Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступность в снг. Организованная преступность в странах снг. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Люди, которые много ездят по миру с деловыми и туристическими целями, точно знают, что не во всех государствах мира низкий уровень преступности. Есть страны, куда ехать вообще не стоит.

Основные критерии оценки уровня преступности в государствах:

  • качество предоставляемой медицинской помощи;
  • количество аварий местного транспорта;
  • уровень уличной преступности;
  • активность террористов.

При составлении отчетов по Глобальному индексу мира учитываются конфликты внутри страны, в регионе, политическая нестабильность в государстве, количество убийств, обороты оружия, инфляция, состояние в сфере прав человека.

Такие же показатели учитываю и правительства стран, составляя для своих граждан перечень преступных мест, куда не стоит ходить или ездить.

Это зависит от критериев, которые учитываются при анализе ситуации, от этнической и религиозной структуры, уровня политического и экономического развития.

Уровень киберпреступности в мире

В 2019 году, как и в предыдущие годы, небезопасными странами, как для мужчин, так и для женщин, признаны следующие государства мира:

  • Сектор Газа;
  • Судан;
  • Сомали;
  • Ирак;
  • Колумбия.

Эксперты отмечают, что в этих странах опасно находиться, поскольку можно навлечь на себя неприятности.

Существует очень большой шанс того, что человек, уехавший в Сомали, Колумбию или Ирак, может на Родину не приехать совсем. И искать его тело никто не будет, потому что в государствах существуют огромные проблемы с безопасностью и с работой правоохранительных органов.

В Секторе Газа иностранцы часто становятся жертвами случайных обстрелов или попадают в заложники к террористам.

Судан очень бедная страна, где каждый день людей убивают за еду или воду. Здесь с оружием или гранатами ходят даже дети.

Многие молодые люди являются членами террористических организаций, которые и захватывают иностранцев. Такая же ситуация наблюдается в Сомали, где людей похищают для получения выкупа.

Статистика убийств в мире на 100 тысяч человек

В Ираке столкновения между группировками, террористическими организациями, гражданская война создали атмосферу постоянного страха и паники.

Сама обстановка не способствует тому, чтобы приезжать в Ирак. Те, кто рискнул и отправился сюда, может не вернуться домой. Террористы чувствуют себя хозяевами страны, контролирующими обороты оружия, наркотиков.

В Колумбии массовыми стали такие преступления, как похищения людей, убийства, торговля органами и наркотиками.

  • Афганистан.
  • Конго.
  • Пакистан.
  • Индия.
  • Сомали.
  • Гватемала.
  • Ирак.
  • Судан.
  • Мали.

В данных государствах уровень преступности измеряют по следующим показателям:

  • Социальный статус женщин.
  • Уровень образования среди женщин и доступ к нему.
  • Предоставление квалифицированной медпомощи.
  • Уровень домашнего и сексуального насилия.

В Афганистане отмечается высокая смертность рожениц, высокий уровень безграмотности среди женщин, несоблюдение их прав, насильственная выдача замуж, унижения.

Уровень смертности в мире

В Конго существует очень высокий порог насилия по отношению к девочкам разного возраста и женщинам. Официальная статистика точно не может посчитать, сколько женщин, девушек и девочек каждый год становятся жертвами насилия.

Кроме того, в Конго полностью отсутствует медицина, что снижает продолжительность жизни.

В Пакистане и Индии распространены похищения девушек, убийства ради чести, лишение женщин жизни, которых заподозрили в нарушении правил рода.

Топ 5 стран по количеству смертных казней по решению суда

Сомали, Гватемала, Ирак отличаются высоким уровнем насилия в семье, дискриминацией по половому признаку. В Сомали практикуется женское обрезание, из-за которого умирает большое количество девочек и женщин.

В Судане ситуация не лучше, попытки внедрить правозащитные механизмы, чтобы защищать права женщин, проваливаются на начальном этапе. Судан лидирует по количеству убийств, насилия, похищения, жертвами которых становятся женщины.

В Чаде и Мали представительницы прекрасного пола лишены любых прав, детство девочек заканчивается очень рано. Замуж их выдают в 10-12 лет, до этого они часто становятся жертвами насилия со стороны старших родственников.

