 гг

Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0

Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, составлялся из 120-200 кибиток. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Органы управления по реформам. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. - Административные реформы 1867-1868 гг.ppt

Военная реформа Александра II

Слайдов: 16 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 0

Военная реформа Александра II. Несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Свободные податные сословия. Важные реформы. Общая программа военных реформ. Реорганизация центрального военного управления. Реорганизация департамента Генерального штаба. Офицеры Генерального штаба. Реорганизация местного военного управления. Положение о военно-окружных управлениях. Учреждение военных округов. Штаб округа. Сроки мобилизации армии были сокращены. - Военная реформа Александра II.pptx

Судебная реформа Александра II

Слайдов: 20 Слов: 794 Звуков: 0 Эффектов: 13

Суд присяжных в России. Положительное значение судебной реформы. Сравнение суда в России. Суд в России. Документы. Суд во времена «Русской правды». Орудия пытки в Московской Руси. Суд по Соборному уложению 1649 г. Судебники Ивана III и Ивана IV. Какой суд был до Александра II. Судебная реформа Александра II. Процесс Веры Засулич. Судья Кони. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Сильные стороны суда присяжных. Недостатки суда присяжных. История суда в России. Урочные лета. -

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Александр II : человек и политик

Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье Николая I и его супруги Александры Федоровны. Поэтому с младых ногтей его стали всесторонне готовить к занятию престола и окружили блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер , главным наставником стал В.А. Жуковский , а учителями стали видные русские ученые и государственные деятели М. Сперанский , К. Кавелин , Е. Канкрин, Ф. Брунов и другие.

По свидетельству современников, как личность Александр был гораздо привлекательнее своего отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. Однако, в отличие от сильной и волевой натуры отца, Александр II был чрезвычайно изменчив и с годами сохранил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

Рис. 1. Сцена купли-продажи крестьян ()

Свое образование Александр завершил в 1837-1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России и Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. После возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать своего старшего сына к участию в государственных делах. В начале 1840-х гг. цесаревич стал членом Государственного Совета, Сената и Синода , а затем, в 1846-1848 гг., в качестве председателя возглавил работу Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты - сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своего отъезда из столицы Николай I оставлял Александра на хозяйстве и возлагал на сына все государственные дела. В 1850 г. наследник престола принимал активное участие в боевых действиях русских войск на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко) , по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором , и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов , он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855-1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

Подготовка крестьянской реформы (1856-1861)

В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная со второй половины XVIII в., вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской Уложенной Комиссии (А. Аленников, А. Маслов) , и просветители (Н. Новиков, А. Радищев) , и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже правительство и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить проекты М. Сперанского, Д. Гурьева, Н. Мордвинова, А. Аракчеева и П. Киселева, а также деятельность многочисленных Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены, постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II (рис. 2) официально заявил 30 марта 1856 г. , во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху» , нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

Рис. 2. Александр II в период Крымской войны ()

Однако сами помещики не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый Секретный Комитет по крестьянскому вопросу , в который вошли граф А.Ф. Орлов , князь В.А. Долгоруков , граф М.Н. Муравьев , князь П.П. Гагарин и другие. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Однако напряженная социальная обстановка в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым , в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

В июле 1857 г. член Секретного Комитета, министр внутренних дел, граф С.С. Ланской , на основании «Записки» своего заместителя, генерала А.И. Левшина, представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В. Назимова, а затем, в декабре 1857 г. , аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством, в феврале 1858 г. Секретный Комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии» , а его председателем назначен Великий князь Константин Николаевич , который был известен своими либеральными взглядами.

В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного Комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору В. Назимову, которая предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

Между тем опубликование царского рескрипта и создание Главного Комитета вызвало новый подъем крестьянского движения. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов, генерала, князя В. Долгорукова, в 1858 г. было зафиксировано около 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены войсками. Таким образом, крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило царизм к более радикальному решению крестьянского вопроса.