Количество заключенных на душу населения в некоторых странах

В каждой из названных стран уровень преступности может быть выше или ниже, но есть общие факторы:

  1. В государствах нестабильная ситуация в экономической, политической и социальной сфере. В результате чего, стали развиваться беззаконие, терроризм, криминалитет, нормальным стали убийства и хищения людей.
  2. Нет правозащитных механизмов.
  3. Неписаное право преобладает над кодифицированным.
  4. Общества африканских и азиатских государств пронизаны исламом по вертикали и горизонтали.

Это во многом определяет отношение к женщинам.

Самые страшные теракты в мире

Самые страшные места, куда не стоит ездить даже экстремальным туристам:

  • Мексика – из-за огромного влияния наркокартелей на органы власти, в стране процветает преступность.
  • Эфиопия – приезжих иностранцев похищают ради выкупа, машины обворовывают.
  • Кот д’Ивуар – законы тут вообще отсутствуют, население живет грабежами, похищениями, убийствами.
  • Чад – людей постоянно похищают, чтоб продать в рабство, получить выкуп, съесть.
  • Ливан – волна преступности, которая захлестнула страну после политического и религиозного кризисов, не останавливается.
  • Йемен – правительство сотрудничает с преступными группировками, поэтому уровень преступности каждый год растет.
  • Зимбабве – беззаконие царит везде, убийства и грабежи стали обыденным делом.

В ТОП-10 городов мира по показателям преднамеренных убийств входят (на 100 тыс. жителей):

  • Богота, Колумбия – 1,3 тыс. человек;
  • Гватемала Сити, Гватемала – 1,250 тыс.;
  • в Каракасе, Венесуэле совершается около 2,5 тыс. преступлений;
  • Кейптаун, ЮАР – больше 2 тыс. убийств;
  • Сан-Паулу, Бразилия – 1,6 тыс. человек;
  • Тегусигальпа, Гондурас – около 1,8 тыс.

Россия по уровню преступности в мире находится в рейтинге ООН и других международных организаций на 150-х позициях из 219 стран, включаемых в список.

Статистика преступлений каждый год снижается, но количество совершаемых убийств, в том числе неумышленных, похищений людей остается стабильно высоким.

Безопасные страны и города мира

Сравнение уровня преступности в странах — членах ОЭСР

Таблица 1. Уровень самых безопасных стран мира (из расчета разных видов преступлений на 10 тыс. человек)

Позиция в рейтинге Государство Уровень преступности в %
1 Палау 0,0
2 Монако 0,0
3 Гонконг 0,2
4 Исландия 0,3
5 Сингапур 0,3
6 Япония 0,3
7 Французская Полинезия 0,4
8 Бруней 0,5
9 Гуам 0,6
10 Австрия 0,6
11 Норвегия 0,6
12 Бахрейн 0,6
13 Швейцария 0,7
14 Словения 0,7
15 Оман 0,7
16 Макао 0,7
17 Германия 0,8
18 Испания 0,8
19 ОАЭ 0,8
20 Микронезия 0,9
21 Вануату 0,9
22 Новая Зеландия 0,9

ТОП стран с низким уровнем преступности входят:

  1. Швеция.
  2. Австрия.
  3. Швейцария.
  4. Германия.
  5. Норвегия.
  6. Дания.
  7. Исландия.
  8. Япония.
  9. Люксембург.
  10. Сингапур.
  11. Новая Зеландия.
  12. Кипр.

В этих регионах Европы высокий уровень жизни, стабильная политическая и экономическая ситуация, высокий ВВП, на улицах безопасно.

Соотношение полицейских и произошедших убийств на 100000 человек в различных странах

Попал в перечень и Кипр, где убийств и краж очень мало.

Комфортная, а главное безопасная атмосфера, существует в Новой Зеландии, Сингапуре и Японии. В этих государствах правительство несколько десятилетий назад провело радикальные реформы в правозащитных сферах, реформировали суды, ввело огромные штрафы за нарушение общественного порядка и законов.

В Швеции на 10 млн. жителей в год совершается до 100 убийств, что в 5-6 раз меньше, чем в крупных городах России.

При этом Швеция в Европе государство № 1 по количеству изнасилований, к которым приравнивается намек на половой акт или домогательства. В связи с этим в этой скандинавской стране недавно приняли закон о том, что перед сексом партнер должен получить от женщины официальное согласие на него.

В Австрии совершается еще меньшее количество убийств – на 9 млн. человек в год совершается всего 40 преступлений. Количество краж, аварий на дорогах возросло после открытия границ для беженцев из Ближнего Востока.

Самые безопасные страны мира для туристов

В Швейцарии очень высокий оборот оружия, практически у каждого жителя страны есть тот или иной вид оружия. Но швейцарцы, в отличие от американцев, не стреляют по поводу или без. Также в стране низкий уровень криминалитета, нет авторитетов в преступном мире. Количество убийств в год приближается к 50.

Германия отличается от стран Европы тем, что тут уровень преступности ежегодно снижается, несмотря на большой приток мигрантов. Расцвета в стране достигают кражи, стало больше изнасилований, большая часть которых совершается мигрантами – турками, сирийцами.

Количество убийств, ежегодно совершаемых в Германии, превышает 2 тыс., что для страны с 81 млн. жителей нормальный показатель. Например, в США почти 326 млн. человек, и убийств тут совершается 15 тыс. в год.

В Норвегии, Дании, Исландии убийств и других преступлений совершается мало. В Исландии настолько безопасно на улицах, что тут отсутствуют вооруженные патрули.

В Японии в год совершается около 1 тыс. убийств. Члены криминальных банд-кланов Якудза обязаны ходить без оружия. Самыми безопасными городами Японии признаны Токио, Большой Токио и Осака.

В Люксембурге понятие преступления отсутствует вообще. В 2015 году по стране прокатилась серия вооруженных грабежей. Но такие происшествия – редкость. Люксембург очень зажиточное государство с высоким ВВП, зарплатами, поэтому и обстановка тут безопасная, комфортная для жизни, а преступлений практически нет.

Количество преступлений, совершенных мигрантами или нелегалами в Германии

Сингапур – бизнес-центр мира, деловая столица, где количество транснациональных корпораций очень большое. Обычно там, где есть деньги, процветают кражи, экономические преступления.

Но не в Сингапуре, и все благодаря отцу нации – Ли Куан Ю, который провел комплекс реформ, целью которых была безопасность граждан, правопорядок, снижение безработицы, установление политической стабильности. И правительству это удалось.

Убийств в год совершает не больше 15-16. Преступлений, которые квалифицируются, как нарушения правопорядка, практически нет, что связано с очень высокими штрафами и арестами.

Новую Зеландию называют райской страной, поскольку тут нет политических кризисов, мигрантов, общественных проблем. Изоляционизм и удаленность от внешнего мира способствуют тому, что в стране очень низкий уровень преступности, нет краж и правонарушений.

Отдельно стоит отметить самые безопасные города мира, к которым относятся:

  • Северная Америка – Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто.
  • Европа – Стокгольм, Цюрих, Амстердам, Мюнхен, Базель, Берн, Минск, Афины, София, Брюссель, Дублин, Манчестер.
  • Южная Америка – Буэнос-Айрес, Лима, Сантьяго.
  • Африка и Ближний Восток – Абу-Даби, Кувейт, Доха.
  • Азия – Токио, Сингапур, Осака, Тайбэй, Гонконг.

Рейтинг американских городов возглавляет уже много лет Нью-Йорк, европейских – Лондон и Рим, африканских – Йоханнесбург. Москва в подобном рейтинге располагается на 40-х местах, рядом с ней – Мумбай, Дели, Тегеран и Джакарта.

В 2017 году на территории государств-участников Содружества Независимых Государств было зарегистрировано 3,2 миллиона преступлений. В Казахстане, Молдове, Узбекистане и Украине произошло сокращение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 2016 годом на 12-16%, Азербайджане, Беларуси и России - на 2-7%. Рост преступности отмечался в Кыргызстане и Таджикистане - на 1%, Армении - на 8%.

Число зарегистрированных преступлений 1)

Единиц

Всего

на 100 тыс. человек населения

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Молдова 2)

Таджикистан

Узбекистан 3)

Всего по СНГ

3) Данные с официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

(на 100 тыс. человек населения)

В среднем по Содружеству на долю противозаконных действий в отношении собственности приходится более половины зарегистрированных преступлений: наименьшее значение её отмечено в Узбекистане - 32% общего числа, наибольшее - в Казахстане - 73%. Преступления, связанные с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений в СНГ занимают 8%, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности - 2%, хулиганство - 1%.