В декабре 1858 г. была принята новая программа , которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного Комитета, генерал Яков Иванович Ростовцев , выглядели следующим образом: 1. Крепостные крестьяне получают личную свободу; 2. Все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк; 3. Переходное, или временнообязанное, состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

Новая аграрная программа требовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном Комитете были созданы две Редакционные комиссии , которые возглавил генерал Я. Ростовцев. Именно он собрал все законодательные акты о крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы Секретных Комитетов и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов Редакционных комиссий».

В августе 1859 г. в недрах Редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах» , который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П. Гагарин, М. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы - явно заниженными. Руководство Редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

Тем временем, в начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я. Ростовцев и новым председателем Редакционных Комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. Однако, при всем своем желании, он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел Николай Алексеевич Милютин - выдающийся государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу , где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г., проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного Совета , и после его одобрения, 19 февраля 1861 г. , в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (рис. 4).

Текс самого Манифеста , который был опубликован 5 марта 1861 г. , первоначально был написан Н. Милютиным и Ю. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет , которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе Манифест получил неблагозвучное название «филькиной грамоты».

Рис. 4. Отмена крепостного права ()

Аграрная реформа 1861 г. и ее историческое значение

В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов , в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

1. 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей» : теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

2. Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали усадьбу «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование» , от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за свой земельный надел барщину и оброк.

3. Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах , которые должны были быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, и проверка их законности возлагалась на мировых посредников , которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами, и таким образом сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

4. При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли , а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

5. В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным многих историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской и Самарской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские наделы, отчего крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

6. Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, т. е. по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы : размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год , а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак) до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42% бывших крепостных крестьян.

7. Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность . Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей , а реальная, или выкупная, составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак) , напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

8. Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год.Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне становились временнообязанными по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г. , когда только по однимпроцентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в 700 млн рублей.

Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты с помещиками, не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение» , в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян , принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян , которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составлял 5,9 десятин земли, т. е. почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

1. После отмены крепостного права помещики в полном объеме сохранили прежние права на земельную собственность, т. е. проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г., во всех помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление , по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837-1841 гг. графом П. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

Несколько сельских обществ образовывали волость , управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты , только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда , то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки.

Однако эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников , которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

Рис. 5. «Отмена крепостного права на Руси», Муха А. ()

Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю противоречивость и незавершенностьэтой реформы, онаявилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

Историография Великих реформ

Надо сказать, что эпоха Великих реформ, начало которым положила аграрная реформа 1861 г. , нашла достойное отражение в отечественной историографии. До революции наибольший вклад в изучение этой темы внесли русские историки-либералы (С. Татищев, Г. Джаншиев, А. Корнилов, А. Кизиветтер) , которые оценивали их по большей части апологетически, как результат доброй воли царя-освободителя, а не как итог объективных закономерностей развития страны.

В советской историографии, напротив, стал делаться особый акцент на ограниченности этих реформ, при этом их изучение довольно часто подгонялось под резко критические ленинские оценки. Наиболее крупные работы, созданные в тот период, принадлежали перу Н. Дружинина, П. Зайончковского, Б. Литвака, Л. Захаровой, Н. Эйдельмана и Л. Ляшенко. В данных монографиях, насколько это было возможно в тех условиях, непредвзято были изучены и оценены буржуазные (определяющие) и крепостнические (остаточные) черты Великих реформ, а в ряде работ (Б. Литвак, Н. Эдельман) рассмотрены и возможные, но так и не реализованные альтернативы.

В настоящее время оформились три основных подхода в оценке Великих реформ и личности самого Александра II :

1. Одни историки (Н. Троицкий) считают, что Александр II и его окружение внутренне оставались противниками любых реформ и вынужденно пошли на их проведение под давлением растущего недовольства народных масс и угрозы окончательной потери статуса великой державы после поражения России в Крымской войне.

2. Другие историки (Б. Литвак) мене жестко оценивают позицию правящих кругов, однако и в их представлении Александр II выглядит человеком, помимо своей воли увлеченным потоком событий на путь реформ, которые вынужденно проводил для сохранения самодержавного режима.

3. Третьи историки (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко, Е. Толмачев) считают, что Великие реформы являлись осознанным выбором правящих верхов и, прежде всего, самого Александра II , который ради блага своего Отечества отважился на поступок, свойственный настоящим государственным деятелям.

Список литературы для изучения темы "Александр II. Реформа 1861 г.":

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
  2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
  3. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. - М., 1972.
  4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. - М., 1991.
  5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
  6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России. - СПб., 1999.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
  10. Троицкий Н.А. История Россия XIX века. - М., 2003.
  11. Чернуха В.Г. Великий реформатор и мученик. - СПб., 1995.
  12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
  1. i-Школа ().
  2. РИА Новости ().
  3. Русские мемуары ().
  4. Интернет-портал Adukov.ru ().
  5. Русские мемуары ().

Открытый урок по истории по теме:

«Россия в эпоху великих реформ Александра II»

Еренкова В.М., преподаватель

истории

Белгород, 2014

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.

Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.

Задачи:

    образовательные:

проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;

познакомить студентов с личностью Александра II;

исследовать основные положения реформы 1861 года;

познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой

закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями

    воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей

    развивающие

способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;

способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.

Форма проведения учебного занятия : урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов

Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»

Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,

мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

План урока

Этапы Урока

Организационный момент:

Приветствие;

Отметка присутствующих;

Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);

Мотивация;

Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально).

Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу:

Проверка домашнего задания;

Разминка (опрос);

Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты);

Постановка проблемного задания.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Изучение нового материала:

1. Причины отмены крепостного права

2. Личность Александра Второго

3. Основные положения реформы 1861года

4. Великие реформы 60-70-х.годов

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест).

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф урока:

«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

I . Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.

Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)

Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .

Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.

Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.

Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.

С какими событиями вы связываете эту эпоху?

Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.

Разминка:

I . «Соотнесите: дата – событие».

1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)

1839-1843 в)финансовая реформа

1842 г)указ об обязанных крестьянах

1847-1848 д)казнь декабристов

1826 е)создание III отделения

1834 ж)создание Министерства государственных имуществ

1853-1856 з)подавление Венгерской революции

1839 и)Крымская война

1830-1831 к)восстание в Польше

л)создание «теории официальной народности»

II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д

III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »

Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.

Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)

Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?

Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.

Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :

Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»

Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».

Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?

Ответучащихся (можно предложить им соотношения):

1803 - Указ о вольных хлебопашцах.

1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.

1842 - Указ об обязательных крестьянах.

1847 – 1848 – Инвентарная реформа.

Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала

IV . Изучение нового материала.

Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)

Слова преподавателя:

- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.

Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.

Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.

- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)

Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.

Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).

Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).

Включение нового знания в систему знаний

Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов

-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:

А)личное освобождение крестьян

Б)наделение землей

В)выкупная сделка.

Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:

Временнообязанное состояние;

Личная свобода;

Уставные грамоты;

Мировые посредники;

Выкупная сделка;

Отрезки;

Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.

Обсуждение результатов работы группы

На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).

Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?

Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?

Чем объясняется их реакция?

Что думают изображенные на картине люди?

Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока

Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.

В чем же историческое значение реформы 1861г?

Правомерно ли эту реформу назвать Великой?

Студенты называют итоги:

    Покончено с крепостным рабством.

    30 млн. крепостных получили свободу.

    Россия стала на путь капиталистических отношений.

    Реформа создала условия для модернизации экономики.

    Способствовала изменению крестьянства.

    Стала переломным моментом в истории России.

    Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.

8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.

Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.

V. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант (Приложение №6).

VI .Рефлексивно-оценочный этап

Оценки студентам.

VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

    • 1870г. – городская реформа
    • 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность
  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Кальмары в сметанном соусе Как готовить кальмары со сметаной
    Как сделать холодец рецепт
    Сабджи с адыгейским сыром баклажан