Структура преступности в 2017 году

(в % к общему числу зарегистрированных преступлений)

Всего

В том числе

зарегистрировано преступлений

против собственности 1)

тяжкие и особо тяжкие против личности 2)

связанные с наркотиками

хулиганство

другие виды преступлений

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ

______________

1) Кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество.

2) Умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилования.

Общее число преступлений против собственности (включают кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество) по Содружеству составило 1,7 миллиона, что на 10% меньше, чем в 2016 году.

Число зарегистрированных преступлений против собственности в 2016 и 2017 гг.

Кражи

Грабежи

Разбойные нападения

Мошенничество

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

В 2017 году всего по Содружеству краж (тайное хищение чужого имущества) было зарегистрировано на 11% меньше, чем в 2016 году. Их число снизилось в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Украине - на 7-16%, Молдове - на 25%; увеличилось - в Азербайджане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане - на 5-10%. В Азербайджане, Кыргызстане и Молдове каждая третья кража является квартирной, в Беларуси - каждая четвертая, Казахстане - каждая пятая, Армении и Таджикистане - каждая седьмая, Украине - каждая десятая, в России - каждая тринадцатая.

Общее число грабежей (открытое хищение чужого имущества) по Содружеству сократилось на 15% по сравнению с 2016 годом. В России оно уменьшилось на 8%, Азербайджане, Беларуси, Казахстане - на 14-18%, Армении, Молдове, Узбекистане и Украине - на 21-33%; в Таджикистане - осталось на уровне предыдущего года. Увеличение данного вида преступлений на 2% отмечено в Кыргызстане.

Разбойных нападений (нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) в Армении, Казахстане и Кыргызстане было совершено на 8-13% меньше, чем в 2016 года, в остальных странах - на 20-24%. В целом по странам Содружества сокращение составило 20%.

В 2017 году в целом по Содружеству выявлено примерно такое же число случаев мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), как и в 2016 году. В Армении и России отмечен их рост соответственно на 12% и 7%; в остальных странах - снижение на 6-20% .

Число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против личности в 2016 и 2017 гг.

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилования и покушения на изнасилование

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в странах Содружества в 2017 году по сравнению с предыдущим годом в целом снизилось на 9%. По отдельным видам преступлений, относящихся к данной категории, в ряде стран отмечался рост противозаконных действий. Так, число умышленных убийств возросло в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане (на 6-10%), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в Азербайджане и Таджикистане (соответственно на 10% и 15%). Рост случаев изнасилований отмечен в Азербайджане, Беларуси и Таджикистане.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества и хулиганства в 2015 и 2016 гг.

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Хулиганство

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Всего по СНГ, тыс.

Число выявленных преступлений, связанных с наркотиками , по сравнению с 2016 годом увеличилось по Содружеству на 4%. В Армении и Украине таких преступлений зарегистрировано на 26% больше, в Молдове - на 10%, России - на 4%. Снижение их числа произошло в Казахстане на 4%, Кыргызстане и Таджикистане - на 10%, Азербайджане, Беларуси и Узбекистане - на 14-16%. Наибольшая доля преступлений, связанных с наркотиками, в общем числе зарегистрированных преступлений отмечается в Азербайджане (11%) и России (10%); в других странах Содружества она составляет от 2% до 6%.

Регистрация фактов взяточничества снизилась в Азербайджане и Кыргызстане; в остальных странах Содружества увеличилась: в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и Таджикистане - в 1,2 - 2,3 раза, России - на 13%, Узбекистане - на 6%.

Хулиганских действий в среднем по Содружеству выявлено на 17% меньше, чем в 2016 году. Снижение их числа отмечено в Кыргызстане на 1%, Азербайджане, Молдове, России и Украине - на 13-16%, Казахстане - на 25%, Узбекистане - на 38%; увеличение - в Армении, Беларуси и Таджикистане - на 2-10%.

Число зарегистрированных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в 2016 и 2017 гг.

Всего

Из них повлекшие по неосторожности смерть человека,

2017 в % к 2016

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Всего по СНГ, тыс.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством стран Содружества, составляют в среднем 1% общего числа зарегистрированных преступлений. В Кыргызстане более половины таких нарушений повлекло смерть по неосторожности одного или нескольких человек, в Таджикистане - 50%, в Азербайджане, Беларуси и России - 33-36%, Украине - 20%, Армении - 18%.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом общее число уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по Содружеству снизилось на 6%.

Подготовил Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств

При всей значимости сотрудничества Республики Казахстан в области борьбы с преступностью с ООН, Советом Европы, иными континентальными и межконтинентальными межгосударственными сообществами и организациями в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов нашей страны с правоохранительными органами со странами СНГ.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -- участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств -- участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

Подготовку предложений созданию в рамках СНГ постоянно действующего органа (комиссии) по координации борьбы с организованными и иными наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств -- участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

Подготовку предложений о необходимости принятия законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

Разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми и радиоактивными веществами, о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия были направлены на:

Борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств -- участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

Разработку и проведение скоординированных комплексных операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп преступников-гастролеров, выявление и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

Разработку и реализацию совместных мер по выявлению и пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

Обеспечение совместного контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

Осуществление комплекса согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

Борьбу с наркобизнесом;

Борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

Выработку механизма совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств -- участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств;

Обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

Разработку системы банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

По большинству позиций данная совместная программа борьбы с преступностью на территории стран СНГ не была выполнена. Причиной тому были следующие обстоятельства:

нереальные сроки выполнения программы -- один год;

глобальность проблем, которые предполагалось совместно решить (по существу программа касалась всего комплекса преступлений, совершаемых в странах СНГ, и так называемых фоновых явлений);

отсутствие опыта совместной работы;

отсутствие правовой базы для сотрудничества;

стремление охватить мероприятиями все страны СНГ вне зависимости от специфики их интересов;

отсутствие материально-технической базы совместных действий;

политическая и экономическая нестабильность в регионах;

отсутствие четкого разделения обязанностей между сторонами;

стремление разрешить комплексные проблемы усилиями одного-двух министерств;

отсутствие контроля за выполнением Программы.

В 1996 г. Совет глав государств СНГ в соответствии со ст. 4 Устава СНГ в целях принятия эффективных совместных действий в борьбе с преступностью утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств -- участников СНГ на период до 2000 г. Руководители государств, принимая этот программный документ, констатировали, что состояние преступности в государствах - участниках Содружества вызывает серьезную озабоченность. Практически повсеместно отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Широкое распространение получают различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие виды преступлений.

В программе также отмечается, что принимаемые в государствах Содружества меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы, это приводит к увеличению масштабов транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, социальную и финансовую сферы. Данное обстоятельство, отмечаемое в Программе, обусловливает необходимость принятия более эффективных межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с ОПГ, и, прежде всего, с преступностью, посягающей на экономическую безопасность СНГ.

В программе совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года в большей степени учтены результаты анализа криминогенной ситуации и прогнозов развития преступности в странах СНГ, результаты научных исследований, практики борьбы с организованными формами преступности. Здесь также учтен прошлый опыт совместных действий правоохранительных органов стран в этом направлении.

Данная межгосударственная программа состоит из шести разделов, предусматривающих организационно-правовые вопросы, организационно-практические мероприятия, информационное и научное обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение, механизм контроля.

На сегодняшний день в рамках СНГ существует Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью и Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2011-2013 годы.

Обе программы разработаны во исполнение пункта 6.2 Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в развитие ранее действовавших межгосударственных программ на среднесрочный период. Принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью обусловлено необходимостью развития сотрудничества государств в противодействии современным вызовам и угрозам.

Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе тенденций преступности в странах Содружества, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью, а также опыте совместных действий и результатах реализации предыдущих программ.

Среди основных задач Программы - развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства, проведение комплексных совместных или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества, а также осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

В свою очередь, Программа сотрудничества СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков направлена на обеспечение адекватного реагирования на происходящие изменения в наркоситуации и реализации неотложных мер совершенствования противодействия распространению наркомании и наркобизнеса. Данная Программа представляет собой комплекс мер, реализация указанных Программ будет осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права, международными обязательствами и законодательством государств - участников СНГ.

В настоящее время практически нет методик сравнительного анализа преступности в странах СНГ, не определены цели, задачи совместного исследования этой проблемы, отсутствует материально-техническая база. В связи с этим, в первую очередь, необходимо определить параметры сравнительных показателей при изучении преступности в рамках СНГ.

Не менее важно с точки зрения теории криминологии и практики борьбы с преступностью в рамках СНГ правильно и полно решить вопрос о круге сравниваемых составов преступлений. Сложившаяся мировая практика такова: для сравнения преступности при составлении статистических ежегодников ООН избирают преступления, представляющие особую общественную опасность для мирового сообщества. Как правило, это умышленные убийства, изнасилования, умышленные тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, кражи чужого имущества, поджоги. В некоторых странах национальная уголовная статистика учитывает данный узкий по количеству круг преступлений, которые принято называть индексами. В одних государствах (например, в США) число индексных преступлений находится в пределах десяти, в других (ФРГ, Франция, Англия) их значительно больше.

Ни в одной из стран СНГ понятия индексных преступлений не существует. Уголовная статистика стран Содружества учитывает все преступления, предусмотренные в их Уголовных кодексах. А таких преступлений более двухсот. Как поступить в подобной ситуации? Сравнивать все составы преступлений? В этом нет ни научной, ни практической значимости, да и технические возможности для такого сравнения отсутствуют. Если же пойти по пути сравнения групп преступлений, отнесенных к категории тяжких, то и тут все может оказаться не так просто при определении общей позиции. К примеру, такой состав преступления как умышленное убийство практически повсеместно отнесен к категории тяжких. Однако это не означает, что во всех ситуациях для стран СНГ имеет практическое значение сравнительный статистический анализ умышленных убийств. Другое дело, если речь идет об убийствах, к которым причастны лица разных стран, убийствах, затрагивающих межнациональные интересы, и т.п.

Видимо, на новом этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью каждая страна сама должна определять несколько (не более десяти) наиболее значимых для нее составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т.д. По всей вероятности, этот перечень преступлений будет периодически меняться в связи с изменениями уголовного законодательства, конкретной криминологической ситуацией, задачами, стоящими перед странами СНГ.

Определяя круг сравниваемой информации о преступности в странах СНГ, необходимо учитывать не только уголовно-правовые, но и криминалистические и криминологические классификации тех или иных противоправных деяний в сфере экономической деятельности. Здесь имеются в виду прежде всего мотивы, способ действия и предмет посягательства. Не менее продуктивным может быть включение в предмет анализа этнических и религиозных факторов, процессов миграции как в пределах СНГ, так и за его границами. Не обойтись здесь и без совместной разработки методик определения фактического уровня преступности в странах СНГ.

Сравнительный анализ преступности в странах СНГ предполагает также прогноз развития преступности хотя бы на ближайшую перспективу. Сейчас на уровне устоявшейся категории фигурирует такое понятие, как общее криминальное пространство. Отсюда строятся прогнозы в отношении динамики, структуры преступности, обстоятельств, способствующих преступлениям. Однако при всей внешней «прозрачности» данной категории она нуждается в осмыслении с более общих, стратегических позиций, позиций философского, экономического, политического и правового характера. Уже при первом приближении к названной проблеме возникает вопрос о том, а есть ли действительно такое понятие, как единое криминальное пространство. Есть географически единое пространство, есть территория, по которой передвигаются преступники без особых трудностей и препятствий. И все. Далее идут в основном одни различия, национальные интересы, традиции, взгляды и т.п. Вместе с тем во всем мире (правда, с разной степенью интенсивности) происходят процессы интернационализации всех сторон жизни. Интернационализируется и преступность как неотъемлемая пока часть жизнедеятельности человека. Поэтому есть основания предполагать, что в ближайшее время будет возрастать количество так называемых транснациональных преступлений, связанных с незаконной торговлей оружия, наркотиков, произведений искусств, контрабандой, транспортными преступлениями. Видимо, эти преступления и могут явиться основными содержательными элементами предлагаемого нами понятия «региональные индексные преступления» стран СНГ.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности их деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Приоритетное значение приобретают совместные усилия правоохранительных органов по борьбе с организованной и транснациональной преступностью, представляющей особую угрозу безопасности стран СНГ.

В социальном плане организованная и транснациональная преступность опасна в связи с тем, что она способствует:

вовлечению в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего из молодежной среды;

созданию в обществе атмосферы страха и неуверенности;

стимулированию роста социальной напряженности;

возрастанию вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов и алкогольных напитков.

В экономической сфере организованная и транснациональная преступность способствует:

Глобальной криминализации экономических отношений и упрочению позиций криминального капитала;

Росту теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств -- участников СНГ;

Снижению уровня международного доверия к усилиям государств СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики; Организованная и транснациональная преступность представляет угрозу и политическим интересам стран Содружества, поскольку создает условия для:

Вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь государств, лоббирования своих интересов во властных структурах путем формирования выгодного общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, а также путем принятия выгодных им законодательных и иных нормативных актов;

Подкупа коррумпированных государственных служащих;

Провоцирования в корыстных целях межнациональных конфликтов и политических скандалов.

Важнейшими направлениями согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ является борьба с:

Терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

- «заказными» и серийными убийствами;

Похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

Наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;

Проникновением через границы стран СНГ нарушителей границы, террористических групп и других преступных элементов;

Нарушениями правил несения пограничной службы, дезертирством и другими преступлениями против военной службы, если они посягают на нормальное функционирование СНГ;

Незаконной миграцией;

Фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;

Незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Преступлениями в сфере компьютерной информации;

Взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений стран СНГ;

Нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы стран СНГ;

Преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб странам СНГ;

Преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;

Нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порно-графическим бизнесом и проституцией;

Любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-«гастролерами», действующими на территории стран СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи в пределах СНГ;

Преступными посягательствами на автотранспортные средства.

Правоохранительные органы стран СНГ по взаимному согласованию осуществляют:

Совместный анализ состояния, уровня, структуры, динамики и последствий преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;

Выполнение в пределах своей компетенции совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;

Совместные следственные действия и ОРМ по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;

Обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, соглашений, а также национального законодательства о борьбе с преступностью;

Подготовку информации по вопросам борьбы с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти стран СНГ;

Разработку предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности стран СНГ по борьбе с преступностью, в том числе касающихся вопросов передачи уголовного преследования;

Изучение и оценку эффективности совместных усилий правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;

Создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;

Сотрудничество в области защиты прав потерпевших и свидетелей;

Согласованную разработку модельного законодательства с использованием его основных положений в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем стран СНГ.

Основными формами взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью признаются:

а) осуществление совместных следственных действий и ОРМ по предупреждению преступлений как на территории СНГ в целом, так и на территории отдельных государств -- участников СНГ (инициатором и разработчиком таких мероприятий может выступать любой из субъектов взаимодействия);

б) оказание содействия работникам правоохранительных органов одной страны работниками правоохранительных органов другой страны в пресечении и раскрытии преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, исполнении наказаний (такое содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий) .

Преступность в странах Содружества сокращается

В странах Содружества в 2002 году общее число зарегистрированных преступлении по сравнению с 2001 годом сократилось в среднем на 13%.

Таблица 10. Общее число зарегистрированных преступлений (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия*

Таджикистан

Доля преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким, в общем числе зарегистрированных преступлений варьирует от 8% в Армении до 68% в Киргизии. По сравнению с 2001 годом число преступлений этой категории снизилось во всех странах Содружества, кроме Белоруссии и Грузии, где оно увеличилось соответственно на 8% и 12% .
Около половины зарегистрированных преступлений в целом по странам Содружества составляют преступления против собственности. На преступления, связанные с наркобизнесом, приходится 8%, хулиганство - 5%, насильственные преступления против личности - 4%.

По сравнению с 2001 годом общее число преступлений против собственности в странах Содружества снизилось в среднем на 19%. Число краж в большинстве стран сократилось на 8-29%. Каждая четвертая кража - квартирная. Число грабежей возросло в среднем по странам СНГ - на 8%; разбойных нападений - на 5%; случаев мошенничества - снизилось на 10%.

Таблица 11. Число зарегистрированных преступлений против собственности (тысяч)

2002 в % к 2001

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

В 2002 году по сравнению с 2001 годом хулиганских действий в среднем по странам СНГ снизилось на 1%, взяточничество осталось на прежнем уровне.

Преступления, связанные с наркотиками, в Азербайджане составляют 14% общего числа преступлений, Грузии - 11%, Казахстане - 10%, Киргизии, России и Таджикистане - 8%, Украине - 13%. В других странах их доля ниже среднего показателя по странам Содружества. По сравнению с 2001 годом рост этих преступлений произошел в Армении на 2%, Белоруссии - на 22%, Грузии - на 4%, Молдавии - на 31%, Украине - на 21%; снижение - в Азербайджане - на 5%, Казахстане - на 25%, Киргизии - на 6%, России - на 22%, Таджикистане - на 43%. В среднем по странам СНГ число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, уменьшилось на 14%.

Таблица 12. Число зарегистрированных хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, фактов взяточничества (единиц)

Хулиганские действия

Преступления, связанные с наркотиками

Взяточничество

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Общее число тяжких и особо тяжких преступлений против личности в среднем по Содружеству увеличилось на 1%, число случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 4%; число изнасилований снизилось на 2%).

Таблица 13. Число зарегистрированных насильственных преступлений против личности (единиц)

Умышленные убийства и покушения на убийство

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Изнасилование и покушения на изнасилование

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

* без покушений

Источник : Статистика СНГ (Статистический бюллетень) №5 (308) 2003. с. 9-13

"Страшно выходить на улицу!", "У нас хуже, чем в Чикаго" - кто не слышал подобных выражений? И сухие милицейские сводки, и красочно расписанные репортерами уголовной хроники страсти еще более усугубляют страх обывателей, т.е. наш с вами. Эта подборка цифр - попытка не запугать, а дать объективную картину, а вы уж сами делайте выводы и примите меры по своей безопасности.

Число зарегистрированных преступлений

"pre" тысячи на 100000 жителей 1991 1992 1991 1992**

Азербайджан 15,6 22,4* 217 305 Армения 13,1 16,4* 384 470 Беларусь 81,3 96,6 792 937 Казахстан 173,9 200,9 1030 1181 Кыргызстан 31,1 43,9 698 976 Молдова 44,5 48,3* 1021 1108 Россия 2173,1 2760,7 1459 1857 Таджикистан 18,5 25,3 340 450 Туркменистан 19,3 17,9 512 465 Узбекистан 88,6 93,6 423 436 Украина 405,5 480,5 780 921

** при расчете коэффициентов преступности за 1992 г. использовались предварительные данные о численности населения.

В 1992 г. в целом по СНГ число зарегистрированных преступлений составило 3,8 млн. и увеличилось по сравнению с 1991 г. в среднем на 24%.

Самые типичные преступления

По-прежнему, это - кражи. Доля их в общем числе зарегистрированных преступлений в 1992 г. составила более 58%, (в 1991 г. - 56%), а в России и Кыргызстане - по 59%, Таджикистане - 63%. Свыше двух третей краж приходится на кражи личного имущества граждан.

Почти в 1,5 раза возросло количество грабежей и разбойных нападений. Рост этих видов преступлений имел место во всех государствах Содружества - в среднем на треть.

На четверть возросло за прошлый год число насильственных преступлении, совершенных против личности (умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований): в России - примерно на треть, Азербайджане и Молдове - в 1,4 раза, в Таджикистане - в 1,9 раза.

Почти в 1,4 раза возросло число совершенных убийств, а в Таджикистане - более чем в 4 раза, в Молдове - в 2,4 раза, Армении - в 1,5, Азербайджане и России - в 1,4 раза при сокращении их числа в Туркменистане на 3%.

У кого в кармане нож?

Органами внутренних дел и прокуратуры стран Содружества в прошлом году было выявлено более 1,6 млн. человек, совершивших преступления, что на 16% больше, чем в 1991 г. Более половины (55%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Подавляющее число среди выявленных преступников (88%) - мужчины, 12% - женщины (от 5% в Азербайджане до 14% в Беларуси и на Украине).

Для женщин наиболее характерны такие виды преступлений, как взяточничество (около 30%), мошенничество (более 20%) и некоторые другие корыстные преступления.

Треть преступников совершает преступления в состоянии алкогольного опьянения. В целом по странам Содружества в пьяном виде в прошлом году совершили преступления более полумиллиона человек, что на 20% больше, чем за 1991 г.

Во всех государствах СНГ возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения (в среднем на треть), половина из них приходится на Россию, треть - на Украину. В 1992 г. в межгосударственный розыск (в пределах бывшего СССР) объявлено 30,3 тыс. скрывшихся преступников. Снижается эффективность поиска таких лиц. Если в 1991 г. их было разыскано около двух третей, то в 1992 г. - немногим более половины.

И. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника отдела социальной статистики Статкомитета СНГ

И. КОЛОСКОВА, главный юрисконсульт отдела

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна